Корректировка и индексация страховых пенсий: условия, сроки и правила

Согласно недавно представленной статистике на сегодняшний день в Российской Федерации проживает более 45 миллионов граждан, которые имеют право на получение пенсионных выплат.

Часть из них получает пенсию и при этом продолжает осуществление трудовой деятельности.

Однако большинство пенсионеров (около 35 миллионов) не имеют постоянного места работы и, соответственно, иных средств к существованию, кроме пенсии.

Иными словами, практически пятая часть всего населения России живет исключительно за счет пенсионных выплат. Тут же следует отметить, что по данным статистических органов, средний размер пенсии составляет порядка 13 тысяч рублей. Эта сумма крайне невелика, особенно учитывая темпы инфляции, вызванной нестабильной обстановкой в экономической сфере.

В этой связи, чтобы сохранить покупательную способность пожилых граждан, Правительство РФ использует механизм индексации страховых пенсий. О том, что он из себя представляет и каким образом производится, пойдет речь в статье далее.

Понятие индексация пенсии

Уровень роста цен на различные виды потребительских товаров в Российской Федерации довольно высокий и даже официальные прогнозы по инфляции, выдаваемые Центральным Банком, свидетельствует о значительном обесценивании денежной массы.

При этом государство имеет обязательства перед гражданами, в том числе и перед пенсионерами. В этой связи Правительство ежегодно производит так называемые индексации пенсий, то есть их перерасчет в сторону увеличения.

Следует отметить, что размер прибавки непосредственно зависит от показателя инфляции, рассчитываемой ЦБ РФ по специальной методике.

Справка! Данное правило, когда размер индексации приурочен и показателю инфляции, соблюдается далеко не всегда. Так, в 2016 году пенсия была повышена на 4%, в то время как в 2019 году выплаты были проиндексированы на более чем 7%, что, кстати, выше уровня прогноза по удорожанию стоимости товаров и услуг.

Как правило, индексация проводится один раз в год и затрагивает все виды пенсионного обеспечения, предусмотренные действующим законодательством РФ, среди которых:

  • страховые пенсии;
  • социальные выплаты;
  • государственное обеспечение по выслуге.

Получателей страхового вида пенсионного обеспечения больше всего среди российских пенсионеров, в этой связи вопросы, связанные с соответствующими прибавками, имеют довольно острый характер.

Корректировка и индексация страховых пенсий: условия, сроки и правила

Законодательное регулирование

Вопросы, связанные с назначением и выплатой страховых пенсий, имеют строгое правовое регулирование. То же справедливо сказать и про механизмы, касающиеся ежегодной прибавки к ним.

Итак, основным нормативным актом, регулирующим вопросы страхового пенсионного обеспечения, является Федеральный закон № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По сути, данный закон определяет, что прибавки к страховым пенсиям производятся дважды в год:

  1. В начале года (в 2018 и 2019 годах с 1 января). Является обязательным перерасчетом, который Правительство производит один раз в год с учетом инфляции.
  1. В апреле каждого года. Речь идет о так называемом коэффициенте доходности. Этот показатель имеет определенную привязку к деятельности ПФР. При всем при этом коэффициент доходности не привязан к какой-либо конкретной единице.

Решение о назначении такой прибавки выносит Правительство РФ. При этом оно может быть как положительным, так и отрицательным.

Решения, принимаемые относительно размера прибавки и характера индексации, находят свое отражение в иных нормативно-правовых актах, в том числе Постановлениях Правительства РФ.

Какая часть пенсии индексируется – базовая или страховая

Чтобы разобраться в вопросе, каким образом происходит индексация размера пенсионного обеспечения, следует понять, из каких же частей состоит страховая пенсия, которая выплачивается гражданам РФ.

  1. Фиксированная выплата. Является составной частью страховой пенсионной выплаты. Ее размер не зависит от того, какой у ее получателя стаж или от количества его пенсионных баллов. Эту сумму получают все граждане без исключения, которые в принципе имеют право на данный вид материального обеспечения. В 2019 году размер данной части пенсии составляет 5334,19 рубля. И именно она подлежит ежегодной индексации. В частности, в 2019 году ее размер был увеличен на 7,05 процента.
  1. Страховая часть. Под ней следует понимать так называемый индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК). Он формируется особым образом:

В соответствии с действующим российским законодательством за каждого состоящего в штате сотрудника работодатель имеет обязанность уплачивать денежные средства, называемые взносами, в государственный пенсионный фонд.

Эти денежные средства, аккумулируясь там, пересчитываются в баллы, совокупность которых и составляет ИПК. Каждая эта единица имеет фиксированную стоимость.

Таким образом, страховая часть пенсии определяется как общее количество баллов, которые помножены на их стоимость.

Что касается ее индексации, то она осуществляется за счет увеличения стоимости каждого балла. Так, в 2019 году она увеличилась на тот же размер, что и ФВ – 7,05%.

Таким образом, индексация страховой пенсии происходит за счет равномерного перерасчета обеих ее частей. Поскольку значения параметра ИПК различны для каждого пенсионера, то и размер индексации для всех разный. Таким образом, чем выше уровень пенсионного обеспечения, тем значительней прибавка, и, напротив, чем пенсия ниже, тем в меньшей степени индексация отразится на ее размере.

  1. Надбавки. Некоторые категории граждан имеют право на надбавки к своей страховой пенсии. Основания для их начисления и порядок выплат имеет несколько отличное правовое регулирование. В этой связи увеличение размера федеральных и региональных надбавок к сумме материального обеспечения пенсионеров не совпадает с индексациями страховой пенсии в целом.

Подробно об индексации страховой пенсии за последние годы

По общему правилу, в соответствии с действующим законодательством индексация должна производиться один раз в год на размер, который равен инфляции. Однако в силу экономических трудностей, с которыми государство столкнулось после 2014 года, этот порядок не всегда соблюдался.

Так, в 2016 году было проведено поэтапное увеличение размера материального обеспечения пенсионеров всего лишь на 4%, что значительно меньше уровня роста цен на услуги и товары. Ситуация в 2017 году улучшилась ненамного, лишь к 2018 году Правительству и Центральному Банку России удалось остановить критический скачок инфляции.

Какие изменения произошли в январе 2018 года

В 2018 произошло очередное увеличение размера материального обеспечения, получаемого пенсионерами в РФ. Так, если раньше индексация, по общему правилу, всегда производилась в феврале, то в этом году ее перенесли на начало года. Пожилые граждане получили дополнительные деньги с 1 января.

Процент, на который произошло увеличение, составляет 3,7%. Соответственно, стоимость одной пенсионной единицы увеличилась на 2 рубля 91 копейку.

В 2019 году произошло куда более значительное повышение – на 7,05%, что, между прочим, впервые за все годы, начиная с 2015, превысило показатель удорожания товаров и услуг.

Корректировка и индексация страховых пенсий: условия, сроки и правила

Изменения в индексации работающим пенсионерам

Как уже было отмечено в самом начале статьи, значительная часть пенсионеров (почти 10 миллионов) после того, как им было назначено соответствующее обеспечение, остаются работающими и продолжают трудиться на прежнем месте или трудоустраиваются снова.

Раньше, до кризисных событий в экономике России, их пенсия также периодически индексировалась, как и у пожилых людей, не занятых трудовой деятельностью.

Однако вот уже несколько лет увеличение их обеспечения не происходит. Таким образом, трудящиеся граждане получают от ПФР пенсию в том размере, в котором она была им установлена ранее, то есть в момент обращения в фонд.

Следует отметить, что изначально отсутствие индексаций планировалось как исключительно временная мера, которая позволит не допустить коллапса пенсионной системы в сложное, кризисное время. Однако в последующем Правительство отказалось рассматривать вопрос о возобновлении индексаций.

Таким образом, ни в 2018 году, ни в 2019 году увеличение размера денежных выплат пожилым лицам, осуществляющим профессиональную деятельность, не происходило.

Прибавки же, которые работающие пенсионеры получили в августе 2018 и 2019 годов, индексацией не являются. Это лишь техническая корректировка, связанная с изменением параметра ИПК каждого пенсионера.

Внимание! Важный момент, имеющий большое значение для материального положения трудящихся пенсионеров, заключается в том, что после того, как они выйдут на отдых окончательно, пенсия у них будет пересчитана с учетом всех прошедших ранее изменений.

Индексация страховой пенсии является важным социальным обязательством, взятым на себя государством. Ее смысл заключается в том, чтобы поддерживать уровень жизни и текущую покупательную способность отечественных пенсионеров, размер выплат которым нивелируется инфляцией.

Корректировка и индексация страховых пенсий: условия, сроки и правила

Однако на протяжении длительного времени процент индексации был значительно ниже, чем темп роста цен на услуги и товары. И лишь с 2019 года процент прибавки к пенсии оказался больше, чем официальный показатель инфляции, почти в 2 раза, что, в какой-то степени, оправдало обоснованность проведения пенсионной реформы, направленной на изменение возраста выхода на отдых.

Источник: https://pfrp.ru/faq/indeksatsiya-strahovoj-pensii.html

Информация о порядке индексации пенсий

Согласно положениям статьи 26.

1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» индексация (увеличение) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (предусмотрена частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) и корректировка размера страховой пенсии (предусмотрена частью 10 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ) не выплачивается пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», а также пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации.

При этом в отношении пенсионеров, осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность на территории Российской Федерации, принятие органом ПФР решения о проведении индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии или продолжения выплаты страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии в прежнем размере осуществляется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, т.е. без непосредственного участия самого пенсионера.

В отношении пенсионеров осуществляющих (прекративших) работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, ввиду отсутствия таких сведений в индивидуальном (персонифицированном) учете, поскольку они в период работы за рубежом не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, принятие органом ПФР соответствующего решения производится на основании представляемого пенсионером документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами Российской Федерации, который выдается компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Согласно пункту 14.1 Положения о порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.

2014 № 1386 (в редакции Постановления № 504)[3], граждане в подтверждение факта осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, документ, предусмотренный частью 11 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ.

При этом официальные иностранные документы должны быть легализованы в установленном порядке (удостоверены апостилем) и переведены на русский язык, включая печати и штампы, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Верность перевода свидетельствуется нотариусом или консульским учреждением Российской Федерации.

В случае, когда перевод выполнен на отдельном от документа листе, он должен быть прошит с оригиналом документа нитью.  Количество прошитых листов заверяется подписью нотариуса и печатью. Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если нотариус владеет соответствующими языками.

Если нотариус не владеет соответствующими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус. При этом если перевод документа на русский язык удостоверен иностранным нотариусом, то удостоверительная запись должна быть составлена на русском языке либо переведена на русский язык.

К данному удостоверению также применяются требования о легализации (апостилировании).

  • При непредставлении или несвоевременном представлении гражданином документа о факте осуществления работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, излишне выплаченные ему суммы пенсии[4], возмещаются им с учетом положения части 5 статьи 28 Закона № 400-ФЗ, то есть за весь период, в течение которого выплата указанных сумм производилась ему неправомерно, в порядке, установленном статьей 29 Закона № 400-ФЗ.
  • В случае прекращения гражданином работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации и представления в территориальный орган ПФР документа, подтверждающего данный факт, выплата суммы пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с Законом № 400-ФЗ, производится с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм пенсии с учетом индексации (корректировки)
  • При этом доплата сумм индексации (корректировки) за прошедшее время (в случае представления гражданином названного документа позднее месяца прекращения работы),производится за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, но не более, чем за три года.

Документ, подтверждающий факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности, выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства также может быть представлен гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В этом случае соответствующая информация отражается в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) в целях продолжения выплаты пенсии в соответствующем периоде, а также представления документа, подтверждающего факт осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности за пределами территории Российской Федерации, в период которой гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по форме согласно приложению № 4 Положения № 1386[5].

  1. Кроме того, акт о личной явке гражданина (его законного представителя)  содержит положение о согласии гражданина на изменение его персональных данных.
  2. То есть, если, например, акт о личной явке гражданина (его законного представителя) составлен консульским учреждением Российской Федерации на основании вновь выданного паспорта гражданина Российской Федерации, сведения о котором отсутствуют в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение данного гражданина, на основании указанного в акте о личной явке гражданина (его законного представителя) волеизъявления соответствующие паспортные данные будут внесены в лицевой счет пенсионера без необходимости истребования от него заверенной копии нового паспорта.
  3. [1] Далее – Закон № 400-ФЗ.
  4. [2] Далее – Закон № 167-ФЗ.
  5. [3] Далее – Положение № 1386.
  6. [4] В том числе в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2 и 5 — 8 статьи 18 Закона № 400-ФЗ, исчисленные в соответствии с Законом № 400-ФЗ с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 указанного Закона.
  7. [5] Далее — акт о личной явке гражданина (его законного представителя). 
Читайте также:  Продажа автомобиля по агентскому договору - особенности, риски, образец

Обращаем внимание, что в период с 2019 года по 2024 год корректировка размера страховой пенсии (т.е. перерасчет ее размера в связи с изменением стоимости одного ИПК) будет производиться один раз в год с 1 января.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента устанавливается в размере:

в 2019 — 87 руб. 24 коп.;

в 2020 году — 93 руб. 00 коп.;

в 2021 году — 98 руб. 86 коп. ;

в 2022 году — 104 руб. 69 коп. ;

в 2023 году — 110 руб. 55 коп. ;

в 2024 году — 116 руб. 63 коп.

Размер страховой пенсии, начиная с 2025 года, ежегодно будет индексироваться с 1 февраля и 1 апреля.

Источник: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensionres/pens_zagran~2816

Новые правила индексации пенсий

Неожиданные изменения в индексации пенсий работающим пенсионерам произошли за счет введения новых механизмов расчета для различных категорий граждан еще несколько лет назад. Именно тогда Закон №385-ФЗ впервые внес изменения в привычные для нас правила выплаты и частично приостановил повышение выплат для некоторых граждан.

До того момента повышение пенсий, проводилось ежегодно ПФР для всех, независимо от их категории. В 2020 году индексация, производится исходя из устанавливаемого Правительством РФ индекса роста потребительских цен и лишь для определенной категории.

Каждый год такое увеличение варьируется в пределах 5-7 процентов и действительно до недавних пор каждый пенсионер имел на нее право.

Какие виды пенсии не индексируют

Новые правила затрагивают не все виды пенсий. Ограничение действует только для страховой и фиксированной выплаты к ней. И к тому же только для категории работающих, т.е. индексации не будет для тех, кто продолжает трудовую деятельность, выйдя на заслуженный отдых. Поэтому все работающие пенсионеры сегодня не могут претендовать на ежегодное увеличение выплат.

С 2015 года Постановлением Правительства РФ ежегодно утверждается коэффициент увеличения размера фиксированной выплаты.

Для страховой пенсии, которая, как мы знаем теперь, учитывается в пенсионных баллах, применяется понятие стоимости одного пенсионного коэффициента. Его так же ежегодно утверждает Правительство РФ.

Следует знать, что индексируется фиксированная выплата, а сама страховая пенсия корректируется за счет увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента (балла). 

Но это не означает, что пенсионер не сможет теперь получить полагающиеся суммы и потеряет прошедшие индексации навсегда. После увольнения уволился с работы он имеет право на выплаты с учетом всех пропущенных ежегодных коэффициентов повышения выплат.

Другое дело, что такое восстановление произойдет не сразу, и даже не со следующего месяца после увольнения. Выплаты после увольнения с учетом новых индексированных сумм предусмотрены Законом  только через три месяца после увольнения с работы.

Далее рассмотрим, почему так долго происходит перерасчет после прекращения работы. Но для начала нужно знать, кто считается работающим пенсионером и на сколько индексируются пенсии в 2020 году.

Индексация фиксированной выплаты и корректировка страховой пенсии

Для удобства приводим полную таблицу индексации пенсий с учетом новых утвержденных индексов на несколько лет вперед.

Год индексацииРазмер фиксированной выплатыПроцент индексации Стоимость пенсионного баллаКоэффициент корректировки 
Январь 2015 3935,00 0,063% 64,10 0,0000
Февраль 2015 4383,59 11,40% 71,41 1,1140
Февраль 2016 4558,93 4,00% 74,27 1,0401
Февраль 2017 4805,11 5,40% 78,28 1,0540
Апрель 2017 4805,11 0,00% 78,58 1,0038
Январь 2018 4982,90 3,70% 81,49 1,0370
Январь 2019 5334,19 7,06% 87,24 1,0706
Январь 2020 5686,25 6,60% 93,00 1,0660
Январь 2021 6044,48 6,30% 98,86 1,0630
Январь 2022 6401,10 5,90% 104,69 1,0590
Январь 2023 6759,56 5,60% 110,55 1,0560
Январь 2024 7131,34 5,50% 116,63 1,0550

Размер фиксированной выплаты с января 2020 года увеличится до 5686,25 рублей. Так же Федеральным законом №350-ФЗ утверждена стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 93 рубля для страховых пенсий.

В качестве сравнения выплаты с учетом работы и без ее учета рассмотрим на примере. В первой таблице пример где рассчитана индексация по годам для неработающего пенсионера после увольнения. Для расчета мы взяли 120 пенсионных баллов.

Таблица индексации пенсии как проходит индексация пенсии

Как видно из примера размер пенсии каждый год индексируется на утвержденный процент, ведь этот пенсионер не работает. Для пенсионера с таким баллом прибавка к пенсии с января 2020 года составит около 1000 рублей. Далее, ежегодная доплата также останется в пределах одной тысячи рублей.

Во второй таблице приведен пример того, как рассчитываются суммы для работающего пенсионера. На ней мы видим прекращение индексации в связи с введением Закона от 29.12.2015 №385-ФЗ. Таким образом, при непрерывной работе пенсионер получает свою ежемесячную выплату на прежнем уровне.

По расчетам видно, что к  2024 году для продолжающего работать пенсионера пенсия будет почти в 2 раза ниже возможной.

Как определить, является ли пенсионер работающим

Если рассматриваемый период времени засчитывается в страховой стаж пенсионера, то он является работающим. То есть официально трудоустроенные лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, священнослужители и т.д.

Другими словами это застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы, и подается отчетность по установленным формам.

Застрахованные лица: -работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства; – самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями); – являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств; – работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов; – являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования; – священнослужители.

(Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

Правила и сроки индексации страховых пенсий после увольнения

После увольнения с работы Пенсионный фонд произведет перерасчет выплат с учетом пропущенных индексов за время его работы. Восстановление выплаты полной (индексированной) пенсии с учетом пропущенных индексаций произойдет не сразу, а только спустя три месяца после увольнения пенсионера.

Достаточно продолжительный срок отведен законодателями для подтверждения и обработки данных о факте работы по упрощенным формам СЗВ-М от страхователей, с последующим вынесением соответствующих решений о выплате Пенсионным фондом. И здесь не обойтись без примера.

Рассмотрим увольнение и индексацию работающего пенсионера 3 апреля 2020 года: 1. Страхователь ежемесячно подает сведения по форме СЗВ-М (Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).

Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены договоры (трудовые, гражданско-правовые, авторские и т.д.)

В нашей ситуации пенсионер в апреле считается работающим, несмотря на то, что уволен был еще в начале месяца. И за него работодатель до 15 мая всё ещё обязан представить сведения о работе. А неработающим для Пенсионного фонда он будет считаться с мая.

2. Согласно ч.6 ст.26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате индексированных сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены данные о работе.

В июле месяце (следующем за июнем, в котором поступят сведения о факте работы за май) Пенсионный фонд обязан рассчитать и вынести решение о выплате сумм с учетом причитающегося повышения.

3. Рассчитанные суммы страховой пенсии будут выплачиваться с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение (часть 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Таким образом, только с августа 2020 года человек, уволившийся в апреле, сможет получить полную выплату  пенсии с учетом восстановленных индексов. Если после восстановления индексируемых выплат уволившийся пенсионер вновь устроится на работу, то его размер  уменьшен не будет (часть 8 статьи 26.1 №400-ФЗ).

Доплата пенсионеру за прошлое время после увольнения с работы

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году по прежнему не будет проводиться. Но недавно вступили в силу поправки для работающих. Статью 26.1 Федерального закона №400-ФЗ дополнили новыми положениями для уволившихся. Можно ознакомится с подробностями в этой статье.

В соответствии с Законом № 134-ФЗ при прекращении работы пенсионер получит полную выплату с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии, а также разницу между прежними и новыми суммами за период с первого числа следующего месяца после прекращения работы.

Сроки восстановления нового размера остаются прежними, спустя 3 месяца после увольнения. Но уже с учетом доплаты. Таким образом, выплатят так же и доплату с момента увольнения за эти 3 месяца. Напомним, что ранее такая прибавка за прошлое время не выплачивалась. Советуем ознакомится подробнее с данными правилами на примерах в видео.

Когда выгодно уволится пенсионеру

Давайте теперь на примерах разберем, когда выгодно пенсионеру уволиться, чтобы с 2020 года попасть под действие нового Закона с доплатой за прошлое время. Для начала вспомним о том почему же все таки новые суммы выплачиваются спустя 3 месяца после увольнения.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате полной пенсии, выносится ПФР в месяце, следующем за месяцем, в котором получены (или не получены) сведения о факте работы.

Если пенсионер, например, увольняется в сентябре 2019, то неработающим полный месяц он будет считаться только с октября (1-й месяц после прекращения работы). Соответственно, в ноябре (2-й месяц после прекращения работы) в ПФР не поступят сведения о его работе за октябрь (сведения по форме СЗВ-М подаются только на работающих пенсионеров).

В декабре (3-й месяц после прекращения работы) пенсионный фонд принимает решение о том, что с января 2020 ему будет выплачиваться индексированная фиксированная  выплата и страховая пенсия с учетом актуальной стоимости пенсионного балла.

В рассмотренном примере пенсионер получит новые суммы с января. Также он получит и доплату с ноября (месяца, с которого он считается неработающим).

На практике это означает, что наиболее выгодный месяц для увольнения работающего пенсионера считается сентябрь. Ведь повышение баллов теперь предусмотрено с января 2020 года. Но даже, если Вы опоздали с увольнением и ушли с работы только в октябре, то пенсию также проиндексируют, но на месяц позже.

Почему не индексируется пенсия после увольнения?

Если после истечения срока, определенного для вынесения решения об индексации размер не увеличился, то одной из основных возможных причин может быть несвоевременная подача работодателем ежемесячной отчетности о факте работы. Конечно же, пенсионер не виноват в данном случае, и закон полностью на его стороне.

В случае непредставления работодателем в срок сведений о факте работы, или представления недостоверных сведений, которые влияют на увеличение пенсии, размер пересматривается Пенсионным фондом и за прошлое время (ч.9 ст.26.1 №400-ФЗ). Это означает, что в случае ошибки в отчетности, при которой не были выплачены увеличенные суммы, положена доплата и за прошедшее время с момента права.

Может произойти ситуация когда неверно поданные сведения о работе влияют на увеличение пенсии.

Работодатель не подавал (или не вовремя подал) за работающего пенсионера сведения факте его работы и ПФР на основании этих данных проиндексировал работнику пенсию, считая его неработающим.

В данном случае Закон на стороне пенсионера, и в случае выявления ошибки размер будет приведен в соответствие со следующего месяца после обнаружения ошибки и вся ответственность в этой ситуации лежит только на работодателе.

Читайте также:  Страхование туристов от несчастных случаев за границей: что покрывает полис и как его оформить?

Ответственность за переплаченные суммы пенсии в этом случае будет нести страхователь, в т.ч. с учетом штрафных санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Увеличение пенсии работающим пенсионерам в августе 2020 года

Для работающих пенсионеров будет проведен очередной перерасчет с августа 2020 года.

Прибавка к страховой пенсии будет рассчитана исходя из неучтенных баллов за 2019 год, которые формируются на индивидуальном лицевом счете из средств, отчисляемых страхователем за своих работников.

Такой перерасчет является беззаявительным и для его осуществления не нужно подавать заявление в Пенсионный фонд.

Если прошло уже несколько месяцев, но увеличение сумм с августа так и не произошло, то можно позвонить по телефонам горячей линии в ПФР по месту жительства и узнать о Вашем праве на данный вид перерасчета.

Возможно, Ваш работодатель и не отчислял страховые взносы. Но если право на такое увеличение подтвердится, то увеличенная индексированная страховая пенсия будет выплачена с учетом доплаты за прошедшие с августа месяцы.

 Более подробно можно узнать о данном виде перерасчета с августа.

Итоги

Новый алгоритм индексации пенсий после увольнения достаточно запутанный. Обобщив все правила можно сказать, что в 2020 году:

  1. Работающим пенсионерам индексированные суммы пенсии по-прежнему не будут  выплачиваться;
  2. Новые суммы будут выплачиваются только спустя три месяца после увольнения;
  3. Теперь пенсионер получит доплату за “потерянные” месяцы обработки отчетности, которые раньше не оплачивались;
  4. Общая сумма выплаты при увольнении будет проиндексирована на столько индексов, сколько их было пропущено за время работы.

Источник: https://azbukapensii.ru/novye-pravila-indeksacii-pensiy.html

Урок 13. Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий

устанавливаются статьей 18 Федерального закона от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Определение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии

Размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется

  • на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение,
  • по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Порядок перерасчета размера страховой пенсии

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

  • увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
  • увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 Федерального закона от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
  • увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона,

исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных

  • при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности,
  • при их назначении,
  • переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности,
  • предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также
  • при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 Федерального закона от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

Формула для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца

Перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности и страховой пенсии по случаю потери кормильца, предусмотренный пунктом 3 части 2 статьи 18 Федерального закона от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, осуществляется по формуле:

СПст = СПстп + (ИПКi / К / КН x СПК),

  • где СПст — размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • СПстп — установленный размер страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующий перерасчет;
  • ИПКi — индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на 1 января года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности исходя из суммы страховых взносов, не учтенных при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи,
  • а для страховой пенсии по случаю потери кормильца — величина индивидуального пенсионного коэффициента умершего кормильца, определяемая исходя из суммы страховых взносов, не учтенных по состоянию на день его смерти;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого производится соответствующий перерасчет размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца;
  • К — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — отношению, указанному в части 11 статьи 15 настоящего Федерального закона;
  • КН — коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца — количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на 1 августа года, в котором производится соответствующий перерасчет страховой пенсии по случаю потери кормильца.

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете страховой пенсии, предусмотренном пунктом 3 части 2 настоящей статьи, учитывается в размере:

  • 3,0 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году не формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;
  • 1,875 — для застрахованных лиц, у которых в соответствующем году формируются пенсионные накопления за счет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В каких случаях производится перерасчет размера страховой пенсии

Детям потерявшим обоих родителей, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 Федерального закона от 23 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ,

  • размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей статьи,
  • исходя из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов каждого из умерших родителей, не учтенных по состоянию на день их смерти.

Детям умершей одинокой матери, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона,

  • размер страховой пенсии по случаю потери кормильца подлежит перерасчету в порядке, предусмотренном пунктом 3 части 2 и частями 3 и 4 настоящей статьи,
  • исходя из индивидуального пенсионного коэффициента, не учтенного по состоянию на день ее смерти, увеличенного в два раза.

В случае представления после назначения страховой пенсии страхователем сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования

  • за период после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
  • в отношении периодов работы и (или) иной деятельности, имевших место до назначения страховой пенсии, влекущих увеличение индивидуального пенсионного коэффициента,
  1. производится перерасчет размера страховой пенсии со дня назначения указанной пенсии без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера страховой пенсии.
  2. При этом размер страховой пенсии определяется в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона.
  3. В случае
  • достижения пенсионером возраста 80 лет,
  • установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности,
  • изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца
  • либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или)
  • страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом,
  • переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты,
  • выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства,
  • оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,
  • выезда пенсионера за пределы сельской местности на новое место жительства

производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В случае

  • пропуска лицом срока переосвидетельствования по уважительной причине, определяемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы, и установления указанным учреждением инвалидности

за прошлое время размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности и повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности за указанное время определяется по прежней группе инвалидности.

Корректировка размера страховой пенсии

Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

  • с 1 февраля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату исходя из роста потребительских цен за прошедший год;
  • с 1 апреля в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату.

В случае, если установленная в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона стоимость пенсионного коэффициента превысит размер стоимости пенсионного коэффициента, установленной в соответствии с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего Федерального закона,

с 1 апреля производится дополнительное увеличение размера страховой пенсии на указанную разницу.

Если у Вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо Вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать Вас по данному вопросу

Страховая пенсия

Источник: https://kolesovgb.ru/index.php/planirovanie-pensii/obyazatelnoe-pensionnoe-strakhovanie/strakhovaya-pensiya/131-opredelenie-pereraschet-razmerov-strakhovykh-pensij-fiksirovannoj-vyplaty-k-strakhovoj-pensii-povysheniya-fiksirovannoj-vyplaty-k-strakhovoj-pensii-i-korrektirovka-razmerov-strakhovykh-pensij

63. Перерасчет и корректировка страховых пенсий. Индексация и повышение фиксированных выплат к страховой пенсии

Статьи
16 и 18 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях»

Статья 18

1.

Размер страховой пенсии, фиксированной
выплаты к страховой пенсии (с учетом
повышения фиксированной выплаты к
страховой пенсии) определяется на
основании соответствующих данных,
имеющихся в распоряжении органа,
осуществляющего пенсионное обеспечение,
по состоянию на день, в который этим
органом выносится решение об установлении
страховой пенсии, установлении и о
перерасчете размера фиксированной
выплаты к страховой пенсии в соответствии
с нормативными правовыми актами,
действующими на этот день.

2. Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1)
увеличения величины индивидуального
пенсионного коэффициента за периоды
до 1 января 2015 года;

2)
увеличения суммы коэффициентов,
определяемых за каждый календарный год
иных засчитываемых в страховой стаж
периодов, указанных в части 12 статьи 15
ФЗ, имевших место после 1 января 2015 года
до даты назначения страховой пенсии;

3)
увеличения по данным индивидуального
(персонифицированного) учета в системе
обязательного пенсионного страхования
величины индивидуального пенсионного
коэффициента, определяемой в порядке,
предусмотренном частью 18 статьи 15
настоящего Федерального закона, исходя
из суммы страховых взносов на страховую
пенсию, не учтенных при определении
величины индивидуального пенсионного
коэффициента для исчисления размера
страховой пенсии по старости или
страховой пенсии по инвалидности, при
их назначении, переводе с одного вида
страховой пенсии на страховую пенсию
по старости или страховую пенсию по
инвалидности, предыдущем перерасчете,
предусмотренном настоящим пунктом, а
также при назначении страховой пенсии
по случаю потери кормильца. Такой
перерасчет производится без заявления
пенсионера (за исключением лиц, имеющих
право на установление доли страховой
пенсии по старости в соответствии со
статьями
19и20настоящего Федерального закона) с 1
августа каждого года, а в случае
перерасчета размера страховой пенсии
по случаю потери кормильца — с 1 августа
года, следующего за годом, в котором
была назначена указанная страховая
пенсия.

Читайте также:  Квитанция об уплате госпошлины на замену или выдачу водительских прав: как заполнить и где взять реквизиты?

10. Размер страховой пенсии ежегодно корректируется в следующем порядке:

1)
с 1 февраля в связи с установлением
стоимости пенсионного коэффициента на
указанную дату исходя из роста
потребительских цен за прошедший год;

2)
с 1 апреля в связи с установлением
стоимости пенсионного коэффициента на
указанную дату.

В случае, если установленная
в соответствии с пунктом 2 части 20 статьи
15 настоящего Федерального закона
стоимость пенсионного коэффициента
превысит размер стоимости пенсионного
коэффициента, установленной в соответствии
с пунктом 1 части 20 статьи 15 настоящего
Федерального закона, с 1 апреля производится
дополнительное увеличение размера
страховой пенсии на указанную разницу.

Статья
16

Размер
фиксированной выплаты к страховой
пенсии подлежит ежегодной индексации
с 1 февраля на индекс роста потребительских
цен за прошедший год.

Ежегодно
с 1 апреля Правительство Российской
Федерации вправе принять решение о
дополнительном увеличении размера
фиксированной выплаты к страховой
пенсии с учетом роста доходов Пенсионного
фонда Российской Федерации. Коэффициент
индексации (дополнительного увеличения)
размера фиксированной выплаты к страховой
пенсии определяется Правительством
Российской Федерации.

Источник: https://studfile.net/preview/6703979/page:33/

Перерасчет и корректировка пенсий

  • Страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца
  • • Достижение пенсионером возраста 80; • Изменение группы инвалидности; • Изменение количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • • Приобретение необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости или фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях;

• Осуществление лицом работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности; • В других случаях, предусмотренных пенсионным законодательством.

Заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии в сторону увеличения подается в территориальный орган ПФР по месту получения пенсии. Без подачи письменного заявления осуществляется перерасчет в сторону увеличения размера страховой части трудовой пенсии по старости в связи с достижением пенсионером возраста 80 лет, а также страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности — в связи с установлением более высокой группы инвалидности. Перерасчет размера установленной пенсии в сторону уменьшения производиться без заявления пенсионера при наступлении обстоятельств, предусмотренных действующим пенсионным законодательством.

Механизм перерасчета размера: страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца

Достижение пенсионером возраста 80 лет. Данное основание применяется только к страховой части трудовой пенсии по старости – оно позволяет установить фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере.

Изменение группы инвалидности. Данное основание применяется как к страховой части трудовой пенсии по старости, так и к трудовой пенсии по инвалидности.

При этом повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости предусмотрен для инвалидов I группы.

Изменение количества нетрудоспособных иждивенцев. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности.

Появление у пенсионера нетрудоспособных иждивенцев влечет за собой установление повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности (при этом учитывая не более трех нетрудоспособных иждивенцев). Изменение категории получателя трудовой пенсии. Данное основание применяется к трудовой пенсии по случаю потери кормильца. Например, ребенок, получающий трудовую пенсию по случаю потери кормильца за одного родителя и впоследствии потерявший второго родителя, имеет право на повышенный фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Приобретение необходимого календарного стажа работы в «северных» районах (15 календарных лет в районах Крайнего Севера или 20 календарных лет приравненных к ним местностях) и страхового стажа (25 лет у мужчины и 20 лет у женщины).

Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности. В этом случае фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в повышенном размере.

Например: лицам (за исключением лиц, достигшим возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчины и 20 лет у женщины, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в повышенной сумме.

Проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца.

Фиксированный базовый размер увеличивается на соответствующий районный коэффициент, на весь период проживания в указанных районах (местностях). Изменение места жительства пенсионера.

В случае выезда пенсионера из района с обычными природно-климатическими условиями в районы Крайнего Севера либо в местности, приравненные к ним, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности и фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При выезде граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в территории с обычными природно-климатическими условиями фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности и фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит пересмотру. При этом во внимание не принимается величина районного коэффициента.

Если гражданин переезжает из района Крайнего Севера либо приравненной к районам Крайнего Севера местности в другой северный регион, где к заработной плате установлен больший либо меньший районный коэффициент, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности и фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца подлежит изменению либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения в зависимости от района нового места проживания.

Одновременно отмечаем, что во всех изложенных примерах, касающихся изменения гражданином места проживания, следует учитывать, что лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к ним, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости и фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности может быть установлен в повышенном размере на основании волеизъявления гражданина независимо от места его проживания.

Осуществление работы. Данное основание применяется к страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности в связи с продолжением пенсионером трудовой деятельности.

Указанный перерасчет осуществляется по истечении 12 полных месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности. Механизм перерасчета и корректировки страховой части пенсии работающим пенсионерам

Право на перерасчет страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности возникает у пенсионера по истечении 12 полных месяцев после назначения пенсии или последнего перерасчета (корректировки), если он в это время продолжал трудовую деятельность, за которую работодатель перечислял страховые взносы в Пенсионный фонд России.

Существует два механизма изменения размера страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности с учетом страховых взносов:

1.

Заявительный – это перерасчет в связи с осуществлением работы и (или) иной деятельности независимо от их продолжительности в течение 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности либо со дня предыдущего аналогичного перерасчета (корректировки) размера указанной части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности. Граждане могут обращаться за указанным перерасчетом в любое время после возникновения права на него без ограничения каким – либо сроком. Для этого необходимо подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту получения пенсии.

2. Беззаявительный – это корректировка по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В этом случае без подачи письменного заявления размер страховой части трудовой пенсии по старости и трудовой пенсии по инвалидности подлежит корректировке с 1 августа каждого года по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности при их назначении или перерасчете, или предыдущей корректировке. В случае если гражданин захочет произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии не с 1 августа, а с другой даты, то ему необходимо лично обратиться в Пенсионный фонд Российской Федерации с письменным заявлением об отказе от корректировки страховой части трудовой пенсии по старости или трудовой пенсии по инвалидности.

Размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена трудовая пенсия по случаю потери кормильца, подлежит корректировке по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца при ее назначении.

Порядок расчета размера пенсии по результатам осуществления беззаявительной корректировки

Сумма доплаты размера трудовой пенсии с 1 августа рассчитывается путем деления суммы страховых взносов, зачисленных на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица (пенсионера) и учтенных в расчетный пенсионный капитал после назначения пенсии или предыдущего перерасчета (корректировки) пенсии по состоянию на 1 июля года, в котором производится корректировка, на количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на 31 июля года, в котором производится соответствующая корректировка.

Доплата = ПКр/ (ТxК), где

ПКр – сумма страховых взносов пенсионера по состоянию на 1 июля каждого года, которые ранее не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой по инвалидности при ее назначении (переводе с одного вида трудовой пенсии на другой вид), перерасчете или предыдущей корректировке;

Обратите внимание: При корректировке страховой части трудовой пенсии учитывается не общая сумма начисленных страховых взносов (от начисленного заработка: в 2011 г. – 26%, в 2012-2013 гг. – 22%), а только часть страховых взносов, предназначенная для определения суммы расчетного пенсионного капитала (РПК) — индивидуальная часть тарифа страховых взносов, составляющая 16% от начисленного заработка (для лиц 1966 г.р. и старше)

  1. Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет;
  2. Количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части пенсии, составляет 19 лет (228 месяцев).
  3. При корректировке страховой части трудовой пенсии по старости ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости сокращается на один год за каждый полный год, истекший со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости[1].

При этом, начиная с 1 января 2002 года ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости не может составлять менее 10 лет (120 месяцев). Начиная с 1 января 2009 указанная продолжительность ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 1 января соответствующего года) до достижения 14 лет (168 месяцев).

Так, с 1 января 2013 года ожидаемый период выплаты не может составлять менее 150 месяцев, с 1 января 2014 года – не менее 156 месяцев, с 1 января 2015 году – 162 и т.д. до достижения величины 168 месяцев.

К – коэффициент для исчисления страховой части трудовой пенсии по старости, равный 1.

Для исчисления трудовой пенсии по инвалидности учитывается отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на день, непосредственно предшествующий дню, с которого производится соответствующий перерасчет, к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев.

Примеры расчета доплаты к трудовой пенсии по результатам корректировки

Пример 1.

Гражданину М. трудовая пенсия по старости назначена с 12.05.2012. Сумма страховых взносов за работу после назначения пенсии составила 40000 руб.

С 01.08.2013 гражданину М. осуществлена беззаявительная корректировка страховой части трудовой пенсии по старости с учетом данных сумм страховых взносов.

  • Сумма доплаты трудовой пенсии рассчитана следующим образом:
  • Доплата = 40000руб./216, где
  • 40 000 руб. – сумма страховых взносов, поступивших после назначения пенсии (ПКр);
  • 216 – количество месяцев ожидаемого периода выплаты (Т).

Поскольку корректировка страховой части пенсии гражданину М. осуществляется по истечении одного года после назначения пенсии, ожидаемый период выплаты сокращен на 12 месяцев (228 месяцев – 12 месяцев).

Доплата к трудовой пенсии по старости гражданину М. по результатам корректировки страховой части трудовой пенсии по старости составила 185,19 руб.

Пример 2.

Гражданину Р. трудовая пенсия по старости назначена 01.10.2008 году. Сумма страховых взносов за работу после 1 августа 2012 (предыдущей корректировки) составила 35895,70 руб.

  1. Размер доплаты к трудовой пенсии по старости по результатам корректировки страховой части трудовой пенсии определен следующим образом:
  2. Доплата = 35895,70 руб./180, где
  3. 35 895,70 руб. – сумма страховых взносов, поступивших после предыдущей корректировки страховой части трудовой пенсии (ПКр);
  4. 180 – количество месяцев ожидаемого периода выплаты (Т).

Корректировка страховой части трудовой пенсии по старости гражданину М. осуществлена по истечении четырех лет после назначения пенсии. Поэтому ожидаемый период выплаты сокращается на 48 месяцев (228 месяцев – 48 месяцев).

Доплата к трудовой пенсии по старости гражданину Р. по результатам корректировки страховой части трудовой пенсии по старости составила 199,42 руб.

Пример 3.

Гражданке Н. трудовая пенсия по старости назначена с 25.03.2005. Сумма страховых взносов, с учетом которых осуществляется корректировка, составляет 65883,10 руб.

  • Размер доплаты к трудовой пенсии по старости по результатам корректировки страховой части трудовой пенсии определен следующим образом:
  • Доплата = 65883,10 руб./150, где
  • 65883,10 руб. – сумма страховых взносов, поступивших после предыдущей корректировки страховой части трудовой пенсии (ПКр);
  • 150 – количество месяцев ожидаемого периода выплаты (Т).

Корректировка страховой части трудовой пенсии по старости гражданину М. осуществляется по истечении восьми лет после назначения пенсии. Поэтому ожидаемый период выплаты сокращается на 96 месяцев (228 месяцев – 96 месяцев = 132 месяца).

Вместе с тем, с 1 января 2013 года величина ожидаемого периода выплаты не может составлять менее 150 месяцев.

Доплата к трудовой пенсии по старости гражданину Р. по результатам корректировки страховой части трудовой пенсии по старости составила 439,22 руб.

[1] Сокращение величины ожидаемого периода выплаты предусмотрено только при расчете страховой части трудовой пенсии по старости. При расчете трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца ожидаемый период выплаты составляет 228 месяцев.

  1. Заявление о перерасчете размера пенсии
  2. Образец заполнения заявления о перерасчете размера пенсии
  3. Правила заполнения заявления о перерасчете размера пенсии
  4. Последнее обновление: 1 июля 2014, 17:21

Источник: http://cheremshan.tatarstan.ru/pereraschet-i-korrektirovka-pensiy.htm

Ссылка на основную публикацию