Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Главная » Страхование » Общая информация

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

  • Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.
  • Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.
  • Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.
  • Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

  1. Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.
  2. В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

  3. В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.
  4. В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

  5. В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

  6. В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностьюЧто такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок.

Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.
Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью
Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

  • Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.
  • Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.
  • Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Источник: https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html

Правовые основы страхования: понятие, виды. Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

⇐ ПредыдущаяСтр 20 из 26Следующая ⇒

  • Страхова́ние — особый вид экономических отношений, призванный обеспечить страховую защиту людей (или организаций) и их интересов от различного родаопасностей.
  • Страхование (страховое дело) в широком смысле — включает различные виды страховой деятельности (собственно страхование, или первичное страхование,перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую защиту.
  • Страхование в узком смысле представляет собой отношения (между страхователем и страховщиком) по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).

Отношения между страховщиком и страхователем, определяющие, каким именно образом будет формироваться страховой фонд и каким образом он будет расходоваться, представляют собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития было выработано три метода создания страховых продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.

Виды страхования[править | править вики-текст]

Основная статья: Виды страхования

Существуют разные подходы к классификации страховой деятельности. В большинстве стран мира выделяют две разновидности страхования: страхование жизни и виды страхования, не связанные со страхованием жизни. Данная классификация применяется при разработке нормативно-правовых документов, анализе страхового рынка и решении других вопросов.

Главой 48 Гражданского кодекса РФ предусмотрены две разновидности (два типа договоров) страхования: имущественное и личное[7].

В практике работы страховых организаций, анализе страхования, учебных и методических материалах также принято выделять три отрасли страхования: имущественное, личное и ответственности. В основе деления страхования на отрасли лежат отличия в объектах страхования.

В личном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица. К личному страхованию относятся:

  1. · Страхование жизни.
  2. · Страхование от несчастных случаев и болезней.
  3. · Медицинское страхование.
  4. В имущественном страховании объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. Имущественное страхование включает:
  5. · Страхование имущества;
  6. · Страхование ответственности;
  7. · Страхование предпринимательских рисков;
  8. · Страхование финансовых рисков.
  9. Страхование имущества включает:
  10. · Страхование имущества предприятий и организаций;
  11. · Страхование имущества граждан;
  12. · Транспортное страхование (средств транспорта и грузов);
  13. · Страхование других видов имущества, кроме перечисленных выше;
  14. В страховании ответственности объектом страхования являются имущественные интересы, связанные с возмещением страхователем причиненного им вреда третьему лицу. Страхование ответственности включает:
  15. · Страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
  16. · Страхование гражданской ответственности перевозчика;
  17. · Страхование гражданской ответственности предприятий — источников повышенной опасности;
  18. · Страхование профессиональной ответственности;
  19. · Страхование ответственности за неисполнение обязательств;
  20. · Страхование иных видов гражданской ответственности.

В основе деления страхования на отрасли лежат принципиальные различия в объектах страхования. Деление страхования на отрасли не позволяет выявить те конкретные страховые интересы физических и юридических лиц, которые дают возможность проводить страхование. Для конкретизации этих интересов выделяют из отраслей страхования подотрасли и виды страхования.

Видом страхования называют страхование конкретных однородных объектов в определенном объеме страховой ответственности по соответствующим тарифным ставкам. Страховые отношения между страховщиком и страхователем осуществляются по видам страхования. Приведем лишь примеры некоторых, наиболее распространенных видов страхования.

  • Формы страхования[править | править вики-текст]
  • Формы страхования[8]
  • .

Наряду с классификацией страхования по отраслям, подотраслям и видам выделяют формы страхования. В соответствии со ст.927 ГК РФ и п.2 ст.3 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» выделяется две формы страхования: обязательное и добровольное.

Если же речь идет о разделении страхования на государственное и частное, то здесь критерием выделения является форма собственности страховой организации. Если такая организация находится в собственности частных лиц (юридических и/или физических), то осуществляемое ею страхование относят к частному страхованию.

Если страховая организация находится в собственности государства, то такое страхование, в соответствии с исторически сложившейся в нашей стране традицией, называют государственным. Однако следует помнить, что действующий ГК РФ в ст.

969 определяет государственное страхование как обязательное страхование, которое осуществляется за счет средств, специально выделяемых для его проведения из соответствующего бюджета министерствам и другим федеральным органам государственной власти, которые выступают в качестве страхователей.

Поэтому, встречая термин «государственное страхование» в отечественных публикациях, необходимо помнить, что в современной России этот термин используется в различных значениях

Обязательное страхование[править | править вики-текст]

Основная статья: Обязательное страхование

Обязательным называется такое страхование, когда государство устанавливает обязательность внесения соответствующим кругом страхователей страховых платежей.

Обязательная форма страхования распространяется на приоритетные объекты страховой защиты, то есть тогда, когда необходимость возмещения материального ущерба или оказание иной денежной помощи задевает интересы не только конкретного пострадавшего лица, но и общественные интересы. ГК РФ (ст.

927) предусматривает обязательное государственное страхование, которое осуществляется страховыми организациями за счет средств государственного бюджета, и обязательное страхование, которое должно осуществляться за счет иных источников.

  1. Примеры обязательного страхования:
  2. · Обязательное медицинское страхование
  3. · страхование военнослужащих
  4. · страхование пассажиров
  5. · страхование автогражданской ответственности
  6. · страхование профессиональной ответственности для некоторых специалистов (например, нотариусов в РФ)
  7. Обязательное страхование устанавливается законом, согласно которому страховщик обязан застраховать соответствующие объекты, а страхователи — вносить причитающиеся страховые платежи.
  8. Закон обычно предусматривает:
  9. · перечень подлежащих обязательному страхованию объектов;
  10. · объем страховой ответственности;
  11. · уровень или нормы страхового обеспечения;
  12. · порядок установления тарифных ставок или средние разницы этих ставок с предоставлением права их дифференциации на местах;
  13. · периодичность внесения страховых платежей;
  14. · основные права и обязанности страховщика и страхователя.

Обязательное страхование предусматривает, как правило, сплошной охват указанных в законе объектов. Например, если предусмотрено обязательное страхование пассажиров соответствующих видов транспорта, то обязаны застраховаться абсолютно все, кто собирается совершить поездку.

  • При обязательном страховании, как правило, предусматривается нормирование страхового обеспечения (например, минимальная страховая сумма).
  • Добровольное страхование[править | править вики-текст]
  • Основная статья: Добровольное страхование

Добровольное страхование действует в силу закона на добровольных началах. Закон может определять подлежащие добровольному страхованию объекты и наиболее общие условия страхования. Конкретные условия регулируются правилами страхования, которые разрабатываются страховщиком.

Добровольное участие в страховании в полной мере характерно только для страхователей.

Например, при заключении договоров личного страхования страховщик не имеет права отказаться от страхования объекта, если волеизъявление страхователя не противоречит условиям страхования.

Это гарантирует заключение договора страхования по первому требованию страхователя. Вместе с тем страховщик не обязан заключать договор страхования на условиях, предложенных страхователем.

Для добровольного страхования характерен выборочный (не полный) охват страхователей, связанный с тем, что не все страхователи изъявляют желание в нем участвовать. В условиях страхования могут быть ограничения для заключения договоров со страхователями, не отвечающими предъявляемым к ним требованиям.

Добровольное страхование всегда ограничено по срокам страхования. Есть начало и окончание срока в договоре. Непрерывность добровольного страхования можно обеспечить только путем повторного (иногда автоматического) перезаключения договора на новый срок.

Добровольное страхование действует только при уплате разового или периодических страховых взносов. Неуплата ведет к прекращению договора.

Регулирование страховой деятельности в Российской Федерации[править | править вики-текст]

Основным органом государственной власти, осуществляющим регулирование страховой деятельности в РФ, является Министерства финансов РФ. Осенью 2012 года начал широко обсуждаться проект создания так называемого финансового мегарегулятора — органа власти, в ведение которого решено было передать регулирование и надзор над банками, страхованием и финансовыми рынками[5].

Надзор за страховой деятельностью в Российской Федерации[править | править вики-текст]

Основная статья: Страховой надзор

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

225 лет страхованию в России

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

3 рубля 2011 года посвящённые 225-летию со дня основания первого российского страхового учреждения (серебро)

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

  1. 100 рублей 2011 года посвящённые 225-летию со дня основания первого российского страхового учреждения (серебро)
  2. Органом государственного надзора за страховой деятельностью в разные годы являлись Росстрахнадзор (1992—1998 годы), Департамент страхового надзора Минфина РФ (1998—2004)[6], Федеральная служба страхового надзора (ФССН) (2004—2011),Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) (2011—2013).
  3. Основными функциями ФСФР в части страхового надзора являлись:
  4. · выдача (а также отзыв и приостановление) лицензий на осуществление страховой деятельности;
  5. · ведение единого Государственного реестра субъектов страхового дела (в которые включены страховые и перестраховочные компании, общества взаимного страхования, страховые брокеры и актуарии)и их объединений;
  6. · установление по согласованию с Министерством финансов РФ и Федеральной службой государственной статистики плана счетов и правил бухгалтерского учёта, показателей и форм учёта страховых операций и отчётности;
  7. · установление сроков публикации годовых балансов и счетов прибылей (убытков) страховщиков;
  8. · контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платёжеспособности страховщиков;
  9. · установление правил формирования и размещения страховых резервов;
  10. · разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности в рамках компетенции;
  11. · обобщение страховой практики, представление предложений по совершенствованию законодательства РФ о страховании.
  12. В настоящее время органом страхового надзора и регулирования (за исключением разработки законопроектов) является Банк России.

⇐ Предыдущая15161718192021222324Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/3×677.html

Методы государственного регулирования страховой деятельности, цели и компетентные органы

В нашей стране существует государственное регулирование страховой деятельности, которое осуществляется посредством принятия государством в лице Российской Федерации различных организационных, правовых, финансовых и иных мер, направленных на формирование, поддержку, защиту, развитие и совершенствование страхового дела, а также на обеспечение контроля и надзора за деятельностью и работой субъектов.

Сущность госрегулирования в страховом деле

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Под государственным регулированием страхования понимается деятельность Российской Федерации, которая направлена на:

  • разработку, общественное обсуждение, принятие и одобрение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу страховых правоотношений;
  • исключение из страховой сферы организаций, которые по определенным критериям не подходят для осуществления соответствующей деятельности, путем выдачи лицензий тем, кто удовлетворяет требованиям и отказа в выдаче тем, кто не удовлетворяет;
  • принуждение профессиональных участников рынка к применению экономически обоснованных тарифов страховых премий путем утверждения “тарифных коридоров” или тарифных ставок в твердой форме, обязательных к применению в отношении определенного вида страхования;
  • установление штрафных санкций и мер ответственности к участникам страховой деятельности, нарушающим требования федеральных законов.

Функции и цели государственного регулирования

Главными целями государственного регулирования признаются:

  • обеспечение надежности функционирования страховой деятельности;
  • повышение социальной и экономической стабильности в социуме;
  • развитие и совершенствование рынка в целом;
  • защита прав страхователей как потребителей финансовых услуг.

Функции государственного регулирования следующие:

  • регулирующая;
  • стабилизирующая;
  • предупредительная.

Методы госрегулирования

В России государственное регулирование страховой деятельности осуществляется посредством применения государством по отношению к субъектам системы различных методов воздействия.

Сочетание всех методов позволяет РФ осуществлять тотальный государственный контроль и надзор за страхованием и в любой момент времени принимать меры по стабилизации ситуации или по направлению ее в нужное русло.

Правовые

Государственное регулирование посредством правовых методов заключается в том, что после официального опубликования новый закон или норма вступает в силу и становится обязательным (-ой) к применению всеми страховыми субъектами.

Важно! Тем самым, меняется ситуация в страховании – старый закон или норма утрачивают силу, и участники страховой деятельности уже не вправе основываться на них. За несоблюдение положений НПА наступает ответственность, что побуждает субъектов неукоснительно следовать им.

Организационные

Организационные методы включают в себя совокупность мероприятий, проводимых государством, с целью обеспечения должного функционирования системы, например:

  • ведение реестров страховщиков;
  • принятие решений о выдаче, приостановлении или возобновлении действия лицензий;
  • организация приема обращений граждан по вопросам страховой деятельности и др.

Экономические

Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Государство также вправе реализовывать государственные экономические методы воздействия на сферу страхования, в число которых входят:

  • разработка государственных программ по привлечению капитала иностранных инвесторов в систему страховой деятельности;
  • осуществление государственных межбюджетных трансфертов по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных законом;
  • ведение анализа экономического состояния хозяйствующих субъектов согласно предоставляемой ими отчетности о прибылях и убытках, принятие мер по предупреждению банкротства страховых компаний.

Контрольно-надзорные

Контрольно-надзорные государственные методы регулирования страховой деятельности включают в себя:

  • проверку работы страховщиков на местах;
  • привлечение нарушивших законодательство субъектов страховой сферы к ответственности;
  • выдачу предписаний об устранении нарушений, обязательных к исполнению.

Компетентные ведомства в системе государственного регулирования

Государственное регулирование осуществляют сразу несколько ответственных ведомств, каждое из которых обладает своими полномочиями и обязанностями.

Правительство и Федеральное Собрание

Депутаты Госдумы совместно с профильными министрами, входящими в состав Правительства, разрабатывают проекты законов о страховании или поправки в уже существующие. В случае принятия закона нижней палатой Парламента он проходит одобрение в Совете Федерации, затем подписывается Президентом РФ.

Министерство финансов

Минфин – это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в финансовой, бюджетной, налоговой, бухгалтерской, аудиторской, банковской, страховой и иных сферах.

Министерство финансов осуществляет контроль страховой сферы в рамках ее финансовой составляющей, а именно, управомочен на:

  • разработку и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование финансовой системы страхования, в том числе, и стратегий по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному развитию;
  • сбор и обработку аналитических сведений об экономически-финансовом состоянии хозяйствующих субъектов;
  • утверждение форм и бланков документов, используемых при осуществлении финансовых взаиморасчетов в страховании и др.

Банк России

С 9 марта 2004 по 1 сентября 2013 года государственный контроль и надзор за страховой деятельностью осуществлялся Федеральной службой по финансовым рынкам. Теперь же функции данного упраздненного ведомства были переданы Центральному Банку.

ЦБ управомочен:

  • выдавать, продлевать и приостанавливать действие лицензий;
  • утверждать тарифы по некоторым видам страховок;
  • издавать указания, разъяснения и иные нормативные акты;
  • размещать информацию, не относящуюся к информации закрытого доступа, о сфере страхования и деятельности страховщиков на своем официальном сайте.

Роспотребнадзор

По смыслу Главы 39 ГК РФ, страхование относится к разряду возмездных услуг.

Внимание! Если страховая услуга используется для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то на соответствующие правоотношения распространяется действие Закона о защите прав потребителей.

Государственное регулирование в сфере защиты потребительских прав осуществляется Роспотребнадзором, который управомочен:

  • выдавать предписания страховщикам об устранении нарушений требований ЗоЗПП;
  • проводить проверки на местах, составлять протоколы об административных нарушениях;
  • обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга страхователей и др.

Итак, государство управомочено осуществлять государственный контроль и надзор за страховой деятельностью посредством различных методов – организационных, экономических, правовых. Ставим лайки, делимся материалом в социальных сетях, а при наличии вопросов – задаем их нашему юристу в чат.

другие наши статьи – например, о классификации страхования по отраслям.

Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/gosudarstvennoe-regulirovanie-strahovoy-deyatelnosti

Страховой надзор и его функции

Подробности Опубликовано: 21 Октябрь 2015  Государственное регулирование и надзор за страховой деятельностью

Федеральная служба по финансовым рынкам

4 марта 2011 года Указом Президента РФ № 270 Федеральная служба страхового надзора была присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР). Этим же Указом были переданы функции ФССН к ФСФР. За два неполных года работы ФСФР было отозвано 77 страховых лицензий.

Банк России (ЦБ РФ)

В 2013 году, после упразднения ФСФР и передачи практически всех её функций Банку России, ставшему мегарегулятором всех финансовых рынков РФ, страховой надзор и значительная часть страхового регулирования были переданы ЦБ.

В новой организационной структуре ЦБ РФ основная часть полномочий по регулированию рынка страхования и страховому надзору передана ряду департаментов, находящихся в управлении первого заместителя председателя Банка России Сергея Швецова.  Страховой надзор по настоящее время находится в структуре Центрального Банка Российской Федерации.

Государственное регулирование страховой деятельности

Регулирование страховой деятельности со стороны государства заключается в следующих действиях:

  • обеспечение законодательной базой сферы страхования;
  • поощрение и популяризация страхования среди граждан;
  • лояльная налоговая политика для страховщиков;
  • страховой надзор со стороны государства;
  • создание условий для конкуренции и исключение монополизма на страховом рынке.

Функции страхового надзора

Страховой надзор является видом финансовой деятельности, которую государство поручает соответствующему компетентному органу. Этот орган обладает определенным объемом полномочий и в своей работе может правомерно задействовать принуждение или убеждение, которыми наделило его государство.

Орган надзора призван выполнять следующие функции:

  • регистрация и лицензирование страховых компаний. В лицензии обязательно указаны виды страхования, которые вправе осуществлять компания;
  • обеспечение правдивости информации, которую страховая компания предоставляет о себе потребителю. Это способствует честной конкуренции;
  • контроль правопорядка. Когда страховщик нарушает закон, орган страхового надзора должен расследовать и принять меры против нарушителя;
  • создание единого реестра страховщиков, агентов и брокеров;
  • контроль за платежеспособностью страховой компании, выполнением норм и правил законодательных документов, обеспечение обоснованных и доступных страховых тарифов;
  • составление рекомендаций по улучшению страхового сектора экономики, в результате анализа и обобщения опыта страховой деятельности.

Орган страхового надзора для выполнения своих функций осуществляет следующие действия:

  • проводит экспертизы, исследования и различные оценки, необходимые для надзора за страховой деятельностью. Привлекает для этого специалистов и ученных, страховщиков и страхователей;
  • собирает и проверяет сведения и данные, нужные для решений вопросов, находящихся в компетенции данного органа;
  • проводит разъяснительную работу среди страховщиков и страхователей;
  • предпринимает действия с целью сохранения законопослушности субъектов страхового дела. Использует разрешение законодательством меры наказания.

Коммерческие данные страховых компаний, которые они передают в орган страхового надзора, являются тайной и не имеют права разглашаться должностными лицами.

Источник: https://finansovyjgid.ru/strahovanie/283-strakhovoj-nadzor-i-ego-funktsii.html

Государственный надзор за страховой деятельностью

  • Государственный
    надзор за страховой деятельностью
    осу­ществляется в целях соблюдения
    требований законодательства РФ о
    страховании, эффективного развития
    страховых услуг, защиты прав и интересов
    страхователей, страховщиков, иных
    заинтересованных лиц и государства.
  • Система
    государственного надзора за страховой
    деятель­ностью

    должна предполагать:
  • 1)
    организацию основ страхового надзора
    в РФ, в первую очередь путем создания
    специальных органов по надзору за
    страховой дея­тельностью на федеральном
    уровне и на уровне субъектовРФ;
  • 2)
    создание
    нормативных актов надзора за страховой
    деятель­ностью, выработку единых
    методических принципов организации и
    осуществления страхового дела;
  • 3)
    определение специальных требований к
    страховым организаци­ям, установление
    лицензирования и сертификации страховой
    деятель­ности;

4)
установление единых квалификационных
требований к руководителям и специалистам
страховых организаций, сюрвейерам,
аварийными комиссарами и т.п.

Федеральный
орган исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью.

Государственный надзор за страховой
деятельностью на территории Российской
Федерации осуществляется федеральным
органом исполнительной власти по надзору
за страховой деятельностью, действующим
на основании Положения, утверж­даемого
Правительством
РФ (Закон о страховании. Ст.
30).

Постановлением
Совета Министров —
ПравительстваРФ
от
19
ап­реля
1993 г. №353
(с изменениями от
24
октября
1994
г.) было утверждено Положение о Федеральной
службе России по надзору за cтраховой
деятельностью.

Федеральная
служба России по надзору за страховой
деятель­ностью была создана для
осуществления государственного надзора
за соблюдением законодательства
Российской Федерации о страховании,
регулирования единого страхового рынка
в РФ на основе уста­новления общих
требований по лицензированию и ведению
госу­дарственного реестра страховых
организаций, контроля за обеспече­нием
финансовой устойчивости страховщиков,
учета и отчетности, методологии
страхования, межотраслевой и межрегиональной
коор­динации по вопросам страхования.

Указом
Президента РФ от
14
августа
1996
г.

№ 1177
Федеральная служба России по надзору
за страховой деятельностью упразднена,
а ее функции переданы Министерству
финансов Российской Федера­ции
(Собрание законодательств РФ.
1996. №34.
Ст.

4082),
где обра­зован Департамент страхового
надзора, осуществляющий функции
федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой
деятельностью.

  1. Основными функциями
    федерального органа исполнительной
    власти по надзору за страховой
    деятельностью являются:
  2. 1) выдача страховщикам лицензий на
    осуществление страховой деятельности;
  3. 2)
    ведение единого Государственного
    реестра страховщиков и объединений
    страховщиков, а также реестра страховых
    брокеров;
  4. 3)
    контроль за обоснованностью страховых
    тарифов и обеспече­нием платежеспособности
    страховщиков:
  5. 4)
    установление правил формирования и
    размещения страховых резервов, показателей
    и форм учета страховых операций и
    отчетности о страховой деятельности:
  6. 5)
    разработка нормативных и методических
    документов по вопросам страховой
    деятельности, отнесенным законодательством
    к компетенции федерального органа
    исполнительной власти по надзору за
    страховой деятельностью;
  7. 6)
    обобщение практики страховой деятельности,
    разработка и представление в установленном
    порядке предложений по развитию и
    совершенствованию законодательства
    РФ о страховании.
  8. Федеральный
    орган исполнительной власти по надзору
    за страхо­вой деятельностью для
    выполнения возложенных на него функций
    вправе:
  9. 1)
    получать от страховщиков установленную
    отчетность о стра­ховой деятельности,
    информацию об их финансовом положении,
    получать необходимую для выполнения
    возложенных на него функ­ций информацию
    от организаций, в том числе банков, а
    также от граждан;
  10. 2)
    производить проверки соблюдения
    страховщиками законода­тельства РФ
    о страховании и достоверности
    представляемой ими отчетности;
  11. 3)
    при выявлении нарушений страховщиками
    требований законодательства давать им
    предписания по их устранению, а в случае
    не­выполнения предписаний приостанавливать
    или ограничивать дейст­вие лицензий
    этих страховщиков до устранения
    выявленных наруше­ний либо принимать
    решения об отзыве лицензий;
  12. 4)
    обращаться в арбитражный суд с иском о
    ликвидации стра­ховщика в случае
    неоднократного нарушения последним
    законода­тельства РФ, а также о
    ликвидации организаций, осуществляющих
    страхование без лицензий.

Территориальные
органы страхового надзора.


Правительством РФ по предложению
федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой
деятельностью, согласованному с
заинтересо­ванными органами
государственной власти, созданы
территориаль­ные органы страхового
надзора в целях соблюдения требований
зако­нодательства РФ по вопросам
страхования и создания условий для
эффективного развития страховых услуг,
а также защиты прав и ин­тересов
страхователей, страховщиков, иных
заинтересованных лиц и государства.
Территориальные органы страхового
надзора осуществ­ляют непосредственный
надзор за страховой деятельностью в
субъек­тах РФ, для чего они наделены
правом проводить проверки достовер­ности
представляемой страховыми организациями
отчетности и со­блюдения страхового
законодательства, получать от страховщиков
установленную отчетность о страховой
деятельности, информацию об их финансовом
положении, получать необходимую для
выполне­ния возложенных на них функций
информацию от организаций, в том числе
банков, а также от граждан.

Территориальные
органы страхового надзора осуществляют
свою деятельность под руководством
федерального органа исполнительной
власти по надзору за страховой
деятельностью, а по вопросам, входя­щим
в компетенцию республик в составе
Российской Федерации, кра­ев, областей,
автономной области, автономных округов,
города Санкт-Петербурга, —
во
взаимодействии с соответствующими
органами ис­полнительной власти
субъектов Российской Федерации.

Во
исполнение Постановления Совета
Министров —
Прави­тельства
РФ от
26
июня
1993
г.
№609
«О территориальных органах страхового
надзора» (Собрание актов ПрезидентаРФ
и Правительст­ва РФ.
1993. №27.
Ст.
2557)
приказом Росстрахнадзора от
3
августа 1993 г.

№02-02/21
было утверждено Положение «Об инспекции
Фе­деральной службы России по надзору
за страховой деятельностью (Инспекции
Росстрахнадзора)» (Российские вести.
1993.

№154), возложившее
на территориальные органы страхового
надзора сле­дующие функции:

  • а)
    обеспечивать контроль за соблюдением
    требований законода­тельства РФ о
    страховании;
  • б)
    осуществлять контроль за исполнением
    страховщиками норма­тивных актов
    Федеральной службы России по надзору
    за страховой деятельностью, связанных
    с проведением страховой деятельности;
  • в)
    осуществлять контроль за обоснованностью
    страховых тари­фов и обеспечением
    платежеспособности страховщиков;
  • г)
    осуществлять контроль за соблюдением
    установленных Феде­ральной службой
    России по надзору за страховой
    деятельностью правил формирования и
    размещения страховых резервов;
  • д)
    обобщать практику работы страховщиков,
    страховых посредни­ков и других
    участников страхового рынка и представлять
    в феде­ральные органы исполнительной
    власти по надзору за страховой
    дея­тельностью предложения по
    совершенствованию практики надзора за
    страховой деятельностью и законодательства
    о страховании;
  • с)
    рассматривать заявления и жалобы
    физических и юридических лиц по вопросам,
    связанным с нарушением законодательства
    РФ о страховании;
  • ж)
    представлять в установленном порядке
    бухгалтерскую, стати­стическую и иную
    предусмотренную законодательством
    отчетность о своей деятельности.
  • Территориальные
    органы страхового надзора имеют
    право:
  • а)
    проводить у страховщиков проверку
    достоверности представ­ляемой
    отчетности и соблюдения ими законодательства
    о страхо­вании;
  • б)
    получать от страховщиков установленную
    отчетность о страховой деятельности,
    информацию об их финансовом положении,
    полу­чать необходимую для выполнения
    возложенных на нее функций ин­формацию
    от учреждений и организаций, в том числе
    банков, а также от граждан;
  • в)
    при выявлении нарушений страховщиками
    требований законодательства РФ о
    страховании принимать меры по их
    устранению;
  • г)
    вносить в федеральные органы исполнительной
    власти по надзору за страховой
    деятельностью представления о
    приостановлении, ограничении действия
    либо отзыве лицензии.

Источник: https://studfile.net/preview/406540/page:5/

Хрестоматия по теме

Сплетухов Ю.А., Дюжиков Е.Ф., Страхование: Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2005. – 312 с. (стр. 64-66)

4.2. Общие принципы государственного регулирования в страховании

Понятие государственного регулирования в страховании

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой создание государством рамочных условий для функционирования страхового рынка, в пределах которых его субъекты свободны в принятии решений. Целями государственного регулирования являются:

  • Обеспечение надежного и стабильного функционирования страхового рынка страны;
  • Обеспечение соблюдения субъектами страхового рынка требований законодательства;
  • Повышение с помощью страхования социальной и экономической стабильности в обществе;
  • Обеспечение выполнения обязательств сторонами договоров страхования;
  • Защита внутреннего страхового рынка от деятельности зарубежных компаний;
  • Получение государством налогов и сборов от осуществления страховой деятельности.

Методы государственного регулирования состоят в осуществлении следующих функций:

  • Принятие законов и нормативных актов в области страхования;
  • Контроль уполномоченными государственными органами за соблюдением участниками страхового рынка законов и других нормативных актов;
  • Регулирование финансовой устойчивости страховщиков и обеспечение выполнения ими обязательств перед потребителями страховых услуг;
  • Контроль за уплатой субъектами страхового рынка налогов и сборов;
  • Наложение санкций на участников страхового рынка, не выполняющих установленные требования.

Государственному регулированию в страховании подлежат: 1) Деятельность страховщиков и перестраховщиков (продавцов страховых услуг); 2) Деятельность страховых посредников; 3) Деятельность страхователей, застрахованных и выгодоприобретателей (потребителей страховых услуг).

Функции органа страхового надзора

Государственное регулирование страховой деятельности, как правило, осуществляется с помощью специально создаваемых государственных организаций – органов государственного страхового надзора. В России функции данного органа в настоящее время выполняет Министерство финансов РФ, в составе которого функционирует Департамент страхового надзора.

Министерство финансов РФ как орган государственного страхового надзора осуществляет, в частности, следующие функции:

  • Выдает страховщиками лицензии на осуществление страховой деятельности на территории России и ведет их единый государственный реестр;
  • Осуществляет регистрацию страховых брокеров и ведет их реестр;
  • Обобщает практику страховой деятельности, разрабатывает и представляет предложения по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании;
  • Осуществляет контроль за исполнением требований законов и иных правовых актов РФ, связанных с проведением страховой деятельности;
  • Разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности и контролирует их соблюдение;
  • Получает от страховщиков бухгалтерскую и статистическую отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, рассматривает и анализирует ее;
  • При выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании дает им предписания по устранению нарушений, а в случае невыполнения предписаний приостанавливает или ограничивает действе лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нарушений, либо принимает решение об отзыве лицензий;
  • Обращается в арбитражный суд с исками о ликвидации страховщиков, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий;
  • Рассматривает заявления, предложения и жалобы граждан, предприятий, учреждений и организаций по вопросам страхования.

Кроме органа страхового надзора, государственный контроль на страховом рынке в пределах предоставленной им компетенции осуществляют налоговые органы (контроль за уплатой налогов), Центральный банк РФ (контролирует проведение страховых операций в иностранной валюте), орган по антимонопольной политике(осуществляет предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке) и др.

Перейти к версии для печати

Источник: http://eos.ibi.spb.ru/umk/6_7/6/6_P6_R1_T1.html

Государственный надзор и лицензирование страховой деятельности

  •      Содержание
  •      Введение                                                                               3
  •      1 Государственный страховой надзор                                                 4
  •      2 Порядок и условия лицензирования 
    страховой деятельности         7
  •      Заключение                                                                                              10
  •      Библиографический список                                                                   11     
          
          
        
  •      Введение

     Страхование представляет собой отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховых премий). Государственное регулирование страхового рынка призвано содействовать развитию страхового рынка, защите интересов страхователей, обеспечивать регистрацию страховых организаций, лицензирование страховых операций, осуществлять контроль за соблюдением страховыми организациями законодательства.

     Специфический товар, предлагаемый на страховом рынке, страховая услуга. Она может быть представлена физическому или юридическому лицу на основе договора или закона.

В тех случаях когда предоставление страховой защиты необходимо с позиций общественных интересов, страхование носит обязательный характер. Акт купли-продажи страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждении чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис).

Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь представляет собой ассортимент страхового рынка.   
      
   

     1 Государственный страховой надзор

     Значимость 
экономических и социальных последствий 
деятельности страховых компаний требует организации государственного страхового надзора.

Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации о страховании, эффективного развития рынка страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

  1.      Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой воздействие государства на участников страховых отношений, проводимое по нескольким направлениям:
  2.      — законодательное обеспечение деятельности страховых компаний;
  3.      — установление в интересах общества и отдельных категорий его
  4.      граждан обязательного страхования;
  5.      — проведение специальной налоговой политики;
  6.      — государственный надзор за страховой деятельностью;
  7.      — защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.

     Выполнение 
регулирующей функции государства, как правило, возлагается на специальный орган (специальную структуру) – государственный страховой надзор (контроль).

Функции государственного регулирования в области страхования в Российской Федерации осуществляет Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью.

К основным функциям Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью относятся:

  •      1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;
  •      2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;
  •      3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;
  •      4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности;
  •      5) выдача в соответствии с действующим законодательством разрешений на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в капиталах) страховых организаций, а также на открытие филиалов страховыми организациями с иностранными инвестициями;
  •      6) разработка и утверждение нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, отнесенным законом к ее компетенции, обязательных для исполнения всеми юридическими и физическими лицами, участвующими в организации и проведении страхования и перестрахования;
  •      7) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.
  •      Федеральный орган исполнительной власти по надзору 
    за страховой деятельностью вправе:
  •      1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от предприятий, учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;
  •      2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства Российской Федерации о страховании и достоверности представляемой ими отчетности;
  •      3) при выявлении нарушений страховщиками требований действующего законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае невыполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков впредь до устранения выявленных нарушений либо принимать решения об отзыве лицензий;
  •      4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства Российской Федерации, а также о ликвидации предприятий и организаций, осуществляющих страхование без лицензий.  
          
          
          
        
  •      2 Порядок и условия лицензирования страховой деятельности

     Страховая компания имеет право осуществлять деятельность при наличии лицензии, имеющей обязательный характер. Лицензия на право проведения страховой деятельности выдается Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ.

     Назначение 
лицензирования заключается в проверке подготовленности страховой организации к проведению страховой деятельности и в определении сферы этой деятельности.

Источник: https://www.stud24.ru/insurance/gosudarstvennyj-nadzor-i-licenzirovanie-strahovoj/119896-352622-page1.html

Ссылка на основную публикацию