- Несмотря на то, что договор обязательного страхования автогражданской ответственности должны иметь при себе все автовладельцы, которые эксплуатируют транспорт, заключение этого соглашения со страховой компанией не всегда представляется возможным.
- Чтобы позволить гражданам застраховать свой автотранспорт в любом, даже самом отдаленном городе России, была введена такая система как Единый агент ОСАГО, с помощью которого покупка «автогражданки» стала доступной в ряде регионов.
- Данная услуга не является аналогом дистанционного оформления автостраховки, но также имеет свои преимущества по сравнению со стандартным заключением договора о защите со страховщиком при личном посещении его офиса.
Единый агент ОСАГО что это
Как известно, в случае ДТП, законодательство защищает как пострадавших, так и виновников, если те предварительно приобрели полис обязательного страхования. Защита заключается в выплате компенсации, которую осуществляет страховщик за своего клиента, который и стал виновником происшествия.
Соглашение заключается со страховыми компаниями, которые обязаны иметь свои представительства в каждом регионе нашей страны. Но к сожалению, у страхователей не всегда есть возможность купить полис, так как интересующий его страховщик просто не имеет офиса в регионе проживания клиента.
В связи с этим, чтобы обеспечить граждан полисами «автогражданки» была введена программа покупки ОСАГО через единого агента РСА, которые имеют офисы в регионах.
Сама программа представляет собой покупку полисов у «случайного» страховщика, который выбирается методом лотереи. То есть, страхователь обращается не к компании от имени которых заключаются договора ОСАГО, а к тем, у кого есть представительство (офис). Проще говоря, автовладелец направляется в офис продаж к одному страховщику, а бланк «автогражданки» заключается с другим.
Страхователь хочет срочно оформить полис обязательного автострахования в компании Ингосстрах, но выбранный страховщик не имеет представительства в регионе проживания клиента. Чтобы не нарушать закон, страхователь обращается в Российский Союз Автостраховщиков (РСА) на сайте которых указаны пункты продаж, где действует программа Единый агент страховой компании ОСАГО.
Страхователь направляется в офис ближайшего страховщика (например, РЕСО-Гарантия), где просит предоставить ему полис по данной программе. Заключая договор в офисе РЕСО, сама компания не будет являться страховщиком, так как она просто является представителем. То есть, по сути соглашение о защите заключается с определенной компанией.
Этой компанией может быть, как Ингосстрах, так и другая возможно малоизвестная компания.
Определение страховщиков происходит по номерам техпаспортов страхователей, а точнее последним трем цифрам (номером ПТС).
Следовательно, до обращения к страховщику, каждый автовладелец уже прикреплен к какой-то компании. Но это не значит, что страхователь не вправе обратиться за полисом к выбранному страховщику.
Регионы действия программы
Приобретение бланка полиса не во всех регионах страны доступно для страхователей. По этой причине в таких населенных пунктах и введена программа Единый агент по обязательному автострахованию. Естественно, крупно населенных городов и столицы в подобном списке не значится, поскольку только другие регионы участвуют в данной программе.
Участие принимают в программе Единый агент РСА по ОСАГО все компании занимающиеся страховой деятельностью и являющиеся членами союза автостраховщиков. То есть, автовладельцу не нужно переживать за добросовестность компании к которой его прикрепят, так как их деятельность регулируется РСА.
Список регионов, входящих в Единый агент, а также адреса точек продаж указана на официальном портале союза автостраховщиков. Данная система реализации полисов обязательного автострахования была введена как вынужденная мера по поддержанию доступности полисов для граждан РФ. Сегодня такими регионами, где автострахование затруднено являются 17 субъектов Российской Федерации.
К ним относятся:
- Волгоградская область;
- Приморский край;
- Республика Северная Осетия – Алания;
- Республика Башкортостан;
- Краснодарский край;
- Республика Татарстан;
- Ростовская область;
- Челябинская область;
- Мурманская область;
- Республика Дагестан;
- Архангельская область;
- Ивановская область;
- Нижегородская область;
- Ставропольский край;
- Республика Мордовия;
- Ульяновская область;
- Кировская область.
Следовательно, являясь жителем любого из перечисленных регионов, страхователь вправе прибегнуть к услугам Единый агент, предварительно уточнив расположение принципалов.
Данная система услуг была введена в 2016 году, но с 2017 каждый страховщик обязан предоставлять полисы автострахования в дистанционном режиме. То есть, Е-ОСАГО для агентов стало «конкурентом», ведь онлайн автострахование доступно в любой точке России и страхователям не нужно посещать офис страховщика.
Плюсы и минусы оформления ОСАГО через Единого агента
Действующим законодательством не запрещается оформление полиса обязательного автострахования традиционным способом. То есть, если автовладелец после долгих раздумий и сопоставлений расценок и проверки страховщиков по всем возможным рейтингам, выбрал какого-то определенного, то никто не вправе навязывать ему обязательный полис через Единого агента.
Но не стоит забывать, что в вашем регионе может не оказаться офиса страховщика и для покупки «автогражданки» придется ехать в другой город. Если же прибегнуть к оформлению онлайн, то и тут могут возникнуть проблемы.
Так, если произойдет дорожно-транспортное происшествие, а полис был приобретен дистанционно, потому что страховщик не имеет отделения в вашем регионе, то для получения выплаты по ОСАГО нормативно придется обращаться в офис. Следовательно, чтобы предоставить авто на осмотр и подать заявление придется ехать в другой город.
В связи с этим система страхования Единый агент имеет некоторые преимущества, например:
- Если заключен договор ОСАГО в рамках выбранной программы, то после ДТП оформление справки и подача заявления осуществляется в офисе принципала, т.е. той компании которая является представителем страховщика застрахованного автовладельца.
- Риск мошенничества в этом случае сведен к нулю, так как в программе участвуют только те организации, которые являются членами РСА.
- Навязывание дополнительных опций и многочисленные очереди отсутствуют.
- Система Единый агент РСА не является обязательной, и страхователь вправе отказаться от нее в пользу стандартного оформления защиты.
Но, как и любой вид заключения договора, и у данной системы есть недостатки:
- ОСАГО онлайн и Единый агент — это разные услуги и дистанционно заключить договор через принципала невозможно. То есть, чтобы купить «автогражданку» придется посетить офис продаж лично.
- Выбор страховой организации осуществляется случайным образом.
- Стоимость полиса может быть выше, так как прикрепленный по номеру ПТС страховщик может использовать высшую планку тарифной ставки по ОСАГО, что существенно увеличит страховую премию.
- Система покупки «автогражданки» временная мера и в ближайшее время ее планируется закрыть.
Кто может предоставлять эти услуги
Как говорилось выше, чтобы стать единым агентом ОСАГО, а точнее участвовать в этой программе, страховщик должен быть членом Российского Союза Автостраховщиков. Следовательно, мошенничество тут невозможно, так как сама страховая компания, в которую обращается автовладелец является принципалом и перенаправляет договор к другому страховщику.
Чтобы найти агента нужно зайти на портал РСА и в специальном разделе найти интересующие адреса. Страховщик по ОСАГО будет определен случайным образом. Для подобной «лотереи» необходимо предоставить ПТС на автотранспортное средство.
Как оформить ОСАГО через Единого агента
Процедура оформления «автогражданки» у выбранного страховщика и у того которого определят вам посредством случайного отбора не отличается.
Если электронный полис ОСАГО оформляется дистанционно, то чтобы покупать автогражданское страхование через РСА придется посетить офис компании лично. Но помните, что принципал должен входить как участник в систему Единый агент и числиться в базе.
Необходимые документы
Список бумаг, которые предоставляются при оформлении «автогражданки» через принципала также не отличается от того, что предоставляется страхователем при стандартном оформлении автостраховки.
Значит, страховой агент РСА при приеме заявления на полисы ОСАГО потребует тот же перечень, что и установленный законом, а именно:
- Гражданский паспорт;
- Удостоверение водителя;
- Техпаспорт (ПТС);
- Регистрационное свидетельство (СТС);
- Диагностическая карта технического осмотра.
Источник: https://aleksadm.ru/avtoyurist/edinyj-agent-osago-v-2020.html
Единый агент ОСАГО в 2020 году перспективы развития или закрытия
Правительство поддержало законопроект о реформе ОСАГО.Сергей Демин.
Комиссия правительства по законопроектной деятельности дала положительное заключение на депутатский законопроект о реформе ОСАГО. Об этом сообщил глава комитета по финансовому рынку Госдумы Анатолий Аксаков.
В октябре прошлого года, напомним, подготовленный Минфином правительственный законопроект о либерализации ОСАГО был снят с рассмотрения перед первым чтением. Тогда возникли опасения, что принятие документа вызовет рост тарифов. В ноябре депутаты всех фракций внесли свою версию реформы.
В ней исчезли пункты об увеличении страхового возмещения до 2 млн рублей за причинение вреда жизни или здоровью (сейчас — 500 тысяч рублей), об отмене коэффициентов территории и мощности двигателя при расчете стоимости полиса, а также о поэтапном расширении тарифного коридора на 30%, а потом и на 40%.
В то же время парламентарии оставили в документе право страховщиков устанавливать индивидуальный тариф в пределах установленных Центробанком порогов.
«Индивидуализация стоимости полиса ОСАГО, предусмотренная депутатским законопроектом, предоставляет страховщикам право самостоятельно определять подход к применению базовых ставок тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений с учетом личностных характеристик водителя», — приводит газета «Ведомости» слова представителя Минфина.
В январе 2019 года, напомним, ЦБ расширил тарифный коридор на полисы ОСАГО до 2746-4942 рублей. Если поправки будут приняты, тарифы вырастут не более чем на 4-5%, считает Аксаков. Документ планируется рассмотреть на следующем заседании комитета.
Планируемые изменения в 2020 году
Введенные в июне изменения и свежие новости подразумевают новый закон об ОСАГО 2020 года и его нюансы. Это была инициатива Центробанка для изменения тарифов. Тарифный коридор расширился примерно на 20%. Поправка условия «возраст-стаж». Если раньше было 4 категории, то сегодня 58 степеней. Оформление требуется не только на автомобиль, но и на мотоцикл.
Такие нововведения удобны, так как позволяют оценить стоимость страховки, учитывая нюансы. Такой подсчет более справедливый. Водителей интересует, как изменится реформа в 2020 году с 01.01 и действует ли электронный полис в различных городах. Его можно получить онлайн, открыв официальный сайт страховой компании.
Еще по теме Купить электронный полис ОСАГО Ингосстрах онлайн
Заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству, Вячеслав Лысков заявил, что коэффициенты на территориальное размещение и мощность двигателя – способны увеличивать стоимость страховки. Однако автовладельцы вряд ли смогут сэкономить на этом, ведь тарифный коридор вновь расширится. К тому же предыдущая попытка показала неоднозначные результаты.
Для некоторых водителей стоимость страхового полиса возросла от 2 до 13%. Причем во внимание были взяты как опытные, так и начинающие автолюбители. Для сельских жителей всегда стоимость была дешевле, если они прописаны за городом.
С 1 января Нового года, страховые компании могут изменять тарифный коридор на 40% (вверх-вниз). Последние новости гласят, что с 1 октября этот коэффициент повысится еще на 30%.Ноябрь потерпит изменения, которые будут внесены ранее.
Вырастет и лимит компенсаций при угрозе жизни или здоровью. Если сейчас они составляют 500 000 рублей, то при принятии нововведений, может увеличиваться до 2 миллионов.
Такие компенсации сейчас распространяются на пассажиров автобусов, в случае ДТП.
Новые правила гласят, что в процессе выдачи полиса страховые компании будут учитывать следующие моменты:
- Наличие штрафов, связанных с нарушением ПДД;
- Общий стаж вождения;
- Возраст водителя;
- Количество ДТП;
- Тестирование манеры езды с помощью специального прибора (на сегодняшний день они имеются в страховых компаниях УРАЛСИБ, ИНГОССТРАХ и некоторых других).
Коэффициент резко повысится, если у водителя в процессе получения полиса выявлено большое количество грубых нарушений ПДД. При оценке этих факторов можно сделать вывод о риске наступления страховых случаев.
Как может измениться ОСАГО с 2020 года
Правительство предлагает пересмотреть подход к определению стоимости страхования ОСАГО. Из формулы планируют убрать наиболее спорные коэффициенты, сделав стоимость полиса более справедливой. Разберёмся, какие изменения могут ожидать страхование ОСАГО в 2020 году, что предлагает правительство России в новом законопроекте.
В крупнейших СМИ появилась информация о том, что стоимость полиса ОСАГО с 2020 года поднимется на 1/3. Свои догадки журналисты проецируют на новый законопроект, который внесли депутаты нижней палаты Госдумы. В нем планируется расшить коридор стоимости базового тарифа на полиса ОСАГО на 30 % вниз и вверх.
Таким образом, в случае принятия проекта максимальная ставка тарифа составит около 6500 руб.
Если провести небольшой расчет, то сейчас для безаварийного среднестатистического водителя со стажем от 3-6 лет стоимость полиса ОСАГО составляет — 6000 руб.
При увеличении тарифов, этому же автолюбителю придется заплатить в 2020 г. за полис ОСАГО — 10500.Учитывая изложенный расчет, стоимость полиса ОСАГО 2020 году вырастит на 45 %.
Штраф за отсутствие страховки
Отсутствие ОСАГО на автомобиль – явная причина для того, чтобы оштрафовать водителя, если его остановил сотрудник ГИБДД. В последнее время появился слух, что с 2020г., штраф возрастет до 5000 рублей. Однако государственные власти заявляют, что такое нововведение не планируется. Санкция составит также,как и сейчас – 500-800 рублей.
По закону за езду без документа накладывается наказание в размере 800 рублей. При этом автомобиль вправе остановить повторно или разные патрули ДПС.
При поездке на своей машине с полисом у водителя не возникает проблем. Если человек передвигается на чужом транспорте, то сотрудники ДПС проверяют, вписан ли данный гражданин в страховой полис. При отсутствии отметки выписывается штраф в размере 500 рублей, если хозяин машины рядом. При отсутствии владельца выписывается штраф, а машина отправляется на штрафстоянку.
Основаниями для назначения штрафа являются:
- Езда без страховки;
- Просроченный или утерянный OSAGO;
- Поддельный документ;
- Отсутствие записи водителя;
- Предъявление бумаг на другое авто.
Проверка полиса при помощи видеокамер (пока под данный проект попала только Москва). Описание нарушения и размер взыскания приходит по почте; Законопроект о штрафе в размере 5000 в стадии разработки.
Законопроект о повышении взыскания уже был выдвинут, но многие депутаты опровергли такое нововведение. Сейчас он вновь на рассмотрении, так как количество ДТП, где участвовали автомобили без страховки, возросло в 1,5 раза. Также некоторые депутаты предлагают и вовсе лишать водительских прав злостных нарушителей.
В 2020 году, если страховка на машину не оформлена, а человек продолжает эксплуатировать транспортное средство, то накладывается штраф в размере 800 рублей.
Есть и другие виды наказания:
- 500 – при управлении транспортом человека, не вписанного в страховку или при окончании срока;
- 500– езда без полиса (водитель забыл).
Есть ряд случаев, когда человек избежит наказания при отсутствии ОСАГО. Сюда относятся следующие ситуации:
- Передвижение транспорта в скоростном режиме до 20 км/ч.
- ТС куплено заграницей, но есть «зеленая карта».
- Прицеп у легкового автомобиля.
- Если транспорт не имеет гусеничного хода.
Таким образом, полис ОСАГО – обязательное условия для всех водителей.
В будущем году предполагается расширение тарифных коридоров, но по прогнозам неизвестно, в какую сторону пойдет это нововведение.
Несмотря на повышение тарифов, водителям не стоит пренебрегать оформлением полиса. На сегодняшний день не предполагается ужесточение штрафов, но в будущем это прогнозируется за такое нарушение.
Реформа ОСАГО 2020, автострахованием займется государство
Кризисная ситуация с реформированием ОСАГО вынуждает принимать радикальные меры: Центробанк России выступил с инициативой передачи ряда функций по ОСАГО госорганам. Забирая их у РСА, планируется избежать кризисного положения на рынке страхполисов.
Реформа ОСАГО 2020 года
ЦБ готов снять с союза автостраховщиков (РСА) право и обязанность курировать техосмотр транспорта в стране.
Обоснованием такой позиции представляется недостаточность продемонстрированной компетентности и способности справляться с задачами в сложившихся условиях, что может привести к коллапсу во всем сегменте рынка.
Возложенные на союз, обязанности проводить аккредитацию операторов техосмотра по новыми правилами, в частности, на грани полного срыва.
Вместе с тем, РСА уже направил обращение в Министерство экономики с просьбой об удвоении расценок на деятельность, затрагивающую вопросы техосмотра.
При этом уведомляет о крайней необходимости продления реформы аккредитации пунктов ТО на год и прогнозируемом дефиците полисов ОСАГО. Дело в том, что требование выезда представителей на место для проверки и выдачи лицензии организации представляется невыполнимым силами РСА.
Следовательно, нехватка для автомобилистов мест прохождения ТО (без этой процедуры нельзя получить полис) скажется на продажах страховок.
Приведенные факты свидетельствуют в пользу передачи полномочий правительству, поскольку нововведения июня 2019 года — июня 2020 года, сопряженные с «выездной» аккредитаций ТО, могут серьезно застопорить ситуацию в регионах. Использование административного ресурса способно купировать и рост стоимости, и несоблюдение сроков, а также навести порядок в секторе, пресекая спекуляции.
Источник
Источник: https://ishhejka.ru/osago/edinyy-agent-osago-2020-godu-perspektivy-razvitiya-zakrytiya/
Страховщики оценили перспективы совмещенного ОСАГО и каско
МОСКВА, 19 апр — ПРАЙМ. Внедрить комбинированный полис ОСАГО и каско на российском рынке автострахования будет непросто, хотя сама идея отнюдь не нова, считают опрошенные агентством «Прайм» страховщики. Придется решить законодательные проблемы, перестроить подходы к оценке рисков, при этом остается нерешенным вопрос, будет ли такой продукт выгоднее для потребителя.
Ранее депутат Госдумы Вячеслав Лысаков высказал идею о том, что можно было бы создать некий универсальный полис для автовладельцев, сочетающий в себе обязательную «автогражданку» и добровольное каско.
При этом предполагается, что цена такого полиса должна быть ниже, чем совокупная стоимость двух купленных полисов ОСАГО и каско.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев счел идею интересной и предложил над ней поработать — прежде всего, выяснить, не возникнет ли здесь противоречия с точки зрения закона.
Подобные продукты уже существуют за рубежом, а в России есть ДАГО — расширенное ОСАГО, которое отдаленно олицетворяет высказанную депутатом идею. Как отмечает начальник управления в компании «МАКС» Евгений Попков, ДАГО дает к классическому набору рисков, которые покрываются полисом каско, защиту ответственности перед третьими лицами, в чем и состоит суть обязательной «автогражданки».
В любом случае, объединение обязательного и добровольного видов страхования станет вызовом для законотворцев, говорит Попков.
Глава дирекции в «Ингосстрахе» Виталий Княгиничев также отмечает, что понадобятся доработки отраслевых норм, но считает, что основной проблемой станет госрегулирование тарифов по ОСАГО.
«Для того чтобы комбинировать риски, страховщики должны исходить из единой системы координат, критериев оценки рисков и коэффициентов. То есть по сути тарифы ОСАГО должны определяться теми же рыночными критериями, что и добровольные виды», — поясняет он.
«Совмещение каско и ОСАГО в одном продукте означает совмещение страхования ответственности и страхования собственного имущества. Такой подход может спровоцировать множество проблем, среди которых и рост стоимости полиса», — предупреждает, в свою очередь, руководитель управления в «АльфаСтраховании» Денис Макаров.
БУДЕТ ЛИ СПРОС?
Попков считает, что потенциальная востребованность такого совмещенного полиса, вероятно, оценивается слишком оптимистично. «Реальный интерес к каско — тот объем рынка, который уже сложился на сегодня, 2,7 миллиона полисов за 2018 год. И вряд ли каско+ОСАГО в одном договоре страхования сильно изменит этот ландшафт, при условии, что это не станет обязательным», — поясняет он.
Княгиничев, в свою очередь, считает, что страхователи уже довольно уверенно разбираются в различных опциях и ищут способы экономии, а значит «созрели» для сложносоставной программы, в которой будут разные рисковые пакеты.
«Более того, появление гибридной программы ОСАГО+каско может сыграть позитивную роль в ускорении перевода сектора «автогражданки» на рыночные механизмы и преодолении ситуации затяжного кризиса этой системы», — добавил он.
ЧТО ВЫГОДНЕЕ?
Так или иначе, страховщики не уверены, что получившийся объединенный продукт будет выгоднее для водителей.
Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантии» Елена Злыгорева полагает, что сначала стоит довести до конца уже начатую либерализацию ОСАГО и сделать дешевле именно этот вид. «Нет причин считать, что единый полис «ОСАГО+каско» будет дешевле, чем два отдельных полиса.
Можно сделать дешевле ОСАГО, если довести до конца реформу этого вида страхования. Мы уже сейчас видим общий тренд на снижение стоимости полисов после расширения коридора», — говорит она.
Сейчас полис ОСАГО не покрывает ущерб, причиненный автомобилю виновника ДТП. Виновник может получить возмещение только в случае, если у него есть полис каско. Это означает, что по предложенному новому продукту с расширенным покрытием выплаты будут производиться значительно чаще, что потребует роста тарифа.
«Помимо этого еще есть риски угона и хулиганских повреждений автомобиля. Все это в совокупности приведет к резкому росту стоимости полиса. А большая часть владельцев автомобилей не готова к таким ценам», — предупреждает Макаров.
Попков отмечает, что при нынешних объемах рынков ОСАГО и каско не стоит ожидать роста на их объединении. Новой емкости в ОСАГО нет, все добросовестные водители и так оформляют полисы.
«А в каско мы уже который год наблюдаем отсутствие прямой корреляции между размером средней премии и объемом собранной премии — при снижении страховщиками тарифов бурного роста не происходит.
Поэтому, предположение авторов идеи, что гибридный полис каско+ОСАГО будет стоить дешевле двух отдельных полисов и даст импульс к развитию рынка автострахования, пока не подтверждается нынешней практикой», — сказал он.
Между тем, Княгиничев предполагает, что получить более выгодные тарифы для клиентов все же получится, но положение самих страховщиков будет зависеть от того, как они перестроят свои бизнес-процессы и подходы к оценке рисков в едином пакете.
«Потенциально такое страхование вполне может быть прибыльным для страховщиков, но на практике все будет зависеть от страхового портфеля и подходов к риск-менеджменту конкретной компании.
Что касается потребителей, то они смогут получить более выгодные тарифы и привлекательные условия такого автострахования», — считает он.
В «Ингосстрахе» прогнозируют, что такие программы будут активно использоваться уже через 3-4 года.
Источник: https://1prime.ru/finance/20190419/829913452.html
Что ждет ОСАГО в 2020 году?
2018-2019 годы принесли автовладельцам массу полезных новшеств в сфере обязательного страхования. Не менее насыщенным обещает стать и 2020 год. Однако вряд ли большинство автовладельцев будет в восторге от грядущих изменений.
Главное новшество в очередном изменении тарифного руководства. Базовые ставки останутся на прежнем уровне, но могут измениться поправочные коэффициенты, в результате чего для многих автовладельцев ежегодный платеж существенно увеличится.
Изменение поправочных коэффициентов планировалось на конец 2019 года, но из-за разногласий в Госдуме его отложили на следующий год.
Другое новшество – создание единого полиса КАСКО и ОСАГО. Тем, кто покупает только автогражданку, будут продавать привычные полисы. Если же автовладелец оформляет в одной страховой компании оба полиса, то страховки объединят на одном бланке.
- Пока у данной инициативы нет заметных минусов, а плюс в упрощении процедуры изменения и расторжения договоров.
- И последней по порядку, но не по значимости, идет борьба с посредниками-мошенниками, которые сегодня пользуются доверчивостью автовладельцев, безнаказанно искажая данные о водителях, собственнике и машине для занижения платежа.
- Разницу между платежом клиента и реальной ценой полиса они присваивают.
- Каждое из упомянутых нововведений заслуживает особого внимания, поэтому стоит рассмотреть их более подробно.
Сегодня основной приоритет при реформировании ОСАГО в максимальной индивидуализации тарифов. Государство делает всё возможное для того, чтобы «аварийные» водители платили больше, а аккуратные – меньше. Важным этапом на пути к данной цели станет отмена территориального коэффициента и модернизация Кбм.
Предполагается полная отмена территориального коэффициента, который сегодня очень сильно влияет на итоговую стоимость полиса.
В результате полис подорожает почти для восьмидесяти процентов автовладельцев, особенно сильно изменятся цены в небольших населенных пунктах. Например, сейчас итоговая цена полиса в Крыму регулируется коэффициентом 0,6, а в Мурманске тот же коэффициент составляет 2,1.
Если его упразднят, то стоимость полисов сравняется. Нивелировать разницу планируется за счет модернизации системы Кбм. Однако Центробанк не до конца навел порядок с бонус-малусом, автовладельцы и водители продолжают жаловаться на необоснованное лишение их скидки.
В такой ситуации для многих цена ОСАГО необоснованно вырастет.
Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_chto_zhdet_osago_v_2020_godu
Страхование-2020: прогнозы лидеров отрасли :: РБК Pro
Страховщики — о падении сборов по инвестиционному страхованию жизни (ИСЖ), будущем ОСАГО, уходе с рынка небольших игроков, инициативах Центробанка и своих планах по достижению успеха в наступающем цифровом будущем
«В предыдущие годы порой казалось, что на рынке страхования жизни достаточно было воткнуть в землю сухую ветку — она зазеленеет и начнет приносить плоды»
Алексей Руденко, генеральный директор компании «Росгосстрах Жизнь»
«В уходящем году объем рынка страхования жизни снизился на 10%. Это произошло вследствие падения инвестиционного страхования жизни (ИСЖ), которое долгое время было локомотивом отрасли и обеспечивало ей ежегодный рост.
В предыдущие годы порой казалось, что на рынке страхования жизни достаточно было воткнуть в землю сухую ветку — она зазеленеет и начнет приносить плоды, причем урожая хватало всем.
В нынешних реалиях для успеха нужно становиться лучше других — умнее, технологичнее, предлагать новые продукты и сервисы.
Почему упали объемы ИСЖ? Дело в том, что в 2018 году фондовый рынок падал, а продажи инвестиционных продуктов всегда с опозданием следуют за его динамикой. Это подтвержденная многолетней историей западных рынков закономерность. В нынешнем году фондовый рынок на подъеме, поэтому в 2020 году возможен возврат ИСЖ к траектории роста.
Подводя итоги уходящего года, отмечу рост сборов по накопительному страхованию жизни (НСЖ). Этот классический для нас продукт имеет выраженную социальную функцию: он помогает защитить страхователя и его семью в случае критических событий в жизни.
Я надеюсь, что этот тренд продолжится, НСЖ будет развиваться и дальше, в том числе за счет добавления дополнительных сервисов.
В такие полисы можно интегрировать совершенно разнообразные опции — телемедицину, верификации диагнозов, медицинские чек-апы (комплексное обследование всего организма за один-два дня.
— «РБК Pro»), психологическую поддержку, разного рода консультации по образованию детей, досугу, налогам. Кроме того, я жду появления на нашем рынке новых социально значимых видов страхования, например на случай потребности в долговременном уходе.
Я лично смотрю на 2020 год с оптимизмом и интересом: у нас такое количество идей, что реализация хотя бы половины из них будет большим успехом».
«В ближайшие годы число страховых компаний сократится примерно до 100»
Юлия Гадлиба, генеральный директор компании «Ренессанс Страхование»
«Концентрация отрасли продолжит расти, в том числе из-за новых требований регулятора к финансовой устойчивости страховщиков. Топ-20 компаний рынка собирает более 80% всех взносов, доля топ-10 — 70%. В ближайшие годы число страховых компаний сократится примерно до 100, и это будет в первую очередь следствием дальнейших объединений на рынке.
Основные тренды — это продолжающийся рост онлайн-продаж, онлайн-урегулирование (в том числе через мессенджеры) и персонифицированные предложения для каждого клиента.
Персонализированные решения должны отвечать потребностям клиента через любой канал продаж и в любой точке входа. Главное — это комфорт для клиента: в выборе варианта покупки, оплаты, доставки, сервиса и урегулирования.
Для персонализации важно четко работать с клиентской аналитикой, чего страховой рынок пока делать не умеет.
Построение экосистем и встраивание сервисов в потребности клиента — уже наступившая действительность — продолжат набирать обороты в следующем году.
Наша задача не меняется в рамках стратегии — сделать digital-страховую компанию, которая встраивается в любые партнерские программы и является лучшим API-интегратором для партнеров, а также делает очень простые, технологичные, позитивные онлайн-продукты и процессы, предлагая классный опыт взаимодействия клиента со страховой компанией».
«Повышение требований к капиталу приведет к уходу с рынка ряда небольших игроков»
Александр Гогленков, директор по стратегии компании «Ингосстрах»:
«Для страхового бизнеса 2020 год будет насыщенным с точки зрения усиления концентрации рынка. С января ужесточаются требования к минимальному базовому уставному капиталу универсальных (non-life) страховых компаний — теперь он увеличится со 120 млн до 300 млн руб.
Несмотря на поэтапный характер повышения требований к капиталу, в конечном счете это приведет к уходу с рынка ряда небольших игроков. Очевидно, что ряд собственников будет рассматривать продажу бизнеса как наиболее выгодный способ сохранения собственного капитала.
Однако в наибольшей мере направление M&A (слияние и поглощение) будет интересно с точки зрения ряда обсуждаемых в страховом сообществе сделок по покупке государственными компаниями частных игроков.
Источник: https://pro.rbc.ru/demo/5df20c469a79473e6f0e2aa4
Иван Косьмин: «В 2020 г. многих очень удивит стоимость пролонгации страховых полисов»
В большом предновогоднем интервью Иван Косьмин, заместитель генерального директора, директор филиала «РЕСО-Гарантия», рассказал, что ждет автовладельцев в 2020 году, как развиваются события вокруг закона о страховании жилья от чрезвычайных ситуации, почему ИСЖ «схлопнулось», а к накопительному страхованию жизни стоит присмотреться.
НРА* предупреждало, что в 2019 г. рынок страхования покинут 40-50 компаний — из-за новых требований по размеру уставного капитала. Оправдался ли прогноз? Сокращение числа игроков — позитивное изменением для рынка страхования?
— Я не слышал, чтобы компании уходили с рынка только из-за невыполнения требований ЦБ. В основном лицензии отзывают из-за неплатежеспособности и финансовых нарушений. Не готов говорить о количестве закрывшихся страховых компаний, но больше всего шума наделал уход компании НАСКО. Она мощно росла и так же мощно упала.
С точки зрения развития рынка, консолидация — это хорошо. Однако, у закрывшихся компаний было много клиентов. Представьте реакции людей, когда они узнавали о банкротстве тех, кому доверяли. Можно не сомневаться, что негативный опыт повлияет на их отношение к страхованию и страховщикам в целом: из-за тех, кто закрылся, мы несем репутационные издержки.
Некоторые компании предупреждают о закрытии бизнеса, но продолжают выполнять обязательства в течение определенного периода. Другие просто испаряются, когда заканчиваются деньги.
По обязательным видами страхования клиент может рассчитывать на получение компенсационных выплат, по добровольным — скорее всего, придется попрощаться с деньгами, по крайней мере, с частью.
В общем, страховую компанию надо выбирать очень тщательно.
Справка
Полисы ОСАГО продолжают действовать при отзыве лицензии у страховой компании. Выплаты производятся из гарантийного фонда, которым управляет РСА. По договорам накопительного и инвестиционного страхования жизни вернут выкупную сумму (часть взносов), ее размер зависит от срока действия договора.
Договоры страхования жизни от несчастного случая обычно не предусматривают возврат денег. По договорам страхования имущества, как правило, можно рассчитывать на возврат части стоимости полиса. Банкротства страховщиков проводит Агентство по страхованию вкладов.
Оно продает имущество компании и из этих денег выплачивает долги клиентам страховщика. К сожалению, на всех денег может не хватить.
2018 год был успешным для рынка страхования в целом, а для РЕСО-Гарантия» даже триумфальным. Каковы предварительные итоги 2019 года?
— Прошлый год, действительно, был очень хорошим: наша компания получила рекордную чистую прибыль по МСФО, общая сумма страховых премий увеличилась на 14,5% (до 114,3 млрд руб.
), «РЕСО-Гарантия» стала одним из лидеров по объему премий в автокаско. Но чтобы и дальше получать такую прибыль, надо держать на определенном уровне тарифы и затраты на текущую деятельность.
Мы работаем в рыночных условиях, а они изменились.
Ситуация, сложившаяся в страховании в 2019 г., не позволила нам остаться в прежнем ценовом сегменте в целом и в ключевом для компании сегменте каско — в частности.
Многие коллеги пытаются завоевать рынок, действуя довольно агрессивно: снижают тарифы, выплачивают очень большие комиссионные вознаграждения своей агентской сети и партнерам.
Тем самым они побуждают всех страховщиков к снижению стоимости полисов и росту убыточности, ведь дилеры за нами не следуют: цены на запчасти и ремонт меньше не становятся.
Конечно, мы в РЕСО-Гарантия боремся за рынок. В этом году уровень обслуживания остался на прежнем (высоком) уровне, мы выросли по продажам полисов в штуках, но не по объему премии.
То есть, из-за конкуренции страховых компаний выиграли клиенты?
— Стоимость полисов снизилась. Хорошо это или плохо? В моменте для потребителя это хорошо, но с точки зрения перспектив развития сегмента каско, наверное, не очень.
Рано или поздно мы достигнем «дна», и все страховщики резко повысят тарифы. Некоторые игроки, действовавшие агрессивно, уже их пересматривают.
Полагаю, они подвели первые итоги и зафиксировали убыточность — на нашем рынке она становится очевидна спустя 6-9 месяцев.
Что ждет клиентов, купивших в 2019 г. полисы каско по очень привлекательной цене? Вероятно, в следующем году стоимость пролонгации их очень удивит. Объяснять рост будут чем угодно — стоимостью запчастей, ремонта, курсом доллара.
Можете сказать, на сколько вы опустили цены на каско в 2019 г.?
— Назвать точную цифру крайне сложно, поскольку в каско все индивидуально. Наш филиал продал на 15% больше полисов, чем в 2018 г., сохранив сборы на том же уровне. Фактически мы компенсировали снижение тарифов ростом продаж. С точки зрения объема недополученной прибыли это очень большие цифры.
В страховании идет жесточайшая борьба. Мы в этой ситуации придерживаемся взвешенной ценовой политики, чтобы сохранить стабильность — для себя и клиентов. Наши продукты по каско очень простые.
Я убежден, что это хорошо — чем проще и понятнее предложение, тем спокойнее.
Покупая полис с большим количеством «звездочек» по очень доступной цене, впоследствии многие сетуют, что страховка не помогает.
Какие события, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на рынок страхования в 2019 г.?
— Во-первых, реформа ОСАГО, благодаря которой тарифный коридор расширился, и страховые компании получили возможность подходить к клиентам более индивидуально.
Во-вторых, закон о страхования жилья от чрезвычайных ситуаций. Свердловская область вошла в число пилотных регионов, на которых он обкатывается. В течение 2020 г. предстоит разработать программы и инструменты его реализации. Скорее всего полисы будут покрывать убытки, связанные не только с гибелью жилья при ЧС, но и с различными бытовыми ситуациями.
Для меня этот закон — инструмент, который поможет страховщикам и клиентам поверить друг в друга, будет способствовать формированию культуры страхования имущества. Пока страхование жилья остается одним из самых маловостребованных в розничном сегменте. Так, в Свердловской области уровень проникновения по нему составляет от силы 20%.
Для жителей нашей области страхование от чрезвычайных ситуаций актуально?
— В некоторых местах. Например, в Нижнем Тагиле несколько лет назад дома серьезно пострадали от разливов рек. Если лето сухое, возникают пожары, но, конечно, о таких масштабах, как в Сибири, речь не идет.
Страховые компании принимают участие в разработке региональной версии закона?
— Участвуют. Сейчас формируется рабочая группа по созданию региональной программы. Это длительный процесс. Чтобы сформировать универсальный продукт, надо учесть множество факторов, собрать массу информации. Программа должна быть интересна всем сторонам — государству, потребителям, страховщикам, ведь участие в ней будет добровольным.
Вернемся к ОСАГО: реформа стартовала почти год назад. Вы оцениваете ее положительно? Готовиться ли автовладельцам еще к каким-то изменениям?
— До реформы полис ОСАГО везде стоил одинаково, сейчас тарифы стали гибче и индивидуальнее. Клиент может выбирать по соотношению «цена-качество». У некоторых страховщиков стоимость полисов осталась прежней.
Что касается РЕСО-Гарантия, возможно, наши тарифы не самые низкие, но мы обеспечиваем высокий уровень сервиса. В целом, по ОСАГО мы немного выдохнули: раньше этот вид страхования был не просто неприбыльным, а даже убыточным.
Этот год, надеюсь, закончим хорошо.
Еще один положительный эффект реформы — сокращение числа «автоюристов». Они продолжают «фонить», но не так, как два года назад.
Что касается будущего ОСАГО, обсуждаются дальнейшие шаги, связанные с либерализацией тарифов — отмена территориального коэффициента и коэффициента мощности. Если они будут сделаны, мы сможем выйти к клиентам с более персонализированными предложениями.
В 2017-2018 гг. драйвером рынка было страхование жизни. В 2019 г. сборы по этому виду падали, сильнее всего – по ИСЖ**. Почему клиенты в нем разочаровались?
— Не будем забывать, что в общем объеме страхования жизни большую долю составляют полисы, предлагаемые вместе с кредитами, в том числе ипотечными. Растет объем кредитов — растет и число полисов.
Инвестиционное страхование в основном продвигалось через банковский канал.
Главными аргументами при продажах были большая доходность, чем по депозитам, и гарантированная защищенность средств в некоторых ситуациях, например, при банкротстве, разделе имущества и пр.
Но спустя три года, когда срок действия полисов истек, многие клиенты получили столько же денег, сколько вложили. Разумеется, они были разочарованы. Развивать инвестиционное страхование на общем негативном фоне довольно сложно.
Наше руководство верит в будущее накопительного страхования. Это хороший продукт, помогающий инвестировать в себя и семью. Он сочетает в себе и страхование, и получение доходности.
Вкратце это работает так: в течение нескольких лет вы регулярно вносите средства. Если до окончания договора с вами ничего не случится, вы получаете назад свои накопления с процентами.
При наступлении страхового случая выплату (по риску «уход из жизни») получат ваши выгодоприобретатели — люди, указанные в договоре.
У вас есть такой полис?
— Да, уже лет десять. Выгодоприобретатели — семья.
Факт снижения доходов населения признают даже в правительстве. Число компаний МСБ сокращается. Все это — ваши клиенты. Очевидно, стагнация в экономике влияет на страховой рынок…
— Разумеется, люди стремятся экономить, и страхование зачастую становится первой урезаемой статьей расходов.
На мой взгляд, это неправильно — чем меньше доходы, тем тщательнее следует заботиться о безопасности, сохранении того, что имеешь. К примеру, чтобы застраховать дом, надо заплатить меньше 1% от его стоимости.
Сейчас человек сэкономил на полисе 5 тысяч рублей, но найдет ли 2-3 миллиона, чтобы восстановить дом, если произойдет короткое замыкание?
Что касается каско, можно применить франшизу, снизив стоимость полиса, но от тотальных и глобальных последствий надо страховаться. С царапиной на крыле можно ездить, на разбитой вдребезги машине – нет.
К сожалению, многие надеются на «авось». Да, не у всех горят дома и угоняют авто. Но никто не может гарантировать, что вы лично не попадете в число таких «счастливчиков».
Банковский бизнес уходит в онлайн. Разворачиваются ли схожие процессы в страховании?
— Все, что связано с обязательными видами страхования, переходит на электронные площадки. С добровольными видами это вряд ли произойдет.
Мы стремимся максимально упростить работу агентов при помощи различных информационных технологий, но сохранить живой контакт.
Несмотря на «продвинутость» банков, когда речь идет о продуктах выше среднего уровня, к обслуживанию подключается персональный менеджер.
Страховые агенты выступают не только в роли продавцов, но и консультантов, способных предложить клиенту оптимальное решение. Мы постоянно наращиваем число агентов. За год наша агентская сеть увеличилась на 20%. Благодаря этому по ключевым показателям бизнеса мы сохранили результаты 2018 г., несмотря на перипетии, о которых мы говорили выше.
В 2018 г. вы возглавили Союз страховщиков Уральского региона «Белый соболь». В этом году пост занял другой человек. Как и почему произошла «смена власти»? Удалось ли придать импульс развитию союза?
— Я «подхватил» руководство союзом после смерти нашего председателя, чтобы сохранить организацию. Работал в статусе и. о. В этом году мы коллективно избрали председателем Сергея Смирнова, директора филиала «Сибирской Ассистанской Компании».
Каковы итоги за год? Как минимум, мы поняли, что союз необходим, хотя бы для того, чтобы встречаться и обсуждать рыночную ситуацию — будь то автоюристы или закон о страховании жилья. Благодаря «Белому соболю» у нас больше возможностей привлечь внимание областной и городской администрации к отрасли, войти в состав рабочих групп по важным для рынка страхования вопросам.
С каким ощущением вы заканчиваете 2019 г. и входите в новый?
— С положительным, хотя жизнь не становится проще. Полагаю, сегодня никто не живет с надеждой: «эх, 2020 г., выдохнем». Скорее, наоборот. Следующий год, как и 2019-ый, пройдет в борьбе за рынок, за присутствие и место на нем.
Будут задачи по росту бизнеса — нам не дадут скучать. Но я убежден, что отсутствие амбициозных планов расхолаживает, ведь не к чему стремиться. Цель должна быть труднодостижимой. Тогда ты мобилизуешься — и становишься эффективнее. В общем, в 2020 г. мы будем концентрировать силы и двигаться вперед.
*НРА — Национальное рейтинговое агентство
**ИСЖ — инвестиционное страхование жизни
Источник: https://ekb.dk.ru/news/ivan-kosmin-v-2020-g-mnogih-ochen-udivit-stoimost-prolongatsii-strahovyh-polisov-237129903
Рейтинговое агентство «Эксперт РА»
Ольга Любарская, старший директор, страховые и инвестиционные рейтинги
Алексей Янин, управляющий директор, страховые и инвестиционные рейтинги
Резюме
В условиях стагнации на рынке страхования жизни рынок non-life будет опережать его по динамике. Новый драйвер рынка – ДМС – будет расти за счет распространения франшиз, узкоспециализированных медицинских программ и телемедицины.
В поисках поддерживающих рынок страхования жизни факторов страховщики будут дополнять классические полисы медицинскими опциями и услугами.
Тиражирование опыта столичного региона по страхованию квартир на страхование жилья от чрезвычайных ситуаций по стране принесет первые результаты в 2020 году, и одновременно у него будет отложенный эффект, что в долгосрочной перспективе раскроет потенциал сегмента страхования имущества граждан. По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы прироста взносов non-life в 2020 году будут умеренными – 6–8 %, объем рынка non-life составит порядка 1 150 млрд рублей.
Страховщики делают ставку на ДМС и страхование жилья в 2020 году.
Существенные темпы прироста премий по ДМС (20–25 %) будут обеспечены повышением доступности и востребованности медицинского страхования в результате распространения франшиз и полисов с ограниченным набором услуг, а также за счет активного продвижения и популяризации программ по телемедицине и страхованию от критических заболеваний.
Кроме того, ожидается, что в 2020 году начнет работать вступивший в силу в 2019 году закон о страховании жилья от чрезвычайных ситуаций, что сможет значительно увеличить охват страхованием жилых помещений по стране в перспективе нескольких лет. По итогам 2020 года по сравнению с 2019-м темпы прироста премий по страхованию имущества граждан составят 14–16 %.
Большинство крупнейших видов non-life-страхования будет расти умеренными темпами в 2020 году.
Динамика страхования имущества юридических лиц зачастую находится в прямой зависимости от сроков заключения единичных крупных страховых контрактов, а также возможных отказов от их пролонгации, поэтому, не учитывая указанные факторы, мы ожидаем инфляционного роста на 4–6 %.
Динамика страхования от несчастных случаев и болезней в 2020 году замедлится до 6–8 %, что в первую очередь станет результатом прогнозируемого снижения объемов кредитования физических лиц.
Сегмент страхования автокаско в 2020 году будет находиться под давлением снижающегося спроса на новые автомобили, положительный эффект окажет увеличение тарифов страховщиками, в том числе по усеченным программам, в результате темпы прироста не превысят 4–5 %. В отсутствие способствующих росту факторов в ОСАГО будет наблюдаться стагнация.
По прогнозу рейтингового агентства «Эксперт РА», темпы прироста взносов non-life составят 6–8 %, объем рынка non-life по итогам 2020 года достигнет порядка 1 150 млрд рублей. При этом динамика non-life будет опережать темпы прироста страхования жизни, в котором ожидается стагнация.
В 2020 году рынок окончательно адаптируется к новым условиям, и влияние стандартизации информирования клиентов при продажах полисов страхования жизни снизится, что замедлит падение совокупных премий в сегментах ИСЖ и НСЖ. Суммарные премии по ИСЖ и НСЖ сократятся не более чем на 3–5 %, до 290–300 млрд рублей по итогам 2020 года.
Поддержку рынку страхования жизни окажут развитие долгосрочных накопительных программ, а также дополнение классических полисов медицинскими опциями и услугами.
Графики и таблицы
Вид страхования | Премии, 2018 г., млрд р. | Премии, 2019 г., млрд р., оценка | Оценка темпов прироста взносов, 2019 г./2018 г., % | Премии, 2020 г., млрд р., прогноз | Прогноз темпов прироста взносов, 2020 г./2019 г., % | Ключевые факторы, оказывающие влияние на прогноз |
Страхование жизни | 452 | 400 | -11,6 | ~ 400 | ~ 0 | Стабилизация динамики за счет снижения влияния стандартизации информирования клиентов при продажах полисов страхования жизни. Давление будет оказывать ожидаемое замедление темпов кредитования физических лиц |
Страхование от несчастных случаев и болезней | 170 | 185 | 9,1 | ~ 198 | 6–8 | Снижение темпов прироста в результате снижения объемов кредитования физических лиц из-за роста закредитованности граждан |
Добровольное медицинское страхование | 152 | 185 | 21,8 | ~ 227 | 20–25 | Рост за счет распространения франшиз и полисов с ограниченным набором услуг, а также за счет популяризации программ по телемедицине и страхованию от критических заболеваний |
Страхование автокаско | 169 | 169 | 0,2 | ~ 177 | 4–5 | Давление окажет ожидаемое замедление роста продаж новых автомобилей, положительный эффект окажет повышение тарифов страховщиками |
Страхование прочего имущества ЮЛ | 89 | 98 | 10,7 | ~ 103 | 4–6 | Инфляционный рост |
Страхование имущества граждан | 65 | 72 | 11,1 | ~ 83 | 14–16 | Драйверы роста – закон о страховании жилья от ЧС |
ОСАГО | 226 | 215 | -4,9 | ~ 215 | ~ 0 | Стагнация в условиях отсутствия драйверов роста |
Страховой рынок без учета страхования жизни, всего | 1 027 | 1 078 | 5,0 | ~ 1 150 | 6–8 |
Источник: «Эксперт РА»
Источник: https://raexpert.ru/researches/insurance/forecast_2020