Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в рф: основная суть и особенности

Каждый человек должен знать свои обязанности и права, особенно те, что касаются личного здоровья и здоровья своих близких. Так можно избежать ошибок и даже спасти жизнь. Почему же все-таки важно знать свои права и как правильно ими пользоваться? Давайте рассмотрим.

  1. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, то есть бесплатное медицинское обслуживание, согласно конституции Российской Федерации, статьи номер 41. Это основной закон, регламентирующий рассматриваемый нами вопрос. Его выполнение должно обеспечиваться государством.
  2. Государство Российской Федерации предоставляет охрану здоровья всем людям независимо от возраста, происхождения, отношения к религии, языка и даже национальности, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 5.
  3. Каждый гражданин имеет право на социальную защиту в том случае, если пропало здоровье, в обязанность входит реабилитация и уход за больным, назначение инвалидной группы и финансовое обеспечение, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 8.
  4. Медицинские сотрудники не имеют права отказать в оказании медицинского обслуживания, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 11.
  5. Информация о лечении и состоянии здоровья больного, а также о болезни полученная при медицинском обследовании составляют врачебную тайну, согласно ФЗ No323-ФЗ, статьи номер 13.
  6. Несовершеннолетний тоже имеет право в сфере охраны его здоровья, к примеру, проходить в учебных учреждениях медицинские осмотры, а также получать реабилитацию и медицинскую помощь, а дети, которые не имеют родителей с четырех лет могут лечиться в больницах или поликлиниках, согласно ФЗ No 323-ФЗ, статьи номер 54.
  7. Право на лечение и оздоровление каждого гражданина с помощью реабилитации и санитарно-курортного лечения в лечебно-оздоровительном месте или на курорте, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 40.
  8. Право на присутствие родственника или отца на рождении дитя, согласно ФЗ 323-ФЗ, статьи номер 51.

Таким образом право на охрану здоровья право и на медицинскую помощь установлено действительным законодательством. К этому врачам стоит относиться серьезно.

Право на охрану здоровья

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Регламентирует ФЗ No 323-ФЗ статья номер 18. Согласно этому законодательному документу, каждый, как молодой, так и пожилой, имеет полномочие на охрану его здоровья.

Чтобы этого достичь государство старается заботиться об охране нашей окружающей среды, следит за качественными условиями изготовления и поступление продуктов в магазины, а также за надлежащей медицинской поддержкой всем гражданам Российской Федерации.

Право на медицинскую помощь

Право на медицинскую поддержку регламентирует ФЗ No 323-ФЗ, статья номер 19.

Согласно этому закону каждый гражданин РФ имеет полномочие на медицинское обслуживание в соответствии с госгарантиями и при этом не имею денег.

Устой, по которому производится оказание помощи определяется Российским законодательством. Также гражданин может выбрать себе лечащего врача, методы диагностики и надлежащее лечение.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Важно знать: эта программа была создана для того, чтобы обеспечить конституционным правом каждого гражданина РФ в отношении оказания бесплатной медицинской помощи.

Благодаря ей существует перечень форм и видов оказываемой медицинской помощи, при каких условиях и состояниях такая помощь оказывается бесплатно, также показаны нормативы средних финансовых затрат по этой программе, ознакомят со структурой по которой формируют тарифы на оказание помощи. Рассчитываются показатели на одного жителя в год.

Виды медицинской помощи, предоставляемой без взимания платы

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Без денег можно получить следующую медицинскую помощь:

  1. Первичное медицинское обслуживание проходит в амбулаторных условиях и на дневном стационаре. Сюда входит наблюдение за течением всего курса беременности, самой реабилитации, лечение любых состояний и заболеваний, наличие диагностики и профилактики лечения. Помощь оказывается медицинскими работниками, которые имеют среднее медицинское образование. Сюда также входит первичное врачебное обслуживание, будь то терапевт или педиатр.
  2. Специализированное медицинское обслуживание с помощью врачей специалистов тоже на дневном стационаре или в амбулаторных условиях. Включает в себя саму реабилитацию, лечение любых состояний и заболеваний, наблюдение за течением всего курса беременности, а также диагностика и профилактика лечения.
  3. Помощь, связанная с высокими технологиями, она включает в себя использование более новых методов диагностики и лечения, с помощью уникальных роботов и новых методов генной современной инженерии, они разработаны на основе научных достижений.
  4. Скорая специальная медицинская помощь, которая должна оказываться в очень тяжелых и экстренных ситуациях. К примеру, это может быть несчастный случай, тяжелое интоксикации, травмы и заболевания при которых нужна срочная и неотложная помощь. Такая помощь может оказываться как на месте происшествия, так и в амбулаторных условиях или на дневном стационаре. Она включает в себя правильную транспортировку для сохранения здоровья или даже спасения жизни. Такая эвакуация включает в себя бригаду высококвалифицированных сотрудников, которые могут оказать помощь в машине с нужным и специализированным оборудованием.
  5. Паллиативное оказание помощи. Такая помощь является бесплатной, оказывается медицинскими работниками, которые прошли специальное обучение для того, чтобы оказывать паллиативную помощь. Такая помощь необходима для того, чтобы облегчить жизнь неизлечимо больных людей, в том числе и полное обезболивание. Возможен выезд сестры на дом.
  6. Реабилитация. Вид помощи необходимый для лечения, как в амбулаторных условиях, так и на дневном стационаре, с помощью медикаментозной и не медикаментозной терапии, направленное на восстановление функции органов или целой системы нашего организма, ранняя диагностика и профилактика острых заболеваний, и самое важное – сохранение работоспособности больного.
  7. Медико-генетические консультации и обследования, так же консультации в отношении планирования семьи.

Медицинская помощь иностранцам

Гражданин другой страны на территории России имеет права и обязанности наравне с коренными жителями страны. В России медицинское обслуживание для гостей из других стран может быть, как платное, так и бесплатное.

Платное в том случае, если иностранец прибыл на территорию РФ по визе или по миграционной карте, но при этом не имеет вида на жительство и разрешения на кратковременное проживание.

Тогда оказание медицинской помощи будет платное в соответствии с валютой той страны, если не учитывать несчастные случаи.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Чтобы иметь право на бесплатное лечение, нужно быть застрахованным в системе ОМС.

Получить страховку могут временно или постоянно проживающие гости в РФ, а также те, кто работают по трудовому договору, пенсионеры, несовершеннолетний ребенок, студенты, которые учатся по очной форме.

Тот, кто имеет временное жительство получит страховку на время пребывание в стране, на постоянное жительство – получит страховку без срока действия.

Обратите внимание: застрахованный иностранец на территории России имеет право, как и коренные граждане выбрать себе врача и поликлинику или больницу в которой хочет обслуживаться.

Получается иностранец, имея страховку может обслуживаться бесплатно благодаря программы госгарантий.

Если страховки нет тогда медицинское обслуживание будет оказываться только после предоплаты или письменной гарантии об оплате.

Важно: бесплатное медицинское обслуживание для иностранцев будет лишь экстренное, к примеру, если несчастный случай, острые состояние или отравление, которое срочно требует медицинское вмешательство.

Права пациента при оказании ему медицинской помощи

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Права гражданина на получение медицинской помощи записаны в Законе об охране здоровья:

  1. Выбор лечащего врача, семейного врача с учетом согласия обеих сторон, и выбор медицинского заведения, больница или поликлиника с заключением договора о страховке.
  2. Адекватное и уважительное отношение к лечащемуся со стороны персонала.
  3. Возможность консультирования и с другими врачами вплоть до создания консилиума.
  4. Лечение и обследование в чистых и ухоженных помещениях, которые отвечают санитарным нормам.
  5. Снятие боли различными способами и медикаментами для комфорта пациента.
  6. Право на врачебную тайну. Сюда входит информация о состоянии здоровья больного, о его обращении за помощью, также о диагнозе и самом заболевании. Для того, чтобы использовали данные больного в других заведениях, учебных и профилактических нужно личное подтверждение больного.
  7. Согласие на медицинскую операцию или хирургическое вмешательство. Если состояние больного не позволяет дать согласие из-за комы или отсутствия сознания, тогда собирается консилиум и решает вопрос жизни и смерти.
  8. Отказ от операции или хирургического вмешательства. Этот отказ фиксируется и подписывается в медицинских документах. Однако есть ситуации, когда право может быть ограниченным. К примеру, когда больной страдает от заболеваний, которые могут нанести вред окружающим людям, также тяжелые психические расстройства и те, кто сделали тяжелые преступления.
  9. Получение информации о своем здоровье и передача этой информации тем, кого выбрал пациент.
  10. Разрешение на посещение к больному адвоката с целью защитить права лечащегося.
  11. Материальная компенсация ущерба, если нанесли вред больному при оказании медицинской помощи.
  12. Допуск священника, а также на исполнение религиозных обрядов вплоть до выделения отдельной комнаты или помещения.
  13. Возможность воспользоваться услугами медицинской страховки.

Важно: если права пациента нарушили, он имеет право написать жалобу и обратиться с ней к руководителю медицинского учреждения, а также в суд.

Очень полезно знать свои права и обязанности в отношении медицины. Есть ряд нормативных документов и законов Российской Федерации, которые помогают нам знакомиться с правами гражданина.

База законов с каждым годом все более усовершенствуется для того, чтобы создать комфорт живущим людям в России, и обеспечить хорошим здоровьем и доступными медицинским лечением. Для этого существует много видов помощи, а также курорты и лечебно-оздоровительные программы.

Бесплатная медицина существует, и она не далеко от каждого из нас. Благодаря изучению своего права есть возможность пользоваться этими благами, даже гостям из других стран.

ПредыдущаяСледующая

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Источник: https://medpravo.su/pravo-na-ohranu-zdorovya-i-meditsinskuyu-pomosch/

Конституционное право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь является тем, что нельзя отнять у человека, независимо от его цвета кожи, религиозной принадлежности и личностных предубеждений.

Человек, не верующий, не разделяющий позиций врача, всё равно может претендовать на получение помощи. Иными словами, медицинская поддержка является решением государства, касаемо того, что требуется человеку или не требуется в данный момент.

Даже если жизни угрожает болезнь, чему свидетельствуют показания и данные анализов, вмешательство будет вынуждено во спасение жизни.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Охрана здоровья – это целая система, куда входят отдельные подсистемы, создающие меры политического, экономического и социально-медицинского характера. Сюда относят все аспекты деятельности государства и врачей. Управление осуществляется органами местных, районных и федеральных властей.

Так что смело можно отметить, данная сфера влияния и воздействия является наиболее уязвимой, поскольку внутри системы находятся люди – у них есть чувства, права, желание и нежелание помогать или работать.

Однако, врач – это лицо, которое работой своей обязан спасать, даже находясь на вызове в нерабочее время.

Иными словами, человек врачебной этики выбирает себе пожизненную должность – будучи на работе, в социуме или за границей, он в любой момент может спасти человека или оказать срочную помощь.

Читайте также:  Проверка истории регистрации авто в гибдд в 2020 году

Это основа и залог здоровья и сохранения жизни граждан.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, Конституция РФ подробно это изложила, указав принцип понятия и его свойства, область применения и повод для обращения к закону.

Здесь же описываются такие обязательные нормы, как:

  1. Способствовать поддержанию физического и психологического воздействия. Врач обязан воздействовать и принуждать к активному образу жизни. Это есть хорошо, поэтому такая мера воздействия (без насильственная) возможна.
  2. Человек должен следить за здоровьем – это обязанность гражданина РФ, а если этот факт нарушается, врач принудительно восстанавливает «справедливость», ссылаясь на закон и опираясь на Конституцию своей страны.
  3. Принципы закона также направлены на создание безопасной окружающей среды. Ведь если человек живёт в удобном для него мире, который безопасен, он способен прожить более долгую жизнь без обращения за помощью. Сказать, это косвенная мера воздействия посредством окружающей среды.
  4. Благоприятные условия труда, недаром издан Кодекс по охране трудового места. Здесь указываются положения для обустройства кабинетов, офисов и магазинов, чтобы люди работали спокойно, не принуждая себя к вынужденной трудовой сфере из-за нужды, не обращая внимание на условия. Например, из практики видно, что на стекольном заводе или предприятии по изготовлению бытовой химии, работникам предоставляется больше льгот и отпусков.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенностиОбращаясь к постановлениям и поправкам к Конституции РФ, то там есть интересный пункт, который трактуется вразрез и расход с основными положениями законодательной базы. Если каждый человек имел право на охрану своего здоровья и оказание медицинской помощи, то теперь на «высказывание» накладывается табу и несколько противоречащих оснований, которые служат частично запрещающими моментами. Помощь должна оказываться в полном объёме, однако, в поправках введено правило, если это необходимо для конкретной ситуации и болезни. Конечно, не имея возможности помочь вряд ли система здравоохранения разрешит использовать ресурсы для поддержания жизни впустую. На этот счёт есть другие законные положения.

Помощь оказывается без взимания платы, здесь речь идёт только об экстренной медицине, поскольку в частной клинике никто не позволит оперировать или лечить человека без документов и денег.

Есть свой прейскурант цен на спасение жизни, и если право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь закреплено в Конституции РФ, то это не значит, что остальные законы, права и обязанности врачей и иных лиц можно «опустить» или отодвинуть в сторону.

Основание для начала оказания помощи

Основанием для начала помощи врач может считать соглашение человека на эти действия. Если он согласен на все предписания, которые нужно ему оказать в течение лечения, гражданин подписывает соглашение.

Если он против, врач имеет право выписать его или вовсе не оформить, отправив в другие клиники или больницы. Конечно, речь может идти о взрослых, и детях.

Родители могут опасаться за ребёнка, не позволяя врачу осуществлять вмешательства, хотя на основании закона, если того требует спасение жизни, врач против воли родителей сделает всё, чтобы спасти малыша.

В таких случаях право на лечебное обслуживание защищают иные органы власти, которые представляют интересы ребёнка. Существует негласная конвенция предоставления информации о потерпевших на данные горячих линий о состоянии здоровья детей. Если возникают споры между правоохранительными органами и родителями, то в Российской Федерации этими делами занимаются попечительские советы.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенностиОб этом также установлено в Федеральном Законе РФ и некоторых поправках к нему. Когда соглашение даёт свободу действий, врач застрахован от всего, кроме врачебной ошибки, в противном случае, рискуя на свой страх, будет сложно доказать человеку, далёкому от медицины, что действия были правомерны, и если человек погибает, это следствие нехватки времени или чего-то ещё, а не невозможность врача выполнить свой долг. Нельзя квалифицировать все деяния, как опасные, если врач пытается бороться за жизнь пациента. Его конституционное право обеспечивает ему гарантию, но и он не должен этим пользоваться.

Заранее обнадёживать никто не будет, тем более, брать ответственность за «безнадёжного» пациента. Не стоит говорить хорошие диагнозы, вызывать надежду на лучшее, поскольку человек с высшим медицинским образованием не может такого сказать.

Из всего следует:

  1. Граждане имеют право на получение сведений, достоверных относительно их болезни.
  2. Люди имеют право знать или скрывать настоящий диагноз, а врач обязан уведомить их об этом, ссылаясь на моральный кодекс и этические правила в нём.
  3. Нельзя внушать доверие, входить в него и всячески воздействовать на человека для получения каких-либо выгод.
  4. При обнаружении угрозы для жизни, врач обязан нейтрализовать все возможные последствия.

Если угроза жизни наступила в больнице или ином медицинском учреждении, а врач недоглядел, это вина его, как ответственного работника, не вина, как врача или компетентного специалиста. Важной конституционной гарантией ещё одного права выступает географическое положение и проживание человека.

Пациент оказывает на себя некоторые нормы воздействия – питание, стресс, качество безопасной работы. Если права не соблюдены, в медицинском учреждении его не спасут, наоборот, будут вынуждены возбудить несколько мероприятий для установления причин заболевания.

Не исключено будет возбуждение дела против работодателя и иных лиц.

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенностиВ статье 41 Конституции РФ также сказано, что законом не предусмотрено сокрытие опасных мероприятий, которые могут угрожать человеку и его жизни. Это касается не только учреждений, школ, больниц, но и частных владений, предприятий. Распространяется правило и на человека в частности. Если он является психически нездоровым, он должен пройти лечение, поскольку представляет угрозу для социума, и в таких ситуациях его разрешение и согласие на лечения не требуется. Конечно, если он здоров, но представляет опасность, врачи обязаны будут зафиксировать психические отклонения прежде, чем обратятся в иную сферу помощи.

Специализация права и её толкование

Также право на медицинскую помощь в Конституции РФ имеют и те, кто сталкивается с такими инцидентами, как насильственное отношение.

В жизни сложно расписать ситуацию от начала и до конца, поскольку в некоторых условиях потерпевшая сторона становится угрозой для подозреваемого, оказываются насильственные и психологические действия.

В рамках закона об этом ничего не сказано, а деяние единичного характера признаётся и продолжается, но ответственность за это несут уже не врачи, а иные органы исполнительной власти. Понятие болезни должно трактоваться, как проблема медицинского характера, чтобы поступила помощь от врача.

Содержание этого имеет личностную ценность информации, и если данные включены в полном объёме, то наступает конституционно-правовая реализация прав больных, военнослужащих, пострадавших. Наблюдаются в ходе исследований серьёзные изменения в работе мозга человека, диагностика направлена на выявление ОГЭ, болезней, которые имеют летальный исход.

Особую проблему нынешнего законодательства представляют частные медицинские учреждения, которые имеют свою обособленную структуру власти, но и они подчиняются уставу и нормам защиты здоровья человека:

  1. Произвол или иные меры, не отвечающие правам врача, не могут быть проведены.
  2. Любые деяния должны быть предназначены во спасение жизни, и их реализация должна отвечать мерам воздействия на здоровье человека.
  3. Если в лечение включаются дополнительные меры, то пациента должны об этом уведомить, как и предложение недостаточного лечения из-за политики клиники (неполная оплата медицинских услуг).

Организация для решения спорных вопросов направляет группу сведений, отражённых в учёте и карте больного.

Указывается телефон и адрес пациента, данные больницы и профилактические меры при оказании срочной помощи.

Если пациент переводится в другое подразделение, в норме о его здоровье должны докладывать родственникам именно те, кто принял больного с последующей переадресацией в соответствующее учреждение.

Источник: https://provolochek.ru/medicina/pravo-na-ohranu-zdorovya.html

Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ: основная суть и особенности

Постникова Л.М. Постникова Т.М. Состояние, проблемы, основные направления развития российской конституционной модели: материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., посвященной 20-летию принятия Конституции России (Тула, 22 октября 2013 г.) / отв. ред. А. В. Кирилин; РПА Минюста России, Тульский филиал. — М. : РПА Минюста России, 2013. — 212 с. — 50 экз.

Все яснее в настоящее время в России осознается важность связи медицины и права. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, связаны с несколькими отраслями права. А медицинская деятельность регулируется различными подзаконными актами (приказами, положениями и т. д.). Все это приводит к формированию медицинского права как полноценной отрасли права.

Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.

Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать.

В соответствии со ст.

41 Конституции Российской Федерации, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 3.

По общему правилу право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя: права граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст.

7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции Российской Федерации); обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст.ст.

45,46, 53, 55 Конституции Российской Федерации); установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.

На сегодняшний день огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации внесен принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1.

В нормах названного закона отмечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья, в частности права на выбор врача и медицинской организации, причем как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы ее оказания, так и при оказании платной медицинской помощи.

Устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее работниках, их квалификационных характеристиках.

Правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья.

Данное направление является весьма проблемным, как в теории, так и на практике, поскольку понятием «охрана здоровья» помимо физического здоровья охватываются еще психическое и социальное благополучие, практически не изученные с точки зрения конституционного права и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем.

Читайте также:  Выбор и покупка нового авто - на что обратить внимание?

В процессе формирования рынка медицинских услуг в 2007—2010 гг. уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечались нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь, однако данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день.

Стоит сказать, что государство предпринимает огромные усилия, чтобы исправить ситуацию в сфере здравоохранения, осуществляется разработка национального проекта «Здоровье», Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.

1, стимулирование рождаемости, строительство перинатальных центров, внедрение высоких технологий в медицину.

Анализ судебной практики отмечает рост случаев обращения пациентов в региональные общества защиты прав потребителей и в другие судебные органы с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг.

Это означает, что с развитием обязательного медицинского страхования произошла активация борьбы за права потребителей и производителей. Медики в таком положении защищены намного меньше, чем люди, потребляющие медицинские услуги.

Случаи крайней неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи более чем в 40% случаев не имели достаточных оснований и были обусловлены грубыми деонтологическими нарушениями.

По материалам дел в случаях неудовлетворенности медицинской помощью невольно приходится обращать внимание на трудности взаимодействия между врачом и больным, которые ранее описаны психологами и которые необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи: искажение восприятия, понимания и оценки информации; конкурирующее взаимодействие вплоть до конфронтации.

Конституционная природа права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь выражается не только в форме закрепления — прямое указание в тексте Конституции Российской Федерации, не только в том, что это право находится в тесной взаимосвязи с иными основополагающими личными и социальными конституционными правами человека в Российской Федерации, но и в специфике материального содержания конституционных правоотношений по поводу реализации и защиты права на получение медицинской помощи в Российской Федерации и подтверждается реализацией посредством указанного права такой социально значимой конституционной ценности, какой является здоровье каждого человека.

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777798501/

Понятие и сущность права граждан на охрану здоровья

Право граждан на охрану здоровья в отличие от других прав человека сравнительно недавно стало закрепляться в актах, в том числе в законодательстве развитых стран. Это, очевидно, связано с обострением демографических проблем в большинстве развитых стран.

Государства должны реагировать на них, вырабатывая социальные меры, направленные на продолжение жизни, поддержание здоровья и создание комфорта.

С этим связана вынужденная политика развития права в сторону либерализма, причем человек становится центральной фигурой (субъектом) права, от которой берут начало иные общественные отношения.

Вплоть до середины XX столетия в конституциях государств всего мира отсутствовало упоминание о праве граждан на здоровье, хотя многие другие права уже были провозглашены. Право на здоровье как одно из основных прав человека впервые нашло свое юридическое закрепление в международных актах по окончании Второй мировой войны.

В Уставе (это нашло отражение в Конституции СССР 1946 г.) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) было определено, что целью данной организации является достижение всеми народами возможного наивысшего уровня здоровья (ст.1).

При этом под здоровьем понимается «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

  • Таким образом, в международных актах наблюдается некоторая несогласованность правовых понятий, каждый раз мы видим разный объект права.
  • Несмотря на то, что Конституция РФ различает понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь».
  • Федеральный закон «Об охране здоровья граждан «Российской Федерации» используется следующие основные понятия, связанные с данной тематикой:
  1. 1) здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;
  2. 2) охрана здоровья граждан (далее — охрана здоровья) — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
  3. 3) медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг;
  4. «Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья.
  5. Это право обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.

  • Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
  • Таков фундамент нормативных понятий в сфере охраны здоровья. Однако при их внешней стройности очевидно, что на самом деле интересующий нас вопрос понимается нормотворцами неодинаково, иначе мы не имели бы такого количества терминов:
  • • право на здоровье;
  • • право на такой жизненный уровень, включая медицинский уход, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния самого человека и его семьи;
  • • право на высший достижимый уровень физического и психического здоровья;
  • • право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  • Поэтому, если попытаться понять, какое же право реализовывается или защищается на самом деле, то нужно разобраться в терминах.

Трудно согласиться с российским законодательством в той части, где говорится о «неотъемлемости» права на охрану здоровья.

Например, договор медицинского страхования, дающий право на охрану здоровья (на медицинскую помощь при наступлении страхового случая), может быть заключен в пользу третьего лица: одно лицо (например, работодатель) купило для другого лица (работника) страховку.

Таким образом, одно лицо передало право получения медицинской помощи другому лицу, и, стало быть, это право передаваемо и отчуждаемо.

Очевидно, в данном случае законодатель подменил термины «право на здоровье» (которое действительно нельзя отделить от человека) и «право на охрану здоровья».

Термин «право на здоровье» довольно широко используется в международной практике, однако не имеет юридического смысла. Дело в том, что здоровье неотделимо от человека (как уже говорилось, человек совсем без здоровья мертв), а право как таковое описывает устойчивые общественные отношения в определенной сфере деятельности.

Отношения возникают между объектами и субъектами права и между субъектами. Однако здоровье – неотъемлемая принадлежность человека, и здесь мы имеем совпадение субъекта и объекта в человеке (гражданине).

Между этим субъектом права (человеком) и объектом права (здоровьем) невозможно построить систему правовых взаимоотношений и норм, поскольку это – внутренние отношения человека, куда общество с его нормотворчеством может вмешаться лишь тогда, когда сам человек угрожает себе или другому или не может себе помочь.

Но тогда это внешнее вмешательство уже будет не частью права на здоровье, а одной из мер по охране здоровья. В этом случае третьему лицу дается право, минуя волю субъекта, непосредственно вмешиваться в его здоровье. В таких случаях воля игнорируется в интересах самого человека или в интересах общества.

Эти ситуации рассматриваются как исключительные. Правилом же является позиционирование гражданина как полноценного субъекта гражданско-правовых отношений, воля которого имеет определяющее значение.

Единственным доводом в пользу термина «право на здоровье» могут служить случаи посягательства на здоровье гражданина другими лицами (преступниками), вредоносными факторами, включая экологию, болезни и пр. В этой ситуации можно говорить о здоровье как о полноценном объекте права, который подлежит охранительным (однако уже в чисто правовом контексте) мерам вплоть до уголовных санкций.

  1. В доказательство правомерности использования термина «право на здоровье» его сторонники приводят три довода:
  2. 1) этот термин является наилучшим с точки зрения соответствия международным документам и соглашениям;
  3. 2) он вообще чаще других используется на международном уровне;
  4. 3) он помогает осознать, что речь идет не только об охране здоровья, но и о праве на ряд условий, без которых невозможно здоровье, таких, как доступ к чистой питьевой воде и здоровая экологическая обстановка».

Данные доводы не бесспорны. Международные документы должны использовать корректные термины, а некорректное использование терминов делает некорректными и документы, их содержащие: не документ определяет качество термина, а качество термина – качество документа.

Они могут быть уместны в англо-американской правовой системе, где существуют прецеденты и частота использования термина в определенном контексте (обычай) «узаконивает» его применение в юридическом поле. Однако в России с ее романо-германской правовой системой эта логика неприменима.

Мы нуждаемся в законодательной норме, и это заставляет нас стремиться вывести логически достоверное понятие, у которого есть шанс стать законом, т. е. правилом для всех.

Тезис, что термин «право на здоровье» помогает осознать, что речь идет не только об охране здоровья, но и о праве на ряд условий, без которых оно невозможно (доступ к чистой питьевой воде и здоровая экологическая обстановка), обобщен в российском определении «охраныздоровья граждан»: в частности, здесь говорится о совокупности мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера.

Анализируя вышеприведенные международные акты, можно сделать вывод, что они говорят не о том, что человек вправе иметь здоровье (право на здоровье), а о том, что он вправе прибегнуть к инфраструктуре, созданной государством и обществом (совокупность мер по охране здоровья) для реализации этого права.

И тогда происходит полное слияние смыслов выражений «право на здоровье» и «право на охрану здоровья». Однако последнее понятие является более точным с правовой и содержательной точек зрения, поскольку в отличие от понятия «здоровье» понятие «охрана здоровья» всегда связано с действиями конкретных лиц – субъектов права, и это право может быть объективировано.

Читайте также:  Лишили водительских прав - что делать и как вернуть?

Между тем выражение «право на здоровье» выглядит значительно более субъективным.

Термин «охрана здоровья» может быть истолкован в широ­ком и узком смысле. Ст.

2 ФЗ определяет, что охрана здоро­вья — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Охрана здоровья в узком смысле приравнивается к здраво­охранению и означает комплекс мероприятий по профилак­тике, диагностике и лечению заболеваний.

По сути дела, в предло­женном определении раскрывается понятие «охрана здоровья», но не столь детально определяется содержа­ние понятия «здоровье».

В уставе Всемирной организации здравоохранения Здоровье означает состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Устав ВОЗ может считаться источником права, т. е. данное понятие здоровья может использоваться в юриспруденции. Оценка его корректности вызывает сомнение.

Нищий бездомный (социально неблагополучный), но здоровый (с медицинской точки зрения) человек будет нездоровым по определению ВОЗ.

Термин «благополучие» вообще является субъективным, а потому относительным и условным. Невозможно объективно оценить, благополучен ли человек на самом деле или нет, особенно с учетом оценок психического состояния. Но тогда и для определения, которое можно использовать в юриспруденции, это понятие малоприменимо.

Кроме того, через отсутствие чего бы то ни было (в частности, и через отсутствие болезней) точно составить представление о предмете или явлении нельзя: у трупа, например, тоже нет болезней, но и здоровья нет. Необходимо указать на определенное свойство (провести идентификацию) явления, присущее только ему.

Иные существующие толкования термина «здоровье» тоже не отличаются совершенством.

Так, если ВОЗовское определение не дробит здоровье на уровни, говоря о «состоянии полного… благополучия», то МПЭСКП (Международный пакт экономических, социальных и культурных прав) с этим, очевидно, не согласен, потому что предполагает наличие у здоровья неких уровней («право на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья» – ст. 12 МПЭСКП).

Показательной является попытка замены в норме МПЭСКП слова «здоровье» на ВОЗовское определение: «участвующие в Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического состояния полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Возникает смысловая нелогичность: наивысший достижимый уровень состояния полного благополучия.

Помимо этого говорят, что здоровье бывает хорошим или плохим. У инвалидов тоже есть здоровье. Но тогда ВОЗовский термин «здоровье» не отражает различных качеств, а требует дополнительной определенности. Как было показано, определение здоровья ВОЗ уже содержит качественную характеристику, а норма МПЭСКП обусловливает понятие здоровья дополнениями («наивысший достижимый уровень»).

  • Существуют иные определения термина «здоровье»:
  • · состоянье животного тела (или растения), когда все жизненные отправления идут в полном порядке; отсутствие недуга, болезни».
  • · естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений…
  • · Нормальное состояние правильно функционирующего, неповрежденного организма.
  • · состояние целеполагающей жизнедеятельности, воспроизводящей психофизиологическую потребность в добровольном напряжении.
  • Согласно одной научной позиции здоровье считается состоянием, а по другой – способностью.
  • Слово «состояние» всегда требует дополнительной определенности, например: «состояние … жизнедеятельности», «…уравновешенности», «…когда отправления идут», «функционирующего организма», что указывает на некую пассивность и статичность самого термина – он требует динамической «добавки» при определении здоровья.
  • Может ли слово «способность» помочь раскрытию понятия «здоровье»?

Из приведенного многообразия словарных значений вытекает, пожалуй, главный вопрос, который почти наверняка поможет нам решить проблему правильного определения. Вот он: чего желает инвалид (человек, не имеющий здоровья) более всего для себя?

Способности действовать как нормальный человек!

Чего может опасаться здоровый человек? Утраты каких-то состояний? Конечно, нет. Он боится утратить способность действовать.

Что именно государство готово охранять не только в интересах отдельных граждан, но и в интересах трудоспособного населения в целом? Способность граждан действовать.

И, конечно, государство меньше интересуют люди, не способные действовать, нежели те, что действуют полноценно, увы, таков цинизм современной политики и экономики.

Нетрудно увидеть, что и понятие «здоровье», и понятие «способность» могут быть выражены через понятие «состояния, позволяющего действовать», и здесь мы имеем почти полное тождество.

Учитывая, что здоровье человека является важнейшим атрибутом после самой жизни, можно сказать, что здоровье – это способность осуществлять жизнедеятельность.

Учитывая, что эта способность не должна сопровождаться искусственной поддержкой (лекарствами, приборами и т. п.), мы должны говорить о естественной, самостоятельной или природной способности человека осуществлять жизнедеятельность.

Учитывая, что заболевания могут присутствовать, но до поры до времени никак не влиять на способность жить, имеет смысл говорить о способности к осуществлению жизнедеятельности не только человека в целом, но и всех уровней (органного, молекулярного и т. п.) и всех частей его организма.

Учитывая, что объективная оценка здоровья человека может быть дана только на основе сравнения со здоровьем других людей (в сравнении с медицинскими и пр.

нормами), необходимо говорить о способности осуществлять нормальную деятельность.

Отклонение от норм необходимо считать нарушением здоровья, что не мешает разработке таких понятий, как «индивидуальные особенности организма» или «компенсаторные возможности», которые являются исключением, а не нормой.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/a60848.html

Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Моисеев Н. Д. Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 114-115. — URL https://moluch.ru/archive/278/62827/ (дата обращения: 03.04.2020).



В статье раскрывается международное понимание права на медицинскую помощь и охрану здоровья, как составляющей права на достойный жизненный уровень. Автор анализирует содержание права в законодательстве РФ и выводит определение указанного понятия.

Ключевые слова: здоровье, медицинская помощь, охрана здоровья, конституционное право, благополучие человека.

Комплексное социально-экономическое развитие страны неосуществимо без постоянного повышения уровня жизни и уровня экономического благосостояния его населения. По своей социальной значимости основное право на охрану здоровья и медицинскую помощь является одним из наиболее важных, оно направлено на удовлетворение естественных человеческих потребностей.

Здоровье занимает самую верхнюю ступеньку в системе категорий человеческого бытия — среди интересов, идеалов, гармонии, красоты, смысла и счастья жизни, творческого труда, программы и ритма жизнедеятельности [4, с. 45].

Термин «здоровье» давно известен российскому законодательству, и в законе дано его правовое определение.

Формулировка этого понятия приводится в пункте 1 статьи 2 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ.

Закон гласит: здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма [3].

Как в российском законодательстве, так и международном праве понятие «здоровье» толкуется очень широко, обеспечение здоровья не сводится только к поддержанию жизнедеятельности организма, а обозначает и иные меры, связанные с повышением психического и социального благополучия человека. Политика государства в конкретной сфере общественных отношений обязательно определяет тем, как правоприменитель и законодатель определяют предмет правового регулирования, его пределы.

В нашем случае право охрану здоровья и медицинскую помощь определяется в комплексе с другими правами. Впервые всеобщее легальное закрепление права на охрану здоровья и медицинскую помощь произошло недавно — в XX веке, путем принятия ряда международных договоров и создании международных организаций.

Так во Всеобщей декларации прав человека право на охрану здоровья и медицинскую помощь учитывается как составная часть права на достойный жизненный уровень, наряду с другими естественными правами: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [1].

В XXI веке медицина обрела некоторые успехи: уменьшилась детская смертность, увеличилась средняя продолжительность жизни, в большинстве стран медицина стала доступнее, чем в прошлом.

Как правило, наряду с международными договорами, современные государства по-своему перенимают и закрепляют право на охрану здоровья и медицинскую помощь в нормах национального законодательства. Образуется иерархия нормативно-правовых актов, с верховенством Основного Закона государства.

  • Российская Федерация не является исключением, в её законодательстве также прослеживается иерархия из нормативно-правовых актов.
  • В первую очередь, провозглашая право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь, в статье 41 КРФ законодатель изложил основные особенности права, а также выделил следующие гарантии его исполнения: 1) запрет на сокрытие должностным лицом информации об обстоятельствах, создающих опасность для здоровья; 2) поощрение создания частной, государственной и муниципальной системы здравоохранения; 3) создание условий для укрепления здоровья населения; 4) предоставление медицинской помощи бесплатно за счет указанных в законе источников [2].
  • Анализ положений Конституции РФ на содержание права человека на охрану здоровья и медицинскую помощь указывает на несколько групп правомочий в указанной сфере. Савостьянова определяет эти группы следующим образом:
  • 1) Права граждан в сфере охраны здоровья (ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции РФ);
  • 2) Обязанность государства в лице органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст. 45, 46, 53, 55 Конституции РФ);

3) Установленную законом ответственность государства, юридических лиц и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов государственной власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредоставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью [5, c. 39].

Содержание права на медицинскую помощь раскрывается в одиннадцати пунктах ч. 5 ст. 19 ФЗ № 323.

В соответствии с ними пациент имеет право на выбор врача и медицинской организации; профилактику, диагностику, лечение и медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов; защиту сведений, составляющих врачебную тайну; отказ от медицинского вмешательства и другие права [6, с. 16].

На основании вышеизложенного, можно сформулировать понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь, как право каждого на безусловный доступ к медицинским услугам (в установленных законом случаях на бесплатной основе) надлежащего качества, на поддержание цивилизованной среды проживания гражданина, не вредящих его физическому, психическому и социальному состоянию.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/278/62827/

Ссылка на основную публикацию