Защита жизни и здоровья граждан является одной из главных задач государства.
Медицина одновременно и способствует защите этих ценностей, но и в то же время относится к видам деятельности, которые могут нанести жизни и здоровью ущерб.
Чтобы не допустить последнего, в РФ была разработана целая система требований к допуску для занятия медицинской деятельностью. Подтверждением соблюдения таких требований является лицензия.
Иногда, в процессе проверки уполномоченный орган выявляет у медицинских организаций грубые нарушения лицензионных требований.
Под такими нарушениями следует понимать невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а», «б» и «в(1)» пункта 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.
2012 № 291, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — ФЗ № 99).
Таким образом, для окончательной квалификации грубых нарушений, необходимо учитывать последствия, указанные в п. 11 ст. 19 ФЗ № 99:
- возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Административная ответственность за грубое нарушение лицензионных требований
В случае выявления грубых нарушений лицензионных требований возникает угроза конституционным правам, свободам и законным интересам пациентов.
В таком случае, нарушитель привлекается к административной ответственности в виде штрафа или административного приостановления деятельности.
Кроме того, одной из мер, принимаемых органами контроля при выявлении нарушений в ходе проведения проверки, является выдача предписания об устранении нарушений.
Иногда, чтобы не допустить причинение вреда жизни и здоровью пациентам, лицензирующий орган также ограничивает действие лицензии медицинской организации. В таком случае это выражается в приостановлении действия лицензии (временное ограничение), а иногда и в ее аннулировании (перманентное ограничение). Порядок этих процедур регламентируется статьей 20 ФЗ № 99.
Здесь стоит отметить, что утвердив ФЗ № 99 законодатель исправил допущенную в ранее действовавшем Федеральном законе о лицензировании неточность в формулировке названия аналогичной статьи и добавил в нее указание также на порядок возобновления и прекращения действия лицензии.
Таким образом, статья 20 ФЗ № 99 звучит теперь как «Порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования лицензии».
Согласно разъяснениям п. 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.
2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, имеющую целью предотвратить или пресечь противоправную деятельность лицензиата. При этом, несмотря на иной характер реализации этой меры, обязательным условием ее применения является привлечение лица к административной ответственности.
Так, приостановлению действия лицензии обязательно должно предшествовать либо неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, либо административное приостановление деятельности за грубое нарушение лицензионных требований. Напомним, что данные правонарушения предусмотрены следующими статьями КоАП РФ:
- Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства»
- Частью 21 статьи 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в установленный срок законного предписания, решения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения, его территориального органа»
- Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)»
При этом, в отношении первых двух норм КоАП важно еще раз обратить внимание на то, что предписание должно быть вынесено именно об устранении грубых нарушений лицензионных требований.
После совершения таких правонарушений события развиваются по следующему алгоритму:
В целом, схема довольно наглядно демонстрирует алгоритм действий при осуществлении процедур приостановления, аннулирования, возобновления и прекращения действия лицензии. Однако, нам бы хотелось остановиться подробнее на некоторых интересных нюансах.
Решение о приостановлении действия лицензии
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на решение лицензирующего органа о приостановлении действия лицензии (часть 4 статьи 20 ФЗ № 99). Порядок оформления и доведения до сведения лицензиата такого решения регламентируется частями 2, 5 и 9 статьи 14 ФЗ № 99.
Так, решение может быть оформлено в форме приказа или распоряжения.
При этом, обязательно в таком документе должны быть указаны наименования работ, услуг или адреса мест выполнения работ, оказания услуг, которые составляют лицензируемый вид деятельности и в отношении которых судом вынесено решение о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности либо о привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований.
После дня подписания и регистрации в течении трех рабочих дней решение лицензирующего органа должно быть вручено лицензиату или направлено ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если ранее лицензиат в своем заявлении на предоставление лицензии указывал на необходимость предоставления лицензии в форме электронного документа, орган направляет свое решение о приостановлении действия лицензии в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Начало приостановления действия лицензии
По общему правилу, как мы видим из алгоритма, приостановление действия лицензии начинается ровно через сутки после вступления в силу решения суда о привлечении лица к административной ответственности. Однако, следует учитывать, что решение суда согласно КоАП вступает в законную силу и подлежит исполнению по истечении срока обжалования — то есть 10-ти дней со дня его вынесения.
В нашем случае интересно обратить внимание на коллизию в законодательстве в части административного приостановления деятельности. Так, часть 1 статьи 32.12 КоАП РФ гласит, что решение судьи, назначившего наказание в виде административного приостановление деятельности, исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения постановления судьи.
То есть, судья обязан направить постановление об административном приостановлении деятельности судебному приставу-исполнителю немедленно, а он в свою очередь сразу же должен согласно части 2 статьи 32.
12 КоАП РФ произвести наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применить другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности (за исключением мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранения объектов жизнеобеспечения, как, например, водоснабжение, канализация, энергообеспечение и т.д.).
Можно задаться резонным вопросом: не возникает ли у лицензирующего органа обязанность приостановить действие лицензии также немедленно после вынесения решения судьи? А если все же возникает, то напрашивается встречный вопрос о законности действий лицензирующего органа в случае, если в результате обжалования в 10-тидневный срок решение судьи будет отменено.
Таким образом, вопрос о начале приостановления действия лицензии на основании административного приостановления деятельности не совсем однозначен и требует дополнительных пояснений со стороны законодателя.
Максимальный период приостановления действия лицензии
Как видно из алгоритма, период приостановления действия лицензии должен оканчиваться вместе с истечением срока исполнения предписания об устранении выявленных нарушений или с окончанием административного приостановления деятельности.
Как известно, действующее законодательство не регламентирует срок, на который выдается предписание об устранении нарушений.
Данный срок устанавливает орган контроля самостоятельно с учетом характера выявленного нарушения. Однако, на практике он не составляет более 90-та дней.
Обычно, такое ограничение максимального срока тесно связано с установленным законом максимальным сроком административного приостановления деятельности.
Напомним, что так как действие лицензии приостанавливается в течение суток со дня вступления в силу решения суда, мы можем сделать вывод, что максимальный общий срок такого приостановления на 10 дней меньше, нежели срок исполнения предписания или административного приостановления деятельности.
Например, максимальный срок административного приостановления деятельности не может превышать 90-та дней, включая срок временного запрета деятельности, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (абзац 2 пункта 23.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.
2005 № 5), поэтому срок приостановления лицензии не может быть более 80-ти суток.
Подпишись на рассылку и получай первым самую свежую и актуальную информацию от Факультета Медицинского Права. Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями обработки и использования персональных данных.
Сокращенный период приостановления действия лицензии
В алгоритме мы также указали два необязательных шага, когда период приостановления действия лицензии может быть сокращен. На возможность такого сокращения косвенно указывают пункты 6 и 7 статьи 20 ФЗ № 99, которые наделяют правом лицензиата при досрочном устранении грубых нарушений лицензионных требований обратиться в лицензирующий орган:
- а) с обращением о досрочном исполнении предписания об устранении нарушений
- б) с ходатайством о досрочном прекращении исполнения наказания в виде административного приостановления деятельности
В первом случае это является основанием для внеплановой проверки лицензирующего органа. Если же лицензиат своим правом не воспользуется, лицензионная проверка все равно будет проведена, но уже после истечения срока исполнения предписания об устранении нарушений.
Во втором случае лицензиат одновременно с прекращением административного приостановления деятельности обязан предоставить в лицензирующий орган уведомление об устранении им грубых нарушений лицензионных требований. Отметим, что такое уведомление он обязан будет направить в любом случае и вне зависимости от срока прекращения административного наказания (досрочно или после истечения 90-та дней).
Окончание процедуры приостановления действия лицензии
После истечения периода приостановления деятельности лицензии, лицензирующий орган проводит проверку устранения нарушений лицензионных требований. После этого возможны два варианта развития событий: либо лиценщия будет аннулирована, либо возобновлена.
Если нарушения лицензионных требований устранены, лицензия будет возобновлена, а сведения об этом будут внесены в реестр лицензий.
Таким образом, аннулирование лицензии является крайней мерой в сфере лицензирования отдельных видов деятельности, применяемой судом только после того, как лицензиат уже был привлечен к административной ответственности, уже понес наказание, но все же не устранил допущенные им нарушения.
После аннулирования лицензии суд принимает решение о ппрекращение ее действия. Однако, здесь важно обратить внимание на один нюанс, а именно на то, что не всегда прекращению действия лицензии предшевствует приостановление ее действия и аннулирование. Поэтому, разберем процедуру прекращения действия лицензии отдельно.
Алгоритм прекращения действия лицензии
Таким образом, обращаем внимание, что существует исчерпывающий перечень оснований для прекращения действия лицензии, который включает в себя 4 случая:
- представление лицензиатом в лицензирующий орган заявления о прекращении лицензируемого вида деятельности;
- прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- прекращение деятельности юридического лица в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);
- наличие решения суда об аннулировании лицензии.
Отметим, что в 1 случае закон обязует лицензиата представить или направить в лицензирующий орган заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности не позднее чем за 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности. При этом лицензиат также наделен правом направить такое заявление в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.
Заметим, что порядок оформления и доведения до сведения лицензиатов решения лицензирующего органа о прекращении лицензии идентичен порядку оформления решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении.
Источник: https://kormed.ru/baza-znaniy/otkrytie-i-licenzirovanie/poluchenie-licenzii-na-medicinskuyu-deyatelnost/poryadok-priostanovleniya-vozobnovleniya-prekrashcheniya-deystviya-i-annulirovaniya-litsenzii/
В каком случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии
В связи с принятием Федерального закона № 99-ФЗ от 04.05.2011 “О лицензировании отдельных видов деятельности”, с 2011 года лицензии предоставляются бессрочно. Однако, это не значит, что далее можно не выполнять требования, предъявляемые законодательством к лицензируемым видам деятельности. Действие лицензии может быть приостановлено и даже аннулировано.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Основания для приостановки
Решение о приостановке лицензии принимает тот орган, который ее выдавал. Порядок проведения данной процедуры регламентирован в ст. 20 ФЗ № 99 от 04.05.2011. В каком случае лицензирующие органы могут приостановить действие лицензии?
Для вынесения подобного решения есть две причины:
- невыполнение нарушителем предписания за грубое нарушение, которое выдал лицензирующий орган;
- привлечение к административной ответственности, если за совершенное правонарушение предусматривается такая мера ответственности, как приостановление деятельности.
Информация о приостановлении деятельности обязательно вносится в общий реестр.
Невыполнение требований
Даже после получения разрешения на осуществление определенного вида деятельности, лицензирующий орган продолжает следить за работой лицензиата. Для этого, по правилам ч.6 ст. 19 ФЗ № 99, он проводит документарные, плановые и внеплановые проверки. Лицензирующий орган контролирует правильность ведения документации, процесс использования имущества, выполнение лицензионных требований.
Плановые проверки проводятся в соответствии с Постановлением Правительства № 489 от 30.06.2010. Контроль деятельности осуществляется на следующий год, после получения разрешения на работу, а затем каждые 3 года. В таких сферах, как социальная, здравоохранение и образование проверки проводятся чаще, в соответствии с отдельно разработанными стандартами.
Проверки могут быть не запланированными. Их проведение возможно если:
- проверяемый нарушил лицензионные требования, ему было выдано предписание об их устранении и истек срок, который предусматривается для проведения этих процедур. По заявлению нарушителя такая проверка может производится ранее, если он сообщит, что все исправил;
- поступило обращение от людей, ИП, юр. лиц, органов государственной власти, СМИ о нарушениях, которые допускает в своей работе лицензиат. В данном случае существует необходимость оповещать о проведении подобных мероприятий органы прокуратуры. Зато нет обязательства предупреждать нарушителя;
- истек срок, на который приостанавливалась лицензия, в связи с привлечением организации к административной ответственности и применением такого наказания, как приостановление деятельности. Проверка проводится для подтверждения соответствия деятельности требованиям законодательства, и только потом она возобновляется.
Меры, которые принимают должностные лица при обнаружении нарушений установлены в ст. 17 ФЗ № 294 от 26.12.2008.
Обратите внимание, что речь в данном случае идет только о первичной проверке, в случае, если она проводится для подтверждения исправления ошибок, но они снова обнаружились, применяется иное наказание — аннулирование разрешения.
В Положениях о порядке лицензирования отдельных видов деятельности определен список нарушений, которые относятся к грубым.
Для любой сферы это такие ошибки, которые приводят к возникновению причинения вреда или его угрозе в отношении людей, животных, растений, окружающей среде, РФ, возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Либо такие, которые привели к тяжкому вреду для человека или среднему вреду для двух и более лиц.
Если, по прошествии времени, предусмотренного для исправления ошибок, новая проверка обнаружила, что они не исправлены, лицензирующий орган привлекает нарушителей к административной ответственности и приостанавливает действие лицензии.
Назначение административного наказания
Порядок применения административного наказания, сопровождающегося приостановлением деятельности, регламентирован в ст. 3.12 КоАП.
В норме дано указание на необходимость прибегать к иным способам воздействия на нарушителя, и, лишь в крайнем случае, когда достигнуть целей административного наказания иным способом невозможно, применяется приостановление.
Оно применяется только в отношении особо опасных преступлений, предусмотренных Особенной частью КоАП, связанных с причинением вреда или угрозой причинения вреда жизни, здоровью людей, животных, растений, окружающей среде, возникновению чрезвычайных положений, приводящих к массовым заражениям, техногенным или природным катастрофам.
Принять решение о привлечении к данному виду ответственности может только судья. Дело рассматривается в течение 7 дней со дня фактического прекращения деятельности.
Максимальный срок его применения — 90 суток, но, если нарушения исправлены ранее, по заявлению организации суд может принять решение остановить применение наказания.
Возобновление
Если приостановление действия лицензии произошло по причине невыполнения предписания, тогда, после окончания срока, выданного на исправление ошибок, лицензия возобновляется. Но для этого лицензирующий орган должен провести внеплановую проверку и установить, что грубых нарушений больше нет.
Получить лицензию обратно можно и раньше указанного в предписании срока. После исправления нарушений необходимо написать заявление в лицензирующий орган с просьбой провести внеплановую проверку. Если в ее результате будет установлено, что ошибки исправлены, то разрешение на возобновление работы вы получите раньше. Платить государственную пошлину за эту услугу не нужно.
Если приостановление произошло вследствие применения такого административного наказания, как приостановление деятельности, то возобновление действия разрешения происходит следующим днем после истечения периода, предусмотренного для ее приостановления. Нарушитель обязательно пишет заявление об устранении нарушений в адрес лицензирующего органа. А он, в свою очередь, перед тем как вернуть лицензию, проводит еще одну проверку.
Если нарушитель досрочно прекратил исполнение административного наказания, наложенного на него судьей, то действие лицензии начинает работать на следующий день после досрочного прекращения. Чтобы оформить доступ к лицензии досрочно, необходимо обратиться в суд, который привлек Вас к ответственности с просьбой уменьшить срок приостановления.
Лицензирующий орган, проинформированный судом, проведет проверку — действительно ли ошибки исправлены. Суд на основе этих данных выносит решение, прекратить приостановление досрочно или нет.
Аннулирование
В каких случаях может быть аннулирована лицензия? Если в результате проверки будет обнаружено, что ошибки не исправлены, лицензирующий орган подает в суд требование об аннулировании лицензии.
То есть, основанием для аннулирования лицензии считается наличие грубых нарушений в деятельности организации или ИП, которые ранее уже были обнаружены и должны были быть исправлены.
Лицензия может быть аннулирована только по решению суда. На его основании происходит прекращение лицензии. Прекращение может быть и по инициативе самого предпринимателя.
Это возможно в результате ликвидации организации или прекращения работы ИП, либо по заявлению лицензиата, когда он решил прекратить осуществлять лицензируемый вид деятельности.
Информация, о том, что у лицензиата появилась возможность продолжать работу, о том, что он прекратил свою деятельность или его лицензия аннулирована также вносится в реестр.
Заключение
Решение о приостановлении действия разрешения принимается лицензирующим органом. На основании проверки может быть выявлено несоответствие работы лицензионным требованиям, тогда выдается предписание.
В случае его неисполнения действие разрешения приостанавливается. Вторым основанием является решение суда о приостановлении всей деятельности фирмы или ИП.
Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 450-39-61
8 (800) 302-33-28
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://prava.expert/litsenzii/priostanovlenie-dejstviya.html
Порядок приостановления и прекращения действия лицензии
3153
Вопрос об административном приостановлении деятельности организации здравоохранения решается в судебном порядке после проведения лицензирующим органом соответствующих процедур. Алгоритм приостановления и прекращения действия лицензии представлен на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Алгоритм приостановления и прекращения действия лицензии
Административное приостановление деятельности организации здравоохранения (индивидуального предпринимателя) должно происходить на основании решения суда, как правило, по фактам, доказывающим неспособность соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий, влекущих непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан. В случае вынесения судом решения об административном приостановлении деятельности за нарушение лицензионных требований и условий действие лицензии приостанавливается, о чем организации здравоохранения (индивидуальному предпринимателю) направляется соответствующее уведомление. Организация здравоохранения (индивидуальный предприниматель), получившая уведомление, обязана устранить допущенные ею нарушения лицензионных требований и условий в установленный срок.
При устранении нарушений действие лицензии возобновляется со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности, или со дня, следующего за днем его досрочного прекращения. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.
Если в установленный срок организация здравоохранения не устранила нарушения лицензионных требований и условий, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда. Основания прекращения лицензии: • ликвидация юридического лица; • прекращение деятельности юридического лица в результате реорганизации, за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния; • прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя; • окончание срока действия лицензии или принятие лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления; • вступление в законную силу решения суда об аннулировании лицензии. Дальнейшее развитие организационно-правового механизма лицензирования медицинской деятельности должно идти, прежде всего, по пути совершенствования системы стандартизации, предусматривающей разработку и установление современных нормативов, правил, требований, условий, технологий при производстве и реализации медицинских товаров и услуг. Важным направлением повышения эффективности лицензирования является дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы, определяющей единые принципы и подходы к использованию процедуры лицензирования на всей территории РФ, а также судебной практики рассмотрения случаев нарушения лицензионных требований и условий. О.П. Щепин, В.А. Медик
Опубликовал Константин Моканов
- Основные проблемы биоэтики В связи с большими достижениями биологической и медицинской пауки и внедрением новых медицинских технологий в начале XXI в. врач в исключительных случаях вынужден принимать решения, которые входят в противоречия с нормами классической медицинской этики. Большое внимание к правам личности, в том числ… Здоровье и здравоохранение
- Ответственность за нарушение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей В соответствии со ст. 55, 57 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством РФ. Здоровье и здравоохранение
- Экономические основы здравоохранения в Российской Федерации. Источники финансирования здравоохранения В настоящее время в системе здравоохранения Российской Федерации действуют две экономические формы оказания гражданам медицинской помощи. Первая — бесплатная, за счет средств бюджетов всех уровней, обязательного медицинского страхования и других поступлений. Вторая — платная, за счет средств граждан… Здоровье и здравоохранение
- Классификация медицинских информационных систем Актуальность проблемы внедрения информационных систем в здравоохранение определяется, прежде всего, необходимостью повышения эффективности процессов управления здравоохранением, качества оказываемой населению медицинской помощи. До середины 70-х годов прошлого столетия развитие информатизации отстав… Здоровье и здравоохранение
- Оплата труда в здравоохранении Особое место в экономике здравоохранения занимает проблема оплаты труда, Это одна из самых трудноразрешимых проблем в экономике любой отрасли, поскольку она не только экономическая, но и, прежде всего, социальная, политическая. Здоровье и здравоохранение
- Особенности организации медицинской помощи жителям сельской местности В 2008 г. в сельском здравоохранении Российской Федерации функционировало 1749 центральных районных больниц, 481 участковых больниц, 39 179 фельдшерско-акушерских пунктов, в которых работало 46,2 тыс. врачей и 208 тыс. среднего медицинского персонала. Здоровье и здравоохранение
- Этические нормы взаимоотношений медицинского работника и пациента Взаимоотношения врача и пациента представляют центральную проблему классической медицинской этики. И в прошлом, и сегодня эти взаимоотношения остаются непростыми и не всегда бесконфликтными. Сложности во взаимоотношениях рождаются с двух сторон. Врач не всегда пытается понять больного как личность с… Здоровье и здравоохранение
Источник: https://medbe.ru/materials/obshchestvennoe-zdorove-i-zdravookhranenie/poryadok-priostanovleniya-i-prekrashcheniya-deystviya-litsenzii/
Приостановление права пользования недрами
Право
пользования недрами может быть приостановлено по основаниям, указанным в
статье 20 Закона РФ «О недрах», в том числе и по желанию владельца лицензии или
по инициативе недропользователя по его заявлению.
Туманова Мария Михайловна, ведущий юрисконсульт Highland Gold — УК «Руссдрагмет»
В законодательстве приведены обстоятельства, дающие
право уполномоченным органам, предоставившим лицензию, рассмотреть вопрос
в том числе о приостановлении права пользования недрами.
Однако такое
приостановление по инициативе недропользователя является правом уполномоченного
органа.
Случаи, при которых право пользования недрами прекращается в
императивном порядке, установлены отдельно, в части 1 статьи 20 Закона РФ
«О недрах».
В рамках рассматриваемого вопроса следует обратить
внимание на разъяснения, данные Пленумом ВАС РФ в п. 20 своего постановления от
02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике
при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Пленум ВАС РФ указал, что при рассмотрении дел об
оспаривании решений административных органов о приостановлении лицензии на
право осуществления определенного вида деятельности судам необходимо учитывать,
что приостановление лицензии не является административным наказанием в смысле
Кодекса РФ об административных правонарушениях, а представляет собой
специальную правовую меру, непосредственно связанную со спецификой
деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные
права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.
Из приведенных разъяснений следует, что такая мера,
как приостановление лицензии, имеет иную правовую природу, чем ответственность,
предусмотренная частью 1 статьей 2.1 КоАП РФ. Для привлечения
к административной ответственности необходимо установить признаки
противоправности в действиях (бездействии) лица, а также наличие вины.
В данном случае при приостановлении лицензии
на пользование недрами вина пользователя недр отсутствует, причины приостановки
не зависят от действий или бездействия недропользователя, а являются, как
правило, внешними.
По спорам, связанным с приостановлением лицензий на
пользование недрами, имеется устоявшаяся судебная практика, суды указывают, что
государственная функция Роснедр по осуществлению принятия решений о
приостановлении права пользования участками недр может быть реализована
исключительно единообразно и без направления какого-либо уведомления
пользователю недр о необходимости устранения нарушений (определение Судебной
коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ от 07.05.2015 по делу №
305-КГ14-6820, А40-800/2014).
Это подтверждает, что законодательством о недрах не
предусмотрено право недропользователя по собственной инициативе (без
специального разрешения) приостановить право пользования недрами и обязанность
уполномоченного органа выдать соответствующее разрешение на приостановление
лишь при наличии волеизъявления недропользователя.
Для приостановления лицензии предусмотрен
специальный порядок действий уполномоченного органа по принятию решения о таком
приостановлении, который установлен в административном регламенте Роснедр,
утвержденном приказом Минприроды России от 29.09.2009 № 315.
Процедура приостановления права пользования недрами рассматривается как однотипная, регламентированная комплексно, а указание недропользователем в соответствующем заявлении причин приостановления права пользования недрами является обязательным условием для инициирования процедуры рассмотрения обращения специальной комиссией (пункт 106 административного регламента) в целях принятия решения.
Так же считают и суды, отмечая, что
в соответствующем заявлении недропользователь должен указать причины
приостановления права пользования недрами, что является обязательным условием для инициирования
процедуры рассмотрения заявления в целях принятия решения (постановление
Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.12.2016 № Ф04-5181/2016
по делу № А45-22731/2015).
- Решение о приостановлении права пользования недрами
может быть принято лишь на основании анализа причин такого приостановления с
приложением необходимой документации по состоянию участка недр
и проводимым работам. - В случае если в заявлении не указаны причины
приостановления или причины не являются обоснованными, суд при рассмотрении
спора по данному вопросу может указать, что недропользователь, используя
приостановку лицензии, фактически уклоняется от соблюдения лицензионных
требований и условий и ответственности за их нарушение, и, как
следствие, примет решение не в пользу недропользователя. - Пунктом 107 административного регламента определено,
что при приостановлении права пользования недрами временно прекращаются
основной вид деятельности и связанные с ним вспомогательные работы, за
исключением деятельности по обеспечению сохранности горных выработок и буровых
скважин, поддержанию строений, сооружений и оборудования в безопасном для жизни
и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. - При этом лицензия на пользование участком недр при
приостановлении права пользования недрами с государственного учета не
снимается.
В связи с этим с учетом обстоятельств
приостановления уполномоченный орган принимает решение не только о
разрешении приостановления права пользования недрами, но и о работах,
необходимых к выполнению в связи с приостановлением недропользователем в целях
охраны недр, а именно мероприятий по сохранности горных выработок и буровых
скважин, поддержанию строений и сооружений и оборудования в безопасном для
жизни и здоровья людей, окружающей природной среды и недр состоянии. В связи с
этим к заявлению о приостановлении необходимо приложить пояснительную записку о
проведении мероприятий по сохранности горных выработок и буровых скважин,
поддержанию строений и сооружений в безопасном состоянии.
- Таким образом, согласно административному регламенту
Роснедр, пользователь недр вправе подать заявление в уполномоченный орган о
приостановлении лицензии на пользование недрами с указанием оснований,
обстоятельств и сроков для приостановления по лицензии. - Решение по указанному вопросу принимает комиссия
Роснедр, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере
природопользования и иных уполномоченных органов, процесс принятия решения о
приостановлении пользования участками недр не должен превышать 150 дней. - Устранение обстоятельств приостановления права
пользования недрами является основанием для его возобновления. - При выборе такого решения, как приостановление
лицензии, стоит учитывать, что если у пользователя недр к моменту подачи
заявления о приостановлении лицензии имеются нарушения по выполнению
обязательств по лицензионному соглашению или сроки обязательств по лицензии и
проектам уже нарушены, уполномоченный орган может отказать в приостановлении
лицензии, сославшись на уклонение пользователем недр от исполнения лицензионных
обязательств. - Какие причины могут быть обоснованными для приостановки лицензии на право пользования недрами?
- Одной из основных причин приостановления лицензии
может быть экономическая неэффективность освоения месторождения в текущий
момент, например в связи с резким падением курса рубля по отношению к другим
валютам.
Как одну из стадий процесса освоения месторождения
лицензия на пользование недрами и лицензионное соглашение устанавливают
обязательство, согласование и утверждение технических проектов разработки
месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение
работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных
ископаемых и видам пользования недрами. Может сложиться ситуация, при которой в
момент, когда планировалось обращение в уполномоченную организацию для
согласования и утверждения такого проекта, модель освоения месторождения,
представленная в проекте, стала экономически невыгодной.
В проектную документацию включаются обоснованные варианты
проектных решений, в том числе в отношении технико-экономических
показателей разработки месторождения полезных ископаемых, в том числе уровней
годовой добычи полезных ископаемых, степени извлечения основных и попутных
полезных ископаемых из недр.
Уполномоченная организация выполняет функцию
утверждения проектов строго в рамках исполнения нормативно-правовых актов,
регулирующих вопросы порядка организации работы. При исполнении указанной
функции имеет место экономическая оценка эффективности инвестиций в проектной
документации на разработку месторождений.
Таким образом, в проектной
документации должен присутствовать раздел, показывающий экономическое
обоснование эффективности освоения месторождения.
И в случае экономической
неэффективности освоения месторождения в определенный период можно рассмотреть
вариант применения процедуры приостановления лицензии на пользование
недрами.
Также причиной приостановки лицензии может быть
необходимость изменения технологии освоения месторождения, благодаря которой
возможна наиболее эффективная, полная и рациональная отработка месторождения.
Для чего пользователю недр потребуется время для разработки и утверждения
проектной, технической документации и для реализации переоснащения
производственных мощностей.
- По вопросу уплаты регулярных платежей и представления налоговой декларации по НДПИ в период приостановления лицензии на право пользования недрами можно отметить следующее.
- Так, согласно статье 21 Закона РФ «О недрах», в
случае если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление права
пользования недрами, устранены, это право может быть восстановлено в полном
объеме. - Как следует из вышеизложенного, приостановление
права пользования участком недр не означает досрочного прекращения такого
права, поскольку не прекращает действия выданной лицензии и, соответственно,
обязанности держателя этой лицензии уплачивать установленные Законом «О недрах»
обязательные платежи, включая регулярные. - В этой связи уплата регулярных платежей за
пользование недрами должна производиться недропользователем с даты
государственной регистрации выданной ему лицензии на право пользования недрами
и за весь период ее действия независимо от того, проводятся ли фактически
соответствующие данной лицензии работы на предоставленном в пользование
участке недр или нет. - Обязанность представления налоговой декларации
по НДПИ у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового
периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых (пункт 1
статьи 345 НК РФ).
Источник: https://www.vnedra.ru/zakonodatelstvo/o-priostanovlenii-prava-polzovaniya-nedrami-po-liczenzii-7418/
Что делать, если лицензия «под угрозой»
Что делать, если лицензия «под угрозой»
(Окончание. Начало см. № 1…..)
Прекращение и аннулирование действия лицензии
Основания прекращения действия лицензии
Основания прекращения действия лицензии можно условно разделить на 2 группы:
– связанные с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании (пп. 77, 78, 82, 85 Положения о лицензировании);
– не связанные с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании (абз. 2 ст. 83, п. 84 Положения о лицензировании).
- При этом в отличие от случаев приостановления действия лицензии, решение о котором принимает исключительно лицензирующий орган, действие лицензии может быть прекращено как по решению лицензирующего органа, так и по решению суда.
- К нарушениям, связанным с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании, относятся, в частности:
- – неустранение в установленный срок нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии;
- – непредставление в лицензирующий или контролирующий орган в установленный срок письменного уведомления об устранении выявленных нарушений. В указанных случаях действие лицензии прекращается со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия лицензии;
- – осуществление лицензируемого вида деятельности в течение срока, на который действие лицензии было приостановлено. В этом случае действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии;
– грубое нарушение лицензиатом законодательства о лицензировании (т.е. нарушение лицензионных требований и условий, установленных в Положении о лицензировании применительно к каждому лицензируемому виду деятельности);
- – повторное (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии) нарушение лицензиатом законодательства о лицензировании;
- – совершение иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности.
- В вышеперечисленных случаях действие лицензии прекращается по решению лицензирующего органа.
- Пример 2
Решением местного органа исполнительной власти лицензия на образовательную деятельность учреждения образования, осуществлявшего подготовку кадров с профессионально-техническим образованием, была приостановлена по причине необеспечения надлежаще оформленными учебными программами и учебно-методическими материалами по каждой специальности. Учреждению образования был предоставлен месячный срок для устранения выявленных нарушений. При дальнейшем обследовании было выявлено, что в назначенный срок все нарушения устранены не были. В результате орган исполнительной власти принял решение о прекращении лицензии на образовательную деятельность.
Некоторые нарушения законодательства о лицензировании, допущенные лицензиатом, могут стать причиной прекращения действия лицензии по решению суда, например, в случае препятствования лицензиатом деятельности лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа в проведении мероприятий по контролю за соблюдением лицензиатом законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий, в т.ч. невыполнения лицензиатом законных распоряжений или требований должностных лиц таких органов при исполнении ими служебных полномочий, представления этим должностным лицам недостоверных документов и иных сведений, относящихся к осуществлению лицензируемого вида деятельности. Или же в случае, когда нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности, общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровью граждан, окружающей среде. В последнем случае серьезность последствий подобных нарушений подлежит доказыванию и является предметом оценки со стороны суда.
Еще одним основанием прекращения действия лицензии по решению суда является принятие лицензирующим органом незаконного решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия, совершенное на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия соответствующего решения.
Пример 3
Решением хозяйственного суда была прекращена лицензия небанковской кредитно-финансовой организации, предоставлявшая право на прием вкладов от граждан. Ранее неоднократно в деятельности данной организации выявлялись нарушения. Так, в частности, в порядке приема вкладов были выявлены операции, имеющие признаки формирования фиктивной задолженности перед вкладчиками.
Объем фиктивных обязательств перед вкладчиками составил около 70 млн. руб. Нацбанк временно приостановил лицензию, но даже в период приостановления небанковская организация продолжала осуществление финансовых операций. Это послужило основанием передачи материалов проведенных проверок в суд.
Решением суда лицензия небанковской кредитно-финансовой организации была прекращена.
- Вместе с тем законодательством установлен ряд оснований прекращения действия лицензии по решению лицензирующего органа, не связанных с нарушениями лицензиатом законодательства о лицензировании, в частности таких, как:
- – истечение срока, на который выдана лицензия;
- – реорганизация лицензиата – юридического лица (за исключением случаев реорганизации лицензиата – юридического лица в форме выделения либо присоединения к нему другого юридического лица);
- – ликвидация (прекращение деятельности) лицензиата – юридического лица, индивидуального предпринимателя;
- – смерть, признание недееспособным, ограничение в дееспособности, признание безвестно отсутствующим, объявление умершим лицензиата – физического лица;
- – письменное уведомление лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;
- – внесение в лицензию изменений и (или) дополнений, продление срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;
- – необращение лицензиата за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия.
- Последствием прекращения действия лицензии является запрет на осуществление такой деятельности в дальнейшем.
Основания аннулирования лицензии
Весьма схожей с прекращением действия лицензии является ситуация ее аннулирования.
В отличие от прекращения действия лицензии аннулирование лицензии осуществляется в связи с серьезными нарушениями, допущенными при ее выдаче, которые ставят под вопрос законность ее получения (за исключением аннулирования лицензии в связи с тем, что лицензиат не обращался за ее получением в течение 6 месяцев со дня принятия решения о выдаче). Причем в зависимости от степени серьезности допущенных нарушений различается порядок принятия решения об аннулировании лицензии (административный (по решению лицензируюшего органа) или судебный).
- Так, в частности, лицензия аннулируется по решению лицензирующего органа в случаях, если:
- – лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии;
- – лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной недействительной;
– лицензиатом, в отношении которого применен упрощенный порядок лицензирования, в установленные сроки не обеспечено выполнение лицензионных требований и условий, указанных в п.
138 Положения о лицензировании, либо им получено отрицательное экспертное заключение по результатам проведения экспертизы соответствия возможностей лицензиата лицензионным требованиям и условиям, а также в случае отказа лицензиата от проведения такой экспертизы.
Если будет установлено нарушение установленного законодательством порядка выдачи лицензии, что повлекло принятие незаконного решения о выдаче лицензии, лицензия подлежит аннулированию по решению суда.
Пример 4
Иностранное общество с ограниченной ответственностью оказывало на территории Республики Беларусь услуги в области связи.
Лицензирующий орган уже в процессе осуществления обществом хозяйственной деятельности выяснил, что при подаче документов для получения лицензии общество представило недостоверные сведения о квалификации и количестве работников.
Лицензионными требованиями и условиями, предъявляемыми к соискателю лицензии, является наличие специалистов, имеющих образование по специальности, соответствующей профилю лицензируемого вида деятельности (п.
8 Положения о лицензировании деятельности в области связи, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1387). В данном случае лицензирующий орган принял решение об аннулировании выданной лицензии со дня начала срока ее действия.
Таким образом, представление в лицензирующий орган недостоверных сведений для выдачи лицензии влечет аннулирование лицензии со дня начала срока ее действия. Осуществляемая за весь этот период предпринимательская деятельность, требующая наличия соответствующей лицензии, на основании решения суда признается незаконной, что влечет для лицензиата крайне негативные правовые последствия.
Процедура прекращения или аннулирования лицензии
Если лицензия прекращается или аннулируется по решению лицензирующего органа, то он в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения письменно уведомляет об этом лицензиата с указанием оснований и даты прекращения (аннулирования) лицензии (п. 91 Положения о лицензировании). По общему правилу действие лицензии прекращается со дня принятия решения лицензирующим органом. Специальные сроки прекращения лицензии установлены в п. 86 Положения о лицензировании.
- Если лицензия прекращается или аннулируется по решению суда, то суд направляет в лицензирующий орган решение о прекращении действия либо аннулировании лицензии, а равно о признании неправомерным вынесенного лицензирующим органом решения о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии не позднее 3 рабочих дней после вступления такого решения суда в законную силу.
- В судебном порядке действие лицензии прекращается со дня вступления в законную силу решения суда.
- В случае прекращения действия либо аннулирования лицензии лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии либо получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).
Правовые последствия прекращения или аннулирования лицензии
Справочно: (выноска на поля)
Источник: https://jurk.by/izdaniya/ya-spok/chto-delat-esli-litsenziya-pod-ugrozoi-p_0000000