Льготное лекарственное обеспечение регионов россии: история, современные показатели, проблемы

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

Росздравнадзор заявил о росте нарушений прав граждан на лекарственное обеспечение. За четыре месяца 2019 года в ведомство обратилось 3500 россиян. Больше половины жалоб связаны с отсутствием в аптеках выписанных лекарств. Обращения поступают из Краснодарского края, Ульяновской, Московской, Ярославской, Белгородской областей и других регионов.

«По 2018 году 76% льготников вышли из программы в части лекарственного обеспечения. На 2019 год показатель составил 79%, то есть уже на 3% рост. Есть субъекты, в которых количество льготников, отказавшихся от данного вида помощи, превышает 90%», — сообщил замруководителя Росздравнадзора Дмитрий Пархоменко.

«В условиях финансирования на данную программу, которая заложена в законодательство, это делает фактически невозможным полноценное обеспечение лекарственными препаратами данной категории граждан», — заявил он.

В Ульяновской области не выписано и не поставлено на отсроченное обеспечение 40% рецептов. Во Владимирской — 11%, в Крыму — 20%. Во всех этих случаях пациенты не получили положенных лекарств, говорит Дмитрий Пархоменко.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

«Территориальными органами в 2018 году проведено более 1200 проверок органов исполнительной власти в 58 субъектах. В 50 из них, это 86%, выявлены нарушения.

Нарушаются права граждан вообще на получение лекарственной помощи, 298 проверок. Несвоевременное обеспечение по выписанным рецептам 619 проверок.

Отсутствие выписки препаратов при наличии медицинских показаний установлены в 55 проверках», — отметил замруководителя ведомства.

На девятом Конгрессе «Право на лекарство», организованном «Лигой пациентов», врачи, общественники, законодатели и ученые ищут способы заставить систему лекарственного обеспечения работать эффективно.

По мнению первого проректора ВШОиУЗ Николая Прохоренко, нужно увеличить государственные расходы на здравоохранение, которые, очевидно, не покрывают потребности населения в лекарственном обеспечении.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

«81% государственных расходов на амбулаторное лечение оплачивают сами россияне. Для сравнения, в странах ЕС доля личных расходов граждан не превышает 62%. На закупку лекарств государство тратит 233 млрд рублей (0,25% ВВП). Надо в два раза больше», — считает врач.

Дополнительные средства эксперт предлагает направить на лечение болезней кровообращения. Смертность от них в России выше, чем в странах ЕС в 1,5 раза. Смертность от инфекционных болезней в возрасте от 15 до 29 лет в нашей стране выше в 10 раз, а в трудоспособном возрасте, от 30 до 44 лет, — в 16, заявил кандидат экономических наук.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

«И, соответственно, дети. Смертность детей лечение детей от 0 до 14 лет в России в 2 раза выше, чем в «новых» странах ЕС. Да, мы достигли достаточно больших успехов в борьбе с младенческой смертностью, но что происходит в более старших возвратах, это, конечно, серьезная ситуация», — добавил Николай Прохоренко.

По мнению президента организации «Лига пациентов» Александра Саверского, проблема в том, что в каждом регионе сформировалась «своя система здравоохранения».

«Президент удивляется, как это в соседних регионах цифры на одно лекарство могут отличаться в 59 раз? Да. Такую систему создает регулировщик. Он не знает, что у него происходит в другом городе», — заявил общественник.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

В России есть закон «Об обращении лекарственных средств», но нет нормативного документа, который гарантировал бы к ним доступ, считает Александр Саверский. В результате государство превратилось в регулятора, который не обеспечивает право граждан на бесплатные лекарства. Решить проблему призван проект закона «Об обеспечении лекарственными средствами».

«Все люди, не только льготники, не только в стационаре, а все должны получать лекарства в рамках жизненно необходимых и важнейших препаратов», — считает автор инициативы.

Как отметил общественник, полномочия по здравоохранению должны вернуться на федеральный уровень.

«Возможно, необходимо даже возвращаться к централизации финансирования, потому то оно достаточно равномерное, понятное: мы знаем, сколько примерно пациентов, чем болеют по районам и регионам. Если что-то неправильно посчитали, субъект федерации должен дополнительно это профинансировать, эти дырки закрыть», — пояснил Александр Саверский корреспонденту Федерального агентства новостей.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

Впрочем, региональные власти уже сегодня могут обеспечить отдельные категории граждан льготными лекарствами амбулаторно — без дополнительных финансовых затрат. Это успешно доказала Кировская область. В феврале этого года власти запустили в регионе Пилотный проект лекарственного обеспечения среди больных артериальной гипертензией и ишемической болезни сердца.

«Пациент приходит к врачу. Врач в компьютерной программе, где учитываются все льготные категории, выбирает соответствующее направление системы лекарственного возмещения, лекарственный препарат, выбирает аптеку распечатывает рецепт. По МНН (Международному непатентованному наименованию.— прим.

ФАН) пациент с этим рецептом идет в аптеку и выбирает сам лекарственный препарат уже по любому торговому наименованию, который имеет соответствующее МНН.

Этот перечень утвержден нашим региональным Минздравом», — рассказал первый заместитель председателя правительства Кировской области Дмитрий Курдюмов.

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

Пациенты платят в аптеках 50% от предельной стоимости льготного лекарства. Уникальный проект позволяет оказывать дополнительную помощь и простым пациентам, и льготникам.

«За три месяца реализации проекта число отпущенных рецептов составило более 39 тысячи, — заявил Дмитрий Курдюмов. — Отпущенных упаковок около 90 тысяч. Общий объем субсидий, предоставленных аптекам, пока около 5 млн рублей.

На второй месяц работы проекта число граждан, воспользовавшихся лекарственным возмещением, увеличилось в два раза, а в третий месяц еще на 40%. Таким образом, мы считаем, что проект удачен и востребован среди жителей региона».

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

Как отметил в интервью корреспонденту ФАН профессор НИУВШЭ Василий Власов, пример Кировской области показывает, что даже небогатый регион может «договориться» с Минфином и помогать людям.

«Все лекарственное обеспечение должно реализовываться на уровне регионов.

Все попытки перетаскивать его на федеральный уровень являются способом приспособления к нынешней бюджетной ситуации, когда все деньги сконцентрированы в федеральном центре.

Нормальным образом деньги должны быть выделены регионам на эти цели. Регионы должны их тратить в соответствии нуждами народа», — считает доктор медицинских наук.

Источник: https://riafan.ru/1181206-roszdravnadzor-zayavil-o-problemakh-s-lekarstvami-dlya-lgotnikov

Лекарственное обеспечение не дружит с населением

21.06.2018 00:01:00

Чиновники предлагают россиянам раскошелиться на льготные препараты

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы Необходимые лекарственные препараты зачастую оказываются для россиян недоступными. Фото Reuters

Новости из регионов о нехватке лекарств появляются с пугающей регулярностью. Больные принуждают чиновников к исполнению своих обязанностей по обеспечению лекарствами уже через суд и прокуратуру.

А чиновники сетуют на нехватку средств и предлагают создать для решения проблемы льготного лекарственного обеспечения очередной фонд, который будет аккумулировать средства граждан и обеспечивать препаратами тех, кто «особенно нуждается».

Тема доступности лекарственного обеспечения населения была анонсирована в повестке дня вчерашнего совещания президента Владимира Путина с членами правительства. Действительно, проблема доступности лекарственного обеспечения в стране остается одной из самых острых. 

Из регионов РФ то и дело поступают сообщения о дефиците лекарственных препаратов и недоступности медпомощи. Так, калининградские онкобольные столкнулись с дефицитом необходимых препаратов.

Резонансным стало и обращение жительницы Ярославля, которая в ходе «Прямой линии» с президентом РФ Владимиром Путиным пожаловалась на отсутствие у бригады скорой помощи необходимого препарата, из-за чего скончалась ее мать.

Ситуация с обеспечением населения лекарственными средствами остается напряженной уже не первый год, сетуют эксперты. В некоторых регионах возникают трудности с получением необходимых лекарств, а нередко для получения лекарств по льготе приходится обращаться в прокуратуру и судебные инстанции, отмечали в конце мая участники VII всероссийского конгресса «Право на лекарство».

Нет иллюзий и у самих пациентов. Так, согласно обнародованному на конгрессе опросу, проведенному Лигой защитников пациентов, оказалось, что лишь 13% опрошенных уверены в отсутствии проблем с доступностью лекарств. В организации подчеркивают: годом ранее такого мнения придерживался каждый четвертый респондент.

Количество же обращений на горячую линию Росздравнадзора в связи с недоступностью тех или иных препаратов год от года увеличивается. Так, за весь 2015 год на горячую линию поступило свыше 2600 обращений, тогда как в 2017-м – уже свыше 3900 обращений. При этом только за первый квартал текущего года пожаловалось на нехватку препаратов почти 2000 человек. 

Свыше 70% льготников вынуждены покупать лекарственные препараты за свой счет из-за отсутствия их в аптеках. К такому выводу в прошлом году пришли активисты Общероссийского народного фронта, опросив 789 человек из 71 региона страны.

«654 человека столкнулись с отказом в выдаче рецепта, причем в большинстве случаев причина отказа – отсутствие необходимых лекарств в аптеке», – сообщали в ОНФ. При этом 65% льготников обращаются с жалобами на нехватку льготных лекарств в специальные ведомства, преимущественно в Минздрав.

«Однако только у 18% после обращения в вышестоящие учреждения ситуация улучшилась», – говорится в сообщении.

Эксперты также ссылались тогда на результаты мониторинга Росздравнадзора, согласно которому лекарственное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами составляет всего около 64%. 

При этом в Росздравнадзоре фиксируют снижение объемов ресурсов, выделяемых из региональных бюджетов на льготные лекарства. По итогам 2017 года такая тенденция, в частности, наблюдалась в 26 субъектах РФ. И в отдельных регионах сокращение даже превышало 50%.

Кроме того, в ведомстве фиксируют и уменьшение числа льготников по программам лекарственного обеспечения, которым гарантировано получение препаратов. Так, в 2017 году число льготников в целом уменьшилось на 2,2%, а за первый квартал 2018-го – еще на 1,8%.

«В Орловской, Тульской, Рязанской областях из-за физической недоступности лекарств, отказа в выписке препаратов из программы вышли уже 90% льготников», – объяснял начальник Управления контроля за реализацией госпрограмм в сфере здравоохранения Росздравнадзора Виктор Фисенко.

Регионы и федеральный Центр испытывают сегодня все больше проблем с обеспечением льготников лекарствами. «Даже федеральные льготники, среди которых инвалиды, ветераны, участники Великой Отечественной войны, испытывают сложности с получением лекарств. О региональных – и говорить нечего», – обращал внимание депутат Госдумы Алексей Куринный.

Сегодня проблемы испытывают все группы населения, соглашается завлабораторией оценки технологий в здравоохранении Академии народного хозяйства и госслужбы Виталий Омельяновский.

«Те, кто имеет право на льготное обеспечение, ввиду того что в субъектах РФ нет достаточного бюджета для лекарственного обеспечения, могут не всегда и не полностью получить те препараты, которые им показаны.

А у той группы населения, которая не является льготной, доступ к лекарственным препаратам зависит от возможностей купить эти препараты, которые опять же им показаны», – отмечает он.

Наибольшая нехватка препаратов сегодня наблюдается на селе, продолжает исполнительный директор «СоюзФарма» Дмитрий Целоусов.

Кроме того, говорит он, возникает парадоксальная ситуация, при которой даже те населенные пункты, которые были оснащены ранее фельдшерско-акушерскими пунктами (ФАП), испытывают сегодня нехватку необходимых лекарств.

«За доставку лекарств в ФАПы отвечают лечебные учреждения, к которым они прикреплены. Поликлиники же зачастую оснащают ФАПы теми препаратами которые используют сами, а не теми, которые необходимы на селе», – отмечает эксперт.

Читайте также:  Валюта ипотечного кредита - как выбрать и в какой валюте лучше брать

Решить проблему нехватки льготных препаратов чиновники надеются с помощью системы лекарственного страхования. Отметим, лекарственное страхование – это добровольное страхование, позволяющее получать бесплатно или со скидкой ряд препаратов. Оно существует во многих странах мира.

И где-то источником его финансирования является государство, где-то – страховые фонды, где-то – местные бюджеты. Могут быть различия и в части получателей лекарств.

Это может быть как широкий слой льготников (Франция), так и люди определенного возраста, больные определенными группами заболеваний.

Что примечательно, реализовывать эту идею в РФ власти, похоже, надеются через создание специального фонда, который будет пополняться за счет отчислений россиян.

«Например, граждане уплачивают с зарплаты 0,5–1% в специальный фонд и помогают тем, кто особенно нуждается в лекарственных средствах», – рассуждал о возможностях реализации этой идеи глава социального комитета Совета Федерации Валерий Рязанский.

По мнению экспертов, такое нововведение могло бы решить проблему недостаточного финансирования лекарственного обеспечения. «Лекстрахование должно заменить существующую систему монетизации лекарственных льгот.

Пациент за свой счет может приобрести нужное лекарство и затем получить компенсацию от государства», – рассказывал гендиректор Ассоциации российских фармпроизводителей Виктор Дмитриев.

При этом он подчеркивал, что покупка конкретного товарного наименования для конкретного пациента должна быть только по решению врачебной комиссии по медицинским показаниям. 

«Идея лекарственного страхования уже давно назрела», – соглашается Виталий Омельяновский. Однако, замечает он, нужно понимать, что есть лекарственное обеспечение, а есть лекарственное страхование.

«Лекарственное страхование – это когда пациент платит сам либо за него платит государство, внося свой страховой взнос, и получает лекарства от страховой компании.

В основном у нас сейчас спорят не о лекарственном страховании, а о лекарственном обеспечении – когда государство через те или иные фонды, через бюджет, будет выделять средства и больные будут получать эти препараты либо бесплатно, либо со скидкой», – поясняет он.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2018-06-21/1_7249_medicines.html

Проблемы в лекарственном обеспечении россиян

Льготное лекарственное обеспечение регионов России: история, современные показатели, проблемы

Среди основных проблем выделяют усиливающуюся технологическую отсталость отечественных учреждений здравоохранения, сокращение их числа (особенно в сельской местности), увеличение нагрузки на врачей и медицинский персонал при сохранении «ставочной» оплаты их труда, неформальное «подстёгивание» пациентов к обращению за помощью в коммерческие медицинские учреждения и т.д.

Отдельного внимания заслуживает ситуация с лекарственным обеспечением населения страны. Эксперты Института социального анализа и прогнозирования (ИСАП) Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ проанализировали современное состояние этой проблемы и предложили свое видение её решения.

Эксперты ИСАП РАНХиГС Николай Авксентьев и Владимир Назаров отмечают, что если в большинстве развитых стран лекарственное обеспечение рецептурными препаратами рассматривается как неотъемлемая часть государственных гарантий в области здравоохранения, то в России такие гарантии весьма ограничены. Приобретать лекарства в рамках амбулаторного лечения пациенты вынуждены в основном за свой счёт.

Так, согласно результатам расчётов экспертов, в структуре затрат на лекарства в ходе амбулаторного лечения в России около 65% приходится непосредственно на средства граждан.

Для сравнения: в Венгрии, Норвегии и Латвии около 60%, в Эстонии, Финляндии и Швейцарии — менее 35%, в Польше, Дании Словакии и Швеции — около 30%, чуть менее 20% в Чехии, Австралии Канаде и Бельгии, менее 15% в США, Японии и Люксембурге, менее 10% в Германии и Словении.

При этом, только в США, Австрии и Словении средства добровольного медицинского страхования играют значимую роль в финансировании лекарственного обеспечения амбулаторного лечения граждан. В остальных странах эту нагрузку берёт на себя государство.

Наиболее сложная ситуация в программах лекарственного обеспечения населения России связана с планированием и осуществлением государственных закупок препаратов.

Это объясняется тем фактом, что при закупках в рамках наиболее значимых программ национального проекта начальная максимальная цена контракта часто оказывалась выше экономически обоснованного уровня.

В результате возник парадокс: при наличии масштабного спроса не нашлось поставщиков, согласных его удовлетворить по заявленной цене, что привело к значительным задержкам в поставках лекарств.

Безусловно, эта проблема требует экстренного решения.

В качестве ключевых характеристик перспективной модели лекарственного обеспечения эксперты отмечают: всеобщий охват граждан; включение широкого ассортимента рецептурных лекарственных препаратов по списку, составленному с учётом эффективности их применения; администрирование на федеральном уровне; наличие независимого контроля обоснованности назначений; организация по принципу возмещения стоимости лекарств; введение дифференцированных соплатежей для населения.

Эксперт кафедры экономики и экономической безопасности Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Ольга Попова считает необходимым при разработке перспективной модели лекарственного обеспечения учитывать межрегиональную дифференциацию в уровнях доходов населения и склонности к хроническим и сезонным заболеваниям жителей отдельных территорий. Кроме того, администрирование лекарственного обеспечения на федеральном уровне сохраняет основы «многослойной» коррупции в сфере фармацевтической промышленности, оптовой торговли медицинскими препаратами и органов государственной власти. Таким образом, перед страной стоит важнейшая задача обеспечения физического и финансового доступа населения к качественным и эффективным лекарственным препаратам при соблюдении интересов системы обязательного медицинского страхования и потребностей граждан.

Источник: https://regionorel.ru/novosti/novosti/problemy_v_lekarstvennom_obespechenii_rossiyan/

Гаврилов: Проблемы с доступностью льготных лекарств в регионах остаются нерешенными

Эксперты ОНФ и Фонда независимого мониторинга медицинских услуг и охраны здоровья человека «Здоровье» продолжают следить за ситуацией с льготным лекарственным обеспечением. И, как выяснилось, положение дел в этом вопросе почти не меняется к лучшему. Льготники по-прежнему жалуются на то, что не могут получить положенные им препараты и медицинские изделия.

В это же время на фармацевтических складах пропадают тысячи пачек просроченных лекарств. «Сегодня очень важно организовать разумный и эффективный подход к расходованию бюджетных средств на закупку лекарств и в то же время обеспечить их максимальную доступность для граждан», – отметил член Центрального штаба ОНФ, директор Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов.

Фонд «Здоровье» и ОНФ уже давно и регулярно занимаются этой проблемой. В рамках одного из мониторингов, который проводился в 2017 г.

, эксперты сравнили региональные перечни льготных лекарств для амбулаторного применения с федеральным перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

Оказалось, что лишь у пяти регионов этот льготный список полностью соответствовал федеральному реестру. У 33 субъектов РФ в данном перечне не было ни одного противотуберкулезного препарата. К концу сентября 2017 г.

в Смоленской области на отсроченном обслуживании было более 10 тыс. рецептов на лекарства для льготников. Как сообщалось в официальном ответе управления Росздравнадзора по Смоленской области, после обращения Фонда «Здоровье» была проведена внеплановая выездная проверка, и проблему тогда удалось решить.

«Десять тысяч рецептов, по которым больные не могли получить необходимые лекарства, – это огромная цифра для региона. Можно только догадываться, к каким последствиям для здоровья людей привело отсутствие нужных лекарств в нужное время.

Многие пациенты вынуждены, чтобы не прерывать лечение, покупать препараты за свой счет, хотя по закону имеют право получать их бесплатно или за половину стоимости. Но эти расходы им никто не компенсирует», – прокомментировал Гаврилов.

По его мнению, и на федеральном, и на региональном уровне нужно установить ответственность для должностных лиц за неисполнение своих обязанностей в этом социально важном вопросе и несоблюдение прав граждан.

Кроме того, региональные льготные перечни лекарств для амбулаторного применения должны быть сформированы из препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП.

Соответствующее дополнение нужно внести в федеральное законодательство, настаивает Гаврилов.

В этом году в ОНФ и Фонд «Здоровье» продолжают поступать обращения граждан на эту тему. Например, пациент из Московской области жаловался, что часто не может получить льготный препарат для лечения почечной недостаточности.

У жителя Кировской области та же самая проблема с иммуномодулирующим средством при онкологическом заболевании, а у пациента из Челябинской области – с противоопухолевым препаратом. В октябре 2018 г.

через кнопку «сигнал на Фронт» в ОНФ поступили обращения – граждане жаловались на отказы выдать льготные лекарства и медицинские изделия для лечения диабета, онкологии, астмы, сосудистой патологии. Только за одну неделю октября было получено 164 таких обращения.

Еще одно сообщение о том, что в стационаре пациент был вынужден покупать лекарство, поступило из Смоленской области. В целом подобные жалобы составляют не менее трети от всех писем, поступающих в Фонд.

«Нарушение прав граждан на льготное лекарственное обеспечение недопустимо. Пациенту важно не просто получать лекарства, а получать их своевременно. Ведь нерегулярный прием препаратов может вызвать снижение их эффективности.

Не вовремя сыгранные торги не должны становиться причиной нарушения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение.

Напомню о трагедии, которая совсем недавно произошла в Саратовской области, – из-за отсутствия льготных лекарств умерла молодая женщина», – комментирует Гаврилов.

О проблемах в этой сфере регулярно сообщают и СМИ. Так, буквально на днях появилась информация о том, что в Санкт-Петербурге обнаружено 165 тыс. пачек просроченных лекарств и медицинских изделий на общую сумму более 300 млн руб.

Получается, что лекарственные препараты пропадали на фармацевтической базе, в то время как пациенты в них так нуждались. В свое время уже сообщалось о похожей истории в Калининградской области.

Тогда Фонд «Здоровье» выступил с предложением вести регистр пациентов, которым назначаются дорогостоящие препараты, более тщательно отслеживать остатки препаратов, закупаемых за счет бюджета.

Еще одна идея касалась разработки механизма перераспределения между регионами препаратов, закупленных за бюджетные деньги, в том случае, если возникнут излишки в одном из субъектов РФ. Но, как видим, эта проблема в регионах до сих пор не решена, отметил он.

«Препараты, закупленные за миллионы бюджетных рублей, пропадают. А в это время их ждут и не могут добиться пациенты-льготники. Ситуация просто ужасает. Все перечисленные проблемы требуют скрупулезного системного подхода. Государство выделяет огромные деньги на лекарственное обеспечение граждан, финансирование ежегодно растет.

А в сложившихся экономических условиях потребуется сконцентрировать усилия всех уровней власти, чтобы выполнить задачи нового «майского указа» президента. Поэтому сегодня крайне необходимо разработать разумный и эффективный подход к расходованию бюджетных средств на закупку лекарств.

При этом данный подход должен обеспечить максимальную доступность препаратов для льготников», – подчеркнул Гаврилов.

Он добавил, что ОНФ и Фонд «Здоровье» оставляют на своем контроле ситуацию с лекарственным обеспечением граждан льготных категорий. Мониторинги и работа с обращениями жителей регионов продолжатся.   

Источник: https://onf.ru/2018/11/16/gavrilov-problemy-s-dostupnostyu-lgotnyh-lekarstv-v-regionah-ostayutsya-nereshennymi/

Льготные лекарства: проблема в системе?

В прошлом году эксперты оценивали федеральный рынок лекарств в 1,3 триллиона рублей. Из них на 200 миллиардов государством закупаются препараты для льготников и в стационары. В бюджете Тульской области 2019 года на эти цели заложено больше миллиарда рублей… 

Финансирование увеличивается

Льготное обеспечение граждан лекарствами в нашем регионе осуществляется по пяти направлениям. Во-первых, это все категории инвалидов, не отказавшихся от набора социальных услуг в пользу денежной компенсации и обеспечивающихся препаратами в рамках соответствующего федерального закона.

Во-вторых, это больные, включенные в Федеральный регистр лиц, страдающих семью сопряженными с высокими затратами нозологиями, к которым относятся гемофилия, муковисцидоз, болезнь Паркинсона, рассеянный склероз и т. д.

К третьему направлению относятся группы населения с заболеваниями, подпадающими под действие постановления Правительства РФ № 890 — онкология, инфаркт миокарда, болезнь Паркинсона, эпилепсия, сахарный диабет… Сюда же добавили детей до 3 или 6 (если ребенок из многодетной семьи) лет.

Отдельно финансируется вакцинация в рамках Национального календаря профилактических прививок. И, наконец, льготными лекарствами туляков обеспечивают в рамках областной целевой программы развития здравоохранения.

— В Тульской области ежегодно увеличивается объем финансирования централизованных закупок лекарственных препаратов за счет средств областного бюджета, что позволяет повысить уровень лекарственного обеспечения граждан, охватить больше пациентов и категорий заболеваний, закупить современные препараты, в том числе для онкологических больных,— отметил региональный министр здравоохранения Андрей Третьяков.— В прошлом году, по данным отделения Пенсионного фонда РФ, у нас насчитывалось 36 949 федеральных льготников.

При этом, по словам министра, пока нет никаких оснований полагать, что людей, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение, станет меньше. Тенденция к увеличению их числа на 2,2% сохраняется с 2017 года. Больных, включенных в федеральный регистр 7 высокозатратных нозологий, к 2018 году стало больше на 28,4% — это1463 человека.

Закупки для пациентов ведет минздрав РФ. В прошлом году эта стоимость составляла 768 миллионов.

Больше всего средств из региональной казны идет на закупку препаратов для больных сахарным диабетом — их в области более 60 тысяч. На втором месте — приобретение лекарств для онкобольных, на третьем — для страдающих ревматоидным артритом, редкими и орфанными заболеваниями.

Куба поможет

Когда Алексей Дюмин поинтересовался у Андрея Третьякова, как обстоят дела с организацией сотрудничества со специалистами министерства здравоохранения Кубы, многие удивились.

Действительно, в представлении подавляющего большинства остров Свободы ассоциируется в первую очередь с ромом, кофе и сигарами.

Между тем, его система здравоохранения признана ВОЗ одной из самых эффективных в мировой практике, а их лекарственные препараты давно пользуются неизменно высоким спросом на рынке.

Впрочем, и сама история отношений с кубинской медициной и фармакологией насчитывает порядочно лет. Например, ставку на врачей общей практики в первичном звене у нас стали делать еще в 1990 году — после визита делегации кубинских медиков — врачей семейной медицины.

В 2014-м тульские специалисты сами ездили на Кубу, где им представляли препарат «Эберпрот-П», позволяющий достичь удивительных успехов в реабилитации больных с диабетической стопой, и обучали, как его грамотно использовать для достижения максимального эффекта. После их возвращения в области стартовала программа лечения этим препаратом пациентов тульских больниц.

И, наконец, летом прошлого года в рамках рабочей встречи главы региона с Чрезвычайным и Полномочным послом Республики Куба Херардо Пеньяльвером было принято решение о расширении сотрудничества в сфере здравоохранения.

Сейчас же, если верить региональному министру, его ведомство ведет переговоры с кубинскими властями и специалистами, производящими «Эберпрот-П». Стороны планируют в ближайшее время провести международный съезд на нашей территории и даже обсуждают возможность организации совместного фармацевтического предприятия.

Глава региона высоко оценил открывающиеся перспективы и поручил уделять вопросу укрепления партнерских связей больше внимания, ускорив процесс переговоров по закупкам лекарств, а также подключив Корпорацию развития Тульской области к решению инвестиционных вопросов.

У кого сбоит?

При всех немалых объемах денежных средств и даже некоторых отдаленных экономических перспективах было бы большим преувеличением утверждать, что в нашем регионе обеспечение граждан льготными лекарственными препаратами проходит без сучка и задоринки. Проблемы, как и во многих других российских регионах, есть.

Этот факт честно признал сам министр, об этом же свидетельствуют сообщения граждан в соответствующей ветке форума правительства региона.

Так, например, в прошлом и даже в начале нынешнего года специалисты областного минздрава, судя по всему, в ручном режиме решали вопросы с обеспечением людей инсулином Лантус (препарат более длительного и плавного действия в сравнении с аналогами), «Брилинтой» (назначается перенесшим инфаркт миокарда), «Диспортом» (выписывают после инсульта) и рядом других.

Как пояснил Андрей Третьяков, сбои возникали в первом и втором кварталах прошлого года.

— Они были связаны с низкой максимальной ценой на лекарственные препараты, которую определяет Минздрав РФ,— рассказал он.— И на аукционы по закупке части препаратов для лечения бронхиальной астмы, сахарного диабета, онкологических заболеваний пришлось несколько раз перезаявляться для того, чтобы участники выходили на торговые площадки.

За аккуратной формулировкой чиновника может скрываться системная проблема. Дело в том, что с января 2018 года федеральный центр запустил на рынке государственных закупок лекарств информационную аналитическую систему (ИАС).

Она предназначена для мониторинга цен на медикаменты на торгах.

Исходя из внесенных данных, а также сведений государственной базы лекарств ИАС автоматически устанавливает максимальную цену контракта — это должно исключить случаи намеренного завышения цен.

Внедренное из самых благих побуждений новшество было скептически встречено экспертами Федеральной антимонопольной службы, которые дали достаточно пессимистичный отзыв относительно работы ИАС.

И среди ряда отмеченных проблем — некорректное формирование начальной цены контракта на лекарства, связанное с тем, что программа просто не может правильно работать с Государственным реестром лекарственных средств (ГРЛС) в его нынешнем виде.

— Из-за единообразия в написании названия лекарств в ГРЛС система, высчитывая среднюю цену, не сможет обнаружить все медикаменты… а, например, может найти только самые дорогие или, наоборот, самые дешевые.

В таком случае государство либо переплатит за этот препарат, либо не сможет его оперативно закупить из-за слишком низкой цены предложения,— цитировали федеральные СМИ слова заместителя начальника управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Надежды Шаравской.

Судя по всему, именно с этой неприятной стороной и столкнулись в тульском минздраве. Впрочем, негативный опыт учли: аукционы по закупкам лекарств на первый квартал 2019-го провели еще в прошлом году.

Все ходы записаны

Помимо федеральной при решении вопросов обеспечения граждан лекарственными препаратами у нас пользуются еще и региональной информационной системой. Правда, задачи у нее иные.

Министр утверждает, что ее внедрение в числе прочего позволяет, опираясь на выписанные рецепты, бронировать необходимые препараты и в дальнейшем контролировать статус обслуживания рецептов в аптечной сети ГУП ТО «Фармация», которое обеспечивает отпуск лекарств на территории области.

— Сотрудник учреждения, осуществляющий выписку рецепта, видит наличие препарата в аптеке и варианты его дозировок,— объяснил Андрей Третьяков.

— В системе также реализована возможность формирования отчетности по количеству выписанных рецептов, видам препаратов, количеству пациентов, их получивших.

На основании отчета можно формировать заявки на закупку лекарств по каждому учреждению здраво — охранения, а также проверять и согласовывать их со всеми участниками процесса.

  • В полной мере оценить преимущества новой технологии могут, пожалуй, лишь те, кому еще не так давно приходилось методично объезжать все аптеки той же Тулы в поисках, к примеру, инсулина нужного вида или всеми правдами и неправдами уговаривать фармацевта отложить необходимое лекарство.
  • Если все данные о том, какие препараты и в каком объеме требуются в том или ином муниципальном образовании, сведут в единую базу и их будут учитывать при проведении закупок и распределении лекарств по аптечным пунктам, и у пациентов, и у самих чиновников головной боли убавится.
  • Правда, к 2020 году на уровне РФ планируется создание единой централизованной системы по управлению льготным лекарственным обеспечением и организации выписки рецептов. И если к тому моменту федеральная ИАС так и не дождется корректировки, усилия регионов по оптимизации процесса льготного лекарственного обеспечения могут оказаться напрасными…
  • Хотя Андрей Третьяков верит в лучшее, утверждая, что проводимая в министерстве здравоохранения области работа позволяет реализовать конституционные права граждан.
  • Тула
  • регион
  • здравоохранение
  • льготы
  • лекарства

Источник: https://mk.tula.ru/news/n/11946102/

Росздравнадзор: действующая система льготного лекарственного обеспечения неэффективна

Итоги многолетних проверок Росздравнадзора говорят о системных проблемах в сфере лекарственного обеспечения граждан. Чтобы исправить ситуацию, нужны незамедлительные перемены, считают в ведомстве.

Широкий охват

В течение десяти лет Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзором) проводился мониторинг ценовой доступности лекарственных препаратов из перечня ЖНВЛП.

«Основная цель мониторинга – не зафиксировать, насколько конкретный препарат повысился в цене, – утверждает зам. руководителя Росздравнадзора РФ Дмитрий Пархоменко, – а оценить тенденцию – какая ситуация с той или иной группой препаратов складывается в целом по стране и в субъектах РФ».

Для этого была разработана комплексная система оценки. Чтобы определить изменения цен на препараты в субъектах РФ, ежемесячно проводилось их сравнение с ценами за предыдущий месяц и на январь текущего года. В исследовании участвовало более 5000 респондентов из всех регионов РФ, и ежемесячно обрабатывалось несколько десятков миллионов записей в базе данных.

По итогам 2018 года, в среднем цены на лекарственные препараты из перечня ЖНВЛП увеличились всего на 2,7%, в то время как препараты, которые не входят в этот перечень, значительно подросли в цене.

Отсроченные и необеспеченные

Гораздо хуже обстоят дела с льготным лекарственным обеспечением граждан. По итогам четырех месяцев 2019 года по программе «7 высокозатратных нозологий» было выписано и обеспечено 289 тысяч рецептов на общую сумму около 15 млрд рублей.

В нынешнем году дополнительно 15 млн граждан, относящихся к льготной категории по еще пяти высокозатратным нозологиям, должны быть обеспечены лекарствами на общую сумму 22 млрд рублей.

При этом около 9 тысяч рецептов, предъявленных, но не отоваренных в аптеке, находятся на отсроченном обслуживании.

За тот же период за счет средств региональных бюджетов было обеспечено льготными лекарствами еще 15 млн пациентов на примерно такую же сумму – 22 млрд. рублей. На отстроченном обеспечении – 10,5 тысяч рецептов (менее 1% в целом по стране). Наибольшее количество отсроченных рецептов в Республике Мордовия (более 2,5%), Удмурдской республике (0,8%), в Севастополе (0, 75%).

Сотрудников ведомства поражает количество выписанных, но не обеспеченных и не поставленных на отсроченное обеспечение рецептов. По этим рецептам лекарственные препараты так и не были получены.

На сегодняшний день таких рецептов в Ульяновской области – 40% от общего количества, во Владимирской области – 11%, в Республике Крым – 20%. Тяжелая ситуация и в ряде других регионов.

И это повторяется из года в год.

Массовые обращения

О неблагополучии в сфере льготного лекарственного обеспечения свидетельствуют массовые обращения граждан, которые получает Росздравнадзор, отмечает Дмитрий Пархоменко. На 1 мая текущего года в центральный аппарат ведомства поступило более 3,5 тысяч обращений граждан по вопросам лекарственного обеспечения. Это треть от всех обращений, связанных со сферой здравоохранения.

Большинство обращений (73%) свидетельствует об отсутствии необходимых лекарственных препаратов в аптеке на момент обращения.

Больше всего таких обращений из Краснодарского края, Ульяновской области, традиционно – Московской, Ярославской, Белгородской и ряда других областей. Немало жалоб связано с невозможностью приобретения конкретного торгового наименования.

Всё это говорит о серьезных проблемах в области льготного лекарственного обеспечения, считают в Росздравнадзоре.

Основные нарушения

В 2018 году территориальными органами Росздравнадзора было проведено более 1 тысячи 200 проверок в органах управления здравоохранением в 58 субъектах. В 50 из них (86%) выявлены нарушения.

298 проверок свидетельствуют о нарушении права граждан на получение лекарственной помощи, 619 проверок – о несвоевременном обеспечении по выписанным рецептам, в ходе 55 проверок установлено отсутствие выписки препаратов при наличии медицинских показаний.

По итогам проверок деятельности региональных органов управления по льготному лекарственному обеспечению установлено, что в 2018 году во всех проверенных субъектах переданные полномочия исполняются не в полном объеме и с нарушением требований законодательства.

Основные нарушения – недостатки в логистике лекарственных препаратов, отсутствие единой информационной системы, недостаточный контроль за управлением товарными запасами, некорректное составление заявки.

Во всех регионах отмечаются случаи несвоевременного обеспечения лекарственными препаратами медицинских организаций.

Есть факты отказов в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные по жизненным показаниям, имеют место случаи переоформления рецептов, которые были приняты на отсроченное обеспечение, но практически не были обеспечены в установленный срок.

Неэффективность санкций

Факты нарушения прав граждан на лекарственное обеспечение были выявлены в 484 организациях в 58% случаев. По итогам выписано более 797 предписаний, из которых 662 исполнено. Выдано 217 протоколов об административных правонарушениях.

«По выявленным фактам необеспечения конкретных граждан льготными лекарственными препаратами приняты меры, и лекарства больными получены, – уверяет Дмитрий Пархоменко. – Но ситуация носит хронический характер, поскольку до следующей проверки появляются новые аналогичные случаи».

Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность за неисполнение предписаний. Органы исполнительной власти выявляют нарушение, выдают предписание о необходимости его устранения в установленный срок, в случае не исполнения предписания – накладывают штраф.

«Такая мера в какой-то степени дисциплинирует должностных лиц, которые занимаются лекарственных обеспечением на территориях, – считает зам. руководителя Росздравнадзора РФ.

– Но мы прекрасно понимаем, что проблема должна решаться иным способом, поскольку в большинстве случаев регионы не имеют финансовой возможности обеспечить своих льготников лекарствами.

Накладывай или не накладывай штраф на руководителей – финансовой возможности от этого не появится». Даже если регионы иногда и изыскивают какие-то возможности, то это меры точечного реагирования, считают в Росздравнадзоре.

Проверки ведомства последних лет выявляют из года в год одни и те же нарушения, одни и те же проблемы, в том числе в получении информации о фактической выписке и обеспечении лекарственными препаратами. Время идет – ситуация не меняется.

Массовый выход

Закономерно, что одним из устойчивых трендов стал массовый выход граждан из программы льготного лекарственного обеспечения. К 2018 году 76% льготников вышли из данной программы. В 2019 году этот показатель вырос на 3% и составил 79%. В ряде субъектов количество льготников, которые отказались от данного вида помощи, превышает 90%.

В тех условиях финансирования программы льготного лекарственного обеспечения, которая заложена в законодательстве, невозможно полноценно обеспечить данную категорию граждан лекарственными препаратами, уверены в Росздравнадзоре.

Как отметил Дмитрий Пархоменко, основная задача контрольного органа – проверять выполнение органами исполнительной власти субъектов действующих законодательных норм. Проведя оценку результатов проверок, в Росздравнадзоре пришли к выводу, что для того чтобы исправить сложившуюся неблагополучную ситуацию с лекарственным обеспечением, требуются перемены.

Источник: https://lekoboz.ru/farmrynok/roszdravnadzor-dejstvuyushchaya-sistema-lgotnogo-lekarstvennogo-obespecheniya-neeffektivna

Какие реформы нужны системе льготного лекарственного обеспечения

Одним из важнейших инструментов в их достижении могло бы стать реальное увеличение потребления лекарств гражданами, поскольку мы по этому показателю на крайне низком уровне.

Но, учитывая, что 20 миллионов наших граждан находятся за чертой бедности и в последние три-четыре года реальные доходы граждан практически не растут, надеяться на то, что они смогут сами покупать современные лекарства, невозможно. Действующая система льготного лекарственного обеспечения нуждается в серьезном реформировании.

У нас 16 миллионов льготников, но только 2,5 миллиона из них получают лекарства, остальные выбирают денежную компенсацию, из-за чего солидарный принцип в этой системе не работает. Часто встречаясь с избирателями, я чувствую огромный социальный запрос на тему доступности лекарств.

Что необходимо делать в первую очередь? Разработать концепцию изменений и постараться добиться консенсуса по этому вопросу. Концепция должна решать вопросы доступности лекарств, сохранения инвестиционной привлекательности фарминдустрии, сбалансированности бюджетов. Безусловно, необходимо привлечь к обсуждению все общество, потому что тема касается каждой семьи, каждого гражданина.

Далее необходимо выбрать самый эффективный из вариантов лекарственного возмещения. Правовая основа в виде федерального закона, сопровождающего внедрение программ лекарственного обеспечения в нескольких субъектах, обеспечит последующий запуск проекта на всю страну.

Сегодня идет много споров о финансовых источниках. Дополнительные расходы бюджета по объему могут быть сопоставимы с решением задач индексации пенсий работающих пенсионеров или выплаты материнского капитала. Дать всем и все бесплатно — на это никаких денег не хватит.

Парламентская оппозиция активно критикует нас за то, что в налогообложении нет прогрессии.

Но прогрессия могла бы быть как раз в части лекарственного возмещения: граждане, имеющие достаточный доход, могли бы сами приобретать лекарства за полную стоимость, а тем, у кого доходы низкие, цена возмещалась бы полностью.

Система льготного лекарственного обеспечения нуждается в серьезном реформировании

Погрузить лекарственное возмещение в программы ОМС за счет роста страховых взносов невозможно. В ближайшее время мы ни в коем случае не должны повышать налоговую нагрузку — для развития экономики это контрпродуктивно. Кроме того, у нас достаточно много граждан не застрахованы в системе ОМС.

Далее необходимо решение по перечню ЖНВЛП — он очень большой, и к нему много вопросов.

Есть и еще один аспект: через какие аптеки граждане будут получать препараты по возмещению? Например, в Татарстане почти 150 государственных аптек, а в соседних субъектах нет ни одной.

Правительство подготовило законопроект о запрещении ГУПов и МУПов, он полностью закроет все государственные аптеки, придется создавать бюджетные учреждения. Мы были категорически против этого решения.

Наконец, чтобы эксперимент стартовал, нужны активность и лидерство в этом Минздрава России. Конечно, вопрос непростой, но нет ничего непреодолимого. Решение этой проблемы позволит выйти на другой уровень охраны здоровья.

Читать ещё •••

Видео дня. Упадут ли цены на нефть еще больше

Другое
,

Экономика России
,

Маленькая пенсия
,

Минздрав РФ

Источник: https://finance.rambler.ru/other/43893730-kakie-reformy-nuzhny-sisteme-lgotnogo-lekarstvennogo-obespecheniya/

Льготное лекарственное обеспечение | 426 ВГ

  • Главной целью социальной политики Российского государства является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, соблюдение основных социальных гарантий, организация дополнительного обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами по рецептам врачей.
  • Льготное лекарственное обеспечение, которое организует министерство здравоохранения Самарской области, подразумевает обеспечение определенных групп и категорий населения — жителей Самарской области лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированные продукты лечебного питания для детей (далее — лекарственные препараты) для лечения в амбулаторных условиях заболеваний и их осложнений за счет средств федерального и областного бюджетов, согласно установленным нормам законодательных и нормативных документов Российской Федерации и Самарской области.
  • Лекарственное обеспечение амбулаторных больных, не имеющих права на льготное лекарственное обеспечение (далее — ЛЛО), осуществляется за счет личных средств граждан.
  • Перечень отдельных категорий заболеваний и групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты, специализированные продукты лечебного питания для детей, медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей  бесплатно или с 50-процентной скидкой:
  • Бесплатно:
  • Аддисонова болезнь- Гормоны коры надпочечников (минерало- и глюкокортикоиды);
  • Болезнь Паркинсона- Противопаркинсонические лекарственные препараты;
  • Бронхиальная астма- Лекарственные препараты для лечения данного заболевания;
  • Гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии- Цитостатики, интерфероны, антикоагулянты, эритропоэтины;
  • Глаукома, катаракта- Антихолинэстеразные, холиномиметические, дегидратационные, мочегонные препараты;
  • Диабет сахарный- Все лекарственные препараты на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирт этиловый (100 граммов в месяц), шприцы инсулиновые, автоинъекторы, иглы к ним, средства диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии;
  • Диабет несахарный- Все лекарственные препараты на основании стандартов оказания медицинской помощи;
  • Инфаркт миокарда (первые шесть месяцев)- Лекарственные препараты для лечения данного заболевания;
  • Миастения- Антихолинэстеразные лекарственные препараты, стероидные гормоны;
  • Муковисцидоз (больные дети)- Ферменты, антибактериальные препараты ингаляционные по решению врачебной комиссии;
  • Злокачественные онкологические заболевания- Противоопухолевые препараты, противоопухолевые гормональные препараты, антагонисты гормонов, интерфероны, селективные иммунодепрессанты, анальгетики, перевязочные средства для инкурабельных больных;
  • Пересадка органов и тканей- иммунодепрессанты, цитостатики, стероидные гормоны, противогрибковые, противогерпетические и противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролики, антагонисты кальция, препараты калия, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы;
  • Рассеянный склероз- Лекарственные препараты для лечения данного заболевания;
  • Ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева- Гормоны, цитостатики, противовоспалительные нестероидные препараты, иммунодепрессанты, витамины, корректоры метаболизма костной и хрящевой ткани, противотуберкулезные препараты, средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему, противоязвенные препараты;
  • Системные хронические тяжелые заболевания кожи- Лекарственные препараты для лечения данных заболеваний;
  • Сифилис- Антибиотики, препараты висмута;
  • Состояние после операций по протезированию клапанов сердца- Антикоагулянты;
  • Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)- Противовирусные, антибактериальные, противогрибковые, противотуберкулёзные препараты, стимуляторы гемопоэза;
  • Туберкулез- Противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы;
  • Шизофрения- Лекарственные препараты для лечения данного заболевания;
  • Эпилепсия- Лекарственные препараты для лечения данного заболевания;
  • Жизнеугрожающие и хронические прогрессирующие редкие (орфанные) заболевания, приводящие к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности- Лекарственные препараты для лечения данных заболеваний, специализированные продукты лечебного питания.
  1. С 50-и процентной скидкой:
  • Ветераны Великой Отечественной войны — труженики тыла из числа лиц, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О ветеранах» (лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны)- по перечню лекарственных препаратов, установленного территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания населению Самарской области медицинской помощи
  • Группы населения, получающие лекарственные средства бесплатно:
  • Дети из многодетных семей в возрасте до 6 лет;
  • Дети первых трех лет жизни;
  • Лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
  • Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • Отдельные категории граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи»;

В соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:

  • инвалиды войны;и
  • участники Великой Отечественной войны;
  •  N 40-ФЗ); 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 г. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 —
  •  не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; по 3 сентября 1945 г.военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г.
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды.
  • Лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан — при условии отказа от ежемесячной денежной выплаты.

В соответствии с Законом РФ от 15.01.1993 г. N 4301-1«О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеров ордена Славы — при условии отказа от ежемесячной денежной выплаты.

Источник: https://www.426hospital.ru/lgotnoe-lekarstvennoe-obespechenie

Ссылка на основную публикацию