Особенности диспансерного наблюдения за больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

Прямой эфир

  • Для водителя постановка на диспансерное наблюдение, как и прежде означает печальный факт: о вождении машины придется забыть до прекращения диспансерного наблюдения. Ранее порядок диспансерного учета регулировался старой «Инструкцией о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями», утвержденной Приказом Минздрава СССР №704 в далеком 1988 году. С марта этого года порядок диспансерного наблюдения изменился. Минздрав 30 декабря 2015 года издал Приказ под номером 1034н, который утвердил новый порядок диспансерного наблюдения. Как он изменился? Для наглядности привожу основные изменения в диспансерном наблюдении: 1. Наличие лицензии у мед. учреждения для проведения диспансерного наблюдения:
    • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г. не требует;
    • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015. Мед. организация обязательно должна иметь лицензию на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии-наркологии».

    2. Основания для постановки на диспансерное наблюдение:

    • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г.

    — все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания (кроме обратившихся в анонимные хозрасчетные кабинеты);

    — наличие информированного добровольного согласия в письменной форме на постановку на учет не требовалось.

    • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.

    требуется наличие информированного добровольного согласия пациента в письменной форме на постановку на учет.

    3. Сроки диспансерного наблюдения:

    • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г.

    -для больных хроническим алкоголизмом – три года;

    -для больных наркоманиями и токсикоманиями – 5 лет.

    • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
    • Инструкция о порядке диспансерного учета1988 г.

    для всех зависимостей (т.е. алкоголизма, наркомании и токсикомании) – три года.

    4. Основания для снятия с диспансерного наблюдения:

    • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г.
    • На основании решения врачебной комиссии:
    • стойкая ремиссия, выезд за пределы обслуживаемой территории, осуждение с лишением свободы на срок свыше
    • года, в отдельных случаях – при невозможности
    • обеспечить осмотр в течение 1 года.
    • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
    1. Основания для снятия с учета врачебной комиссией остались без изменения.
    2. Изменение:письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения решается врачом психиатром-наркологом ЕДИНОЛИЧНО.
    3. Важно: теперь письменный отказ пациента от диспансерного наблюдения является основанием к снятию с наблюдения.

    5. Порядок мед. осмотра в ходе диспансерного наблюдения

    • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г. ·
    • — длительность
    • ремиссий менее 1 года – осмотр производится 1 раз в месяц;
    • · — ремиссия
    • 1-2 года – осмотр 1 раз в 2 месяца;
    • ·
    • — ремиссия
    • 2-3 года – 1 осмотр в 3 месяца.
  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
  1. К порядку, установленному Инструкцией принято изменение:
  2. Теперь не реже раза в три месяца происходит:
  3. -определение психоактивных веществ в биологических
  4. жидкостях (кровь, моча);
  5. -определение карбогидрат-дефицитного
  6. трансферрина (CDT) (маркера алкоголя в крови;
  7. — психопаталогическое обследование и психологическое
  8. консультирование.
  9. 6. Лица, злоупотребляющие алкоголем, замеченные в немедицинском потреблении
  10. наркотических и других одурманивающих веществ (без признаков зависимости от
  11. ПАВ):
  • Инструкция о порядке диспансерного учета 1988 г. ·
  • Выделены
  • в «группу профилактического наблюдения».
  • Частота
  • осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными
  • одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально
  • Срок профилактического
  • наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной комиссии;
  • Новый порядок диспансерного наблюдения, утвержденный Приказом Минздрава №1034н от 30.12.2015.
  1. Выделены
  2. в «группу профилактического наблюдения».
  3. Частота
  4. осмотра не реже 1 раза в месяц – у злоупотребляющих наркотическими и иными
  5. одурманивающими веществами, для злоупотребляющих алкоголем – индивидуально.
  6. Срок
  7. профилактического наблюдения – 1 год, снятие происходит по решению врачебной
  8. комиссии.
  9. Диспансерное
  10. наблюдение
  11. Частота
  12. осмотра не оговорена
  13. Снятие
  14. с учета по решению врачебной комиссии в случае:
  15. не
  16. менее года подтвержденной стойкой ремиссии;
  17. невозможности
  18. в течение 1 года обеспечить осмотр больного.
  19. Комментарий.
  20. Порядок
  21. диспансерного наблюдения изменился. На мой взгляд, новый порядок имеет
  22. преимущества перед старой Инструкцией.
  23. Есть
  24. несколько причин так думать:
  25. 1. Появилась
  26. новая причина для снятия с диспансерного наблюдения – письменный отказ
  27. пациента. В Инструкции, принятой в советское время, отказ пациента от снятия с
  28. диспансерного наблюдения основанием для снятия с учета не являлся.
  29. 2. Теперь
  30. без лицензии на мед. деятельность по оказанию услуг по «психиатрии – наркологии»

мед. учреждение не имеет права ставить на диспансерное наблюдение.

  • 3. Сократились
  • сроки диспансерного наблюдения. Теперь для всех зависимостей срок диспансерного
  • наблюдения составляет три года.
  • 4. Объективизация
  • наблюдения – исследование наличия психоактивных веществ и маркера алкоголизма (CDT) в биологических жидкостях.
  • Делаю вывод: новый Порядок диспансерного
  • наблюдения является более демократичным, чем старая Инструкция.
  • Ну а как будет реализовываться
  • новый порядок на практике – покажет время.

Источник: https://pravoved.ru/blog/blog/law-jokes/1470.html

Диспансерное наблюдение

Динамическое диспансерное наркологическое наблюдение, амбулаторный учет, принудительное наблюдение, частота и сроки диспансерного учета.

Содержание:

Диспансерное наблюдение осуществляется в виде динамического наблюдения.

Оно включает в себя соответствующее медицинское обследование состояния здоровья больных наркологического профиля с целью: своевременного выявления и предупреждения осложнений, обострения заболеваний и других форм патологических состояний, осуществление профилактических, терапевтических и реабилитационных мероприятий, подтверждение наличия в пациентов стойкой ремиссии.

Порядок диспансерного наблюдения

Медицинская карта амбулаторного наркологического больного

На каждого, кто впервые добровольно обратился за наркологической помощью, в обязательном порядке заводится медицинская карта амбулаторного наркологического больного, в которую заносят следующие учетные данные:

  • Краткие сведения истории болезни (анамнеза);
  • Объективные данные пациента (общее состояние, кожа, тоны сердца, слизистые оболочки, АД, пульс);
  • Результаты медицинского осмотра;
  • Соматический и психический статус;
  • Диагноз и шифр заболевания;
  • Терапевтические назначения и их выполнение;
  • Описание динамики болезни.

Амбулаторные карты заводятся также на пациентов, которые обратились за наркологической помощью по поводу курения, даже несмотря на то, что такие пациенты не подлежат обязательному наркологическом диспансерному наблюдению.

В обязательном порядке учетные карточки заводятся на лиц, ранее не состоявших на диспансерном учете, но по решению суда направлены на принудительное лечение и проходят освидетельствование. Амбулаторные карты хранятся в регистратуре, где они систематизируются по алфавитному или участковому принципу.

Контрольные карточки больного, обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью

На каждого пациента, что подлежит диспансерному наблюдению, заводятся контрольные карточки больного, обратившегося за психиатрической (наркологической) помощью. Карточка содержит основные данные пациента и является формализованным документом, предназначенным для амбулаторного наблюдения и контроля посещений больных с наркологическими и психическими расстройствами.

Обязанностью врача нарколога при обнаружении бидь-либо из видов наркологического расстройства является предупреждение больного о возможных социально-правовые последствия его заболевания (ограничение на трудовую деятельность, принудительное лечение, лишение родитетьских прав и т.д.). Заполненные контрольные карточки хранятся в картотеке каждого участкового (районного) врача и используются им для контроля систематичности наблюдения.

Принудительное диспансерное наблюдение

Лица, замеченные в незаконном употреблении психоактивных веществ согласно действующему законодательству подлежат принудительному специальному учету в наркологических диспансерах (кабинетах). Порядок выявления лиц, незаконно употребляющих наркотики регламентируются соответствующим законодательством, относительно незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

Медицинское наркологическое освидетельствование

Принудительное направление лиц на медицинское освидетельствование в наркологический диспансер, относительно которых есть подозрение в употреблении ПАВ лежит в компетенции органов внутренних дел.

Источниками информации о гражданах, незаконно употребляющих наркотики или периодически находящихся в состоянии наркотического опьянения, могут быть сигналы от предприятий, учреждений и организаций любой формы собственности, СМИ или со стороны неравнодушных граждан.

В следствии получения такой информации, правоохранительными органами обеспечивается выдача под расписку направления на медицинский осмотр с параллельно отправленным контрольным сообщением в соответствующее медицинское учреждение наркологического профиля.

На основании уведомления со стороны наркологического учреждения о неявке на добровольное медицинское обследование лица, подозреваемого в незаконном употреблении ПАВ, правоохранителями выдается постановление о принудительном обследования данного лица и обеспечивается доставка таких лиц в наркологический диспансер.

Наличие состояния опьянения, определяется врачом-наркологом, который на основании предварительного медицинского осмотра, составляет соответствующий письменный вывод, а, при необходимости, принимает решение о направлении этого лица на стационарное обследование.

Обследование происходит до 10 суток, после чего, индивидуально относительно каждого лица, принимается решение о установлении необходимого срока лечения или продолжение курса наркологической помощи. Лица с установленным диагнозом «наркомания», «токсикомания» или состояния наркотического опьянения в обязательном порядке подлежат постановке на учет в наркологический диспансер.

Снятие с диспансерного учета

Решение о снятии с диспансерного учета принимается на основании заключения врачебно-консультационной комиссии (ВКК) или документального подтверждения его физической недееспособности (смерти, смены места жительства, пребывания в местах лишения свободы, призыва на срочную военную службу).

В случаях изменения места постоянного пребывания лица в течение трехдневного срока направляется уведомление в соответствующий наркологического учреждения и правоохранительных органов с передачей соответствующей документации.

На учете у правоохранительных органов находятся только те лица, которые добровольно не обращались за наркологической помощью или не выполняют врачебных предписаний и рекомендаций.

Продолжительность терапевтической ремиссии

Продолжительность терапевтической ремиссии больных с диагнозом алкоголизм или наркомания определяет принадлежность к существующим трем и четырем группам динамического наблюдения соответственно.

Группы динамического наблюдения

  1. К первой группе динамического наблюдения относятся лица:
    • которые впервые обратились за наркологической помощью;
    • в которых были рецидивы (с ремиссией менее года);
    • которые в текущем году прошли лечение в наркологических учреждениях.
  2. Ко второй группе наблюдения относятся лица с ремиссией продолжительностью до двух лет, включая лиц, прошедших принудительное лечение;
  3. К третьей группе относятся лица с ремиссией от 2 до 3 лет;
  4. Четвертую группу составляют лица с периодом ремиссии от 3 до 5 лет.

С целью определения временной точки отсчета начала ремиссии, берут за основу день выписки из наркологического стационара, или день проведения терапевтических мероприятий купирования последствий последнего употребления наркотических веществ, но при условии амбулаторного лечения. Ремиссией также называют срок амбулаторного лечения при полном отказе от употребления наркотических веществ.

Частота медицинских осмотров

Частота медицинских осмотров для каждой группы определяется:

  1. Реже одного раза в течение месяца — для первой группы;
  2. Не реже двух раз в течение двух месяцев — для второй группы;
  3. Не реже одного раза в течение трех месяцев — для третьей группы;
  4. Не реже одного раза в четыре месяца — для четвертой группы.
Читайте также:  Обман в автосалонах при покупке или продаже авто - схемы и способы, как его избежать

Профилактические осмотры, как правило, проводятся врачом наркологом, но в некоторых случаях допускается к проведению этой процедуры также и работники среднего звена медперсонала.

Сроки диспансерного наблюдения

Срок пребывания на обязательном диспансерном учете и профилактическом наблюдении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией составляет от трех до пяти лет соответственно.

Основанием для снятия с учета является наличие устойчивой ремиссии (выздоровления), что подтверждается объективными данными.

Решение о снятии с учета принимается врачебно-консультативной комиссией соответствующей медицинского учреждения по месту учета наркологического больного.

Вверх

Вернуться в основной раздел

  • Категория: Организация наркологической помощи
  • Дата публиции: 2017-08-21 18:59:27
  • Просмотры: 1353
  • Центр практической наркологии

Источник: https://narko-info.com/spravochnik/organizacziya-narkologicheskoj-pomoshhi/dispansernoe-nablyudenie.html

Определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 28 февраля 2013 г. N АПЛ13-29 Решение суда об отказе в признании недействующими Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утв. приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г. № 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями», оставлено без изменения

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Федина А.И.,

членов коллегии Манохиной Г.В., Назаровой А.М.,

при секретаре Кулик Ю.А.,

с участием прокурора Степановой Л.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Карманова А.В. о признании недействующими приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г.

№ 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» и утвержденной этим приказом Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, по апелляционной жалобе Карманова А.В. на решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г., которым в удовлетворении заявления отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Манохиной Г.В., объяснения представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации Ерохиной Ю.В.

, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е.

, полагавшей апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации установила:

приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г.

№ 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» (далее — Приказ № 704) утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее — Инструкция).

Карманов А.В.

обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим Приказа № 704 и утвержденной им Инструкции, указав, что они противоречат Закону Российской Федерации от 2 июля 1992 г.

№ 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Нарушение своих прав и свобод оспариваемыми нормативными правовыми актами заявитель усматривает в том, что решением Удорского районного суда Республики Коми от 29 мая 2012 г. он был лишен права на хранение и ношение оружия, разрешение на его имя признано подлежащим аннулированию в связи с тем, что он состоит на учете с диагнозом «Хроническая алкогольная зависимость средней стадии».

Решением Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. в удовлетворении заявления отказано.

В апелляционной жалобе Карманов А.В. просит об отмене решения суда и о принятии нового решения об удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.

Карманов А.В.

в судебное заседание Апелляционной коллегии не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном законом порядке.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Нормативные правовые акты, оспариваемые заявителем, приняты Министерством здравоохранения СССР в соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения СССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17 июля 1968 г. № 548, в пределах предоставленной ему компетенции, доведены до сведения заинтересованных лиц.

Так, Приказом № 704 главные врачи лечебно-профилактических учреждений, осуществляющих наркологическую помощь населению, обязаны вывесить на видных местах информацию, содержащую основные положения Инструкции.

Приказ № 704 и Инструкция размещены в информационно-правовых системах Гарант и доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц.

  • В соответствии с пунктом 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. № 2014-1 «О ратификации Соглашения о создании
  • Содружества Независимых Государств» на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и указанному Соглашению.
  • Статьей 47 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Верховный Суд Российской Федерации, установив, что нормативного правового акта, регулирующего порядок осуществления диспансерного наблюдения лиц, больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями, принятого федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации не имеется, проанализировав положения Приказа № 704 и Инструкции на соответствие действующему законодательству, пришел к правильному выводу о том, что они подлежат применению, за исключением положения абзаца четвертого раздела 1 Инструкции, предусматривающего, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного, как противоречащего статье 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». В силу этой нормы Закона решение вопроса о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначаемой администрацией психиатрического учреждения, оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь, или комиссией врачей-психиатров, назначаемой органом управления здравоохранением Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение определено как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися заболеваниями (статьи 26, 27).

Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» отнесены к таким заболеваниям.

Абзац первый раздела 1 Инструкции, которым определен круг лиц, подлежащих диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях, и абзац третий раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что за лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания («группа риска») организуется профилактическое наблюдение, правильно признаны судом не противоречащими Закону Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан на ее оказании» и Федеральному закону «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Доводы заявителя о том, что упомянутые выше Законы не содержат понятий «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», в то время как они указаны в Инструкции, суд правильно признал несостоятельными, при этом обоснованно исходил из того, что понятие «учет» является общепринятым, используется в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (часть 21 статьи 13), Воздушном кодексе Российской Федерации (статья 52).

Согласно статье 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» профилактика является частью диспансерного наблюдения.

В силу названной нормы закона под диспансерным наблюдением понимается активное динамическое наблюдение и необходимое обследование, проводимое лицам, страдающим хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями.

Целями диспансерного наблюдения является своевременное выявление, предупреждение осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактика и осуществление медицинской реабилитации, постановка больного на диспансерный учет Установление в Инструкции сроков диспансерного учета и профилактического наблюдения (абзацы первый, четвертый раздела 2) в отношении рассматриваемых лиц, вопреки утверждению заявителя, суд не мог рассматривать как нарушение прав граждан на охрану здоровья.

За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии.

В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного учета: больных хроническим алкоголизмом — 3 года; больных наркоманиями и токсикоманиями — 5 лет (абзац первый раздела 2 Инструкции).

Целью профилактического наблюдения является предупреждение развития у лиц группы риска хронического алкоголизма, наркоманий и токсикоманий.

За время профилактического наблюдения лица группы риска получают необходимую медицинскую помощь, способствующую прекращению пьянства и употребления наркотических и других одурманивающих средств.

Срок профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств, — 1 год (абзацы 2, 3, 4 раздела 2 Инструкции).

Приведенные положения Инструкции согласуются с требованиями статей 26, 27 Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании» и статьи 46 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в районный суд либо по месту жительства лица, чьи права и законные интересы нарушены, либо в суд по месту нахождения органа, должностного лица, государственного служащего, нарушившего его права и законные интересы (Закон Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях граждан при ее оказании»). При таком положении неоснователен довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемые нормативные правовые акты не обеспечивают минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых диспансерному учету в связи с установлением диагноза «Хронический алкоголизм».

Читайте также:  Отмена страхования вкладов - аргументы за и против

Утверждение Карманова А.В.

о том, что абзац четвертый раздела 1 Инструкции, предусматривающий, что диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР, позволяет ставить диагноз больным вопреки общепризнанным международным стандартам, ошибочно и, как правильно отметил суд в своем решении, не соответствует его содержанию. Приведенное положение абзаца четвертого раздела 1 Инструкции согласуется с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в силу которого медицинские работники осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, руководствуясь принципами медицинской этики и деонтологии. Принципы этики и деонтологии являются правилами профессиональной деятельности, предусматривающими, в частности, оказание медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями, служебными и должностными обязанностями, соблюдение врачебной тайны и другое.

Суд первой инстанции, установив, что Приказ № 704 и Инструкция не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и, следовательно, прав и законных интересов заявителя не нарушают, в соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обоснованно отказал ему в удовлетворении заявления.

Доводы апелляционной жалобы о том, что в решении суда избирательно и в искаженном виде приведены доводы Карманова А.В.

, указанные им в заявлении в обоснование заявленных требований, что суд отверг его доводы по надуманным основаниям, не соответствуют действительности. Решение суда отвечает требованиям статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В решении суда дан подробный правовой анализ обжалуемых заявителем нормативных правовых актов на соответствие действующему законодательству.

В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых Приказа № 704 и Инструкции, Апелляционная коллегия не находит оснований считать такие выводы суда ошибочными.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Карманова А.В. — без удовлетворения.

Председательствующий  А.И. Федин
Члены коллегии Г.В. Манохина
  1. Оспаривался акт, устанавливающий сроки диспансерного наблюдения при алкоголизме, наркомании и токсикомании.
  2. Данный акт был принят еще во времена существования союза ССР.
  3. По мнению заявителя, этот акт противоречит законодательству.
  4. Апелляционная коллегия ВС РФ не согласилась с таким выводом и разъяснила следующее.
  5. Закон об основах охраны здоровья граждан предусматривает, что диспансерное наблюдение осуществляется в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
  6. Между тем принятого указанным органом власти акта, регулирующего порядок диспансерного наблюдения указанных больных, на данный момент нет.
  7. Поэтому применяются нормы оспариваемого акта.
  8. Это не касается положений, которые предусматривают, что решение вопроса о необходимости диспансерного учета принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного.
  9. Приведенные положения не применяются, поскольку противоречат Закону о психиатрической помощи.
  10. Последний предусматривает, что вопрос о необходимости установить диспансерное наблюдение и о его прекращении решается комиссией врачей-психиатров.
  11. Такая комиссия назначается либо администрацией психиатрического учреждения (оказывающего амбулаторную психиатрическую помощь), либо органом управления здравоохранением.
  12. Довод о том, что оспариваемый акт содержит понятия «диспансерный учет», «профилактическое наблюдение», которых нет в законодательстве, также несостоятелен.

Понятие «учет» является общепринятым. Оно используется в Законе об оружии, ВК РФ и т. д.

Также не принимается во внимание довод о том, что акт не обеспечивает минимальный необходимый уровень защиты прав лиц, подвергаемых подобному диспансерному учету.

Решение об установлении или прекращении диспансерного наблюдения может быть обжаловано в суд.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70236964/

Диспансерный учет лиц, страдающих алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией

2 октября 2014 года

В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 49 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Законом Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» диспансерное наблюдение определено как один из видов амбулаторной психиатрической помощи, определены основания для оказания психиатрической помощи в виде диспансерного наблюдения, а также основания для установления и прекращения диспансерного наблюдения при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. Диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися заболеваниями (статьи 26, 27).

Хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания в соответствии с требованиями Международной классификации болезней десятого пересмотра МКБ-10 и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. № 420 «Об утверждении форм первичной медицинской документации для психиатрических и наркологических учреждений» отнесены к таким заболеваниям.

Приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 г.

№ 704 «О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями» утверждена Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее — Инструкция).

В соответствии с указанной Инструкцией диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания, подлежат, согласно ведомственному нормативному акту, диспансерному учету и динамическому наблюдению.

При этом постановка на диспансерный учет может быть осуществлена за лицом как при его самостоятельном обращении или прохождении лечения в диспансере, также она может быть осуществлена диспансером автоматически, при получении достоверной информации из другого учреждения об установлении лицу диагноза хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

  • Основанием для снятия с диспансерного учета являются:
  • — стойкая ремиссия (выздоровление);
  • — изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологическим учреждением (подразделением) территории, в том числе в связи с передачей под диспансерное наблюдение в другое наркологическое учреждение (подразделение);
  • — осуждение с лишением свободы на срок свыше 1 года;
  • — смерть лица.

Источник: http://gazetasernur.ru/prokuratura-razjasnjaet/dispansernyy-uchet-lits-stradayuschih-alkogolizmom-narkomaniey-toxikomaniey-02-10-2014.html

Об утверждении Правил учета, наблюдения и лечения лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Сноска. В заголовок внесено изменение на государственном языке, текст на русском не меняется в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 1083 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).
      Примечание РЦПИ!

      Порядок введения в действие приказа см. п. 6.

      В соответствии со статьей 134 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения», ПРИКАЗЫВАЮ:

      1. Утвердить прилагаемые Правила учета, наблюдения и лечения лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.

      Сноска. В пункт 1 внесено изменение на государственном языке, текст на русском не меняется в соответствии с приказом и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 1083 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

      2. Департаменту организации медицинской помощи Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Айдарханов А.Т.) направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      3.

Департаменту административно-правовой работы Министерства здравоохранения Республики Казахстан (Бисмильдин Ф.Б.) обеспечить в установленном законодательством порядке официальное опубликование в средствах массовой информации настоящего приказа после его государственной регистрации в Министерстве юстиции Республики Казахстан.

      4.

Признать утратившим силу приказ исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 18 августа 2004 года № 638 «Об утверждении Правил направления лиц, больных наркоманией, условия содержания больных, страдающих наркоманией, в центрах (отделениях) медико-социальной реабилитации» (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов за № 3046, опубликованный в «Юридической газете» 28 октября 2005 года № 199-200 (933-934)).

      5.

Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра здравоохранения Республики Казахстан Вощенкову Т.А.

      6. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официальной опубликования.

Утверждены приказоми.о. Министра здравоохраненияРеспублики Казахстанот 2 декабря 2009 года № 814

Правила учета, наблюдения и лечения лиц, признанных больнымиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Сноска. Правила в редакции приказа и.о. Министра здравоохранения и социального развития РК от 31.12.2015 № 1083 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

      1.

Настоящие Правила учета, наблюдения и лечения лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 134 Кодекса Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года «О здоровье народа и системе здравоохранения» (далее — Кодекс) и определяют порядок учета, наблюдения, лечения зависимых от психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, психотропные вещества, психостимуляторы, галлюциногены, летучие растворители, табак) (далее — ПАВ) и профилактики наркозависимости.

  •       2. В настоящих Правилах используются следующие основные понятия:
  •       1) диспансерное наблюдение — наблюдение за больными с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением ПАВ с клиническими признаками зависимости от ПАВ, осуществляемое после получения информированного согласия больного;
  •       2) наркологический учет — статистический учет больных с психическими и поведенческими расстройствами, вызванными употреблением ПАВ по какому-либо поводу обратившихся за медицинской помощью;
  •       3) зависимость от ПАВ — комплекс поведенческих, познавательных и физиологических симптомов, который возникает после повторного использования ПАВ и обычно включает желание принять его, трудности в контролировании его употребления, упорное продолжение его использования, несмотря на пагубные последствия, предпочтение употребления ПАВ в ущерб другим видам деятельности и выполнения обязанностей, возрастание допустимых пределов употребления и состояние отмены;
  •       4) профилактическое наблюдение — наблюдение за больными, употребляющими ПАВ с пагубными последствиями без клинических признаков зависимости от ПАВ, осуществляемое после получения информированного согласия больного;
  •       5) психоактивные вещества (далее — ПАВ) — вещества синтетического или природного происхождения, которые при однократном приеме оказывают воздействие на психические и физические функции, поведение человека, а при длительном употреблении вызывают психическую и физическую зависимость;
  •       6) контроль трезвости — определение продуктов обмена ПАВ в биологических жидкостях организма человека;
  •       7) информированное согласие — это документ, оговаривающий все аспекты диагностики, лечения и наблюдения, который подписывается больным и гарантирует добровольное согласие больного на получение медицинской наркологической помощи;
  •       8) пагубное употребление — употребление ПАВ приносящее описанный ущерб физическому или психическому/психологическому здоровью, при этом характер употребления сохраняется на протяжении одного месяца или периодически в предыдущие 12 месяцев.
Читайте также:  Страхование бытовой техники - стоимость, условия, страховые риски

      3.

Наркологическому учету, диспансерному и профилактическому наблюдению (при получении информированного согласия) в амбулаторных медицинских организациях, оказывающих наркологическую помощь (далее — наркологические организации) подлежат больные с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления ПАВ, которым установлены диагнозы врачом-наркологом, врачебно-консультативной комиссией (далее — ВКК) или специальной медицинской комиссией для производства судебно-наркологических экспертиз.

      4.

На всех больных заполняется медицинская карта амбулаторного больного по форме 025/у, а на больных, взятых на диспансерное и профилактическое наблюдение — контрольная карта диспансерного наблюдения по форме № 030/у, утвержденной приказом исполняющего обязанности Министра здравоохранения Республики Казахстан от 23 ноября 2010 года № 907 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 6697) (далее — Приказ 907).

      5.

Лица, в течение 12 месяцев двукратно помещенные в Центры временной адаптации и детоксикации (далее — ЦВАД), госпитализированные в другие медицинские организации по поводу отравления ПАВ, получившие скорую медицинскую помощь по поводу отравления ПАВ на дому, находившихся в состоянии алкогольного и наркотического опьянения при управлении автотранспортным средством, давшие положительный результат при медицинском осмотре при лабораторном исследовании на наличие ПАВ в биологических жидкостях, подлежат наркологическому освидетельствованию для признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в соответствии с Правилами признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, утвержденными приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 1 декабря 2009 года № 808 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 5952) (далее — Правила признания лица больным алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией), врачом-наркологом с внесением результатов освидетельствования в амбулаторную карту по форме 025/у, утвержденной Приказом № 907 или во вкладной лист к амбулаторной карте по форме согласно приложению 1 к настоящим Правилам. После установления диагноза больные ставятся на наркологический учет и, при получении информированного согласия, берутся на диспансерное или профилактическое наблюдение.

2. Порядок учета, наблюдения лиц, признанных больнымиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      6. Учет и наблюдение (диспансерное/профилактическое) осуществляется в соответствии с пунктом 3 статьи 91 Кодекса после получения письменного добровольного согласия больного по форме согласно приложению 2 к настоящим Правилам.

  1.       7. Больные, взятые под диспансерное наблюдение, включаются в одну из четырех групп наблюдения:
  2.       1) первая группа:
  3.       больные, обратившиеся за медицинской помощью впервые;
  4.       больные, у которых заболевание протекает практически без ремиссий (длительность ремиссии менее 1 года);
  5.       больные, выписанные из специализированных учреждений по окончанию принудительного лечения;
  6.       больные, освобожденные из исправительных учреждений, где к ним применялись принудительные меры медицинского характера. При наличии документов из исправительных учреждений о воздержании от употребления алкоголя более одного или более двух лет возможен их перевод соответственно во 2 или 3 группу диспансерного наблюдения;
  7.       2) вторая группа — больные с ремиссией от 1 года до 2-х лет;
  8.       3) третья группа — больные с ремиссией свыше 2-х лет;
  9.       4) четвертая группа — больные с зависимостью от других ПАВ (кроме алкоголя) с ремиссией свыше 3 лет.
  10.       Частота осмотров больных первой группы составляет в среднем не реже 1 раза в 3 месяца (вне пребывания больного в стационаре), второй группы — 1 раз в 4 месяца, третьей группы и четвертой группы — не реже 1 раза в 6 месяцев.
  11.       При каждом осмотре проводится контроль трезвости.

      8. Число осмотров, приходящиеся на каждого конкретного больного в течение 1 года, зависит от группы диспансерного наблюдения, в которую он входит, а также от индивидуальных особенностей личности и течение заболевания.

      9. Больные с пагубным употреблением ПАВ составляют группу профилактического наблюдения.

  •       Частота осмотров больных старше 18 лет, находящихся под профилактическим наблюдением, устанавливается 1 раз в 6 месяцев с проведением обязательного исследования биологических жидкостей на ПАВ.
  •       Частота осмотров несовершеннолетних больных, находящихся под профилактическим наблюдением, — не реже 1 раза в 3 месяца.
  •       10. При выполнении больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков лечения в наркологических организациях и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются следующие сроки диспансерного наблюдения и учета:
  •       1) больных с психическими и поведенческими расстройствами в результате употребления алкоголя — 3 года;
  •       2) больных с психическими и поведенческими расстройствами вследствие употребления других ПАВ (кроме алкоголя) — 5 лет.

      11. Срок профилактического наблюдения за больными с пагубным употреблением ПАВ — 1 год.

  1.       12. Снятие с диспансерного и профилактического наблюдения и учета производится по следующим основаниям:
  2.       1) стойкая ремиссия, подтвержденная обязательным диспансерным наблюдением у врача-нарколога в соответствии со сроками наблюдения;
  3.       2) истечения срока профилактического наблюдения и выздоровление больного с пагубным потреблением ПАВ;
  4.       3) изменение постоянного места жительства с выездом за пределы обслуживаемой наркологической организацией территории с передачей на наркологический учет и на диспансерное/профилактическое наблюдение в другую наркологическую организацию путем направления документов больного в региональную наркологическую организацию по месту нового жительства (если место нового места жительства известно) сопроводительным письмом по форме согласно приложению 3 к настоящим Правилам;
  5.       4) когда наркологическая организация не может в течение 1 года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принятые меры (в том числе обращения в органы внутренних дел и в органы юстиции 1 раз в квартал), при отсутствии объективных сведений о его месте нахождения, — больной снимается с наблюдения. Решение о снятии с наблюдения в этих случаях выносится ВКК той организации, где наблюдался больной;
  6.       5) осуждение, связанное с лишением свободы на срок свыше 3 лет; (снятие производится в течение 3 месяцев после получения ответа на запрос с Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан);
  7.       6) в связи со смертью (снятие производится в течение 3 месяцев после получения ответов из отделов регистрации актов гражданского состояния);
  8.       7) снятие с учета по поводу изменения или уточнения диагноза по данной нозологии с взятием на учет по уточненной нозологии;
  9.       8) снятие в связи с переходом в другую возрастную группу (например, из возраста «дети» в возраст «подростки») с одновременным взятием на наркологический учет по новой возрастной группе.

      13. Заключение о снятии с наблюдения и учета составляется лечащим врачом на основании официальных сообщений соответствующих органов или организаций, при этом заключение о снятии подписывается председателем ВКК или заместителем главного врача наркологической организации, в которой наблюдался больной.

      Основанием для прекращения профилактического наблюдения является прекращение в течение года потребления ПАВ в немедицинских целях.

      Лица, отказавшиеся от диспансерного и профилактического наркологического наблюдения, остаются на наркологическом учете.

3. Порядок лечения лиц, признанных больными алкоголизмом,наркоманией и токсикоманией

      14.

Медицинская помощь лицам, признанным больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, оказывается в соответствии со стандартом организации наркологической помощи населению Республики Казахстан, утвержденным приказом Министра здравоохранения Республики Казахстан от 15 апреля 2014 года № 188 (зарегистрированный в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов Республики Казахстан 15 мая 2014 года под № 9427).

Приложение 1к Правилам учета, наблюденияи лечения лиц, признанных больнымиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Форма

Вкладной лист к амбулаторной карте наркологического больного

  •       В соответствии с пунктом 4 Правил учета, наблюдения и лечения
  •       лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией,
  •       утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития
  •       от «___»____________ 201_ года №____ врачом-наркологом ______________
  •       проведено освидетельствование для установления диагноза
  •       наркологического заболевания ______________
  •       Жалобы: _______________________________________________________
  •       Наркоанамнез: _________________________________________________
  •       Объективный статус: ___________________________________________
  •       Психический статус: ___________________________________________
  •       Исследования (при наличии): ___________________________________
  •       Клинический диагноз: __________________________________________
  •       Врач ______________ Дата ______________
  • Приложение 2к Правилам учета, наблюденияи лечения лиц, признанных больнымиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Форма

Бланк письменного согласия/отказана проведение профилактического/диспансерного наблюдения

по поводу наркологического заболевания

  1. Я, ________________ (Я, родитель (опекун) _______________________ ребенка ______)
  2. осведомлен (а) о медико-социально-правовых аспектах, связанные с наличием наркологического заболевания (диагноз: _________________) и возможных последствиями отказа от диспансерного/профилактического наблюдения.
  3. Я, ________________ (Я, родитель (опекун) _______________________ ребенка ____________) отказываюсь от диспансерного/профилактического наблюдения.
  4. Я, ________________ (Я, родитель (опекун) _______________________ ребенка) согласен (а) на диспансерное/профилактическое наблюдение в ___________________________ и осведомлен (а) о том, что мне (моему ребенку) необходимо обращаться к моему лечащему врачу в указанные сроки для лечения и обследования.
  5. Подпись Дата
Приложение 3к Правилам учета, наблюденияи лечения лиц, признанных больнымиалкоголизмом, наркоманией и токсикоманией

      Форма

Сопроводительное письмопри передаче данных о наркологическом больном, снятом с

наркологического учета в связи с изменением места жительства

  •       В ________________________________________
  •       наименование наркологической организации
  •       В соответствии с подпунктом 3 пункта 12 Правил учета, наблюдения и лечения лиц, признанных больными алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, утвержденных приказом Министра здравоохранения и социального развития от «___»__________ 201_ года № ___ направляем выписку из амбулаторной карты больного ______________, снятого с наркологического учета в связи с изменением места жительства «___»__________ 20___ года для взятия на наркологический учет в вашей наркологической организации.
  •       Главный врач __________________________________________________
  •       Фамилия, имя, отчество (при его наличии) и подпись

Источник: http://adilet.zan.kz/rus/docs/V090005954_

Ссылка на основную публикацию