Особенности реализации прав несовершеннолетних граждан в сфере охраны здоровья

Согласно
ч. 1 ст. 54. Федерального закона РФ № 323-ФЗв
сфере охраны здоровья несовершеннолетние
имеют право на:

  • 1)
    прохождение медицинских осмотров, в
    том числе при поступлении в образовательные
    учреждения и в период обучения в них,
    при занятиях физической культурой и
    спортом, прохождение диспансеризации,
    диспансерного наблюдения, медицинской
    реабилитации, оказание медицинской
    помощи, в том числе в период обучения и
    воспитания в образовательных учреждениях,
    в порядке, установленном уполномоченным
    федеральным органом исполнительной
    власти, и на условиях, установленных
    органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации;
  • 2)
    оказание медицинской помощи в период
    оздоровления и организованного отдыха
    в порядке, установленном уполномоченным
    федеральным органом исполнительной
    власти;
  • 3)
    санитарно-гигиеническое просвещение,
    обучение и труд в условиях, соответствующих
    их физиологическим особенностям и
    состоянию здоровья и исключающих
    воздействие на них неблагоприятных
    факторов;
  • 4)
    медицинскую консультацию без взимания
    платы при определении профессиональной
    пригодности в порядке и на условиях,
    которые установлены органами
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации;

5)
получение информации о состоянии
здоровья в доступной для них форме в
соответствии со ст. 22 настоящего
Федерального закона.

Несовершеннолетние,
больные наркоманией, в возрасте старше
шестнадцати лет и иные несовершеннолетние
в возрасте старше пятнадцати лет имеют
право на информированное добровольное
согласие на медицинское вмешательство
или на отказ от него в соответствии с
настоящим Федеральным законом, за
исключением случаев оказания им
медицинской помощи в соответствии с ч.
2 и ч. 9 ст. 20 Федерального закона РФ №
323-ФЗ (ч. 2 ст. 54. Федерального закона РФ
№ 323-ФЗ).

Дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей,
и дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, до достижения ими возраста
четырех лет включительно могут содержаться
в медицинских организациях государственной
системы здравоохранения и муниципальной
системы здравоохранения в порядке,
установленном уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, и на
условиях, установленных органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации (ч. 3 ст. 54. Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).

В
ст. 7 Федерального закона от 21 декабря
1996 г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
определено, что детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, а также лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, предоставляется
бесплатное медицинское обслуживание
и оперативное лечение в государственном
и муниципальном лечебно-профилактическом
учреждении, в том числе проведение
диспансеризации, оздоровления, регулярных
медицинских осмотров.

Детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, могут предоставляться путевки
в школьные и студенческие
спортивно-оздоровите-льные лагеря
(базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные
учреждения при наличии медицинских
показаний, а также оплачивается проезд
к месту лечения и обратно.

Источник: https://studfile.net/preview/3096979/page:21/

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 54 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  1. Данная статья предусматривает дополнительные права в сфере охраны здоровья для лиц, не достигших 18 лет (совершеннолетия).
  • Прежде всего, закреплено право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
  • В целях реализации указанных норм на федеральном уровне приняты:
  • — Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
  • — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»;
  • — Приказ Минздрава России от 31 декабря 2003 г. N 656 «О мерах по повышению качества оказания уроандрологической помощи детям в Российской Федерации»;
  • — Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;

— Приказ Минздрава России от 10 октября 2014 г. N 605н «О Порядке проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году» и др.

  1. Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:
  2. — первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия — врачами общей практики (семейными врачами), — проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);
  3. — второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.

В данном отношении действует Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. N 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

Реализация несовершеннолетними права на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях исключающих воздействие неблагоприятных факторов может стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Эффективная профилактическая работа с подрастающим поколением состоит в пропаганде здорового образа жизни, возрождении системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.

Здесь следует отметить:

— Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

Читайте также:  Сегментация страхового рынка (insurance market segmentation) - что это, инструменты

— СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»;

Источник: https://zakoniros.ru/?p=22342

2.6.3. Права несовершеннолетних

2.6.3. Права несовершеннолетних

Подростковый возраст (11—15) лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости нервная система и другие системы организма. Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой в биологическом смысле период завершения физического созревания. В социальном плане подростковый и юношеский возраст характеризуются активной социализацией личности.

Особенности несовершеннолетнего возраста должны учитываться в праве, а сами правовые нормы призваны защищать несовершеннолетних от возможных нарушений их прав и свобод.

Важное значение для охраны здоровья детей имеют международные акты в области прав человека. В частности, нормы Конвенции о правах ребенка, действующей в нашей стране с 1990 г., основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают:

1) государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (п. 2 ст. 6);

2) право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24);

3) государства-участники принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний; развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (п. 2 ст. 24);

4) государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (п. 1 ст. 26);

5) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.

Статья 10 этого закона предписывает органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

  • В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд особых прав:
  • 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
  • 2) медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
  • 3) санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) бесплатная медицинская консультация за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
  • 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.
  • Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/1617

Права граждан в области охраны здоровья

Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья1. Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.

Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.

Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно.

Читайте также:  Как получить ипотеку для молодой семьи с господдержкой - условия, программы, проценты

Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.

Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).

Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья

Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:

  1. на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
  3. на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
  7. на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  8. на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
  9. на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  10. на допуск к нему священнослужителя.

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья».

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.

Право на информирование о медицинском вмешательстве

В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина, который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители.

При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Право на отказ от медицинского вмешательства

По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья».

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Право требовать сохранения врачебной тайны

Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья».

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений.

Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке.
    Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Читайте также:  Территориальный фонд омс: его функции, задачи, организация работы

Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).

В рамках данной программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
  • Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
  • Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
  • Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
    Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Право находиться с ребенком

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.

При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).

Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка.

Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников.

Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения.

Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.

Как можно обжаловать действия врача или медсестры?

С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы.

В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.

В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:

  • главный врач лечебно-профилактического заведения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
  • органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения  города Москвы);
  • органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
  • полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
  • прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).

Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.

Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.

Источник: https://podari-zhizn.ru/node/7214

Ссылка на основную публикацию