Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства фсс

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Главной из них является ФСС. Этот фонд наделен особым статусом. Благодаря этому саму систему можно считать совокупностью методов при страховании рисков потери нетрудоспособности и ежемесячного дохода. Риски – это обязательный элемент страховой сферы.

Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Схема: фонд социального страхования

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Схема: финансирование системы социального страхования

Финансирование

Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами.

Главная цель в предоставлении такой финансовой независимости – гарантия социальной справедливости в обществе, обеспечение перераспределения денежных средств между разными категориями трудоспособного населения.

Фонды выступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае.

Средства фондов формируются за счет:

  • пожертвований;
  • бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
  • налогов;
  • работодательских платежей.

Добровольное страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное.

Страховщиком может выступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.

Про особенности социального страхования, подробнее вы можете узнать здесь.

Роль страховщика

Страховщик выступает основным субъектом в системе социального страхования. Фонды в большей части формируются за счет его отчислений. В системе они на всех уровнях разные.

Общегосударственными гарантами являются фонды. Страховщиком на локальном уровне в системе обязательного страхования обычно выступает работодатель.

Он должен в установленные сроки и в полном объеме платить взносы в фондовые организации. На страховщика такого рода возлагается обязанность в формировании и подачи статистической информации относительно выполнения его обязательств перед государством и работниками.

Но страховые взносы работодателей никак не могут отражаться на доходах работников. Единственное исключение – сумма ежемесячного дохода.

Страховщик не имеет права взыскивать плату на обязательное страхование с заработка трудящегося, но может скорректировать в связи с этим размер его ЗП.

Страховщик в системе добровольного страхования – это субъект, который обеспечивает надлежащий уровень жизни при наступлении страхового случая.

Здесь он не выступает гарантом перераспределения денежных средств. Такие отношения носят договорной характер. Характер страхования свою очередь не предусматривает пенсионные выплаты, начисление пособий или компенсаций.

Финансовая система

Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны (ст.24 ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
  • ОМС;
  • ОПС.

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Про социальное страхование работников найдите в этой статье.

Что такое отчисления на социальное страхования, вы можете посмотреть здесь.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html

Какие есть источники финансирования социального страхования?

Фонды социального страхования дают возможность малоимущим гражданам, а также некоторым категориям людей, утратившим работоспособность, стабилизировать свое финансовое положение на время решения создавшихся проблем.

Для обеспечения этой функции предполагается методика финансирования социального страхования из разных источников.

Цель финансирования ФСС

Средства, аккумулирующиеся на счетах таких фондов, распределяются между разными категориями лиц, нуждающимися в экономической поддержке.

К этим категориям причисляются сотрудники предприятий, утратившие работоспособность вследствие профессиональных заболеваний.

Также к претендентам на выплаты из объединений соцстрахования относятся женщины, готовящиеся к материнству или лишенные возможности работать, находясь в отпуске по уходу за детьми.

  • Часть денежных средств направляется на обеспечение людей, получивших инвалидность, или утративших здоровье вследствие работы на предприятиях с вредными условиями труда.
  • Отдельной категорией граждан, претендующих на выплаты ФСС, являются дети, нуждающиеся в санитарно-оздоровительных мероприятиях.
  • Из данного видео Вы узнаете о расходах и доходах ФСС:

Есть категория лиц, на которых в обязательном порядке распространяется пособие в случае временной или постоянной утраты трудоспособности. Это государственные служащие, представители религиозных структур, зарегистрированных в государстве и имеющих юридический статус, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы и юристы, лица, занимающие важные посты муниципальной структуры.

Читайте также:  Порядок оформления купли-продажи авто: как происходит сделка, правила оформления

Деньги со счетов ФСС могут также направляться на строительство пансионатов для пожилых людей, закупку медицинского оборудования, протезной техники, обучение и реабилитацию инвалидов, создание приютов и детских домов, для обеспечения работы реабилитационных центров.

Методы финансирования

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:

  • Обязательные отчисления;
  • Средства налоговых платежей;
  • Добровольные платежи;
  • Пожертвования.

Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.

Собственный капитал фонда

Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции.

Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности.

Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:

  • Инвестиционные проекты;
  • Ценные фондовые бумаги;
  • Государственные долговые обязательства.

В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.

Средства госбюджета

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:

  • Дотационные средства из федерального бюджета;
  • Штрафные отчисления, пени;
  • Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
  • Денежные средства из муниципальных бюджетов.

Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.

Капитал юридических лиц

Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.

Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.

Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.

Платежи физических лиц

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

В эту категорию средств финансирования, прежде всего, включаются обязательные сборы социального страхования с индивидуальных предпринимателей. Кроме того, любой гражданин может по собственному желанию стать вкладчиком фонда, уплачивая регулярные платежи от своего имени и минуя посреднические звенья (например, — работодателя). Таким образом, каждый человек имеет возможность собственными силами обеспечить свою социальную защиту. Также любое физическое лицо может осуществлять добровольные денежные пожертвования.

Источник: https://socstrah24.ru/istochniki-finansirovaniya-socialnogo-strahovaniya/

Финансирование социального обеспечения

Россия является социальным государством, которое в рамках своего законодательства гарантирует право каждого гражданина на социальное обеспечение. Оно назначается исключительно в тех случаях, которые установлены в пределах законодательства, и которые в обязательном порядке подтверждаются со стороны гражданина (адресная помощь в рамках социального обеспечения, страхования).

Замечание 1

Конституция не содержит единого четкого механизма финансирования тех или иных видов социального обеспечения, при этом существуют определенные формы и принципы, которым придерживаются специалисты в рамках данной сферы.

Из действующего в России законодательства следует то, что социальное обеспечение имеет дифференцированные источники финансирования. Это значит, что сегодня отсутствует единый источник денежных средств, которые направлены на функционирование социальной и обеспечительной системы.

К источникам данной системы следует отнести:

  1. Средства, выделяемые со стороны системы обязательного социального страхования граждан. Консолидируются они преимущественно в фондах разнообразных видов страхования граждан, которые перераспределяются в соответствии нужд граждан;
  2. Средства, выделяемые из бюджетов различных уровней бюджетной системы государства. Сюда относятся такие бюджеты, как федеральный, бюджет субъектом Российской Федерации и, конечно же, местные бюджеты;
  3. Средства, выделяемые и определяемые организациями, а также индивидуальными предпринимателями и работодателями. Например, это средства, которые работодатели выделяют на своих работников в соответствии с трудовой сферой, в которой те заняты;
  4. Средства добровольного социального страхования граждан, которые также определяются и регулируются различными бюджетными уровнями, и перераспределяются среди граждан, которые находятся в трудной жизненной ситуации и не могут самостоятельно реализовать свои потребности и интересы из-за отсутствия материальной базы.

Финансирование системы социального страхования: источники, бюджет, средства ФСС

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Правовая основа финансирования социальной сферы и, в частности, социального страхования, была сформирована в 1991 году. Именно тогда были созданы некоторые внебюджетные социальные фонды, которые до сих действуют и осуществляют свою деятельность в соответствии с изменениями, происходящими в социально-экономической сфере государства, а также в сфере социального обеспечения:

  • Пенсионный Фонд России,
  • Фонд Социального Страхования Российской Федерации,
  • Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования (иными словами, фонды ОМС).

Необходимо также отметить государственный фонд занятости россиян, и некоторые правовые акты, которые регламентируют деятельность данных фондов.

Группы социальных рисков

Финансирование различных фондов, которые были указаны в предыдущей части статьи, отвечает за обеспечение страховых случаев, которые объединены в группы социальных страховых рисков.

Группы отличаются друг от друга возрастным составом, социальным положением и состоянием здоровья, которым отличаются граждане.

При этом, помощь и уровни финансирования также разняться между собой, поэтому нельзя сказать, что одни и те же меры применимы к различным категориям граждан.

Во-первых, следует выделить такую группу, как граждане по старости, граждане с ограниченными возможностями здоровья, а также семьи по потере кормильца. За финансирование данной группы отвечает Пенсионный Фонд России. За оказание медицинских услуг и медицинской помощи отвечают фонды Обязательного Медицинского Страхования.

Фонд Социального Страхования Российской Федерации отвечает за тех, кто является временно нетрудоспособным. Сюда же относится сфера материнства и детства, а также необходимость ухода за малолетними детьми по достижению ими совершеннолетия.

ГФЗ Российской Федерации отвечает за помощь безработным лицам, которые не имеют возможности осуществлять свою деятельность.

Социальные фонды обеспечения являются автономными и не имеют никакой зависимости от региональных и федеральных бюджетов, а также никак не ориентированы на местные бюджеты.

Они осуществляют сбор обязательных страховых взносом, что определяет ответственность фондов за финансовую стабильность и финансовое состояние отраслей, которые относятся к социальному обеспечению и социальному страхованию граждан.

Механизм финансового обеспечения постоянно реформируется, страхование постоянно меняется в зависимости от социально-экономической ситуации в стране, а также на региональном и локальном уровнях.

Говоря об источниках социального страхования и финансирования, также необходимо отметить:

  1. Взносы и налоги, которые относятся к страховой сфере хозяйства и, соответственно, к социальной сфере государственной деятельности и обеспечения;
  2. Дотации и иные средства, выделяемые из федерального бюджета. К этой же категории относятся средства, выделяемые из иных бюджетов в случаях, которые непосредственно прописаны в законодательной системе Российской Федерации;
  3. Пени и штрафные санкции, которыми облагаются граждане, которые не соблюдают порядок и правила начисление и выплат, и в связи с этим оказываются в ситуации, где необходимо оплачивать просроченные выплаты или время;
  4. Денежные средства, которые возмещаются страховым лицам в том случае, когда образуются регрессивные требования к ответственными за вред, который был причинен застрахованным лицам. Таким образом, гражданин получает определенные финансы, если оказывается в ситуации, от которой он застраховал себя, свою жизнь или имущество;
  5. Доходы, которые образуются в связи с размещением временно свободных денежных средств обязательного социального страхования граждан.

Таким образом, существует несколько основных источников финансирования социальной сферы жизни, преимущественно они ориентированы на организацию и осуществление социального страхования посредством различных социальных, пенсионных, медицинских и страховых фондов.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/chto_takoe_socialnoe_obespechenie/finansirovanie_socialnogo_obespecheniya/

16 Государственные внебюджетные фонды, источники формирования, направления использования — гос экзамен жуков 2011

16.        
Государственные внебюджетные фонды, источники формирования,
направления использования

Внебюджетные фонды – это
совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и
органов местного самоуправления, не входящих в состав соответствующих бюджетов
и имеющих строго целевое назначение. Расходование внебюджетных фондов носит
строго целевой характер, направление денежных средств ограничивается одной
сферой. Внебюджетные фонды подразделяются на:

• централизованные — имеющие общегосударственное значение и
используемые для решения общегосударственных задач;

• децентрализованные – территориальные внебюджетные фонды, создаваемые
по решению региональных и местных органов власти для решения территориальных,
отраслевых, межотраслевых и т.п. задач.

Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФР) —

является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — система создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого
ими до установления обязательного страхового обеспечения. Таким образом, в
системе пенсионного обеспечения РФ были закреплены страховые принципы,
гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая,
осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за
него работодателем (страхователем) страховых взносов.

ОПС в РФ осуществляется страховщиком, которым является ПФ РФ (государственное учреждение).
или негосударственные
пенсионные фонды.

  • Страхователями по
    обязательному пенсионному страхованию являются:
  • 1) лица, производящие
    выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные
    предприниматели; адвокаты; физические лица;
  • Застрахованные лица
    лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
    Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории
    Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по
    трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом
    которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и
    лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой
    (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной
    практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских)
    хозяйств;
  • Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счёт:
  • ▪ страховых взносов — обязательных платежи, которые уплачиваются в бюджет
    Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением
    которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по
    обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых
    взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;
  • ▪ средств федерального бюджета;
  • ▪ сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • ▪ доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных
    средств;
  • ▪ добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими
    не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • Средства бюджета Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели:
  • 1) выплата в соответствии с законодательством РФ и международными договорами
    РФ трудовых
    пенсий
    и социальных пособий на
    погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • 2) доставка пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета Пенсионного
    фонда РФ;
  • 3) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности
    Пенсионного фонда РФ (включая содержание его центральных и территориальных
    органов);
  • 4) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном
    страховании.
  • Фонд
    социального страхования Российской Федерации (ФСС)
    является специализированным финансово-кредитным
    учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного
    социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).
Читайте также:  Заявление на оплату больничного листа: правила составления и подачи, образец заявления

Деятельность ФСС РФ регулируется постановлением Правительства РФ от 12
февраля 1994 г.
№ 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Денежные средства
и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда (в т.ч.
санаторно-курортными учреждения) являются федеральной собственностью.

  1. ФСС РФ включает:
  2. · региональные
    отделения, управляющие средствами
    государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  3. · центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного
    социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.
  4. Основными задачами ФСС РФ являются:
  5. 1) обеспечение гарантированных государством пособий:
  6. • по временной нетрудоспособности,
  7. • беременности и родам,
  8. • при рождении ребёнка,
  9. • по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет,
  10. • социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного
    перечня ритуальных услуг,
  11. • санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  12. 2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья
    работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  13. 3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  14. 4) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития
    РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа
  15. страховых взносов на государственное социальное страхование.
  16. Средства Фонда образуются за счет:
  17. • отчислений от единого социального налога;
  18. • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  19. • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  20. • страховых взносов субъектов хозяйствования на обязательное социальное
    страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний;
  21. • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в
    ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих
    средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных
    в бюджете Фонда на соответствующий период;
  22. • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных
    с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
    чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах
    гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других
    установленных законом случаях.
  23. Фонд
    обязательного медицинского страхования
    — внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области
    здравоохранения и медицинского страхования населения.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья и реализуется в соответствии с Законом РФ от 28
июня 1991 г.
№ 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в
получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств
ОМС.

Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный
и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования
финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения
финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых
ресурсов на его проведение.

  • Обязательное медицинское страхование предполагает:
  • • финансирование медицинской помощи населению за счет страховых взносов,
    которые платят предприятия, государство, население;
  • • организационное разделение тех, кто предоставляет медицинские услуги
    населению, и тех, кто их оплачивает, то есть разделение производителей и покупателей;
  • • конкуренцию между производителями за получение финансовых средств от
    покупателей;
  • В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь,
    страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
  • Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:
  • • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
    местного самоуправления — для неработающего населения;
  • • организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
    предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты,
  • • физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками,
  • Страховыми
    медицинскими организациями
    выступают
    юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие
    государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
  • Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд выступают:
  • • любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых
    форм деятельности;
  • • органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих
    граждан.

Объект платежей – фонд оплаты труда, начисленный по всем основаниям.
Взносы на обязательное медицинское страхование включаются работодателем в
себестоимость продукции.

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzamenzukov2011/home/16

Система социального страхования

Основные положения по системе социального страхования утверждены в Федеральном законе N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 года.

Управление системой ОСС

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством Российской Федерации (в соответствии с Конституцией РФ) и законодательством РФ.

Обязательное социальное страхование осуществляют страховщики, созданные Правительством РФ, в соответствии с федеральным законодательством конкретных видов обязательного социального страхования.

Основным страховщиком на территории Российской Федерации является Фонд социального страхования РФ.

Денежные средства обязательного социального страхования принадлежат федеральной государственной собственности.

Хозяйствующая организационно-правовая форма у страховщиков устанавливается федеральным законодательством по конкретному виду обязательного социального страхования. Страховщиками осуществляется эффективное распоряжение средствами по обязательному социальному страхованию.

Социальные партнеры (например, профсоюзы) имеют право на паритетность в управленческих органах фондов конкретного вида обязательного социального страхования.

Контроль в системе ОСС

Финансовая деятельность страховщиков системы обязательного социального страхования контролируется в соответствии с законодательной базой Российской Федерации.

Профсоюзы имеют право осуществлять профсоюзный контроль над целевым использованием денежных средств в обязательном социальном страховании.

Полномочия системы ОСС

Полномочия государственной власти федеральных органов в системе социального страхования заключаются в следующем установлении:

  • основ в правовом регулировании социального страхования;
  • видов по социальному страхованию;
  • круга лиц, которые подлежат социальному страхованию и имеют право на государственное страховое обеспечение;
  • условий размеров страхового обеспечения и их назначения;
  • порядка по принятию бюджетов фонда конкретного вида социального страхования, порядок их исполнения;
  • утверждение и отчет об исполнении бюджетов фондов ОСС;
  • тарифов по страховым взносам конкретных видов социального страхования;
  • базы по начислению страховых взносов, расчет предельной величины данной базы, порядок взимания платежей, порядок осуществления по страховым выплатам;
  • ответственности участников системы социального страхования в случае нарушения законодательства Российской Федерации;
  • порядок хранения денежных средств системы социального страхования и гарантии устойчивости всей финансовой системы социального страхования;
  • общее управление в системе социального страхования.

Финансовая система ОСС

Общая финансовая система обязательного социального страхования состоит из бюджетов фондов по конкретному виду обязательного социального страхования.

Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС на очередной плановый период или финансовый год утверждаются федеральным законодательством.

Проекты данных федеральных законов вносятся на рассмотрение Государственной Думы Правительства РФ по установленному Бюджетному кодексу РФ.

Бюджеты фондов по конкретным видам ОСС не входят в состав общего федерального бюджета, местных бюджетов и бюджетов субъектов РФ. Денежные средства не подлежат изъятию из бюджетов фондов по конкретным видам обязательного социального страхования.

Источники финансирования системы ОСС

К источникам поступления финансов в бюджеты фондов по конкретным видам обязательного социального страхования относятся:

  • страховые взносы;
  • трансферты меж бюджетами из общей бюджетной системы РФ, предусмотренные законодательством РФ;
  • пеня и штрафные санкции;
  • возмещение регрессных требований страховщиков;
  • инвестиционная деятельность;
  • прочие поступления, не конфликтующие с законодательством РФ.

Тарифы в системе ОСС

Тарифы в системе социального страхования устанавливаются федеральным законодательством. Разграничение тарифов по страховым взносам на ОСС производится с учетом вероятности наступлений социальных страховых рисков и возможностью исполнения предстоящих страховых обязательств.

Особенности по установлению тарифов на страховые взносы по обязательному социальному страхованию, а также порядок по их разработке и рассмотрению определяется федеральным законодательством на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.

Расходная часть в системе ОСС

  • Денежные средства из бюджетов фонда по конкретному виду обязательного социального страхования используются для целей, установленных федеральными законодательными актами на конкретные виды по обязательному социальному страхованию.
  • Нецелевое использование денежных средств из бюджетов фондов ОСС не допускается и несет за собой правовую ответственность для должностного лица, допустившего указанное нарушение.
  • Отчетные документы по исполнению бюджетов ОСС за конкретно взятый период (финансовый год) вносится Правительством РФ на рассмотрение Федерального Собрания РФ и утверждается федеральным законом.

Дата формирования страницы: 13:05:01 03.04.2020

Источник: http://insgid.ru/sistema-sotsialnogo-strakhovaniya

36 Вопрос . Основные источники формирования и направления использования средств Фонда обязательного социального страхования

  • Назначение,
    источники формирования и направления
    расходования средств Фонда социального
    страхования РФ
  • Фонд,
    его региональные и центральные отраслевые
    отделения являются юридическими лицами,
    имеют гербовую печать со своим
    наименованием, текущие валютные и иные
    счета в банках.
  • Средства
    Фонда образуются за счет [5, п. 7]:
  • а)
    страховых взносов работодателей
    (администрации предприятий, организаций,
    учреждений и иных хозяйствующих субъектов
    независимо от форм собственности);
  • б)
    страховых взносов граждан, занимающихся
    индивидуальной трудовой деятельностью
    и обязанных уплачивать взносы на
    социальное страхование в соответствии
    с законодательством;
  • в)
    страховых взносов граждан, осуществляющих
    трудовую деятельность на иных условиях
    и имеющих право на обеспечение по
    государственному социальному страхованию,
    установленному для работников, при
    условии уплаты ими страховых взносов
    в Фонд;
  • г)
    доходов от инвестирования части временно
    свободных средств Фонда в ликвидные
    государственные ценные бумаги и
    банковские вклады. Помещение этих
    средств Фонда в банковские вклады
    производится в пределах средств,
    предусмотренных в бюджете Фонда на
    соответствующий период;
  • д)
    добровольных взносов граждан и юридических
    лиц; поступления иных финансовых средств,
    не запрещенных законодательством;
  • е)
    ассигнований из федерального бюджета
    на покрытие расходов, связанных с
    предоставлением льгот (пособий и
    компенсаций) лицам, пострадавшим
    вследствие чернобыльской катастрофы
    или радиационных аварий на других
    атомных объектах гражданского или
    военного назначения и их последствий,
    а также в других установленных законом
    случаях;
  • ж)
    прочих поступлений (возмещаемых
    страхователем расходов, не принятых к
    зачету в счет страховых взносов, и не
    принятых расходов на выплату пособий
    по временной нетрудоспособности
    вследствие трудового увечья или
    профессионального заболевания; недоимок
    по обязательным платежам, сумм штрафов
    и иных санкций, предусмотренных
    законодательством; уплаченных в
    установленном порядке сумм за путевки,
    приобретенные страхователем за счет
    средств Фонда; средств, возмещаемых
    Фонду в результате исполнения регрессных
    требований к страхователям, и других).
  • От
    уплаты взносов в ФСС освобождены:
  • а)
    Министерство обороны РФ, Министерство
    внутренних дел РФ, Федеральная служба
    безопасности РФ, Федеральное агентство
    правительственной связи и информации
    при Президенте РФ, Федеральная служба
    охраны РФ, Служба внешней разведки РФ,
    Федеральная пограничная служба РФ и
    другие федеральные органы исполнительной
    власти, в составе которых проходят
    службу военнослужащие, Министерство
    юстиции РФ, Государственная фельдъегерская
    служба РФ, Государственный таможенный
    комитет РФ, военные суды, Судебный
    департамент при Верховном Суде РФ,
    Военная коллегия Верховного Суда РФ;
  • б)
    общественные организации инвалидов,
    предприятия, находящиеся в собственности
    этих организаций, а также предприятия
    и организации, созданные для осуществления
    их уставных целей.Деятельность Фонда
    социального страхования, осуществляется
    по 3 направлениям:
  • а)
    обязательное социальное страхование
    на случай временной нетрудоспособности
    и в связи с материнством;
  • б)
    страхование от несчастных случаев на
    производстве и профзаболеваний;
  • в)
    выполнение государственных социальных
    обязательств по поручению Правительства
    РФ.
  • Средства
    Фонда направляются на
  • а)
    выплату пособий по временной
    нетрудоспособности, беременности и
    родам, женщинам, вставшим на учет в
    ранние сроки беременности, при рождении
    ребенка, при усыновлении ребенка, по
    уходу за ребенком до достижения им
    возраста полутора лет, а также социального
    пособия на погребение или возмещение
    стоимости гарантированного перечня
    ритуальных услуг;
  • б)
    оплату дополнительных выходных дней
    по уходу за ребенком-инвалидом или
    инвалидом с детства до достижения им
    возраста 18 лет; оплату путевок для
    работников и их детей в санаторно-курортные
    учреждения, расположенные на территории
    Российской Федерации и в санаторно-курортные
    учреждения в государствах — участниках
    СНГ, аналогичных которым нет в Российской
    Федерации, а также на лечебное (диетическое)
    питание;
  • в)
    частичное содержание находящихся на
    балансе страхователей санаториев-профилакториев,
    имеющих лицензии на право занятия этим
    видом деятельности (оплата расходов на
    питание, лечение и медикаменты, заработную
    плату работников, культурно-массовое
    обслуживание);
  • г)
    частичную оплату путевок в детские
    загородные оздоровительные лагеря,
    находящиеся на территории Российской
    Федерации, для детей работающих граждан;
  • д)
    частичное содержание детско-юношеских
    спортивных школ (оплата расходов на
    оплату труда тренерско-преподавательского
    состава и аренду помещений, необходимых
    для учебно-тренировочного процесса);
  • е)
    оплату проезда к месту лечения и обратно;
  • ж)
    создание резерва для обеспечения
    финансовой устойчивости Фонда на всех
    уровнях;
  • з)
    обеспечение текущей деятельности,
    содержание аппарата управления Фонда;
  • и)
    финансирование деятельности подразделений
    органов исполнительной власти,
    обеспечивающих государственную защиту
    трудовых прав работников, охрану труда
    (включая подразделения надзора и контроля
    за охраной труда) в случаях, установленных
    законодательством;
  • к)
    проведение научно-исследовательской
    работы по вопросам социального страхования
    и охраны труда;
  • л)
    осуществление иных мероприятий в
    соответствии с задачами Фонда, включая
    разъяснительную работу среди населения,
    поощрение внештатных работников Фонда,
    активно участвующих в реализации
    мероприятий по социальному страхованию;
  • м)
    участие в финансировании программ
    международного сотрудничества по
    вопросам социального страхования.
Читайте также:  Купля-продажа конфискованных авто у приставов - порядок, правила, оформление

Средства
Фонда используются только на целевое
финансирование мероприятий, указанных
в Положении о ФСС. Не допускается
зачисление средств социального
страхования на личные счета застрахованных.

Средства,
полученные от взимания пеней и наложения
финансовых санкций (в размере 20 процентов),
образуют фонд развития Фонда социального
страхования Российской Федерации [5, п.
8].

Положение
о порядке формирования и расходования
средств фонда развития утверждается
Правительством Российской Федерации.

Распорядителями
средств Фонда являются председатель и
главный бухгалтер Фонда, а в региональных
и центральных отраслевых отделениях
Фонда — управляющий и главный бухгалтер
отделения Фонда.

Выплата
пособий по социальному страхованию,
оплата путевок работникам и членам их
семей в санаторно-курортные учреждения,
финансирование других мероприятий по
социальному страхованию на предприятиях,
в организациях, учреждениях и иных
хозяйствующих субъектах независимо от
форм собственности осуществляется
через бухгалтерии работодателей.
Ответственность за правильность
начисления и расходования средств
государственного социального страхования
несет администрация страхователя в
лице руководителя и главного бухгалтера
[5, п. 10].

В
соответствии с Федеральным законом от
24 июля 1998 г. «Об обязательном социальном
страховании от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний» предусмотрено расходование
средств Фонда как страховщика и на
пособия по временной нетрудоспособности
по обязательному социальному страхованию
от несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний.

Что
касается санаторно-курортного
обслуживания, то ежегодно исполнительный
орган утверждает страхователю лимит
средств, которые он может использовать
на приобретение путевок.

Средства
государственного социального страхования
относятся на себестоимость продукции,
работ и услуг.

Основная часть средств
социального страхования поступает
работникам непосредственно от
работодателей, а меньшая перечисляется
в Фонд социального страхования для
перераспределения между отдельными
предприятиями, учреждениями, организациями,
часть поступлений в ФСС осуществляется
из федерального бюджета.

Это компенсационные
выплаты по расходам на выплату пособий,
санаторно-курортное лечение и оздоровление,
компенсации гражданам, пострадавшим
от радиации, и т.п. Часть средств ФСС
направляется в Пенсионный фонд для
компенсаций семьям военнослужащих и
иных компенсационных выплат.

В
целом выделение в качестве самостоятельного
Фонда социального страхования позволило
решить целый ряд проблем.

Это дало
возможность обеспечить строго целевое
использование средств, не только
сохранить, но и повысить уровень
обеспеченности застрахованных отдельными
пособиями.

Были увеличены сроки выплаты
пособий по беременности и родам, по
уходу за ребенком, сняты ограничения
при выплате пособий по временной
нетрудоспособности работающим инвалидам.

В
то же время существующая в России система
социального страхования далека от
совершенства. Ее главным недостатком
считается отсутствие системы дифференциации
страховых взносов, что не позволяет
задействовать механизм экономической
заинтересованности работодателя в
снижении страховых рисков и связанных
с ними выплат.

Министерство экономического
развития и торговли РФ предлагает
сегодня более широко использовать такие
рыночные механизмы, как система бонусов
(скидок к тарифу) и надбавок для
страхователей в зависимости от уровня
производственного травматизма и
профзаболеваемости на каждом конкретном
предприятии.

Согласно этой точке зрения,
необходимо, чтобы те предприятия, которые
не обеспечивают хороших условий труда,
низкого травматизма и низкой заболеваемости,
платили больше. А те предприятия, которые,
наоборот, обеспечивают более благоприятные
условия, платили меньше.

Речь идет о
том, чтобы максимально привязать
социальные страховые выплаты, страховой
тариф к реальной ситуации на конкретном
предприятии.

В рамках действующей
системы Фонда социального страхования
РФ такой привязки добиться сегодня
очень сложно, поэтому предлагается
перейти к смешанной системе социального
страхования и более активно привлекать
в систему социального страхования
негосударственных страховщиков
(акционерных страховых компаний).

Страхованием,
которое предполагает решение многих
технических вопросов, должны заниматься
профессиональные страховщики, которые
дойдут до каждого предприятия, посчитают
конкретный риск, возьмут конкретные
суммы страховых взносов на этот риск.
При этом должны быть более широко
использованы актуарные расчеты при
определении тарифов страховых взносов.

Уплата
страховых взносов в Фонд осуществляется
в соответствии с тарифом, установленным
Федеральным законом «О страховых
тарифах на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных
заболеваний».

Дифференциация тарифов
страховых взносов на обязательное
социальное страхование осуществляется
с учетом вероятности наступления
социальных страховых рисков, а также
возможностей исполнения страховых
обязательств.

Особенности установления
тарифов страховых взносов на обязательное
социальное страхование, порядок их
разработки и рассмотрения определяются
федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального
страхования.

Денежные
средства бюджетов фондов конкретных
видов обязательного социального
страхования расходуются на цели,
устанавливаемые федеральными законами
о конкретных видах обязательного
социального страхования и о бюджетах
фондов конкретных видов обязательного
социального страхования на очередной
финансовый год и на плановый период.

Нецелевое
расходование денежных средств бюджетов
фондов конкретных видов обязательного
социального страхования не допускается
и влечет за собой ответственность
должностных лиц, допустивших указанное
в настоящем пункте нарушение, в
соответствии с законодательством
Российской Федерации [2, ст. 19].

Отчеты
об исполнении бюджетов фондов конкретных
видов обязательного социального
страхования за конкретный финансовый
год вносятся на рассмотрение Федерального
Собрания Российской Федерации
Правительством Российской Федерации
и утверждаются федеральными законами.

Уплата
страховых взносов осуществляется
страхователями в соответствии с
Федеральным законом «О страховых
взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования
Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования» [3] и (или)
федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального
страхования. Основанием для назначения
и выплаты страхового обеспечения
застрахованному лицу является наступление
документально подтвержденного страхового
случая.

Порядок
обращения за страховым обеспечением,
размер и порядок индексации страхового
обеспечения устанавливаются в соответствии
с федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального
страхования.

В
случае нехватки в финансовой системе
обязательного социального страхования
денежных средств для обеспечения выплат
пенсий и пособий, оплаты медицинской
помощи и иных установленных федеральными
законами расходов Правительство
Российской Федерации при разработке
проекта федерального закона о федеральном
бюджете на очередной финансовый год и
на плановый период предусматривает
межбюджетные трансферты из федерального
бюджета финансовой системе обязательного
социального страхования в размерах,
позволяющих обеспечить установленные
федеральными законами о конкретных
видах обязательного социального
страхования выплаты по обязательному
социальному страхованию.

Вложение
временно свободных денежных средств
обязательного социального страхования
может осуществляться только под
обязательства Правительства Российской
Федерации, обеспечивающие их доходность
в порядке, предусмотренном законодательством
Российской Федерации [2, ст.24].

Источник: https://studfile.net/preview/2848977/page:28/

Ссылка на основную публикацию