Государственное страхование — его виды и особенности, законодательная база

Про добровольное или обязательное медицинское страхование слышал почти каждый, а вот термин «обязательное государственное страхование» знаком не всем. Однако часто бывает, что, столкнувшись с такой необходимостью, у клиентов возникает множество вопросов касательно этой сферы деятельности. Рассмотрим подробнее, что это такое и наиболее важные аспекты государственной защиты.

Обязательное государственное страхование — что это

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

Под этим термином подразумевается одна из разновидностей страхования, которое исполняется согласно требованиям федерального закона Российской Федерации вне зависимости от желания плательщика. Это своего рода социальная забота государства об определенных слоях населения. Такого рода защита широко распространена во всех развитых и развивающихся странах мира, где существует подобная система защиты населения.

В России федеральный закон «Об обязательном государственном страховании» №52 был принят 28.03.1998 году и практически регулярно получал изменения и обновления, последнее из которых произошло в сентябре 2019 года.

Минимальный срок заключаемого договора – 12 месяцев с возможностью продления.

Основные аспекты страхования

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

Обязательное государственное страхование имеет ряд аспектов юридического и экономического характера, которые следует различать при заключении соглашения.

Принудительное соглашение может быть заключено как в форме договора (как в добровольной версии), так и бездоговорном виде. Второй вариант более предпочтителен и используется чаще.

ВНИМАНИЕ! При договорной форме поручителем может стать любая коммерческая СК, если форма страхования бездоговорная – ответственным лицом выступает только государственная организация.

Какие виды бывают

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

За счет каких лиц осуществляется финансирование

Страхование в этом аспекте, как и любое госстрахование, происходит за счет финансирования из государственного бюджета. Установлено это федеральным законом №82 ст.8 п.2.

Таким образом между компанией и государственным бюджетом устанавливаются отношения финансово-правовой формы, когда бюджет выделяет законодательно определенную сумму. Материальные средства бюджета формируются за счет населения, перечисляющего налоги или иные выплаты в казну.

Сумма выплат также устанавливается законодательно и, несмотря на небольшую величину, отличается стабильностью выплат.

Таким образом можно сделать вывод, что обязательное государственное страхование – принудительный способ защиты отдельных слоев населения, который финансируется за счет государства. 

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

Вам также понравятся эти статьи

Источник: https://GidPoStrahovke.ru/o-strahovanii/vidy-strahovaniya/obyazatelnoe-gosudarstvennoe-strakhovanie.html

Понятие и виды государственного страхования в России в 2020 году

В России осуществляется государственное страхование на основе нормативных положений общего и специального законодательства. Во всех случаях оно является обязательным в силу закона для лиц, в нем указанных.

Понятие и законодательная база

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

В широком смысле под госстрахованием понимается совокупность организационных, юридических, экономических и прочих мер, осуществляемых Российской Федерацией, в целях защиты определенных категорий граждан от разнообразных рисков:

  • утраты заработка или иного дохода в связи с наступлением старости, инвалидности, материнством, родами, временной нетрудоспособностью;
  • необходимости обращения за медицинской помощью в больницы и клиники и оплаты соответствующих расходов;
  • ухода из жизни или вреда здоровью различной степени тяжести и др.

В еще более широком смысле к госстрахованию могут относиться вообще любые виды страхования, которые осуществляются повсеместно в РФ и обязательны для широкого круга лиц. Например, автострахование по ОСАГО, страхование вкладов физических лиц в кредитных организациях и др.

В узком смысле государственное страхование – это защита имущественных интересов определенных категорий государственных служащих, связанных с рисками их ухода из жизни или получения ими вреда здоровью или имуществу (ч. 1 ст. 969 ГК РФ).

Законодательная база состоит из следующих нормативных актов (включая, но не ограничиваясь):

Виды государственного страхования

Существует несколько видов – в зависимости от того, как осуществляется рассмотрение госстрахования, в широком или узком смысле.

В случае рассмотрения в широком смысле можно выделить:

  • ОПС;
  • ОМС;
  • страхование на случай родов, материнства;
  • страхование на случай производственных травм;
  • страхование государственных служащих;
  • страхование вкладов;
  • страхование гражданской ответственности собственников ТС или владельцев опасных объектов;
  • обязательное государственное экологическое страхование;
  • обязательное страхование муниципальных служащих и др.

В узком смысле виды страхования выделяются по категории служащих – работников полиции, прокуратуры, судей, судебных приставов, должностных лиц таможенных органов, работников органов внешней разведки, сотрудников уголовно-исполнительной системы и др.

Формы страхования

Выделяется 2 формы госстрахования – это обязательное и добровольное. Понятие данных форм указано в ст. 927 ГК РФ.

Обязательное

Обязательное госстрахование – наиболее распространенный случай. Как видно из названия, оно должно обязательно осуществляться лицами, указанными в законе.

Например, органы исполнительной власти, в которых предусмотрена воинская служба, обязаны страховать жизнь и здоровье военнослужащих. А ФТС должна обеспечить защиту жизни и здоровья сотрудников таможни (ч. 13 ст.

323 ФЗ № 311 от 27. 11. 2010 года “О таможенном…”).

Добровольное

Под добровольным понимается страхование, осуществляемое на основании свободного волеизъявления страхователя – физического или юридического лица, с любым выбранным им страховщиком.

Важно! Все виды соцстрахования (ОПС, ОМС, ВНиМ), а также государственного (судей, прокуроров, судебных приставов, военнослужащих и др.) являются обязательными. Добровольные виды отсутствуют.

Но в какой-то мере добровольным можно считать страхование, которое осуществляется, хотя на условиях и в порядке, предусмотренными соответствующим федеральным законом, но лицами, на которые обязанность по страхованию не возложена. Классический пример – ИП, которые могут заключить договор с ФСС, чтобы получать больничное пособие и выплаты в связи с материнством.

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

Фонды госстрахования

Если речь идет о соцстраховании (пенсионном, медицинском, на случай родов и материнства), то страховщиками являются внебюджетные фонды, такие как ПФР, ФСС и ФОМС. Именно они управомочены аккумулировать средства и распределять их в пространстве и во времени.

Если же говорить о страховке государственных служащих, то фонд формируется за счет средств страховщика, который получил лицензию на осуществление госстрахования.

Основным источником формирования его фонда являются страховые взносы, перечисленные страхователями, то есть органами исполнительной власти, в которых предусмотрена соответствующая государственная гражданская служба.

Указанные страховщики также могут формировать свои фонды и за счет иных источников.

Внимание! Размер тарифа страховой премии, порядок ее уплаты и расчета, как правило, указываются в договоре между страховщиком и страхователем. Типовая форма представлена в Постановлении Правительства № 169 от 6. 03. 2014 года “Об утверждении…”.

Формирование фондов в отношении иных видов обязательного госстрахования осуществляется на условиях и в порядке, указанных в соответствующих федеральных законах.

Система госстрахования

В системе госстрахования, в зависимости от конкретного его вида, участвуют:

  • страховщики – внебюджетные фонды или частные страховые компании;
  • страхователи – органы исполнительной власти или работодатели;
  • застрахованные лица – граждане или должностные лица определенных государственных структур, жизнь, здоровье или имущество которых подлежат государственному страхованию в соответствии с определенным федеральным законом;
  • выгодоприобретатели – застрахованные или же иные лица, по закону имеющие право на получение страхового возмещения при страховом случае.

Функционирование системы госстрахования обеспечивается за счет надлежащего взаимодействия между всеми субъектами. К примеру, страхование государственных служащих работает следующим образом:

  • орган исполнительной власти (например, территориальное ведомство Федеральной Службы Судебных Приставов), являющийся страхователем, заключает соглашение с частной страховой организацией, получившей лицензию на госстрахование от Центробанка, в котором прописываются предмет договора, срок его действия, объект страхования, перечень страховых случаев, страховые суммы, порядок расчета страховой премии и ее уплаты, права и обязанности сторон, и другие важные моменты;
  • далее страхователь уплачивает премию;
  • наступает страховой случай – к примеру, пристав получает телесные повреждения в процессе осуществления профессиональной деятельности;
  • пристав подает заявление и документы о страховом случае по месту работы;
  • страховщик через страхователя осуществляет денежную выплату.

Итак, в нашей стране действует система госстрахования, которая защищает государственных служащих и иных работников от рисков ухода из жизни, вреда здоровью или утраты заработка вследствие старости, инвалидности, родов, материнства и др. Если понравилась статья, то не забудьте поставить лайк и сделать репост. Но прежде можно получить бесплатную консультацию у профессионального юриста в чате, если что-то осталось непонятным.

Читайте далее: перечень и рейтинг государственных СК.

Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/gosudarstvennoe-strahovanie

Правовая база страховой деятельности в РФ

Государство реализует контроль отношений, признанных договорными юридически, в том числе и отношений по страхованию, посредством специального механизма.

Метод его образования заключается в выработке идеализированных поведенческих моделей, с помощью которых формируются правила, которые устанавливают, как нужно себя вести в случае, если ситуация совпадет с моделью.

Потом данные правила формируются в форму правовых норм, исполнение которых обеспечивается посредством методики государственного принуждения.

Нормы, которые регулируют страховые отношения формируются не поодиночке, а в составе нормативно-правовых актов. Нормативно-правовые акты — это указы, законы, постановления разнообразных органов, которые уполномочены издавать такие постановления.

Замечание 1

Характерной чертой нормативно-правового акта является то, что он адресуется не кому-то конкретному, а неопределенным лицам, то есть всем, производящим деятельность, которая описана в этом акте.

Государственное страхование - его виды и особенности, законодательная база

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Закон РФ “Об организации страхового дела в Российской Федерации” является нормативным правовым актом, так как он адресуется всем, кто принимает участие в отношениях по страхованию.

Закон урегулировал отношения меж лицами, которые осуществляют различные виды деятельности в области страхового дела, отношения в сфере реализации государственного надзора над деятельностью субъектов страхового дела, а также другие отношения, которые связаны с организацией страхового дела.

Читайте также:  Дополнительное имущественное страхование (additional property insurance): что это, особенности

Классификация правовой базы страховой деятельности в РФ

Нормативно-правовые акты сгруппированы по отраслям законодательства. Акты, которые относятся к различным отраслям, формируются по-разному.

Законодательство по страхованию отнесено к отрасли “гражданское право”, а нормы гражданского права, в их числе и нормы, которые относятся к страхованию, могут образовываться лишь на федеральном уровне, они не могут создаваться на уровне регионов – республик, областей и иных субъектов федерации. Поэтому, если вопрос, который связан со страхованием будет рассматриваться в суде, то никакие ссылки на нормативные акты регионов, к примеру, города Москвы либо Республики Татарстан, не будут приняты судами во внимание.

Все нормативно-правовые акты, которые регулируют страховые отношения подразделяют на две части:

  • нормативные акты, которые адресованы лишь страховщикам и регламентируют их деятельность;
  • нормативные акты, которые адресованы всем потенциальным участникам отношений в страховании.

К актам второго типа относится Гражданский кодекс РФ. В нем существует специализированная 48 глава, которая посвящена исключительно страхованию. Следующим является специализированный Закон “Об организации страхового дела в РФ”. Но поскольку данный закон принимался значительно раньше ГК РФ, то в нем множество норм сейчас не соответствует нормам ГК.

Замечание 2

Следует отметить, что ГК РФ обладает приоритетом над Законом “Об организации страхового дела”.

Основы правовой базы страховой деятельности РФ

ГК РФ и Закон “Об организации страхового дела в Российской Федерации” являются общими нормативными актами; в них включены универсальные правила урегулирования отношений по страхованию, то есть правила, которые являются общими для всех разновидностей страхования. Конкретно в силу собственной универсальности они обладают тесной связью с иными общими нормами, которые регулируют образование, завершение, изменение и выполнение обязательств.

Помимо общих ГК и Закона “Об организации страхового дела в Российской Федерации” наличествует множество разнообразных нормативно-правовых актов по конкретным разновидностям страхования.

К примеру, Закон “О медицинском страховании граждан РФ” и ряд постановлений Правительства РФ, отнесенных к данному закону. Существует Кодекс торгового мореплавания, в котором глава XII посвящается морскому страхованию.

Издано было крупное число нормативно-правовых актов по различным видам обязательного страхования.

Также немаловажным источником права, который регулирует отношения страховщика и страхователя, является страховой договор. Договор должен быть заключен в письменной форме.

При заключении страхового договора страхователь обязуется сообщать страховщику известные страхователю обстоятельства, которые обладают существенным значением для определения вероятности наступления страхового случая и величины возможных убытков от его наступления (страхового риска), если данные обстоятельства не являются известными, не должны быть известными страховщику.

Особенности социального и экономического развития нашего государства обуславливают формирование и развитие множества специфических разновидностей страхования, таких как страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.

В особенности остро стоял вопрос по обязательному страхованию авто ответственности, так как РФ — это единственное европейское государство, которое до определенного времени оставалось государством, в котором не было обязательного страхования гражданской авто ответственности.

Система обязательного страхования автогражданской ответственности является интересной для всех участников: страхователи получают полную защиту при ДТП, страховщики получают возможность получения значительных дополнительных доходов, государство обретает источник дополнительных существенных поступлений, пострадавшие лица имеют гарантию по возмещению вреда:

  • морального;
  • материального;
  • физического.

С 01.07.2003 года в силу вступил Закон «По обязательному гражданскому страхованию ответственности владельцев транспортных средств», то есть в настоящий момент есть три основных разновидности автострахования:

Таким образом, правоотношения, которые имеют связь с производством страхования урегулированы нормами гражданского права. Структура страхового законодательства в России является многоступенчатой, что определяется существующей системой права.

Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/pravovaya_baza_strahovoy_deyatelnosti_v_rf/

1. Законодательная база страхования

страхование законодательный предпринимательский риск

Поскольку страхование является достаточно сложным видом финансовой деятельности, во избежание злоупотреблений и мошенничества, оно должно жестко регламентироваться законом. НФС должен знать систему норм, регулирующих страховые отношения и порядок их взаимосвязи между собой.

Правовые нормы, регулирующие страховые отношения, содержатся в нормативных актах различной отраслевой принадлежности (конституционном, административном, налоговом, экологическом и других отраслях права). Общую структуру указанных норм, можно представить следующим образом.

Центральное место в системе правовых источников занимает Гражданский Кодекс РФ. Его положения регулируют гражданско-правовые страховые отношения — обязательства по страхованию.

Специальный закон — Закон Российской Федерации от 27.11.

1992 N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» определяет содержание важнейших понятий и категорий страхования — страхового риска, страхового случая, страховой выплаты и других терминов и определяет требования к обеспечению финансовой устойчивости страховщиков и осуществлению государственных надзорных функций, за страховой деятельностью.

Федеральные законы, регулирующие порядок обязательного страхования. Ими следует руководствоваться при заключении договоров обязательного страхования.

Наибольшее число страховых продуктов, ориентированных на обязательное страхование, связано со страхованием ответственности владельцев автотранспортных средств.

Важнейшей нормой в этой сфере является Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств»

Ведомственные нормативные акты Министерства Финансов РФ и подведомственной ему Федеральной службы страхового надзора (ФССН). Эти органы исполнительной власти, осуществляют государственный надзор за страховой деятельностью и регулируют важные публично-правовые стороны осуществления страхования: порядок и условия лицензирования, правила размещения страховых резервов и др.

Правила страхования. При изучении содержания и порядка предоставления страховой услуги не обойтись без опоры на правила страхования, которые разрабатываются и утверждаются страховщиком либо объединением страховщиков. В правилах отражаются параметры, характеризующие содержание страхового продукта, а также деловой имидж и финансово-предпринимательские возможности страховщика.

Правила страхования (полисные правила) могут быть признаны источником, регулирующим страховые отношения, когда на их применение прямо указывается в самом договоре (страховом полисе) и когда они изложены в одном документе с договором (страховым полисом) либо приложены к нему, что должно быть удостоверено соответствующей записью в договоре. При этом по соглашению сторон отдельные положения правил могут быть изменены, дополнены или исключены.

  • В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции. В их числе:
  • Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.;
  • Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, на территории Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
  • Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г.;

Правила размещения страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. (в редакции изменений от 16 марта 2000 г.);

Приказ Минфина России от 28 ноября 2000 г. «О бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в редакции приказа Минфина России от 28 ноября 2001 г.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г.;

Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г., и др.

  1. В системе законодательства, регулирующего деятельность страховщиков, особое место занимает система подзаконных актов и ведомственных документов, принимаемых в пределах компетенции различными органами исполнительной власти, в том числе указания и рекомендации по различным вопросам страхования, изданные органом страхового надзора в пределах своей компетенции. В их числе:
  2. Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации, утвержденные приказом Росстрахнадзора от 19 мая 1994 г.;
  3. Положение о порядке ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности, на территории Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 17 июля 2001 г.;
  4. Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни, утвержденные приказом Минфина России от 11 июня 2002 г.;

Правила размещения страховых резервов, утвержденные приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. (в редакции изменений от 16 марта 2000 г.);

Приказ Минфина России от 28 ноября 2000 г. «О бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора» (в редакции приказа Минфина России от 28 ноября 2001 г.);

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 4 сентября 2001 г.;

Положение о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденное приказом Минфина России от 2 ноября 2001 г., и др.

Кроме того, органы надзора выпускают методические документы и инструкции по различным вопросам страховой деятельности, рекомендованные или обязательные к исполнению страховыми организациями.

В их числе, например, методика расчета тарифных ставок по рисковым видам страхования, утвержденная распоряжением Росстрахнадзора от 8 июля 1993 г., инструкции о порядке заполнения типовых форм годовой бухгалтерской отчетности и т. д.

Основные положения этих документов, касающиеся отдельных сторон страховой деятельности, нашли отражение в соответствующих разделах данного учебника.

Читайте также:  Лизинг автомобиля для физ. лиц - что это, особенности и сущность

Страховая деятельность во всех странах находится под надзором государства.

Это объясняется значением страхования в экономической и социальной жизни общества.

Интересы общества в развитии страхования предполагают прямое участие государства в наблюдении за функционированием этой сферы. Эта необходимость определяется двумя обстоятельствами.

Во-первых, страхование выполняет важные народнохозяйственные задачи, обеспечивая компенсацию ущербов и пополняя инвестиционные ресурсы.

Во-вторых, страхователи нуждаются в защите, так как они доверяют страховым компаниям свои деньги, зачастую, не будучи в состоянии сделать заключение о надежности своих вложений. Поэтому в каждой стране существует законодательство о надзоре за страховыми организациями, в соответствии с которым строится система надзора.

Источник: https://banki.bobrodobro.ru/9635

Государственное страхование

Государственное страхование – комплекс мероприятий, направленный на создание специального страхового фонда, сформированного за счет страховых взносов его участников, из средств которого специализированной государственной организацией производится возмещение (компенсация) материального ущерба (убытка), а также финансирование на устранение последствий от стихийных бедствий, пожаров, несчастных случаев или других обстоятельств. Государственное страхование возмещает материальный ущерб, который был причинен государственным, некоммерческим, общественным организациям, а также имуществу и здоровью граждан.

В соответствии статьи 969 Гражданского Кодекса Российской Федерации государственное страхование определяется как обязательное страхование, где в качестве страхователей выступают министерства и другие федеральные органы власти.

Обязательное государственное страхование

Для обеспечения интересов государства и социальных интересов граждан законодательными актами Российской Федерации устанавливается обязательное государственное страхование имущества, здоровья и жизни государственных служащих некоторых категорий. Осуществляется обязательное государственное страхование за счет денежных средств, которые выделяются на эти цели из соответствующих бюджетов страхователей: федеральных органов исполнительной власти и министерств (статья 927 ГК РФ).

В законодательстве РФ, которое регламентирует обязательное государственное страхование, указаны лица, являющиеся в обязательном порядке страхователями, а также конкретные страховщики, уполномоченные осуществлять данный вид страхования.

Субъекты обязательного государственного страхования

К субъектам обязательного государственного страхования относятся государственные учреждения и отдельные категории физических лиц. В соответствии со статьей 969 ГК РФ государственные организации (учреждения) являются страхователями здоровья и жизни для определенной категории лиц, обеспечивающиеся страховыми гарантиями в силу действия специальных законов, к ним относятся:

  • военнослужащие;
  • граждане, призванные на военные сборы;
  • лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел РФ;
  • сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • сотрудники федеральных органов налоговой полиции;
  • сотрудники, военнослужащие и работники Государственной противопожарной службы.

Законодательная база

Существует ряд законодательных актов, вменяющих обязательное государственное страхование для отдельных категорий лиц. Например, к таким основным законам РФ относятся:

  • Федеральный закон № 5-ФЗ статья 22 «О внешней разведке», по которому подлежит страхованию весь кадровый состав органов внешней разведки в размере ста восьмидесяти должностных окладов (окладов денежного содержания); страхователем выступает орган внешней разведки Российской Федерации под патронатом Президента РФ;
  • Федеральный закон № 3132-I статья 20 «О статусе судей в Российской Федерации», по которому подлежит обязательному государственному страхованию имущество, здоровье и жизнь судьи на общую сумму заработной платы за последние пятнадцать лет;
  • Федеральный закон № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» гласит, что обязательному страхованию подлежат иные категории лиц, такие как: следователи, прокуроры, лица, проводящие дознания и другие;
  • Федеральный закон № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих;
  • Федеральный закон N 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;
  • Федеральный закон N 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации»;
  • прочие законодательные акты.

Виды обязательного государственного страхования

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты.

Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом.

Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

  • обязательное социальное страхование;
  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное медицинское страхование;
  • страхование автогражданской ответственности;
  • страхование пассажиров.

Государственное социальное страхование

В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам.

Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения.

Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

  • пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);
  • пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);
  • оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;
  • оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

Виды социального страхования

В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

  • государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);
  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);
  • государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Пенсионное страхование

Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений.

За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать.

Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

Социальное страхование

К обязательному социальному страхованию относится два вида страхования:

  • социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Фонд социального страхования Российской Федерации относится к социальному внебюджетному фонду и  по своему объему, после Пенсионного фонда РФ, является вторым по величине.

Целью Фонда социального страхования Российской Федерации служит финансирование различных социальных выплат пособий для застрахованных лиц, а именно: пособий по беременности и родам, временной нетрудоспособности, санаторно-курортное лечение и другое.

Источниками в формировании денежных средств Фонда социального страхования Российской Федерации являются добровольные взносы физических и юридических лиц, ассигнования федерального бюджета, страховые взносы от работодателей (всех организационно-правовых форм).

Медицинское страхование

Обязательное медицинское страхование является важной составной частью государственного социального страхования, которое гарантирует каждому гражданину РФ предоставление бесплатного объема медицинской помощи при нарушении здоровья. Затраты по оплате медицинских услуг возлагаются на страховую медицинскую организацию после уплаты застрахованным лицом первого взноса в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.

Формирование бюджетов государственного страхования

Бюджеты обязательного государственного страхования формируются за счет поступления денежных средств, а именно:

  1. страховые взносы от страхователей-работодателей;
  2. дотации федерального бюджета (средства иных бюджетов);
  3. штрафные санкции, пени;
  4. регрессные денежные средства;
  5. доходы от инвестирования временно свободных денежных средств;
  6. прочие поступления, не противоречащие законодательным актам Российской Федерации.

Бюджеты фондов государственного страхования (конкретных его видов) утверждаются на каждый последующий финансовый год федеральными законами.

Дата формирования страницы: 00:12:24 01.04.2020

Источник: http://insgid.ru/article/gosudarstvennoe-strakhovanie

Правовые основы обязательного страхования

Лекция №7 Правовое регулирование страхования.

Понятие страхования. Характерные черты, функции, виды страхования.

  • Правовые основы обязательного страхования.
  • Государственное регулирование страховой деятельности.
  • ПОНЯТИЕ СТРАХОВАНИЯ
  • Страхование как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимым элементом социально-экономической системы общества.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы России. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования (специального страхования) и собственно страхования, связанного с непредвиденными событиями.

Правовые основы страхования закреплены в Конституции РФ. В соответствии со ст. 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации.

Страховая деятельность в России основывается на соответствующей правовой базе, которая включает в себя значительное количество нормативных правовых актов, в своей совокупности образующих страховое законодательство.

Страхование является комплексным правовым институтом, объединяющим нормы различных отраслей российского права, и в первую очередь гражданского и финансового права.

  1. В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
  2. Характерные черты страхования
  3. Характерными чертами страхования являются:
  4. – не постоянный, а вероятностный характер отношений.
Читайте также:  Закон о страховании мигрантов - поправки, изменения, особенности в 2020

При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.

Возвратность средств.

Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям.

Размер выплат конкретному страхователю приданной форме страхования ( в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора.

Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти – десяти лет после их внесения.

Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений.

Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений.

Субъекты страхования – юридические и физические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц.

При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страхователей будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

Целевое использование создаваемого фонда.

Расходование страховых ресурсов осуществляется исключительно в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования. Порядок заключения и условия договора страхования регулируются нормами гражданского права.

  • Функции страхования
  • Страхованию как одному из самостоятельных звеньев финансовой системы присущи все основные функции категории финансов, но в определенных специфических проявлениях.
  • Так, распределительная функция финансов проявляется в страховании через такие специфические черты, как предупреждение, восстановление и сбережение.

Предупредительная функция страхования заключается том, что страховые компании вправе использовать временно свободные средства страхователей на проведение широкой системы профилактических мероприятий, направленных на предупреждение наступления возможных убытков страхователей.

Страховые резервы, образуемые за счет страховых взносов, инвестируются в промышленность, строительство, социально-экономические, экологические и иные программы, в государственные ценные бумаги и т.д.

За счет этих средств, в частности, могут производиться строительство, переоснащение пожарных, санитарно-эпидемиологических, ветеринарных и т.п. служб.

Восстановительная (защитная) функция страхования проявляется в том, что в случае наступления страхового случая и выплаты определенной, обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение (восстановление) потерь, понесенных юридическими или физическими лицами.

Страхование может выполнять и сберегательную функцию.

Это происходит, когда оно используется как средство обеспечения защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых платежей.

Сберегательная функция наиболее характерна для страхования на дожитие, когда категория «страхование» в наибольшей степени присуща функция накопления обусловленных договором страховых сумм в их денежном выражении.

Контрольная функция, как основная функция финансов, присуща и страхованию.

Она проявляется том, что страховые платежи аккумулируются в страховой фонд на строго определенные цели, используются в строго определенных случаях и строго определенным кругом субъектов.

Данная функция проявляется одновременно с распределительной и является одним из оснований осуществления финансового страхового контроля (надзора) в сфере страхования.

  1. Наличие специфических черт и функций, присущих страхованию, свидетельствуют о том, что страхование является особым правовым институтом, регулирующим круг однородных финансовых отношений.
  2. Виды страхования
  3. Видом страхования является страхование однородных, одинакового происхождения (назначения) предметов страхования от одного или совокупности страховых рисков (случаев) и связанных с ними имущественных интересов по установленным для всех предметов условиям, способам страховой защиты интересов, формирования и использования страховых фондов (резервов).

Виды страхования объединяются по определенным признакам в подотрасли страхования. Подотрасль страхования представляет собой совокупность видов страхования близких или родственных предметов страхования и связанных с ними имущественных интересов с характерными для них страховыми рисками (страховыми случаями), условиями и способами страховой защиты.

Основные виды страхования по подотраслям имущественного и личного страхования представлены в таблице 1.

В указанных видах страхования, как правило, выделяются еще подвиды страхования в связи с наличием определенных различий в самих предметах страхования, присущих им рисковых обстоятельствах, а также в характере причиняемого страховыми случаями вреда, в порядке и методах определениях и выплаты страхового возмещения (обеспечения).

Таблица 1.

Виды страхования

Отрасли и подотрасли страхования Основные виды страхования
А. Имущественное страхование
  1.1. Страхование имущества   Страхование средств наземного транспорта. Страхование средств воздушного транспорта. Страхование средств водного транспорта. Страхование грузов. Страхование иных видов имущества.  
1.2. Страхование ответственности Страхование ответственности владельцев транспортных средств. Страхование гражданской ответственности перевозчиков. Страхование ответственности владельцев источников повышенной опасности. Страхование ответственности за нарушение договора. Страхование профессиональной ответственности. Страхование иных видов ответственности.  
1.3. Страхование предпринимательских рисков Страхование убытков по сделкам продажи товаров, выполнения работ, оказание услуг. Страхование срочных депозитных вкладов и денег на счетах в банках. Страхование невозврата кредитов и процентов за них заемщиком. Страхование инвестиций в другие предприятия, их проекты и в ценные бумаги. Страхование инноваций предпринимателя. Страхование убытков от остановок производства по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам. Страхование рисков снижения объемов продаж. Страхование непредвиденных расходов и прочих убытков предпринимательской деятельности.
Б. Личное страхование
2.1. Страхование от несчастных случаев Страхование детей и учащихся. Страхование работников за счет средств предприятия, организации. Страхование пассажиров. Страхование государственных служащих. Страхование работников опасных профессий. Страхование спортсменов. Страхование иных категорий граждан.
2.2. Страхование жизни Страхование на случай дожития до окончания срока действия договора страхования или определенного договором возраста. Страхование на случай смерти. Смешанное страхование. Страхование детей к бракосочетанию («свадебное страхование»). Страхование негосударственных пенсий. Страховые ренты. Страхование расходов на оплату профессионального образования.  
2.3.Медицинское страхование (добровольное) Страхование на случай болезни, повреждения здоровья (амбулаторное лечение). Страхование на случай стационарного лечения, проведения операции. Страхование на случай протезирования. Страхование на случай оказания физиотерапевтических, оздоровительных или санаторно-курортных услуг. Страхование на случай проведения пластических и корректирующих внешность операций. Страхование граждан, выезжающих за границу.

Осуществляется также разделение страхования по признаку оснований возникновения обязательств сторон договоров страхования. По этому признаку традиционно выделяют две формы страхования: добровольное и обязательное страхование.

При добровольном страховании страхователь заключает договор страхования, осознав потребность, неотложность страховой защиты своих имущественных интересов от страховых случаев и оценив свои финансовые возможности по уплате страховой премии (т.е. по исполнению своего обязательства по договору).

При финансовых затруднениях либо в случае неудовлетворенности условиями страхования, предлагаемыми страховщиком, страхователь может не заключать договора страхования, хотя потребность в этом у него имеется.

При необходимости он может выбирать страховую организацию, условия страхования в которой его полностью удовлетворяют.

Обязательное страхование осуществляется исходя из заинтересованности государства в страховой защите жизни, здоровья и имущества определяемых законом физических, юридических лиц указанными в нормативом правовом акте лицами (страхователями).

Кроме того, законом на указанных в нем лиц-страхователей может возлагаться также обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами.

  • Правовые основы обязательного страхования
  • Одна из форм обязательного страхования, при котором страховые отношения возникают в силу закона, – обязательное социальное страхование.
  • Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
  • Участниками отношений по обязательному социальному страхованию выступают страхователи, страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Управление системой обязательного социального страхования осуществляется Правительством РФ. Обязательное социальное страхование осуществляют создаваемые Правительством РФ страховщики, в оперативном управлении которых находятся средства обязательного социального страхования.

Источник: https://megaobuchalka.ru/6/35602.html

Ссылка на основную публикацию