Контроль за лицензиатом в страховании — что это, виды и формы контроля

Главная » Страхование » Общая информация

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля

  • Страховая деятельность всех стран мира находится под государственным надзором, в силу того что на современном этапе развития система страхования является очень значимой для экономико-социальной жизни всего общества.
  • Люди хотят чувствовать защищенность, уверенность в завтрашнем дне, заключают договоры страхования жизни, здоровья, имущества, ответственности со страховыми компаниями.
  • Страховые компании аккумулируют большие денежные фонды, распоряжаясь деньгами страхователей.
  • Чтобы отследить качество предоставляемых страховых услуг, надежность страховой компании, государство регулирует деятельность страховых организаций посредством страхового надзора.

Для чего нужен страховой надзор

Государство заинтересовано в том, чтобы страховая деятельность развивалась.

Это обусловлено двумя основными причинами:

  • развитая страховая система способна обеспечивать важные народохозяйственные задачи: возмещать убытки граждан в случае чрезвычайных ситуаций, тем самым не опустошая бюджет государства, инвестировать временно свободные денежные средства страховых фондов в реальный сектор экономики, производственную сферу;
  • граждане государства – страхователи, вкладывая свои деньги в страховые фонды посредством заключения договоров страхования, должны быть уверены в их надежности, нуждаются в защите государства от страхового мошенничества.

Страховой надзор – одна из форм государственного регулирования деятельности страховых организаций, контроль за соблюдением законодательства в сфере страхования, в частности правил страхования, правомерности выдачи лицензии на осуществление страховой деятельности и т.д.

Страховой надзор необходим для контроля деятельности страховых компаний, чтобы исключить мошенничество в сфере страховых услуг, отследить соблюдение страхового законодательства страховщиками, осуществлять лицензирование и аккредитацию профессиональных участников страхового рынка.

Каким органом осуществляется надзор

С 1 сентября 2013 года и по настоящий момент страховой надзор в Российской Федерации осуществляется департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

Основные функции надзорного органа:

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля

  • совершенствование страхового законодательства, правил стандартизации, методик и других документов, регулирующих рынок страховых услуг в РФ;
  • надзор за соблюдением требований законодательства участниками страхового рынка;
  • расчет тарифных ставок по видам страхования, а также контроль за тарифной политикой страховых организаций;
  • координация профобъединений страховщиков;
  • контроль субъектов страхового рынка по части предупреждения их банкротства и восстановления платежеспособности.

Какими органами контроль осуществлялся ранее

  1. Первый орган по страховому надзору появился еще в 1894 году – страховой комитет при министерстве внутренних дел.
  2. В 1925 году Президиумом ЦИК КПСС был утвержден новый надзорный орган – Госстрах, который впоследствии был переименован в Росстрахнадзор и просуществовал до 1996 года.

  3. В 1996 году надзорные функции передаются департаменту страхового надзора Минфина РФ.
  4. В 2004 году функции и полномочия по осуществлению страхового надзора в Российской Федерации были переданы Федеральной службе страхового надзора при Министерстве финансов.

  5. В 2011 году согласно указу «О мерах по совершенствованию госрегулирования в сфере финансового рынка РФ» ФССН была упразднена, а надзорные функции разделились между Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) и Банком России.

  6. В 2013 году произошла очередная реформа и надзорные функции получил департамент страхового рынка при ЦБ РФ.

Функции надзора за страховыми компаниями в Российской Федерации

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля

  1. Разработка и совершенствование проектов нормативных правовых актов в сфере страховой деятельности.
  2. Официальные пояснения, комментарии, разъяснения НПА, касающиеся страхования.
  3. Контроль за соблюдением законодательства по страхованию.
  4. Применение санкций к участникам рынка страховых услуг, нарушившим требования страхового законодательства.
  5. Осуществление методологического руководства министерств, ведомств РФ, органов исполнительной власти в субъектах Федерации в сфере страхования.
  6. Проведение единой государственной политики в сфере страхования.
  7. Лицензирование и профессиональная аккредитация участников рынка страховых услуг.
  8. Представление интересов РФ, касающихся страхования, в международных организациях по страховому надзору.
  9. Защита опасных социальных рисков посредством обязательных видов страхования.
  10. Контроль за платежеспособностью, инвестиционной деятельностью, тарифной политикой страховых организаций.

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроляЧто такое актуарные расчеты в страховании, кто их производит и на что они влияют.

Читайте об истории возникновения страхования во времена царской России и развитии страхования в СССР и наши дни ЗДЕСЬ.

Лицензирование и профессиональная аккредитация

Лицензирование является обязательной формой государственного надзора за рынком страховых услуг. Без лицензии страховая компания не имеет права осуществлять страховую деятельность и оказывать страховые услуги.

Лицензия – официальный документ, который удостоверяет право страховщика проводить определенные виды страхования на территории государства или на части его территории, заявленной страховой организацией.

Лицензия выдается департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ на основании заявления, учредительных документов, сведений о финансовом состоянии страховой компании, правил, расчетов и других документов на неограниченный срок.

Но может быть отозвана, приостановлена предписанием надзорного органа в отношении страховщиков, недобросовестно выполняющих возложенные обязательства.
Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля
Профессиональная аккредитация участников страхового рынка (банкострахование) – отбор банками страховых организаций для сотрудничества.

Когда банк и страховая компания создают банкостраховую группу, они могут предложить своим клиентам сделки на более выгодных условиях, а также первоклассный сервис. Банки реализуют страховые услуги как сопутствующие, например страхование имущества, купленного в кредит.

  • Страховой надзор – важный элемент государственного регулирования деятельности страховых организаций в РФ.
  • Рынок страховых услуг нестатичен, он расширяется, появляются новые страховые продукты и услуги, фонды страховых компаний аккумулируют огромные средства страхователей.
  • Очень важно искоренить мошенничество, коррупционную составляющую на рынке страховых услуг, чтобы государство могло гарантировать гражданам-страхователям надежность вложенных средств.

Источник: https://StrahovkuNado.ru/insur/i-info/strahovoy-nadzor.html

Основные виды контроля за деятельностью страховых организаций

Страхование выступает в роли механизма защиты имущественных интересов физических и юридических лиц от ущерба, которые они могут понести в случае наступления непредвиденных обстоятельств. Но и сами страховые компании также подвержены различным видам рисков:

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля

  • Рисунок 1. Виды рисков, которым подвержены страховые компании
  • Источник: составлено автором по [6].
  • Главной задачей страховщика является обеспечение его финансовой устойчивости и платежеспособности для гарантированной страховой выплаты своим клиентам. В случае утраты способности страховщика ответить по своим обязательствам возникают следующие последствия, которые могут привести к банкротству:
  • – снижается доверие к страхованию;
  • – снижается объем активов;
  • – завышается тарифная ставка.
  • Важно не допускать ущемление интересов страхователей в отказах компенсировать застрахованные убытки, так как это противоречит самому смыслу страхования как гарантии обеспечения стабильности финансового состояния потребителя, поэтому представляется важным внешний и внутренний контроль за деятельностью страховых организаций.

Внутренний контроль, выполняемый руководством и сотрудниками организации, направлен на снижение операционных рисков.

Сам по себе операционный риск представляет собой убытки, возникшие в результате неверного построения бизнес-процессов, ошибок сотрудников, хищения, технических неполадок или каких-нибудь внешних воздействий.

Для повышения качества внутреннего контроля необходимо оптимизировать и улучшать эффективность бизнес-процессов компании [7,39].

В  бизнес-плане должны отражаться приоритетные направления развития страховой организации, финансово-экономические показатели на период от 1 до 3 лет. После утверждения бизнес-плана, он представляется в орган страхового надзора, который будет осуществлять мониторинг его исполнения [9, 36].

Внешний контроль осуществляется с 2013 года Центральным Банком РФ.

  Банк России проводит постоянную работу над повышением устойчивости российского страхового рынка, он устраняет неэффективных и недобросовестных субъектов страхового дела и перераспределяет спрос страхователей в пользу надежных компаний. Все эти изменения напрямую зависят от экономической ситуации как внутри страны, так и за её пределами [3,39].

  1. Надзор за  деятельностью страховщиков происходит путем оценки:
  2. -собственных и заемных средств (за исключением обществ взаимного страхования);
  3. — рентабельности;
  4. — качества и ликвидности активов;
  5. — качества андеррайтинга;
  6. — операций перестрахования;
  7. — динамики основных финансовых показателей страховщика;      
  8. — соотношения собственных средств и принятых обязательств.
  9. Расчет финансовых показателей осуществляется ЦБ РФ в соответствии с Указанием «О порядке осуществления Банком России мониторинга деятельности  страховщиков» не реже чем один раз в квартал [2].
  10. Вступление России во Всемирную торговую организацию (ВТО) побудило нашу страну соответствовать Европейским стандартам регулирования мероприятий в различных отраслях экономики, включая  рынок страхования.
  11. На сегодняшний день одной из приоритетных задач для Банка России стал переход к европейской системе регулирования платежеспособности страховых компаний Solvency 2.
  12. Директива Solvency 2 – нормативный акт Европейского союза, который  представляет собой концепцию риск-ориентированного подхода к осуществлению регулирования и надзора за деятельностью страховщиков[1].
  13. Создание директивы Solvency 2 Европейской комиссией вызвано рядом причин, а именно:
  14. — Устаревание и неэффективное выполнение поставленных задач директивой Solvency 1;
  15. -Низкий уровень законодательного регулирования субъектов страховой деятельности[4,с.10];
  16. — Слабая структура управления рисками, ограниченность обзора их влияния на деятельность страховых организаций.
  17. Отличительными чертами директив Solvency 1 и Solvency 2 являются перечень элементов, представленных в таблице 1.
  18. Таблица 1.
  19. Основные различия в методологиях оценки платежеспособности ЕС
Solvency 1 Solvency 2
Методология основана на правилах Методология основана на принципах
Уровень маржи платежеспособности определяется показателем премий / выплат (индекс премий, индекс выплат) Уровень маржи платежеспособности определяется на основе внутреннего вероятностного моделирования рисков страховщика
Дополнительные стресс-тесты для анализа достаточности уровня капитала в некоторых странах ЕС Общее требование к проведению стресс-тестирования на достаточность капитала для всех стран ЕС
Необходимость внутреннего моделирования, которое представляет собой математическую систему оценивания финансового состояния страховой компании при различных сценариях развития.

Источник: [5,с. 33].

  • В Solvency 2 ключевыми компонентами структуры регулирования и надзора за деятельностью страховых организаций являются 3 компонента, представленные в таблице 2 [1].
  • Таблица 2.
  • Ключевые компоненты Solvency 2
Компоненты директивы Solvency 2 Значение данных компонентов
Компонент 1– количественные требования Количественное требование предполагает оценивать риск не только по всему страховому портфелю, но и страховому резерву, по показателям введения страхового бизнеса.
Компонент 2 – качественные требования Качественные требования предусматривают четко сформированную внутреннюю систему контроля по устранению рисков.
Компонент 3 – требования к раскрытию информации Требования к раскрытию информации предполагают доступность и открытость информации о деятельности страховых организаций, а также предоставление в положенный срок отчетности по заданным стандартам.
  1. Источник: составлено автором по [4].
  2. Основным требованием  к обеспечению платежеспособности страховой организации в соответствии с Директивой Solvency 2 является введение дополнительных требований к капиталу с учетом имеющейся у компании системы управления рисками.
  3. Для российского рынка данная тенденция имеет отрицательный и положительный варианты развития. 

Пессимистический прогноз: предполагается, что данное нововведение приведет к еще большей монополизации в страховании и снижение качества предоставляемых потребителям  услуг. Как следствие,  снижение темпов роста основных показателей развития страхового рынка: плотности и проникновения страхования в экономику [10, с.10] .

Оптимистический прогноз:  Модель оценки платежеспособности страховых организаций Solvency 2 послужит источником адаптации страховой отрасли к рыночной среде,  повысит финансовую устойчивость и надежность компаний, поможет защитить интересы страховых потребителей[4, с.15].

Таким образом, внутренний контроль, осуществляемый самой страховой компаний, направлен на: создание эффективной и результативной модели управления бизнес-процессов; условий, обеспечивающих открытость и доступность предоставляемой информации; эффективное управление рисками.

Внешний контроль и надзор за субъектами страхового дела  осуществляет Центральный Банк в соответствии с законодательством РФ. В  задачи Банка России входят: разработка методов надзора за деятельность страховых организаций, мониторинг тарифной политики, создание целевых резервных фондов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций и т.д. [8, с.13].

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/journal/student/18/87016

Контроль и аудит страховой деятельности

В настоящее время во всем мире страховая деятельность находится под государственным контролем и надзором. Это связано с тем, что данный вид деятельности является очень значимым для социальной и экономической жизни общества. Страховые компании аккумулируют огромное количество денежных средств, поступающих от страхователей, а также несут высокую ответственность за эти средства.

Контроль и надзор за деятельностью страховых организаций необходимы для исключения мошенничества в сфере оказания страховых услуг, отслеживания соблюдения страховщиками законодательства РФ, осуществления лицензирования и аккредитации профессиональных участников страхового рынка.

В Российской Федерации контроль страховой деятельности осуществляется органами страхового надзора.

Определение 1

Страховой надзор — контроль деятельности страховых компаний со стороны особо уполномоченных органов страхового надзора, которые осуществляют выдачу лицензий, проверку деятельности страховщиков, проводят контроль их платёжеспособности, дают рекомендации страховым организациям по формированию и размещению страховых резервов, а также способствуют развитию страховой деятельности, в некоторых случаях утверждают тарифы страховых премий.

Контроль за лицензиатом в страховании - что это, виды и формы контроля

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Контроль финансово-хозяйственной деятельности и финансовой отчетности в страховых компаниях регулируется законодательством и осуществляется независимыми аудиторами или аудиторскими фирмами.
  • Страховой аудит представляет собой деятельность, направленную на проведение независимой оценки бухгалтерской (финансовой) отчетности страховых организаций.
  • Основной целью аудита является проверка достоверности предоставленной отчетности, а также соответствия деятельности страховщика нормативным актам и законодательству РФ.

Особенности контроля страховой деятельности в РФ

  1. Страховой надзор является важнейшим элементом регулирования деятельности страховых компаний со стороны государства.
  2. С 2013 года страховой надзор в России осуществляется Департаментом страхового рынка при Центральном банке РФ.

  3. Одной из главных функций государственного контроля за страховой деятельностью остается защита прав страхователей. Также страховой надзор выполняет следующие основные функции:
  1. Выдача и отзыв лицензий на осуществление страховой деятельности, а также ведение единого реестра страховщиков.

  2. Осуществление контроля за соблюдением субъектами страхового дела законодательства РФ.
  3. В случаях, предусмотренных законодательством, выдача разрешений на увеличение уставного капитала страховой организации за счет средств иностранных инвесторов.

  4. Разработка нормативных актов по вопросам страховой деятельности.
  5. Контроль за обоснованностью установленных страховщиком страховых тарифов, а также обеспечение необходимого уровня его платежеспособности и финансовой устойчивости.

  6. Разработка предложений по развитию и совершенствованию страховой деятельности в РФ.
  7. Реализация единой государственной политики в страховой области.

При этом субъекты страховой деятельности обязаны:

  • Соблюдать требования законодательства и нормативных актов в области страхования.
  • Предоставлять всю необходимую финансовую отчетность и документацию касательно своей деятельности, а также информацию о текущей финансовой ситуации, в том числе о банкротстве.
  • Устранять нарушения, выявленные органами страхового надзора в ходе проверки, и предоставлять подтверждающую документацию.
  • Предоставлять органам страхового надзора информацию обо всех своих филиалах и представительствах, а также документы, подтверждающие полномочия их руководителей.

Замечание 1

При нарушении субъектом страхового дела законодательства и нормативных актов, регулирующих страховую деятельность в РФ, органы государственного страхового надзора имеют право применять различные санкции в виде штрафов, а также приостановке или отзыве лицензии.

Аудит страховой деятельности

  • Одной из важнейших форм контроля деятельности страховых организаций является проведение аудиторской проверки.
  • Аудит страховых организаций может быть внутренним и внешним.
  • Согласно законодательству РФ для обеспечения внутреннего контроля совей деятельности, страховая организация организует внутренний страховой аудит, для чего назначается ответственное должностное лицо или создается специальное структурное подразделение (для более крупных компаний).

Основной целью проведения внутреннего аудита является предоставление владельцам и органам управления компанией объективной информации о деятельности страховой организации и отдельных ее подразделений. Особенно важен такой тип аудиторской проверки в крупных компаниях с широко развитой сетью филиалов и представительств.

  1. Создание эффективной системы внутреннего аудита позволит страховой компании обеспечить эффективное функционирование и развитие в условиях растущей конкуренции, своевременно выявлять и минимизировать финансовые и коммерческие риски, эффективно использовать имеющиеся ресурсы и потенциал организации и др.
  2. Основной целью внешнего страхового аудита является определение платежеспособности и финансовой устойчивости страховой компании, оценка соответствия деятельности законодательству РФ, подтверждение правильности отражения в финансовой отчетности результатов деятельности.
  3. Внешний страховой аудит проводится специализированными аудиторскими организациями или независимыми аудиторами, имеющими лицензию на право осуществления данного вида деятельности.

Замечание 2

В соответствии с законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страховые организации обязаны раз в год проводить внешнюю аудиторскую проверку и публиковать годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность вместе с аудиторским заключением.

Специфика аудита страховых компаний заключается в:

  • наличии специального страхового законодательства;
  • особенностях ведения бухгалтерского учета страховых операций и составления бухгалтерской отчетности, а также расчетах страховых резервов;
  • особенностях налогообложения страховых организаций.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/kontrol_i_audit_strahovoy_deyatelnosti/

Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Порядок организации и осуществления лицензионного контроля

В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых МКД является лицензированной.

Содержание

Субъекты хозяйствования, изъявившие желание осуществлять некоторые виды деятельности, в том числе в области ЖКХ, сталкиваются с таким понятием, как лицензионный контроль. Что это такое? Каковы функции, требования и формы проведения лицензионного контроля? Обо всем, что связано с этим понятием, вы узнаете из данной статьи.

Понятие и цели лицензионного контроля

Лицензионный контроль (в том числе и жилищный) – это административно-правовая процедура, направленная на установление и устранение имеющихся правовых нарушений в сфере деятельности, связанной с лицензированием.  

Контроль за соблюдением лицензионных требований, применим к юрлицам и ИП, которые проводят лицензированную деятельность. В жилищном законодательстве деятельность управляющих компаний по управлению и содержанию жилых многоквартирных домов является лицензированной.

В стадии лицензионного контроля входит:

  • получение контролирующими субъектами необходимых данных;
  • анализ и сопоставление данных (сравнительный анализ);
  • определение правовой квалификации;
  • принятие решения и установленных законом мер в отношении лицензиата.

Целью лицензионного контроля является осуществление проверочных функций, связанных с полнотой и достоверностью информации о соискателе либо о лицензиате. Такая информация содержится в заявлениях на получение лицензии, в документации, определяющей возможность выполнять лицензионные требования и условия, а также в проверке соблюдения лицензионных требований и условий в процессе деятельности.

Субъекты лицензионного контроля

Лицензирование – это не только деятельность, направленная на выдачу или переоформление лицензий. В данное понятие входит и контроль лицензирующего органа за выполнением установленных требований при ведении деятельности.

Контролировать выполнение таких требований вправе лицензирующий орган (субъект лицензионного контроля), на которого возложены соответствующие функции в пределах его компетенции.  

Порядок организации и осуществления контроля предусмотрен ст.19 ФЗ от 4.05.11 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Лицензионный контроль осуществляется посредством проведения документальных проверок, в ходе которых сопоставляются сведения, предоставленные субъектом хозяйствования с данными ЕГР юрлиц и ИП.  

Порядок осуществления лицензионного контроля

Субъекты лицензионного контроля проводят документальные проверки, которые, согласно ч. 6 ст. 19 Закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», бывают выездные и невыездные, плановые и внеплановые.  

Выездные документальные проверки, в отличие от невыездных, проводятся по месту расположения юрлица или ИП.

Жилищным Кодексом предусмотрены такие понятия, как государственный жилищный надзор, муниципальный и общественный жилищный контроль.

Фактически это деятельность уполномоченных органов, в функции которых входит установление фактов нарушения правил и требований, определенных нормативными актами жилищного законодательства, законодательства о повышении энергоэффективности и энергосбережения, порядка формирования и использования фонда капремонта. 

Основание для проведения документальных проверок

Плановые проверки субъекта хозяйствования предусмотрены годовым графиком (планом проверок), который разрабатывается и утверждается в установленном законом порядке. Существуют следующие основания для включения субъекта хозяйствования в госплан:

  • если с момента оформления либо переоформления лицензии прошел 1 год;
  • по истечении 3 лет с момента проведения плановой документальной проверки;
  • по истечении установленных законодательством сроков с момента проведения проверки субъекта хозяйствования, который проводит лицензируемую деятельность в определенных сферах.

Внеплановые проверки проводятся:

  • по истечении срока выполнения субъектом хозяйствования предписания об устранении нарушений лицензионных требований;
  • в случае письменного обращения граждан, ИП, юрлиц, а также при поступлении информации от органов госвласти, из медиа-средств о грубых нарушениях правил лицензирования;
  • по истечении срока приостановления действия разрешительного документа;
  • при наличии ходатайств субъекта лицензирования;
  • при наличии распоряжения или требования, выданного субъектом лицензирования на основании поручений высших органов власти.

Внеплановые документальные проверки

С целью получения или переоформления лицензии в органы, осуществляющие функции контроля, подается соответствующее заявление.

 Предметом внеплановых документарных проверок соискателей или лицензиатов являются данные, которые содержатся в документах и самом заявлении и их сравнительная оценка с данными, отраженными в ЕГР юрлиц и ИП, а также в иных государственных информационных источниках.

Кроме этого, в процессе проведения внеплановой выездной проверки проверяется наличие сотрудников, удостоверяется надлежащее техсостояние помещения, здания, сооружения, средств и оборудования, а также других объектов, использование которых предполагается при осуществлении лицензированной деятельности субъектом хозяйствования. То есть проверяется возможность осуществления функций, заявленных в регистрационных документах.

Нарушения лицензионных требований

Подробный и полный перечень нарушений установлен нормативными актами о лицензировании соответствующего вида хозяйственной деятельности. Как правило, к ним относят нарушения, связанные:

  • с риском нанесения значительного вреда жизни и здоровья людей;
  • с угрозой людских жертв или причинения значительного вреда здоровью людей, причинения вреда средней тяжести здоровью 2 и более людей;
  • с нанесением ущерба правам и интересам граждан, обороноспособности и безопасности страны;
  • с нанесением вреда флоре и фауне;
  • с нанесением вреда историческим и культурным памятникам;
  • с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации (техногенной катастрофы).

Функции субъектов лицензионного контроля

Должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, вправе привлекать экспертные организации к проведению проверки. Предоставление документов для проведения документальной проверки осуществляется на основании письменного запроса уполномоченных органов местного самоуправления.

При проведении документальных проверок, должностные лица наделены следующими функциями:

  • запросить и получить от соискателя или лицензиата документы, которые касаются предмета такой проверки, проводить их анализ, при необходимости изготавливать копии;
  • использовать при проведении проверки техсредства: компьютеры, электронные носители информации, калькуляторы, копировальные аппараты, сканеры, телефоны, средства фиксации (аудио- и видеосвязи), фотоаппараты;
  • потребовать от субъекта хозяйствования необходимые письменные объяснения, если в процессе проверки выявлены нарушения, противоречия в предоставленных документах, ошибки или несоответствия данных, предоставленных к проверке с данными, полученными субъектом лицензионного контроля;
  • осуществлять в ходе проведения проверки иные, предусмотренные законом, действия.

Функциональные обязанности проверяющих

В обязанности должностных лиц, осуществляющих лицензионный контроль, входит: 

  • своевременное и в полном объеме выполнение полномочий, связанных с предупреждением нарушений условий лицензирования;
  • соблюдение требований законов РФ, устанавливающих права и законные интересы проверяемых субъектов хозяйствования;
  • проведение проверок на законных;
  • осуществление проверки исключительно в период выполнения своих должностных обязанностей;
  • предъявление служебного удостоверения, распоряжения либо приказа на проверку;
  • допуск к проверке руководителя или представителя субъекта хозяйствования, предоставление разъяснений по поводу выявленных нарушений или несоответствий;
  • предоставление присутствующим должностным лицам субъекта хозяйствования документов или данных, которые относятся к проверке;
  • ознакомление руководителя либо представителей субъекта хозяйствования с полученными результатами;
  • при обжаловании действий, обосновывать их проведение в порядке, установленном законом;
  • соблюдение установленных сроков проведения проверки;
  • ознакомление должностных лиц с регламентом проведения проверки;
  • соблюдение порядка выхода на проверку.

Требование документов, не связанных с проведением проверки и предоставление которых не предусмотрено законодательством, запрещено. 

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/poryadok-organizacii-i-osushhestvleniya-licenzionnogo-kontrolya.html

Формы и методы государственного финансового контроля в сфере страхования

В данной статье рассмотрены формы государственного финансового контроля в страховой деятельности в РФ, а также методы регулирования государством финансовой деятельности страховых организаций.

Выявлены пути совершенствования государственного финансового контроля в сфере страхования. Рассмотрено влияние различных методов государственного финансового контроля на развитие сферы страхования.

Государственное регулирование страховой деятельности представляет собой систему общественных отношений между субъектами страховой деятельности, складывающихся в процессе формирования и реализации соответствующих норм, правил хозяйственной деятельности.

Государственное регулирование позволяет формировать адекватную институциональную базу страховой отрасли, определяющую ее организационную структуру.

Государственный финансовый контроль присутствует на всех этапах осуществления страховой деятельности. Выделяют предварительный, текущий и последующий этапы надзора.

Предварительный контроль предполагает установку требований к страховой организации на этапе ее формирования перед выходом на рынок страховых услуг.

На этом этапе решается вопрос о возможности допуска организации к страховой деятельности путем установления общих требований по регистрации и выдачи лицензий.

Лицензия на выполнение страхования, перестрахования, взаимного страхования, посреднической деятельности в качестве страхового брокера — специальное разрешение на право осуществления страховой деятельности, предоставленное органом страхового надзора субъекту страхового дела.

Текущий контроль подразумевает надзор за исполнением субъектами страховой деятельности установленного законодательства.

В данном случае применяются различного вида проверки деятельности страховых организаций (общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский и общественный контроль).

Также посредством проверок определяется финансовое состояние, устойчивость и платежеспособность субъектов страхового рынка. Немаловажное внимание уделяется инвестициям и собственным резервам страховых организаций, так как достаточность резервов является гарантом финансовой устойчивости.

Закон устанавливает, что для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.

Не менее серьезным и актуальным направлением государственного регулирования страховой деятельности является регулирование инвестиций страховых резервов и собственных средств страховых компаний. Органы надзора, как правило, определяют круг разрешенных и запрещенных объектов инвестирования; устанавливают максимальные и/или минимальные нормы размещения.

Что касается последующего этапа надзора, контроль состоит в соблюдении обязательств при передаче страхового портфеля, прекращении деятельности страховой организации. Страховщики должны публиковать подтвержденные аудиторскими проверками годовые бухгалтерские отчеты с соблюдением всех нормативов, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Государственное финансовое регулирование страховой деятельности достигается посредством различных методов. Все они подразделяются на прямые и косвенные.

Прямые методы подразумевают воздействие непосредственно на сам объект регулирования. Они осуществляются следующими способами:

  1. Экономическое администрирование — участие через уполномоченные организации в управлении экономическим взаимодействием
  2. Институциональное — установление определенных условий функционирования, «правил игры»
  3. Программирование и планирование — определение стратегии развития
  4. Прямое финансовое регулирование — контроль финансовой деятельности

Косвенные методы подразумевают воздействие на окружающую среду страховых организаций. Косвенное финансовое регулирование страховой деятельности осуществляется с помощью налогового администрирования. В свою очередь денежно-кредитное регулирование находит отражение в макрофинансовом воздействии на страховой рынок.

  • Методы государственного финансового регулирования страховой деятельности (прямые и косвенные) на поверхности экономической жизни принимают соответствующие формы регулирования.
  • Форма государственного регулирования страховой деятельности представляет собой систематизированную совокупность инструментов, объединенных по известному признаку.
  • Анализ практики государственного финансового регулирования страховой деятельности позволяет систематизировать формы регулирования.
  • Формами прямого регулирования страховой деятельности выступают:
  1. С точки зрения экономического администрирования
    • Государственное предпринимательство (государственная страховая организация)
    • Государственная контракция (проведение тендеров, аккредитация)
    • Государственное финансирование (дотации и субсидии)
    • Антимонопольное регулирование (установление квот, тарифов и ограничений)
  2. С точки зрения институционального регулирования
    • Надзор
    • Лицензирование
    • Обязательное страхование

Осуществляется регистрация страховых организаций, выдача лицензий. Также формируются условия страхования, нормативы, тарифы, лимиты, квоты, страховая сумма, штрафы и т.п.

  1. С точки зрения финансового регулирования
    • Контроль платежеспособности
    • Контроль инвестиционной деятельности
    • Контроль ценообразования
    • Налогообложение

Эти формы подразумевают наложение санкций, запретов, установление налоговых ставок, льгот и т.п.

Косвенное (денежно-кредитное) регулирование страхового рынка находит свое отражение в таких формах как:

  1. Регулирование ставки рефинансирования
  2. Валютное регулирование

Страховая деятельность представлена также страховыми посредниками, которые осуществляют продвижение продуктов страховой деятельности.

Государственное регулирование деятельности страховых брокеров является, наряду с другими направлениями, также составным элементом модели регулирования страховой деятельности.

Государством устанавливаются условия лицензирования, квалификационные требования, определяются рамочные условия их деятельности.

Для защиты интересов органы страхового надзора рассматривают жалобы и обращения страхователей, в отдельных случаях проводят проверку деятельности страховщиков. Органы страхового надзора имеют полномочия на применение санкций по отношению к организациям, нарушившим законодательство.

Таким образом, государственный финансовый контроль, являясь неотъемлемым элементом осуществления государственной власти, призван обеспечить законность и правопорядок в страховой сфере.

Страховой надзор в свою очередь обеспечивает реализацию норм страхового права в их системной взаимосвязи с другими правовыми предписаниями.

Вопросы обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, выполнение ими своих договорных обязательств по своевременной выплате страховых сумм имеют публичный характер, что и обуславливает возможность и необходимость применения мер государственного финансового контроля.

Источник: https://novainfo.ru/article/16135

Лицензионный контроль

Главная / Деятельность / Государственные функции /

  • Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность
  • Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по лицензионному контролю образовательной деятельности
  • Информация об исполнении Департаментом образования Ивановской области государственной функции по лицензионному контролю
  • Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом —  Департаментом образования Ивановской области — в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

К отношениям, связанным с проведением лицензирующим органом возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий и проверки соблюдения лицензиатом указанных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Мероприятие по лицензионному контролю проводится на основании приказа Департамента образования Ивановской области.

В приказе о проведении мероприятия по лицензионному контролю указываются:

  1. наименование лицензирующего органа, а также вид (виды) государственного контроля;
  2. фамилии, имена, отчества. должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;
  3. наименование юридического лица или фамилия, имя, отчетство индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств. обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;
  4. цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;
  5. правовые основания проведения проверки;
  6. подлежащие проверке обязательные требования;
  7. сроки проведения и перечень мероприятий по котнролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;
  8. перечень административных регламентов по осуществлению лицензионного контроля;
  9. перечень документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;
  10. даты начала и окончания проведения проверки;
  11. иные сведения, если это предусмотрено типовой формой приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).

Приказ о проведении мероприятия по лицензионному контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом Департамента образования Ивановской области, осуществляющим мероприятие по лицензионному контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица одновременно со служебным удостоверением.

Мероприятие по лицензионному контролю может проводиться только тем должностным лицом (должностными лицами), которое указано в приказе о проведении проверки.

Продолжительность мероприятий по лицензионному контролю (проверки) не должна превышать 20 рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.

В целях проверки выполнения юридическими лицами обязательных требований лицензирующим органом – Департаментом образования Ивановской области в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по лицензионному контролю.

Основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является:

  1. истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии;
  2. истечение трех лет со дня окончания последней плановой проверки лицензиата;
  3. истечение установленного Правительством Российской Федерации срока со дня окончания последней плановой проверки лицензиата, осуществляющего лицензируемый вид деятельности в сфере образования.

Внеплановые мероприятия по лицензионному контролю проводятся лицензирующим органом в случаях:

  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанных с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

По результатам мероприятия по лицензионному контролю должностным лицом (лицами) Департамента образования Ивановской области, осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах.

В акте указываются:

  1. дата, время и место составления акта проверки;
  2. наименование лицензирующего органа;
  3. дата и номер приказа руководителя, заместителя руководителя лицензирующего органа;
  4. фамилии, имена, отчества и должности должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку;
  5. наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, а также фамилия, имя, отчество и должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, уполномоченного представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении проверки;
  6. дата, время, продолжительность и место проведения проверки;
  7. сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения;
  8. сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом проверки руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, присутствовавших при проведении проверки, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи, а также сведения о внесении в журнал учета проверок записи о проведенной проверке либо о невозможности внесения такой записи в связи с отсутствием у юридического лица, индивидуального предпринимателя указанного журнала;
  9. подписи должностного лица или должностных лиц, проводивших проверку.

К акту прилагаются копии документов и материалов, характеризующих деятельность организации, протоколы (заключения) проведенных экспертиз, объяснения должностных лиц лицензиата, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по лицензионному контролю.

Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица либо его уполномоченному представителю под расписку либо направляется (в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки) посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле лицензирующего органа.

В случае выявления в результате мероприятий по лицензионному контролю нарушений лицензионных требований Департаментом образования Ивановской области лицензиату выдается предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока, в течение которого необходимо устранить данные нарушения. Срок, указанный в предписании, не может превышать 6 месяцев.

  1. В случае обнаружения в результате проведенных мероприятий по лицензионному контролю (проверки) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, уполномоченным должностным лицом Департамента образования Ивановской области составляется протокол об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  2. В журнале учета мероприятий по контролю уполномоченным должностным лицом Департамента образования Ивановской области производится запись о проведенном мероприятия по лицензионному контролю, содержащая сведения о наименовании лицензирующего органа, дате, времени проведения мероприятия по лицензионному контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по лицензионному контролю, о выявленных нарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по лицензионному контролю, и его (их) подпись. 
  3. В случае непредоставления в установленные сроки отчета об исполнении выданного Департаментом образования Ивановской области предписания деятельность организации, осуществляющей образовательную деятельность, подлежит внеплановой проверке.

Источник: http://nadzor.iv-edu.ru/content/activities/public-function/license-control

Ссылка на основную публикацию