Для каждого государственного служащего положено прохождение предварительной медкомиссии на профпригодность, а также ежегодная развернутая диспансеризация.
Российский Минздрав заботливо выделяет отдельным своим Приказом порядок прохождения предварительной и плановой диспансеризации государственными служащими.
Диспансеризация, которая имеет место в традиционных случаях, была регламентирована законодательством, в частности, специальными Приказами того же Минздрава, уже достаточно давно.
При этом обособление в отдельную группу по диспансеризации работников российской государственной службы произошло лишь в 2009 году. Впрочем, прошедшие с того момента годы – это также вполне достаточный срок, чтобы новые положения превратились в привычные и нормальные.
Диспансеризация государственный служащих – это процесс, который традиционно имеет место в рамках их трудоустройства, а точнее, перед таковым, а также после трудоустройства на госслужбу — каждый год. Соответственно, в первом случае речь идет о предварительной диспансеризации, а во втором – о плановой, периодической.
Предварительная диспансеризация производится будущим государственным служащим полностью самостоятельно – за свой счет и в выбранном им самим медицинском учреждении. Законодательство в этом отношении никак не ограничивает российских граждан.
Единственное, что в данном смысле оговаривается совершенно четко – это медицинская справка. Использоваться должна, в частности, именно форма 001-ГС/у, специальная форма медсправки о профпригодности, предназначенная для государственных служащих.
Медсправка 001-ГС/у имеет свой установленный бланк, а также всегда оформляется по определенной схеме. Таким образом, предварительная диспансеризация и оформление медсправки для госслужащих — это один и тот же процесс.
Более того, этот же процесс можно рассматривать как частный случай оформления медсправки о профпригодности как таковой.
Опишем, как можно получить медсправку для госслужащих, и какие конкретные мероприятия предусматривает предварительная диспансеризация.
Как и всякая диспансеризация, она предполагает осуществление врачебных осмотров. Однако в данном случае таких осмотров должно быть всего три: будущего госслужащего осматривает терапевт, нарколог и психиатр (либо невропатолог). Таким образом, подлежит оценке психика человека, его моральное и психологическое состояние, а также общетерапевтические показатели.
Медсправка 001-ГС/у, соответственно, последовательно заполняется указанными специалистами. При этом оформление медсправки для госслужащих обязательно сопровождается также таким процессом, как флюорография. Собственно, указанные мероприятия исчерпывают процесс оценки профпригодности человека к государственной службе, то есть процесс предварительной диспансеризации.
В дальнейшем госслужащего ждет регулярная диспансеризация развернутого характера. Она направлена уже не просто на общую оценку профессиональной пригодности к госслужбе, а на комплексную оценку его здоровья. Форма 001-ГС/у при регулярной, плановой диспансеризации не используется – с этой целью на всех госслужащих ведутся специальные медицинские книжки или специальные медицинские журналы.
Характерно, что плановая диспансеризация госслужащих должна проходить по направлению структуры, в которой работает госслужащий. Причем в большинстве случаев это направление конкретно указывает, в какое именно медицинское учреждение надлежит обращаться.
Более того, многие государственные структуры располагают на сегодняшний день собственными диагностическими медицинскими центрами. Соответственно, именно в них и проходит диспансеризация.
Впрочем, даже если допускается диспансеризация на базе произвольно выбранной медицинской структуры, медицинские справки и прочие документы с ее результатами заверяются медработником государственной структуры или главврачом.
Плановая диспансеризация, как уже было обозначено, значительно шире, нежели предварительная.
Она, в частности, требует осмотра человека не тремя, а десятью врачами: помимо указанных — терапевта, психиатра и нарколога, необходимо заключение хирурга, офтальмолога, ЛОРа, эндокринолога, гинеколога или уролога, а также дерматолога-венеролога. Плюс госслужащие должны принять участие в ряде обследований и анализов. Перечислим их:
- Общий анализ крови;
- Анализ крови на ВИЧ;
- Анализ крови на сахар;
- Развернутый анализ крови по большинству параметров;
- Общий анализ мочи;
- Анализ кала (мазка);
- Онкомаркер – обследование на онкологические заболевания;
- Ультразвуковое исследование внутренних органов;
- Флюорография;
- Электрокардиограмма;
- Маммография (только для женщин).
По факту прохождения каждой части обследований предусмотрена выдача специализированной документации с результатами. В целом результаты суммируются в рамках одного общего документа – той самой медицинской книжки или же в рамках некой общей медицинской справки.
Если кто-либо из госслужащих не пройдет вовремя диспансеризацию, то он, соответственно, будет нести ответственность за последствия этого.
Несомненно, и руководство государственной структуры, и ее медицинский персонал также ответственны за то, чтобы диспансеризация всех государственных служащих проходила в положенные сроки. Получается, что имеет место коллективная, точнее разделенная ответственность.
При этом каждое из звеньев не утрачивает своей доли ответственности за счет того, что к ней привлекается кто-то другой.
ФОРМЫ МЕДИЦИНСКИХ СПРАВОК:
Источник: https://mednorma.ru/vse-gossluzhaxhie-proxodjat-dvoinuju-dispanserizaciju.html
Порядок прохождения диспансеризации муниципальными служащими
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации 2004, N 31, ст. 3215; 2006, N 6, ст. 636; 2007, N 10, ст. 1151; N 16, ст. 1828; N 49, ст. 6070; 2008, N 13, ст. 1186; N 30, ст. 3616; N 52, ст.
6235), пунктом 4 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 10, ст. 1152; 2008, N 30, ст. 3616; N 44, ст. 4987, 4988; N 48, ст. 5514; N 52, ст. 6222, 6235) и подпунктом 5.2.100.
63 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2005, N 2, ст. 162; 2006, N 19, ст. 2080; 2008, N 11, ст. 1036; N 15, ст. 1555; N 23, ст. 2713; N 42, ст. 4825; N 46, ст.
5337; N 48, ст. 5618; 2009, N 2, ст. 244; N 3, ст. 378; N 6, ст. 738; N 12, ст. 1427, 1434) приказываю:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду «пунктом 4 части 1 статьи 13» Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ
- Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими согласно приложению N 1;
- перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, согласно приложению N 2;
- учетную форму N 001-ГС/у «Заключение медицинского учреждения о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению» согласно приложению N 3.
- Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2009 г.
- Регистрационный N 15878
- Разработаны новые правила прохождения диспансеризации государственными и муниципальными служащими.
Дело в том, что с 1 января 2009 г. правила утверждает уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти (сейчас — Минздравсоцразвития России).
Диспансеризация проводится ежегодно. Она необходима для того, чтобы определить, имеются ли у лиц заболевания, препятствующие поступлению на службу или ее прохождению.
В медучреждении заполняется «Медицинская карта амбулаторного больного». Она передается в отделение (кабинет) медицинской профилактики или иное структурное подразделение, которое организует диспансеризацию служащих.
В кабинете заполняется учетная форма N 025/у-ГС «Паспорт здоровья». После этого служащий направляется к врачам-специалистам и на диагностические исследования.
Результаты обследований заносятся в амбулаторную карту и учетную форму N 131/у-ГС «Карта учета диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего».
Результаты лабораторных и функциональных исследований и обследований врачей-специалистов обобщаются и передаются терапевту, ответственному за проведение диспансеризации.
Если выявлены признаки заболевания, врач-терапевт направляет служащего на дополнительные консультации и обследования. Возможно лечение в амбулаторно-поликлинических и стационарных условиях. Данные мероприятия в объем диспансеризации не входят.
На каждое посещение заполняется учетная форма N 025/у-12 «Талон амбулаторного пациента».
После всех обследований для служащего определяется группа здоровья. Всего их 5.
По результатам диспансеризации составляется заключение о наличии (отсутствии) заболевания, препятствующего поступлению на службу (действительно в течение 1 года) или ее прохождению (действительно до следующей диспансеризации).
Определен перечень заболеваний, препятствующих поступлению на службу. В их числе — расстройства настроения, привычек и влечений, умственная отсталость, эпилепсия.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н «Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, перечня заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу Российской Федерации и муниципальную службу или её прохождению, а также формы заключения медицинского учреждения»
- Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 декабря 2009 г.
- Регистрационный N 15878
- Настоящий приказ вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования
- Текст приказа опубликован в «Российской газете» от 22 января 2010 г. N 12 (без приложений 2-3)
Источник: https://zakonvl.ru/poryadok-prohozhdeniya-dispanserizatsii-munitsipalnymi-sluzhashhimi/
Наши права: каждый чиновник обязан иметь паспорт здоровья
На днях был опубликован и вступил в силу приказ министра здравоохранения РФ Татьяны Голиковой, который определяет порядок прохождения ежегодной диспансеризации для всего чиновничьего аппарата России — от муниципального клерка до главы субъекта Федерации.
На днях был опубликован и вступил в силу приказ министра здравоохранения РФ Татьяны Голиковой, который определяет порядок прохождения ежегодной диспансеризации для всего чиновничьего аппарата России — от муниципального клерка до главы субъекта Федерации.
В приказе содержится перечень заболеваний, при которых быть чиновником запрещено. Кроме того, министр вводит совершенно новый и обязательный для всех гражданских служащих документ — паспорт здоровья.
Учитывая, что государство у нас в стране пока главный работодатель, нововведение коснется большого количества работающих.
Полезно оно и всему остальному населению России: впервые у государства появились право и обязанность выявлять среди чиновников алкоголиков и наркоманов и выгонять их с теплых мест.
О новом приказе и его последствиях мы рассказываем сегодня.
Где искать приказ
Нововведения от Минздравсоцразвития прописаны в приказе этого министерства от 14 декабря 2009 года, № 984н. В Минюсте приказ зарегистрирован 29 декабря за номером 15 878 и был опубликован в «Российской газете», но лишь частично.
Полностью он размещен на сайте министерства: www.minzdravsoc.ru .
Однако попытки найти его могут закончиться неудачей: по непонятной причине «клики» заканчиваются предложением поискать документ в системе «Гарант» или «Консультант плюс».
Сам приказ очень короткий. В основном документе министр всего лишь утверждает порядок прохождения диспансеризации всеми муниципальными и государственными гражданскими служащими Российской Федерации.
Приказ содержит ссылки на пять документов — приложения к самому приказу и к порядку диспансеризации.
Именно в них содержатся перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную и государственную гражданскую службу Российской Федерации или ее прохождению, а также формы заключений медицинских учреждений, по которым начальство должно принимать решение об освобождении того или иного человека от занимаемой должности. Приказ и все его приложения распространяются на всех без исключения чиновников государственных и муниципальных учреждений.
Все чиновники станут «топами»
Своим приказом министр подарила всем чиновникам государства российского великолепный бонус. Раз в год они получили право полного бесплатного обследования своего здоровья. В зарубежных странах такое право имеется лишь у топ-менеджмента процветающих компаний. Остальные граждане платят за нечто подобное из собственного кармана.
Но у нас, судя по этому приказу, каждый клерк — если он служит интересам власти — приравнивается к президенту какого-нибудь «Боинга» или «Майкрософта».
С другой стороны, данный приказ — блестящий пример изыскания дополнительного финансирования для медицинских учреждений страны.
Ибо бюджетам всех уровней не разрешается напрямую финансировать текущую деятельность медучреждений: им платит страховая медицина. А тут — легальный поток бюджетных средств. Выходит, всем польза, и даже обычным посетителям поликлиник.
Ведь благодаря этому врачи получат деньги и, может быть, будут более ласковыми и внимательными к пациентам, которые госслужащими не являются.
Для нечиновных россиян указ министра здравоохранения скорее всего обернется еще большими очередями в поликлиниках.
Главное — забота о здоровьеВ приказе четко разъясняется суть понятия «диспансеризации». С точки зрения министерства, это целый комплекс мероприятий. Их цели:
- определение рисков развития заболеваний;
- раннее выявление имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы;
Кто участникКак и прежде, расходы на диспансеризацию лягут на бюджеты всех уровней. Платить за нее придется из средств каждого муниципалитета или (в нашем случае) субъекта Российской Федерации. Перечень поликлиник, диагностических центров и больниц, которые обязаны проводить диспансеризацию, определяется властями каждого города или муниципалитета.
При этом волевой порядок назначения медицинских учреждений для проведения диспансеризации исключается. На этот вид госзаказа будут распространяться все требования законодательства РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, для организации диспансеризации власти Петербурга вынуждены будут объявить тендер. Участвовать в нем будет вправе любое медицинское учреждение, имеющее лицензию на медицинскую деятельность.
При этом многие поликлиники мимо тендера могут «пролететь», так как для получения права на диспансеризацию чиновников требуется исключительная многопрофильность и полная оснащенность разнообразным диагностическим оборудованием. Предусмотрено даже выявление наркозависимых граждан — и это нельзя не приветствовать.
Поликлиники, правда, имеют право привлекать другие медучреждения для дополнительных обследований по специальным договорам. Но это будет означать, что гражданам чиновникам придется бегать по разным адресам и терять драгоценное рабочее время, так как в иное время медики обычно не принимают.
Насколько при этом увеличатся очереди в поликлиниках для обычных пациентов — знают только Господь Бог и госпожа Голикова, министр Минздравсоцразвития. Есть, правда, надежда, что к выгодному госзаказу смогут подключиться многочисленные частные медицинские учреждения, которые укомплектованы персоналом и оборудованием получше многих государственных. Но это произойдет лишь в том случае, если они сочтут условия тендера выгодными для себя.
Что положено
Каждый год каждый чиновник обязан будет посетить десять врачей-специалистов:
- уролога (для мужского населения),
Кроме этого, чиновникам положены 18 видов обследований и анализов.
Им сделают клинические анализы крови и мочи, проверят холестерин, сахар, билирубин. Исследуют уровни общего белка, амилазы, креатинина, мочевой кислоты, триглицеридов сыворотки крови. И у мужчин, и у женщин проверят так называемые онкомаркеры специфические — СА-125 и PSА.
Правда, только в том случае, если они старше 40 лет. Возьмут различные мазки. Сделают ЭКГ, флюорографию и маммографию…Если бы граждане самостоятельно проходили такое обследование, им пришлось бы выложить не менее 20 тысяч рублей.
Так что, высиживая в очередях в ходе диспансеризации, пусть утешаются тем, что платить придется не из собственного кармана.
- Все будет по графику
- Кто получит паспорта
- Кандидатам тоже положено
- Каждого зачислят в группу
Диспансеризация гражданских и муниципальных служащих будет проводиться в служебное время. Сделать это можно будет в любое время в течение календарного года. Но — только в соответствии с графиком, который утверждает начальство каждого подразделения государственной и муниципальной службы. Каждый начальник при этом обязан составить поименный список своих служащих и направить его за два месяца до начала диспансеризации в соответствующее медучреждение. Там все сведут в календарный план и передадут его заказчику. Как вы понимаете, на составление таких «календарей» у медиков тоже уйдет довольно много рабочего времени.Судя по перечню обязательных специалистов и исследований, каждому чиновнику придется потратить на обследование своего здоровья как минимум три рабочих дня. При этом надо учесть, что многим могут назначить дополнительные обследования. Их тоже придется проходить в рабочее время. На дни диспансеризации обычная работа медучреждения может быть сильно затруднена. На всех чиновников — участников диспансеризации — заведут «медицинскую карту амбулаторного больного», которая будет передана в отделение или кабинет медицинской профилактики поликлиники. Там составят для каждого «паспорт здоровья» и отправят по кабинетам. Врачам придется на приеме заполнять не только амбулаторную карту, но еще и паспорт здоровья. Так что писанины им прибавится. Особенно терапевтам, которые обязаны будут вносить в оба документа данные клинических исследований. А еще им придется вести третий документ — «карту учета диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего».При выявлении у чиновника какого-либо заболевания его направят на дополнительную консультацию и обследования. За это, правда, чиновникам придется доплачивать из собственного кармана или надеяться на полис медицинского страхования.В конце диспансеризации врач-терапевт окончательно заполнит паспорт здоровья, в котором будут отмечены все пройденные этапы (включая дополнительные консультации и обследования). Паспорт здоровья будет храниться у самого чиновника. Перед поступлением в любое ведомство на муниципальные или государственные должности будущий чиновник тоже обязан получить заключение о состоянии своего здоровья. Правда, делать это придется не за государственный счет. Однако платить из своего кармана тоже не придется. Все можно сделать по полису обязательного медицинского страхования. Следовательно, в платные медучреждения обращаться за заключением кандидатам в чиновники запрещено.При этом заключение кандидатам в чиновники вправе выдавать лишь медицинские учреждения, имеющие лицензию на специальности «психиатрия» и «психиатрия-наркология» включительно. «Привлеченные» специалисты — не считаются.Выдать медицинское заключение кандидату в чиновники медики вправе только при предъявлении перед обследованием паспорта. Заключение кандидата в чиновники также действительно лишь один год. В конце диспансеризации каждому чиновнику установят группу здоровья. Не путайте, пожалуйста, с группами инвалидности — это совсем другое. Группу определит терапевт с учетом всех заключений врачей, которые участвовали в проведении диспансеризации, и результатов лабораторных и функциональных исследований. Групп будет пять:
- I группа — практически здоровые, не нуждающиеся в дальнейшем диспансерном наблюдении. С ними проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни;
- II группа — с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий;
- III группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения диагноза в условиях амбулаторно-поликлинического учреждения;
- IV группа — нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении выявленного заболевания в стационарных условиях;
- V группа — с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
При этом всем чиновникам будет составлена индивидуальная программа профилактических мероприятий. Копии заполненных медицинских документов могут быть переданы в поликлинику по месту жительства — но только с согласия самого чиновника. Карту можно будет получить и на руки — по просьбе обследованного лица.
Дальнейшее лечение — в том числе высокотехнологичная медпомощь — предоставляется чиновникам в «общегражданском» порядке.
Копия заполненной карты может быть передана на руки гражданскому служащему или муниципальному служащему с рекомендациями обратиться в медицинское учреждение для дальнейшего наблюдения врачами-специалистами или для осуществления индивидуальных программ профилактических мероприятий.
- Заключение — в личное дело
- Наименование заболеваний
После диспансеризации поликлиника обязана выдать чиновнику заключение о наличии или отсутствии у него заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную или государственную гражданскую службу и ее прохождению. Диагноз в этом заключении не указывается. Констатируется лишь сам факт: есть «запретная» болезнь или же нет. — Если выявлена болезнь, несовместимая со службой государству, поликлиника обязана сообщить об этом по месту работы чиновника в 10-дневный срок. В остальных случаях чиновник сам обязан передать медицинское заключение в кадровую службу своего ведомства. Заключение действительно до прохождения следующей диспансеризации, то есть один год. Этот документ приобщается к личному делу чиновника и хранится там постоянно. При этом ведомство обязано распространить на каждое медицинское заключение все свои обязанности в соответствии с Положением о персональных данных. То есть — хранить все его тайны. Если чиновник меняет место службы, он вправе получить в поликлинике копию заключения — но лишь в том случае, если после его выдачи прошло менее года. Копия будет действительна столько же, сколько и первичный документ. Копию выдадут при предъявлении паспорта.Перечень заболеваний, препятствующих поступлению на муниципальную и государственную гражданскую службу Российской Федерации или ее прохождению
- I. Психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями)
Органические, включая симптоматические, психические расстройстваШизофрения, шизотипические и бредовые расстройстваРасстройства настроенияРасстройства привычек и влеченийУмственная отсталость
- II. Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
- III. Болезни нервной системы
- Эпилепсия
- Фото Натальи ЧАЙКИ
Источник: http://www.vppress.ru/stories/nashi-prava-kajdyy-chinovnik-obyazan-imet-pasport-zdorovya-6515
Решение Верховного Суда РФ от 16.03.2015 N АКПИ14-1606
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 марта 2015 г. N АКПИ14-1606
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Назаровой А.М.,
при секретаре П.,
с участием прокурора Степановой Л.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлениям администрации Советского городского округа Калининградской области, М.
о признании недействующими пунктов 3 — 6 Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 984н,
установил:
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2009 г.
N 984н утвержден Порядок прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими Российской Федерации и муниципальными служащими (далее — Порядок).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 29 декабря 2009 г., регистрационный N 15878, и опубликован 22 января 2010 г. в «Российской газете».
Согласно пункту 3 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в медицинских учреждениях, определенных федеральным государственным органом или государственным органом субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, аппаратом избирательной комиссии муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи по специальностям: «терапия», «акушерство и гинекология», «неврология», «урология», «хирургия», «офтальмология», «отоларингология», «эндокринология», «психиатрия», «психиатрия-наркология», «рентгенология», «ультразвуковая диагностика», «клиническая лабораторная диагностика» (абзац первый). В случае отсутствия в медицинском учреждении, осуществляющем диспансеризацию гражданских служащих или муниципальных служащих, лицензии на медицинскую деятельность по отдельным видам работ (услуг), необходимых для проведения диспансеризации в полном объеме, указанным медицинским учреждением заключаются договоры с медицинскими организациями, имеющими лицензии на соответствующие виды деятельности, о привлечении медицинских работников этих организаций (абзац второй).
Пунктом 4 Порядка установлено, что диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований в следующем объеме: осмотр врачами-специалистами: терапевтом, акушером-гинекологом, неврологом, урологом (для мужского населения), хирургом, офтальмологом, отоларингологом, эндокринологом, психиатром, психиатром-наркологом (подпункт 1); проведение лабораторных и функциональных исследований: клинический анализ крови, клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, исследование уровня билирубина, исследование уровня общего белка сыворотки крови, исследование уровня амилазы сыворотки крови, исследование креатинина сыворотки крови, исследование мочевой кислоты сыворотки крови, исследование уровня холестерина липопротеидов низкой плотности сыворотки крови, исследование уровня триглицеридов сыворотки крови, онкомаркер специфический СА-125 (женщинам после 40 лет), онкомаркер специфический PSA (мужчинам после 40 лет), цитологическое исследование мазка из цервикального канала, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (женщинам после 40 лет, 1 раз в 2 года) (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 5 Порядка диспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих проводится в служебное время в течение календарного года в соответствии с графиком прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими, утвержденным представителем нанимателя (работодателем).
Пунктом 6 Порядка предусмотрено, что гражданские служащие и муниципальные служащие проходят диспансеризацию в сроки, установленные графиком (абзац первый). В случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем) (абзац второй).
Администрация Советского городского округа Калининградской области обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 3 — 6 Порядка. М.
обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 4 Порядка в части, возлагающей на государственных гражданских служащих Российской Федерации и муниципальных служащих обязанность по ежегодному прохождению диспансеризации в большем объеме, чем это необходимо для выявления (диагностики) заболеваний, указанных в приложении N 2 к приказу от 14 декабря 2009 г. N 984н.
В обоснование заявленных требований заявители указали, что оспариваемые положения противоречат статье 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ), Федеральному закону от 2 марта 2007 г.
N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 2 марта 2007 г.
N 25-ФЗ), Трудовому кодексу Российской Федерации, поскольку предписывают местным администрациям организовывать ежегодную диспансеризацию муниципальных служащих за счет средств местного бюджета, что нарушает законные интересы местного самоуправления самостоятельно решать вопросы расходования денежных средств местного бюджета, а также права муниципальных служащих на прохождение диспансеризации в порядке, определяемом приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 1177н «Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства». По мнению заявителей, Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ не предусматривает обязательного проведения ежегодной диспансеризации муниципальных служащих и в том объеме, в котором установлено Порядком.
Заявители в судебное заседание, о времени и месте рассмотрения которого извещены надлежащим образом, не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель Министерства здравоохранения Российской Федерации А. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации К.
, возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что Порядок издан в соответствии с законодательством Российской Федерации, в оспариваемой части не противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, права и свободы заявителей не нарушает.
Обсудив доводы заявителей, возражения представителей Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации, проверив оспариваемые положения на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федерального закона от 27 июля 2004 г.
N 79-ФЗ) гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинской организации.
Порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Аналогичные положения содержит пункт 4 части 1 статьи 13 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ, также предусматривающий, что порядок прохождения диспансеризации, перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Частью 7 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ установлено, что порядок проведения медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения и перечень включаемых в них исследований утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (утратил силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 28 июня 2012 г.
N 655), Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (пункт 1), которое на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно принимает порядок прохождения диспансеризации государственного гражданского служащего и муниципального служащего, перечень заболеваний, препятствующих поступлению на государственную гражданскую службу и муниципальную службу или ее прохождению, а также форму заключения медицинского учреждения (подпункт 5.2.100.63).
В соответствии с предоставленными полномочиями Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок.
Источник: https://legalacts.ru/doc/reshenie-verkhovnogo-suda-rf-ot-16032015-n-akpi14-1606-ob/
Прохождение диспансеризации — гарантированные суждения на проекте Pravoved.ru
664 юриста сейчас на сайте
По работе я прикреплена к ведомственной поликлинике. Каждый год я прохожу диспансеризацию, но часть врачей я прохожу на работе в больнице, какие-то анализы делаю платно, а затем еду в ведомственную поликлинику за справкой об окончании диспансеризации.
- В этом году нам сказали, что всех врачей проходить только в той поликлинике.
- Законно ли это?
- По времени многие не могут физически ездить проходить врачей в ту поликлинику, а вечером после работы, уже многое не сделать.
Консультация юриста онлайн Ответ на сайте в течение 15 минут Задать вопрос
Ответы юристов (4)
важно знать какая- это диспансеризация- как просто граждан — или для госслужащих,, либо это ежегодный медосмотр работника?
если диспансеризация граждан — то тут норма
Приказ Министерства здравоохранения РФ от 03.12.2012 № 1006н «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения
- Гражданин проходит диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь.
- если речь о госслужбе — то нужно смотреть —
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14 декабря 2009 г. N 984н«Об утверждении Порядка прохождения диспансеризации государственными гражданскими служащими
еслиДиспансеризация гражданских служащих и муниципальных служащих осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности… т/е по договору… если есть конкретный договор с определенным учреждением то в нем и нужно проходить диспансеризацию… если не хватает времени начальство должно согласовать графики удобные вам ..
- Добрый день!
- Главный вопрос — заключен ли с этой медицинской организацией договор на проведение медицинского обслуживания в связи с проведением диспансеризации.
- если да, то у Вас выбора нет, к сожалению.
Здравствуйте!
Согласно ст. 21
Статья 21. Выбор врача и медицинской организации1. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.2. Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина). В выбранной медицинской организации гражданин осуществляет выбор не чаще чем один раз в год (за исключением случаев замены медицинской организации) врача-терапевта, врача-терапевта участкового, врача-педиатра, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) или фельдшера путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации.3. Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется:1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста;2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи.4. Для получения специализированной медицинской помощи в плановой форме выбор медицинской организации осуществляется по направлению лечащего врача. В случае, если в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи принимают участие несколько медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по соответствующему профилю, лечащий врач обязан проинформировать гражданина о возможности выбора медицинской организации с учетом выполнения условий оказания медицинской помощи, установленных территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.5. Медицинская помощь в неотложной или экстренной форме оказывается гражданам с учетом соблюдения установленных требований к срокам ее оказания.6. При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи выбор медицинской организации (за исключением случаев оказания скорой медицинской помощи) за пределами территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает гражданин, осуществляется в порядке, устанавливаемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7. При выборе врача и медицинской организации гражданин имеет право на получение информации в доступной для него форме, в том числе размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»), о медицинской организации, об осуществляемой ею медицинской деятельности и о врачах, об уровне их образования и квалификации.
8. Выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, а также задержанными, заключенными под стражу, отбывающими наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных статьями 25 и 26 настоящего Федерального закона.9. При оказании гражданам медицинской помощи в рамках практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования пациент должен быть проинформирован об участии обучающихся в оказании ему медицинской помощи и вправе отказаться от участия обучающихся в оказании ему медицинской помощи.
Таким образом, вы вправе проходить диспансеризацию в той поликлинике к которой Вы прикреплены по вашему выбору.
В этом году нам сказали, что всех врачей проходить только в той поликлинике. Законно ли это?Татьяна
Добрый день. Данное требование вполне законно, поскольку речь идет о договорных отношениях между мед. учреждением и организацией.
С другой стороны, Вы говорите, что
По времени многие не могут физически ездить проходить врачей в ту поликлинику, а вечером после работы, уже многое не сделать.Татьяна
Здесь следует исходить из положений п. 5 ст. 24 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
5. Работодатели обязаны обеспечивать условия для прохождения работниками медицинских осмотров и диспансеризации, а также беспрепятственно отпускать работников для их прохождения.
Это позволяет пройти диспансеризацию в рабочее время, что не будет являться нарушением трудовой дисциплины (прогулом). В Вашем случае, если работодатель определил мед. учреждение, где проходится диспансеризация, им должен быть утвержден график и время ее прохождения по подразделениям.
Источник: https://pravoved.ru/question/1109138/
Чиновники тоже имеют право на выходной для диспансеризации
Согласно статье 185.1 ТК работники при прохождении диспансеризации имеют право на освобождение от работы на 1 рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.
Предпенсионеры освобождаются от работы на 2 рабочих дня 1 раз в год.
Но распространяются ли эти правила на чиновников? Таким вопросом задались налоговики. Положительный ответ на него дал Минфин в письме от 11.07.2019 № 18-4/В-319.
Государственные гражданские служащие как граждане РФ имеют право на прохождение общей диспансеризации.
Помимо этого, в отношении гражданских служащих предусмотрено проведение обязательной ежегодной диспансеризации, в том числе в целях выявления заболеваний, препятствующих замещению должностей гражданской службы, порядок прохождения которой утвержден приказом МЗСР от 14.12.2009 № 984н.
Учитывая положения части 3 статьи 52 Федерального закона от 27.07.
2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», согласно которым гражданским служащим предоставляются иные госгарантии, установленные федеральными законами, а также принимая во внимание субсидиарное применение положений ТК к отношениям, связанным с гражданской службой, гражданский служащий имеет право на предоставление гарантий, предусмотренных статьей 185.1 ТК.
При этом право на предоставление предусмотренных в статье 185.1 ТК оплачиваемых выходных дней гражданский служащий может реализовать вне зависимости от вида проходимой диспансеризации — общей диспансеризации или обязательной диспансеризации, порядок прохождения которой регламентирован приказом МЗСР № 984н.
- Для реализации такого права гражданский служащий должен представить представителю нанимателя соответствующее заявление и согласовать с ним день (дни) освобождения от служебных обязанностей.
- При этом в случае, если гражданский служащий решил воспользоваться правом на дополнительный выходной день (дни) в целях прохождения обязательной диспансеризации в соответствии с приказом МЗСР № 984н, то соответствующий выходной день должен быть определен с учетом утвержденного представителем нанимателя графика прохождения диспансеризации.
- В документе Минфин также разъяснил, как правильно исчислить средний заработок для оплаты чиновникам дня прохождения диспансеризации.
Вышеназванное письмо Минфина доведено до сведения письмом ФНС № ЕД-4-5/14104 от 19.07.2019.
Источник: https://www.klerk.ru/buh/news/488998/
Порядок прохождения диспансеризации с 2019 года
С мая 2019 года бесплатная диспансеризация взрослого населения по полису ОМС проходит в соответствии с приказом С мая 2019 года бесплатная диспансеризация взрослого населения по полису ОМС проходит в соответствии с приказом Минздрава РФ «Об утверждении порядка проведения профилактического медосмотра и диспансеризации определенных групп взрослого населения» от 13.03.2019 № 124н (далее – приказ №124н)
- Ниже собраны ответы на наиболее часто возникающие вопросы, касающиеся прохождения диспансеризации.
- Кто подлежит диспансеризации в 2019 году
- В таблице показано, какие года рождения попадают на диспансеризацию 2019 и 2020 годов в соответствии с приказом №124н:
2019 | 2020 |
|
|
Предельных возрастных ограничений по возрасту для диспансеризации 2019 года нет. Мы не приводим данные по детям, поскольку они проходят все обследования в рамках дошкольных и школьных учреждений, первый полный скрининг проводится в возрасте 1 год.
Обратите внимание! Какого года рождения гражданин подлежит диспансеризации в 2019 году или любой последующий год – легко вычислить самостоятельно. Если ваш возраст в этом году менее 40 лет и составляет число лет, кратное 3 (т.е. делится на 3 без остатка), значит, вы вправе пройти диспансеризацию в этом году.
Что такое диспансеризация в поликлинике, и как пройти обследование, если по году рождения вы не попадаете в диспансеризацию
Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий (осмотры, анализы), которые проводятся для раннего выявления хронических неинфекционных заболеваний (состояний), являющихся основной причиной инвалидности и преждевременной смертности населения РФ и факторов риска их развития, а также в целях формирования групп состояния здоровья и выработки рекомендаций для пациентов.
Важно! Наиболее грозные заболевания, требующие своевременного лечения и выявляемые при диспансеризации, — сахарный диабет, сердечно-сосудистые заболевания, онкологические, бронхолегочные заболевания.
Если полный скрининг в год диспансеризации по году рождения не пройден, воспользоваться таким правом можно будет только через 3 года (если вам менее 40 лет).
Рекомендуем! В случае пропуска диспансеризации 2019 года по году рождения, вы имеете право пройти бесплатный профилактический медосмотр в поликлинике, — его можно пройти без направления с работы, по собственному желанию. В соответствии с приказом №124н, медосмотр проводится по желанию гражданина ежегодно.
Важно! Не следует путать диспансеризацию и диспансерное наблюдение за гражданами, относящимися к категориям групп риска, состоящими на учете. Диспансерное наблюдение ведется в соответствии с приказом Минздрава «Об утверждении порядка проведения диспансерного наблюдения за взрослыми» от 29.03.2019 №173н.
Что входит в обследование
Диспансеризация и медосмотр – 2019: в чем отличия?
Ранее, было предусмотрено, что медосмотр проводится 1 раз в 2 года, а диспансеризацию проходили 1 раз в 3 года. Набор анализов и исследования различались (в год диспансеризации – больший объём).
Важно! Согласно приказу N°124н бесплатный профилактический медосмотр или диспансеризация граждан всех возрастов является ежегодными. Диспансеризация проводится ежегодно для граждан старше 40 лет и 1 раз в 3 года для граждан в возрасте от 18 до 39 лет.
Обратите внимание! Гражданин проходит профилактический медосмотр и диспансеризацию в медицинской организации, в которой он получает первичную медико-санитарную помощь. Эта организация должна иметь лицензию на оказание всех видов медицинских услуг, входящих в медосмотр.
Что включает в себя бесплатная диспансеризация взрослого населения в 2019 году
Профилактический медосмотр проводится для раннего выявления состояний, заболеваний и факторов риска их развития, немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, а также в целях определения групп здоровья и выработки рекомендаций для пациентов и включает в себя:
1. Анкетирование.
2. Расчёт на основании антропометрии индекса массы тела (измерение роста, веса, окружности талии).
3. Измерение артериального давления.
4. Анализ крови на общий холестерин.
5. Анализ крови на глюкозу.
6. Определение сердечно-сосудистого риска (относительного – с 18 до 39 лет включительно, абсолютного – с 40 до 64 лет включительно).
7. Флюорографию или рентгенографию лёгких (1 раз в 2 года).
8. ЭКГ (при первом прохождении медосмотра, ежегодно – с 35 лет).
9. Измерение внутриглазного давления (при первом прохождении медосмотра, ежегодно – с 40 лет).
10. Осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом женщин в возрасте 18-39 лет.
- Исследования на первом этапе диспансеризации взрослого населения
- Диспансеризация представляет собой комплекс мероприятий, включающий в себя профилактический медосмотр и дополнительные методы обследований, проводимых в целях оценки состояния здоровья (включая определение группы здоровья и группы диспансерного наблюдения).
- Помимо перечисленных выше мероприятий профилактического медосмотра при прохождении диспансеризации взрослого населения на первом этапе проводятся:
- общий анализ крови (гемоглобин, лейкоциты, СОЭ) – с 40 лет;
- осмотр фельдшером (акушеркой) или врачом акушером-гинекологом женщин в возрасте с 40 лет и старше.
- исследование кала на скрытую кровь (с 40 до 64 лет включительно – 1 раз в 2 года, с 65 до 75 лет включительно – ежегодно);
- эзофагофиброгастродуоденоскопия – в возрасте 45 лет;
- для женщин: цитологическое исследование мазка с шейки матки (с 18 до 64 лет включительно – 1 раз в 3 года),
- маммография (с 40 до 75 лет включительно – 1 раз в 2 года);
- для мужчин: определение простат-специфического антигена (ПСА) в крови (в 45, 50, 55, 60, 64 года).
- осмотр врачом-терапевтом по результатам первого этапа.
Дополнительное обследование на втором этапе диспансеризации взрослых
На втором этапе прохождения диспансеризации исследования проводятся по результатам первого этапа диспансеризации по назначению врача-терапевта. В этом случае назначаются:
- консультации специалистов (невролога, оториноларинголога, офтальмолога, хирурга или уролога, хирурга или проктолога, акушера-гинеколога, осмотр врачомтерапевтом по результатам второго этапа диспансеризации);
- дополнительные исследования (рентгенография легких или компьютерная томография легких, колоноскопия, эзофагофиброгастродуоденоскопия, ректороманоскопия, спирометрия, дуплексное сканирование брахиоцефальных артерий).
Обратите внимание! В настоящее время ст. 185.
1 Трудового кодекса РФ устанавливает выделение оплачиваемых дней для диспансеризации для работающего населения: 1 день раз в 3 года – по общему правилу, 2 дня ежегодно – для предпенсионеров и пенсионеров.
Однако, Председателем Правительства РФ дано поручение подготовить внесение изменений: всем работающим гражданам старше 40 лет будет предоставляться один день на диспансеризацию каждый год.
Важно! При совпадении года диспансеризации и медосмотра совпадающие анализы и обследования проводятся однократно.
Обратите внимание! В отличие от медосмотра, в рамках диспансеризации предусмотрено 2 этапа обследования (второй применяется при выявлении признаков, которые могут указывать на заболевание).
Какие обследования, анализы и врачей можно пройти при диспансеризации 2019 на втором этапе
На 2 этапе применяются врачебный осмотр и исследования по показаниям:
Врач | Вид назначаемого исследования и показания |
Невролог | Осмотр, консультация (при остром нарушении мозгового кровоснабжения, по другим показаниям — у лиц старше 65 лет) |
Терапевт/невролог | УЗДГ – ультразвуковое допплеровское сканирование сосудов шеи (мужчинам 45-72 лет, женщинам 54-72 лет, при сочетании 3 факторов: высокое давление, высокий холестерин, избыточный вес; в возрасте 65-90 лет при подозрении на перенесенный инсульт) |
Хирург/уролог | Осмотр, консультация (мужчинам при ПСА выше 4нг/мл) |
Хирург/проктолог | Осмотр, консультация, ректороманоскопия, колоноскопия (при подозрении на заболевания кишечника) |
Терапевт |
|
ЛОР | Осмотр, консультация (от 75 лет, при наличии показаний) |
Офтальмолог | Осмотр, консультация (от 60 лет – при повышенном внутриглазном давлении, от 75 лет – при снижении остроты зрения) |
Обратите внимание! Диспансеризация – это проверка состояния здоровья граждан, которые не предъявляют жалоб. При наличии жалоб и показаний назначаются обследование и лечение в соответствии с клиническими рекомендациями.
Обязательно ли проходить диспансеризацию
Диспансеризация – право, а не обязанность. Почему целесообразно всё-таки пройти осмотр в поликлинике, не откладывая до момента, когда потребуется лечение? Кроме самого факта вероятности раннего выявления и своевременной профилактики или начала лечения заболевания, диспансеризация имеет такие преимущества:
- простота оформления. Не требуется предварительная запись, нужны только паспорт и медполис;
- бесплатность. Есть возможность за счет бюджета пройти исследования (хотя бы частично), которые обеспеченные граждане оплачивают в частных клиниках, проводя «чек-ап» своего здоровья;
- быстрота. Во всех поликлиниках выделяется отдельное время для тех, кто проходит диспансеризацию, все анализы и обследования можно пройти без очереди, в выходные дни и в вечернее время;
- содействие. Количество граждан, прошедших диспансеризацию, особенно повторно, — это один из показателей работы отделения медицинской профилактики, поэтому его сотрудники рады помочь всем обратившимся, тем более что их бывает не так много.
- Вывод: благодаря диспансеризации существует возможность провести мониторинг состояния своего здоровья с наименьшими затратами денежных средств и времени.
- Как пройти диспансеризацию
- Для прохождения диспансеризации необходимо:
- Уточнить информацию в поликлинике о выделенном на диспансеризацию времени (на сайте или по телефону);
- Взять паспорт и полис (а также – медкарту и другие медицинские документы для учета при консультациях), прийти в выделенное время (как правило, такой промежуток есть каждый день);
- Обратиться в поликлинике в регистратуру или сразу в кабинет медицинской профилактики.
Обратите внимание: анализы крови сдаются натощак. Целесообразно уточнить, можно ли будет сдать кровь на анализ в день визита, и в этом случае подготовиться. Другие анализы тоже требуют подготовки – всё необходимое желательно выяснить заранее. В ином случае нужно будет прийти еще раз для сдачи анализов.
Как выделяется и оплачивается день на диспансеризацию на работе
С октября 2018 в Трудовом кодексе РФ есть ст.185.1, предусматривающая выделение выходных дней на диспансеризацию:
- 1 день на диспансеризацию выделяется всем работающим — 1 раз в 3 года;
- 2 дня выделяется предпенсионерам и пенсионерам – 1 раз в год (ежегодно).
Как воспользоваться правом на выделение дня для диспансеризации? Рекомендуем такую последовательность действий:
- заблаговременно и с учетом нагрузки по работе согласовать день для диспансеризации с непосредственным руководителем;
- написать письменное заявление в свободной форме («Прошу освободить от работы такого-то числа… для прохождения диспансеризации»).
Освобождение от работы кадровая служба, скорее всего, оформит приказом, с которым работнику нужно ознакомиться. Уточните у кадровика, нужно ли будет принести справку о пройденной диспансеризации.
Обратите внимание! День диспансеризации оплачивается в размере среднего заработка, см. статью «Среднедневной заработок для расчета больничного в 2018-2019 годах».
- Работодателю: как оформить выделение дня для диспансеризации
- При оформлении диспансеризации кадровая служба может столкнуться с рядом вопросов:
- Как проверить, имеет ли сотрудник право получить свободный день для диспансеризации?
Если для обычных категорий этот вопрос решается делением возраста на 3, с предпенсионерами – сложнее, т.к. некоторые могут иметь право на досрочную пенсию, а льготных дней им предоставляется больше.
ПФ РФ предложил свое решение вопроса – он будет самостоятельно предоставлять информацию по отдельному соглашению.
Кроме того, нужно учитывать, что есть и другие виды диспансеризации (например, для беременных), в этих случаях действуют другие нормы и гарантии.
Нужен ли приказ о предоставлении дня для диспансеризации?
Роструд в Обзоре актуальных вопросов за январь 2019 года порекомендовал оформлять освобождение от работы на день (дни) диспансеризации приказом, во избежание спорных моментов (см. подробности в нашем сообщении).
Как получить подтверждение прохождения диспансеризации?
Работодателю хотелось бы достоверно установить, что работник не провел день диспансеризации как дополнительный выходной, всё-таки в сохранении здоровья сотрудника есть и его интерес.
Факт прохождения медосмотра может подтверждаться справкой медучреждения в произвольной форме (подп. «в» п.9, п.10 Порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 02.05.2012 №441н).
Целесообразно предупредить сотрудника о необходимости ее получения в поликлинике.
Как и почему уменьшилось количество исследований в рамках диспансеризации
С 2018 года были исключены: клинический анализы крови, биохимия крови, общий анализ мочи, УЗИ органов брюшной полости и таза. Мотивами исключения стали низкая диагностическая ценность и зарубежный опыт. Вместе с тем, это уменьшает шансы выявления заболеваний, не считающихся смертельно опасными, однако снижающих качество жизни (например, желчнокаменной болезни).
Рекомендуем! При прохождении диспансеризации сообщить терапевту обо всех беспокоящих симптомах, которые могут послужить основанием для направления к специалисту и обследования в рамках бесплатной медпомощи по полису ОМС (т.е. уже за пределами диспансеризации).
Какими нормативными актами регулируется диспансеризация?
- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (ст.46) от 21.11.2011 №323-ФЗ;
- ТК РФ (ст.185.1);
- приказ Минздрава РФ №124н;
Источник: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_admiral/otdel-zdravoohraneniya/dispanserizaciya/poryadok-prohozhdeniya-dispans-2019-goda/