Пенсионное страхование и обеспечение в россии: особенности и виды

Пенсия – это заслуженный отдых человека, который завершил свою трудовую деятельность. В это время он может путешествовать, заниматься любимыми делами. Для того чтобы у него все получалось, было разработано пенсионное страхование в РФ. Что это за процедура, какими особенностями она обладает и какие разновидности имеет, вы узнаете далее.

Основные термины

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Пенсионное страхование в РФ – это система различных мер (социальных, экономических, юридических), которые способствуют компенсации выплат, получаемых еще до установления обязательного страхования.

Рассчитывается оно по особой формуле, которая включает не только размер легальной заработной платы, но и общий рабочий стаж. При этом основная часть пенсии не должна быть меньше прожиточного минимума.

Ежемесячно определенный процент вашего заработка отсчитывается в Пенсионный фонд. Причем вы может пользоваться услугами как государственных, так и частных организаций. Однако эти накопления вы не сможете снять в любой момент. Естественно, из этого правила есть свои исключения.

Разновидности страховки

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Существует несколько типов предоставленной процедуры:

  1. Обязательное пенсионное страхование в РФ. Оно предусматривается государственным бюджетом. Благодаря такому страхованию делаются выплаты на похороны умершего пенсионера, а также ежемесячное положенное денежное вознаграждение за труд. Эти средства выделяются из бюджета страны и являются обязательными.
  2. Негосударственное. В этом случае за выплату отвечают частные организации, на счетах которых накапливались деньги, когда пенсионер работал.
  3. Дополнительное. В этом случае вы можете внести на счет определенную сумму денег. Она сохраняется и приумножается. Отчисления могут происходить периодически или же вы кладете всю сумму сразу. После выхода на пенсию вы начнете получать дополнительные средства.
  4. Добровольное. Тут уже инициативу проявляет будущий пенсионер.

Преимущества и особенности государственного страхования

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Эта форма, наверное, самая распространенная. Государственное пенсионное страхование в РФ является обязательным. Только поэтому после достижения определенного возраста вы можете не работать, но получать деньги. При этом сумма устанавливается государственным бюджетом и выплачивается из него же.

Достоинством такой системы является то, что страна гарантирует соблюдение прав тех лиц, которые были застрахованы. То есть вы в любом случае получите пенсию. Государство регулирует такие отношения. При этом все субъекты обязаны осуществлять определенные взносы в бюджет страны. Кроме того, общественность может контролировать выполнение обязанностей Пенсионного фонда.

Учтите, что страховать в этом случае должен работодатель. Если он официально платит зарплату, то отчисления в государственный бюджет идут автоматически. Пенсионное страхование в РФ может осуществляться и негосударственными организациями, не привязанными к федеральному бюджету. Этот вопрос стоит рассмотреть подробнее.

Особенности негосударственного страхования

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

В этом случае бюджет страны не имеет к процедуре никакого отношения. То есть все накопления кладутся на счета частных организаций, которые впоследствии обязаны выплачивать вам пенсию. Негосударственное пенсионное страхование в РФ не очень популярно. Дело в том, что оно обладает определенными недостатками:

  • Высокий риск неисполнения своих обязанностей со стороны организации.
  • Возможность исчезновения вклада.
  • Интересы и права граждан недостаточно защищены.
  • Малое количество информации, которая позволила бы разобраться в работе негосударственных систем страхования.

Внебюджетные фонды могут быть открытыми и закрытыми. Достоинством такой системы страхования является то, что вы сами выбираете наиболее выгодные для вас условия сотрудничества с фондом.

Особенности и преимущества добровольного страхования

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Эта процедура очень проста и понятна. Добровольное пенсионное страхование в РФ предусматривает выбор компании и подходящей программы самим клиентом. При этом вы сами решаете, какой процент от заработка будет отчисляться. В соответствии с этим определяется ваша ежемесячная пенсия после завершения трудовой деятельности.

Вносить средства вы можете ежегодно или раз в квартал. Все зависит от условия подписанного договора, который может заключаться на срок до 99 лет.

Выплачиваться деньги пенсионеру тоже могут раз в месяц, квартал или полугодие. Учтите, что перед заключением договора следует проверить всю информацию о той организации, которой вы собираетесь доверить свои средства.

Такая пенсия может выплачиваться параллельно с государственной.

Какие документы необходимо собрать для оформления добровольного страхования?

Нужно сказать, что для осуществления этой процедуры требуется присутствие того человека, который будет впоследствии получать выплаты. Государственное страхование производится работодателем, поэтому и волноваться сотрудникам практически не о чем. Для того чтобы составить договор в частной фирме, вам придется собрать такой пакет документов:

  • Паспорт гражданина РФ.
  • Справка о доходах.

В принципе, этих документов достаточно для заключения договора. Однако все зависит от особенностей работы той или иной организации. В результате вы подписываете документ, в котором прописаны все нюансы сотрудничества. К его составлению нужно подойти очень ответственно.

Как видите, целью пенсионного страхования является обеспечение достойной жизни человека после завершения трудовой деятельности. Какой тип процедуры выбрать, решать вам. Просто нужно определиться со своими потребностями и целями. Дополнительное пенсионное страхование в РФ — это возможность быть уверенным в завтрашнем дне.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-pensionnoe-straxovanie-v-rf.html

Российское пенсионное страхование: сущность, понятие и система в 2020 году

Главная › Страхование в РФ › Страховое дело

Сегодня рассмотрим сущность пенсионного страхования, которое является одной из ключевых мер поддержки населения государством. Вопрос становится более актуальным в рамках проходящей пенсионной реформы и изменения. Какие законы регулируют господдержку, какие виды выплат есть и как все это работает – читайте ниже.

Понятие и сущность обязательно осуществляемого страхования

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Главная сущность пенсионного страхования заключается в предоставлении физлицам финансового обеспечения в связи со старостью, инвалидностью или утерей кормильца в семье. Сущность права на пенсию закреплена в стат. 39 российской Конституции, поэтому пенсии гарантируются всем и каждому при наступлении соответствующих обстоятельств.

Основной НПА, регламентирующий сущность и основы данного страхования – это 167-ФЗ от 15-го дек. 2001-го “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 167).

Также сущности некоторых правовых норм содержатся в следующих НПА:

  • 27-ФЗ от 1-го апр. 1996-го “Об индивидуальном…” – о том, как учитываются взносы, уплаченные работодателем, на ИЛС;
  • 165-ФЗ от 16-го июля 1999-го “Об основах…” (далее – ФЗ № 165) – о сущности обязательного соц. страхования (куда входит и пенсионное) в РФ;
  • 400-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О страховых…” (далее – ФЗ № 400) – об условиях, сроках, порядке и сущности назначения страховых пенсий;
  • 424-ФЗ от 28-го дек. 2013-го “О накопительной…” (далее – ФЗ № 424);
  • 56-ФЗ от 30-го апр. 2008-го “О дополнительных…” – о доп. взносах на накопительную пенсию;
  • прочие ФЗ.

Основные понятия и виды пенсий

Главные определения и понятия системы ОПС представлены в ст. 3 ФЗ № 167. Приведем некоторые из них:

Понятие Расшифровка
Пенсионное страхование Система общегосударственных юридических и организационных мер, целью которых является компенсирование физлицам потерянного ими дохода в связи со старостью, признанием инвалидом или утратой кормильца
Страховое обеспечение Выполнение страховщиком своей обязанности по выплате страховой, накопительной пенсии или денежного пособия на захоронение
Взносы на ОПС Обязательные финансовые платежи, которые платятся в ПФР в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ, для обеспечения правомочий граждан на получение страхового денежного обеспечения
Субъекты обязательного пенсионного страхования, в обязательном порядке принимающие участие при его осуществлении Страховщик, страхователь и застрахованные физлица
Страховщик ПФР
Страхователи Работодатели-организации, ИП и физлица, осуществляющие выплату зарплат
Застрахованные граждане Россияне, иностранцы и лица без определенного гражданства, которые работают по трудовому договору, или являются ИП, адвокатами, нотариусами, или членами КФХ, или священнослужителями

Виды пенсий, которые могут выплачиваться в рамках системы ОПС, перечислены в ст. 9 ФЗ № 167:

  • страховая по возрасту, назначаемая лицам мужского пола с 65 лет, женского с 60 лет (с учетом переходных норм, указанных в Приложении 6 к ФЗ № 400);
  • страховая по инвалидности, назначаемая инвалидам, имеющим хотя бы 1 день страхового стажа, вне зависимости от возраста;
  • страховая по утере кормильца, которая назначается нетрудоспособным гражданам, состоявшим на иждивении у умершего трудоспособного лица;
  • фиксированная надбавка к пенсии, базовый размер которой с 1-го января 2020-го составляет 5334,19;
  • накопительная, назначаемая вместе с той, которая по старости, при соблюдении условий, указанных в стат. 6 ФЗ № 424;
  • единовременно осуществляемая выплата (производится, если физлицо не получило правомочие на накопительную пенсию, но в спец. части ИЛС есть деньги (стат. 4 ФЗ № 360 от 30-го ноября 2011-го года “О порядке…”));
  • срочная выплата (осуществляется, если лицо в период своей жизни осуществляло дополнительные взносы на накопительную пенсию);
  • выплата средств, находящихся в спец. части ИЛС, наследникам застрахованного;
  • пособие на захоронение (платится из средств системы ОПС, если лицо на момент смерти не было застраховано по ВНиМ).

Источники пенсионного страхования

Главным источником пенсионного страхования в России признаются средства бюджета ПФР, которые являются общефедеральной собственностью, не входят в состав прочих бюджетов и изъятию ни при каких условиях не подлежат (ч. 1 ст. 16 ФЗ № 167).

Формирование бюджета осуществляется за счет нескольких источников финансов, указанных в ч. 1 ст. 17 ФЗ № 167:

  • поступившие от работодателей взносы за их работников;
  • средства общефедерального бюджета, которые направляются в рамках трансфертов в целях компенсирования ПФР выпадающих доходов (например, связанных с выплатой пенсий лицам, которым зачтены в стаж нестраховые периоды);
  • суммы неустоек;
  • прибыль, которая была извлечена от инвестирования свободных финансовых средств;
  • средства, которые поступили от предприятий и физлиц, в результате вступления их в отношения с ПФР по собственному желанию (ст. 29 ФЗ № 167);
  • выплатный резерв;
  • иные не воспрещенные законодательством России источники финансирования.

Сущность расходования денег из бюджета ПФР в том, что расходы производятся не только на цели выплаты пенсий, но и на:

  • их доставку;
  • материальное обеспечение деятельности головного и территориальных подразделений ПФР;
  • перечисление взносов в специальный фонд гарантирования в соответствии с 422-ФЗ от 28-го декабря 2013-го года (далее – ФЗ № 422).

Система пенсионного страхования

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Созданная в Российской Федерации система РФ, России включает в себя не только субъекты ОПС, но и иные органы, организации и граждан (ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165).

Приведем некоторых дополнительных участников страхования:

  • НПФ, в которые застрахованные лица могут передать свои накопления, учтенные в спец. части ИЛС (ст. 32 ФЗ № 167);
  • налоговые инспекции, сущность деятельности которых – в администрировании поступивших взносов от работодателей;
  • ЦБ РФ (как участник действующей системы гарантирования правомочий застрахованных граждан – п. 4 ст. 4 ФЗ № 422);
  • кредиторы (в случае направления средств МСК согласно 256-ФЗ от 29-го декабря 2006-го года “О дополнительных…”).

Государственные и негосударственные фонды

В РФ сущность пенсионного страхования включает в себя наличие таких участников системы, как государственные и негосударственные фонды.

Внимание! Госфонд в РФ, ведущий деятельность по ОПС, только один – это Пенсионный фонд.

А вот негосударственных (НПФ) может быть неограниченное количество. Наиболее надежными из них, по данным рейтингового агентства Эксперт РА, являются:

  • НПФ Сбербанка;
  • ВТБ Пенсионный фонд;
  • Газфонд;
  • Нефтегарант;
  • Атомгарант;
  • Национальный НПФ;
  • Альянс;
  • Алмазная осень;
  • Сургутнефтегаз;
  • Ренессанс пенсии.

В НПФ застрахованное лицо может передать только свои накопления, учтенные в спец. части ИЛС.

31-го декабря 2015-го года – это последний день, когда можно было застрахованным физлицам 1967-го года и моложе выбрать:

  • либо все взносы, уплаченные за него, направлять на страховую пенсию;
  • либо направлять взносы и на страховую, и на накопительную.

Важно! Даже если лицо не сделало выбор в пользу накопительной пенсии, а решило все взносы направлять на страховую, при наличии средств в спец. части ИЛС, все равно можно заключить договор с НПФ – последний будет инвестировать эти деньги и увеличивать накопления.

Сравнение обязательно и добровольно осуществляемого пенсионного страхования

Под добровольно осуществляемым пенсионным страхованием может пониматься ситуация, когда:

  • либо лицо вступает по своей воле в отношения по ОПС (ст. 29 ФЗ № 167);
  • либо лицо заключает договор негосударственного обеспечения пенсией.

Договоры НПО управомочены, как и соглашения об ОПС, заключать НПФ (аб. 2 ст. 3 ФЗ № 75 от 7-го мая 1998-го года “О негосударственных…”, далее – ФЗ № 75). Сущность в том, что НПФ разрабатывает пенсионные схемы, в соответствии с которыми регламентируются размеры взноса участника, основания для возникновения права на пенсию и иные условия.

Читайте также:  Нагрудный знак сотрудника гибдд нового образц - как выглядит, как узнать номер знака

Что касается вступления по своему желанию в отношения по ОПС, то это могут сделать те лица, которые не застрахованы по ОПС согласно ФЗ № 167. Например, самозанятые, находящиеся на специальном экспериментальном налоговом режиме “Налог на профессиональный доход”. Или просто граждане, которые хотят платить взносы за другое физлицо, которое не застраховано по ОПС.

Пенсионная реформа РФ

Основная сущность недавно проведенной пенсионной реформы заключается в реализации следующих целей и задач:

  • устранить дефицит бюджета ПФР;
  • направить средства, высвобожденные за счет уменьшения числа пенсионеров из-за увеличения пенсионного возраста, на повышение размеров пенсий для текущих;
  • минимизировать риск “коллапса” всей пенсионной системы в связи с сокращением в последнее время численности трудоспособного населения.

Сущность основных изменений в рамках осуществленной реформы:

  • поэтапное увеличение пенс. возраста в течение переходного временного периода, который продлится вплоть до 2028-го года;
  • физлица, имеющие 42 (мужской пол) и 37 лет (женский) стажа, смогут выходить на пенсию раньше на 2 года (но не ранее 60 и 55 лет соответственно);
  • расширилась сущность прав некоторых граждан на выход на пенсию преждевременно – например, теперь получать пенсионное обеспечение сможет женщина со стажем 15 лет или более и 30-ю пенсионными баллами уже в 57 лет, если она родит и воспитает троих детей до исполнения им 8-ми лет.

Итак, всем гражданам РФ, застрахованным по ОПС, гарантируется право на пенсионное обеспечение при возникновении страхового случая – наступления старости, инвалидности или утраты кормильца.

Сущность темы достаточно сложна, поэтому разобраться в отдельных нюансах поможет наш квалифицированный юрист. Получить его поддержку можно просто написав в чат.

  • Также не забываем ставить лайки и делать репосты нашей статьи в социальных сетях.
  • Подробнее про обязательное страхование в РФ, читайте далее.

Российское пенсионное страхование: сущность, понятие и система в 2020 году Ссылка на основную публикацию Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды


Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/suschnost-pensionnogo-strahovaniya

Обязательное пенсионное страхование — что это такое? Особенности и функции

Остаться в старости без средств к существованию – страшнее не придумаешь. В целях создания гарантий материального обеспечения каждого социально уязвимого члена общества и было введено обязательное пенсионное страхование.

Пенсионная выплата формируется из 3-х частей, на размер каждой из которых человек может повлиять. Страховая часть и фиксированная выплата зависят от стажа и сформированных на счете баллов.

А накопительная часть, в большей степени, зависит от финансовой грамотности и прозорливости самого человека.

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Что это такое

Человек в определенный момент времени утрачивает способность зарабатывать на жизнь. У большинства это происходит в силу пожилого возраста.

  • Кто-то рискует стать инвалидом и, несмотря на молодой возраст, также не сможет себя обеспечивать.
  • Эти явления носят массовый и повсеместный характер, поэтому не могли остаться незамеченными государственной властью.
  • Обязательное пенсионное страхование (ОПС) – совокупность мер и мероприятий, разрабатываемых государством и направленных на компенсацию людям их прежнего заработка.
  • Такие меры носят правовой характер – закрепляются на высшем законодательном уровне, экономический характер – связаны с перераспределением денежных фондов, и организационный характер – регулируются и контролируются государственным аппаратом.

Для чего нужно

Самый уязвимый человек – не тот, кто не имеет денег, а кто не имеет возможности их заработать.

Государство правильно рассудило, что престарелые,
инвалиды и нетрудоспособные, утратившие кормильца, полностью лишены возможности
работать. Поэтому вводится обязательность пенсионного страхования для всех
проживающих в России.

За каждого, официально трудоустроенного работника,
работодатель переводит часть заработка в резервный фонд. И когда подойдет
пенсионный возраст, человек утратит обязанность платить, но получить право
получать.

Немного о пенсионной реформе

Пенсионное страхование происходит по кругу: пока молодое поколение работает и производит отчисления, нынешние пенсионеры получают положенные выплаты.

Но получают по той причине, что сами раньше работали и отчисляли взносы. Получается, что нынешние пенсионеры получают выплаты за счет нынешних работников. И чтобы размер пенсий был достойным, соотношение «количество пенсионеров – количество работников» должно быть примерно равным.

Реформа 2018 года повысила пенсионный возраст до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Цель реформы – уравнивание соотношения, чтобы на 1 работающего гражданина не приходилось 3 неработающих пенсионера. Ведь количество уходящих на пенсию людей не изменяется, а вот число работников, официально трудоустроенных, уменьшается с каждым годом.

Так что, несмотря на обрушившийся шквал критики, реформа имеет рациональное зерно. Она, действительно, может повлиять на материальное состояние будущих пенсионеров лучшим образом. Государство обретет возможность каждый год производить индексацию, и не на 100 рублей, а примерно на 1 000.

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Особенности и функции

Обязательному пенсионному страхованию присущи традиционные категории и черты, но есть и особенности.

Страхователем выступают
физические лица, юрлица и индивидуальные предприниматели, производящие
отчисления.

Застрахованное лицо –
это работник, который в будущем будет получать пенсию.

Главным страховщиком является Пенсионный фонд России. Если сравнить размер его бюджет с бюджетами других внебюджетных фондов, станет очевидно, что он намного значительнее.

Бюджет ПФР
складывается из:

  • взносов работодателей;
  • добровольных взносов;
  • бюджетных переводов;
  • штрафных взысканий;
  • инвестиционных накоплений;
  • денег людей, получивших право на срочность пенсии;
  • запасных средств по накопительной пенсии.

Деньги из бюджета
уходят на:

  • выдачу пенсий;
  • социальные выплаты;
  • материнский капитал;
  • иные цели.

Из бюджета Пенсионного фонда деньги идут не только на выдачу пенсий по старости, но и на выдачу пенсий по инвалидности и в связи с потерей кормильца.

Чтобы лучше понять сущность пенсионного страхования,
нужно определить, какие функции оно выполняет. Если внимательно проследить
«дух» ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» № 167, становится ясно, что
функции ОПС следующие:

  1. Социальная – это фундаментальная функция пенсионного страхования, наиболее ярко отражающая его назначение. Речь идет о защите каждого члена социума, о создании стабильного жизненного уровня при наступлении нетрудоспособности.
  2. Стимулирующая – это недвусмысленный намек, что на государство надейся, а сам не плошай. Стимулирующая функция призвана сформировать понимание того, что размер своей будущей пенсии можно увеличить, ведь на ее размер влияет трудовой стаж и страховые взносы, уплаченные за период работы. А эти два показателя находятся под контролем самого человека.

Структура

Обязательная пенсия складывается из 3-х частей:

  1. Страховой;
  2. Накопительной;
  3. Фиксированной выплаты.

Рассмотрим подробнее, каким образом происходит
формирование и накопление будущей пенсии.

  • Работодатель должен отчислять 22% от заработной платы работника в ПФР.
  • Эти 22% делятся на две части: 6% (общая часть) и 16% (личная часть).
  • Общая или, как ее называют, солидарная часть в размере 6% поступает на общий счет. Эти деньги будут потрачены в настоящее время и никогда не вернутся к работнику в виде пенсии. Солидарные средства уходят на выдачу фиксированных выплат, выдачу соцпособий на погребение скончавшихся пенсионеров и иные текущие расходы. 6% нужны, чтобы Пенсионный фонд мог исполнять свои функции здесь и сейчас.
  • Личная часть в размере 16% поступает на счет самого работника. Она также разбивается на две части: страховую (10%) и накопительную (6%).
  • Страховая часть в размере 10% хранится в ПФР. Это не означает, что деньги просто заморожены на персональном счете: фонд расходует их на выдачу пенсий нынешним пенсионерам. Можно сказать, что Пенсионный фонд одалживает эти средства, а потом вернет в большем размере. Увеличение происходит, поскольку именно страховая часть подлежит индексации.
  • 6% накопительной части не расходуются никаким образом и не подлежат индексации. Человек может по своему усмотрению распорядиться этими процентами. Каким образом: во-первых, эти 6% можно перевести в страховую часть. Получится, что она составит 16% и будет проиндексирована целиком. Во-вторых, их можно оставить в ПФР. Фонд занимается инвестированием накопительных частей в надежные активы, чтобы повысить размер предстоящей пенсии. В-третьих, накопительную часть можно перевести в негосударственный пенсионный фонд или страховую компанию. Такие страховщики занимаются вложением накоплений граждан в различные проекты. Но, нужно понимать, что в отличие от Пенсионного фонда, инвестирование частников-страховщиков может и не быть прибыльным.

Фиксированная выплата – непременная часть пенсии, которая прибавляется к страховой части.

Получить ее сможет человек пенсионного возраста, отработавший хотя бы 10 лет и накопивший нужное количество пенсионных баллов (о них поговорим позже).

В 2019 году фиксированная выплата составляет порядка
5 300 рублей. С каждым годом размер ее индексируется.

Некоторые граждане получают выплату в большем размере, например, достигшие возраста 80 лет, имеющие иждивенцев, работавшие на крайнем севере и т.д.

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и виды

Как получить

Средства, формирующие будущее пенсионное начисление, хранятся на персональном счете застрахованного лица, следовательно, такой счет должен быть открыт. Каждый лицевой счет обладает индивидуальным номером. Номер отражается в свидетельстве – СНИЛСе.

Получить СНИЛС очень просто. Нужно прийти в отделение
ПФР с паспортом и заполнить анкету. Примерно через неделю документ будет готов.

Несовершеннолетние (от 14 до 18 лет) могут получить
свидетельство самостоятельно по паспорту.

Детям до 14 лет СНИЛС подготовят и выдадут в присутствии родителей.

Когда человек устраивается на работу и выясняется, что
он не зарегистрирован в системе пенсионного страхования, исправить это – задача
кадровика. Специалист из кадров должен направить данные о работнике в ПРФ,
который зарегистрирует и выдаст свидетельство.

Каждый застрахованный в системе ОПС может потребовать
предоставления ему выписки с его счета.

Про размеры пенсий

Последние изменения по части пенсионного обеспечения ввели новую бальную систему. Отныне размер пенсии определяется исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) или, говоря проще, накопленных пенсионных баллов. Что это такое и как стать отличником ОПС, будем разбираться.

Непросто дать определение ИПК, поскольку это
относительная величина, зависящая от нескольких факторов:

  1. Количества отработанных лет, т.е. стажа. Но в расчет берутся только те годы, за которые производились отчисления в ПФР. В 2019 году нужно иметь минимальный десятилетний стаж для выхода на пенсию. К 2025 году этот показатель должен вырасти до пятнадцати лет. В стаж входит время, когда мужчина служил, а женщина была в декрете, когда представители обоих полов занимались значимой общественной деятельностью и иные случаи.
  2. Размера заработной платы. Речь идет только о белой з/п, с которой отсчитывались 22%.
  3. Всевозможных льготных условий, например, если труд протекал в опасных условиях, на крайнем севере.
  4. Момента обращения за пенсией. То есть человек уже достиг пенсионного возраста, но в фонд за выплатой не обращается. К примеру, он неплохо зарабатывает итак. Так вот за этот пропущенный период баллы будут начислены в большем количестве.

Сегодня чтобы претендовать на пенсионную выплату,
следует иметь от 16,2 баллов. К 2025 году уже нужно будет дорасти до 30 баллов.

Бывают ситуации, когда пенсионный возраст уже грянул,
а стажа и баллов немного не хватает. В этом случае человек получает право на
получение обеспечения не по достижении установленного возраста, а по достижении
минимальных требований к стажу и количеству баллов.

А есть граждане, которые никогда в жизни не работали,
или работали неофициально, без соответствующих отчислений в ПФР. Их государство
тоже не оставит без минимальной помощи. Такой человек может рассчитывать на
социальную пенсию.

Применительно к соцпенсии нужно учитывать два важных правила. Право на получение наступает на 5 лет позже обычного (по новым правилам в 65 у женщин и в 70 у мужчин). И размер небольшой, около 5 тысяч рублей.

Но законодательство России определяет, что если пенсия неработающего пенсионера меньше, чем прожиточный минимум, положена доплата.

Выходит, что социальная пенсия в любом случае будет не меньше прожиточного минимума.

Получается, что размер фиксированной выплаты и
страховой пенсии полностью зависит от стараний человека. Чем больше лет он
отработает и чем больше за него отчислит работодатель в фонд, тем существеннее
будет будущая пенсионная выплата.

Однако можно повлиять на размер пенсии еще одним
способом: грамотно распорядиться своей накопительной частью.

Как было оговорено, накопительную часть можно перевести в страховую, вложить в предложенную ПФР инвестиционную программу или перевести в негосударственный фонд / страховую компанию.

Здесь не может быть универсального совета, как остаться в выигрыше. Человек сам решает, как ему поступить с накоплениями. Единственная рекомендация: оценивайте все риски и выбирайте надежного страховщика. Особенно, когда речь идет о частных компаниях, которым вы отдаете свои накопления.

Читайте также:  Полис дмс для детей иностранных граждан - стоимость полиса, условия страхования

Вывод

Ежемесячная выплата в виде пенсии отражает жизненный
путь человека, количество отработанных им лет, условия труда, размер зарплаты и
т.п. Либо — произошедшее страшное событие в виде инвалидности или потери
кормильца.

В любом случае, пенсионная выплата выступает гарантом
достойного существования.

Государство предоставляет человеку возможность влиять
на размер будущей пенсионной выплаты разными способами. Кажется, что пока мы молоды, не стоит волноваться на этот счет. Но это
не так: задача каждого сознательного человека позаботиться о своем будущем и
подготовить достойный аэродром для старости.

[Всего: 4   Средний:  4.3/5] (Рейтинг статьи: 4.3 из 5) Автор статьи Елена Симакина

Источник: https://dvayarda.ru/strahovanie/obyazatelnoe-pensionnoe-strahovanie/

Виды пенсионного обеспечения в современной России

Пенсионное страхование и обеспечение в России: особенности и видыПроизошедшее на рубеже 80-90-х гг. XX века коренное изменение формы Российского государства на базе перестроения экономических отношений в соответствии с принципами рыночной саморегуляции

обусловило необходимость реформирования действовавшей до этого советской модели пенсионной системы

  • Единая универсальная форма государственного социального обеспечения, которая установилась в советской России, предполагала предоставление пенсионного обеспечения исключительно за счет бюджетных ассигнований и не устанавливала прямой зависимости размера пенсии от утраченного при наступлении нетрудоспособности заработка.
  • Такая модель пенсионной системы не соответствовала новым условиям рыночной экономики с ее многообразием форм собственности, свободной конкуренцией и приоритетом договорного механизма регулирования отношений между хозяйствующими субъектами.
  • В 1990 — начале 2000 г. принимается ряд законодательных актов,

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;Федеральный закон от 18 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

направленных на построение системы обязательного пенсионного страхования, при которой

  • право на получение пенсионного обеспечения ставится в зависимость от уплаты страховых взносов работодателем,
  • размер пенсии прямо пропорционален сумме перечисленных за работника страховых взносов и
  • появляется возможность формировать пенсионные накопления.

С 2012 г. отсчитывается очередной этап реформирования системы обязательного пенсионного страхования, который призван решить ряд назревших в этой сфере проблем как экономического, так и демографического характера.

  1. 25 декабря 2012 г. Правительство РФ утвердило Стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации,
  2. Распоряжение Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р «О Стратегии долгосрочного развитая пенсионной системы РФ»
  3. где сформулированы ключевые направления государственной политики в области обязательного пенсионного страхования на период до 2030 г.

Во исполнение указанной Стратегии в конце 2013 г. был принят пакет законов, вносящих существенные коррективы в ранее действовавшую систему обязательного пенсионного страхования.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии»;

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

В то же время, признавая себя социальным государством, Российская Федерация не вправе отказаться от гарантированного пенсионного обеспечения за счет бюджетных средств.

В противном случае это лишало бы пенсионного обеспечения тех нетрудоспособных, которые не относятся к категории застрахованных лиц.

Таким образом, по состоянию на 2015 г. в Российской Федерации сложились три формы пенсионного обеспечения:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • государственное пенсионное обеспечение и
  • негосударственное пенсионное обеспечение.

Обязательное пенсионное страхование — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.

Статья 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г.№ 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Обязательное пенсионное страхование осуществляется за счет страховых взносов, уплачиваемых страхователями в пользу застрахованных лиц и аккумулируемых в Пенсионном фонде РФ.

В форме обязательного пенсионного страхования назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:

  • страховые пенсии:
    • по старости (в т. ч. досрочные);
    • по инвалидности;
    • по случаю потери кормильца.
  • накопительные пенсии.

Государственное пенсионное обеспечение — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных

  • на компенсацию гражданам их заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности);
  • либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет;
  • либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;
  • либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.

На основе ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

  • Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет федерального бюджета в отношении строго определенных законом категорий субъектов, которые не относятся к числу застрахованных лиц и не подлежат обязательному пенсионному страхованию.
  • В форме государственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:
  • пенсии по государственному пенсионному обеспечению
  • за выслугу лет;
  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • социальные пенсии.

Негосударственное пенсионное обеспечение — система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений), получаемого ими до установления негосударственного пенсионного обеспечения, которая основывается на соглашении между негосударственным пенсионным фондом (НПФ) и вкладчиком фонда.

На основе ст. 3 Федерального закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Негосударственное пенсионное обеспечение осуществляется на добровольных началах за счет пенсионных взносов, уплачиваемых вкладчиком в НПФ.

В форме негосударственного пенсионного обеспечения назначаются и выплачиваются следующие виды пенсионного обеспечения:

негосударственные пенсии

  • по старости (в т.ч. досрочные);
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • по иным пенсионным основаниям, установленным законодательством РФ или пенсионным договором.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу

Преобразование системы пенсионного обеспечения в россии

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/planirovanie-pensii/pensionnoe-obespechenie-v-rossii/istoriya-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii/449-vidy-pensionnogo-obespecheniya-v-sovremennoj-rossii

Обязательное пенсионное страхование

Работодатель – главный плательщик взносов на обязательное пенсионное страхование. Страховые взносы в Пенсионный фонд России уплачиваются из заработной платы, а также других видов вознаграждений, начисленных в пользу работников. Благодаря аккумулированным средствам фонда удается перечислять пенсионные выплаты тем, кто уже вышел на пенсию и формировать базу для предстоящих выплат.

Пенсионный фонд РФ выполняет функции администратора по взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование. Взносы в ПФР перечисляют:

  1. Лица и организации, которые выплачивают гражданам заработную плату, а также иные вознаграждения.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Физлица (не ИП).
  4. Самозанятые граждане, адвокаты, нотариусы, арбитражные управляющие.

Система обязательного пенсионного страхования (ОПС) функционирует на территории РФ с 2002 года. В рамках проведенной реформы все граждане, родившиеся с 1967 года и позже получают пенсию, которая делится на страховую и накопительную часть. Оба вида пенсии формируются путем уплаты страховых взносов обязательного характера.

Обязательное медицинское страхование или ОМС – часть государственной программы социального страхования. Основной плюс – равные возможности для каждого гражданина в получении лекарственной и медицинской помощи. Услуги предоставляются за счет средств, которые перечисляются в фонд в обязательном порядке на условиях государственной программы.

Свидетельство обязательного пенсионного страхования

Если гражданин РФ устраивается на работу без свидетельства обязательного пенсионного страхования, работодатель обязан оформить документ в соответствии с нормами закона. Это правило также распространяется на лиц, которые трудятся по договору подряда.

Подрядчик, у которого нет пенсионного свидетельства, должен получить его от первого работодателя. Соответствующая анкета, которая заполняется в процессе приема на работу, передается в ПФР в 14-дневный срок с момента подписания трудового договора.

Система обязательного пенсионного страхования предполагает оформление соответствующих полисов в страховых компаниях. Благодаря четко отлаженному механизму удается содержать граждан пенсионного возраста (утративших трудоспособность). Среди основных участников системы страховщики и страхователи, федеральные структуры и застрахованные лица.

Пенсионное страхование проводится в соответствии с нормами действующего законодательства. По закону право на обязательное пенсионное страхование получают граждане государства, а также лица, которые работают и живит на территории РФ.

Уплата обязательного пенсионного страхования

Уплата взносов обязательного пенсионного страхования проводится на основании договора, заключенного между страхователем и страховщиком. Размер установленной суммы указывается в составленном документе.

Когда страхователь достигнет определенного законодательством возраста, ему начнут выплачивать государственную пенсию с периодичностью раз в месяц. Право на пенсию также получают страхователи-инвалиды или граждане РФ по факту потери кормильца.

Сумма будущей пенсии определяется нормами федерального законодательства. Начисление курирует Пенсионный фонд Российской Федерации.

Фз об обязательном пенсионном страховании

Фз об обязательном пенсионном страховании определяет основы системы ОПС в секторе государственного регулирования РФ. Закон также регулирует взаимоотношения между субъектами ОПС, определяет их правовое положение, статус, обязанности и права.

В отдельных статьях закона приведены основания, при которых возникают обязанности и права упомянутых выше субъектов. На случай нарушения или невыполнения субъектами возложенных законом обязательств предусмотрены соответствующие виды ответственности.

Фонд обязательного пенсионного страхования

Фонд обязательного пенсионного страхования справедливо считается ключевым финансовым институтом Российской Федерации. Учреждение национального масштаба оказывает комплексные государственные услуги в сегменте социального обеспечения граждан.

В структуру ПФР входи восемь управлений в округах, 83 отделения в различных субъектах РФ и порядка 2 500 управлений территориального уровня. Еще одно отделение функционирует в г. Байконур (Казахстан).

Чтобы заключить договор об ОПС, необходимо обратиться в отделение Сбербанка РФ (или в любой другой негосударственный пенсионный фонд), где вас попросят предъявить СНИЛС и паспорт. Затем следует подать заявление с просьбой перевести счет накопительной пенсии в отделение Сбербанка.

Представитель финансового учреждения оформит вашу заявку через использование электронной подписи в цифровом формате. Если заявление в адрес Пенсионного фонда РФ подано в самостоятельном порядке, работнику Сбербанка понадобится сообщить номер полученной расписки.

Передать информацию разрешается в телефонном режиме или с помощью удобного электронного сервиса в интернете.

Субъекты обязательного пенсионного страхования

За работу системы обязательного пенсионного страхования отвечают страховщики. К этой категории в РФ относят государственный пенсионный фонд и негосударственные пенсионные фонды.

Среди субъектов обязательного пенсионного страхования также значатся страхователи. Эта категория лиц, которые выплачивают взносы в пользу работающих граждан РФ. К страхователям относят индивидуальных предпринимателей, организации и физические лица.

Третья категория субъектов системы ОПС – застрахованные лица, т.е. непосредственно те, кто получает пенсию в соответствии с нормами закона.

Обязанности страховщика

Перечень обязанностей страховщика достаточно широк:

  1. Разработка размера тарифов для уплаты страховых взносов. А также обоснование предлагаемых данных.
  2. Своевременная выплата трудовых пенсий.
  3. Назначение и пересчет сумм страхового обеспечения, в соответствии с данными персонифицированного учета и нормами законодательства.
  4. Контроль над поступающими документами, на основании которых насчитываются пенсии. В том числе и для льготных категорий граждан.
  5. Проектирование и контроль исполнения бюджета ПФР.
  6. Целевое использование аккумулированных средств.
  7. Предоставление гражданам, общественным и государственным организациям необходимой информации о работе Пенсионного фонда.
  8. Учет поступающих средств и регистрация страхователей.

Обязанности страхователя

В обязанности страхователя входит:

  1. Получение оригиналов и дубликатов страховых свидетельств с последующей передачей документов застрахованным лицам. Свидетельства выдаются всем, кто работает в компании на основе гражданско-правового или трудового договора.
  2. Передача застрахованным лицам копий документов, направленных в местное отделение ПФР. Информация передается лицам, работающим в организации на основании гражданско-правового или трудового договора. В ПФР соответствующая информация требуется для персонифицированного учета и включения в индивидуальный лицевой счет.
  3. Проконтролировать, насколько реквизиты в выданном страховом свидетельстве соответствуют документам, удостоверяющим личность нанятого сотрудника.

Обязанности застрахованных лиц

В обязанности застрахованных лиц входит:

  1. Прохождение регистрации в Пенсионном Фонде РФ.
  2. Получение, надежное хранение и предъявление по требованию свидетельства ОПС.
  3. Если сведения, которые содержатся в индивидуальном лицевом счете изменились, следует обратиться в ПФР с соответствующим заявлением.
  4. При утрате свидетельства направить в ПФР все документы, необходимые для подтверждения информации по лицевому счету.
  5. Другие обязательные действия в соответствии с нормами федерального законодательства.
Читайте также:  Банковское страхование для юридических лиц - что это, покрываемые риски, субъекты и объекты

Источник: https://www.Sravni.ru/enciklopediya/info/objazatelnoe-pensionnoe-strakhovanie/

Развитие пенсионного обеспечения в России

История развития пенсионного обеспечения

В современных условиях пенсионная система в РФ испытывает существенные проблемы так как является несовершенной, прежде всего это связано с дефицитом бюджета Пенсионного фонда, данные проблемы требуют глубокого анализа и выработки соответствующих управленческих решений.

Что такое пенсионное обеспечение и его роль в России?

Российская Федерация согласно 7 статьи Конституции РФ, является социальным государством. Поэтому вопросы пенсионного обеспечения, здравоохранения и социальных гарантий должны являться первостепенными.

  • Пенсионное обеспечение это «одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25 – 30 % населения любой страны, и косвенно – все трудоспособное население».
  • Пенсионная система России, в современном виде «включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: пенсии по государственному пенсионному обеспечению, трудовой пенсии, негосударственной пенсии».
  • Пенсионное обеспечение — совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материальной поддержки в виде пенсии.
  • Как можно заметить,
    проанализировав мнения различных авторов, относительно понятия и сущности
    системы пенсионного обеспечения, данный термин тесно связан, как с правом, так
    и с экономикой, что обусловлено особенностью регулирования его экономико –
    правовых отношений как в области финансов, так и в области правового
    обеспечения пенсиями населения.

Уровень обеспеченности пенсионеров – один из важнейших показателей качества жизни населения. Качество жизни является конечной целью деятельности отдельного индивида и государства. Крайне низкие пенсии, как и их отсутствие, ставят под угрозу социально-экономическую стабильность государства.

Пенсионное страхование и обеспечение на сегодняшний день играет не маловажную роль в формировании будущих пенсий и обеспечение финансовой стабильности населения РФ в будущих периодах.

Поэтому важно совершенствовать пенсионную систему, а для этого необходимо знать все ее проблемы и слабые места.

Страхование играет важную первостепенную социальную роль — обеспечивая защиту личных и имущественных интересов физических и юридических лиц, посредством формирования и управления страховым фондом.

Страховые компании принимают на себя обязательства в форме аннуитетов, на которые их клиенты могут претендовать в связи с покрытием будущих непредвиденных расходов. К таким продуктам, в частности и относятся пенсионное страхование и страхование жизни.

Пенсионное страхование, выполняя свою работу, обеспечивает население выплатами в виде пенсий при достижении пенсионного возраста или по инвалидности.

Главная задача пенсионного страхования — сохранить от обесценивания и увеличить размеры пенсионных накоплений его вкладчиков.

История развития пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение при Петре 1

Впервые государственный документ «Устав Морского Русского Военного Флота», прописывающий пенсионное обеспечение для больных и престарелых воинов, был подписан 13 января 1720 г. Петром I.

В случае смерти офицера его жене и детям предусматривалось содержание, оно должно было выплачиваться всем иждивенцам, имевших доход меньше того, что получал погибший кормилец.

Первую пенсионную реформу в России провела Екатерина II, в результате которой появилось понятие стаж – срок выслуги не менее 20 лет, она же определила денежное содержание из государственной казны только для отставников военной службы.

Что фактически аналогично нынешней выслуги для военнослужащих и иных сотрудников силовых органов при выходе на пенсию. Также сотрудникам, которые увольняются со службы по положительным основаниям, выплачивается выходное пособие.

Пенсионное обеспечение в СССР

Пенсионное обеспечение по старости в России является наследством, полученным от СССР. Несмотря на сложную экономическую и политическую ситуацию того периода, международную изоляцию, впервые пенсионное обеспечение было введено в стране в январе 1928 года, т.е.

уже через 10 лет после социалистической революции. Следует отметить, что эта система социальной защиты относилась только к работникам текстильной промышленности.

Именно к этому времени относится и установление пенсионного возраста, который для мужчин составил 60 лет, а для женщин – 55 лет.

В дальнейшем социальная
защита престарелого населения, не смотря на огромные финансовые вложения
государства в развитие промышленности, индустриализацию страны получила
развитие. Например, только за 1928- 1932 годы было построено около 1,5 тыс.

крупных объектов промышленности, ряд тракторных заводов: в Волгограде, Челябинске,
Харькове, Нижнем Тагиле, автомобильные заводы ГАЗ и ЗИС, металлургические
заводы в городах Магнитогорск, Липецк, Челябинск, Новокузнецк, Норильск, Свердловск
(Уралмаш), построена крупнейшая в мире электростанция Днепрогэс, появились
новые отрасли промышленности: машиностроения, тракторная, автомобильная,
авиационная, тяжелого машиностроения, станкостроительная, химическая. Список
может быть продолжен. В 1933 — 1937годы были построены еще 4,5 тыс., а в
1938-1941 годы еще 3.0 тыс. крупных промышленных предприятий. Всего же за
предвоенные годы было построено (за 13 лет – фактически с нуля) 9 тыс. крупных
предприятий, что позволило СССР победить практически всю Европу в 1941-1945 гг.
Через четыре года после первого опыта пенсионного обеспечения по старости, в
1932 году, государство пошло на всеобщее пенсионное обеспечение рабочих и
служащих других отраслей народного хозяйства, достигших по старости пенсионного
возраста.

Таким образом, с конца
19 века по всей Европе были введены пенсии для всех. Но в нашей стране еще
почти 100 лет — ни до революции, ни после ее не было. Пенсии для всех рабочих и
служащих ввели только в 1937. Крестьяне будут жить без пенсий вплоть до 1964
года.

  В 1964 году пенсии по старости
были установлены и для колхозников, хотя возраст выхода на пенсию был
установлен на 5 лет выше, чем для рабочих и служащих.

Но в 1968 году было
установлено общее равенство возрастного выхода на пенсию по старости для всех
граждан страны: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.

В течение всего периода существования СССР пенсионное обеспечение по старости изменялось, но только в части улучшения пенсионного обеспечения, повышения выплачиваемых пенсий, а не их снижения, тем более вопрос увеличения возрастного ценза выхода на пенсию по старости даже не обсуждался.

Государственное пенсионное обеспечение в России после распада СССР

После распада СССР пенсионные выплаты по старости сохранили свою преемственность, но система организации управления финансами пенсионного обеспечения претерпела значительные изменения. В декабре 1990 года для управления финансами пенсионного обеспечения был образован Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР).

Вновь образованный орган управления финансами пенсионного назначения Российской Федерации представлял собой самостоятельный внебюджетный орган, который аккумулировал денежные средства, поступающие для выплаты пенсий.

Поступающие в ПФР средства не входят в государственный бюджет и не должны расходоваться на другие цели, кроме выплат пенсий.

Современная модель
российского пенсионного страхования сложилась в результате реформирования
системы государственного пенсионного обеспечения, которая направлена на
обеспечение долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы РФ.

Переход к распределительно-накопительному механизму начисления пенсий позволил учитывать не только стаж работы будущего пенсионера, и суммы взносов, которые были начислены и уплачены работодателем, но и самих застрахованных лиц. На трудовые пенсии приходится в настоящее время более 91 % всех пенсионных выплат, а в расходах бюджета выплаты страховой части трудовых пенсий превышают 72%.

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время находится в «непростом» положении – в состоянии реформирования. Предложенные перемены не радуют большинство россиян, хотя они и необходимы для того чтобы решить ряд современных проблем пенсионного обеспечения. Поиск путей их решения является главной задачей, которая стоит перед социальной сферой.

Современные направления изменения системы пенсионного обеспечения в РФ

Одним из ключевых направлений государственной политики, которое наиболее широко обсуждается общественностью, безусловно, является изменения в системе пенсионного обеспечения.

В течение последних нескольких лет велись громкие дискуссии, рассматривались варианты модернизации существующей системы и разрабатывался соответствующий проект изменений в правовом регулировании. В итоге, 28 декабря 2013 г.

были введены два новых закона: №400 –ФЗ «О страховой пенсии» и № 424-ФЗ «О накопительной пенсии», согласно которым пенсия стала складываться из социальной и накопительной составляющей, рассчитываемой по определенным коэффициентам, которые в итоге выражаются в совокупности баллов.

В результате размер пенсии граждан напрямую стал зависеть от количества страхового стажа и величины страховых взносов, уплаченных в ПРФ. Также согласно новым правилам, чем позже гражданин выйдет на пенсию после достижения пенсионного возраста, тем больше будет размер его пенсии.

Целью данных преобразований являлось, прежде всего, повышение доходности Пенсионного Фонда России (далее – ПФР) и его способности отвечать по своим обязательствам. К тому же, данная реформа была нацелена на стимулирование трудовой деятельности граждан и повышения объёмов страховых выплат, поступающих в ПФР.

Наконец, последние изменения коснулись пенсионного возраста.

Согласно Федеральному закону от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», вводится поэтапное повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет для мужчин и с 55 до 60 лет для женщин, повышение возраста, необходимого для получения социальной пенсии соответственно на пять лет.

Также повышаются требования к размеру стажа и выслуги лет, вводятся некоторые другие ужесточения (например, установление минимального возраста, дающего права на назначение пенсии на основании стажа педагогической деятельности). С 1 января 2019 г. данные изменения вступили в силу. Окончательно они будут реализованы к 2024 г.

Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы представлена в таблице 1.

Таблица 1 — Характеристика и описание изменений в пенсионной системе Российской Федерации с 2015 по 2019 (плановый) годы

Год Изменения
2015 В ходе реформирования системы пенсионного обеспечения, начавшегося с 2015 года, возникли проблемы с наполнением бюджета Фонда, которые связаны с направлением части, перечисляемых в виде взносов, финансовых средств на формирование накопительной пенсии в накопительный пенсионный фонд. Это привело к резкому уменьшению поступлений предназначенных для выплаты страховых пенсий и вызвало дефицит пенсионного бюджета. Главное достоинство реформы, начатой в 2015 году, состоит в том, что новые положения пенсионного законодательства, по мнению их авторов, позволят сбалансировать бюджет Пенсионного фонда. Сбалансированность его состоит в экономии финансовых средств госбюджета, направляемых в пенсионный бюджет для финансирования государственных пенсионных программ и произведения доплат тем пенсионерам, размер пенсии у которых оказался ниже прожиточного минимума, установленного в регионе проживания.
2016 В качестве меры, направленной на решение финансовых проблем в сфере пенсионного обеспечения, согласно с требованиями, изложенными в Федеральном законе от 14.12.2015 года № 383, Правительством было принято решение о продлении моратория на формирование накопительной пенсии до конца 2016-го года.
2017 В 2017 году в России пенсионное обеспечение граждан вновь претерпело ряд изменений, касающихся повышения суммы выплат и условий назначения пенсии для отдельных категорий получателей. С 2017 года снова начали действовать приостановленные положения законодательства, касающиеся индексации пенсионного обеспечения. С пенсионными выплатами для военных пенсионеров дело обстоит немного сложнее: предполагалось, что пенсия таким гражданам увеличится, однако конкретная величина повышения неизвестна. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, предусматривающий повышение пенсионного возраста для чиновников до 63 и 65 лет, и в связи с возрастающим дефицитом бюджета в Правительстве стали активно обсуждать тему увеличения возраста выхода на пенсию для остальных граждан.
2018 – 2019 (плановый) Позже Правительство пришло к выводу, что направлять часть страховых взносов на накопления не выгодно вовсе для государственного бюджета, в следствие чего мораторий продлили до 2019 года. Таким образом,  6% которые направлялись в негосударственные фонды, теперь идут на пополнение бюджета, предназначенного на выплату страховых пенсий, что должно, по мнению Правительства, стабилизировать положение в сфере пенсионного обеспечения населения.

С 2019 г. в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204

Источник: https://schetuchet.ru/razvitie-pensionnogo-obespecheniya-v-rossii/

Ссылка на основную публикацию