Как происходит осмотр места происшествия при дтп — особенности осмотра

Самым первым документом, который составляется на месте аварии, является специальный протокол. Именно в этой форме содержатся все необходимые сведения, которые характеризуют происшествие в полной мере.

Протокол составляется должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями или участниками ДТП (так называемый Европротокол), когда повреждения носят незначительный характер и нет пострадавших в аварийной ситуации лиц. Людям, имеющим отношение к подобным происшествиям, стоит уделить внимание структуре документа, а также порядку его составления, о чем и будет рассказано в данной статье.

Когда нужен и кем составляется протокол осмотра места ДТП

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Составлять документ требуется на специальном бланке, который используется сотрудниками дорожной полиции. Есть несколько разновидностей форм, которые сегодня применяются уполномоченными лицами:

  1. Протокол осмотра места происшествия, используется при делах об административном правонарушении.
  2. Специальный бланк применяется при оформлении происшествий, в результате которых был причинен тяжкий вред здоровью либо возник летальный исход.

Для каждой формы предусмотрен свой порядок заполнения и выбор подходящей формы зависит от того, насколько тяжелой была аварийная ситуация и какие последствия она имеет.

Важно подчеркнуть, что протокол осмотра места ДТП является первичной документацией и в дальнейшем именно на его содержании строится обвинение или защита виновного лица.

Должностное лицо, занимающееся оформлением протокола должно иметь общее представление о правилах составления документации, но водителям следует также знать о порядке заполнения таких форм, чтобы не стать жертвой сговора и фальсификации документов.

Сроки осмотра места происшествия

Достаточно часто лицам, попавшим в аварийную ситуацию, требуется дождаться приезда сотрудников ГИБДД, которые займутся осмотром места происшествия и составят все необходимые документы.

В это время участники ДТП не имеет права покидать место аварии и даже менять расположение автомобиля. К сожалению, подобная ситуация приводит к возникновению заторов и вызывает недовольство со стороны других участников дорожного движения.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Регулированием этого вопроса занимается Приказ МВД № 185, где подробно описаны разные моменты, касающиеся оформления документов и выполнения прочих действий при аварийной ситуации.

Что касается прибытия сотрудника на место происшествия, то здесь стоит обратиться к ст. 207—219 указанного документа.

В этих положениях сказано, что есть четкие сроки прибытия госинспектора на место происшествия. В частности:

  • 20 минут — для Москвы и СПб;
  • до 15 минут — в других городах страны;
  • до часа — если авария произошла на трассе.

По завершению этого периода, участники событий могут покинуть место происшествия и это не будет являться нарушением общего регламента.

Чтобы осматривать место дорожно-транспортного происшествия, госинспектору заранее придется подготовить специальный протокол для внесения всех необходимых данных, полученных при осмотре.

Документ имеет определенную форму и структуру. Его составные части должны быть заполнены в соответствии с действующим образом, а также сообразно предлагаемой инструкции.

Далее в статье будет рассмотрен общий порядок заполнения формы протокола более детально.

Особенности заполнения вводной части

Первая часть протокола — это вводная.

В этом разделе должны присутствовать такие данные:

  1. Населенный пункт, где оформляется протокол.
  2. Дата составления документа.
  3. Время начала и окончания необходимых мероприятий (осмотр, оформление протокола).
  4. Ф. И. О., звание и должности инспектора, выполнявшего осмотр.
  5. Ф. И. О., контактные данные, удостоверения личности понятых.
  6. Ф. И. О., адрес, принадлежность транспорта, участников ДТП.
  7. Все необходимые сведения на транспортные средства.
  8. Ф. И. О. и контактные данные, включая телефон и прописку, очевидцев происшествия.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Скачать образец протокола

Данные о свидетелях вносятся в документ на основании произведенного опроса лиц, находящихся на месте происшествия в момент ДТП или со слов участников происшествия. Иногда бывает так, что очевидец не может дождаться приезда дорожной полиции, но согласен дать показания в другое время, для чего оставляет свои контактные данные участникам аварии.

До начала обследования места происшествия и составления протокола каждому участнику аварии инспектор ГИБДД обязан разъяснить им права и обязанности, а также порядок и суть предстоящей процедуры. В подтверждение этого в вводной части протокола все лица обязаны поставить свои подписи.

Требования к описательной части

Описательная часть протокола является очень важной и о время судебного заседания по ДТП будет играть значительную роль. Перед заполнением этого раздела, сотрудник ГИБДД должен указать:

  1. В какую погоду выполнялся осмотр (ясную, пасмурную либо дождливую).
  2. Вид происшествия, имеющего место в конкретной ситуации (наезд, столкновение, опрокидывание автомобиля).

После удостоверения всех перечисленных моментов, можно будет приступить к оформлению описательной части, где обязательны к изложению следующие данные:

  1. Место происшествия (максимально точно) и его координаты.
  2. Участок дороги, где произошла авария, с его подробным описанием (тип покрытия и наличие выбоин).
  3. Дорожная разметка, таблицы, знаки.
  4. Какой была видимость из кабины водителя, насколько хорошо просматривался участок дороги.
  5. Расположение авто на месте происшествия, в отношении друг от друга и окружающей транспортной инфраструктуры.
  6. Повреждения видимого характера.
  7. Обнаруженные следы (следы шин, торможения, подтверждение направления движения машины).
  8. Какие элементы были отделены от автомобиля в результате столкновения с другим транспортом или иным препятствием.

На этом данная часть считается законченной и можно приступать к заполнению следующего раздела протокола.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Заключительная часть протокола

Заключительная часть, размещена на последней странице документа, причем, здесь речь пойдет об определении и указании квалификации действий лица, нарушившего ПДД. В данном разделе обозначается ссылка на соответствующую статью КоАП РФ, с учетом того, какое происшествие имеет место быть. Здесь должны содержаться такие сведения:

  1. Использование специальных тех. средств для составления схемы ДТП;
  2. Список приложений к протоколу, включающий схему ДТП и фототаблицу;
  3. Информация о заявлениях, поступивших от участников или очевидцев происшествия (с расшифровкой подписи);
  4. Наличие замечаний к проведению осмотра.

В конце протокола ставятся подписи всех лиц, если необходимо, документ должен быть прочтен вслух, составившим его человеком.

Как правильно составляется при ДТП без пострадавших

Бланк и заполненный образец протокола осмотра места происшествия без пострадавших имеется у каждого из владельцев полиса ОСАГО. Речь идет о европротоколе, которые можно составить без вызова сотрудников ГИБДД, если происшествие:

  1. Не имеет пострадавших людей.
  2. Имуществу третьих лиц не было нанесено ущерба.
  3. Размер платы не должен превышать 100 тыс. рублей.

Кроме этого, водители должны быть в адекватном состоянии, у каждого должен иметься полис ОСАГО. Вызывать сотрудников ГИБДД необходимо лишь в том случае, когда между участниками происшествия возникло недопонимание по поводу выяснения виновного лица. Порядок составления протокола, аналогичный тому, который описан выше, только без участия сотрудника дорожной полиции.

Подготовка к осмотру авто

Непосредственно до начала осмотра автомобиля, важно произвести некоторую подготовку:

  1. Выполнить все обязательные действия по обозначению места происшествия, как аварийного.
  2. Оказать помощь пострадавшим.
  3. Обеспечить безопасное движение другим ТС и пешеходам.
  4. Обеспечить охрану следов и не перемешать объекты, имеющие важное значение.

Помимо перечисленных моментов, участники ДТП должны быть ознакомлены с процедурой и административной ответственностью.

Осмотр транспортного средства после ДТП

Аварийная ситуация — это событие, которое нарушает стандартное расписание и привычный уклад жизни многих людей.

Обычно, ДТП имеет все признаки уголовного преступления, если в нем имеются пострадавшие лица.

Когда очевидцы, пострадавшие или виновные лица звонят для того, чтобы передать сообщение о случившемся, каждое уполномоченное лицо обязано принять эту информацию и осуществить все необходимые действия.

Осмотр транспорта, участвующего в аварии, является таким же обязательным мероприятием, как и изучение места происшествия. Осмотр проводится для выявления различных следов и улик, подтверждающих или опротестовывающих вину подозреваемого водителя. Кроме того, осмотр позволяет выявить обстоятельства, имеющие существенное значение для последующего расследования.

Для понимания суть этого мероприятия, читателям стоит изучить образец акта осмотра автомобиля после ДТП. В документе содержатся все важные сведения, полученные при осмотре транспорта. Порядок проведения осмотра описан в ст. 179 УПК, включая действие определенных норм и правил, регулирующих заполнение такого документа, как протокол осмотра.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Скачать образец акта осмотра

Источник: https://AvtoPravil.net/pravila-i-osobennosti-zapolneniya-protokola-osmotra-mesta-dtp.html

Осмотр места происшествия при ДТП

В статье мы расскажем о том, что такое осмотр места происшествия при ДТП, разъясним регламентирующие его правовые основы, дадим практические рекомендации для участников осмотра.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

  • Первоочередным действием, выполняемым должностным лицом правоохранительных органов, прибывшим для документирования дорожно-транспортного происшествия, является осмотр места происшествия.
  • Осмотр места происшествия при ДТП производится с участием сторон, их представителей и иных заинтересованных лиц, причастных к нему.
  • В целях достижения максимальной эффективности в реализации прав, принадлежащих участникам дорожного происшествия, при производстве по делу о ДТП, им необходимо знать и понимать правовую и сущностную природу осмотра места происшествия.

Характеристика осмотра места ДТП

  1. Несмотря на то, что дорожно-транспортное происшествие, по своей природе, возникает, развивается и заканчивается за считанные секунды, на месте происшествия образуется большое количество объектов, которые содержат в себе всю информацию о ДТП.

  2. Однако, первоначальная обстановка места происшествия не может сохраняться длительное время.
  3. Возникает необходимость в освобождении проезжей части для восстановления движения транспортных средств, происходит неосторожное «закатывание» и «затаптывание» следов аварии.

  4. Вероятны и возможны воздействия погодных факторов, а в некоторых случаях, имеют место и умышленные действия недобросовестных лиц, направленные на уничтожение или искажение обстановки места происшествия.
  5. Перечисленные выше факторы обусловливают необходимость проведения безотлагательного и квалифицированного осмотра места происшествия.

  6. Осмотр места происшествия при ДТП (ОМП при ДТП), включает в себя совокупность последовательных и взаимосвязанных между собой действий, направленных на выявление, фиксацию, исследование и собирание доказательств, находящихся на месте дорожного автопроисшествия.

  7. К целям осмотра места происшествия при ДТП относятся:
  1. Выявление следов, относящихся к происшествию.

    • К следам автодорожного происшествия относятся следы, оставленные на проезжей части дороги транспортными средствами – участниками происшествия (следы юза, скольжения, торможения, наслоения лакокрасочного покрытия и ГСМ).
    • К этой же категории относятся следы в виде царапин, задиров, заломов и выбоин.
    • При участии в ДТП пешеходов, часть следов могут принадлежать им.
    • Располагаются следы на поверхности дорожного покрытия, элементах дороги, на транспортных средствах, одежде пострадавших.
  2. Обнаружение и изъятие вещественных доказательств обстоятельств происшествия.

    К вещественным доказательствам относятся осколки стекол от транспортных средств, частицы лакокрасочного покрытия, отдельные узлы и детали автомобилей и пр.

    При производстве уголовного дела по правилам уголовного процессуального законодательства вещественными доказательствами по делу признаются транспортные средства, участвующие в ДТП.

  3. Определение обстановки механизма ДТП.
    1. Под механизмом дорожно-транспортного происшествия принято понимать совокупность факторов, условий и причин, определяющих наступление ДТП.
    2. Наибольшую значимость имеет определение фактического места столкновения, наезда, опрокидывания ( в зависимости от вида происшествия).
    3. Определяются направления движения транспортных средств (пешеходов) на всех фазах происшествия, места контактного взаимодействия транспортных средств между собой.
    4. Фиксируется окончательное положение транспортных средств и пешеходов по отношению друг к другу и элементам дороги.
  4. Выяснение иных обстоятельств, имеющих значение для дела.

    Установление круга очевидцев происшествия, изъятие записей камер наблюдения и слежения, расположенных в зоне места ДТП, выявление причин, способствующих его совершению, направление участников происшествия для прохождения медицинского освидетельствования (наркологическое, судебно-медицинское).

  • В процессе осмотра места происшествия при ДТП составляется протокол и схема.
  • Схема места происшествия является неотъемлемым приложением к протоколу, который заполняется лицом, выполняющим осмотр, в соответствии с требованиями определенными Законом.
  • Данный документ приобщается к материалам происшествия и является доказательством по делу.
  • Если дорожная авария произошла по причине неудовлетворительного состояния дороги, то наряду с протоколом ОМП составляется акт обследования дорожных условий.
  • Подробности читайте в статьях:
  • ДТП по вине дорожных служб
  • Иск к дорожным службам
  • Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП
  • При назначении по делу независимых автоэкспертиз протокол ОМП и схема наряду с другими материалами дела предоставляются в распоряжение экспертов.
  • Подробности читайте в статьях:
  • Независимая экспертиза после ДТП
  • Дорожно-транспортная экспертиза
  • Трасологическая экспертиза при ДТП
  • В установленных Законом случаях ОМП выполняется водителями транспортных средств — участниками ДТП, которые по его результатам самостоятельно составляют схему места происшествия.
  • Подробности читайте в статьях:
  • Европротокол при ДТП
  • Типовые схемы ДТП

Правовые основы осмотра места происшествия при ДТП

Процедура проведения осмотра места происшествия и оформления протокола регламентируется нормами административного, уголовно – процессуального, гражданского процессуального, арбитражного процессуального законодательств.

Прикладное значение для участников автодорожных происшествий имеет знание правовых основ ОМП, установленных процессуальными нормами законодательства РФ об административных правонарушениях (статья 28.1.1 КРФ об АП) и уголовно-процессуальным кодексом РФ (статьи 176, 177, 180 УПК РФ).

  1. Протокол осмотра места происшествия имеет ключевое значение при проведении автотехнической экспертизы, рассмотрении споров по делам о возмещении ущерба и обжалования вины.
  2. Подробности читайте в статьях:
  3. Автотехническая экспертиза при ДТП
  4. Взыскание ущерба с виновника ДТП
  5. Порядок обжалования постановления ГИБДД

Общие условия производства ОМП

  • Производится должностным лицом – сотрудником ГИБДД, следователем, дознавателем.
  • Проведение осмотра места происшествия при ДТП обязательно при наличии последствий в виде причинения вреда здоровью потерпевшего любой степени тяжести, либо причинении смерти, то есть при совершении правонарушений, предусмотренных статьей 12.24 и частью 2 статьи 12.30 КРФ об АП, преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ.
  • К процедуре ОМП привлекается не менее двух понятых, права и обязанности которых регламентированы Законом (статьи 25.7 КРФ об АП и 60 УПК РФ).
  • Участники происшествия, находящиеся на месте дорожно-транспортного происшествия, привлекаются к процедуре осмотра и наделяются комплексом прав (знакомятся с протоколом и подписывают его, дают пояснения и заявления, подлежащие внесению в протокол).
  • Законом определен круг сведений, которые в обязательном порядке заносятся в протокол ОМП: сведения, относящиеся к месту происшествия, его участникам и транспортным средствам, погодные и иные условия и прочее.
  • Законодательно закреплена возможность применения технических средств и способов фиксации вещественных доказательств (фото- и киносъемки, видеозаписи).
  • Законом предусмотрена процедура изъятия и приобщения к материалам дела вещественных доказательств, обнаруженных в ходе осмотра места происшествия при ДТП.

Рекомендации участникам ДТП при осмотре места происшествия

  1. Соблюдайте меры личной безопасности на месте происшествия, по возможности оградите место аварии.

  2. До прибытия на место сотрудников правоохранительных органов, примите меры к сохранению следов происшествия.

    • Примите активное участие в осмотре места происшествия.
    • Контролируйте полноту и достоверность сведений, заносимых в протокол.
    • Помните о том, что на месте происшествия нет главных и второстепенных следов и объектов.
    • Дублируйте результаты замеров, вносимых в схему места происшествия.
    • При необходимости фиксируйте проведение ОМП путем фото-видео съемки.
  3. При выявлении нарушений порядка и правил со стороны должностного лица или других лиц, участвующих в осмотре, делайте об этом заявления.

  4. При изъятии с места происшествия вещественных доказательств, удостоверьтесь о том, что в протоколе ОМП имеется об этом соответствующая запись.

  5. Перед подписанием протокола внимательно ознакомьтесь с его содержанием, сверьте результаты замеров с Вашими записями. При наличии несоответствий добивайтесь либо их незамедлительного устранения, либо укажите о них в графе протокола «Заявления и замечания».

  6. По окончании ознакомления с протоколом ОМП выполните фотокопию протокола (при производстве по делу об административном правонарушении, в соответствии со статьей 28.1.1 КРФ об АП – получите копию протокола).

В заключение статьи, обращаясь к читателям, заинтересовавшимся темой осмотра места происшествия при ДТП, настоятельно рекомендую не ограничивать себя рамками изложенной информации.

Ищите, находите, читайте и анализируйте, Ваши знания — Ваш адвокат.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/osmotr-mesta-proisshestviya-pri-dtp

Порядок осмотра места ДТП — Все по шагам

Водителям необходимо тщательно зафиксировать все обстоятельства ДТП, причем сделать это сразу после аварии. Для определения виновника аварии и последующего обращения за страховкой нужно провести осмотр места происшествия. Все обстоятельства происшествия нужно указать в извещении о ДТП.

Особенности осмотра места ДТП по Европротоколу

Порядок осмотра места ДТП будет
существенно отличаться в зависимости последствий аварии. Осмотр может
проводиться самостоятельно участниками дорожного инцидента при следующих
условиях:

  • если
    в столкновении участвовало и повреждено не более двух автомобилей;
  • если
    в результате ДТП не пострадали люди;
  • если
    предварительный ущерб от аварии не превысил 100 тыс. руб.;
  • если
    оба автовладельца не возражают против оформления Европротокола, пришли к общему
    согласию относительно обстоятельств аварии.

Обратите внимание! В указанном выше
случае оформление документов проходит по упрощенной процедуре Европротокола.
Поэтому все значимые обстоятельства стороны вносят в документы по обоюдному
согласию. Осмотр места ДТП, который проводят стороны, будет отражен в извещении
о ДТП в виде описание, схем.

От правильности осмотра места
происшествия и переноса данных в бланк извещения о ДТП зависит возможность
своевременно получить страховое возмещение. При осмотре и составлении Европротокола
нужно указать следующие данные:

  • положение
    обоих автомобилей после столкновения;
  • место
    нанесения первого удара;
  • описание
    видимых повреждений обоих транспортных средств, установленных путем визуального
    осмотра участниками ДТП;
  • направление
    движения и маневров автомобилей перед аварией;
  • сведения
    о дорожных знаках и разметке на месте ДТП;
  • иные
    факты, имеющие значение для установления обстоятельств инцидента на дороге.

Для самостоятельного заполнения документов по Европротоколу используется единый бланк извещения о ДТП. В содержании формы есть место для отражения схемы аварии. В ней стороны указывают направление движения машин, итоговое положения после удара, важные ориентиры.

Для описания повреждений, выявленных при
осмотре места происшествия, каждый участник инцидента заполняет свою сторону
извещения. После переноса всех обстоятельств ДТП в документ, стороны
подтверждают их достоверность своими личными подписями.

Узнайте больше  Срок исчисления лишения водительских прав

Если второй участник аварии уклоняется от заполнения бланка извещения о ДТП, можно оформить его в одностороннем порядке или вызвать сотрудников ГИБДД. Порядок заполнения извещения в одностороннем порядке будет проходить по аналогичным правилам.

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Правила осмотра сотрудником ГИБДД

Вызов на место сотрудников ГИБДД
является обязательным при следующих условиях:

  • если
    в столкновении пострадало более двух автомобилей;
  • если
    повреждения получили люди или зафиксирована смерть пострадавшего;
  • если
    автовладельцы не могут достигнуть единой договоренности относительно всех
    существенных обстоятельств аварии.

Также нужно учитывать, что по упрощенной форме Европротокола можно получить страховое возмещение не более 100 тыс. рублей. Если предполагаемый ущерб превышает указанную сумму, целесообразно вызвать на место аварии должностных лиц ГИБДД.

Проведение осмотра инспектором
происходит путем заполнения протокола о нарушении ПДД, извещения и схемы ДТП.

При выявлении нарушений ПДД со стороны одного или обоих водителей, инспектор
составляет административный протокол, который повлечет рассмотрение дела по
нормам КоАП РФ.

На этой стадии каждый водитель вправе указать свои возражения в
протоколе, в том числе по причине неполного или недостоверного отражения
результатов осмотра места происшествия.

В протоколе осмотра сотрудником ГИБДД
отражаются следующие факты:

  • место
    дорожного инцидента – населенный пункт, улица или пересечение улиц, ближайшие
    адресные ориентиры;
  • дата
    и время аварии, а также время проведения осмотра места происшествия (эти данные
    могут быть впоследствии подтверждены или опровергнуты иными доказательствами);
  • месторасположение
    машин на проезжей части или за ее пределами, а также относительно друг друга;
  • местоположение
    потерпевших после аварии (если они были оправлены в лечебное учреждение,
    заполнение этих данных происходит по итогам опроса участников и очевидцев ДТП);
  • описание
    движения транспортных средств перед столкновением, их маневры, длина тормозного
    пути и т.д.;
  • наличие
    знаков дорожного движения, разметки, пешеходных переходов, светофоров и иных
    элементов;
  • описание
    характера видимых повреждений у автомобилей, а также иного имущества граждан.

Узнайте больше  Можно ли оставлять ребенка одного в машине

После фиксации всех обстоятельств аварии
и составления схемы места происшествия, сотрудник ГИБДД должен сделать выводы о
виновности одного или обоих водителей в ДТП. При этом могут возникать различные
нюансы – устанавливаться вина обоих автовладельцев, вина пешеходов, либо
отсутствие вины у водителей. Все эти выводы должны быть подтверждены описанием
места происшествия.

Осмотр места происшествия ДТП,
изложенный в процессуальных документах, будет впоследствии использоваться:

  • при рассмотрении административных или уголовных дел о наказании виновных водителей;
  • при обращении в страховую компанию за выплатами по программе ОСАГО;
  • при подаче иска в суд об установлении виновника ДТП, взыскании с него расходов на возмещение ущерба.

Если при составлении процессуальных документов
при осмотре места ДТП возникают любые сомнения или возражения, каждый участник
аварии имеет право изложить их в письменной форме. Это позволит избежать
возникновения споров и добиться максимальных выплат при возмещении ущерба.

При возникновении проблем с оценкой
обстоятельств ДТП и изложением их извещении, иных процессуальных документов,
сразу обращайтесь за помощью к нашим юристам. Звоните по телефонам, указанным
на сайте, либо оставьте вопросы в форме обратно связи. Юридические консультации
по ДТП бесплатны!

Источник: https://vseposhagam.ru/osmotr-mesta-dtp/

Осмотр места ДТП

Как происходит осмотр места происшествия при ДТП - особенности осмотра

Осмотр места ДТП является самым первым из всех следственных мероприятий, и наиболее важным. По его результатам воссоздается общая картина происшествия, делаются первичные заключения и выводы (дальнейшие экспертизы лишь подтверждают их или же помогают установить истину в спорных ситуациях), поэтому необходимо предпринять все меры, чтобы были учтены любые детали и нюансы, т.к. от них зависит дальнейшая судьба водителя.

Первичные мероприятия после ДТП и сохранение места для осмотра сотрудниками ГИБДД

Сразу же после происшествия, водителю следует быстро оценить ситуацию и определиться с тем, помощь каких специалистов понадобиться.

Если есть пострадавшие, то первое, что необходимо сделать – вызвать бригаду скорой помощи (в экстренных ситуациях нужно отправить пострадавшего в больницу на попутном транспорте), затем сообщить о событии в полицию, для того, чтобы к вам прибыли сотрудники ГИБДД.

В это же время необходимо остановить очевидцев столкновения, во многих случаях их показания становятся решающими. Если свидетели не могут дождаться прибытия сотрудников правоохранительных органов, то необходимо записать их контактные телефоны, Ф.И.О.

  • Все случаи, связанные с осмотром места ДТП, уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.
  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу.
  • Позвонить:
    • ☎ Федеральный номер: 8 (800) 500-27-29 доб. 844

В число первоначальных мероприятий после ДТП входит нормализация движения других транспортных средств (полностью или частично). Водитель должен включить аварийные фары, выставить соответствующий знак, организовать объезд. Правила (п. 2.6.

1) также говорят о необходимости освобождения проезжей части с сохранением данных о картине происшествия. Для этого следует зафиксировать ситуацию с помощью фото- или видеотехники.

На снимках должно быть хорошо видно расположение ТС и отношение участников ДТП друг к другу и к другим объектам дорожно-транспортной инфраструктуры, следы происшествия.

Важно! Во время ожидания прибытия сотрудников вызванных служб, особенно, если есть человеческие жертвы, свяжитесь с юристом по автоправу. Он скорректирует ваши дальнейшие действия в зависимости от ситуации или же прибудет на место событие лично.

Этапы осмотр места ДТП сотрудниками ГИБДД

Осмотр места ДТП прибывшими сотрудниками ГИБДД состоит из четырех этапов:

  • изучение участка дороги, на котором произошло ДТП (столкновение, наезд, опрокидывание ТС);
  • осмотр трупа потерпевшего (если имеет место случай с летальным исходом);
  • исследование транспортных средств и повреждений;
  • фиксирование отдельных следов дорожного события и прочих предметов, оказавшихся на данном месте.

Осмотр участка дороги, на котором произошло ДТП

Осмотр обычно начинают именно с изучения участка дороги, на котором произошло ДТП. Должно быть зафиксировано:

  • был ли это перекресток, развилка, прямая, подъём, спуск, разворот;
  • покрытие (асфальт, грунт) и обязательно состояние дороги (она могла быть мокрой, обледеневшей, заснеженной, сухой);
  • наличие дорожных знаков;
  • близость остановки общественного транспорта, перехода, обочин;
  • расположение ТС и отношение участниковсобытия друг к другу;
  • отношение ТС к другим объектам дорожной инфраструктуры.

Особенности осмотра трупа потерпевшего

Если речь идет о происшествии, в результате которого погиб человек, то следующим моментом становится осмотр трупа. Предварительно его осматривают на месте ДТП, фиксируют его расположение, поза, состояние одежды, отношение к транспортному средству. Кроме того, при наличии пострадавших в обязательном порядке проводится судебно-медицинская экспертиза при ДТП, задачи которой:

  • детальнее изучить травмы;
  • установить причинно-следственную связь всех имеющихся травм с дорожным событием;
  • выяснить, какой величины была травмирующая сила (так проверяется и возможная скорость движения ТС);
  • определить место основного удара;
  • проверить организм пострадавшего на наличие алкоголя, наркотиков;
  • сделать заключение о точной причине смерти и времени.

Важно! Обнаружение любых несоответствующих характеру ДТП повреждений требует дальнейшего выяснения возможностей их получения.

Исследование транспортных средств и полученных повреждений

Это особенно важный этап, который проводится при осмотре места происшествия при ДТП, и нередко требует привлечения автотехника. При нем должны быть зафиксированы повреждения, осмотрены все элементы автомобиля (состояние фар, крылья, бампер и т.д.

), проанализированы и изъяты вещественные доказательства наезда на потерпевшего (следы крови, волос, мозгового вещества, обрывки одежды и пр.).

Отдельно осматривается сидение водителя, учитывается положение переключателя скорости, ручного тормоза, включение сигнала поворота и т.д.

Изучение прочих следов при осмотре места аварии

Обязательно происходит изучение всех следов на месте происшествия.

В дальнейшем расследовании может пригодиться всё: следы от протекторов, тормозной путь, капли масла, воды, осколки фар и лобового стекла, расположение отлетевших элементов ТС, краска.

Нельзя пропускать ни одного дополнительного предмета, оказавшегося на месте столкновения и на первый взгляд не имеющего к нему отношения, т.к. нередко именно они становятся причиной события.

Свидетельские показания о происшествии

Обязательно должны быть опрошены очевидцы происшествия.

Им задаются вопросы о том, что они видели, с какого места, в каком направлении двигались, что заметили до того, как произошло дорожно-транспортное событие (возможно, кто-то их обогнал, вел себя подозрительно или неадекватно), какие ТС также проехали в момент происшествия и т.д. Все показания прилагаются к делу, но обязательно изучаются на достоверность.

Юридическая помощь участнику происшествия

ДТП, особенно, если речь идет о значительных ущербах и при наличии пострадавших, заканчивается длительными спорами и судебными разбирательствами.

Для водителя в любом случае предусмотрена ответственность при ДТП, а вот тяжесть наказания зависит от обстоятельств дела и того, насколько опытный юрист вас защищает.

Поэтому обязательно обратитесь к правозащитнику, именно от его знаний и способностей зависит дальнейшая судьба водителя.

Источник: https://l-a-w.ru/auto/osmotr-mesta-dtp/

Вопрос 66. Особенности следственного осмотра при расследовании дтп

Осмотр
места ДТП.

Когда
поступает сообщение о дорожно-транспортном
происшествии, связанном с причинением
смер­ти
потерпевшему либо тяжких телесных
повреждений и значи­тельного
материального ущерба, на место происшествия
направляется
следственно-оперативная группа в составе
следо­вателя
и инспектора ГИБДД, оперативного
работника уголов­ного
розыска, судебного медика,
специалиста-криминалиста и
специалиста-автотехника. При ДТП со
смертельным исходом, а
также происшествиях с участием иностранцев
осмотр всегда проводит
следователь.

Следует
учитывать определенную специфику
осмотра места происшествия
по делам данной категории. Практически
всегда необходимо как можно быстрее
освободить проезжую часть дороги для
обеспечения нормального движения
транспорта.

Поэтому
на трассе целесообразно отметить места
нахождения трупа,
транспортного средства и других объектов,
значимых для
дела, произвести нужные измерения, а
затем осмотр.

Кро­ме
традиционной фиксации обстановки места
происшествия (фотографирования)
целесообразно использовать видеозапись.

Важным
обстоятельством, влияющим на развитие
ДТП, яв­ляются
дорожные условия. Поэтому необходимо
определить качество
дорожного покрытия (асфальт, бетон,
гравий и др.), его
эксплуатационное состояние (сухое, с
наледью и др.), осо­бенности (спуск, крутой поворот, подъем и т.п.).

Границы осмотра
иногда составляют несколько метров, а
нередко они имеют
протяженность в несколько сотен метров.

На проезжей части
дороги могут быть обнаружены следы
торможения, кап­ли масла, тосола,
позволяющие определить скорость и
направ­ление движения транспорта,
капли крови, мозгового вещества, осколки
фар, лобового и ветрового стекла, частицы
лакокра­сочного
покрытия и т.п.

Определенные
особенности имеет осмотр дороги. Важны
ее конфигурация
(прямая трасса, развилка, перекресток,
поворот), наличие уклона (горизонтальная
дорога, спуск, подъем), тип покрытия
(грунт, асфальт, бетон), его состояние
на проезжей части
(сухое, мокрое, заснеженное и тд.

), наличие
обочин, тро­туаров,
газонов, дорожных знаков, пешеходных
переходов, оста­новок
общественного транспорта и т.д.

Далее
изучается распо­ложение
транспортных средств, следов, других
вещественных доказательств
по отношению к проезжей части, элементам
доро­ги (обочине, разделительной
полосе) и постоянным ориентирам
(перекрестку,
углу дома, дорожному знаку и т.п.).

Границы
осматриваемого участка дороги
рекомендуется увеличивать как в сторону
движения автомобиля, так и в про­тивоположную.

Нужно точно зафиксировать ширину
проезжей части,
обочин, тротуаров, следы пятен крови,
мозгового ве­щества,
бензина, масла, отделившиеся детали
транспортного средства и части
перевозимого груза, осколки фар и стекол,
отслоившуюся
краску.

Подлежат фиксации длина и
особенности тормозного пути, последствия
заноса, положение транспортных средств
относительно элементов проезжей части
и ее границы.

нужно
очень
ответственно отнестись к выяснению
длины и характера тормозного
пути.

Эти параметры с учетом свойств
дорожного покрытия,
рельефа дороги, веса автомобиля, степени
изно­шенности
протектора, состояния тормозов, а иногда
и силы ветра
важны для установления скорости движения
в момент, предшествующий торможению.

Для определения скорости ис­пользуются:
специальные таблицы и формулы, предложенные
специалистами-автотехниками,
а также производство след­ственного
эксперимента.

Определенную специфику имеет осмотр трупа потер­певшего.
Если позволяет обстановка1,
труп лучше осматривать на
месте его обнаружения. Однако нередко
это рациональнее сделать в морге.

В ходе
осмотра должно быть зафиксировано
расположение
трупа относительно транспортного
средства и его
следов, окружающих предметов и элементов
дороги, опи­саны
поза и трупные явления.

Далее фиксируется
наличие на теле
погибшего, его одежде и обуви повреждений,
отпечатков рисунка протектора, решетки радиатора, бампера и других частей
автомобиля, пятен машинной смазки,
частиц краски, стекла,
дорожной пыли, грязи, детально описывается
их форма,
размеры, локализация.

Осмотр
транспортного средства. ТС после аварии
обычно сохраняет на себе множество
следов, достаточно очевидных. Обязательно
фиксируется его положение на месте
происшествия по отношению к постоянным
ориентирам, другим ТС. делается это посредством фотографирования, вычерчивания
плана, схемы, протокольного описания.

Вначале
фиксируется тип, марка и номерной знак
автомо­биля;
повреждения, возникшие в результате
ДТП; осу­ществляется
поиск следов и вещественных доказательств
(кровь,
волосы, мозговое вещество, обрывки ткани
одежды потерпевшего).

Автомобиль обычно начинают осматривать
с его
передней части, осмотр производят «снизу
вверх».

Тщательно
обследуются бампер, фары, подфарники,
указатели по­ворота, переднее стекло,
решетка радиатора, капот, передние
крылья,
с тем чтобы обнаружить на них повреждения
от удара, волокна
одежды, следы крови, волосы потерпевшего
и т.п. Затем
в этих же целях необходимо осмотреть
ходовую часть и днище
кузова автомобиля.

При
осмотре нижней части внимание обращается
на ходо­вую
часть, выступающие детали мостов,
рессоры, картер двига­теля,
где можно обнаружить лоскуты одежды,
волосы, кровь и т.д.

Следы рук нужно искать на колонке
рулевого управления, рукоятке
переключения передач, на приборной
панели (что особенно
важно в том случае, когда водитель
скрылся, оставив машину,
или заявляет, что не он управлял
автомобилем).

Запа-ховые
следы изымаются с сидений и других
предметов, кото­рых
касались водитель и пассажиры.

Осматривая
автомобиль, нужно проверить состояние
тор­мозной
системы, рулевого управления, других
агрегатов и уз­лов,
в частности осветительных приборов,
стеклоочистителей, исправность
дверей, состояние шин и давление в
камерах. Значительно изношенный протектор
подлежит обязательному фотографированию.

При осмотре салона фиксируется положе­ние
рычага переключения скоростей, ручного
тормоза, указа­телей поворота и
тумблера освещения (в темное время
суток). При
осмотре автотранспортных средств
используются приборы для
технического контроля автомобиля,
обнаружения, фикса­ции
и изъятия следов.

Труднодоступные места
осматриваются с эндоскопом,
снабженным оптическими и осветительными
си­стемами.

При
обнаружении автомобиля, вероятно
участвовавшего в ДТП,
не на месте происшествия рекомендуется
особо отметить в
протоколе следы недавнего ремонта
(выпрямленные вмяти­ны,
свежая покраска и т.д.).

Источник: https://studfile.net/preview/846821/page:43/

Особенности оценки протоколов осмотра места происшествия и транспортного средства

Осмотр места ДТП является неотложным следственным действием, которое позволяет получить информацию о сущности и причинах происшедшего события и его участниках, а в последующем при необходимости реконструировать событие для правовой оценки действий его участников.

Данное обстоятельство придает протоколу осмотра места происшествия особое значение в процессе доказывания вины подсудимого. Более того, специфичность дорожно-транспортных происшествий предопределяет низкую информативность любого повторного осмотра места происшествия.

Эта особенность приводит к тому, что в ходе судебного следствия осмотр места происшествия проводится крайне редко и только в целях установления обстановки на конкретном участке дороги.

Также в суде затруднительно (однако, возможно) проведение повторного осмотра транспортного средства, которое, как правило, к этому моменту уже отремонтировано или, что менее желательно, утилизировано. В связи с этим государственный обвинитель имеет возможность получить необходимую ему информацию только из протоколов соответствующих осмотров, проведенных на стадии предварительного следствия.

Из протокола осмотра может быть получена информация об обстановке на месте ДТП, следах на дорожном покрытии и транспортных средствах, на трупе потерпевшего и т.д.

К таким следам можно отнести тормозной след, осколки фар и стекол автомобиля, указывающие на место столкновения или наезда, следы горючесмазочных материалов, отпечатки рисунка протектора, следы крови, одежда, обувь потерпевшего, принадлежащие ему предметы (например, сумка, трость и т.п.).

В протоколе отражается факт обнаружения данных следов и предметов, место их обнаружения, размеры, отличительные признаки, расстояние от транспортного средства и трупа, а также до основных элементов дороги и неподвижных объектов.

Грамотный следователь, определяя границы осмотра, помнит, что необходимо подвергать осмотру не только участок, на котором находятся транспортные средства и пострадавшие, но и прилегающие участки местности, где могут быть обнаружены осколки стекол, различные предметы, по которым возможно определение направления движения машины. Эта информация также используется государственным обвинителем в процессе доказывания.

Особого внимания заслуживает исследование в ходе судебного заседания информации о тормозном следе.

Прежде всего с помощью этой информации решаются идентификационные задачи, что предполагает совместное исследование протокола осмотра места происшествия, транспортного средства и заключения соответствующей трасологической экспертизы.

Кроме того, исследование тормозного следа значимо и для решения вопроса о применявшихся водителем приемах управления транспортным средством и определения, имел ли он возможность предотвратить ДТП. Именно величина тормозного следа позволяет определить длину тормозного пути и остановочного пути.

Оценивая протокол осмотра транспортного средства (или соответствующую часть протокола осмотра места происшествия), необходимо обращать внимание на его техническое состояние, наличие неисправностей и повреждений, следов от контакта с другим транспортным средством, пешеходом, инженерными сооружениями, а также на выявленные следы водителя, находившегося за рулем в момент ДТП.

Особенности использования специальных знаний

Психофизиологическая экспертиза участников ДТП.

При осуществлении уголовного преследования лиц, совершивших преступления, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, нередко возникает необходимость в определении особенностей восприятия явлений действительности, влияния психических особенностей и психофизиологических состояний участников движения на его безопасность.

Для разрешения указанных вопросов назначается судебная психофизиологическая экспертиза, в задачи которой входит установление состояния водителя в момент дорожно-транспортного происшествия, выявление факторов, которые могли повлиять на действия водителя, исследование психофизиологических особенностей участников дорожно-транспортного происшествия. В частности, экспертным путем могут быть установлены: возможность своевременной оценки водителем опасной ситуации; время реакции водителя в зависимости от конкретных обстоятельств дорожной обстановки; возможность выполнения водителем необходимых действий в аварийной ситуации; возможность неправильного восприятия водителем создавшейся перед ДТП дорожной обстановки; возможность предотвращения водителем ДТП с учетом психофизиологического воздействия на него различных обстоятельств. Применительно к пешеходу экспертиза может дать ответ на вопросы о том, могло ли лицо, исходя из его психофизиологических особенностей, правильно оценить сложившуюся дорожную обстановку и принять адекватное решение или, наоборот, в силу присущих ему особенностей не могло этого сделать (например, в силу слепоты или слабого зрения, иных физических недостатков)[1].

На разрешение психофизиологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:

  • • мог ли водитель своевременно оценить опасность ситуации;
  • • мог ли водитель неправильно воспринимать сложившуюся перед дорожно- транспортным происшествием ситуацию;
  • • когда водитель мог воспринимать дорожно-транспортную ситуацию как опасную с учетом видимости, обзорности с места водителя при выполнении маневра;
  • • мог ли водитель своевременно предвидеть динамику развития опасной ситуации при вынужденном маневрировании, вызванном действиями иных участников движения;
  • • мог ли водитель своевременно обнаружить появление пострадавшего из-за препятствия;
  • • какие обстоятельства повлияли на психофизиологическую возможность — невозможность предотвращения ДТП;
  • • каков психофизиологический механизм восприятия водителем источников опасности, принятия решения и его реализации для предотвращения ДТП;
  • • имел ли водитель психофизиологическую возможность предотвратить ДТП с учетом воздействия на него факторов дорожной обстановки.1

Данные, полученные при проведении психофизиологической экспертизы, станут исходными данными для проведения автотехнической экспертизы.

Автотехническая экспертиза. Автотехническая экспертиза по делам о дорожно-транспортных преступлениях является одним из способов решения этих задач, связанных с получением достоверных данных о механизме события, имеющего признаки преступления.

Как показывает экспертная практика, производительность и качество автотехнической экспертизы во многом зависят от квалифицированного сбора первичной информации, которая содержится в протоколе осмотра места происшествия с приложенными к нему фототаблицами, схемами, планами, оттисками следов, а также в протоколах допросов участников происшествия и очевидцев. В некоторых случаях нужно провести следственные эксперименты, их результаты также могут быть использованы в экспертных исследованиях. Именно поэтому государственный обвинитель обязан проверить, какие данные были положены в основу выводов эксперта, насколько они достоверны, какие материалы были предоставлены эксперту.

Как правило, при вынесении постановления о назначении автотехнической экспертизы следователь излагает в нем все исходные данные, которые могут потребоваться для решения поставленных перед экспертом вопросов.

Вместе с постановлением о назначении экспертизы в распоряжение эксперта направляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия и протокол осмотра транспортного средства.

Для решения поставленных перед автотехнической экспертизой вопросов требуются подробные сведения о техническом состоянии всех узлов и агрегатов транспортного средства — участника происшествия.

Эти данные могут быть получены из протокола осмотра места происшествия либо из отдельного протокола осмотра транспортного средства в случае, если на момент осмотра места происшествия транспортное средство отсутствовало. При проведении следственных экспериментов направляются их протоколы, заключения других видов экспертиз (например, трасологической).

В перечень исходных материалов, предоставляемых эксперту, должны входить сведения: о типе покрытия проезжей части дороги, состоянии этого покрытия; ширине покрытия и состоянии обочин; видимости (расстояние, с которого водитель мог обнаружить препятствие, находившееся в полосе движения транспортного средства); наличии либо отсутствии в зоне дорожно-транспортного происшествия дорожных

Зорин Р.Г. Указ. соч. С. 127—128.

знаков, зоне их действия; разметке проезжей части дороги; наличии на участке, где произошло происшествие, средств регулирования движения. Важное значение приобретает информация о наличии следов торможения, их характере и длине, скорости движения транспортного средства.

Если эти протоколы и приложенные к ним схемы не предоставлялись (полностью или в части), выводы эксперта могут быть поставлены под сомнение, что может потребовать производства в суде повторной автотехнической экспертизы.

Непосредственными задачами автотехнической экспертизы являются: установление причин и обстоятельств происшествия, исследование технического состояния транспортных средств и дорожных условий, установление обстоятельств, характеризующих механизм дорожно-транспортного происшествия, установление возможности и условий по предотвращению происшествия, оценка правильности действий лиц по организации движения и осуществлению мероприятий, направленных на предотвращение автотранспортных преступлений1.

Вопросы эксперту формулируются в соответствии с видом автотехнической экспертизы в постановлении о назначении экспертизы. Так, при исследовании технического состояния транспортного средства автотехническая экспертиза решает вопросы, связанные с установлением причин и времени возникновения технических неисправностей.

В зависимости от выводов экспертизы относительно неисправности может быть исключена вина водителя или, напротив, появятся дополнительные доказательства его вины.

Например, заключение эксперта о том, что деталь имела заводские дефекты, которые и обусловили выход ее из строя, является, как правило, обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины водителя. Установка водителем нестандартной детали, что привело к поломке, свидетельствует о виновности лица.

Важен также вопрос о времени образования неисправности.

В случае, когда не ясно, действительно ли дорожнотранспортное происшествие явилось следствием технической неисправности транспортного средства, перед экспертом ставится вопрос о причинной связи между обнаруженной неисправностью и дорожно-транспортным происшествием. Большое значение будет иметь вопрос по установлению технической возможности предотвратить происшествие при определенном техническом состоянии транспортного средства.

Вопрос о возможности предотвращения происшествия может быть следующим: была ли техническая возможность предотвращения происшествия при том техническом состоянии транспортного средства, в котором оно находилось в момент происшествия? Вопросы по механизму дорожно-транспортного происшествия могут быть такими: например, каков механизм развития происшествия от начальной до конечной фазы? Каковы траектории и характер движения транспортных средств и других причастных к происшествию объектов? Имел ли водитель техническую возможность предотвратить дорожно-транспортное происшествие в данный момент времени? Где находилось место столкновения транспортных средств2?

' Виноградов И.В., Кочаров Г.И., Селиванов НА. Экспертизы на предварительном следствии. М.: «Юридическая литература», 1967. С. 202.

2 Ермолович М.В. Экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях. Учебное пособие. Минск: «Амалфея», 2001. С. 54.

Оценивая заключение автотехнического эксперта, государственному обвинителю необходимо обратить внимание на то, все ли поставленные перед экспертом вопросы разрешены, не вышел ли эксперт за пределы своей компетенции, имеется ли достаточное научно-техническое обоснование выводов, нет ли между ними противоречий, как произведены расчеты. Необходимо обратить внимание на достоверность используемых при расчетах данных. При этом государственный обвинитель должен уяснить не столько методику вычислений, сколько обоснованность выбора экспертом различных параметров, используемых в расчетах. Прокурор также должен проверить, соответствуют ли выводы экспертизы другим доказательствам по делу. Таким образом, заключение автотехнической экспертизы оценивается в совокупности с другими доказательствами, полученными в ходе расследования.

Источник: https://bstudy.net/763927/pravo/osobennosti_otsenki_protokolov_osmotra_mesta_proisshestviya_transportnogo_sredstva

Ссылка на основную публикацию