Казанцева Юлия ИгоревнаАдвокат по медицинским вопросам
Постараюсь рассмотреть, предусмотренные п.1 ч.5 ст. 19 ФЗ РФ «Об охране здоровья граждан» право на выбор врача и право на выбор медицинской организации.
С моей точки зрения это два самостоятельных права, хотя действующее законодательство не разграничивает данные права, а, наоборот, конструирует нормы права таким образом, что фактически реализация одного права тесно связана с реализацией другого, и нередко одно право невозможно без другого.
Праву на выбор врача и медицинской организации посвящена ст. 21 данного Федерального закона. При этом реализация указанного права осуществляется в зависимости от вида медицинской помощи и порядка ее предоставления. Так, ч. 1 ст.
21 устанавливает, что при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача — с учетом согласия врача.
Таким образом, закон не предусматривает право выбора врача и медицинской организации вне рамок ОМС. Однако из международного законодательства, в частности 17ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Нью-Йорк, США, в октябре 1963, дополненной 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, в октябре 1983 г.
принято Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения, среди которых заслуживает внимание следующий: «Любая система здравоохранения должна обеспечивать пациенту право выбора врача, а врачу — право выбора пациента, не ущемляя при этом прав ни врача, ни пациента.
Принцип свободного выбора должен соблюдаться и в тех случаях, когда медицинская помощь полностью или частично оказывается в медицинских центрах. Непременная профессиональная и этическая обязанность врача — оказывать любому человеку неотложную медицинскую помощь без каких-либо исключений».
В преамбуле Лиссабонской декларации о правах пациента, принятой ВМА (Лиссабон, Португалия, сентябрь-октябрь 1981 года) указано, что в последние годы отношения между врачами, пациентами и широкой общественностью претерпели значительные изменения.
Хотя врач должен действовать в интересах пациента сообразно своей совести, необходимы также соответствующие гарантии автономии и справедливого отношения к пациенту.
Из вышеизложенных норм международного права, норм права национального законодательства можно прийти к выводу о том, что право выбора врача и медицинской организации вне рамок государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи также гарантирует пациенту право выбора врача и медицинской организации, но и не умаляет право врача выбрать пациента.
Хотя законом и не предусмотрен порядок и форма согласия врача на предоставление медицинской помощи пациенту, скорее всего это является добровольное принятие врачом пациента на прием, предоставление пациенту информации о характере заболевания, целях, методах, включая альтернативные, и продолжительности рекомендуемого лечения, а также о болевых ощущениях, возможном риске, побочных эффектах и ожидаемых результатах, назначение пациенту терапевтических процедур.
Законом, лишь в ч.3 ст. 70 предусмотрено право лечащего врача отказаться от наблюдения и лечения пациента.
Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача.
Согласно ст. 7 Этического кодекса Российского врача, утвержденного 4-ой Конференцией Ассоциации врачей России, ноябрь 1994 года, врач имеет право отказаться от работы с пациентом, перепоручив его другому специалисту в следующих случаях:
- если чувствует себя недостаточно компетентным, не располагает необходимыми техническими возможностями для оказания должного вида помощи;
- данный вид медицинской помощи противоречит нравственным принципам врача;
- врач не в состоянии установить с пациентом терапевтическое сотрудничество.
Следует упомянуть, что и при выборе лечебного учреждения вне рамок оказания бесплатной медицинской помощи (т.е. при предоставлении платных видов услуг) пациенту предоставлено право свободного выбора врача и лечебного учреждения без ограничения по территориальному принципу и по количеству обращений.
Однако в рамках оказания бесплатной медицинской помощи по полисам обязательного и добровольного медицинского страхования дела обстоят по-другому.
Первое, что необходимо сделать, заглянуть в свой страховой полис, посмотреть наименование страховой организации и обратить внимание, что обратиться за оказанием бесплатной медицинской помощи вы можете только в ту медицинскую организацию, с которой у вашей страховой компании имеются договорные отношения. В противном случае вам необходимо будет заключить договор с другой страховой компанией,на что тоже уйдет время. Обратите внимание на упомянутый в законе территориально-участковый принцип.
Совокупность участкового принципа и необходимость получения согласия врача фактически нивелируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.
Так, среди обязанностей поликлиники имеется обязанность в некоторых ситуациях осуществлять лечение на дому, включая оказание неотложной помощи (не путать со скорой помощью).
И, конечно, поликлиника не заинтересована брать на обслуживание пациентов с другого конца города, потому что к ним долго добираться. Но главноесостоит в том, что прикрепление к поликлинике пациентов, проживающих
в другом районе, фактически ставит главного врача перед вопросом: почему он нарушил закон, предусматривающий территориально-участковый принцип обслуживания пациентов?
Итак, чтобы прикрепиться, к примеру, к другой поликлинике, необходимо не только разрешение главного врача, но и согласие участкового терапевта. Но почему участковый терапевт должен быть заинтересован в том, чтобы больше работать? Прямого ответа на этот вопрос закон не дает.
Ведь если врач, взяв к себе на лечение пациента из другого района и получив от него вызов, не выполнит свою должностную инструкцию и не выедет к нему на дом, то ему может быть предъявлено уголовное обвинениев неоказании помощи больному.
Как вы думаете, нужно ли это участковому терапевту и главному врачу лечебного учреждения? Конечно же — нет. Соответственно, скорее всего, вам будет отказано в прикреплении к лечебному учреждению.
Но, если все-таки вы решили, что несомненно хотите лечиться в этом лечебном учреждении и у этого доктора вы безусловно можете воспользоваться своим правом.
Теперь поговорим о том, при каких условиях осуществляется выбор врача и медицинской организации по видам медицинской помощи:
Вид медицинской помощи | Условия осуществления выбора врача и медицинской организации |
Первичная медико-санитарная помощь | 1 раз в год (в том числе и по территориально-участковому принципу), за исключением изменения места жительства и места пребывания |
Первичная специализированная медико-санитарная помощь (ПСМП) | а) по направлению лечащего врача[1] б) самостоятельное обращение пациента |
Специализированная медицинская помощь (СМП) в плановом порядке | а) по направлению лечащего врача б) ВМП – по заключению врачебной комиссии медицинской организации, которая оказывает ПСМП или СМП |
СМП в экстренной и неотложной форме | а) самостоятельное обращение пациента б) выездная бригада скорой медицинской помощи |
Паллиативная медицинская помощь* Применительно к детям действует Приказ Минздрава России от 14.04.2015 N 193н «Об утверждении Порядка оказания паллиативной медицинской помощи детям» |
|
Клиническая апробация | По заключению этического комитета и экспертного совета уполномоченного федерального органа исполнительной власти |
Механизм реализации права на выбор врача и медицинской организации
Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2012 г. № 406н.
- Для выбора медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, гражданин лично или через своего представителя должен обратиться в выбранную им медицинскую организацию с письменным заявлением, которое содержит следующие сведения:
- 1) наименование и фактический адрес медицинской организации, принявшей заявление;
- 2) фамилия и инициалы руководителя медицинской организации, принявшей заявление;
- 3) информация о гражданине:
- фамилия, имя, отчество; пол; дата рождения; место рождения; гражданство;
- данные предъявляемого документа;
- место жительства (адрес для оказания медицинской помощи на дому при вызове медицинского работника);
- место регистрации; дата регистрации;
- контактная информация;
- 4) номер полиса обязательного медицинского страхования, наименование страховой медицинской организации;
- 5) наименование и фактический адрес медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, в которой гражданин находится на обслуживании на момент подачи заявления.
- При подаче заявления предъявляются оригиналы следующих документов:
- 1) для детей до 14 лет, являющихся гражданами Российской Федерации:
- свидетельство о рождении;
- документ, удостоверяющий личность законного представителя ребенка;
- полис обязательного медицинского страхования ребенка;
2) для граждан Российской Федерации в возрасте 14 лет и старше:
- паспорт гражданина Российской Федерации или временное удостоверение личности гражданина Российской Федерации, выдаваемое на период оформления паспорта;
- полис обязательного медицинского страхования;
3) для лиц, имеющих право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом «О беженцах»:
- удостоверение беженца или свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу;
4) для иностранных граждан, постоянно проживающих в РоссийскойФедерации:
- паспорт иностранного гражданина либо иной документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина;
- вид на жительство;
- полис обязательного медицинского страхования;
5) для представителя гражданина, в том числе законного:
- документ, удостоверяющий личность;
- документ, подтверждающий полномочия представителя;
6) в случае изменения места жительства:
- документ, подтверждающий факт изменения места жительства.
После получения заявления медицинская организация, принявшая заявление, в течение двух рабочих дней запрашивает подтверждение информации, указанной в заявлении, в медицинскую организацию, в которой гражданин находится на медицинском обслуживании на момент подачи заявления.
В течение двух рабочих дней после подтверждения информации, указанной в заявлении, руководитель медицинской организации, принявшей заявление, информирует гражданина о принятии его на медицинское обслуживание.
На отношения по выбору медицинской организации при оказании медицинской помощи военнослужащим и лицам, приравненным по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гражданам, подлежащим призыву на военную службу или направляемым на альтернативную гражданскую службу, и гражданам, поступающим на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанным, заключенным под стражу, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста вышеперечисленные условия выбора врача и медицинской организации не распространяются. О правах при оказании медицинской помощи указанных лиц я напишу в скором времени.
[1] При выдаче направления лечащий врач обязан проинформировать гражданина о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи с учетом сроков ожидания медицинской помощи, установленных территориальной программой.
Любое копирование и размещение информации на сторонних интернет-ресурсах возможно только при установке прямой индексируемой текстовой ссылки на www.advokat-danilova.ru, в прочих сторонних источниках — только с письменного разрешения адвоката Казанцевой (Даниловой Ю.И.).
По этим вопросам необходимо обращаться по адресу Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .Любые нарушения будут рассматриваться и преследоваться согласно статье 146.
Уголовного Кодекса РФ «Нарушение авторских и смежных прав».
Scroll
Источник: http://www.advokat-danilova.ru/nashi-stati/187-pravo-patsienta-na-vybor-vracha-i-vybor-meditsinskoj-organizatsii.html
Право пациента на выбор врача и медицинской организации
Право пациента на выбор врача и медицинской организации закреплено в законе уже два десятка лет. Однако даже в таком общеизвестном и на первый взгляд понятном разделе медицинского права таятся подводные камни, и в практике правоприменения могут возникать различные сложности и ограничения. По данному аспекту консультирует главный юрист Ассоциации травматологов-ортопедов Д.С. ЗУБКОВ.
Врач и пациент: кто кого выбирает?
В процессе оказания медицинской помощи врач-специалист сталкивается с необходимостью направлять пациента на консультацию к специалистам в медицинские организации другого профиля в пределах своего учреждения или (за неимением таковых) в другие лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), а также в аналогичных ситуациях – для оказания специализированной медицинской помощи по ряду направлений, отсутствующих в ЛПУ, куда больной обратился. При этом врач обязан соблюдать порядок реализации пациентом права на выбор врача и медицинской организации, который определен законом.
Для уточнения особенностей реализации данного права на практике, прежде всего, необходимо определиться, в каких ситуациях законодательство дает пациенту право на выбор врача и медицинской организации. В части 1 статьи 21 Федерального закона от 21.11.
2011 № 323 (далее – ФЗ № 323) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» указано, что выбор медицинской организации и врача осуществляется гражданином «при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи». В указанную программу входят медицинские организации, работающие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), ведомственные медицинские организации и иные медицинские организации, подведомственные Федеральному медико-биологическому агентству (ФМБА) России.
В указанной выше статье закона содержится чрезвычайно важное положение – непременным условием выбора пациентом врача является согласие этого врача.
Еще одно нововведение законодательства в духе времени касается информационного обеспечения пациента с целью создания для него условий осознанного выбора врача и медицинской организации.
В соответствии с частью 7 статьи 21 ФЗ № 323 гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности, о врачах (в том числе уровне их образования и квалификации).
При этом работодатель имеет право разместить в открытом доступе информацию только о квалификации и образовании врача. Личная жизнь работника должна оставаться неприкосновенной и не подлежащей разглашению.
При реализации рассматриваемого права пациента еще одно ограничение заключается в том, что пациент имеет право выбирать врача и медицинскую организацию не чаще одного раза в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). Такое ограничение вполне разумно, так как направлено на предотвращение случаев потребительского экстремизма, когда некоторые пациенты претендуют на смену лечащего врача чуть ли не каждые два дня.
Процедура выбора медицинской организации и врача
Кому же законодательство предоставляет право на выбор медицинской организации и врача? Рассматриваемое право пациента (наряду с еще 10 правами) дано не только гражданам Российской Федерации, но (при определенных условиях) и ряду граждан других государств, а также ряду лиц без гражданства, пребывающих в России.
Для ряда категорий граждан предусмотрен особый порядок выбора медицинской организации.
Так, выбор медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также выбор ЛПУ работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, осуществляется, согласно постановлению Правительства РФ от 26.07.2012 № 770, из числа федеральных медицинских организаций, подведомственных ФМБА России, по месту их жительства или работы. Перечень закрытых административно-территориальных образований приведен в постановлении Правительства РФ от 05.07.2001 № 508.
В целом же перечень организаций и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России, утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 № 1156-р.
Военнослужащие и приравненные к ним лица в соответствии со статьей 25 ФЗ № 323 имеют право на получение медицинской помощи в ведомственных медицинских организациях.
Прикрепление сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы МЧС России, уголовно-исполнительной системы к амбулаторно-поликлиническим учреждениям МВД России производится на основании списков, составляемых кадровыми органами указанных федеральных органов исполнительной власти. Прикрепление сотрудников указанных ведомств, уволенных со службы, на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям МВД России производится по направлению соответствующих пенсионных органов.
Прикрепление членов семей офицеров и сотрудников на медицинское обслуживание к медицинским учреждениям федеральных органов исполнительной власти осуществляется по территориальному принципу на основании документов, подтверждающих их статус (постановления Правительства РФ от 31.12.
2004 № 911 и от 30.12.2011 № 1232). Задержанным полицией лицам в состоянии, требующем срочного медицинского вмешательства, согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 301 помощь оказывает выездная бригада скорой медицинской помощи (в том числе соответствующего подчинения).
Подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений медицинскую помощь оказывают медицинские работники изоляторов временного содержания органов внутренних дел.
В случае отсутствия в ИВС медицинских работников их функции возлагаются на медицинских работников здравпункта городского, районного и линейного органа внутренних дел (приказ МВД РФ № 1115 и Министерства здравоохранения РФ № 475 от 31.12.1999) на основании подписанных соответствующих документов.
Лица, заключенные под стражу или отбывающие наказание в виде лишения свободы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 № 1466 имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
При невозможности оказания медицинской помощи в учреждениях уголовно-исполнительной системы указанные лица имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения, а также на приглашение для проведения консультаций врачей-специалистов указанных медицинских организаций.
Учитывая смену рациона питания заключенных, а также распространенность гепатитов среди рассматриваемого контингента, весьма вероятно лечение таких пациентов в стенах отделений гастроэнтерологического профиля. Возможен также вызов специалиста-гастроэнтеролога для консультации пациента в стенах учреждения уголовно-исполнительной системы.
Право на выбор врача и медицинской организации реализуется разнородными группами населения России с применением различных административно-правовых механизмов.
Для подавляющего большинства населения Российской Федерации процедура выбора медицинской организации и врача определена приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 26.04.
2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».
Согласно приказу, выбор или замена медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь, осуществляется гражданином, достигшим совершеннолетия, то есть ЛПУ может выбирать совершеннолетний, а не лицо, достигшее 15-летнего возраста.
При этом обращение в медицинскую организацию с заявлением, содержащим сведения, перечисленные в пункте 4 указанного порядка, должно осуществляться лично или через представителя. В пункте 5 указанного порядка приведен перечень документов, которые обязан предоставить гражданин РФ:
- Документ, удостоверяющий личность.
- Полис ОМС.
- Документ о смене места жительства (для иностранцев и лиц без гражданства – вид на жительство).
Последнее требование особенно примечательно, так как закрепляет обязанность граждан документально подтверждать факт проживания на территории, прикрепленной по территориально-участковому принципу к медицинской организации, в которую они обращаются с заявлением.
Особенности выбора лечащего врача-гастроэнтеролога
Согласно пункту 6 рассматриваемого приказа при выборе медицинской организации гражданин должен быть ознакомлен со списком врачей, указанных в пункте 2 статьи 21 ФЗ № 323, врач-гастроэнтеролог не входит в их число.
Тем не менее к гастроэнтерологу, как узкому специалисту, пациентов могут направлять участковые врачи, а также врач-гастроэнтеролог может направить пациента к смежному специалисту или в другую медицинскую организацию – диагностический центр, стационар.
В соответствии с частью 3 статьи 21 ФЗ № 323 пациент может прийти на прием к гастроэнтерологу по направлению врача или самостоятельно.
В случае если гастроэнтеролог направляет пациента на оказание специализированной медицинской помощи в плановой форме, ему нужно знать несколько важных технических и юридических моментов. Согласно требованиям, приведенным в пункте 13 приказа Минздравсоцразвития от 26.
04.2012 № 406н, направление на оказание специализированной медицинской помощи, выдаваемое гастроэнтерологом, должно содержать наименование медицинской организации, куда направляется пациент, а также дату и время, в которые необходимо обратиться.
При этом, реализуя положения части 4 статьи 21 ФЗ № 323, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации, то есть о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание данной медицинской помощи.
При выборе гражданином медицинской организации, в которой срок ожидания специализированной медицинской помощи превышает норматив, установленный территориальной программой, лечащим врачом делается соответствующая отметка в медицинской документации.
В случае если учреждение, которое выбрал пациент, закрывается на определенный срок для проведения санитарно-противоэпидемических мероприятий, пациента следует обязательно оповестить, что в случае направления его в подобное учреждение ему придется ожидать дополнительно весь период профилактических мероприятий в медицинском учреждении, и обязательно отразить согласие пациента в карте.
Таким образом, нововведения в организации медицинской помощи направлены на свободу выбора пациентом врача и медицинской организации. При этом помощь оказывается всем контингентам граждан, несмотря на особенности ее организации в зависимости от групп населения.
- КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: права пациента, медицинское право, юрист, гастроэнтерология
Источник: https://umedp.ru/articles/pravo_patsienta_na_vybor_vracha_i_meditsinskoy_organizatsii.html
Право на выбор врача и медицинского учреждения
Каждый пациент, получая медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, вправе выбрать врача и медицинское учреждение, в котором ему будут оказаны первичные медико-санитарные услуги.
Но многие этой привилегией не пользуются, в основном из-за незнания своих законных прав. Она прописана в ст.21 гл. 4 ФЗ № 323-ФЗ от 21.11.2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Выбор поликлиники возможен совершеннолетним дееспособным гражданином.
Либо, если заинтересованное лицо не достигло 18-летнего возраста, эту миссию выполняют его родители или законный представитель.
Применение на практике
Сейчас распределение пациентов происходит по территориальному принципу: доктор принимает людей, проживающих на участке, который закреплен за ним.
Помимо этого, закон дает возможность сменить и специалиста и медицинское учреждение. Но смена лечебного учреждения должна происходить не чаще одного раза за год.
Например, если регистрация не совпадает с фактическим местом проживания, вы имеете все основания для перевода в ближайшую клинику.
Алгоритм действий
Для перехода и дальнейшего прикрепления к другому медицинскому учреждению, нужно написать заявление, образец которого можно получить в регистратуре.
С заявлением также необходимо предоставить оригинал полиса и паспорта, либо иные документы по запросу. Точный перечень может меняться в зависимости от возраста, социального статуса и гражданства пациента.
Открепляться от предыдущего места не нужно.
После подачи всех документов, медицинская организация обязана в течение двух рабочих дней направить письмо в адрес прежней поликлиники и получить на него ответ.
В след за этим подтверждением медицинское учреждение, в которое было подано заявление, также в течение двух дней, обязано уведомить пациента о том, что он принят на медицинское обслуживание.
В случае нарушения порядка принятия в другую клинику, вы можете воспользоваться консультацией медицинских юристов Лиги защиты медицинского права. Специалисты в подобного рода вопросах помогут отстоять ваши законные права и разъяснят, как необходимо действовать.
В лечебном учреждении в обязательном порядке должны довести до вашего сведения об имеющихся в штате и нужных вам специалистах, сообщить об их загруженности: об общем количестве наблюдающихся пациентов и о территориях обслуживания при оказании помощи на дому. Зная все это, можно осознанно сделать выбор в пользу определенного специалиста.
Важные нюансы
Важным моментом является еще и то, что одного желания на выбор конкретного врача недостаточно. Обязательным является и согласие самого врача. К узким специалистам, которых выбрать напрямую не выйдет, можно попасть через направление терапевта.
Получение плановой стационарной медицинской помощи осуществляется посредством обращения к закрепленному за вами врачу. Именно в его компетенцию входит подбор больницы для этих целей. При возможности выбора госпитализации в одно из нескольких учреждений единого профиля, он обязан известить пациента об имеющихся вариантах и предоставить ему право на выбор.
Также врач, выписывающий направление, обязан дать информацию:
- о сроках ожидания (официально не более 14 календарных дней);
- о количестве уже стоящих в очереди человек к этому специалисту;
Стоит отметить, что экстренная неотложная помощь должна оказываться без ожидания.
Во избежание конфликтов, всегда пробуйте договориться с персоналом учреждения. Все-таки, какие бы законы не были, рабочее время врача ограничено. Но, войдя в положение обеих сторон, всегда можно найти компромисс.
Знайте и отстаивайте, предписанные вам законом, права на выбор доктора и медицинского учреждения. В случае, если самостоятельно решить проблему не выйдет или ваши права ущемляются, записывайтесь на консультацию к опытным юристам Лиги защиты медицинского права.
Возврат к списку
Источник: https://www.ligamedprava.ru/prava-patsienta/pravo-na-vybor-vracha-i-meditsinskogo-uchrezhdeniya/
Право на выбор медицинского учреждения и лечащего врача
Болезнь довольно неприятное состояние, поэтому большинство людей старается максимально быстро избавить свой организм от различных вирусов и недомоганий. Когда самостоятельная борьба заходит в тупик приходиться обращаться за помощью к настоящим профессионалам, увы, далеко не все медицинские работники обладают нужной на Ваш взгляд квалификацией.
В такой ситуации возникает резонный вопрос, а могу ли я, как потребитель медицинских услуг самостоятельно выбрать учреждение здравоохранения и доктора? Согласно главе 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», каждый пациент имеет законное право на выбор медицинского заведения и врача.
Казалось бы, всё просто, существует закон, конкретное обоснование Вашего права на самостоятельный выбор, однако возникает несколько противоречий.
Подробно ознакомившись с действующим законодательством, следует, что претендовать на самостоятельный выбор могут только пациенты, участвующие в программе государственных гарантий на получение бесплатной медицинской помощи.
Следовательно, учитывая статью 21 закона «Об основах охраны здоровья» на выбор медицинского учреждения, а также лечащего врача имеет право пациент, воспользовавшийся бесплатной медицинской помощью. Ниже мы подробно рассмотрим все правила, благодаря которым можно будет сделать свой выбор, не взирая ни на что.
Сегодня в России существует масса лечебных учреждений оказывающих платные медицинские услуги, поэтому, заключая договор с подобными организациями, Вы фактически делаете самостоятельный выбор.
Законодательство, к сожалению не совершенно, и в случае оказания платных услуг пациент может столкнуться со сложностями.
В случае оказания помощи неквалифицированными сотрудниками, при определении размера компенсации за причиненный вред могут возникнуть неприятности, поэтому необходимо детально изучить договор и проконсультироваться с юристом.
Порядок выбора медицинского учреждения
Если Вы хотите сделать самостоятельный выбор медицинского учреждения, нужно придерживаться следующих пунктов и обязательно действовать в соответствии с законодательством Российской Федерации. Прежде всего, нужно составить письменное обращение в выбранную медицинскую организацию, которое должно содержать следующую информацию:
- Подробное наименование медицинского учреждения, а также фактический адрес местонахождения, организации, которая приняла заявление.
- Фамилию, имя и отчество будущего пациента, дату и место рождения, пол, а также другую информацию о пациенте.
- Подробное наименование страховой организации, которую выбрал пациент.
- Подробную информацию о медицинской организации, оказывающей помощь на момент подачи заявления.
- Другие сведения, указанные в пункте 4 Приказа № 406н «О порядке выбора медицинской организации».
Вы можете обратиться с подобным заявлением в любое медицинское учреждение, специалистов которого считаете более квалифицированными. После подачи заявления следует внимательно следить за исполнением следующих действий:
- Выбирая медицинское заведение, в котором Вам будет оказана первичная медико-санитарная помощь, пациент должен получить информацию обо всех врачах.
- С момента получения Вашего письменного обращения, медицинское учреждение занимается подробной проверкой всех указанных в нём данных.
- В письменной или устной форме пациент получит информацию о принятии его на медицинское обслуживание. Подобную информацию доносят руководителем учреждения в любой доступной форме.
- Медицинская организация обязана направить в страховую компанию всю информацию о принятии пациента на медицинское обслуживание. Подобное уведомление направляется в течении трёх суток с момента информирования гражданина.
Некоторые категории населения обладают дополнительными правами по выбору медицинского заведения, что отражается в специальных нормативных документах. Постановление Правительства РФ от 26.07.
2012 № 770 «Об особенностях выбора медицинской организации» распространяется на граждан, которые проживают в различных закрытых городах и поселениях, а также на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами.
Статьи 25 закона «Об основах охраны здоровья» позволяют сделать самостоятельный выбор медицинской организации военнослужащим, солдатам, проходящим альтернативную службу, призывникам и контрактникам. Статья 26 закона регламентирует права задержанных, заключенных под стражу и отбывающих наказание в местах лишения свободы.
Запомните, что выбрать медицинское учреждение самостоятельно можно лишь при условии участия данной организации в программе государственных гарантий на территории России. В Приказе Минздравсоцразвития России от 26.04.
2012 № 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» подробно расписано, какие действия необходимо предпринять для осуществления самостоятельного выбора.
Как выбрать или заменить лечащего врача
С момента обращения в медицинское учреждение лечащий врач назначается руководителем медицинской организации, возможен и самостоятельный выбор пациента. Право на выбор доктора для оказания услуг, также регламентируется законодательно, однако помимо этого необходимо согласие и самого врача.
Если Вам не удалось выбрать лечащего врача самостоятельно, Вы можете обратиться к руководству медицинской организации с заявлением о замене врача. В представленном заявлении очень важно указать причину, по которой Вы требуете замену лечащего врача. На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 26.04.
2012 № 407н руководитель лечебного заведения должен рассмотреть все указанные доводы и вынести решение в пользу пациента. Своим законным правом на самостоятельный выбор медицинского учреждения пациент может воспользоваться только один раз в год.
Осуществить самостоятельный выбор доктора в выбранной организации, также можно единожды.
Какую медицинскую помощь можно получить
На сегодняшний день в российской медицине существует несколько видов оказываемой помощи:
— первичная специализированная медико-санитарная помощь.
К первичной медико-санитарной помощи относятся различного рода осмотры, связанные с профилактикой и диагностикой заболеваний, лечением и реабилитацией, а также ведение беременности и принятие родов, просвещение население о здоровом образе жизни. Получить подобную помощь довольно просто, необходимо направление врача – терапевта. Если Вы решили обратиться в медицинское учреждение самостоятельно помощь будет оказана с учётом правил и порядков утверждённых Минздравом РФ.
— специализированная медицинская помощь.
Специализированную медицинскую помощь можно получить только по направлению врача, в котором должны быть представлены несколько вариантов медицинских учреждений на выбор. Все медицинские учреждения должны участвовать в программе государственных гарантий на бесплатную медицинскую помощь, и полностью специализироваться на заболевании пациента.
— медицинская помощь в неотложной или экстренной форме.
Довольно часто возникают ситуации, когда пациенту требуется срочное медицинское вмешательство при обострении хронических заболеваний, внезапных острых заболеваниях, представляющих угрозу жизни пациента.
Подобного рода неотложная помощь оказывается максимально быстро с момента обращения пациента.
В данной ситуации оказывать медицинские услуги может любой назначенный руководителем сотрудник, имеющий нужную квалификацию.
Проанализировав все аспекты и положения законодательных актов можно сделать вывод, что пациент вправе самостоятельно подбирать медицинское заведение и лечащего доктора. Нужно получить всю информацию о медицинских учреждениях Вашего города, познакомится с ведущими докторами и только тогда отдавать свой голос в пользу того или иного медицинского заведения.
Источник: http://personright.ru/meditsinskiye-uslugi/17-pravo-na-vybor-meditsinskogo-uchrezhdeniya-i-lechashchego-vracha.html
Лига защитников пациентов — 7.1. Ограничения права на выбор врача и медицинской организации
- Права пациентов
- Права инвалидов
- Вопросы врачей
- Вопросы пациентов
7.1. Ограничения права на выбор врача и медицинской организации
В предыдущем издании этой книги я писал, что «право свободного выбора врача и лечебно-профилактического учреждения – одно из основных прав пациента, реализующих принцип доступности медицинской помощи».
Однако наблюдения за реальностью и ее оценки позволили мне переосмыслить значение этого права.
Прежде всего, я задался вопросом, как мы выбираем? Ведь объективной информации о работе медорганизаций нет.
Но какой тогда может быть выбор? Более того, я понял, что качественный выбор не возможен, хотя бы потому, что практически невозможно создание рейтинга медорганизаций, в частности, потому что эти организации весьма различны по десяткам параметров, включая профили, кадры, количеству пациентов за год и т.п.
Нельзя сравнивать друг с другом психиатрическую лечебницу и роддом, и даже роддома, где рожает 100 человек в год и 3 тысячи, или роддома физиологические и специализированные (кардиологические, инфекционные и т.п.). А если мы сравним ЦРБ с другой такой же, то в этом не будет никакого смысла, потому что люди не поедут за двести километров в эту другую ЦРБ.
Но сейчас нет и рейтингов, хотя Президентом РФ такая задача поставлена, но пока я думаю, что от этого может быть больше вреда, чем пользы, хотя сам долгое время выступал за создание таких рейтингов. Впрочем, поиск решений на государственном уровне только начался, и, возможно, будет найдено и что-то полезное.
Теперь, если задаться главным вопросом – почему мы выбираем, то возникает логическая цепь, которая многое ставит на свои места. Мы выбираем, потому что не доверяем врачу.
То есть, предположив или даже имея доказательства того, что ваш врач плохой, вы просто уходите от него в поисках другого, а этот … остается работать.
А есть ли у вас гарантия, что тот, к кому вы пошли, хорош? Нет, конечно, и вы с каждым новым выбором только лишь все больше сомневаетесь и все больше не верите медицине. Что же происходит? Право выбора разрушает систему здравоохранения недоверием и бессмысленной тратой ресурсов.
А для чего мы выбираем? Чтобы найти того врача, который окажет нам помощь, соответствующую современным стандартам качества.
Но свобода выбора не может решить эту проблему, она разрешается совершенно другой, сложной совокупностью решений, в которой каждый врач должен оказать помощь в соответствии со стандартами.
Этим западная медицина отличается от нашей: мы ищем врачей, а там каждый врач делает то, что должен.
Как вы видите, акценты выстраиваются совсем иные, и право выбора врача оказывается не таким уж безусловно важным. Важнее добиться, чтобы каждый врач работал хорошо.
Но соглашусь с тем, что сегодня в России, когда качество помощи далеко от стандартов, возможность выбора врача и организации может спасти жизнь, но тут выясняется, что в законе все стало совсем не просто, и если в прежних Основах право выбора было обусловлено только договорами ОМС и ДМС, то сейчас я считаю, что такого права почти что нет.
Итак :
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (ч.1 ст.21 Основ).
Согласно этой норме утвержден Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.
2012 N 406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи», который совершенно поверхностен и не разрешает коллизий, как, например, даже ту, что указана в этой же норме, а именно: как получить согласие врача, и почему он должен быть заинтересован в том, чтобы больше работать? Согласие врача – это первый барьер в вашем выборе.
Разбираем Закон дальше.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации (ч.2 ст.21 Основ).
Авторы закона не учли здесь другой закон – «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому еще нужно предъявлять полис ОМС, чтобы получить помощь, а, выбирая страховую медицинскую организацию, гражданин выбирает тот круг медицинских организаций, в которые он сможет обратиться за оказанием медицинской помощи, поскольку только с ними у страховой компании имеются отношения. Тогда, с одной стороны, его право выбора ограничено перечнем медицинских организаций, с которыми есть договор у страховой медицинской организации, но с другой стороны, гражданин имеет право пойти от обратного – выбрать медицинское учреждение, которое ему нравится, а после заключить договор (получить полис) с соответствующей страховой компанией, у которой с данным лечебно-профилактическим учреждением существует договоренность об оказании медицинской помощи застрахованным лицам. На все это уйдет время и здоровье.
Более остро проблема возникнет, когда гражданину понадобится медицинская помощь, например, в другом регионе, а у страховой организации, которая выдала гражданину полис, нет договоров ни с одним медицинским учреждением данного города, и, следовательно, полис в данном случае не применим. В этой ситуации гражданин не сможет воспользоваться услугами ЛПУ данного города, если только оказание медицинской помощи в данной ситуации не будет носить экстренного характера.
Помимо проблем с ОМС, впервые за 18 лет в законе упоминается территориально-участковый принцип. Здесь нужно понимать, что среди обязанностей поликлиники имеется обязанность осуществлять лечение на дому в некоторых ситуациях, включая и оказание неотложной помощи (не путайте со скорой).
И, конечно, ЛПУ не очень интересно брать к себе пациентов с другого конца города, потому что к ним долго добираться. Но главное состоит в том, что принятие пациентов с другого участка, фактически ставит главного врача перед вопросом: почему он нарушил закон, приняв пациента с другого участка? Можно ведь и так прочитать это «право выбора».
Не много найдется главных врачей, которые на это пойдут.
Так же и для врача не много радости, если он согласится взять к себе на лечение пациента с другого конца города. И вот, если он в какой-то ситуации, получив вызов от такого пациента, не выполнит свою должностную инструкцию, то ему может быть предъявлено уголовное обвинение о неоказании помощи больному.
- Тогда совокупность участкового принципа и необходимость получения согласия врача фактически нивелируют право выбора пациентом врача и медицинской организации.
- Выбор один раз в год в ситуации, когда врач, например, хамит или не может поставить диагноз пневмония, может привести пациента к летальному исходу.
- При исследовании права выбора следует учесть и нормы ст. 70 Основ, которая гласит:
Лечащий врач назначается руководителем медицинской организации (подразделения медицинской организации) или выбирается пациентом с учетом согласия врача.
В случае требования пациента о замене лечащего врача руководитель медицинской организации (подразделения медицинской организации) должен содействовать выбору пациентом другого врача в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.1 ст.70 Основ).
Отсюда ясно, что обращение к главному врачу при необходимости выбора просто необходимо, и важно, что он должен содействовать в этом пациенту.
Это был разбор права «выбора» в участковой системе первичной помощи. Что же в специализированной?
Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:
1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;
2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 статьи 21 Основ, с учетом порядков оказания медицинской помощи. (ч.3 ст.21 Основ).
С направлением врача все понятно, но действительно ли самостоятельное обращение дает возможность обращаться к специалистам напрямую? Зачем тогда направление? Тут, как всегда, «бес скрывается в деталях».
Ч.2 ст. 21 мы уже разобрали, и если применить ее нормы — участкового принципа и выбор один раз в год, то ясно, что выбрать и специализированную организацию трудно.
Кроме того, этот подпункт 2 ч. 3 ст. 21 Основ нужно читать в сочетании с п.4 ч. 5 ст. 84 Основ, где сказано:
Медицинские организации, участвующие в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, имеют право оказывать пациентам платные медицинские услуги:
при самостоятельном обращении за получением медицинских услуг, за исключением случаев и порядка, предусмотренных статьей 21 Основ.
Я не знаю, что в этом видят авторы закона, а я вижу клубок ограничений и противоречий, который может разрешаться главврачом так, как надо ему. А как ему надо, понять не трудно, — полагаю, нет сомнений в том, что право у пациентов есть, но только за деньги.
И весь этот, так называемый, «выбор» не может восприниматься иначе, как еще один элемент выдавливания пациентов из бесплатной в платную систему здравоохранения.
Тут возникает еще одна проблема, которой раньше в законе не было:
Лечащий врач по согласованию с соответствующим должностным лицом (руководителем) медицинской организации (подразделения медицинской организации) может отказаться от наблюдения за пациентом и его лечения, а также уведомить в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности, если отказ непосредственно не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих. В случае отказа лечащего врача от наблюдения за пациентом и лечения пациента, а также в случае уведомления в письменной форме об отказе от проведения искусственного прерывания беременности должностное лицо (руководитель) медицинской организации (подразделения медицинской организации) должно организовать замену лечащего врача. (ч.3 ст.70 Основ).
Понятно, что поскольку главному врачу головная боль не нужна, он только в исключительных случаях будет использовать свой административный ресурс, и допускать у себя в организации такую демократию со стороны врачей: хочу лечу, – не хочу — не лечу! Но, с другой стороны, эта норма выглядит, как право лечащего врача, а не право администратора. Последний, конечно, имеет право согласования, но и у него должны быть основания для возражений, если врач решил воспользоваться своим правом. В общем, это еще одна неоднозначная новелла, которая порождает больше вопросов, чем решений.
Дальше все в том же духе :
Для получения специализированной медицинской помощи (это уже не первичная – прим авт.) в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача.
В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч.4 ст.21 Основ).
«Выбор по направлению врача» — это удивительно и плохо понятно! Дальше тоже туманно: врач должен проинформировать о возможности выбора, но вот про сам выбор все же не сказано.
Спасает от неоднозначности эту норму закона Порядок выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 N 406н, где сказано, что на основании информации, предоставленной врачом гражданину о медицинских организациях, участвующих в реализации территориальной программы, в которых возможно оказание медицинской помощи, гражданин осуществляет выбор медицинской организации, в которую он должен быть направлен для оказания специализированной медицинской помощи.
Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания (ч.5 ст.21 Основ).
На начало 2013 года указанные требования к срокам федеральными нормативными актами не установлены, но они имеются во многих территориальных программах государственных гарантий бесплатной медицинской помощи.
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч.6 ст.21 Основ).
На начало 2013 года такой порядок не принят.
С учетом действия закона «Об обязательном медицинском страховании», согласно которому для получения медицинской помощи необходимо предъявить полис ОМС той страховой компании, у которой с ЛПУ, куда вы обратились, есть договор, а взаиморасчеты между ТФОМС субъектов РФ производятся не очень-то и просто, — мне не кажется, что этот порядок будет простым и легким для человека. Чтобы он был простым и легким нужно менять всю систему финансирования и организации медицинской помощи.
При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации. (ч.7 ст.21 Основ).
Квалификация врача, конечно, имеет значение, но жизни пациентам может спасти информация о количестве жалоб на врача, о судебных исках и уголовных делах.
Следует признать так же и то, что такая информация не прибавит доверия системе здравоохранения, а фактор доверия здесь является важнейшим.
Обществу предстоит решить для себя, готово ли оно действительно знать многое о работе врачей? Или все же не все? В любом случае, это сложный, динамичный процесс формирования общественного мнения о медицине.
Обобщая исследование права на выбор врача и медицинской организации, приходиться сделать вывод о том, что есть множество барьеров в его реализации, и, тем не менее, если вам нужна медицинская помощь и вы хотите доверять врачу, который вас лечит, пробуйте воспользоваться своим правом, каким бы беззащитным оно не выглядело.
Источник: http://ligap.ru/questions/prava/7g/71z/