Нецелевое использование средств омс и ответственность за него

Каждый гражданин РФ имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Такая услуга, очень важная для всех нас, финансируется из фондов обязательного медицинского страхования за счёт госбюджета. Грамотное расходование материальных ресурсов на средства ОМС с целью обеспечения работы медучреждений регламентируется законодательством, также как и наказание за их нецелевое использование.

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за него

Что такое ОМС

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина.

Основные положения программы в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется Федеральным Законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) от 29.11.2010 г.

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски.

Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации.

В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Читайте подробнее: Система обязательного медицинского страхования в России.

Как формируются финансовые средства ОМС

Финансовые средства обязательного медицинского страхования формируются за счёт поступлений из разных источников, а именно:

  • страховые отчисления работодателей;
  • взносы, уплачиваемые государством на медицинское страхование безработных или временно нетрудоспособных граждан;
  • добровольные выплаты юридических и физических лиц;
  • отчисления из федерального бюджета на обеспечение территориальных программ обязательного медицинского страхования;
  • за счёт части налога на определённые виды деятельности по ОКВЭД;
  • за счёт части единого социального налога, размер которого регламентирован законом;
  • за счёт пеней и штрафов;
  • иных источников и поступлений, предусмотренных законом РФ.

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за него

Принципы расходования средств ОМС

Расходы, которые осуществляются за счёт средств ОМС перечислены в ст. 35 ФЗ № 326. Они состоят из следующих статей:

  • затраты, связанные с оказанием медицинской помощи, а также расходы на ресурсы и медикаменты, которые используются в ходе её предоставления;
  • расходы, за счёт которых обеспечивается работа учреждения здравоохранения за исключением затрат, необходимых для оказания медицинской помощи.

В перечень затрат, необходимых для оказания медицинской помощи входят:

  • оплата труда и расходы на выплаты по заработной плате медработников, которые принимают участие в оказании врачебной помощи населению;
  • затраты на закупку и регулярное пополнение материальных средств, которые потребляются в ходе предоставления медицинской помощи;
  • стоимость амортизации технических приборов и другого оборудования, используемых в процессе оказания медицинской помощи;
  • учёт других расходов, связанных с предоставлением медицинских услуг.

Кроме того, из государственных фондов финансируются следующие медицинские потребности населения:

  • выдача зарегистрированных в РФ лекарственных средств гражданам, болеющих тяжёлыми заболеваниями, которые входят в перечень жизнеугрожающих и представляют опасность для жизни человека или приводят к инвалидности;
  • выдача лекарственных препаратов гражданам, которые болеют некоторыми тяжёлыми недугами, находятся на амбулаторном лечении и требуют постоянного приёма препаратов для поддержания нормальной жизнедеятельности. В их числе инсулинозависимые больные, страдающие от сахарного диабета.

Также денежные ресурсы затрачиваются на проведение лабораторных опытов и исследований с целью усовершенствования схемы оказания медицинской помощи населению РФ. Помимо этого, территориальные фонды финансируют некоторые прочие услуги для поддержания медучреждения в надлежащем состоянии. Например, оплата работ по благоустройству территории больницы осуществляется за счёт средств ОМС.

Нецелевые траты средств ОМС и их виды

В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности. За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность.

Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.

Превышение лимита на покупку медтехники

Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для медучреждения. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.

Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС.

Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы.

В результате медучреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за него

Премирование медработников из фондов ОМС

Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается следующих выплат:

  • переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни;
  • надбавок за трудовой стаж и выслугу лет;
  • средней заработной платы при увольнении медработника;
  • мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.

Траты на съем и ремонт жилья для сотрудников

Часть государственного бюджета, предназначенная для обеспечения денежной помощи за счёт средств ОМС, не предусматривает удовлетворение потребностей медперсонала в материальных благах. Из этих средств запрещено оплачивать аренду квартир и погашать обязательные взносы плательщика в госбюджет.

Ремонт жилых домов, в которых проживает медперсонал, тоже не может производится за счёт денежных ресурсов ОМС. Это касается и капитального ремонта самой больницы. Для того чтобы получить деньги на такой вид работ, необходимо просить их из госбюджета, так как это отдельная статья. Из источников страхования выплачиваются лишь взносы на содержание медучреждения.

Оплата других непредусмотренных тарифом нужд

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней;
  • приобретение предметов мебели;
  • оплата дороги работникам и пациентам;
  • траты на питание медработников и больных;
  • покупка оборудования для стирки белья;
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за него

Наказание за нецелевое использование средств ОМС

В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Размер штрафов и пеней определён ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Он составляет 10% от потраченной суммы плюс одна трёхсотая ставки рефинансирования ЦБ РФ. Если комиссия обнаруживает вопиющие случаи использования бюджетных денег для оплаты нецелевых трат, ТФОМС подаёт соответствующий судебный иск, и медучреждения, как правило, проигрывают такие дела.

Заключение

Как и предполагают принципы одноканального финансирования из средств ОМС – это основной источник обеспечения учреждений здравоохранения материальными ресурсами для оказания медицинской помощи.

Взносы, поступающие в клинику из территориальных фондов, предназначены для удовлетворения потребностей граждан в лекарственных препаратах, медицинских услугах, для оплаты труда медработников, для обслуживания медучреждения.

Однако далеко не все нужды больниц можно удовлетворять из этой части госбюджета. За нерациональное и нецелевое использование средств ОМС медицинским учреждением предусмотрена административная ответственность в виде штрафов и пеней. Кроме того, вопиющие случаи растраты бюджетных денег рассматриваются в судебном порядке.

Тарифное соглашение по ОМС: что это, где посмотреть?

Что такое добровольное медицинское страхование для сотрудников.

Поделиться ссылкой:

Источник: https://jsecret.ru/meditsina/oms/rashodovanie-sredstva-oms-celevoe-necelevoe-ispolzovanie

Проблемы работы частных клиник в ОМС: целевое использование средств, распре-деление объемов, применение коэффициентов, экспертиза СМО

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за негоСергей Викторович Богданов, главный врач, «Добрый доктор», Барнаул

  • Богданов Сергей Викторович — ассистент Кафедры ОЗиЗ ГОУ ВПО АГМУ,
  • Трофимов Александр Борисович — директор ООО КДЦ «Добрый доктор»,
  • Буянов Евгений Николаевич — директор АНО «Медицина и право»,
  • Кадыров Фарит Накипович – ФГБУ «ЦНИИОИЗ Минздрава России»

Первостепенными задачами  стратегии развития здравоохранения РФ на долгосрочный период до 2030 года являются — сохранение программы бесплатного оказания медицинской помощи  при ее существенном совершенствовании. На этом пути предполагается осуществления дальнейшего развития медицинского страхования, частно — государственного партнерства  и т.д.

Однако в настоящее время наиболее серьезными препятствиями в работе частных медицинских организаций в системе ОМС были и остаются: проблемы ответственности за нецелевое использование средств ОМС, предвзятое и необоснованное распределение объемов медицинской помощи между участниками ОМС, применение различных дискриминационных коэффициентов к медицинским организациям, правовая неурегулированность процедуры экспертизы (МЭК, МЭЭ, ЭКМП) оказанной медицинской помощи со стороны СМО.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда России юридическая ответственность должна быть основана на принципе соразмерности, обеспечивающем ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

Принцип соразмерности в равной мере относится и к ответственности за ненадлежащее качество работы (услуги) (ч. 2 ст. 779, ч. 1 ст. 723 ГК РФ), и к неустойке (ст. 333 ГК РФ).

Нередко при проверках целевого использования медицинскими организациями средств ОМС сотрудники территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС) выносят решения об их нецелевом использовании.

Отстоять свои права медицинские организации пытаются в арбитражных судах. Единственным законным основанием принятого ФОМС решения являются нормы части 9 статьи 39, пункта 5 части 2 статьи 20 федерального закона от 29.11.

Читайте также:  Ежемесячная денежная выплата: понятие, особенности, размер в 2020 году

2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее «закон № 326-ФЗ»).

Само понятие «целевое использование средств» в отношении системы ОМС является анахронизмом.

Медицинские организации оказывают медицинскую помощь в рамках гражданско-правовых договоров, в рамках которых они должны обеспечить необходимые объемы и качество оказания медицинской помощи.

Таким образом, контроль за направлением использования средств частными медицинскими организациями противоречит их правовому положению.

Анализ правовой природы юридической ответственности, установленной нормой ч. 9 ст. 39 закона № 326-ФЗ, приводит к выводу, что названный закон вводит особый самостоятельный вид юридической ответственности.

ТФОМС не является стороной договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС (ст. 39 закона № 326-ФЗ), контрагентом медицинской организации является страховая медицинская организация (СМО) (ч. 1 ст. 39 названного закона).

Следовательно, санкция ч. 9 ст. 39 закона № 326-ФЗ не является договорной.

Не может квалифицироваться приведенная санкция и как деликт, поскольку медицинская организация получает денежные средства в оплату по договору, в то время как деликт – внедоговорное отношение.

Не может рассматриваться предусмотренное законом изъятие средств у медицинской организации и как административно-правовая санкция.

В рамках административного законодательства безвозмездное изъятие имущества в качестве административного наказания именуется конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения (п. 4 ч. 1 ст. 3.2., ч. 2 ст. 3.3., ст. 3.7. КоАП РФ) и, как санкция, должна быть закреплена в конкретной статье Особенной части Кодекса. К тому же, конфискация назначается судьей (ч. 1 ст. 3.7. КоАП РФ).

Не является рассматриваемая норма и одной из форм изъятия в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению (ст. 289 БК РФ, ч. 2 ст. 19 закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»).

Таким образом, норма ч. 9 ст. 39 закона № 326-ФЗ не подпадает ни под один из известных видов юридической ответственности.

Вместе с тем, эта норма носит конфискационный характер — изъятие у собственника его имущества в доход государства за совершенное правонарушение именуется конфискацией (ч. 1 ст. 243 ГК РФ).

Территориальная программа ОМС имеет своей первоочередной целью определение перечня заболеваний, лечение которых гарантированно государством бесплатно, средние нормативы финансового обеспечения территориальной программы, перечень жизненно важных лекарственных препаратов и способы оплаты медицинской помощи.

И уж точно нелогично считать, что основной целью принятия территориальной программы является определение структуры тарифа ОМС. Однако, суды встают на позицию ТФОМСов, считая целевым расходование на цели указанные в структуре тарифа, а не на цели оказания гражданам гарантированной бесплатной медицинской помощи.

Целевые установки ограничения прав и свобод человека имеют строго ограниченный законом перечень — защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Контроль ТФОМС соответствия использования полученных медицинской организацией денежных средств структуре тарифа не преследует какую-либо цель из перечисленных выше целей и не должен быть сохранен.

Следующей важной проблемой участия частных клиник в системе ОМС является субъективный механизм процедуры распределения объемов медицинской помощи, подлежащих оплате из фондов ОМС, между медицинскими организациями, что приводит к дискриминации медицинских организаций при распределении бюджетных ресурсов, а наибольшей дискриминации подвергаются частные организации.

Комиссии по разработке территориальных программ ОМС, не включают представителей частного здравоохранения, а состоят из представителей государственных учреждений, органов исполнительной власти субъекта федерации, ТФОМСов, профсоюзных и общественных организаций и союзов, представителей СМО. При этом определен особый правовой статус комиссий по разработке территориальных программ ОМС, в результате чего к членам комиссии непросто применить меры ответственности за принимаемые решения и нарушения прав заявителей.

В соответствие с законодательством Российской Федерации частная медицинская организация  не вправе в течение года выйти из системы ОМС, не имеет права взымать плату за медицинскую помощь определённую территориальной программой, обязана соблюдать принципы недопустимости отказа в оказании бесплатной медицинской помощи и соблюдать право пациента на выбор медицинской организации.

В случае превышения медицинской организацией запланированных объемов медицинской помощи в рамках ОМС она законодательно обязана оказывать медицинскую помощь при обращениях пациентов на основании медицинских показаний и с учетом права выбора медицинской организации (реализованная потребность в помощи и доступность ее в организации), финансирование за оказанную помощь должно продолжаться в полном объеме, а объемы медицинской помощи в рамках ОМС должны быть перераспределены на ближайшем заседании Комиссии по разработке территориальной программы на основании пункта 123 Правил ОМС.

Однако, вместо обоснованного перераспределения объемов медицинской помощи в Тарифных соглашениях устанавливаются понижающие коэффициенты оплаты, дифференцированные со степенью превышения плановых объемов, одновременно перераспределяя объемы помощи в пользу государственных медицинских организаций.

Самым частым обоснованием комиссии отказа в перераспределении объемов является так называемое «отсутствие потребности населения», хотя методики оценки такой потребности не существует, да и как иначе назвать обращение в медицинскую организацию с направлением на оказание плановой медицинской помощи, как не реализованная потребность.

Сложившееся положение вещей полностью убивает конкуренцию за пациента и качество оказания ему услуг, ведь чем лучше работает клиника, тем больше будет в ней пациентов, а это ведет к дискриминации и санкциям по отношению к такой клинике.

Источник: http://anoufriev.ru/archives/1556

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершении
действий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,
приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использование
бюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетных
средств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использование
бюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не по
    назначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

Читайте также:  Оформление осаго — как оформить полис и застраховать автомобиль

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5
до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Нецелевое использование средств ОМС и ответственность за него

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

  • Банковские реквизиты Сбербанка.
  • Как заполняется и подается в Сбербанк анкета на кредит?
  • Как оформить карту ВТБ через интернет?
  • Справка по форме Сбербанка для ипотеки и кредита.

Источник: https://mytopfinance.ru/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Нецелевое использование средств: зарплата медработнику без документов о допобразовании

Верховный Суд в своём Определении от 26 сентября 2018 г. N 303-КГ18-14384 указал, что мероприятия по проведению дезинфекции заложены в самой деятельности медучреждения, и поэтому нет необходимости получать отдельную лицензию.

Публикация актуальна слушателям курсов повышения квалификации и професситональной переподготовки по направлениям:

Поставлена точка в споре по вопросу о необходимости получения лицензий на проведение мероприятий по дезинфектологии медицинской организацией. Спор дошёл до Верховного суда, который и определил, что медорганизациям нет необходимости получать отдельно лицензию на проведение работ по дезинфекции.

ТФОМС: нет лицензии на дезинфекцию, значит нецелевое расходование средств больницей

Спор произошел между ТФОМС и Кировской центральной районной больницей. Еще в августе 2017 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края выписал акт, в котором указал, что больница не по назначению расходовала средства ОМС, оплачивая труд двух специалистов-дезинфекторов целый год. Сумма нецелевого расходования составила более 250 тысяч рублей.

Основанием для наказания послужило то, что у больницы не было лицензии на дезинфектологию.

Больница обратилась в Арбитражный суд Приморского края. Суд встал на сторону больницы (дело N А51-26240/2017). Но это не остановило ТФОМС.

Дело перешло в Пятый арбитражный апелляционный суд, который заявленные требования удовлетворил частично: нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования по выплатам медицинским работникам было доказано лишь в отношении одного работника. Нижестоящие суды поддержал и Арбитражный суд Дальневосточного округа.

В каких случаях для проведения дезинфекции медицинским организациям не нужно получать лицензию?

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  •  Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Почему больница не смогла выиграть дело полностью?

У больницы действительно не было лицензии на проведение работ по эпидемиологии и дезинфектологии. В штате больницы было два специалиста, которые проводили дезинфекцию. Им платили зарплату.

Один из сотрудников больницы не соответствовал квалификационным требованиям должности медицинского дезинфектора. Поэтому больнице пришлось принять наказание.

Нецелевое использование средств, если у врача или медработника нет документов о дополнительном образовании

Использование средств ОМС, которые направляются на зарпалату, признается целевым, если соблюдаются четыре условия:

  • медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи застрахованным лицам в рамках территориальной программы ОМС;
  • должность медицинского работника включена в штатное расписание медицинской организации и соответствует номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 № 1183н;
  • оказываемые медицинским работником работы (услуги) предусмотрены лицензией медицинской организации.
  • у медработника имеется действующий сертификат

Источник: https://www.snta.ru/press-center/kogda-meditsinskim-uchrezhdeniyam-ne-nuzhna-litsenziya-na-provedenie-dezinfektsiy/

Нецелевое использование средств ФОМС лечебными учреждениями

  • На этой странице размещены краткие аннотации судебных решений по рассматриваемой теме и ссылки на файлы  с полным текстом судебного решения.
  • Примечание:
  • Судебные решения в пользу проверенной организации обозначены индексом (а);
  • Судебные решения в пользу контролирующего органа обозначены индексом (б).

(а) Выводы Московского городского фонда ОМС: Поликлиникой допущено нецелевое использование средств ОМС. За счет средств ОМС  приобретено оборудование стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, расходы на приобретение, которого не входят в структуру тарифа медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС.

Судами установлено, что действия поликлиники не могут быть квалифицированы в качестве нецелевого расходования средств ОМС, а являются лишь превышением лимитов расходования, за которое ответственность не установлена. Вид произведенных расходов включен в тариф, установленный в статье 35 Закона N 326-ФЗ и в Территориальной программе.

  1. О-ВС20   
  2. О-ВС25  
  3. П-СЗО95

(б) ТФОМС выявил нецелевое использование средств ФОМС.          Суды признали доказанным факт нецелевого использования поликлиникой средств ФОМС на приобретение спецпитания и услуг по замене оконных блоков, оплату экспертизы проектно-сметной документации с целью проведения капитального ремонта.

(б) Выводы ТФОМС, подтверждённые судами: Обществом на депозите банка были размещены средства ОМС под проценты по срочному вкладу.

Размещение целевых средств под проценты по срочному вкладу целью ОМС не является, из чего следует вывод о том,  что Общество направило полученные средства на иные цели; Следовательно, привлечение Общества к ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ правомерно.

(б) Выводы ТФОМС, подтверждённые судами: Учреждение здравоохранения допустило нецелевое использование средств ОМС — приобрело лекарственные средства, не входящие в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и не подтвержденные протоколами врачебной комиссии по рациональному назначению лекарственных препаратов.

     Учреждение полагает, что отсутствие решений врачебной комиссии о назначении лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, позицию ТФОМС не подтверждает. В ходе проверки и рассмотрения дела судами не исследовались медицинские карты стационарных больных.

  •      Доводы учреждения о представлении протоколов комиссии по рациональному назначению лекарственных средств, а также о представлении в суд медицинских карт с приложением протоколов комиссии судами отклонены.  
  • (б) Выводы ТФОМС, подтверждённые решениями судов: Общество допустило нецелевое использование средств ОМС — в нарушение тарифных за счет средств ОМС, поступивших «на увеличение стоимости материальных запасов», произведены расходы по статье «на содержание медицинской организации» (аренда, коммунальные услуги, услуги такси, детские новогодние подарки), по статье «на заработную плату и начисления на выплаты по оплате труда», а также за счет средств ОМС произведена оплата собственных обязательств, не связанных с деятельностью по ОМС, и осуществлены расходы, не входящие в структуру тарифа по ОМС.
  • (а) Выводы ТФОМС: Общество допустило нецелевое использование средств ОМС на приобретение лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе.

     Вменяя указанное нарушение Фонд учитывал, что раздельный учет средств ОМС и средств, полученных от иных источников, обществом не осуществлялся.

Между тем использование средств ОМС для приобретения лекарственных препаратов, расходных материалов и мягкого инвентаря для лечения пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, фонд надлежащими доказательствами не подтвердил.

Читайте также:  Возмещение утраченного заработка при несчастном случае - порядок, правила и особенности

Общество представило в материалы дела платежные поручения, подтверждающие перечисление денежных средств от пациентов, получающих медицинскую помощь на платной основе, на счет Общества, что явилось основанием для вывода судов о расходовании этих средств на данных пациентов не за счет средств ОМС.

(б) Выводы ТФОМС: Общество допустило нецелевое использование средств ОМС на оплату транспортных услуг по перевозке пациентов.  

     Судами установлено следующее.

Проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включается в тариф на оплату медицинской помощи за счет средств ОМС в рамках базовой программы ОМС, как направляющей, так и принимающей в целях получения застрахованным лицом сеанса гемодиализа медицинской организации.

Как указано в подстатьях 221, 222, 223 приказа Минфина РФ от 21.12.

2012 N 171н, на данные подстатьи относятся расходы на приобретение услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, то есть речь идет о расходах на приобретение услуг для самой организации, а не ее пациентов за пределами оказываемых ею медицинских услуг.

     Из Тарифного соглашения и названного приказа Минфина РФ не следует, что в указанные расходы за счет средств ОМС могут быть включены затраты самого пациента за пределами медицинской организации (стоимость услуг связи на телефонные звонки пациента в медицинскую организацию, стоимость самостоятельного проезда в клинику, стоимость каких-либо коммунальных услуг, полученных непосредственно пациентом за пределами клиники). Льготы по бесплатному проезду в такси к месту проведения процедур не предусмотрены российским законодательством и для других категорий лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями.

(а) Выводы ТФОМС: Общество допустило нецелевое использование средств ОМС на приобретение лекарственных препаратов, не включенных в формулярный перечень учреждения и в перечень жизненно важных и необходимых лекарственных средств.

     Судами установлено следующее.

Обществом представлен формулярный перечень лекарственных средств на 2013 год (включающий препараты, приобретенные Обществом), который содержит Международные непатентованные названия (МНН) лекарственных препаратов.

Так же представлены и доказательства соответствия названий лекарственных средств МНН в формулярном перечне, торговым названиям лекарственных препаратов, фактически приобретенных обществом.

     Необходимость согласования в министерстве здравоохранения перечня лекарственных препаратов, утвержденного учреждением здравоохранения, действующим законодательством не предусмотрена.

(а) Выводы ТФОМС: Общество допустило нецелевое использование средств ОМС списанных с расчетного счета без подтверждающих документов.  

     Вменяя Обществу нецелевое использование денежных средств ОМС, Фонд ссылался на противоречивость представленных им документов. Оценив представленные в материалы дела договоры, платежные поручения, подтверждающие оплату расходных материалов, суды признали их надлежащими доказательствами, подтверждающими целевое использование денежных средств ОМС.

Источник: http://revisor-finansist.ru/netselevoye-ispolzovaniye-sredstv-foms-lechebnymi-uchrezhdeniyami

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Время чтения 6 минут Спросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены.

Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года.

Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями.

Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений.

УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления.

Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию.

Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:

  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

В ТСЖ и СНТ общее собрание вправе поставить вопрос о снятии с должности лиц, допустивших нарушение. Кроме того, уставом или отдельным положением может быть предусмотрена специальная ответственность за те или иные нарушения.

Если же собственники не довольны работой УК, они вправе расторгнуть договор и перейти в другую УК или выбрать другую форму управления. Ответственные лица в любой организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством и локальными актами.

И, наконец, любое лицо, причинившее вред, обязано его возместить в гражданском порядке (ст. 1064 ГК РФ).

В отношениях собственников с УК, ТСЖ и СНТ проблема, как правило, только одна – доказать нецелевой характер трат. Для этого практически всегда требуется проведение ревизии или аудита. И, конечно, нужны юридические знания и опыт, чтобы подготовиться к процессу и грамотно выступить в суде.

Источник: https://law03.ru/crime/article/necelevoe-ispolzovanie-denezhnyx-sredstv

Ссылка на основную публикацию