Согласно
ч. 1 ст. 54. Федерального закона РФ № 323-ФЗв
сфере охраны здоровья несовершеннолетние
имеют право на:
-
1)
прохождение медицинских осмотров, в
том числе при поступлении в образовательные
учреждения и в период обучения в них,
при занятиях физической культурой и
спортом, прохождение диспансеризации,
диспансерного наблюдения, медицинской
реабилитации, оказание медицинской
помощи, в том числе в период обучения и
воспитания в образовательных учреждениях,
в порядке, установленном уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти, и на условиях, установленных
органами государственной власти
субъектов Российской Федерации; -
2)
оказание медицинской помощи в период
оздоровления и организованного отдыха
в порядке, установленном уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти; -
3)
санитарно-гигиеническое просвещение,
обучение и труд в условиях, соответствующих
их физиологическим особенностям и
состоянию здоровья и исключающих
воздействие на них неблагоприятных
факторов; -
4)
медицинскую консультацию без взимания
платы при определении профессиональной
пригодности в порядке и на условиях,
которые установлены органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации;
5)
получение информации о состоянии
здоровья в доступной для них форме в
соответствии со ст. 22 настоящего
Федерального закона.
Несовершеннолетние,
больные наркоманией, в возрасте старше
шестнадцати лет и иные несовершеннолетние
в возрасте старше пятнадцати лет имеют
право на информированное добровольное
согласие на медицинское вмешательство
или на отказ от него в соответствии с
настоящим Федеральным законом, за
исключением случаев оказания им
медицинской помощи в соответствии с ч.
2 и ч. 9 ст. 20 Федерального закона РФ №
323-ФЗ (ч. 2 ст. 54. Федерального закона РФ
№ 323-ФЗ).
Дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей,
и дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, до достижения ими возраста
четырех лет включительно могут содержаться
в медицинских организациях государственной
системы здравоохранения и муниципальной
системы здравоохранения в порядке,
установленном уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, и на
условиях, установленных органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации (ч. 3 ст. 54. Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).
В
ст. 7 Федерального закона от 21 декабря
1996 г.
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
определено, что детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, а также лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, предоставляется
бесплатное медицинское обслуживание
и оперативное лечение в государственном
и муниципальном лечебно-профилактическом
учреждении, в том числе проведение
диспансеризации, оздоровления, регулярных
медицинских осмотров.
Детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, могут предоставляться путевки
в школьные и студенческие
спортивно-оздоровите-льные лагеря
(базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные
учреждения при наличии медицинских
показаний, а также оплачивается проезд
к месту лечения и обратно.
Источник: https://studfile.net/preview/3096979/page:21/
Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья
Комментарий к статье 54 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»
- Данная статья предусматривает дополнительные права в сфере охраны здоровья для лиц, не достигших 18 лет (совершеннолетия).
- Прежде всего, закреплено право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
- В целях реализации указанных норм на федеральном уровне приняты:
- — Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
- — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
- — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»;
- — Приказ Минздрава России от 31 декабря 2003 г. N 656 «О мерах по повышению качества оказания уроандрологической помощи детям в Российской Федерации»;
- — Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
- — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;
— Приказ Минздрава России от 10 октября 2014 г. N 605н «О Порядке проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году» и др.
- Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:
- — первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия — врачами общей практики (семейными врачами), — проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);
- — второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.
В данном отношении действует Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. N 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».
Реализация несовершеннолетними права на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях исключающих воздействие неблагоприятных факторов может стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Эффективная профилактическая работа с подрастающим поколением состоит в пропаганде здорового образа жизни, возрождении системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.
Здесь следует отметить:
— Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;
— СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»;
Источник: https://zakoniros.ru/?p=22342
2.6.3. Права несовершеннолетних
2.6.3. Права несовершеннолетних
Подростковый возраст (11—15) лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости нервная система и другие системы организма. Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой в биологическом смысле период завершения физического созревания. В социальном плане подростковый и юношеский возраст характеризуются активной социализацией личности.
Особенности несовершеннолетнего возраста должны учитываться в праве, а сами правовые нормы призваны защищать несовершеннолетних от возможных нарушений их прав и свобод.
Важное значение для охраны здоровья детей имеют международные акты в области прав человека. В частности, нормы Конвенции о правах ребенка, действующей в нашей стране с 1990 г., основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают:
1) государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (п. 2 ст. 6);
2) право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24);
3) государства-участники принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний; развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (п. 2 ст. 24);
4) государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (п. 1 ст. 26);
5) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).
Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.
№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.
Статья 10 этого закона предписывает органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.
- В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд особых прав:
- 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
- 2) медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
- 3) санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
- 4) бесплатная медицинская консультация за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
- 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
- Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.
- Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://law.wikireading.ru/1617
Права граждан в области охраны здоровья
Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья1. Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.
N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.
Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.
Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.
Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно.
Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.
Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).
Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья
Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:
- на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
- на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
- на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
- на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
- на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
- на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
- на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
- на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
- на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
- на допуск к нему священнослужителя.
Право граждан на информацию о состоянии здоровья
Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья».
Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.
В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.
Право на информирование о медицинском вмешательстве
В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина, который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.
Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители.
При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.
Право на отказ от медицинского вмешательства
По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья».
При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.
Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.
При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.
Право требовать сохранения врачебной тайны
Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья».
Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений.
Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.
Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:
- в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
- при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
- по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
- в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
- при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
- в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке.
Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.
Право на бесплатную медицинскую помощь
Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).
В рамках данной программы бесплатно предоставляются:
- первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
- скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
- специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.
В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:
- Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
- Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
- Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
- Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
- Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.
Право находиться с ребенком
В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.
При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).
Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка.
Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников.
Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения.
Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.
Как можно обжаловать действия врача или медсестры?
С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы.
В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.
В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:
- главный врач лечебно-профилактического заведения;
- Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
- органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения города Москвы);
- органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
- полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
- прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).
Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.
Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.
При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.
Источник: https://podari-zhizn.ru/node/7214