Продолжаем наше интервью с тренером-консультантов экспертов Хонест Гридневым Максимом на тему единой методики расчета ущерба по ОСАГО. Часть 2 из 2
Что такое единая методика расчета ущерба после ДТП
Как показывает практика, после введения единой методики равна ли стоимость ущерба, рассчитанная страховой компанией стоимости, рассчитанной независимым экспертом? Теоретически, если считать по единой базе цен, то выплаты страховой не должны быть меньше расчетов независимой экспертизы, но на практике все не много иначе.
Если использовать механизмы и принципы определения реальной розничной цены, то фактический размер ущерба, зачастую, будет превышать выплаты страховой, особенно по премиальным маркам авто.
Почему эксперты Хонеста не всегда используют данные единой базы цен? Согласно приказу Минюста от 22 января 2015 года не рекомендуется использовать информационные базы данных, упомянутые в Единой Методике Банка России, в следующих случаях:1) В них (справочниках) отсутствуют прямые ссылки на источники информации, использованные при их составлении.2)Сведения о стоимости материалов, запасных частей и стоимости одного нормо-часа работ отличаются более чем на 10% от среднерыночных цен, определенных согласно принципам и подходам Методики Банка России по традиционным источникам информации в соответствующем регионе.
На данный момент, в единой базе цен не указаны ссылки на источники информации и способ расчета данной цены, поэтому если фактические цены выше, указанных в справочниках, наши эксперты составляют отчет на основе среднерыночных цен.
А как рассчитывают стоимость ущерба страховые компании?Конечно же, страховым не выгодно использовать среднерыночные цены, поэтому они практически всегда опираются на данные справочников, хотя некоторые компании до сих пор продолжают считать по своим заниженным тарифам.
Что делать, если страховая насчитала меньше, чем должна?Если вы получили маленькую страховую выплату по ОСАГО, то необходимо составить досудебную претензию, в которой будет указана верная по вашему мнению сумма компенсации.
Скорее всего, если независимая экспертиза пользуется в своей работе единой методикой, и страховая получит претензию, основанную на этих данных, то вы получите правильную сумму. Но не всегда и не в каждой компании.
А что делать, если страховая отказывается от выплаты после получения досудебной претензии?Если страховая не изменила решения после получения досудебной претензии, то необходимо подавать на нее в суд. Для суда вам потребуется квалифицированный юрист, который сможет правильно изложить ситуацию и получить для вас полную компенсацию.
Можно ли написать досудебную претензию самостоятельно?Конечно, никто не запрещает вам самостоятельно составить досудебную претензию к страховой, но любая ошибка может привезти к тому, что дело перейдет в суд.
Составление досудебной претензии стоит не дорого (к примеру, в Хонесте 2000 рублей), и за эти деньги вы получите гарантию того, что документ будет составлен правильно и страховая компания его примет.
Изменилось ли отношение страховых к отчетам независимой экспертизы?Сейчас страховые компании стали строже подходить к полученным претензиям.
Так, по новым правилам, отчет должен подписывать эксперт-техник, состоящий в едином государственном реестре экспертов-техников. Если раньше отчет мог подписать оценщик, то теперь такой отчет страховая не примет.
Список экспертов-техников можно посмотреть на сайте Минюста. Также каждому специалисту присваивается индивидуальный номер и выдается соответствующий документ.
Мы не можем отвечать за специалистов других компаний, но в Хонесте все отчеты подписывают эксперты, имеющие соответствующие полномочия.
Имеет ли смысл в настоящей ситуации обращаться за независимой экспертизой и когда это лучше делать?Несмотря на все изменения, мы по прежнему рекомендуем обращаться за независимой экспертизой сразу после ДТП. Так вы будете знать реальную стоимость ущерба, и будете иметь объективный взгляд на ситуацию, когда получите страховую выплату.
Источник: https://www.drive2.ru/b/1910665/
Особенности работы единой базы ОСАГО
osagoС введением в 2013 году единой базы ОСАГО (АИС РСА) многие
автовладельцы столкнулись с проблемами:то лапы ломит, то хвост отваливается, то КБм в базе неверный, то данных по водителю вообще нет в базе.
Для начала стоит дать краткую справку. Что такое КБм? КБм (коэффициент бонус-малус) – это система скидок за безаварийную езду; один из коэффициентов, применяемых для расчета стоимости полиса ОСАГО. Первоначально водителю присваивается коэффициент 1 (КБм=1).
За каждый год без ДТП (по вине данного водителя) КБм уменьшается на 0,05. При виновности водителя в ДТП его КБм увеличивается в соответствии с таблицей КБм.
Следовательно, те, кто с момента введения ОСАГО в 2003 году проездил без ДТП, должны сейчас иметь наименьший КБм=0,5.
Раньше при оформлении полиса ОСАГО достаточно было предъявить предыдущий полис ОСАГО, чтобы получить скидку по КБм. И хотя по Закону об ОСАГО для этого необходимо было предоставить справку из страховой компании о значении КБм, все закрывали на это глаза.
Теперь же полис для оформления ОСАГО необходимо получить данные из АИС РСА. Как я уже сказала, с базой постоянно возникают проблемы.
Вместо маленького КБм в базе стоит 1 или другое неверное значение, по многим водителям данных в базе вообще нет.
Проще всего сказать, что это страховые компании мошенничают, чтобы получить побольше денег. Давайте разберемся, почему же так происходит на самом деле.
Прежде всего, стоит отметить, что информация в базу вводится операторами, т.о. здесь присутствует простой человеческий фактор. Каждый может допустить ошибку. А если допущена ошибка хоть в одной букве или цифре, то Вы уже не сможете найти информацию о себе в базе.
Этим аспектом часто пользуются некоторые страховые компании, в особенности «Росгосстрах», специально делая ошибку в фамилии/имени или номере водительского удостоверения. В таком случае на следующий год водителю придется страховаться с КБм=1.
Еще одной причиной возникновения подобной ситуации может стать смена водительского удостоверения. Агент будет искать Вашу информацию в базе по номеру новых прав, а в базе указаны старые. Опять-таки данные агент не найдет. Если Вы поменяли в течение года водительское удостоверение, стоит попробовать сделать запрос в АИС по номеру старых прав.
На мой взгляд, самой обидной причиной ошибки в базе является банкротство страховой компании, в которой Вы застрахованы по ОСАГО. Такие компании чаще всего не успевают или просто не передают данные в базу, в которой не будет никакой информации о Вашем КБм.
Если Вы вписаны в несколько полисов ОСАГО с разными значениями КБм и информация по всем полисам занесена в базу, то при повторном страховании база выдаст наибольший коэффициент.
Например, Вы вписаны в свой полис с КБМ=0,5 и в полис друга, у которого КБм=0,9 (при расчете стоимости полиса учитывается наибольший КБм по водителям) и в базу занесены оба полиса.
В данном случае база присвоит Вам КБм=0,9.
Но чаще всего возникает совсем другая ситуация. К примеру, Вы застрахованы в страховой компании «А».
Через год Вы решаете застраховаться в страховой компании «Б», которая не находит Ваши данные в АИС РСА и предлагает Вам застраховаться с КБм=1.
Тогда Вы идете обратно в СК «А», которая не смотрит в единую базу, а смотрит куда-то в свою собственную базу данных и видит там реальные данные, по которым уже и страхует Вас. Этим очень часто промышляет уже названный выше «Росгосстрах».
Но не стоит расстраиваться раньше времени, если Вы попали в одну из таких ситуаций. Есть 2 пути решения:
1. Вы можете обратиться в Российский союз автостраховщиков (РСА) и подать жалобу. Необходимо будет также предоставить копии предыдущих полисов ОСАГО, справки о безубыточности из страховых компаний, в которых Вы были застрахованы. На сайте РСА можно скачать бланк претензии.
2. Вы можете обратиться в страховую компанию, в которой был оформлен последний полис и получить справку по форме №4 с указанием действующего КБм. Такую справку Вам обязаны выдать в страховой компании в течение 5 рабочих дней. На основании этой справки Вы сможете застраховаться в другой компании с реальным коэффициентом.
В заключении хочу отметить, что в связи со сложившейся практикой по определению КБМ. Некоторые недобросовестные агенты предлагают Вам оформить полис ОСАГО лишь на основании данных из предыдущего полиса. Соглашаясь с таким заманчивым предложением, Вы рискуете тем, что Ваш полис будет фальшивым.
Источник: https://osago.livejournal.com/8960.html
Единая база страховых историй: кому выгодно?
1 октября 2015 года
Раньше единая информационная база по автострахованию АИС РСА была ориентирована только на ОСАГО. По ней в каждом конкретном случае исчислялся коэффициент «бонус-малус», влияющий на стоимость полиса. А дополнительная система ЕАИС БСИ будет содержать полную информацию обо всех страхователях, поскольку страховые компании обязаны передавать в РСА сведения о заключенных договорах каско и ДСАГО (дополнительное страхование гражданской ответственности). Данные о клиенте-страхователе и его транспортном средстве, а также связанных с ним убытках и выплатах должны попасть в базу не позднее чем через 30 дней после заключения договора. Это касается и сведений об изменении условий договора, его расторжении и выплатах по полису. (Полный перечень обязательной для передачи в базу информации перечислен в указании Банка России от 10 апреля 2015 года № 3620‑У.)
Для аккуратных водителей появление единой информационной базы — безусловный плюс.
Раньше, чтобы подтвердить свою безаварийную репутацию при переходе из одной страховой в другую, приходилось получать у прежнего страховщика справку о безубыточности. Сейчас этого делать не нужно — вся необходимая информация есть в базе.
С одной оговоркой: в систему вносятся лишь данные по договорам, заключенным после 1 августа 2015 года. Значит, потребуется немало времени для наполнения базы.
Новой системой будут недовольны те, кто часто попадает в аварии. Прежде горе-водители, получив после аварии максимальную выплату по каско, попросту меняли страховую компанию, чтобы при продлении договора им не начислили повышающий коэффициент. Отныне утаить предыдущие выплаты не получится.
Те, кто получал деньги по каско, но в аварии попадал не по своей вине, могут не беспокоиться. В базу ЕАИС БСИ заносится информация не только о ДТП, но и о том, кто его спровоцировал. Если вас изначально признали виновником, а позже вы добились оправдания, можно восстановить свою репутацию.
Достаточно передать вашему страховщику документы, подтверждающие отмену первоначального вердикта. Хотя не исключено, что на первых порах многие недобросовестные страховые компании будут учитывать все выплаты, независимо от того, была признана вина автовладельца или нет.
Поэтому страхователям следует быть начеку и проверять, правильно ли рассчитана стоимость полиса, а при нарушениях жаловаться в РСА.
Данные, собранные в базе, помогут страховщикам оценить, насколько «опасен» водитель, — и каждому предложить индивидуальный тариф каско и ДСАГО. Для безаварийных автомобилистов скидка при покупке полисов может составить до 30%. Правда, такая схема заработает лишь через пару лет, когда в базе накопится необходимый объем информации о страховых случаях.
Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter
Источник: https://www.zr.ru/content/articles/817400-edinaya-baza-straxovyx-istorij-komu-vygodno/
Методы выявления мошенничества в автостраховании
Как известно, наибольшая доля мошеннических действий в отношении страховых компаний приходится на автострахование. В публикуемой статье рассматриваются основные методы противодействия мошенничеству в сегментах автокаско, ОСАГО и ДСАГО, приводятся рекомендации по усовершенствованию работы соответствующих подразделений страховых компаний.
Организация работы по противодействию страховому мошенничеству в страховой компании
В страховой компании обязательно должны быть разработаны и внедрены регламенты по выявлению признаков страхового мошенничества по видам страхования и противодействию нанесению ущерба, где это необходимо (например, наибольшее количество страхового мошенничества выявляется в имущественных и личных видах страхования).
Работа по противодействию страховому мошенничеству многогранна, индивидуальна в каждом конкретном случае, и кратко рассказать о ней невозможно. В части автострахования акцент должен быть сделан на профилактике страхового мошенничества.
Например, по транспортным средствам со страховой суммой свыше 500000 рублей это, прежде всего, предстраховая проверка принимаемого на страхование имущества и самих страхователей с выгодоприобретателями.
Хороший результат дает проверка EXIF-файлов фотографий предстрахового осмотра транспортных средств при «заливке» в ERP систему, специальная программа автоматически определяет фотографии без EXIF-файлов, с измененными датами и модифицированные в фоторедакторе.
Сейчас созданы программы, которые позволяют не только проверить файлы, но и показывают, какие элементы фотографий изменялись в фоторедакторах (государственные номера, идентификационные номера, отдельные части автомобиля). Далее проводится внутреннее служебное расследование по выявленным инцидентам и готовится заключение с выводами и решением.
Второй обязательный элемент профилактики страхового мошенничества в автостраховании – это проверка истории автомобиля.
Не проверяется история абсолютно новых автомобилей из автосалонов (без пробега) и пролонгированные страховые договоры (обязательно проверяются новые автомобили с пробегом).
Все эти важные моменты должны быть отражены в регламенте по выявлению признаков страхового мошенничества в автостраховании. Например, проверяются 100% транспортных средств с дубликатом ПТС или обладающие рядом других критических признаков.
Если профилактика страхового мошенничества в компании организована, это позволяет уменьшить выплаты по страховому мошенничеству на 50–70%. В случае выявления характеризующих признаков страхового мошенничества на стадии урегулирования убытка проводится проверка на наличие или отсутствие страхового мошенничества.
Хорошие результаты дает новый метод проверки – снятие информации с ключей автомобиля (все больше автопроизводителей делают ключи автомобиля как его паспорт, по ним можно узнать идентификационный номер автомобиля, пробег, когда в последний раз запускался двигатель с этого ключа, техническое состояние автомобиля и т.д.). В случае возникновения сомнений в дате и времени дорожно-транспортного происшествия прекрасно работает метод снятия информации при срабатывании подушек безопасности Crash Data. Благодаря нашим исследованиям, иностранный автопроизводитель решил защитить информацию в блоке SRS от уничтожения.
Необходимо предусмотреть минимальную сумму выплаты страхового возмещения, ниже которой убытки не администрируются, так как затраты на администрирование выявления страхового мошенничества обходятся дороже, чем сама страховая выплата.
И конечно, необходимо иметь в страховой компании сотрудников, внутренние и внешние компетенции которых позволяют проводить мероприятия по противодействию страховому мошенничеству. Этих сотрудников необходимо постоянно обучать инновационным методам и мотивировать на высокий результат по противодействию страховому мошенничеству.
План проверки при страховом случае
В автостраховании необходимо четко разграничить мероприятия по убыткам каско, ОСАГО и ДСАГО транспортных средств (далее – ТС), а далее, например, по каско выделить ущерб, тотальный ущерб, возгорание ТС, угон (кражу) ТС.
План проверки при страховом случае утверждает и контролирует руководитель службы безопасности на основании технологической карты, он может включать или убирать любые мероприятия в рамках своих полномочий и наличия компетенций. По этим страховым случаям целесообразно проводить следующие мероприятия по утвержденной технологической карте в случае выявления признаков страхового мошенничества.
Ущерб
– проверка страхователя и допущенных (управлявших в момент ДТП) лиц к управлению ТС по «черным спискам» страховых мошенников;
– проверка информации из колл-центра по страховому случаю (кто звонил, с какого номера, в какое время и т.д.);
- – проверка ТС на соответствие VIN-номера в документах данным завода-изготовителя ТС;
- – проверка истории ТС и участия его в ДТП;
- – проверка подлинности документов из ГИБДД и передвижения автомобиля по дорожной сети;
- – проверка соответствия повреждений автомобиля характеру ДТП и повреждениям других участников ДТП, проверка показаний одометра автомобиля;
- – проверка фотографий предстрахового осмотра по информации в EXIF-файлах и изменений в теле фотографий, сделанных фоторедакторами (специальные программы), проверка соответствия адреса места осмотра, времени года и суток, температуры воздуха в этот день;
- – трасологическое исследование обстоятельств страхового случая и представленных документов из ГИБДД с повреждениями, имеющимися на ТС, на предмет их соответствия друг другу и месту ДТП;
- – снятие показаний одометра с ТС (сравнительный анализ пробега ТС с данными предстрахового осмотра и осмотров при урегулировании СС до ущерба);
- – проверка на предмет «двойного» страхования;
- – проверка иных уникальных обстоятельств страхового случая.
- Возгорание ТС
- – аналогично пунктам 1–4 раздела «Ущерб»;
- – проверка подлинности документов из ГИБДД и МЧС;
- – проверка фотографий предстрахового осмотра по информации в EXIF-файлах и изменений в теле фотографий, сделанных фоторедакторами (специальные программы), проверка соответствия адреса места осмотра, времени года и суток, температуры воздуха в этот день;
- – проверка остатков ТС на подлинность VIN-номера и указанной причины возгорания в документах МВД и МЧС характеру пожара и имеющимся повреждениям ТС (необходимо исключить самовозгорание автомобиля);
- – проведение в случае сомнения в результатах государственной пожаротехнической экспертизы (или в случае ее отсутствия) независимой пожаротехнической экспертизы с целью установления истинной причины возгорания;
- – проверка по информационным базам МВД и МЧС наличия аналогичного возгорания ТС, возбуждения уголовного дела или отказа в возбуждении уголовного дела;
- – проверка на предмет «двойного» страхования;
- – выезд на место возгорания ТС с целью проверки всех обстоятельств, установления и опроса очевидцев;
- – проведение с помощью экспертов-криминалистов исследования на установление VIN-номера ТС в случае повреждения идентификационных номеров;
- – проверка иных уникальных обстоятельств страхового случая.
- Тотальный случай (ущерб)
- – аналогично пунктам 1–4 раздела «Ущерб»;
- – проверка подлинности документов из ГИБДД и передвижения автомобиля по дорожной сети;
- – проверка фотографий предстрахового осмотра по информации в EXIF-файлах и изменений в теле фотографий, сделанных фоторедакторами (специальные программы), проверка соответствия адреса места осмотра, времени года и суток, температуры воздуха в этот день;
- – проверка на предмет «двойного» страхования;
- – исследование подлинности номерных агрегатов ТС;
- – трасологическое исследование обстоятельств страхового случая и представленных документов из ГИБДД с повреждениями, имеющимися на ТС, на предмет их соответствия друг другу и месту ДТП;
- – снятие показаний одометра с ТС (сравнительный анализ пробега ТС с данными предстрахового осмотра и осмотров при урегулировании страховых случаев до тоталя), снятие информации с ключей зажигания при возможности их получения для исследования (позволяют проверить соответствие ключей зажигания VIN-кода автомобиля, соответствие пробега показаниям одометра и другую необходимую информацию в зависимости от марки ТС);
- – снятие информации с Crash Data о дате срабатывания подушек безопасности;
- – выезд на место ДТП с целью проверки всех обстоятельств, установления и опроса очевидцев;
- – проверка иных уникальных обстоятельств страхового случая.
- Угон
- – проверка страхователя и допущенных (управлявших в момент ДТП) лиц к управлению ТС по «черным спискам» страховых мошенников;
- – проверка информации из колл-центра по страховому случаю;
- – проверка ТС на соответствие VIN-номера в документах данным завода-изготовителя ТС;
- – проверка истории ТС и участия в его в ДТП;
- – проверка подлинности документов из ГИБДД и передвижения автомобиля по дорожной сети;
- – проверка фотографий предстрахового осмотра по информации в EXIF-файлах и изменений в теле фотографий, сделанных фоторедакторами (специальные программы), проверка соответствия адреса места осмотра, времени года и суток, температуры воздуха в этот день;
- – снятие информации с ключей зажигания ТС (позволяют проверить соответствие ключей зажигания VIN-кода автомобиля, соответствие пробега показаниям одометра и другую необходимую информацию в зависимости от марки ТС);
- – выезд на место угона ТС в случае сомнения в подлинности события и имеющейся возможности это проверить (запись камер видеонаблюдения);
- – проверка на предмет «двойного» страхования;
- – проверка иных уникальных обстоятельств страхового случая.
- Кто должен заниматься выявлением страхового мошенничества
На выявление страхового мошенничества должен быть замотивирован весь персонал страховой компании, начиная от фронт-офиса и заканчивая юридическим подразделением, специалисты которого, например, закрывают убыток взысканием суброгации и регресса, так как мошенничество может быть выявлено и на этой стадии бизнес-процесса.
Каждый должен работать в рамках регламентов, установленных в компании.
То есть работа по противодействию страховому мошенничеству должна начинаться с профилактических и превентивных мероприятий (вся работа начинается с андеррайтинга, далее вступают в работу фронт-офис и служба безопасности), при наступлении страхового случая ключевую роль играют сотрудники отдела урегулирования убытков и службы безопасности с юристами.
Обязательно должна быть регламентирована дисциплинарная ответственность по ТК за факты невыявления сотрудниками страхового мошенничества или сокрытия таких случаев.
Подготовкой заявлений о возбуждении уголовного дела и сопровождением возбужденного уголовного дела, а потом и исполнительного производства, должен заниматься сотрудник с компетенциями по страховому и уголовному праву.
Этот сотрудник должен отвечать за линию работы с момента подачи заявления о возбуждении уголовного дела до окончания исполнительного производства (своеобразное «одно окно»).
Такой сотрудник входит в штат службы безопасности страховой компании и ведет эту линию работы, одновременно занимаясь аналитической работой по уголовному праву в страховой компании.
И конечно, основная роль в выявлении страхового мошенничества отводится сотрудникам службы безопасности страховой компании как наиболее подготовленным сотрудникам. Именно они отвечают за ее организацию и результативность, одновременно являясь владельцами бизнес-процесса и мастер-планерами регламентов по противодействию страховому мошенничеству.
Есть один тонкий момент: топ-менеджмент страховой компании должен иметь необходимые компетенции по всем бизнес-процессам противодействия страховому мошенничеству и контролировать все ключевые показатели эффективности службы безопасности в этом направлении работы. Только в этом случае будет обеспечен высокий результат.
Бюро страховых историй
Активно обсуждаемая тема бюро страховых историй – идея здравая, давно назревшая и нужная страховому сообществу. Вместе с тем, при ее реализации необходимо учитывать следующие моменты.
Во-первых, обязательное и добровольное страхование очень серьезно отличается по своей сути (ОСАГО и каско), в связи с этим необходимо другое, более взвешенное решение с учетом видов страхования по созданию информационных баз, чем то, что предлагается сейчас.
Возможно, эту информационную базу по истории автомобиля целесообразно делать на базе уже успешно работающей единой базы ГИБДД, начиная от ввоза в страну или выпуска ТС на автозаводе, учитывая проведение регистраций и техосмотров автомобиля, технические осмотры, участие в ДТП и заканчивая утилизацией.
Сейчас практически у всех государственных ведомств свои базы, в результате большого количества запросов в разные организации затраты служб безопасности страховых компаний крайне высоки, а это не способствует снижению РВД.
Во-вторых, в настоящий момент целесообразно создание в Департаменте страхового рынка ЦБ или СРО страховщиков информационной системы убытков по всем видам страхования (с доступом всем страховым компаниям). Это даст более точные данные для андеррайтинга в страховании, это то, что необходимо сейчас страховому сообществу. Впоследствии она может быть присоединена к бюро страховых историй.
В-третьих, в Департаменте страхового рынка ЦБ или СРО страховщиков целесообразно создать систему электронного документооборота для служб безопасности страховых компаний. Это позволит страховым компаниям в режиме реального времени обмениваться информацией и своевременно получать ответы на запросы.
Ближайшие перспективы
Что ждет автострахование в ближайшее время в части усовершенствования методов противодействия страховому мошенничеству?
Конечно, это внедрение «умного страхования» – за ним будущее, и его развитием активно занимаются многие компании, но без государственного подхода его развитие ограниченно. С «умным страхованием» уровень страхового мошенничества будет стремиться к нулю, а значит, можно сократить многие затраты и уменьшить РВД, что, конечно, положительно повлияет на стоимость страхового продукта.
Крайне необходимо дать службам безопасности страховых компаний такие инструменты, как единые базы данных по истории автомобиля, всем убыткам ТС, и систему электронного документооборота (взаимодействия) между ними.
В каждой страховой компании у службы безопасности свои задачи, свой бюджет и свои проблемы. Конечно, хорошая работа службы безопасности – это конкурентное преимущество страховщика.
Но для страхового рынка в целом важно, чтобы для всех компаний, независимо от размера их бизнеса, был обеспечен доступ к информации для противодействия страховому мошенничеству и возможность взаимодействия друг с другом.
Сейчас этого нет: за редким исключением службы безопасности «варятся в своем соку», в собственной субкультуре. Вопрос в том, кто должен взять на себя менеджмент этих бизнес-процессов и организовать взаимодействие по противодействию страховому мошенничеству, которое пойдет на пользу всему страховому сообществу.
Бизнес-Сервис (Википедия страхования)
Владимир КЛЕЕВ
Источник: https://www.711.ru/news/smi-o-strahovanii/16462-metody-vyyavleniya-moshennichestva-v-avtostrahovanii.html
Единая база ОСАГО страховых полисов и страховщиков, проверить по единому реестру страховку компаний от ДТП
Проблемы в российском автостраховании накапливались и практически никак не решались на протяжении последнего десятилетия.
На территории России ходило множество фальшивых страховых полисов и работало множество не имеющих лицензии страховых компаний. Все это делало абсурдной саму идею автострахования.
Как ни странно, страховые компании, даже очень крупные, устраивало такое положение вещей, так как рынок автострахования считался провальным и убыточным, поэтому и была создана единая база ОСАГО.
Для чего необходима единая база автострахования в России для водителей и страховщиков
Страховщики относятся к автострахованию – как к бизнесу, который должен приносить прибыль. Для автовладельца – страховой полис – это возможность не нести личные выплаты в случае ДТП авто было сильно повреждено.
Создание единой базы страховщиков ОСАГО позволяет решить следующие вопросы:
- внедрить ключевые изменения в законодательство в наиболее оптимальные сроки,
- стабилизировать страховой рынок,
- значительно снизить уровень выплат по полисам ОСАГО,
- повысить количество легальных полисов до 100%.
Создание единой базы автостраховщиков ОСАГО
Без своевременного решения вышеперечисленных проблем само существование ОСАГО находилось под большим вопросом. Как тарифы, так и методика их исчисления нуждались в модернизации и усовершенствовании. Специалисты ЦБ РФ осознавали социальное значение автогражданского страхования, поэтому было принято решение создать единую базу автостраховщиков.
С начала 2015г и по настоящее время лицензии на проведении страховой деятельности и оформления страховых полисов на автомобиль была отозвана у более чем сотни страховых компаний. Первую десятку страховщиков, прошедших лицензирование и имеющих право на легальное оформление полисов ОСАГО, на сегодняшний день составляют:
- ООО «ВТБ Страхование»,
- ООО «РОСГОССТРАХ»,
- ООО «СПАО РЕСО-Гарантия»,
- ООО «Страховая группа СОГАЗ»,
- ООО Страховая группа «Согласие»,
- ООО САО ВСК,
- ООО «Группа Ренессанс Страхование»,
- ООО Транснефть.
Российский реестр ОСАГО и ее предназначение
- С принятием в 2013г единой базы (АИС РСА) многие автовладельцы обнаружили, что их вообще нет среди лиц, зарегистрированных по ОСАГО. Единая база ОСАГО создана для упорядочивания взаимоотношений между сторонами автострахования.
- Единая база постоянно пополняется именами владельцев только что оформленных полисов. Автовладельцы не имеют доступа к данной базе.
- За предыдущие годы в уже существующей базе накопилась масса ошибок и сбоев. Внесенная информация подвергается постоянным исправлениям и уточнениям.
- Автовладельцы могут только узнать наименование страховой компании по регистрационному номеру, указанному на полисе. Полный доступ к базе имеют только страховщики.
- Такая информационная база необходима для формирования цены полиса. Скидки за безаварийное вождение предусмотрены законодательно. Скидка рассчитывается исходя из класса водителя. Каждому классу соответствуют повышающие или понижающие коэффициенты.
Проверка полиса ОСАГО по единой базе
Даже при смене страховщика водитель вправе рассчитывать на скидки при оформлении ОСАГО. Единая база страховщиков позволяет определить реальную скидку на оформление полиса для всех водителей.
Если водитель попал в аварию по собственной вине, то его класс понижается на два пункта. Соответственно и скидка при оформлении полиса снижается. Максимальное увеличение стоимости полиса равняется 55%. Если водитель по своей вине попадает в аварию 3 раза в год или чаще, то он получает класс вождения М. Этому классу соответствует расчетный коэффициент 2,44.
Полис такого водителя будет стоить в 2,5 раза дороже, чем у автовладельца не попадавшего в аварии. Смотрите также, как проверить страховой полис ОСАГО на подлинность по базе РСА.
Если водитель на протяжении нескольких лет не совершал аварий, но при оформлении ОСАГО не получил расчетной скидки, соответствующей его классу, то он может подать жалобу. Чтобы понять, куда ее подавать, необходимо разобраться с тем, кто какими вопросами ведает.
Наиболее действенной будет подача жалобы в прокуратуру, так как это ведомство наделено правами проверять любую организацию, или привлекать к проверке компетентные органы.
Как изменяется стоимость полиса ОСАГО по данным единой базы
Коэффициент КБМ — дает водителям возможность купить полис ОСАГО с существенной скидкой. Он увеличивается в случае безаварийной езды. Первоначально водителю присваивается КбМ=1.
Каждый год безаварийного вождения дает водителю снижение по КбМ на 0,05. Если водитель попал в аварию по собственной вине, то КбМ увеличивается в соответствии со специальной таблицей КбМ.
Безаварийная езда с 2003г дает водителям максимальный КбМ=0,5.
Чтобы получить скидку по КбМ до недавнего времени водителю было достаточно предъявить при оформлении ОСАГО предыдущий полис. Сегодня необходимо еще предоставить справку из АИС РСА.
Если в базе есть несколько полисов, зарегистрированных на одного автовладельца, с разным КБМ, то при оформлении нового полиса, база выдаст наименьшее значение. Наименьший коэффициент бонус малус приводит к наибольшим затратам при покупке полиса.
Если водитель решил изменить страховщика, то новая компания предложит оформить полис с КБМ=0,01.
Чтобы избежать такой ситуации, стоит обратиться к базам РСА. Подача жалобы в Российский союз автостраховщиков чаще всего приводит к обращению страховой к другим базам и выяснению действительного положения дел.
Можно получить справку №4 в страховой компании, где был оформлен последний полис. В справке указывается реальный КБМ.
Влияние данных РСА на стоимость ОСАГО
В Российском союзе автостраховщиков одно из важнейших мест занимает резервный фонд. Из него производятся компенсационные выплаты по ОСАГО. Фонд сформирован из членских взносов и выплаты из него покрывают около 3% всей суммы страховки.
Деятельность системы РСА выгодна обеим сторонам. Страховщики получают:
- защиту и помощь в процессе оформления ОСАГО;
- получают действительные бланки со всем степенями защиты;
- получают гарантии помощи и выплат по ОСАГО в случае банкротства той или иной компании.
Автовладельцы могут рассчитывать:
- на возмещение ущерба, если выплаты по ОСАГО не возможны;
- защиту от недобросовестных страховщиков (например, при навязывании страховыми компаниями дополнительных страховых продуктов или необоснованном отказе в оформлении полиса ОСАГО).
Формирование стоимости ОСАГО
Для осуществления всех этих функций РСА создал собственный реестр ОСАГО. Она работает с 2013г. В ней содержатся действительные договора. Можно оформить электронную страховку на машину.
База РСА по ОСАГО хранит данные по коэффициенту бонус-малус. Именно эти данные являются решающими в момент оформления полиса ОСАГО. Стоимость по бонус-малус полиса ОСАГО может быть существенно снижена.
Действия при неподтверждении КБМ
Скидка по ОСАГО по базам РСА получается только в пределах КБМ. То есть за безаварийное вождение только за предыдущий год. Максимальная скидка по базам РСА может достигать 50%.
КБМ не действует или равняется единице в случаях:
- транзитных страховок (если машина доставляется к месту страхования или к пункту проведения техосмотра),
- при оформлении ОСАГО для транспортных средств, зарегистрированных в других государствах.
Особенности работы единой базы ОСАГО
В полис ОСАГО может быть внесено несколько водителей. При расчете понижающих или повышающих коэффициентов, в таком случае используются понятия ограниченного и неограниченного круга водителей.
- Ограниченный круг водителей. В таком случае ведется расчет коэффициентов для каждого застрахованного лица в отдельности. Информацию о каждом лице необходимо брать в единой базе по ОСАГО. Общий КБМ, как и размер скидки при ограниченном круге водителей, рассчитывается на основе лица, имеющего наименьший класс. По этому, при оформлении полиса с ограниченным кругом лиц, водителям с высоким классом невыгодно брать в свою компанию водителей с низким классом. Так наличие у группы водителей скидки в 40%, при включении в страховку водителя со скидкой в 10% снижает процент скидки для всей группы. Она будет равняться для каждого застрахованного лица 10%.
- При оформлении ОСАГО с неограниченным кругом водителей, расчет понижающего коэффициента ведется по классу владельца машины. Если информация о овдителе у страховщика отсутствует, то ОСАГО автоматически присваивается КМБ 1, класс водителя – 3.
Проверка КБМ в единой базе полисов ОСАГО
Иногда встречаются случаи, когда водитель обнаруживает понижение своего класса без объяснения причин. При этом история вождения или попадания в ДТП за истекший период отсутствует. Чтобы вернуть утраченные сведения в базу ОСАГО и получить скидку при оформлении полиса, необходимо:
- направить своему страховщику запрос и прикрепить к нему данные, полученные из РСА,
- после того, как страховщики произведут перерасчет, необходимо будет переоформить полис ОСАГО и вернуть деньги.
К особенностям работы единой базы ОСАГО относится невозможность применять накопленный водителем КБМ как «собственника», если он хочет оформить ОСАГО «как водитель». Электронная база РСА не позволяет перевести КБМ из одного разряда в другой.
Единая база автостраховщиков видео
Электронные ресурсы базы АИС РСА указывают цвет доступности того или иного ресурса. Сервис предоставляет возможность не только поинтересоваться статусом водителя, но и проверить прошло ли транспортное средство техосмотр и проведены ли данные через АИС РСА.
Но, несмотря на тотальный контроль, который дает база страховщиков, крупные страховые компании продолжают быть нацелены только на прибыль.
Это осуществимо путем неуклонного наращивания числа заключенных договоров ОСАГО. Качество предоставляемых страховых услуг, с введением единой база продолжает оставаться на прежнем уровне.
Также рекомендуем ознакомиться с нашей статьёй которая подскажет как проверить полис Альфастрахования.
Источник: https://StrPls.ru/avtostraxovanie/osago/edinaja-baza.html
База данных страховых компаний по ДТП
В 2013 году создано единую электронную информационную базу, в которой собраны все данные об автомобилях – их покупке, продаже. Отражаются также сведения об авариях.
Разберемся, что собой представляет такая база данных, кто ее должен вести и у кого есть возможность получить доступ.
Не так давно автомобилисты, которые часто фигурировали в качестве участников дорожно-транспортных происшествий, могли уйти от неприятностей, перейдя в другую страховую организацию. Новая компания заключала договор с клиентом, не зная о прошлом транспортного средства.
Да и при определении стоимости полиса ОСАГО такой нюанс не учитывался. Работники СК обращали внимание только на продолжительность водительского стажа и технические характеристики автомобиля.
Как результат – фирма неоправданно теряла большие суммы денег при выплате компенсацию неосторожным автомобилистам, которые постоянно создавали аварийные ситуации.
Сейчас правила страхования и получения выплат несколько изменились. И причиной этому стала разработанная единая база данных о прошлом транспортных средств.
База данных автомобилей – это единая электронная система, где отражается история каждого транспортного средства, которое зарегистрировано на территории субъектов Российской Федерации.
Подобного рода системы (Carfax и AutoCheck) уже давно функционируют в США. С помощью таких программ каждый желающий может по ВИН-номерам проверять прошлое любого транспортного средства – сведения о покупке, продаже, информацию по проведенным процедурам на СТО, о попадании в аварии.
По государственным номерным знакам необходимую информацию узнать нельзя, так как такие элементы водители могут менять.
У нас же база данных еще только недавно создана, и о надежности и важности ее функционирования рано говорить. Был объявлен тендер на сумму 270 000 000 рублей, направленных на разработку.
Создана электронная база для упорядочения всех сведений. Правительство преследует также цель положительно повлиять на вторичный авторынок, так как появится возможность убедиться в хорошем состоянии и отсутствии «криминального прошлого» авто.
Программа на начальных этапах работы была испробована на практике в нескольких страховых компаниях, которые отметили ее положительные стороны.
На данный момент работники СК уже обучены и полностью готовы передавать и принимать данные по страховым случаям по ОСАГО за последние периоды.
Кто ведет
Создана единая база данных транспортных средств органами ГИБДД. Они же имеют право добавлять все новые сведения об автомобилях, которые попадают в дорожно-транспортные происшествия.
Работники ГИБДД решили делиться имеющимися сведениями о бывших собственниках транспортных средств и ДТП.
Но не все данные об авариях известны уполномоченному органу, так как информация, отраженная в протоколах, о видимом повреждении, не вносится в базу. Ее можно узнать в страховой компании.
Каким образом ГАИ вносит сведения в базу данных ДТП? Если лица попадают в ДТП, все сведения подаются в отделение уполномоченного органа, где они будут обработаны.
Полученная информация становится основанием для формирования карточки аварии, что вносится в систему. По такой карточке обеспечивается формирование информационной справки о дорожно-транспортном происшествии.
Форма справки с места аварии и карточки разрабатывалась 3 года.
Страховщики, что являются членами РСА, также обязаны вносить сведения о дорожно-транспортных происшествиях, которые становятся им известны, в единую базу.
Вносятся также данные об автомобиле при заключении договора с клиентом. Все бонусы и штрафы рассчитываются программой в автоматическом режиме.
Кто имеет доступ к базе ДТП
Доступ к сведениям, которые уполномоченные структуры начали собирать с начала 2011 года, имеют все страховые организации. Причем получают они необходимые сведения абсолютно бесплатно.
Теперь при приобретении полиса ОСАГО будет учтено, насколько часто водитель транспортного средства попадает в происшествия на дорогах. От этого будет варьироваться стоимость страхового продукта организации.
Если собственник машины никогда не попадал в аварии, ему будет (по крайней мере, об этом говорилось при принятии закона) предоставлено «бонусы». Остальным же придется доплатить.
То есть, для определения стоимости страховки, компаниям необходимо было получить доступ к аварийному прошлому ТС. И сейчас такая возможность появилась.
Если клиент слишком часто попадает в ДТП, страховая организация также имеет право отказаться заключать с ним договор.
Стоит обратить внимание на такой момент: если страховщик не имеет онлайн-доступа к единой базе, он вправе произвести расчеты стоимости страхового полиса на основании заявления собственника транспортного средства.
Позднее фирма может перепроверить, достоверны ли предоставленные документы.
Если окажется, что сведения, отраженные в документации, ложные, при повторном оформлении договора цена полиса существенно возрастет.
Несмотря на то, что база данных не доступна простым гражданам, находятся лица, которым удается попасть в электронную систему.
К примеру, недавно было задержано несколько человек, которые в течение не одного месяца работали по такой преступной схеме:
- Один человек подделывал документацию, второй – занимался поиском людей, которые за минимальную сумму готовы поставить свою подпись на бланках, что являются основанием для произведения выплат.
- Еще несколько человек имели доступ к базе данных о ДТП, которые произошли реально. Им были известны также сведения страховых компаний.
- Зайдя в базу, преступники находили реальные ДТП с фотографиями повреждений, подделывали номера и данные о водителях на загруженных в систему документах.
- Далее делалась распечатка такого поддельного документа, который предоставлялся работнику страховой компании.
Какие вопросы решаются
После получения доступа к базе данных о ДТП, страховым компаниям удается:
- оперативно получать сведения об авариях;
- ускорять процедуру выплаты компенсации, уровень которой постепенно уменьшается.
Новая система объединяет все сведения, что имеются в страховых фирмах, входящих в союз РСА, об автовладельцах.
Если же клиент представит карточку и справку с места происшествия, а СК отказалась выплатить компенсацию, стоит разорвать с ней договор и обратиться в Госфинуслуг с просьбой о приостановлении лицензии фирмы на данную деятельность.
Эксперты утверждают, что для более быстрого решения вопросов при наступлении страхового случая стоит четко определять виновника аварии. А такой возможности разработчики базы не предоставляют.
В результате, СК будет и далее обращаться в суды для установления виновного лица или определять его самостоятельно.
Благодаря новой системе, которая недавно заработала, страховые компании рассчитывают на сокращение случаев обмана со стороны водителей, так как все сведения о собственнике транспортного средства будут предоставлены в реальном времени. Насколько такие надежды будут оправданы, увидим позднее.
Видео: Афонтово: Единая база ДТП и стоимость полиса ОСАГО
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: http://provodim24.ru/baza-dannyh-strahovyh-kompanij-po-dtp.html
Как проверить полис ОСАГО по базе РСА
В последнее время на рынке страховых компаний появилось слишком много мошенников, которые берут деньги за ОСАГО и не привозят его вам или же выдают поддельный полис. Чтобы этого не происходило мы решили вам сегодня рассказать, как проверить полис ОСАГО онлайн по номеру в базе данных РСА на подлинность а также другие способы для обнаружения фальшивки.
Все уже знают, что относительно недавно появилась единая база автостраховщиков, которая собрала в себе множество страховых компаний а также помогает разобраться в любых спорах, касающихся ОСАГО.
Кроме того, база данных страховщиков дает возможность проверить свой КБМ для оформления полиса и осуществить проверку страховки на подлинность.
- Серия и номер полиса ОСАГО;
- VIN-код и гос. номер машины.
- После недолгой проверки, единый реестр страховщиков по ОСАГО выдает нам результат.
- Данный сервис позволяет проверить номер страхового полиса ОСАГО на принадлежность страховой организации. Как видно выше, если считать слева, то в третьем окошке указывается компания, которая произвела страхование. Следовательно, страхователь является представителем данной компании, а не подставным лицом.
- Осуществляемая проверка полисов ОСАГО на сайте РСА, дает 100% гарантию на подлинность информации выдаваемую сервисом, так как РСА – это единая база страховых компаний, куда вносятся данные каждого застраховавшегося лица.
- После недолгой проверки, внизу появилось окно, которое содержит информацию о государственном регистрационном номере ТС, VIN-номер, статус договора и наименование страховщика.
- Указав все данные, у вас появится окошко, в котором будет содержаться информация о серии и номере договора, название страховой компании и количество лиц допущенных к управлению.
- В этом случае договор автострахования является поддельным и его следует заменить.
- 2Полис не выдан.
- Если в статусе стоит «Находится у страховщика», значит у вас на руках всего лишь копия договора, а оригинал остался у страховщика.
- 3Утратил силу.
- Полис ОСАГО ранее был вам выдан, однако вследствие каких-либо причин был аннулирован.
- 4Страховка просрочена.
- На лицевой стороне, если присмотреться, будет видно зелено-голубую сетку. Она расположена по всему бланку.
- Поднеся лист к свету, вы увидите водяной знак РСА и его эмблему.
- На обратной стороне оригинального бланка с правой стороны расположена металлическая лента, шириной 2 мм.
- В текстуре бланка имеются еле видные вкрапления в виде красных ворсинок.
- Потрите пальцами бланк. Если они остались чистыми, то бланк настоящий.
- Номер полиса напечатан отличным от других шрифтом и имеет выпуклую текстуру.
- В качестве итога хочется сказать, что узнать подлинность страхового полиса ОСАГО занимает всего несколько минут, нежели потом в случае ДТП с поддельной страховкой придется платить уже из своего кармана.
- Если вы считаете, что страховщик вас обманул и продал поддельный страховой полис, то вы всегда можете обратиться за помощью в нашу бесплатную юридическую консультацию.
Чтобы узнать, фальшивый ли у вас договор автострахования, необходимо перейти на РСА. Перед нами три окошка, которые необходимо заполнить серией, номером бланка и кодом безопасности.
Если данные соответствуют тому, что указано в полисе, значит договор подлинный и переживать не стоит. Стоит обратить внимание, что статус ОСАГО должен быть обязательно «Находится у страхователя».
Этот сервис хорош тем, что он прост. Не нужно указывать номер телефона, паспортные данные и платить за это деньги. Все осуществляется на бесплатной основе. Помимо этого, у него имеется еще пара преимуществ.
Пробить текущее состояние полиса ОСАГО по номеру или по дате заключения
База РСА также хороша тем, что дает возможность проверить данные о транспортном средстве из страхового полиса. Для того чтобы это сделать, заходим на сайт РСА. Перед нами открылась страничка, на которой нужно указать серию и номер бланка а также проверочный код, то есть как и в прошлый раз.
Другими словами, на одном и том же сайте вы двумя способами можете проверить подлинность договора. О том, как онлайн проверить электронный страховой полис ОСАГО на подлинность по базе РСА с помощью ВИН-кода и номера авто, читайте далее.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Онлайн проверка страхового полиса ОСАГО по номеру автомобиля в РСА
Но и это еще не все. Сайт предоставляет еще одну возможность проверить страховой полис ОСАГО онлайн на подлинность по номеру автомобиля в базе данных РСА. Для этого все также, заходим на сайт РСА.
Теперь нам необходимо указать VIN-номер, номер ТС, номер кузова и номер шасси.
Этот сервис помогает найти в базе полис ОСАГО по номеру автомобиля, после чего вы без труда сможете проверить договор страхования на срок его действия при помощи первого способа, который мы описали в самом начале статьи.
Возможные варианты при проверке полиса
Ситуации бывают разными, но спешить с выводами не стоит. Однако если у вас в итоге получился один из нижеописанных вариантов, значит, страховка не действительна.
1Не удается найти полис ОСАГО.
Обязательно проверяйте дату выдачи и дату окончания срока действия. Если он просрочен, то он так же как и во всех случаях, описанных выше, подлежит замене.
Обнаружив у себя недействительный полис, для начала следует приобрести новый, дабы не получить за отсутствие ОСАГО штраф. Только после этого необходимо ехать в страховую компанию, где был выдан предыдущий полис и требовать разъяснить ситуацию.
При оформлении страховки ОСАГО онлайн не проходит проверка АИС РСА
Одной из частых проблем в оформлении электронного полиса ОСАГО является ошибка «Не прошла проверку в АИС РСА». Причин появления этой ошибки несколько:
Вы неправильно ввели данные. Возможно, когда вы заполняли поля, Вы допустили какую-то опечатку. На некоторых сайтах страховых компаний при возникновении этой ошибки выделяются именно те поля, где допущена неточность. Если этой опции на сайте Вашего страховщика нет, то внимательно проверьте каждую строку и повторите операцию.
Вносите данные о транспортном средстве строго так, как они указаны в ПТС и СТС. Оптимальным вариантом, чтобы избежать ошибок, будет переписать всю нужную информацию из просроченного полиса ОСАГО, ведь именно в таком виде она была занесена в единую базу РСА.
Страховой агент неправильно внес данные, когда оформлял на Вас страховку впервые.
Если Вы уверены, что вводите всю информацию правильно, то, возможно, ошибку совершили не Вы, а сотрудник страховой компании, который первоначально вносил данные в базу. Чтобы решить такую проблему онлайн, напишите в техподдержку сайта страховой компании.
Как отличить поддельный полис ОСАГО от настоящего
Конечно же существует еще один способ обнаружить подделку – визуально. Для проверки бланка ОСАГО возьмите его в руки и оцените его размеры. Он не должен превышать размер листа А4.
Источник: https://zakon-auto.ru/osago/proverka-osago.php