Внебюджетные фонды социального страхования — виды, формы, задачи и полномочия

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочияВнебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия
Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Основы ВБФ

Специальные ВБФ используются для конкретных целей, которые обычно указываются в его названии.

В основе ВБФ РФ лежат акты, подписанные законодательными органами власти, органами субъектов государства и местного самоуправления. В этих актах утверждается его деятельность, а также то, куда будут направлены его средства.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  • Отчисления во внебюджетные фонды:

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  • налоги;
  • субсидии;
  • налог на доход от юридических лиц;
  • коммерческие фонды и добровольные пожертвования;
  • неиспользованные средства бюджета;
  • займы и кредиты банков;
  • иные виды доходов.

ВБФ выполняют две основные функции:

  1. Распределительная функция заключается в перераспределении доходов и направлении их на нужды общества.
  2. Контрольная функция осуществляет информирование граждан об изменениях в социальных сферах.

Виды и классификация

ВБФ делятся на общегосударственные и целевые. Общегосударственные должны обеспечивать финансами промышленность, строительство, таможню, экономику и т. д. Целевые фонды созданы для финансирования таких отраслей, как медицина, образование, наука и т. д.

ВБФ могут классифицироваться по многим признакам. Вот некоторые из них:

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  1. По направлению финансирования делятся на социальные и экономические.
  2. По праву собственности бывают федеральные (в собственности федеральной власти) и региональные или муниципальные (в собственности субъектов федерации).
  3. По способу образования классифицируются на находящиеся в составе бюджета и автономные.
  4. По использованию в материальных отраслях делятся на фонды развития технологий и поддержки отраслей.
  5. По отчислениям они подразделяются на пополняемые от налогов и сборов и от себестоимости произведенной продукции.

Социально-экономическая сущность

ВБФ являются стабильным источником финансов для поддержания определенных отраслей экономики. Они имеют четко определенные источники вливания средств, что дает возможность прогнозировать объем средств, а также проследить за расходованием.

Причина, по которой были созданы ВБФ, состояла в том, чтобы обеспечивать социальные расходы, а также они должны были пополняться самостоятельно. ВБФ помогли разгрузить государственные бюджеты, взяв на себя часть расходов. Благодаря этой черте ВБФ не происходит повышения налогов.

  1. Особенности, характерные для ВБФ, которые отличают их от других финансовых систем:

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  • ВБФ имеют целевую направленность;
  • средства направлены на государственные расходы, которые не финансируются из бюджета;
  • большая часть доходов получается за счет взносов юридических лиц и частных предпринимателей;
  • имущество и финансы фондов находятся в собственности государства, но при этом не входят в состав бюджета;

Правовой статус ВБФ состоит из следующих основных элементов:

  1. Структура управления, образования, реорганизация, ликвидация являются отдельными от других субъектов экономики государства.
  2. Каждый ВБФ регламентируется законом или нормативным актом, который определяет его цели и задачи.
  3. ВБФ имеет права и обязанности по сохранению и использованию средств.
  4. Правовой режим денежных средств.
  5. Соответствующими государственными органами осуществляется контроль за ВБФ.

Государственные внебюджетные фонды РФ

  • ГВБФ или ГВФ (расшифровка — государственные внебюджетные фонды) — это денежные средства, которые были образованы без участия средств федерального и муниципальных бюджетов.
  • Бюджет ГВБФ — это денежные средства, которые формируются в соответствии с законодательством в составе бюджета за счет государственных ВБФ.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Для хранения денежных средств ВБФ открываются счета в кредитных организациях или в казначействе, что позволяет наглядно видеть их объем и расходование.

К государственным ВБФ, в которые поступают платежи, относятся:

  1. Пенсионный фонд Российской Федерации.
  2. Фонд социального страхования Российской Федерации.
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации.

В соответствующие органы РФ предоставляется статистика для каждого фонда. Эта статистика представляет собой анализ доходов и расходов и изучение эффективности этого фонда.

Характеристика правового режима централизованных ГВБФ:

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  1. Правовая база ПФР — Положение о Пенсионном фонде РФ, утвержденное Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года. Он находится в подчинении Правительства РФ.
  2. ФСС РФ определяется Конституцией РФ, Положением о Фонде, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 года.
  3. Правовой режим ФОМС определяется Законом РФ «О медицинском страховании граждан РФ» от 29 ноября 2011 года.

Пенсионный фонд РФ (ПФР)

ПФР создан для удовлетворения права гражданина на пенсию и управления средствами пенсионной системы.

Доходы ПФР формируются из взносов работодателей, индивидуальных предпринимателей и других.

Задачи ПФР:

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  • сбор и сохранение денежных средств, а также расходование их по назначению;
  • взыскание денежных средств для пенсии по инвалидности для граждан, получивших производственные травмы, профессиональные заболевания или по потере кормильца;
  • привлечение спонсорских взносов;
  • сотрудничество РФ с другими государствами и заключение договоров по вопросам пенсий и пособий;
  • финансирование программ социальной защиты пенсионеров и инвалидов.

Средства ПФР расходуются на:

  • выплату пенсий (также гражданам, проживающим за пределами РФ);
  • выплату детских пособий;
  • оказание денежной помощи пенсионерам и нетрудоспособным гражданам;
  • финансирование деятельности ПФР.

Социальное страхование (ФСС РФ)

ФСС РФ занимается вопросами социально-страховой поддержки граждан и их страхованием. В обязанности ФСС РФ входит:

  • обеспечить пособиями граждан (по нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка и уходу за ним, пособия на погребение, а также отдых работников и их детей);
  • осуществление государственных программ охраны здоровья работников;
  • поддержание финансового состояния ФСС РФ;
  • повышение квалификации работников фонда;
  • работа с похожими организациями, занимающимися страхованием граждан.

Источники финансирования ФСС РФ:

  • страховые отчисления работодателей;
  • страховые взносы индивидуальных предпринимателей;
  • инвестиции;
  • добровольная помощь физических и юридических лиц;
  • средства государственного бюджета;
  • иные поступления.

Обязательное медицинское страхование (ФОМС РФ)

ФОМС РФ занимается финансированием медицинского обслуживания граждан. Направления деятельности ФОМС РФ:

  • обеспечение гражданских прав на получение бесплатной помощи здравоохранения;
  • финансирование стабильной деятельности ФОМС;
  • финансирование новых и старых программ в области медицинского страхования;
  • финансирование целевых программ.

ФОМС РФ ежегодно составляет план бюджета и представляет его на утверждение в Министерство здравоохранения РФ, а также в конце отчетного периода предоставляет отчет о порядке исполнения этого плана.

К бесплатным страховым услугам относятся:

  1. Экстренная медицинская помощь.
  2. Амбулаторное лечение граждан.
  3. Стационарное лечение граждан.
  4. Медицинская помощь на дому.
  5. Профилактика для инвалидов, ветеранов, онкобольных, беременных женщин, детей и людей с психическими расстройствами.
  6. Реабилитация пациентов после инсульта и инфаркта.

Обязанности застрахованных лиц:

  1. Иметь полис ОМС.
  2. Быть застрахованным в выбранной страховой медицинской организации.
  3. Сообщить выбранной организации о смене персональных данных.

Бюджетные и внебюджетные организации

Бюджетный фонд — это основная финансовая система государства, которая направлена на обеспечение общественных потребностей. В понятие бюджета входят также целевые бюджетные фонды, они используются для конкретных целей и не могут быть направлены на другие цели, не соответствующие назначению.

Роль государственных фондов состоит в покрытии расходов, связанных с улучшениями в производстве, поддержанием граждан во время кризисов, улучшением уровня жизни населения.

Несмотря на похожий характер, между целевыми бюджетными и внебюджетными фондами существует ряд различий:

  1. Основное отличие состоит в том, что бюджетные фонды входят в состав бюджета, а ВБФ не входят, поэтому и называются так.
  2. Бюджет ВБФ устанавливается отдельным законом на год, а объем финансов целевых бюджетных фондов регламентируется законом о бюджете на год.
  3. ВБФ создаются в основном для решения социальных вопросов, а бюджетные имеют более узкое направление (развитие регионов, покрытие затрат, восполнение ресурсов и т. д. ).
  4. ВБФ создают на более длительный срок, нежели бюджетные.

Государственные бюджетные и внебюджетные фонды — это важное звено в системе финансов государства. Они дают возможность решать задачи, стоящие перед правительством, которые требуют немалых финансовых вливаний. Эти фонды рассматриваются как единое финансовое состояние, которое может помочь улучшить состояние экономики государства. Для этого важно с умом расходовать их средства.

Источник: https://nauka.club/finansy-i-kredit/vnebyudzhetnye-fondy.html

Государственные внебюджетные фонды. Формирование государственных внебюджетных фондов :

Решение задач, связанных с социальным управлением — важнейшая функция государства. В российской модели значимую роль играют специализированные фонды, создаваемые властями с целью оптимизации соответствующего направления государственной политики. Какова специфика их работы?

Специфика деятельности фондов

Государственные внебюджетные фонды — это обособленные от иных структур национальной системы управления финансами организации, которые призваны выполнять специальные задачи в области социального и экономического развития. В российской модели роль подобных структур связана в значительной степени с пенсионным обеспечением, социальным и медицинским страхованием.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Чем отличаются государственные бюджетные и внебюджетные фонды? Основной критерий — автономность управления денежными средствами. Хотя он, как отмечают некоторые эксперты, в достаточной мере условен.

В бюджетных фондах предполагается строгая отчетность соответствующих структур перед органами власти.

В фондах внебюджетного типа, в свою очередь, возможно более свободное распоряжение денежными средствами, выражаемое, в частности, в аспекте их инвестирования.

Основные фонды РФ

В России есть три основных, функционирующих на федеральном уровне, внебюджетных структуры соответствующего типа. Во-первых, это Пенсионный фонд РФ.

Его деятельность связана с важнейшей с точки зрения социально-экономического развития страны задачей — начислением и распределением государственных пенсий. Во-вторых, это Фонд социального страхования. Он, в свою очередь, решает задачи, связанные с начислением и выплатой различного рода пособий.

В-третьих, это Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования. Он обеспечивает функционирование государственной системы бесплатного медобслуживания.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

ПФР, ФСС и ФОМС — это государственные социальные внебюджетные фонды. Но есть и другая категория структур соответствующего типа. А именно экономические внебюджетные фонды.

Читайте также:  Возмещение ущерба, причиненного пожаром: составление исковое заявление, расчет страховой суммы

Их задачи, в свою очередь, связаны с хозяйственным развитием государства. Одна из крупнейших организаций такого типа — Российский фонд технологического развития.

Также существуют различные отраслевые структуры, призванные решать экономические задачи.

Статус фондов

Какой правовой статус имеют государственные внебюджетные фонды, ведущие деятельность в РФ? Каждая из отмеченных структур — самостоятельное юридическое лицо.

В правовом аспекте, а также в некоторых областях экономического развития, данные субъекты независимы от бюджета России.

То есть доходы государственных внебюджетных фондов и их расходы не включаются в соответствующие категории, характерные для финансовых систем на федеральном, региональном или муниципальном уровне.

Вместе с тем собственник фондов, о которых идет речь — государство. Соответственно, в компетенции федеральных органов власти — правовая регламентация функций ПФР, ФСС и ФОМС, а также руководство их деятельностью.

В этом смысле государственные внебюджетные фонды зависимы от властей.

Так, в частности, компетентные органы госуправления определяют ключевые задачи для ПФР, ФСС и ФОМС, источники доходов, а также направления эффективного использования денежных средств.

Однако фонды наделены также полномочиями, отражающими широкий круг возможностей для самостоятельной деятельности.

Так, в частности, ПФР, ФСС и ФОМС могут в достаточной мере независимом порядке решать вопросы, связанные с оперативным руководством, а также управлением финансовыми ресурсами.

Фонды утверждают внутренние бюджеты, сметы различных расходов, нанимают в штат компетентных специалистов. При этом в некоторых случаях в структурах управления фондами могут присутствовать представители органов государственной власти.

Источники финансирования фондов

Рассмотрим то, каким образом государственные внебюджетные фонды получают финансирование. Основные источники доходов соответствующих структур представлены в следующем спектре.

Во-первых, это некоторые виды налогов и сборов, которые установлены федеральными, региональными и муниципальными законами.

Например, для ПФР, ФСС и ФОМС — это страховые взносы во внебюджетные фонды соответствующих наименований. Во-вторых, это бюджетные ассигнования.

В-третьих, это может быть прибыль от коммерческих активностей, которые фонды, как самостоятельные юридические лица, могут осуществлять.

Также в некоторых случаях перечисление в фонды денежных средств осуществляют граждане и другие организации на правах добровольного спонсорства. Возможны варианты с кредитованием деятельности соответствующих структур со стороны ЦБ РФ и коммерческих банков.

Классификация фондов

Система государственных внебюджетных фондов предполагает классификацию структур рассматриваемого типа в рамках широкого спектра критериев. Так, например, есть соответствующего типа организации, статус которых зависит от уровня политического управления. Есть, таким образом, фонды федеральные и региональные.

Другой критерий классификации организаций — специфика задач. Есть государственные социальные внебюджетные фонды, а есть те, которые решают преимущественно экономические задачи. Организации могут различаться также и по правовому статусу. Так, есть полностью или частично самостоятельные фонды и структуры, которые посредством того или иного механизма интегрированы в бюджет.

Целевые бюджетные фонды

Государством могут создаваться также и целевые внебюджетные фонды, создаваемые, как правило, с целью формирования наиболее эффективных механизмов управления деятельностью каких-либо отраслей экономики или сфер политического управления. Вместе с тем, некоторые эксперты относят к категории целевых, собственно, ПФР, ФСС и ФОМС, так как их деятельность предполагает решение специализированных задач.

Вместе с тем в российской практике есть примеры существования также и целевых бюджетных фондов. Так, например, в 90-х годах такие организации были представлены в политической системе РФ в самом широком спектре.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Фонды, относимые к целевым бюджетным, решали задачи в сфере дорожного строительства, экологии, обеспечения правопорядка, развития атомной энергетики и иных направлений социального и экономического развития. Структуры со схожим правовым статусом были сформированы также и в регионах РФ.

Рассмотрим специфику деятельности трех основных российских внебюджетных фондов — ПФР, ФСС и ФОМС — подробнее.

Пенсионный фонд

Пенсионный фонд РФ — это ключевая государственная структура, которая обеспечивает начисление и распределение пенсий граждан РФ. Это один из важнейших социальных институтов. Пенсионный фонд — вертикально интегрированная организация. То есть вышестоящие структуры его управления функционируют на федеральном уровне, и им подчиняются региональные отделения ПФР. Каковы основные функции ПФР?

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Во-первых, данная организация собирает страховые взносы, предназначенные для обеспечения функционирования пенсионной системы государства. Во-вторых, ПФР ведет персонифицированный учет граждан на предмет корректного начисления пенсий. В-третьих, Пенсионный фонд занимается капитализацией и инвестированием денежных средств в рамках механизмов, предусмотренных законодательством.

Доходы ПФР

За счет каких финансовых источников функционирует ПФР? С законодательной точки зрения механизмы получения Пенсионным фондом доходов определены в Налоговом кодексе и иных релевантных правовых актах.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

  • Основные источники выручки ПФР, согласно установленным в законах РФ нормам:
  • — страховые взносы во внебюджетные фонды, перечисляемые работодателями и индивидуальными предпринимателями;
  • — ассигнования из государственного бюджета, направленные на выплату пенсий, а также с целью их индексации;
  • — добровольные взносы граждан и организаций.
  • Рассмотрим теперь структуру расходов ПФР.

Расходы Пенсионного фонда

  1. Специфика распределения расходов ПФР определяется положениями ФЗ «О трудовых пенсиях» и релевантных ему федеральных правовых актов, а также Указами Президента.

    В числе ключевых направлений финансирования Пенсионного Фонда:

  2. — выплата пенсий, в том числе россиянам, живущим за рубежом;
  3. — выплата декретных пособий по уходу за детьми в возрасте старше полутора лет;
  4. — материальная помощь престарелым, а также нетрудоспособным гражданам;
  5. — решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением деятельности внутренних структур организации.
  6. Законом могут быть предусмотрены также и иные направления расходов, осуществляемых ПФР.

Деятельность ФСС

Государственные внебюджетные фонды РФ представлены также такой структурой, как ФСС. Данная организация решает задачи, связанные с предоставлением гражданам социальной помощи. Фонд аккумулирует и распределяет денежные средства, направляемые гражданам и организациям с целью решения соответствующих задач.

Так же, как и в случае с деятельностью ПФР, формирование финансового ресурса ФСС осуществляется на страховой основе, однако распределение средств — по территориальному или отраслевому критерию. В российской модели, таким образом, управление государственными внебюджетными фондами не всегда осуществляется соотносительно структуре политических институтов.

Так, исполнительные структуры ФСС представлены региональными отделениями, а также отраслевыми структурами, заведующими распределением денежных средств, соответственно, на уровне субъектов РФ и в различных сферах экономики. Также есть филиалы отделений обоих типов структур.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Каковы ключевые задачи ФСС? К таковым эксперты относят, прежде всего, выплату больничных, декретных и иных пособий, связанных с материнством. Также Фонд Социального Страхования отвечает за разработку и практическую реализацию программ по охране здоровья трудящихся граждан и за совершенствование системы распределения финансовых ресурсов, используемых при решении задач в своей компетенции.

Доходы и расходы ФСС

Каковы основные источники финансирования деятельности ФСС? Так же, как и в случае с ПФР, денежные средства в Фонд Социального Страхования поступают за счет страховых взносов, ассигнований из бюджета, а также в виде дохода от инвестирования и добровольного спонсорства граждан и организаций. Расходы ФСС отражают специфику задач, решаемых организацией. Таким образом, это выплата больничных, декретных и оказание иных мер социальной поддержки различным категориям граждан РФ.

Работа ФОМС

Другая важнейшая структура в российской системе государственных внебюджетных фондов — ФОМС.

Ключевые задачи данной структуры связаны с обеспечением оптимальных условий деятельности, в свою очередь, территориальных организаций, функции которых предполагают решение вопросов в области обязательного медицинского страхования.

То есть, так же как и в случае с ФСС, прямая вертикальная субординация в данной области социального управления не настолько сильно выражена, как в ПФР.

Фомс и регионы

В каждом регионе РФ, таким образом, есть территориальные фонды обязательного медицинского страхования, создаваемые, собственно, органами власти субъектов РФ в соответствии с российским законодательством.

Данные структуры аккумулируют посредством закрепленных в различных правовых актов механизмов денежные средства и направляют их с целью эффективного решения задач, связанных с обеспечением бесплатного медобслуживания.

Основные источники финансирования ФОМС и соответствующих территориальных структур — особого рода страховые взносы, ассигнования из бюджета, а также добровольная помощь граждан и организаций. Расходы соотносятся с ключевыми задачами организации.

Роль государства в работе фондов

Таким образом, формирование государственных внебюджетных фондов и поддержание их деятельности — одна из ключевых задач российских властей в аспекте эффективного социального управления, от которого во многом зависит устойчивость всей политической системы.

На уровне деятельности каждой из отмеченных структур, таким образом, возникает необходимость в постоянном совершенствовании моделей аккумулирования и распределения денежных средств и разработке эффективных механизмов коммуникации с гражданами по актуальным вопросам пенсионного и социального обеспечения.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Государство предоставляет автономию ПФР, ФСС и ФОМС, но в то же время поддерживает в финансовом плане эти фонды. Денежных средств, которыми они располагают, может быть недостаточно, и в этом случае возникает необходимость в дополнительном финансировании за счет ассигнований из бюджета.

Источник: https://www.syl.ru/article/170590/new_gosudarstvennyie-vnebyudjetnyie-fondyi-formirovanie-gosudarstvennyih-vnebyudjetnyih-fondov

Внебюджетные фонды социального страхования в России и их виды

До 1991 года в России отсутствовала практика создания и использования внебюджетных фондов. Их внедрение в систему финансов было осуществлено в непростой для страны период перехода на новые экономические отношения.

Созданием внебюджетных фондов власти стремились разгрузить бюджет от затрат социального характера, финансирование которых осуществлялось затруднительно. Одновременно с социальными фондами были создано множество внебюджетных фондов иной направленности.

Все они были консолидированы в бюджет, однако при этом им была сохранена автономность. Фондами социального страхования был сохранен внебюджетный статус.

Что представляют собой?

Внебюджетный фонд определяется совокупностью финансовых средств целевого назначения, находящихся в распоряжении центральных и местных органов власти. Их накопление и расходование происходит вне государственного бюджета, что способствует защите интересов отдельных групп населения и получению возможности решить экономические проблемы в ракурсе отдельного региона.

Все средства внебюджетного фонда являются государственной или муниципальной собственностью. При превышении количества поступающих средств, деньги могут быть переданы на возвратной основе для покрытия дефицитной статьи государственного бюджета.

Характерной особенностью развитых стран является постоянное увеличение объема средств во внебюджетных фондах. Это способствует решению экологических и социальных проблем, а также вопросов выравнивания уровня жизни в различных регионах. Их формирование производится за счет собственных источников доходов или посредством выделения из государственного бюджета средств на особо значимые нужды.

Виды фондов и необходимость их создания

Социальные внебюджетные фонды формируются с помощью обязательных сборов, образованных за счет страховых платежей.

Для решения конкретных задач, с целью их пополнения могут быть использованы займы и средства из государственного бюджета. Бюджетные средства обычно переводятся в виде субвенций и субсидий.

На сегодняшний день известны такие государственные социальные внебюджетные фонды как:

  • Пенсионный;
  • Социального страхования;
  • Медицинского страхования;
  • Занятости населения.

Все они осуществляют сбор средств и их накопление за счет обязательных платежей, полученных с доходов граждан для обеспечения социальных гарантий. Из накоплений выплачиваются пенсии и оказывается материальная поддержка безработным гражданам.

Предоставление медицинских услуг, оплаты дней болезни, отпуска по беременности и родам и санаторного обслуживания осуществляется также за счет средств учреждения. Все виды являются отдельными организациями, руководство которых вправе самостоятельно распоряжаться средствами.

В их компетенции сбор, распределение и использование средств в конкретных размерах на цели, определенные государством. Величина обязательных платежей, а также характер структуры денежных социальных выплат определяется на государственном уровне.

ПФР

Пенсионный фонд формируется вне федерального бюджета. Размеры поступающих в него средств и расходов, утверждаются на законодательном уровне. Их накопление осуществляется за счет социальных налогов, условно разбиваемых на две структуры. Первая часть бюджета поступает напрямую и относится к условно-накопительной категории, с которой будущим пенсионерам будут производиться выплаты.

Внебюджетные фонды социального страхования - виды, формы, задачи и полномочия

Вторая часть средств изначально попадает в федеральный бюджет, откуда перечисляется в ПФ для обеспечения социальных пенсионных выплат. На практике все средства поступают на текущие выплаты. ПФР также обеспечивает защиту от социального риска, связанного с утратой источника постоянного дохода вследствие наступления старости, инвалидности или потери трудоспособности.

ФОМС

Формирование ФОМС осуществляется за счет страховых взносов субъектов предпринимательства, начисленных на фонд оплаты труда по предприятию. Его структура подразумевает накопление средств для федеральных и территориальных нужд. Их расходование осуществляется в направлении обеспечения гарантированной медицинской и лекарственной помощи населению в рамках обязательной страховой программы.

ФСС

ФСС формируется за счет регламентированных взносов с начисленной оплаты труда наемных работников субъектом предпринимательства. Изначально они поступают на счет Федерального казначейства, после чего перечисляются в ФСС.

Его бюджет утверждается отдельным законодательным актом. Исполнение его положений подлежит отчетности.

Расходование средств осуществляется в направлении обеспечения социальных гарантий трудоустроенным гражданам, решения отдельных вопросов охраны труда, предупреждения травматизма, профилактики и лечения профессиональных заболеваний.

Фонд занятости

Фонд занятости формируется из многих источников. Основными являются страховые и добровольные взносы, начисляемые на заработную плату работников и на работодателя, а также штрафы, пени, субсидии и дотации от вышестоящих органов.

Его средства хранятся на банковских счетах Центрального Банка.

Расходование накоплений осуществляется в направлении обеспечения реализации мероприятий по профессиональной ориентации, подготовке и переподготовке, а также материальной поддержки безработных.

Заключение

Внебюджетный фонд определяется аккумулированными субъектом средствами, которыми могут распоряжаться власти центрального и местного значения.

Накопленные деньги предназначены для реализации определенных задач. Целью создания фондов является защита интересов отдельных групп граждан и решение экономических задач.

Для эффективного функционирования фонда должен быть обеспечен контроль и поступления и расходования денег.

Источник: https://insur-portal.ru/social/vnebyudzhetnye-fondy-socstrahovaniya

Социальные внебюджетные фонды

Социальные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется как деятельность социальных внебюджетных фондов,так и указываются источники их формирования, определяются порядок и направленность использования денежных фондов.

Социальные внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, которые привлекаются государством для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей.

Социальные внебюджетные фонды комплексно расходуются на основе оперативной самостоятельности и строго в соответствии с целевыми назначениями фондов.

Социальные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
В состав социальных внебюджетных фондов входят:

  1. Пенсионный фонд РФ;
  2. Фонд социального страхования;
  3. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Краткое содержание

  • 1 Доходы социальных внебюджетных фондов
  • 2 Фонды НИОКР

Доходы социальных внебюджетных фондов

Доходы социальных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством.

Сбор и контроль за поступлением доходов социальных внебюджетных фондов осуществляет Министерство по налогам и сборам.

Основным источником доходов социальных внебюджетных фондов является единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос).

Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям.

Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

В составе социальных внебюджетных фондов выделяют еще экономические, к которым относятся сейчас территориальные дорожные, экологические и другие фонды. Они могут формироваться за счет региональных налогов и сборов, доходов от штрафов и лотерей, территориальных займов, имеют экономическую направленность.

Существуют также социальные внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения, целью которых является финансовая поддержка конкретных институтов, проектов, развитие и стимулирование производства.

  Виды кредитных денег

Фонды НИОКР

  • В федеральных министерствах и других федеральных органах исполнительной власти, а также в организациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, действуют отраслевые и межотраслевые социальные внебюджетные фонды НИОКР.
  • Министерство науки и технологий РФ осуществляет регистрацию социальных внебюджетных фондов, образуемых федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, организациями, а также ведение реестра этих фондов.
  • Отраслевые и межотраслевые социальные внебюджетные фонды НИОКР образуют:
  • Министерство науки и технологий РФ – Российский фонд технологического развития;
  • федеральные министерства – внебюджетные фонды министерств;
  • другие федеральные органы исполнительной власти внебюджетные фонды ведомств;
  • организации, ассоциации – внебюджетные фонды объединений.

Социальные внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством науки и технологий РФ, не наделяются правами юридического лица и действуют от имени федеральных министерств, других федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.

Социальные внебюджетные фонды формируются за счет отчислений предприятий и организаций в размере до 1,5% от себестоимости реализуемой продукции, работ, услуг, а суммы, отчисленных средств, включаются организациями в себестоимость продукции.

(16

Источник: https://fingramm.ru/fondy.html

16 Государственные внебюджетные фонды, источники формирования, направления использования — гос экзамен жуков 2011

16.        
Государственные внебюджетные фонды, источники формирования,
направления использования

Внебюджетные фонды – это
совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении государства и
органов местного самоуправления, не входящих в состав соответствующих бюджетов
и имеющих строго целевое назначение. Расходование внебюджетных фондов носит
строго целевой характер, направление денежных средств ограничивается одной
сферой. Внебюджетные фонды подразделяются на:

• централизованные — имеющие общегосударственное значение и
используемые для решения общегосударственных задач;

• децентрализованные – территориальные внебюджетные фонды, создаваемые
по решению региональных и местных органов власти для решения территориальных,
отраслевых, межотраслевых и т.п. задач.

Пенсионный
фонд Российской Федерации (ПФР) —

является самостоятельным финансово-кредитным учреждением и создан в целях
государственного управления финансами пенсионного обеспечения в РФ.

Обязательное пенсионное страхование (ОПС) — система создаваемых государством правовых,
экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам
заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого
ими до установления обязательного страхового обеспечения. Таким образом, в
системе пенсионного обеспечения РФ были закреплены страховые принципы,
гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая,
осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за
него работодателем (страхователем) страховых взносов.

ОПС в РФ осуществляется страховщиком, которым является ПФ РФ (государственное учреждение).
или негосударственные
пенсионные фонды.

  • Страхователями по
    обязательному пенсионному страхованию являются:
  • 1) лица, производящие
    выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные
    предприниматели; адвокаты; физические лица;
  • Застрахованные лица
    лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование.
    Застрахованными лицами являются граждане РФ, а также проживающие на территории
    Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: работающие по
    трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом
    которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и
    лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой
    (индивидуальные предприниматели, частные детективы, занимающиеся частной
    практикой нотариусы, адвокаты); являющиеся членами крестьянских (фермерских)
    хозяйств;
  • Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счёт:
  • ▪ страховых взносов — обязательных платежи, которые уплачиваются в бюджет
    Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением
    которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по
    обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых
    взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете;
  • ▪ средств федерального бюджета;
  • ▪ сумм пеней и иных финансовых санкций;
  • ▪ доходов от размещения (инвестирования) временно свободных денежных
    средств;
  • ▪ добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими
    не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
  • Средства бюджета Пенсионного фонда РФ направляются на следующие цели:
  • 1) выплата в соответствии с законодательством РФ и международными договорами
    РФ трудовых
    пенсий
    и социальных пособий на
    погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти;
  • 2) доставка пенсий, выплачиваемых за счёт средств бюджета Пенсионного
    фонда РФ;
  • 3) финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности
    Пенсионного фонда РФ (включая содержание его центральных и территориальных
    органов);
  • 4) иные цели, предусмотренные законодательством РФ об обязательном пенсионном
    страховании.
  • Фонд
    социального страхования Российской Федерации (ФСС)
    является специализированным финансово-кредитным
    учреждением при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного
    социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ).

Деятельность ФСС РФ регулируется постановлением Правительства РФ от 12
февраля 1994 г.
№ 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации». Денежные средства
и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда (в т.ч.
санаторно-курортными учреждения) являются федеральной собственностью.

  1. ФСС РФ включает:
  2. · региональные
    отделения, управляющие средствами
    государственного социального страхования на территории субъектов РФ;
  3. · центральные отраслевые отделения, управляющие средствами государственного
    социального страхования в отдельных отраслях хозяйства.
  4. Основными задачами ФСС РФ являются:
  5. 1) обеспечение гарантированных государством пособий:
  6. • по временной нетрудоспособности,
  7. • беременности и родам,
  8. • при рождении ребёнка,
  9. • по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет,
  10. • социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного
    перечня ритуальных услуг,
  11. • санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
  12. 2) участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья
    работников, мер по совершенствованию социального страхования;
  13. 3) осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
  14. 4) разработка совместно с Министерством здравоохранения и социального развития
    РФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа
  15. страховых взносов на государственное социальное страхование.
  16. Средства Фонда образуются за счет:
  17. • отчислений от единого социального налога;
  18. • отчислений от единого налога по упрощенной системе налогообложения;
  19. • отчислений от единого налога на вмененный доход;
  20. • страховых взносов субъектов хозяйствования на обязательное социальное
    страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных
    заболеваний;
  21. • доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в
    ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих
    средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных
    в бюджете Фонда на соответствующий период;
  22. • ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных
    с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
    чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах
    гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других
    установленных законом случаях.
  23. Фонд
    обязательного медицинского страхования
    — внебюджетный фонд РФ, созданный для реализации политики в области
    здравоохранения и медицинского страхования населения.

Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов
населения в охране здоровья и реализуется в соответствии с Законом РФ от 28
июня 1991 г.
№ 1499-I «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».

Обязательное медицинское страхование (ОМС) является составной частью государственного социального страхования
и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в
получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счёт средств
ОМС.

Для реализации государственной политики в области ОМС создаются Федеральный
и территориальные фонды ОМС как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования
финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения
финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых
ресурсов на его проведение.

  • Обязательное медицинское страхование предполагает:
  • • финансирование медицинской помощи населению за счет страховых взносов,
    которые платят предприятия, государство, население;
  • • организационное разделение тех, кто предоставляет медицинские услуги
    населению, и тех, кто их оплачивает, то есть разделение производителей и покупателей;
  • • конкуренцию между производителями за получение финансовых средств от
    покупателей;
  • В качестве субъектов медицинского страхования выступают: гражданин, страхователь,
    страховая медицинская организация, медицинское учреждение.
  • Страхователями при обязательном медицинском страховании являются:
  • • органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы
    местного самоуправления — для неработающего населения;
  • • организации, физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных
    предпринимателей, частные нотариусы, адвокаты,
  • • физические лица, заключившие трудовые договоры с работниками,
  • Страховыми
    медицинскими организациями
    выступают
    юридические лица, осуществляющие медицинское страхование и имеющие
    государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием.
  • Плательщиками обязательных страховых взносов в Фонд выступают:
  • • любые хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых
    форм деятельности;
  • • органы исполнительной власти, осуществляющие платежи за неработающих
    граждан.

Объект платежей – фонд оплаты труда, начисленный по всем основаниям.
Взносы на обязательное медицинское страхование включаются работодателем в
себестоимость продукции.

Источник: https://www.sites.google.com/site/gosekzamenzukov2011/home/16

Внебюджетные фонды

К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами.

Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации.

Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов.

Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР.

Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы.

Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью.

Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба.

Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств.

Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/vnebjudzhetnye-fondy/

Ссылка на основную публикацию