Государственное регулирование и управление социальным страхованием в развитых странах

В нашей стране существует государственное регулирование страховой деятельности, которое осуществляется посредством принятия государством в лице Российской Федерации различных организационных, правовых, финансовых и иных мер, направленных на формирование, поддержку, защиту, развитие и совершенствование страхового дела, а также на обеспечение контроля и надзора за деятельностью и работой субъектов.

Сущность госрегулирования в страховом деле

Государственное регулирование и управление социальным страхованием в развитых странах

Под государственным регулированием страхования понимается деятельность Российской Федерации, которая направлена на:

  • разработку, общественное обсуждение, принятие и одобрение нормативно-правовых актов, регулирующих сферу страховых правоотношений;
  • исключение из страховой сферы организаций, которые по определенным критериям не подходят для осуществления соответствующей деятельности, путем выдачи лицензий тем, кто удовлетворяет требованиям и отказа в выдаче тем, кто не удовлетворяет;
  • принуждение профессиональных участников рынка к применению экономически обоснованных тарифов страховых премий путем утверждения “тарифных коридоров” или тарифных ставок в твердой форме, обязательных к применению в отношении определенного вида страхования;
  • установление штрафных санкций и мер ответственности к участникам страховой деятельности, нарушающим требования федеральных законов.

Функции и цели государственного регулирования

Главными целями государственного регулирования признаются:

  • обеспечение надежности функционирования страховой деятельности;
  • повышение социальной и экономической стабильности в социуме;
  • развитие и совершенствование рынка в целом;
  • защита прав страхователей как потребителей финансовых услуг.

Функции государственного регулирования следующие:

  • регулирующая;
  • стабилизирующая;
  • предупредительная.

Методы госрегулирования

В России государственное регулирование страховой деятельности осуществляется посредством применения государством по отношению к субъектам системы различных методов воздействия.

Сочетание всех методов позволяет РФ осуществлять тотальный государственный контроль и надзор за страхованием и в любой момент времени принимать меры по стабилизации ситуации или по направлению ее в нужное русло.

Правовые

Государственное регулирование посредством правовых методов заключается в том, что после официального опубликования новый закон или норма вступает в силу и становится обязательным (-ой) к применению всеми страховыми субъектами.

Важно! Тем самым, меняется ситуация в страховании – старый закон или норма утрачивают силу, и участники страховой деятельности уже не вправе основываться на них. За несоблюдение положений НПА наступает ответственность, что побуждает субъектов неукоснительно следовать им.

Организационные

Организационные методы включают в себя совокупность мероприятий, проводимых государством, с целью обеспечения должного функционирования системы, например:

  • ведение реестров страховщиков;
  • принятие решений о выдаче, приостановлении или возобновлении действия лицензий;
  • организация приема обращений граждан по вопросам страховой деятельности и др.

Экономические

Государственное регулирование и управление социальным страхованием в развитых странах

Государство также вправе реализовывать государственные экономические методы воздействия на сферу страхования, в число которых входят:

  • разработка государственных программ по привлечению капитала иностранных инвесторов в систему страховой деятельности;
  • осуществление государственных межбюджетных трансфертов по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных законом;
  • ведение анализа экономического состояния хозяйствующих субъектов согласно предоставляемой ими отчетности о прибылях и убытках, принятие мер по предупреждению банкротства страховых компаний.

Контрольно-надзорные

Контрольно-надзорные государственные методы регулирования страховой деятельности включают в себя:

  • проверку работы страховщиков на местах;
  • привлечение нарушивших законодательство субъектов страховой сферы к ответственности;
  • выдачу предписаний об устранении нарушений, обязательных к исполнению.

Компетентные ведомства в системе государственного регулирования

Государственное регулирование осуществляют сразу несколько ответственных ведомств, каждое из которых обладает своими полномочиями и обязанностями.

Правительство и Федеральное Собрание

Депутаты Госдумы совместно с профильными министрами, входящими в состав Правительства, разрабатывают проекты законов о страховании или поправки в уже существующие. В случае принятия закона нижней палатой Парламента он проходит одобрение в Совете Федерации, затем подписывается Президентом РФ.

Министерство финансов

Минфин – это государственный орган исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному регулированию в финансовой, бюджетной, налоговой, бухгалтерской, аудиторской, банковской, страховой и иных сферах.

Министерство финансов осуществляет контроль страховой сферы в рамках ее финансовой составляющей, а именно, управомочен на:

  • разработку и утверждение нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование финансовой системы страхования, в том числе, и стратегий по краткосрочному, среднесрочному и долгосрочному развитию;
  • сбор и обработку аналитических сведений об экономически-финансовом состоянии хозяйствующих субъектов;
  • утверждение форм и бланков документов, используемых при осуществлении финансовых взаиморасчетов в страховании и др.

Банк России

С 9 марта 2004 по 1 сентября 2013 года государственный контроль и надзор за страховой деятельностью осуществлялся Федеральной службой по финансовым рынкам. Теперь же функции данного упраздненного ведомства были переданы Центральному Банку.

ЦБ управомочен:

  • выдавать, продлевать и приостанавливать действие лицензий;
  • утверждать тарифы по некоторым видам страховок;
  • издавать указания, разъяснения и иные нормативные акты;
  • размещать информацию, не относящуюся к информации закрытого доступа, о сфере страхования и деятельности страховщиков на своем официальном сайте.

Роспотребнадзор

По смыслу Главы 39 ГК РФ, страхование относится к разряду возмездных услуг.

Внимание! Если страховая услуга используется для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, то на соответствующие правоотношения распространяется действие Закона о защите прав потребителей.

Государственное регулирование в сфере защиты потребительских прав осуществляется Роспотребнадзором, который управомочен:

  • выдавать предписания страховщикам об устранении нарушений требований ЗоЗПП;
  • проводить проверки на местах, составлять протоколы об административных нарушениях;
  • обращаться в суд с заявлениями о защите прав неопределенного круга страхователей и др.

Итак, государство управомочено осуществлять государственный контроль и надзор за страховой деятельностью посредством различных методов – организационных, экономических, правовых. Ставим лайки, делимся материалом в социальных сетях, а при наличии вопросов – задаем их нашему юристу в чат.

Читайте также другие наши статьи – например, о классификации страхования по отраслям.

Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/gosudarstvennoe-regulirovanie-strahovoy-deyatelnosti

Государственная политика регулирования социальной сферы и социального страхования в экономически развитых странах

Западноевропейские государства с развитой экономикой обеспечивают защиту граждан от социальных рисков путем соцстрахования и соцобеспечения.

Процентное соотношение данных категорий, как и способы финансирования профильных фондов, индивидуальны для каждой страны.

Размер пособий и соцвыплат зависит от уровня доходов трудоустроенного лица, от размера бюджета социальной сферы, а также от политики распределения средств между застрахованными лицами при наступлении страхового события.

Цели регулирования

Социальная защищенность работающего населения в Европе базируется на системе соцстрахования как важнейшей составляющей соцсферы государства.

Госрегулирование данной области основано на принципах солидарности, субсидиарности, всеобщего благосостояния.

Гармонизация этих принципов со сферой рыночной экономики является основанием для социального общества, где соблюдаются интересы всех слоев населения. Выделяют несколько целей госрегулирования социальной системы:

  • Сохранение материального достатка, привычного уровня жизнедеятельности работающих граждан, членов их семей;
  • Обеспечение эффективной занятости;
  • Доступность качественной медицины и образования для всех слоев населения;
  • Предоставление прочих соцуслуг.

Предметом регулирования является занятость трудоспособного населения и его доходы.

Концепция государства, которое обязано отвечать за свое население, обеспечивая достойные условия жизнедеятельности и защиту при реализации социальных рисков, ложится в основу социального управления.

С 50-х годов прошлого века социальные функции государственных институтов значительно расширяются. Подобная тенденция сохраняется и в XXI ст.

Какие способы существуют?

Восточноевропейские государства стремятся защитить граждан от ряда социальных рисков, которые оказывают непосредственное влияние на уровень дохода (в том числе в пенсионном возрасте), состав семьи, состояние здоровья, трудоустроенность и социальное благополучие в целом. Для этого предусмотрены государственные программы по обеспечению занятости, получению бесплатного образования и базовой медпомощи, реабилитации и др. Среди способов регулирования сферы соцобеспечения выделяют:

  • Финансирование программ социальной направленности из средств госбюджета;
  • Распространение и внедрение добровольного, обязательного соцстрахования;
  • Презентация программ личного страхования;
  • Принятие профильных законодательных актов и постановлений;
  • Контроль выполнения социальных функций профильными ведомствами;
  • Достижение населением благосостояния.

Эффективность регулирования зависит не только от продуманной защиты граждан от социальных рисков, но и от социального равенства всех слоев населения, доступности соцобеспечения и соцстрахования.

Главным компонентом соцполитики государства является эффективное распределение национального дохода, что обуславливает достойный уровень и качество жизнедеятельности граждан любого возраста, образования, здоровья.

Периоды развития

Индикатором вовлеченности государства в регулирование сферы соцобеспечения является бюджет, который расходуется на соцзащиту. Во второй половине прошлого века страны Европы тратили на социальные программы от 7% до 10% валового внутреннего продукта. К концу XX ст.

увеличение расходов составило до 8% ежегодно, при этом ВВП увеличивался в два раза медленнее. Например, в Англии за 27 лет с 1960 г. расходы на социальные нужды возросли в 2,75 раза, в Японии — в 12,8 раз, во Франции — в 4,6 раз.

В 90-е годы в ряде государств Евросоюза на социальные нужды выделялось до 30% ВВП.

Середина 50-х годов XX ст. демонстрировала существенный рост безработицы, поэтому государственная политика была направлена на замещение сотрудников предпенсионного и пенсионного возрастов молодыми соискателями.

В Бельгии сотрудник имел право уйти на заслуженные отдых в 50 лет, рассчитывая на 80% от заработка, причем большая часть средств поступала из фонда страхования безработицы. Французы имели право досрочно уйти на пенсию, если на их место будет принят молодой сотрудник.

Такой способ регулирования скоро продемонстрировал и отрицательные результаты (пенсионные фонды не справлялись с нагрузкой), поэтому в 90-х пенсионный возраст стали увеличивать, а размер пенсии — уменьшать.

Особенности регулирования в различных странах

Бельгия, Франция, Германия ориентированы на соцстрахование, основанное на договорных принципах. Бюджет страховых фондов пополняется за счет отчислений работающего населения (большая часть) и работодателей.

Выплаты по страховому случаю зависят от размера отчислений, поэтому физлицо получит более высокое пособие, если имеет большую зарплату, которая позволяет уплачивать солидные страховые взносы. В Англии, Дании, Ирландии страховое обеспечение меньше зависит от суммы взносов.

Финансирование социальной сферы из бюджетных средств обуславливает более равномерное распределение средств между застрахованными лицами.

Государственное регулирование и управление социальным страхованием в развитых странах

Выплаты безработным в Финляндии производятся через определенный срок после увольнения с предыдущего места работы, а датчане могут рассчитывать на данный вид пособия только конкретный период.

Немцы и австрийцы с пособия по безработице не платят налоговый сбор.

За несчастный случай на производстве расплачиваются работодатели, в Бельгии и Нидерландах средства также выделяют страховые компании, а в Германии — профсоюзы.

Заключение

60-е годы XX ст. считаются периодом подъема отрасли соцстрахования. Однако принятые развитыми государствами высокие стандарты социального обеспечения не реализуются в полном объеме. Место госрегулирования все чаще занимают коллективно-договорные формы соцобеспечения.

Источник: https://insur-portal.ru/social/gosregulirovanie-socstrahovaniya

20. Государственное регулирование социальных отношений. Государственная система социальной защиты и социального страхования

Социальная политика
— политика в области социального
развития и социального обеспечения;
система проводимых субъектом хозяйствования
(обычно государством) мероприятий,
направленных на улучшение качества и
уровня жизни определённых социальных
групп , а также сфера изучения вопросов,
касающихся такой политики, включая
исторические, экономические, политические,
социоправовые и социологические аспекты,
а также экспертизу причинно-следственных
связей в области социальных вопросов.

Читайте также:  Могут ли приостановить выплату страховой пенсии по инвалидности и почему

в качестве субъекта
проведения социальной политики могут
выступать не только государства, но и
— надгосударственные образования (в
этом случае говорят о надгосударственной
социальной политике), отдельные
административные образования (местная,
или региональная социальная политика),
а также отдельные предприятия, в том
числе транснациональные.

Формы реализации
социальной политики различны. Одна из
основных таких форм — оказание социальных
услуг. Объектом получения социальных
услуг могут выступать как отдельные
социальные группы (обычно — имеющие
определённые социальные проблемы), в
отношении которых проводится социальное
администрирование, так и всё население
в целом.

  • Стратегия социальной
    политики — это генеральное решение
    системы социальных проблем страны на
    данном конкретно-историческом этапе
    её развития.
  • приоритеты
    социальной политики:
  • • обеспечение
    человеку от рождения до старости
    нормальных условий жизни и развития;
  • • создание условий
    для функционирования семьи как первичной
    ячейки общества, особое внимание
    оказывать матерям;
  • • обеспечение
    экономической безопасности, надежная
    защита конституционных прав и свобод
    граждан;
  • • обеспечение
    эффективной защищенности населения:
    повышение качества социальной защиты
    населения, охрана здоровья, культуры,
    обеспечения жильем, улучшение
    демографической ситуации.
  • К субъектам социальной
    политики относятся органы законодательной
    и исполнительной власти различных
    уровней, работодатели в государственном
    и негосударственном секторах экономики,
    а также профсоюзные и иные общественные
    организации, которые влияют на разработку
    государственной социальной политики.
  • Выделяют следующие
    принципы социальной политики:
  • • социальной
    справедливости,
  • • социальной
    ответственности,
  • • социального
    партнерства,
  • • социальных
    гарантий,
  • • преемственности.
  • К задачам социальной
    политики относятся
    :
  • • стимулирование
    экономического роста и подчинение
    производства интересам потребления,
  • • усиление трудовой
    мотивации и деловой предприимчивости,
  • • обеспечение
    должного уровня жизни и социальной
    защиты населения,
  • • сохранение
    культурного и природного наследия,
    национального своеобразия и самобытности.
  • Что касается
    социальной
    защиты населения
    ,
    то она на современном этапе является
    важнейшим и приоритетным направлением
    социальной политики Российской Федерации,
    являясь системой принципов, методов,
    законодательно установленных государством
    социальных гарантий, мероприятий и
    учреждений, обеспечивающих предоставление
    оптимальных условий жизни, удовлетворение
    потребностей, поддержание жизнеобеспечения
    и деятельного существования личности,
    различных социальных категорий и групп;
    совокупностью мер, действий, средств
    государства и общества, направленных
    против ситуаций риска в нормальной
    жизни граждан.
  • Социальная защита
    – политика государства, направленная
    на обеспечение социальных, экономических,
    политических и других прав и гарантий
    человека независимо от его пола,
    национальности, возраста, места жительства
    и других обстоятельств.
  • Система социальной
    защиты населения на современном этапе
    включает в себя:
  • – социальное
    обеспечение;
  • – социальное
    страхование;
  • – социальную
    поддержку (помощь)
  • Осуществляется
    социальная защита граждан за счет
    федерального и местных бюджетов,
    специально создаваемых фондов социальной
    поддержки населения, негосударственных
    фондов.
  • Основными принципами
    социальной защиты

    населения являются гуманность, социальная
    справедливость, адресность, комплексность,
    обеспечение прав и свобод личности
  • 1) избавление от
    абсолютной нищеты, когда среднедушевой
    совокупный доход семьи ниже прожиточного
    минимума;
  • 2) оказание материальной
    помощи населению в экстремальных
    условиях;
  • 3) содействие адаптации
    социально уязвимых групп населения к
    условиям рыночной экономики.
  • Социальное
    страхование

    — часть государственной системы социальной
    защиты населения, спецификой которой
    является страхование работающих граждан
    от возможного изменения материального
    и (или) социального положения, в том
    числе по не зависящим от них обстоятельствам.
  • На сегодняшний день
    в Российской Федерации осуществляется
    4 вида обязательного государственного
    социального страхования:
  • 1) пенсионное
    страхование;
  • 2) социальное
    страхование на случай временной
    нетрудоспособности;
  • 3) социальное
    страхование от несчастных случаев на
    производстве и профессиональных
    заболеваний;
  • 4) медицинское
    страхование.
  • К основным принципам
    обязательного социального страхования
    относятся
    :
  • • устойчивость
    финансовой системы обязательного
    социального страхования, обеспечиваемая
    эквивалентностью страховых выплат и
    страховых взносов;
  • • обязательный
    характер социального страхования;
  • • государственные
    гарантии соблюдения прав застрахованных
    лиц на защиту от социальных страховых
    рисков;
  • • государственное
    регулирование системы обязательного
    социального страхования;
  • • паритетность
    участия представителей работников,
    работодателей и государства в управлении
    обязательным социальным страхованием;
  • • обязательность
    уплаты страхователями (работодателями)
    страховых взносов;
  • • целевое использование
    средств;
  • • автономность
    финансовой системы обязательного
    социального страхования.
  • Необходимо отличать
    обязательное социальное страхование
    от обязательного государственного
    страхования, которому подлежат лица
    некоторых профессий, например,
    военнослужащие, космонавты, доноры,
    персонал ядерных установок.
  • Обязательное
    социальное страхование (в отличие от
    социального вспомоществования) имеет
    собственную финансовую базу, не зависящую
    от доходов, поступающих в бюджеты всех
    уровней.
  • Важнейшей составной
    частью социальной защиты населения
    является институт органов социальной
    работы.

Объектами управления
в системе социальной защиты населения
являются учреждения и организации,
трудовые и учебные коллективы этой
системы, а также отношения между людьми.
Субъекты управления – органы,
непосредственно занимающиеся проблемами
социальной помощи населению (министерства,
комитеты, департаменты, управления,
отделы социальной защиты населения,
трудовые коллективы).

Источник: https://studfile.net/preview/2902318/page:9/

Государственное управление в сфере страхования

Государственное управление в сфере страхования  представляет собой воздействие  государства, в первую очередь его  органов исполнительной власти на участников страховых обязательств.

Осуществляется оно по нескольким направлениям:  а) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов;  б) законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка;  в) государственный надзор за страховой деятельностью;  г) защита добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма.    Повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации.    Прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов обусловливается необходимостью, во-первых, предоставления гарантий социальной защиты определенных групп населения и проведением обязательного государственного страхования за счет бюджетных средств; во-вторых, определением основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, в том числе и иностранных, в страховании экспортных кредитов; в-третьих, предоставлением дополнительных гарантий тем средствам страховщиков, которые размещаются в форме специальных не рыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом; в-четвертых, созданием целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан.    Законодательное обеспечение становления и защиты национального страхового рынка.    Законодательство о страховании имеет комплексный характер и может быть выделено в качестве отдельной комплексной отрасли законодательства, включающей в себя законы, регулирующие страховую деятельность, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и инструкции, издаваемые в пределах своей компетенции федеральными органами по надзору за страховой деятельностью.    Как институт гражданского права страхование регулируется нормами только ГК Российской Федерации и ряда других специальных законов. Но сама страховая деятельность как вид хозяйственной деятельности, основывающейся на массиве частноправовых и публично-правовых отношений, регулируется целым комплексом различных нормативно-правовых актов, начиная от закона и заканчивая приказами и инструкциями федерального органа по надзору за страховой деятельностью. Сюда же следовало бы отнести и локальные, внутрифирменные акты, действующие только в пределах и на территории конкретного юридического лица.   

  • Государственный надзор за страховой деятельностью осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав; и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
  • Система государственного надзора за страховой  деятельностью должна предполагать:  1) организацию основ страхового надзора в РФ, в первую очередь путем создания специальных органов по надзору за страховой деятельностью на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ;  2) создание нормативных актов надзора за страховой деятельностью, выработку единых методических принципов организации и осуществления страхового дела;  3) определение специальных требований к страховым организациям, установление лицензирования и сертификации страховой деятельности; 

4)установление единых квалификационных требований к руководителям и специалистам страховых организаций, сюрвейерам, аварийным комиссарам и т. п.

    Государственный надзор за страховой  деятельностью на территории Российской Федерации осуществляется федеральным  органом исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью, действующим  на основании Положения, утверждаемою Правительством Российской Федерации.   

Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью была создана для осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о страховании, регулирования единого страхового рынка в РФ на основе установления общих требований по лицензированию и. ведению государственного реестра страховых организаций, контроля' за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков,, учета и отчетности, методологии страхования, межотраслевой и межрегиональной координации по вопросам страхования.

  1. Основными функциями федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью  являются:  1) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;  2) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;  3) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;  4) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности страховой деятельности;  5) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности отнесенным законодательством к компетенции федерального органа исполнительной власти по надзору страховой деятельностью; 
  2. 6) обобщение практики страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства РФ о страховании.
  3. Федеральный орган исполнительной власти по надзору  за страховой деятельностью для  выполнения возложенных на него функций  вправе:  1) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положен» получать необходимую для выполнения возложенных на него функций информацию от организаций, в том числе банков, а также граждан;  2) производить проверки соблюдения страховщиками законодательства РФ о страховании и достоверности представляемой и» отчетности;  3) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства давать им предписания по их устранению, а в случае выполнения предписаний приостанавливать или ограничивать действие лицензий этих страховщиков до устранения выявленных нapyшений либо принимать решения об отзыве лицензий; 
  4. 4) обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации страховщика в случае неоднократного нарушения последним законодательства РФ, а также о ликвидации организаций, осуществляющие страхование без лицензий.

    Территориальные органы страхового надзора.

Правительств РФ по предложению федерального органа исполнительной власти надзору  за страховой деятельностью, согласованному с заинтересованными органами государственной  власти, созданы территориальные  органы страхового надзора в целях  соблюдения требований законодательства РФ по вопросам страхования и создания условий для эффективного развития страховых услуг, а также защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства. Территориальные  органы страхового надзора осуществляют непосредственный надзор за страховой  деятельностью в субъектах РФ, для чего они наделены правом проводить  проверки достоверности представляемой страховыми организациями отчетности и соблюдения страхового законодательства, получать от страховщиков установленную  отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на них функций информацию от организаций, в том числе банков, а также от граждан.   

Читайте также:  Признание добросовестным приобретателем автомобиля - судебная практика, заявление

Территориальные органы страхового надзора осуществляют свою? деятельность под руководством федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, а по вопросам, входящим в компетенцию республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Санкт-Петербурга,— во взаимодействии с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. 

  • На  территориальные органы страхового надзора возложены следующие  функции:  а) обеспечивать контроль за соблюдением требований законодательства РФ о страховании;  б) осуществлять контроль за исполнением страховщиками нормативных актов Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, связанных с проведением страховой деятельности;  в) осуществлять контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;  г) осуществлять контроль за соблюдением установленных Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью правил формирования и размещения страховых резервов;  д) обобщать практику работы страховщиков, страховых посредников и других участников страхового рынка и представлять в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью предложения по совершенствованию практики надзора за страховой деятельностью и законодательства о страховании;  е) рассматривать заявления и жалобы физических и юридических лиц по вопросам, связанным с нарушением законодательства РФ о страховании; 
  • ж) представлять в установленном порядке бухгалтерскую, статистическую и иную предусмотренную законодательством отчетность о своей деятельности.
  • Территориальные органы страхового надзора имеют  право:  а) проводить у страховщиков проверку достоверности представляемой отчетности и соблюдения ими законодательства о страховании;  б) получать от страховщиков установленную отчетность о страховой деятельности, информацию об их финансовом положении, получать необходимую для выполнения возложенных на нее функций информацию от учреждений и организаций, в том числе банков, а также от граждан;  в) при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства РФ о страховании принимать меры по их устранению: 
  • г) вносить в федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью представления о приостановлении либо ограничении действия, либо об отзыве лицензии.

Пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке является одним: из средств государственного регулирования  страховой деятельности. Предупреждение, ограничение и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке обеспечивается Федеральной антимонопольной службой (в дальнейшем— ФАС).

  1. Защита  добросовестной конкуренции на страховом  рынке и пресечение монополистической  деятельности должны протекать в  рамках единого, регулируемого государством, процесса, предполагающего следующие  формы:  пресечение злоупотребления страховыми организациями доминирующим положением;  определение на конкурсной основе тех страховых организаций, которые будут привлекаться к проведению страховых программ с использованием государственных средств;  запрещение действий государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, ограничивающих конкуренцию;  осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг;  контроль за созданием объединений страховых организаций, а также соглашениями и согласованными действиями страховых организаций; 
  2. пресечение установления необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги.

Союзы, ассоциации и иные объединения  страховщиков для государственной  регистрации в органах страхового надзора должны получить согласие антимонопольного органа в случае, если все участники  объединения страховщиков зарегистрированы в одном административно-территориальном  образовании. Это согласие на регистрацию  объединения страховщиков получают в соответствующем территориальном  управлении антимонопольного органа России. 

  Лицензирование страховой деятельности. Лицензия, предоставляющая право заниматься страховой деятельностью на территорию: Российской Федерации, может быть выдана только юридическому лицу, так как физические лица не вправе заниматься страховой деятельностью.    Страховой деятельностью, подлежащей лицензированию, считается деятельность страховых организаций и обществ взаимного страхования (страховщиков), связанная с формированием специальные денежных фондов (страховых резервов), необходимых для предстоящих страховых выплат.    Лицензии выдаются на осуществление добровольного и обязательного личного страхования, имущественного страхования и страхования ответственности. Если предметом деятельности страховщика является исключительно перестрахование, то лицензия выдается на осуществление перестрахования. При этом в лицензиях указываются конкретные виды страхования, которые страховщик вправе осуществлять.    Не требует получения лицензии деятельность, связанная с оценкой страховых рисков, определением размера ущерба, размера страховых выплат, иная консультационная и исследовательская деятельность в области страхования.    Лицензирование страховой деятельности осуществляется федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, который выдает страховщикам лицензии на осуществление страховой деятельности, ведет единый Государственный реестр страховщиков и объединений страховщиков, а также реестр страховых брокеров, разрабатывает нормативные и методические документы по вопросам страховой деятельности, отнесенные Законом о страховании к его компетенции.    Лицензия на проведение страховой деятельности является документом, удостоверяющим право ее владельца на проведение страховой деятельности на территории РФ при соблюдении им условий и требований, оговоренных при выдаче лицензии.    Лицензии на осуществление страховой деятельности выдаются страховщикам (отдельно выделяется категория страховщиков, предметом деятельности которых является исключительно перестрахование) для осуществления страховой деятельности только на определенной территории, заявленной страховщиком.    Поскольку в соответствии со ст. 30 Закона надзор за страховой деятельностью на территории РФ осуществляется федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами, то к компетенции этих органов относятся: дача предписаний, ограничение действия лицензии, приостановление действия лицензии и отзыв лицензии на осуществление страховой деятельности.    Предписание — это письменное распоряжение, обязывающее страховщика в установленный срок устранить выявленные нарушения.    Предписания выдаются федеральными органами по надзору за страховой деятельностью и их территориальными органами при выявлении нарушений страховщиками требований законодательства страховании.    В том случае, если предписание не выполняется в установленный им срок, органы по надзору за страховой деятельностью имеют право ограничить или приостановить действие лицензии страховщика до устранения им выявленных нарушений либо принять решение об отзыве лицензии.    Ограничение действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по отдельным видам страховой деятельности (или видам страхования) или на определенной территории.    Приостановление действия лицензии означает запрет до устранения нарушений, установленных в деятельности страховщика, заключать новые договоры страхования и продлевать действующие по всем видам страховой деятельности (или видам страхования), на которые выдана лицензия. При этом по ранее заключенным договорам страховщик выполняет принятые обязательства до истечения срока их действия.    Отзыв лицензии означает запрет на осуществление страховой деятельности, за исключением выполнения обязательств, принятых по действующим договорам страхования. При этом средства страховых резервов могут быть использованы страховщиком исключительно для выполнения обязательств по договорам страхования.   

Косаренко Николай Николаевич,  кандидат юридических наук, доцент МосГУ

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_103/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-strahovaniya/317757.2426187.page1.html

Государственное регулирование обязательного социального страхования — Правильное течение

С переходом от государственной экономики советского образца к рынку объективно встала проблема роли государства в новых социально-экономических условиях. Так необходимо ли вмешательство государства в сферу социального страхования в условиях рынка и в каких формах?

Необходимость государственного регулирования социального страхования

По своей природы система социального страхования является самоуправляемой и самодостаточной. Однако это не означает, что она полностью автономна и независима от государства.

В любом индустриально развитом обществе государство выполняет определенные управленческие функции. Степень вмешательства государства в деятельность системы социального страхования в разных странах разная.

Обычно характер отношений государства с системой социального страхования характеризуется как государственное регулирование (воздействие, вмешательство). Но как бы оно ни называлось, суть в том, что эти отношения представляют собой определенный вид управленческих отношений.

Такое регулирование не является чем-то произвольным, случайным, а необходимым. Необходимость эта обусловливается рядом объективных обстоятельств.

Во-1, из-за потребности обеспечения сочетания частных, групповых интересов и интересов общества в целом. Ведь институт социального страхования представляет определенные групповые интересы, которые, естественно, далеко не всегда совпадают с интересами других слоев населения и общества в целом.

Возьмем, например, проблему размера выплат страховых пособий. Государство устанавливает и гарантирует их обязательный минимальный уровень.

Если это отдать полностью в ведение страховых фондов, то здесь могут возникнуть серьезные нарушения, связанные с их финансовым положением, приоритетами в расходовании средств, с собственными интересами и т.д.

Обеспечение сочетания интересов групповых и всего общества в этом случае должно достигаться не прямым государственным управлением, а путем установления регулируемых государством норм.

И тогда государственное регулирование выступает как форма разрешения одного из глубинных противоречий рыночной экономики – противоречия между интересами частными, групповыми и интересами всего общества в сфере социального страхования. Но целью такого регулирования является не ограничение самоорганизации и самоуправления системы, а ее дополнение в тех случаях, когда оказывается, что система социального страхования не в состоянии преодолеть внутренние противоречия рыночной экономики.

Во-2, необходимость государственного регулирования обусловливаются еще и тем, что сама система социального страхования не в состоянии преодолеть и свои отдельные внутренние противоречия, например, противоречие, возникающее из желания работодателей поменьше платить взносов, или уклониться от их уплаты вообще и при этом, чтобы расходы по страховым выплатам их работникам несли другие. В этом случае государственное регулирование выступает как форма разрешения данного противоречия, что позволяет реализовать интерес каждого участника страхового процесса: застрахованные получают материальное обеспечение, необходимое для воспроизводства их рабочей силы при наступлении страхового случая, а работодатели обеспечивают себя дееспособной рабочей силой, не допуская ее деградации. Но вместе с тем поведение их противоречиво. Если взять работодателей в целом, то, конечно, все они вместе заинтересованы в обеспечении нормального воспроизводства рабочей силы, здесь их интересы совпадают. Что же касается каждого отдельного работодателя, то капитал не был бы капиталом, если бы не стремился к максимальной прибыли за счет уменьшения затрат на рабочую силу, не исключая и уклонение от уплаты страховых взносов, и получение всеми правдами и неправдами льгот по выплате взносов.

Широкое распространение получила практика использования различных скрытых форм оплаты труда, чтобы минимизировать уплату налогов, страховых взносов. Без последовательного и жесткого воздействия государства на работодателей сама система социального страхования это противоречие снять не в состоянии.

Только при таком подходе солидарная форма покрытия страховых расходов в состоянии снять угрозу материальных потерь застрахованными при наступлении страховых случаев на неблагоприятных предприятиях и организациях, или при их банкротстве, а следовательно, отсутствии средств на уплату страховых взносов.

Читайте также:  Банковское страхование - что это, покрываемые риски, субъекты и объекты

Разрешение противоречий страховой формы социальной защиты достигается путем целенаправленных действий государства по обеспечению обязательного финансового покрытия страховых рисков на необходимом уровне.

Именно в такой форме находит разрешение противоречие между общими и частными интересами работодателей, т.е. находит разрешение одно из реальных противоречий страховой формы социальной защиты населения.

Вместе с тем государство, как выразитель общих интересов, обеспечивает разрешение и другого внутреннего противоречия социального страхования.

Массовый и постоянный характер социальных и профессиональных рисков, воспроизводимых рыночной экономикой, предопределяет необходимость осуществления всеобщего и обязательного социального страхования как наемных работников, так и других слоев населения.

В противном случае это привело бы к тому, что его значительная часть оказалась бы социально незащищенной от этих рисков при наступлении страховых случаев. Но вместе с тем осуществление всеобщего социального страхования предполагает преодоление следующего внутреннего противоречия.

С одной стороны, должен быть обеспечен всеобщий охват страхованием всего населения, а с другой – имеют место определенные социальные и экономические факторы, препятствующие этому.

Прежде всего, реализация одного из основополагающих принципов рыночной экономики – принципа личной ответственности человека за обеспечение условий своей жизни – предполагает участие каждого застрахованного в уплате страховых взносов.

В то же время текущие экономические интересы и потребности застрахованных могут вызвать стремление уклониться от уплаты страховых взносов отдельными индивидуумами. Конечно, неплательщиков в этом случае можно было бы вывести из системы страхования, но тогда нарушается «всеобщность» страхования. Нельзя не учитывать и другие обстоятельства.

Так, хотя по своему экономическому содержанию страховые взносы и составляют часть необходимого продукта, но на поверхности они выступают как «вычеты» из зарплаты, и в сознании застрахованных отождествляются с дополнительной налоговой нагрузкой.

И, наконец, многие индивиды склонны недооценивать опасность рисков и проявляют беспечность в отношении своей социальной безопасности.

Система социального страхования сама преодолеть это противоречие не может. Разрешение данного противоречия возможно только с помощью государства через установление всеобщего и обязательного страхования.

Система государственного регулирования развития социального страхования включает в себя и обеспечение сбалансированности взаимодействия всех ее структурных элементов с позиции интересов всего общества. Это относится и к определению общей страховой нагрузки на работодателей, и к установлению размера страховых тарифов для отдельных направлений социального страхования и т.д.

Все это дает основание сделать следующие выводы.

Государственное регулирование социального страхования представляет собой особую форму управленческих отношений, реализующихся через различные действия государства (законодательные, контролирующие, экономические, организационные) в социальной сфере.

Их качественная определенность характеризуется тем, что, во-первых, они обеспечивают сочетание групповых интересов и интересов общества в целом при страховой форме социальной защиты; во-вторых, они являются формой движения и разрешения определенных внутренних противоречий самого социального страхования, с которыми оно справиться самостоятельно, без государственного вмешательства, не может; в-третьих, эти отношения не являются чужеродными в рыночной модели социальной защиты, а составляют ее неотъемлемую часть. Поэтому, несмотря на статус социального страхования как самоорганизующейся и самоуправляемой общественной структуры, государственное регулирование социального страхования не только правомерно, но и необходимо. Более того, эффективная социальная защита населения без основной регулирующей роли государства невозможна. Но каковы масштабы этого регулирования? Каковы его формы и методы? На разных этапах социально-экономического развития страны они должны быть различны, как должны и различаться по странам.

Сущность государственного регулирования ОСС и его формы в современной России

Государственное регулирование характеризуется как особый вид управления. Но такое понимание носит слишком общий характер. Оно не отражает специфические сущностные свойства и качества государственного регулирования социального страхования. И поэтому не может быть признано исчерпывающим.

Государственное регулирование и непосредственное государственное управление – вещи разные. Правильно и то, что это особая форма государственного управления, представляющая собой систему организационных, юридических и экономических отношений, обеспечивающих социальную безопасность населения.

  • Но эти определения недостаточны, ибо в них отражена лишь структура отношений регулирования, но не раскрыта их сущность, специфика.
  • Для выявления сущности государственного регулирования обязательного социального страхования необходимо исходить из следующих положений.
  1. Социальное страхование находится во взаимосвязи и взаимодействии с различными социально-экономическими структурами общества.  В систему общественных отношений вплетены отношения социального страхования с государством, с ассоциациями, объединениями работодателей, работников, с профсоюзами, с финансовыми, налоговыми и другими структурами. Особое место в системе этих отношений занимают отношения с государством. Характер их определяется сущностью, особенностью и ролью социального страхования в обществе. В этой связи принципиальное значение имеет методологическое положение, что в социально-ориентированной рыночной экономике государственное регулирование – явление объективное.
  2. Анализ сущности (природы) этого социально-экономического явления (госрегулирование) предполагает рассмотрение следующих вопросов:
  1. Характер и особенности отношений, выражаемых данной категорией и придающих ему качественную определенность, обуславливающих его отличия от других социально-экономических категорий и отношений.
  2. Формой разрешения и движения каких внутренних противоречий самого социального страхования является его государственное регулирование?
  3. Государственное регулирование ОСС представляет собой управление специфической системой экономических отношений – отношений страховой формы социальной защиты населения. Для нее характерны:

А) негосударственный характер, т.е. она носит публично-правовой статус;

Б) ее экономическую основу составляет индивидуально-групповая собственность самих застрахованных;

В) она опирается на собственную финансовую базу, формируемую вне государственного бюджета, соответствующие организационные структуры, не находящиеся в прямом управлении органов государственной власти.

Следовательно, по своей природе эта система самоуправляемая и самодостаточная. Поэтому государственное регулирование ОСС является системой организационных, экономических и правовых отношений по управлению особым самодостаточным и самоуправляющимся социальным институтом. Система этих отношений неизбежно принимает форму сочетания косвенного государственного управления и самоуправления.

В отношении тех противоречий ОСС, которые разрешает государственное регулирование, то ранее они уже были рассмотрены.

Особый вопрос – о формах государственного регулирования ОСС сегодня.

Процесс формирования рыночной модели ОСС еще не закончен. Данное обстоятельство откладывает свой отпечаток на характер регулирования этой системы. Сформировавшаяся в процессе рыночных реформ система социального страхования находится в состоянии трансформации. В силу этого обстоятельства и существует необходимость в активной роли государства в прямом управлении ее развитием.

Нельзя сбрасывать со счетов устоявшиеся за годы советской власти стереотипы мышления, связанные с надежностью и эффективностью только прямого государственного управления социальной сферой. Отражением этого являются постоянные попытки вернуться к огосударствлению социального страхования.

Живучесть таких представлений составляет ту почву, на которой произрастают идеи прямого государственного управления социальным страхованием и этим тормозится становление рыночной модели государственного регулирования социальным страхованием.

Другой характерной особенностью действующей системы государственного регулирования развития социального страхования является то, что прямое государственное управление приобрело гипертрофированные масштабы.

Проявляется это по разным направлениям, но первооснову такого положения составляет законодательное закрепление статуса государственной собственности на средства внебюджетных страховых фондов, а за самими фондами – статуса «государственных фондов социального страхования». Это явно противоречит его сущности.

Ведь по своей природе страховые средства представляют собой индивидуально-групповую собственность застрахованных и уже в силу этого не должны находиться в полном распоряжении государства.

  • Гипертрофированная роль государства в системе социального страхования проявляется и в финансовой сфере. Связано это по меньшей мере с двумя обстоятельствами:
  • А) с огромной зависимостью социального страхования от бюджетной системы;
  • Б) возможностью изъятия государством страховых средств на свои нужды.

В соответствии с действующим законодательством государство обязано вносить средства на выплату социальных пенсий, пенсий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражданам, расходы на повышение пенсий участникам ВОВ и вдовам военнослужащим, погибших в ВОВ и на другие виды пенсий (в бюджете пенсионного фонда на 2006 г.

они составляют около 6% расходов на выплату трудовых пенсий, выплату пособий гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на ЧАЭС, взносы в фонд обязательного медицинского страхования за неработающее население и т.д.).

С учетом же средств федерального бюджета, выделяемых на выплату базовой пенсии, передаваемых на покрытие дефицита бюджета ПФР, общая величина госбюджетных средств составит 54% от всех доходов фонда.

При такой финансовой зависимости системы социального страхования от государства, любая нехватка средств в государственном бюджете неизбежно ведет к ее дестабилизации, невыплате пенсий и пособий. Именно хроническая задолженность государства перед страховыми фондами провоцировала не раз кризис в социальной защите населения (невыплата пенсий, детских пособий).

В отношении действующих всех фондов социального страхования (ПФ, ФОМС, ФСС) законом определено, что они являются самостоятельными кредитно-финансовыми учреждениями, имеющими свои бюджеты, отдельные от госбюджета.

Это создает противовес попыткам государства изъять страховые средства на покрытие своих нужд.

В реальной практике, к сожалению, такие изъятия имеют место как со стороны федерального правительства, так и со стороны органов власти субъектов федерации.

Следующая особенность государственного регулирования развития социального страхования состоит в том, что оно представляет совмещение функций и полномочий Центра и субъектов федерации по управлению социальной сферой вообще, страховой формой социальной защиты населения, в частности. Основа такого совмещения связана со становлением в России федеративной формы государственности. Переход от унитарного к федеративному устройству государства, естественно, вызвал изменение баланса прав и обязанностей федерального центра и регионов в обеспечении социальной защиты населения. Регионам делегируются полномочия, властные функции, что позволит повысить уровень и качество социальной защиты населения. Происходит разграничение сфер деятельности между федеральными и региональными органами.

  1. Действующая система регулирования развития социального страхования
  2. Особое место в действующей системе государственного регулирования развития социального страхования занимают правовые нормы.
  3. Через законы государство, с одной стороны, регламентирует их деятельность, а с другой – выступает гарантом соблюдения установленных правил.
  4. Государство определяет объем деятельности фондов социального страхования, рамки их компетенции и задачи в соответствующих законах.

Самостоятельность и свобода действия страховых организаций имеет существенные ограничения. Сами страховые фонды не имеют право принятия решений о повышении выплат страховых пособий. Также при действующей системе государственного регулирования развития социального страхования государство осуществляет прямое финансирование части расходов страховых фондов.

Еще один метод управления социальной защитой населения – разработка и реализация государственных федеральных и региональных социальных программ. Они могут разрабатываться как самостоятельные, либо в виде разделов общероссийских или региональных программ социально-экономического развития. (Пенсионная реформа).

Источник: https://rlg42.ru/2342

Ссылка на основную публикацию