Особенности реализации прав несовершеннолетних граждан в сфере охраны здоровья

Согласно
ч. 1 ст. 54. Федерального закона РФ № 323-ФЗв
сфере охраны здоровья несовершеннолетние
имеют право на:

  • 1)
    прохождение медицинских осмотров, в
    том числе при поступлении в образовательные
    учреждения и в период обучения в них,
    при занятиях физической культурой и
    спортом, прохождение диспансеризации,
    диспансерного наблюдения, медицинской
    реабилитации, оказание медицинской
    помощи, в том числе в период обучения и
    воспитания в образовательных учреждениях,
    в порядке, установленном уполномоченным
    федеральным органом исполнительной
    власти, и на условиях, установленных
    органами государственной власти
    субъектов Российской Федерации;
  • 2)
    оказание медицинской помощи в период
    оздоровления и организованного отдыха
    в порядке, установленном уполномоченным
    федеральным органом исполнительной
    власти;
  • 3)
    санитарно-гигиеническое просвещение,
    обучение и труд в условиях, соответствующих
    их физиологическим особенностям и
    состоянию здоровья и исключающих
    воздействие на них неблагоприятных
    факторов;
  • 4)
    медицинскую консультацию без взимания
    платы при определении профессиональной
    пригодности в порядке и на условиях,
    которые установлены органами
    государственной власти субъектов
    Российской Федерации;

5)
получение информации о состоянии
здоровья в доступной для них форме в
соответствии со ст. 22 настоящего
Федерального закона.

Несовершеннолетние,
больные наркоманией, в возрасте старше
шестнадцати лет и иные несовершеннолетние
в возрасте старше пятнадцати лет имеют
право на информированное добровольное
согласие на медицинское вмешательство
или на отказ от него в соответствии с
настоящим Федеральным законом, за
исключением случаев оказания им
медицинской помощи в соответствии с ч.
2 и ч. 9 ст. 20 Федерального закона РФ №
323-ФЗ (ч. 2 ст. 54. Федерального закона РФ
№ 323-ФЗ).

Дети-сироты,
дети, оставшиеся без попечения родителей,
и дети, находящиеся в трудной жизненной
ситуации, до достижения ими возраста
четырех лет включительно могут содержаться
в медицинских организациях государственной
системы здравоохранения и муниципальной
системы здравоохранения в порядке,
установленном уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, и на
условиях, установленных органами
государственной власти субъектов
Российской Федерации (ч. 3 ст. 54. Федерального
закона РФ № 323-ФЗ).

В
ст. 7 Федерального закона от 21 декабря
1996 г.

№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей»
определено, что детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, а также лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, предоставляется
бесплатное медицинское обслуживание
и оперативное лечение в государственном
и муниципальном лечебно-профилактическом
учреждении, в том числе проведение
диспансеризации, оздоровления, регулярных
медицинских осмотров.

Детям-сиротам
и детям, оставшимся без попечения
родителей, лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, могут предоставляться путевки
в школьные и студенческие
спортивно-оздоровите-льные лагеря
(базы) труда и отдыха, в санаторно-курортные
учреждения при наличии медицинских
показаний, а также оплачивается проезд
к месту лечения и обратно.

Источник: https://studfile.net/preview/3096979/page:21/

Статья 54. Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 54 ФЗ N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»

  1. Данная статья предусматривает дополнительные права в сфере охраны здоровья для лиц, не достигших 18 лет (совершеннолетия).
  • Прежде всего, закреплено право на прохождение медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культурой и спортом, прохождение диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинской реабилитации, оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов РФ.
  • В целях реализации указанных норм на федеральном уровне приняты:
  • — Приказ Минздрава России от 15 февраля 2013 г. N 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации»;
  • — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1346н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них»;
  • — Приказ Минздрава России от 21 декабря 2012 г. N 1348н «Об утверждении Порядка прохождения несовершеннолетними диспансерного наблюдения, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных учреждениях»;
  • — Приказ Минздрава России от 31 декабря 2003 г. N 656 «О мерах по повышению качества оказания уроандрологической помощи детям в Российской Федерации»;
  • — Приказ Минздрава РФ от 30 декабря 2003 г. N 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
  • — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14 марта 1995 г. N 60 «Об утверждении Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов»;

— Приказ Минздрава России от 10 октября 2014 г. N 605н «О Порядке проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Республике Крым и г. Севастополе в 2014 году» и др.

  1. Оказание медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха включает в себя два основных этапа:
  2. — первый, осуществляемый врачами-педиатрами, а в случае их отсутствия — врачами общей практики (семейными врачами), — проведение организационно-подготовительной работы (перед выездом детей в учреждение);
  3. — второй, осуществляемый врачами-педиатрами, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами, прошедшими подготовку по вопросам медико-санитарного обеспечения детей в учреждениях, в период пребывания детей в учреждении.

В данном отношении действует Приказ Минздравсоцразвития России от 16 апреля 2012 г. N 363н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха».

Реализация несовершеннолетними права на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях исключающих воздействие неблагоприятных факторов может стать существенным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Эффективная профилактическая работа с подрастающим поколением состоит в пропаганде здорового образа жизни, возрождении системы массового санитарно-гигиенического просвещения при активной поддержке, прежде всего, средств массовой информации.

Здесь следует отметить:

— Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. N 163 «Об утверждении Перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет»;

Читайте также:  Регистрация нового автомобиля в гибдд: стоимость, документы, как оформить

— СанПиН 2.4.6.2553-09 «Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста»;

Источник: https://zakoniros.ru/?p=22342

2.6.3. Права несовершеннолетних

2.6.3. Права несовершеннолетних

Подростковый возраст (11—15) лет) является переходным, главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают зрелости нервная система и другие системы организма. Юношеский возраст (14—18 лет) представляет собой в биологическом смысле период завершения физического созревания. В социальном плане подростковый и юношеский возраст характеризуются активной социализацией личности.

Особенности несовершеннолетнего возраста должны учитываться в праве, а сами правовые нормы призваны защищать несовершеннолетних от возможных нарушений их прав и свобод.

Важное значение для охраны здоровья детей имеют международные акты в области прав человека. В частности, нормы Конвенции о правах ребенка, действующей в нашей стране с 1990 г., основываясь на незыблемости права детей на особую заботу и помощь, на признании необходимости защиты и содействия семье, предписывают:

1) государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (п. 2 ст. 6);

2) право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1 ст. 24);

3) государства-участники принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности; обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи; борьбы с болезнями и недоеданием, в том числе в рамках первичной медико-санитарной помощи, путем, среди прочего, применения легкодоступной технологии и предоставления достаточно питательного продовольствия и чистой питьевой воды, принимая во внимание опасность и риск загрязнения окружающей среды; предоставления матерям надлежащих услуг по охране здоровья в дородовой и послеродовой периоды; обеспечения осведомленности всех слоев общества, в частности родителей и детей, о здоровье и питании детей, преимуществах грудного кормления, гигиене, санитарии среды обитания ребенка и предупреждения несчастных случаев, а также их доступа к образованию и их поддержки в использовании таких знаний; развития просветительной работы и услуг в области профилактической медицинской помощи и планирования размера семьи (п. 2 ст. 24);

4) государства-участники признают за каждым ребенком право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование, и принимают необходимые меры для достижения полного осуществления этого права в соответствии с их национальным законодательством (п. 1 ст. 26);

5) государства-участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, принимают необходимые меры по оказанию помощи родителям и другим лицам, воспитывающим детей, в осуществлении этого права и, в случае необходимости, оказывают материальную помощь и поддерживают программы, особенно в отношении обеспечения питанием, одеждой и жильем (ст. 27).

Основным документом о правах детей в нашей стране является Федеральный закон от 24 июля 1998 г.

№ 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который определяет установление и соблюдение минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, обеспечение прав детей на охрану здоровья, защиту прав детей на отдых и оздоровление, защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью и развитию.

Статья 10 этого закона предписывает органам власти различных уровней осуществлять в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, включающей профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

  • В области охраны здоровья для несовершеннолетних предусмотрен целый ряд особых прав:
  • 1) диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, министерствами здравоохранения республик в составе Российской Федерации;
  • 2) медико-социальная помощь и питание на льготных условиях, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов всех уровней;
  • 3) санитарно-гигиеническое образование, право на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;
  • 4) бесплатная медицинская консультация за счет средств бюджетов всех уровней при определении профессиональной пригодности;
  • 5) получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной форме.
  • Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на добровольное информированное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него в соответствии со статьями 32, 33, 34 Основ.
  • Несовершеннолетние с недостатками физического или психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных и иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/1617

Права граждан в области охраны здоровья

Все граждане Российской Федерации имеют определенные права в области охраны здоровья1. Большинство этих прав закреплено в законодательном акте «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г.

N 5487-1 (далее мы будем называть этот акт «Основами законодательства об охране здоровья»). К сожалению, многие права закреплены в общей и декларативной форме, а механизм их реализации никакими нормативно-правовыми актами не регулируется.

Тем не менее сам факт того, что закон предоставляет вам определенные права, достаточен для того, чтобы требовать их соблюдения, в том числе всеми чиновниками и медработниками.

Отметим, что список прав, которые предоставляют «Основы законодательства об охране здоровья», отнюдь не исчерпывающий. Есть также права, закрепленные в других законодательных актах Российской Федерации, многие из которых будут рассмотрены ниже.

Права детей, не достигших 18-летнего возраста, осуществляются их законными представителями – родителями, усыновителями или опекунами. Некоторые права дети, достигшие 14-летнего возраста, могут осуществлять самостоятельно.

Читайте также:  Проблемы с ипотекой: что выбрать - продажу или рефинансирование?

Ниже приведен перечень основных прав в области охраны здоровья, после чего некоторые права рассматриваются более детально.

Обратите внимание, что в случае нарушения ваших прав вы имеете право обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ребенку оказывается медицинская помощь, в правоохранительные органы (милицию, прокуратуру) либо в суд (см. раздел «Ответственные органы»).

Перечень основных прав граждан в области охраны здоровья

Основные права пациента закреплены в статье 30 «Основ законодательства об охране здоровья». Любой пациент имеет право:

  1. на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала;
  2. на выбор врача, лечащего врача (с учетом его согласия), выбор лечебно-профилактического учреждения (с учетом договора обязательного и добровольного медицинского страхования);
  3. на обследование, лечение и содержание в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;
  4. на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов;
  5. на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными способами и средствами;
  6. на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении («врачебная тайна»);
  7. на получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;
  8. на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи;
  9. на допуск к нему адвоката или иного законного представителя для защиты его прав;
  10. на допуск к нему священнослужителя.

Право граждан на информацию о состоянии здоровья

Это право закреплено в статье 31 «Основ законодательства об охране здоровья».

Каждый гражданин имеет право в доступной для него форме получить имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья, включая сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Гражданин имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, получать консультации по ней у других специалистов. По требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние его здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьих лиц.

В отношении несовершеннолетних информация о состоянии здоровья предоставляется родителям или иным законным представителям.

Право на информирование о медицинском вмешательстве

В соответствии со статьей 32 «Основ законодательства об охране здоровья» необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является добровольное согласие гражданина, который был соответствующим образом информирован, то есть получил сведения о состоянии своего здоровья, включая информацию о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения.

Несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет могут самостоятельно давать информированное согласие на медицинское вмешательство или отказываться от него. Согласие на медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетних младше 15 лет дают их законные представители.

При отсутствии законных представителей решение о медицинском вмешательстве принимает консилиум, а при невозможности собрать консилиум – непосредственно лечащий (дежурный) врач с последующим уведомлением должностных лиц лечебно-профилактического учреждения и законных представителей.

Право на отказ от медицинского вмешательства

По общему правилу гражданин или его законный представитель имеет право отказаться от медицинского вмешательства или потребовать его прекращения, что закреплено в статье 33 «Основ законодательства об охране здоровья».

При отказе от медицинского вмешательства гражданину или его законному представителю в доступной для него форме должны быть разъяснены возможные последствия такого отказа.

Отказ должен быть оформлен записью в медицинской документации и подписан гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.

При отказе родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего от медицинской помощи, необходимой для спасения жизни, больничное учреждение имеет право обратиться в суд для защиты интересов этих лиц.

Право требовать сохранения врачебной тайны

Основным положением, регулирующим вопросы врачебной тайны, является статья 61 «Основ законодательства об охране здоровья».

Информация о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иные сведения, полученные при его обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. Гражданину должна гарантироваться конфиденциальность передаваемых им сведений.

Для передачи сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе должностным лицам, в интересах обследования и лечения пациента и в иных целях, требуется согласие гражданина или его законного представителя.

Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей, кроме следующих случаев:

  • в целях обследования и лечения гражданина, неспособного из-за своего состояния выразить свою волю;
  • при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
  • по запросу органов дознания и следствия, а также суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством;
  • в случае оказания помощи несовершеннолетнему для информирования его родителей или законных представителей;
  • при наличии оснований, позволяющих полагать, что вред здоровью гражданина причинен в результате противоправных действий;
  • в целях проведения военно-врачебной экспертизы в установленном порядке.
    Лица, которым в установленном законом порядке переданы сведения, составляющие врачебную тайну, наравне с медицинскими и фармацевтическими работниками несут за разглашение врачебной тайны дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

Право на бесплатную медицинскую помощь

Право на бесплатную медицинскую помощь закреплено в статье 20 «Основ законодательства об охране здоровья». Граждане имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.

Читайте также:  Можно ли гражданину россии ездить по иностранным правам

Объем бесплатной медицинской помощи определяется «Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи», которая ежегодно утверждается постановлением правительства (на 2010 год Постановлением № 811 от 02 октября 2009 г.).

В рамках данной программы бесплатно предоставляются:

  • первичная медико-санитарная, в том числе неотложная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

В целом законодательство предусматривает следующие виды медицинской помощи:

  • Первичная медико-санитарная помощь включает в себя лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, а также медицинскую профилактику (например, прививки, профилактические осмотры, диспансерное наблюдение здоровых детей, лиц с хроническими заболеваниями), а также проведение других мероприятий;
  • Скорая, в том числе специализированная (санитарно-авиационная), медицинская помощь оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
  • Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий;
  • Амбулаторная медицинская помощь предоставляется гражданам при заболеваниях – травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения;
  • Стационарная медицинская помощь предоставляется гражданам в больничных учреждениях и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях в случаях, требующих круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям, например при острых заболеваниях или обострениях хронических болезней.
    Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторных и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями. При оказании медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения.

Право находиться с ребенком

В соответствии со статьей 51 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» «Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю предоставляется право на бесплатное совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста четырех лет, а с ребенком старше данного возраста — при наличии медицинских показаний плата за создание условий пребывания в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается». Требования о внесении какой-либо платы, а также установление иных условий для реализации данного права являются незаконными.

При осуществлении ухода за больным ребенком может выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности (см. раздел «Больничный лист: сроки и порядок выдачи»).

Несмотря на то что в законе закреплено право находиться с ребенком, на практике это право часто ограничивается правилами или просто устоявшейся практикой больниц. Формальным основанием для таких ограничений может служить оговорка в законе, что право находиться с ребенком предоставляется в интересах лечения ребенка.

Ограничения могут быть вполне разумными и устанавливаться с целью защиты здоровья пациентов (например, ограничения по нахождению в стерильном помещении). Тем не менее давно и достаточно активно ведется дискуссия о том, какие ограничения действительно необходимы для защиты здоровья пациента, а какие установлены просто для удобства медработников.

Так как вопрос не урегулирован законодательством и согласия по нему нет даже среди самих медработников, мы не можем судить об обоснованности таких требований, тем более с медицинской точки зрения.

Если вы считаете, что для здоровья и жизни вашего ребенка нужно, чтобы вы были рядом, отстаивайте свое право находиться с ребенком, ссылаясь на статью 51, приведенную выше.

Как можно обжаловать действия врача или медсестры?

С жалобой на действия медицинских работников можно обратиться как к их непосредственному начальству, так и в специальные надзорные органы.

В крайних случаях гражданин также может обратиться в правоохранительные органы (полицию и прокуратуру) и в суд для защиты своих прав.

В зависимости от ситуации вы можете обратиться в следующие органы и к следующим лицам:

  • главный врач лечебно-профилактического заведения;
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор). Обратиться туда можно с письмом, лично записавшись на прием или отправив сообщение на сайте службы;
  • органы здравоохранения исполнительных органов власти субъекта Федерации, где находится лечебно-профилактическое учреждение (например, в Москве это будет Департамент здравоохранения  города Москвы);
  • органы здравоохранения органов местного самоуправления – с жалобами на деятельность муниципальных учреждений;
  • полиция – в экстренной ситуации можно набрать 02;
  • прокуратура (прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов, а также за соблюдением прав и свобод человека).

Для вашего удобства мы указали контактную информацию этих и других государственных органов, куда можно обратиться при нарушении ваших прав, в Приложении 1.

Мы рекомендуем обращаться во все органы в письменном виде и оставлять себе копии ваших обращений с отметкой соответствующего органа о получении (если вы обращаетесь по почте, сохраните почтовые документы об отправлении). Это важно, так как большинство органов обязаны ответить на ваш запрос в течение определенного срока.

При нарушении ваших прав вы можете обратиться сразу в несколько органов, в зависимости от ситуации. В случаях серьезных нарушений не стоит пренебрегать помощью правоохранительных органов, так как их вмешательство может оказаться наиболее действенным.

Источник: https://podari-zhizn.ru/node/7214

Ссылка на основную публикацию