Диспансерное наблюдение детей — что оно включает и в чем его особенности

Всю беременность будущая мама чутко прислушивается к собственным ощущениям и поведению пузожителя, а если вдруг что-то идет не так, безумно переживает.

Вот, наконец, долгожданные роды! Казалось бы, теперь все позади. Но это далеко не так: все только начинается. Ведь организм крохи на первом году жизни очень хрупок, поэтому необходимо следить за его здоровьем, правильным физическим и психическим развитием, а также многим другим. Однако это невозможно без плановых врачебных профилактических осмотров.

Что ж, давайте поговорим о том, какие специалисты должны осматривать малыша, какие исследования необходимо пройти и в каком возрасте, а главное — с какой целью.

Как проводится диспансеризация ребенка до года?

Первый год жизни — ответственный период. Поэтому профилактические осмотры и назначение необходимого объема исследований начинаются с момента рождения малыша и проводятся регулярно, пока ему не исполнится год.

 В родильном доме

Диспансерное наблюдение детей - что оно включает и в чем его особенности

Ребенок находится под тщательным наблюдением:

  • с момента рождения и далее его ежедневно осматривает врач-неонатолог
  • дважды в день взвешивает детская медицинская сестра
  • проводят необходимые исследования: показатели крови (гемоглобин, лейкоциты и пр.) и скрининг-тест на выявление наследственной патологии (фенилкетонурия, врожденный гипотиреоз, галактоземия, муковисцидоз и адреногенитальный синдром)

Цели этих мероприятий:

  • наблюдение за периодом адаптации новорожденного к внеутробным условиям жизни
  • исключение врожденной или наследственной патологии
  • в случае необходимости — назначение своевременного лечения
  • Если в результате наблюдения и проведения необходимых исследований установлено, что ни вам, ни малышу ничего не угрожает, то на 3-5 сутки вас выписывают домой.
  • Далее диспансерное наблюдение за малышом до года осуществляется в соответствии с утвержденными стандартами и в установленном порядке.
  • После выписки из роддома

Оставшись с крохой один на один у вас, наверняка, появится масса вопросов. Чтобы на них ответить и не пропустить изменения в общем самочувствии ребенка, на протяжении его первого месяца жизни осуществляется патронаж на дому врачом-педиатром и участковой медицинской сестрой.

Для обеспечения своевременных визитов создана специальная система: в день выписки сведения о вас передаются на участок по месту фактического проживания. И врач с медсестрой посетят вас с малышом дома на первый, второй, десятый и двадцатый день после выписки из роддома.

Цели визитов:

  • оценка общего состояния малыша и определение группы его здоровья
  • советы по гигиеническому уходуза ребенком, проведения закаливающих процедур и пр.

·        беседа с вами о преимуществах грудного вскармливания

·        при необходимости — назначение своевременного лечения

Во время посещений не стесняйтесь: задавайте вопросы, уточняйте, советуйтесь, рассказывайте о проблемах. Ведь когда врач уйдет, вы опять останетесь с малышом один на один с массой сомнений и большой неуверенностью.

На последнем патронаже вас обязательно пригласят на осмотр в поликлинику, укажут сроки посещения, время и день приема грудничков. Такая предосторожность необходима для предотвращения контакта вашего крохи с больными детьми.

Первый месяц

  1. Во время первого визита в поликлинику малютку осмотрит педиатр, невропатолог, офтальмолог (окулист), ортопед и хирург.

  2. На приеме у педиатра
  3. Вы узнаете, как изменился ваш малыш с момента рождения: какой набрал вес и как изменился его рост, насколько выросла голова и грудная клетка, какими стали размеры большого родничка.

  4. Педиатр осмотрит кожные покровы ребенка, оценит его психическое и физическое состояние, даст советы по грудному вскармливанию, выявит группу риска и определит группу здоровья.

  5. Врач проведет аудиологический скрининг (проверка слуха), что очень важно, поскольку это поможет исключить врожденную глухоту.
  6. Кроме того, педиатр направит на консультацию к другим специалистам, назначит анализ мочи и крови, а также дополнительные исследования (УЗИ внутренних органов).

  7. На приеме у невропатолога

Врач обследует рефлексы и мышечный тонус у ребенка, определит соответствие его психического развития возрасту и способность удерживать головку. Невропатолог исследует состояние большого и малого родничка, черепных швов. На основании данных осмотра врач иногда рекомендует пройти нейросонографию (УЗИ головного мозга).

  • На приеме у ортопеда или хирурга (иногда эти специальности совмещаются).
  • Врач осмотрит малыша на наличие грыж (пупочной и паховой), кривошеи, врожденную косолапость, недоразвитие (дисплазию) тазобедренных суставов, аномалий развития скелета.
  • Если ваш малыш мужского пола, доктор его исследует на крипторхизм (неопущение яичка в мошонку), гипоспадию (аномалия мочеиспускательного канала, а иногда и самого пениса), водянку яичка.
  • Далее хирург или ортопед назначит УЗИ тазобедренных суставов.
  • На приеме у офтальмолога

У крохи в первую очередь проверят проходимость слезных каналов, так как врожденная их непроходимость встречается довольно часто, проявляясь слезотечением и покраснением наружной оболочки глаза (конъюнктивы). Кроме того, офтальмолог проверит остроту зрения и глазное дно у малыша.

Такое комплексное обследование ребенка на первом месяце жизни вполне оправдывает себя, поскольку позволяет на раннем этапе выявить наличие патологий (врожденных, наследственных или приобретенных) и при необходимости назначить своевременное лечение.

Второй месяц

Диспансерное наблюдение детей - что оно включает и в чем его особенности

Вы с ребенком посетите только педиатра. Далее визиты к нему станут ежемесячными. Во время них будут проводиться все необходимые измерения (вес, рост, окружность головы и груди и другие).

Врач из месяца в месяц будет:

  • наблюдать, как ваш малыш развивается физически и психически
  • видеть, какие навыки он приобретает
  • давать советы по питанию, массажу, гимнастике и упражнениям
  • при необходимости назначать исследования и своевременное лечение

 Вы же во время этих посещений сможете получить ответы на все интересующие вопросы.

Третий месяц

Педиатр оценивает психическое, физическое и моторное развитие ребенка. Кроме того, врач назначает анализ крови и мочи. Цели такого обследования — исключение анемии и заболеваний.

Третий месяц — период интенсивного развития малыша и изменения тонуса мышц, поэтому кроху должен осмотреть невропатолог. Цели — выявить возможные двигательные нарушения и отклонения в нервно-психическом развитии ребенка.

Шестой месяц

Это своеобразный рубеж. Малыш к этому возрасту уже подрос и многое умеет. Однако бывают ситуации, когда он немного отстает от своих сверстников, поэтому его должны осмотреть педиатр и при необходимости невропатолог. Цели — вовремя выявить патологию, назначить лечение и дать рекомендации по массажу, гимнастике, упражнениям и пр.

Седьмой и восьмой месяц

Вы с малышом ежемесячно наносите визиты только к педиатру.

Девятый месяц

Для оценки общего физического и психического развития ребенка осматривает педиатр, который назначит еще анализ крови и мочи.

В девять месяцев маленький человечек хорошо сидит, активно ползает, поэтому его должен обследовать хирург или ортопед. Цель — убедиться, что костно-мышечная система малыша формируется правильно.

У крохи к этому возрасту прорезаются некоторые зубки, поэтому для исключения врожденных аномалий и отсутствия зачатков зубов его осматривает стоматолог.

Десятый и одиннадцатый месяц

Раз в месяц вы с ребенком посещаете только педиатра.

Двенадцатый месяц

Диспансерное наблюдение детей - что оно включает и в чем его особенности

Итак, малышу исполнился год, и у него наступил первый день рождения. Разумеется, это повод для праздника. Однако в радостной суете не забудьте о делах, поскольку предстоит нанести визит в поликлинику и пройти комплексный медицинский осмотр.

Малыша должны осмотреть педиатр, невропатолог, хирург или ортопед, офтальмолог, отоларинголог (ЛОР), стоматолог.

Педиатр осмотрит ребенка и проведет все необходимые измерения (рост, вес, окружность головы малыша и пр.), оценит его моторное, физическое и психическое развитие. Кроме того, врач выпишет направленияна анализ крови и мочи, электрокардиографию сердца, УЗИ внутренних органов.

  1. Хирург или ортопед проверит правильность формирования стопы и костно-мышечной системы, выпишет направление на УЗИ тазобедренных суставов.
  2. Невропатолог оценит неврологический статус, психическое и речевое развитие ребенка.
  3. Офтальмолог проверит остроту зрения, выявит ранее незамеченные врожденные заболевания и скрыто протекающие воспалительные процессы в случае их наличия.

Отоларинголог проверит уши, горло и нос. При необходимости промоет и обработает миндалины, носоглотку и уши.

Стоматолог выявит возможные стоматологические заболевания (кариес) и некоторые детские привычки. Кроме того, врач даст рекомендации по гигиене полости рта.

Вот, пожалуй, и все, что можно было рассказать об алгоритме диспансерного наблюдения за ребенком до года. Однако возможны и отклонения от него.

Например, если ребенок родился недоношенным, имеет заболевания или врожденную патологию. В этих случаях он нуждается в индивидуальном плане наблюдения. Поэтому назначаются дополнительные исследования, и рекомендуется осмотр большего количества специалистов.

Кроме того, иногда на уровне регионов в медицинских учреждениях издаются приказы, в которых перечень специалистов и объем исследований может быть немного шире. Такой подход обусловлен местными климатическими факторами, преобладанием тех или иных патологий в общей структуре заболеваний и другими причинами.

  • Однако каков бы ни был график медицинских осмотров, вы должны придерживаться его, поскольку он составлен так, чтобы своевременно выявить заболевания у малыша.
  • Ведь ваша главная задача — сохранение здоровья своего крохи.
  • Автор: Корецкая Валентина Петровна, педиатр,
  • врач-ординатор детского отделения

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/forone/7004-dispansernoe-nablyudenie-rebenok-do-goda.html

Диспансерное наблюдение за детьми с заболеваниями ССС

Процедура диспансерного приема состоит из нескольких этапов, результаты которых в обязательном порядке вносятся в медицинскую карту пациента и в дальнейшем являются главными показателями к назначению какого-либо лечения или профилактических мероприятий. Итак, процедура состоит из следующих этапов:

  1. Предварительный осмотр пациента и анализ его жалоб, если таковые имеются.
  2. Назначение, прохождение и оценка специалистом полученных результатов лабораторных анализов, инструментального исследования.
  3. Постановка диагноза.
  4. Определение порядка лечения, реабилитации и оздоровительных мероприятий.
  5. Профилактическая консультация пациента и его представителя (родителя, опекуна и т. д.) по поводу мер предосторожности во избежание осложнений недуга, а также последовательности действий в экстренных ситуациях.

Проводят диспансерное наблюдение сотрудники того медучреждения, в пределах которого ребенку предоставляется первичная медико-санитарная помощь, врачи-педиатры, профильные доктора, фельдшеры ФАП. Вся информация о состоянии здоровья пациента по итогам обследования должна быть предоставлена ему самому, а также его родителю или другому законному представителю.

Для осуществления диспансерного наблюдения за детьми с наличием хронических заболеваний и патологий всех пациентов разграничивают на отдельные категории. Частота плановых медицинских осмотров зависит от принадлежности к одной из них. Выделяют следующие группы здоровья несовершеннолетних:

  • Группа І – дети, физически и психически здоровые;
  • Группа ІІ – несовершеннолетние, не имеющие заболеваний хронического характера, но с функциональными нарушениями в организме, являющиеся носителями возбудителей недугов, а также перенесшие тяжелые или средние по тяжести болезни инфекционной природы;
  • Группа ІІІ – дети, которые имеют хронические недуги, пребывающие в стадии ремиссии и склонные к нечастым обострениям;
  • Группа IV – несовершеннолетние, у которых имеются хронические заболевания в активной стадии, а также ремиссии, но со склонностью к частым обострениям;
  • Группа V – дети с хроническими недугами тяжелого характера, которые находятся всегда в активной стадии, отличаются постоянными осложнениями и редкой клинической ремиссией.

Представители группы І должны проходить регулярные комплексные медобследования в те сроки, которые указаны в нормативных положениях рассмотренных выше правовых актов в зависимости от возраста. Состояние здоровья детей, принадлежащих к группе ІІ, контролируется врачами-педиатрами ежегодно.

ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С

ВЕГЕТОСОСУДИСТОЙ ДИСТОНИЕЙ (ВСД).

ВЕГЕТОСОСУДИСТАЯ ДИСТОНИЯ (ВСД) — НАИБОЛЕЕ ЧАСТАЯ ПАТОЛОГИЯ У ДЕТЕЙ. ЭТО ЗАБОЛЕВАНИЕ ВСТРЕЧАЮТ У

20-25% ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. ВСД НЕ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ НОЗОЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА, А СИНДРОМ,

  • ВОЗНИКАЮЩИЙ ПРИ МНОГИХ ВИДАХ ПАТОЛОГИИ. ПОЭТОМУ ПРИ ФОРМУЛИРОВАНИИ ДИАГНОЗА ЖЕЛАТЕЛЬНО НА
  • ПЕРВОЕ МЕСТО СТАВИТЬ ПРИЧИНУ ВСД. ВАЖНЕЙШИМ ЭТИОЛОГИЧЕСКИМ И ПРЕДРАСПОЛАГАЮЩИМ ФАКТОРОМ
  • ВСД ЯВЛЯЕТСЯ НАСЛЕДСТВЕННО-КОНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ, СВЯЗАННОЕ С
  • НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ ОБСТАНОВКОЙ В ДОМЕ, КОНФЛИКТАМИ В ШКОЛЕ, УМСТВЕННЫМ ПЕРЕУТОМЛЕНИЕМ МОЖЕТ

ПОСЛУЖИТЬ ПРИЧИНОЙ РАЗВИТИЯ ВСД У ДЕТЕЙ.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРЕВАЛИРОВАНИЯ АКТИВНОСТИ ОДНОГО ИЗ ОТДЕЛОВ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

РАЗЛИЧАЮТ СИМПАТИКОТОНИЧЕСКУЮ, ВАГОТО-НИЧЕСКУЮ И СМЕШАННУЮ ФОРМЫ ВСД.

Противорецидивное лечение 2 раза в год в течение 1-1,5 мес. Лечение включает медикаментозные и немедикаментозные мероприятия.

Большое значение имеют нормализация труда и отдыха, занятия физкультурой. Нередко детей с ВСД необоснованно освобождают от занятий физкультурой. Определенное значение имеет питание, не переедать, ограничить соль, жир, крепкий чай, кофе, острые продукты

  1. (перец, горчица, копчености) Показана физиотерапия: ультразвук,
  2. элект-росон, аппликации парафина на шейно-воротниковую область,

электрофорез лекарственных веществ с кальцием, кофеином,

фенилэфрином, дротаверином на курс 10-12 процедур с повторением

через 1,5-2 мес. Рекомендуется иглорефлексотерапия и все виды

массажа, от общего до точечного, не менее 3 курсов в год. Хороший

  • эффект дают водные процедуры: плавание, душ Шарко, контрастный,
  • веерный и циркулярный душ, хвойные и солено-хвойные ванны
  • • В ЛЕЧЕНИИ ВСД ШИРОКО ИСПОЛЬЗУЕТСЯ
  • ФИТОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДУЮТ СЕДАТИВНЫЕ ТРАВЫ

(ВАЛЕРИАНА, ПУСТЫРНИК, ПИОН, ХВОЩ, ПОЧЕЧНЫЙ

  1. ЧАЙ); ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ КАРДИАЛЬНОГО
  2. ТИПА (БОЯРЫШНИК, АДОНИС, ШИПОВНИК, КАЛИНА,
  3. РЯБИНА); ТРАВЫ СО СПАЗМОЛИТИЧЕСКИМ
  4. ЭФФЕКТОМ (МЯТА ПЕРЕЧНАЯ, ФЕНХЕЛЬ, ПЕТРУШКА,

УКРОП, БЕРЕЗОВЫЙ ГРИБ, МОРКОВЬ, АЙВА),

ТОНИЗИРУЮЩИЕ ТРАВЫ (НАСТОЙКИ ЖЕНЬШЕНЯ,

ЛЕВЗЕИ, ЗАМАНИХИ, ЭЛЕУТЕРОКОККА, ЛИМОННИКА,

ЗОЛОТОГО КОРНЯ, ПАНТОКРИН). ФИТОТЕРАПИЯ ПРИ

  • ВСЕХ ВИДАХ ВСД НАЗНАЧАЕТСЯ НА СРОК НЕ МЕНЕЕ 46 МЕС С ПЕРЕРЫВАМИ КАЖДЫЕ 1-1,5 МЕС НА 7-10
  • ДНЕЙ. ЧЕРЕЗ 2-3 МЕС ПРИМЕНЕНИЯ ДОЗЫ И
  • КРАТНОСТЬ МОГУТ БЫТЬ СНИЖЕНЫ.
  • ДЕТЯМ С ВАГОТОНИЕЙ НАЗНАЧАЮТ БЕНАКТИЗИН, СИНДОФЕН,

КОФЕТАМИН, ПРЕПАРАТЫ КАЛЬЦИЯ (ГЛИЦЕРОФОСФАТ,

  1. ГЛЮКОНАТ), ВИТАМИНЫ (ПИРИДОК-СИН, ПИРИДОКСАЛЬ,
  2. АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА).
  3. ПРИ СМЕШАННЫХ ФОРМАХ ПРИМЕНЯЮТ МЕПРОБАМАТ,
  4. ФЕНИБУТ, БЕЛЛАТА-МИНАЛ. ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ

МИКРОЦИРКУЛЯЦИИ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ВИНКАМИН, АКТОВЕГИН, ДИПИРИДАМОЛ, ЦИНАРИЗИН.

  • С УЧЕТОМ ПРЕОБЛАДАЮЩЕЙ ТОПИКИ СОСУДИСТОМОЗГОВОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТИ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
  • ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ
  • ПРЕПАРАТОВ. ПРИ НЕБЛАГОПОЛУЧИИ ПОЛУШАРНЫХ
  • ОБРАЗОВАНИЙ НАЗНАЧАЮТ ПИРАЦЕТАМ, АМИНАЛОН,
  • ПИРИДИТОЛ, ВИНПОЦЕТИН, ПРИ ПОРАЖЕНИИ ГИПОТА-ЛАМОГИПОФИЗАРНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ — АЦЕФЕН, ПАНТОГАМ,
  • КЛЕРЕГИЛ, РЕТИ-КУЛО-СТВОЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ —

ЦЕРЕБРОЛИЗИН, ГЛУТАМИНОВАЯ КИСЛОТА. ВСЕ ЭТИ

СРЕДСТВА НАЗНАЧАЮТ ДЛИТЕЛЬНО, 6-12 МЕС,

ПРЕРЫВИСТЫМИ КУРСАМИ ПО 2-4 НЕД.

• ПРОТИВОПОКАЗАНЫ ПРЕПАРАТЫ НООТРОПНОГО

  1. ДЕЙСТВИЯ ПРИ СНИЖЕНИИ ПОРОГА СУДОРОЖНОЙ
  2. ГОТОВНОСТИ НА ЭЭГ. ПРИ СИНДРОМЕ
  3. ВНУТРИЧЕРЕПНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ НАЗНАЧАЮТСЯ
  4. КУРСЫ МОЧЕГОННЫХ ТРАВ (ТОЛОКНЯНКА, МОЖЖЕВЕЛЬНИК, ХВОЯ, ПОЧЕЧНЫЙ ЧАЙ, БРУСНИКА),

АЦЕТАЗОЛАМИД, СПИРОНОЛАКТОН,

  • ГИДРОХЛОРОТИАЗИД.
  • • ЗАНЯТИЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ
  • ГРУППЕ ПОСТОЯННО, ЛФК — ПО ПОКАЗАНИЯМ.

• ДИСПАНСЕРНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 3 ГОДА ПОСЛЕ

  1. ИСЧЕЗНОВЕНИЯ КЛИНИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ
  2. EEIЕТОСОСУДИЕТОЙ ДИСТОНИИ. ГРУППА
  3. ЗДОРОВЬЯ II.

Что это за процедура и в чем ее особенности?

Диспансерным наблюдением за детьми называется осуществление регулярного контроля над здоровьем граждан России, не достигших совершеннолетия, имеющих заболевания хронического характера, функциональные расстройства и тому подобные состояния.

Если в случае диспансеризации регулярным обследованиям подлежат абсолютно все категории детей, то диспансерное наблюдение имеет специфическую направленность – пациенты, уже состоящие на учете с ранее выявленными болезнями. Под регулярное диспансерное наблюдение попадают следующие категории детей:

  • С хроническими недугами неинфекционной природы, а также принадлежащие к группе риска их развития;
  • С хроническими заболеваниями инфекционного типа, а также перенесшие подобные недуги или являющиеся носителями их возбудителей;
  • Пребывающие на восстановительной стадии по результатам терапии острых болезней (включительно с отравлениями, травмами).

Диспансерное наблюдение за несовершеннолетними регламентируется нормами ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан РФ» № 323-ФЗ, принятого Государственной Думой 21 ноября 2011 года. Процедура прописана и в положениях приказа Министерства здравоохранения, зарегистрированного под № 1348н от 21 ноября 2012 года.

Поводы для профилактического вмешательства

Не всегда болезни сердечно-сосудистой системы имеют ярко выраженные проявления. Поэтому важно знать, какие факторы должны стать поводом к обязательному медицинскому обследованию и постановке на диспансерный учет. Профилактическое вмешательство необходимо:

  • Если артериальное давление (АД) достигает уровня 160/95 мм рт. ст. даже в единичных случаях;
  • При индексе массы тела (ИМТ), превышающем показатель 29. Эта величина указывает на наличие избыточного веса, а показатель выше 30 – на ожирение. Расчет можно произвести самостоятельно. Для этого нужно массу тела (в килограммах) разделить на рост в квадрате (в метрах);
  • Если уровень общего холестерина превышает 6,5 ммоль/л, а липопротеины высокой плотности меньше 1,1 ммоль/л;
  • При регулярном выкуривании даже 1 сигареты в сутки;
  • При малоподвижном образе жизни, т. е. двигательная активность составляет менее 10 часов в неделю.

Следует отметить, что чем раньше гражданин, к которому имеет отношение хоть один из факторов, перечисленных выше, встанет на диспансерный учет, то тем больше вероятность того, что благодаря своевременно начатому лечению серьезное заболевание обойдет его стороной.

Источник: https://praviloserdca.ru/opasnye-zabolevaniya/dispansernoe-nablyudenie-detey-serdechnymi-zabolevaniyami

Диспансеризация здоровых детей (стр. 1 из 2)

  • ЕЛАБУЖСКОЕ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ
  • Отделение повышения квалификации медицинских работников
  • РЕФЕРАТ
  • НА ТЕМУ
  1. Диспансеризация здоровых детей
  2. Цикл: Первичная медико-санитарная помощь детям
  3. Елабуга, 2007
  4. СОДЕРЖАНИЕ

1. Диспансеризация здоровых детей…………………………………………..3

2. Комплексная оценка состояния здоровья………………………………….4

3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению детей………………6

  • 4. Итоги всероссийской диспансеризации детей за 2002 год………………11
  • Список использованной литературы…………………………………………13
  • 1. Диспансеризация здоровых детей

Сохранить здоровье легче, чем вернуть его. Об этом забывают некоторые родители, удивленные тем, что кроху, только-только выписанную из роддома, ждет множество медицинских обследований.

Другим же, более бдительным и беспокойным родителям, наоборот, кажется, что малыш не в полной мере охвачен медицинским обслуживанием.

Чтобы родители знали меру в заботах о здоровье своих чад, еще 45 лет назад в нашей стране был введен метод обязательной диспансеризации и определен перечень обследований, который необходимо проводить детям на каждом году их жизни.

Под диспансеризацией понимается такая система активных мероприятий, которая обеспечивает регулярное наблюдение медицинских работников за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, раннее выявление заболеваний и их лечение до полного восстановления функции пораженного органа, оздоровления окружающей среды. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного телесного, душевного и социального благополучия».

Для здоровых детей активная диспансеризация проводится в строго определенные, так называемые декретированные сроки (для больных детей выстраивают график индивидуальной диспансеризации). Декретированными возрастами являются следующие месяцы жизни: 1, 3, 6, 9, 12, 18, 24. Каждая из этих «вех» показательна с точки зрения общефизического, нервно-психического и моторного развития.

А значит, осматривая малыша в эти сроки, врач может вовремя заметить проявление тех или иных патологий. В этом случае назначают лабораторные исследования, разрабатывают план лечебных и профилактических мероприятий.

Диспансеризация — это активное динамическое наблюдение за состоянием здоровья определённого контингента населения (в данном случае — детей) с целью раннего выявления заболеваний.

Метод внедрён в 1961 г. Активная диспансеризация проводится в декретированные (этапные) возраста для здоровых детей и в индивидуальные для больных. Таким образом, ребенок до 1 года должен быть осмотрен педиатром 15-18 раз планово (первые три месяца — 2-3 раза, затем ежемесячно).

С 1 до 3 лет 1 раз в 3 месяца, затем ежегодно до 18 лет. Узкие специалисты осматривают в 1 раз в месяц (по показаниям): 3 — 6 — 9 — 12 — 18 — 24 месяца, затем — один раз в год. К ним относятся: хирург, ортопед, невропатолог, офтальмолог (окулист), отоларинголог (лор).

Лабораторные исследования (анализы) назначаются в 3-12 месяцев и далее ежегодно с целью выявления скрытой патологии. В каждом декретированном возрасте проводится оценка состояния здоровья ребёнка и назначается план лечебных и профилактических мероприятий.

Углублённая диспансеризация (логопед, стоматолог, психолог по показаниям, анализ крови, мочи, кала) должна проводится перед поступлением в детское дошкольное учреждение и в школу.

Задачи диспансеризации — воспитание здорового ребенка, обеспечение оптимального физического и нервно-психического его развития, дальнейшие снижение заболеваемости и смертности детей. При проведении диспансеризации детского населения выделяют два этапа: осуществление комплексных медицинских осмотров; организация лечебных и оздоровительных мероприятий детям с выявленной патологией.

Главный врач поликлиники и заведующий педиатрическим отделением составляют план проведения профилактических осмотров детей. При организации и осуществлении этой работы педиатрическая медицинская служба руководствуется приказом МЗ СССР № 60 «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».

2. Комплексная оценка состояния здоровья

При осмотре ребенка фельдшер должен не только выявить у него заболевания, но и оценить уровень физического и нервно-психического развития, резистентность организма, функциональное состояние органов и систем, определить группу здоровья, дать рекомендации по проведению профилактических, воспитательных, оздоровительных и лечебных мероприятий с установлением группы по физкультуре и группы закаливания. Диспансеризация здоровых и больных осуществляется согласно положению о диспансеризации, утвержденному МЗ СССР №1000 1.10.1981 г.

  1. Основными элементами диспансеризации в работе являются: активное выявление больных с начальными стадиями патологического процесса;
  2. полное клиническое обследование;
  3. динамическое наблюдение за состоянием здоровья; осуществление комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий, включающего амбулаторное лечение, госпитализацию, санатарно-курортное лечение, диетическое питание.
  4. Максимально-комплексную оценку здоровья ребенка можно представить в виде нескольких относительно самостоятельных блоков.
  5. Блок I (медицинский) – медицинская оценка анамнеза ребенка, его состояния
  6. и развития на момент обследования. Основные задачи:
  7. выявление или подтверждение отсутствия хронических заболеваний и/или врожденных аномалий;
  8. оценка частоты и характера течения острых заболеваний;
  9. оценка уровня достигнутого физического, моторного, нервно-психического, интеллектуального развития;
  10. оценка темпа развития и его гармоничности;
  11. выявление или исключение пограничных состояний и донозологических функциональных нарушений, являющихся состояниями риска.
  12. Блок II (медицинский) – оценка полноты и тщательности выполнения всех, необходимых в данном возрасте и при наличии нарушений здоровья и состояний риска, мероприятий первичной, вторичной и третичной профилактики.
  13. Блок III (психолого-педагогический) – оценка состояния семьи, внутрисемейных отношений, степени сотрудничества семьи с врачами и педагогами.
  14. Блок IV (психолого-педагогический) – оценка условий, степени активности и успешности воспитания, обучения, развития индивидуальных способностей ребенка.
  15. Блок V (медико-гигиенический) – медико-гигиеническая оценка питания и характеристика внешней среды с ориентиром на выявление относительного загрязнения, создающего риск для последующих периодов развития ребенка и возникновения заболеваний.
  16. Возможно соединение блоков I и II как сугубо медицинских, и слияние блоков III и IV как психолого-педагогических. Тогда перечень критериев здоровья сводится всего к трем сущностным характеристикам, компонентам:
  17. медицинское состояние, развитие и уровень профилактики;
  18. среда воспитания;
  19. среда обитания.
  20. 3. Узкие специалисты по диспансерному наблюдению

Педиатр — главный доктор для малыша от рождения до года: им предстоит не меньше 15–18 встреч. Сразу же после выписки ребенка из роддома состоится первая. Затем в течение месяца врач будет приходить через каждые 10 дней (итого 4 визита). Со второго месяца (если, конечно, не случится ЧП вроде простуды или ОРВИ) консультации врача-педиатра будут ежемесячными.

Хирург-ортопед оценивает общее физическое развитие ребенка, особенности строения его скелета и опорно-двигательного аппарата, выявляет, нет ли хирургических патологий: дисплазии, грыж, кривошеи. Первая консультация ортопеда проводится в 1-й месяц.

Ортопеду важно оценить развитие ребенка «в динамике», а потому он может составить индивидуальный график диспансерных осмотров. Скажем, посоветует родителям показать ребенка после того, когда малыш сядет или пойдет.

У всех детишек эти сроки разные, поэтому консультация может попасть не на 3, 6 и 12 месяцев (как рекомендовано Минздравом РФ), а на 4, 7 и 11 месяцев.

Именно на основании рекомендаций хирурга (и еще невропатолога) ребенок направляется на лечебный массаж, гимнастику или лечебное плавание.

Так же часто, как с хирургом-ортопедом, малышу на первом году жизни необходимо встречаться с невропатологом. В компетенции этого специалиста оценить мышечный тонус малыша, психическое и моторное развитие, рефлексы, речевые навыки, а также ряд других параметров. Это необходимо для правильной оценки неврологического статуса ребенка.

Этого врача в народе называют «ухо-горло-нос» — состояние перечисленных органов ЛОР-врач и оценивает. Слышит ли малыш? Почему он сопит во сне? Не тяжело ли ему глотать? Все это вопросы родители могут задать отоларингологу, когда ребенку исполнится 6 и 12 месяцев.

Некоторые детишки начинают фокусировать взгляд уже в роддоме. Но для большинства новорожденных характерны «плавающий взор», нистагм — быстрые движения глазных яблок, закатывание глаз и кратковременное сходящееся косоглазие.

Все это — транзиторные состояния, которые проходят в течение первых недель — месяца жизни. Первая консультация окулиста в 2 месяца жизни ребенка позволит оценить, гладко ли происходит переход от младенческого к «взрослому» зрению.

Когда малыш подрастет, врач оценит шансы на развитие близорукости и дальнозоркости. Кстати, на прием в 1 год лучше не запаздывать.

Дело в том, что детки старше года становятся очень подвижными, начинают пугаться офтальмологического оборудования, а потому рассмотреть что-либо у них в глазах — задача для врача непростая. Так что не упускайте момент!

Врач-иммунолог — не из «обязательного списка». Однако его консультация необходима, если вакцинация ребенку проводится по индивидуальному графику, или малыш болезненно отреагировал на ту или иную прививку.

Обычно второй специализацией иммунологов является аллергология (поскольку аллергические реакции — результат сбоя в иммунной системе). Потому с этим специалистом придется встречаться деткам-аллергикам.

Поводом может стать, например, диатез после введения прикорма.

Источник: https://mirznanii.com/a/286458/dispanserizatsiya-zdorovykh-detey

Диспансерное наблюдение детей с неврологической патологией

 Диспансерное наблюдение (ДН) детей в нашей стране направлено на то, чтобы укрепить здоровье ребёнка и сохранить его на долгие годы. К тому же в систему диспансерного наблюдения входит и формирование правильного психического и физического развития, выявление и коррекцию нарушений в состоянии здоровья.

Содержание

Этапы диспансерного наблюдения в педиатрии

Диспансеризация состоит из нескольких важных этапов, которые тесным образом связаны друг с другом:

  • охрана плода ещё до его зачатия;
  • наблюдение за ребёнком на первом году жизни;
  • наблюдение за состоянием и развитием ребёнка в динамике от 1 года до 18 лет.

Зачем нужно диспансерное наблюдение?

Диспансерное наблюдение детей ставит перед собой следующие задачи:

  • определение более точных факторов риска, которые влияют на состояние ребёнка;
  • ДН позволяет выявить отклонения в развитии и состоянии ребёнка на ранних этапах жизни;
  • даёт возможность разработать восстановительное лечение, снизить заболеваемость и предупредить инвалидность.

Диспансеризация в неврологии

В неврологии ДН имеет два раздела:

  • наблюдение за здоровыми детьми до 18 лет включительно;
  • наблюдение за больными детьми, которые страдают органическими поражениями нервной системы и невротическими состояниями.

Обеспечивают ДН педиатр и иные узкие специалисты участковой поликлиники, включая невролога.

ДН здоровых детей необходимо для того, чтобы обеспечить правильное и адекватное нервно-психическое развитие детей раннего возраста и более старших детей, предотвращение развития неврологических заболеваний, а также выявление состояний, способствующих развитию болезней нервной системы.

Факторы риска развития неврологической патологии

Из группы факторов высокого риска развития заболеваний нервной системы, можно выделить такие как:

  • асфиксия, то есть нарушение дыхания, остановка дыхания на первой минуте после рождения или на первой минуте жизни;
  • проведение реанимации с применением искусственной вентиляции лёгких;
  • тяжёлое состояние новорожденного ребёнка;
  • в периоде новорожденности, то есть в первые 28 дней жизни, угнетение функции центральной нервной системы;
  • развитие судорожного синдрома в первую неделю жизни;
  • по результатам исследований головного мозга наличие кист в результате очагового разрушения мозговой ткани.

Необходимо отметить, что даже при воздействии на организм нормально развивающегося ребёнка некоторых физических или химических факторов, уход за таким малышом требуется особый, необходимо назначение дополнительных методов исследования и профилактические прививки обязательно должны проводиться по индивидуальному прививочному календарю.

Неврологические осмотры

Профилактические осмотры детей детским неврологом осуществляются в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь №352 от 10.05.2007 г.

Схема диспансерного наблюдения детей составляется и осуществляется на практике в основном педиатрами участковых поликлиник.

Если педиатр выявляет минимальные нарушения в работе нервной системы, он направляет ребёнка на консультацию детского невролога.

Например, при невозможности удерживать головку ребёнком 3 месяцев, у   которого нет реакции на окружающий мир, или же у полугодовалого ребёнка нет желания учиться сидеть, консультация невролога необходима немедленно, чтобы не пропустить тяжёлую психоневрологическую патологию.  

Если следовать такому подходу, можно   значительно улучшить обнаружение неврологических проблем у детей на ранних этапах.

Что делать при выявлении неврологического заболевания?

Если врач обнаружил некие органические поражения центральной нервной системы у   ребёнка, проводится постановка маленького пациента на учёт к неврологу.

Неврологическая патология активно лечится и после лечения назначаются реабилитационные мероприятия, дабы предотвратить развитие осложнений основной патологии.

Далее решаются вопросы о направлении и организации обучения, профессиональной ориентации и помещении ребёнка с психоневрологической патологией в специализированные дома-интернаты.

Обязательно наблюдаются дети, которые во внутриутробном периоде развития и сразу после рождения испытывали какие-либо проблемы со здоровьем травматического, гипоксического (испытывали недостаток кислорода), инфекционного и токсического происхождения.

Кроме того, обязательно организовывается диспансерное наблюдение за детьми с врождённой наследственной патологией, детским церебральным параличом, эпилепсией, гидроцефалией, остаточными явлениями после оперативного вмешательства   на головном и спинном мозге, неврозоподобными состояниями и собственно неврозами.

Для каждого из этих заболеваний чётко прописана периодичность осмотров у того или иного специалиста. Также имеются критерии эффективности диспансерного наблюдения детей, пути оздоровления.

Схема диспансерного наблюдения детей с неврологической патологией

После первичного осмотра ребёнка и подозрения у него одного из неврологических заболеваний проводятся необходимые в данном конкретном случае исследования с   помощью специального оборудования, а это:

  • электроэнцефалография;
  • ультразвуковая нейросонография;
  • электромиография;
  • компьютерная томография;
  • реоэнцефалография;
  • эхоэнцефалоскопия.

Когда диагноз будет окончательно уточнён,   ребёнку назначается индивидуальный план лечения и профилактики сроком на 1 год. В этот план входят :

  • лечение в стационаре;
  • лечение амбулаторное в  условиях поликлиники;
  • периодическая диагностика лабораторная и инструментальная (конкретная кратность в год);
  • консультации узких специалистов;
  • исследование социально-бытовых условий проживания ребёнка;
  • лечение в условиях санаториев или курортных зон отдыха.

Если у пациента имеются хронические заболевания, необходимо своевременно отправить медицинскую документацию на МРЭК, которая присуждает ребёнку инвалидность бессрочно или на определённый срок. В связи с этим выписывается пособие по инвалидности.

Несомненно, что с родителями таких особенных детей должна проводиться санитарно-просветительская работа по поводу существующего у их ребёнка заболевания, особенностям ухода за ребёнком в условиях заболевания, по необходимости проведения курсов массажа и ЛФК, закаливания и физической культуры.

Заключительное слово

На сегодняшний день детей, страдающих различной психоневрологической патологией достаточно много, причём эти патологии очень усложняют и снижают качество жизни ребёнка. Именно поэтому диспансерное наблюдение детей является важной составляющей в сохранении их здоровья и в профилактике осложнений существующих заболеваний.

Литература

  1. Вопросы диспансеризации детей с неврологической патологией/Ивашина Е.Н.
  2. Восстановительное лечение и реабилитация детей первого года жизни с церебральными нарушениями ЦНС /Г.Г.Шанько, Л.Н. Богданович, Г.А.Шишко, и др.

Источник: http://www.childrenspace.by/meditsina/item/54-dispansernoe-nablyudenie-detej-s-nevrologicheskoj-patologiej.html

Ранний возраст. диспансерное наблюдение за здоровыми детьми

Диспансеризация — основа здравоохранения. Под диспансеризаци­ей в педиатрии понимают стройную систему организационных и лечеб­ных мероприятий, осуществляемых медицинскими работниками, зак­лючающуюся в систематическом наблюдении за здоровыми детьми с проведением соответствующих профилактических мероприятий, обес­печивающих оптимальное развитие ребенка и предупреждение заболе­ваний.

В случае возникновения острого заболевания диспансерный период наблюдения предусматривает лечение больного до полного выздоров­ления. При хронических формах патологии проводят активное динами-

ческое наблюдение с целью профилактики обострений и оздоровления пациента.

Весь комплекс профилактических мероприятий на участке совмест­но с педиатром осуществляют участковая медицинская сестра, медици­нская сестра КЗР и медицинская сестра прививочного кабинета. В дис­пансеризации здоровых детей принимают участие врачи-специалисты и лаборанты.

Диспансерное наблюдение за неорганизованными детьми после окончания периода новорожденности участковый педиатр осуществля­ет на профилактических приемах. Дети посещают детскую поликлини­ку в строго регламентированные сроки.

  • • На первом году жизни ежемесячно, а детей из групп риска следует осматривать чаще.
  • • На 2-м году жизни один раз в квартал.
  • • На 3-м году 1 раз в 6 мес.
  • • На 4-м, 5-м и 6-м годах жизни один раз в год в месяц рождения ре­ бенка.

Основная задача педиатра при профилактическом осмотре заключа­ется в определении уровня здоровья и развития, выявлении наличия отклонений в состоянии здоровья у ребенка и назначении корректиру­ющих мероприятий. Для качественного проведения профилактическо­го осмотра рекомендуют использовать следующую последовательность действий.

  1. • Исследовать состояние здоровья по принятым критериям.
  2. • Провести комплексную оценку состояния здоровья с определени­ ем группы здоровья и группы риска.
  3. • Дать рекомендации (в зависимости от состояния здоровья).
  4. • Оформить эпикриз в истории развития ребенка.

Перед профилактическим осмотром в поликлинике ребенка на дому посещает медицинская сестра и выясняет, как выполнялись рекоменда­ции педиатра, наличие жалоб у матери, характер и особенности вскарм­ливания ребенка. При осмотре обращают внимание на цвет кожи и сли­зистых оболочек, физиологические отправления, оценивают нервно-психическое развитие ребенка, особенности его поведения.

Медицинская сестра дает советы по уходу, вскармливанию, обучает мать элементам массажа, гимнастики, закаливания, оформляет свой патронаж в истории развития и приглашает мать на прием к педиатру.

Во время каждого профилактического осмотра педиатр должен уточнить анамнез, проанализировать данные о перенесенных заболева­ниях, изменениях во вскармливании, социальных условиях за период с предыдущего осмотра, выявить жалобы. На приеме проводят антропо-

метрические измерения: измеряют массу тела, длину, окружность голо­вы и грудной клетки. Уровень и гармоничность физического развития оценивают по ценгильным таблицам.

По данным патронажа медицинской сестры и из беседы с родителя­ми, согласно показателям нервно-психического развития, определяют группу нервно-психического развития, и оценивают поведение ребенка.

После объективного осмотра врач выносит заключение [здоров, уг­рожаемый по какой-либо патологии (группа риска) или болен (диаг­ноз)], а так же указывает группу здоровья (I, ПА, ПБ, III, IV, V) и груп­пу риска.

На приеме матери дают рекомендации по режиму, рациональному вскармливанию, виду закаливающих процедур и воспитания ребенка Кроме того, ребенку может быть назначены витамин D, препараты же­леза и другие ЛС, а также решают вопрос о проведении профилактичес­ких прививок, а при наличии противопоказаний оформляют медицинс­кий отвод. С родителями проводят санитарно-просветительную работу Все данные вносят в историю развития в виде унифицированных запи­сей.

Содержание профилактических осмотров неорганизованных детей в возрасте от 1 до 7 лет и схема записи в истории развития остаются преж­ними.

Особое внимание обращают на частоту, длительность и тяжесть ост­рых заболеваний (для оценки резистентности), оценку функционально­го состояния организма ребенка и его поведение, оценку психологичес­кой готовности к посещению детских дошкольных учреждений и прог­нозу адаптации, проведению профилактических прививок.

Ведущее место в рекомендациях педиатра для детей этой возрастной группы занимают режим, изменения в питании, методы закаливания, физического воспитания, нервно-психическое развитие (в частности развитие навыков речи). Выполнение данных рекомендаций контроли­рует на дому патронажная медицинская сестра.

ОСМОТР ДЕТЕЙ ВРАЧАМИ УЗКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

На первом году жизни здоровый ребенок должен быть осмотрен к возрасту 1 мес ортопедом и невропатологом; к возрасту 3 мес — офталь­мологом, хирургом, отоларингологом, к возрасту 9 мес — стоматологом.

Детей из групп риска врачи узких специальностей осматривают в более ранние сроки. Эти же врачи узких специальностей осматривают ребен­ка и в возрасте 1 года.

На 2-м году жизни, кроме педиатра, ребенка ос­матривает стоматолог, в возрасте 3 лет — все вышеперечисленные вра­чи узких специальностей, а с 4 лет по показаниям — логопед и психии i p

ЛАБОРАТОРНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

В возрасте 3 мес (по показаниям раньше) проводят общий анализ крови и мочи. В возрасте 1 года эти исследования проводят повтор­но, дополняя их исследованием кала на яйца глистов. У детей с 4 лет определяют остроту слуха, зрения, проводят плантографию, измеря­ют АД.



Источник: https://infopedia.su/17x96cc.html

Диспансеризация детей с хроническими соматическими заболеваниями

Диспансеризация— активный метод динамического наблюдения за состоянием здоровья определенных контингентов с целью раннего вы­явления заболевания, взятия на учет, диспансерного наблюдения, комп­лексного лечения больных, проведения мероприятий по их оздоровле­нию. Поликлиника осуществляет вторичную профилактику, т.е. раннее выявление заболеваний и предупреждение их обострений. Она прово­дится первичным звеном системы детского здравоохранения — участко­выми педиатрами.

  • В структуре детского населения дети с хроническими заболевания­ми составляют до 15%, но, несмотря на сравнительно небольшой про­цент, эта группа формирует значительный раздел работы участкового педиатра
  • Выявление и регистрация больных, а гакже детей, имеющих отклоне­ния в состоянии здоровья осуществляется во время амбулаторных при­емов, при посещении больных детей на дому, в специализированных диспансерах, а также на основании данных, полученных при ежегодных профилактических осмотрах детей в организованных коллективах.
  • Организатором диспансерного наблюдения больных своего участка является участковый педиатр. Он же несет ответственность за регуляр-

ное посещение больными диспансерной группы врачей-специалистов. К этой работе педиатр привлекает участковую медицинскую сестру, ко­торая проводит патронажи на дому и ежемесячно составляет списки де­тей для приглашения на диспансерный осмотр к врачу-педиатру или специалистам. Контроль эффективности диспансеризации совместно проводят заведующие отделениями и участковые врачи.

Диспансеризация детей, требующих специальных методов профи­лактики и лечения (при туберкулезе, психических расстройствах, ново­образованиях и т.д.) осуществляется соответствующими диспансерами. При их отсутствии этими больными занимаются врачи-специалисты соответствующего профиля детских поликлиник.

При выявлении детей с патологией, которая является показанием для диспансерного наблюдения, проводится тщательное углубленное обследование в условиях поликлиники, диагностического центра или стационара.

Диспансерному наблюдению подлежат 14 групп детей. При единых принципах диспансеризации конкретное ее содержание различно, оно диктуется локализацией и особенностями патологического процесса.

В настоящее время особенно многочисленные диспансерные группы представляют дети с так называемыми «патиями», которые являются, по сути, функциональными нарушениями различных органов и систем, зачастую на фоне конституциональной предрасположенности.

Диспан­серизация таких детей осуществляется по принципам наблюдения групп риска, так как не требует решения организационных и реабилита­ционных вопросов.

Большую группу диспансерного наблюдения составляют дети, пере­несшие острые заболевания органов дыхания (острая, затяжная, реци­дивирующая пневмония, частые и длительные острые респираторные инфекции); острые кишечные инфекции (дизентерия, энтериты, коли­ты, инфекционный гепатит). Диспансерное наблюдение за этими деть­ми и их профилактическое лечение осуществляет врач-педиатр или врачи-специалисты тех стационаров, где проводилось лечение ребенка.

При постановке на учет и затем весь период диспансеризации педи­атр решает ряд задач, направленных на всестороннюю реабилитацию больного ребенка Постановка на диспансерный учет фиксируется в 2 медицинских документах: истории развития ребенка (форма №112/у) и контрольной карте диспансерного больного (форма №30/у).

  1. Ежегодно педиатром составляется план наблюдения за ребенком. Он включает кратность осмотров участковым педиатром и специалис­том соответствующего профиля; кратность и конкретные сроки осмот­ров другими специалистами или врачами смежных специальностей;
  2. объем и кратность необходимых клинических и параклинических ис­следований; перечень реабилитационных и противорецидивных мероп­риятий, их кратность в течение года (режим, диета, медикаментозные и немедикаментозные методы терапии, физиотерапия, санаторно-курорт­ное лечение).
  3. Врач разрабатывает тактику ведения ребенка на фоне интеркуррент-ных заболеваний; формулирует обоснование и сроки плановой госпита­лизации; определяет сроки и показания для снятия с диспансерного учета, проводит анализ эффективности диспансеризации Даются реко­мендации по допуску в детские коллективы, рекомендации по занятиям физической культурой и спортом; рекомендации по проведению про­филактических прививок; по социальной адаптации и реабилитации (режим и обучение в школе, показания к освобождению от экзаменов, показания к обучению на дому, показания к оформлению инвалиднос­ти); профориентации.

По окончании календарного года на каждого ребенка, находившего­ся на диспансерном наблюдении, составляют годовой эпикриз.

В нем отражают длительность и динамику заболевания, наличие сопутствую­щих заболеваний, проведенное обследование и лечение, профилакти­ческие мероприятия, эффективность диспансеризации, которая оцени­вается как «выздоровление», «улучшение», «состояние без перемен» или «ухудшение» При ухудшении анализируются его причины.

Снятие больного ребенка с учета осуществляют при обязательном участии педиатра и специалиста, которыми наблюдался ребенок Если по истечении года больной не снимается с учета, то одновременно сос­тавляется план диспансеризации на следующий год Участковый педи­атр проводит анализ диспансеризации всех детей за текущий год в це­лом и по отдельным нозологическим группам. Итоги диспансеризации всего контингента за год обсуждают на медицинском совете детской по­ликлиники.

Одним из сложных вопросов диспансеризации больных детей явля­ется лечение их в период интеркуррентных заболеваний В каждом конкретном случае лечение должно быть индивидуальным с учетом особенностей острого заболевания, течения основного хронического за­болевания и фонового состояния. Однако существует ряд общих реко­мендаций.

В первую очередь они касаются необходимости избегать по-липрагмазии, гем более что на фоне интеркуррентных заболеваний час­то возникает необходимость курсов противорецидивной терапии.

Прак­тически все хронические соматические заболевания воспалительной или инфекционно-аллегической природы, системные заболевания, врожденные аномалии требуют в лечении интеркуррентных заболева-

ний антибактериальной терапии, противовоспалительных, нестероид­ных, седативных, иммуностимулирующих препаратов, адаптогенов. Конкретный спектр препаратов, сроки лечения определяются основной патологией.

Особенностью лечения интеркуррентных заболеваний на фоне хро­нической патологии является ограничение использования ряда лекар­ственных средств. Это касается патологии аллергической направлен­ности, заболеваний почек, печени.

Большое значение имеют режимные моменты, особенности диетети­ки, режим максимального щажения в отношении физических нагрузок, пребывания в детских коллективах. Помимо этого, на фоне интеркурре­нтных заболеваний обязателен лабораторный и инструментальный контроль течения основного заболевания.

Большинство острых заболеваний у детей с хронической патологией требует их стационарного лечения В данном случае госпитализация осуществляется в экстренном порядке. Необходимость плановой госпи­тализации детей с хроническими заболеваниями определяется диагнос­тическими и лечебными возможностями первичного звена и условиями в семье ребенка.

Показаниями для плановой госпитализации являются углубленное обследование для уточнения диагноза хронического забо­левания; противорецидивное комплексное лечение при невозможности провести его амбулаторно (из социально неблагополучных семей, про­живающих в отдаленных сельских районах); необходимость планового хирургического или специфического (онко-, гематология) лечения по поводу основного или сопутствующих заболеваний

Важным вопросом при диспансерном наблюдении является вопрос о дозировании физических нагрузок у организованных детей. Этот воп­рос в большей степени решается педиатрами ДОУ и школы.

  • Контроль проведения диспансеризации, регламентированный нор­мативными документами МЗ РФ (1984, 1986), включает систематичес­кий анализ заболеваемости детей и подростков с изучением ее причин и последующей разработкой мероприятий по ее снижению; контроль ка­чества лечебно-оздоровительной работы и эффективности диспансери­зации детей, результатов их медицинского освидетельствования.
  • Показатели качества диспансеризации:
  • • показатель охвата регулярными медицинскими осмотрами;
  • • количество вновь выявленных больных детей,
  • • частота заболеваний, выявленных при профилактических осмот­ рах;
  • • структура заболеваемости, удельный вес заболеваний;
  • • охват диспансерным наблюдением;
  • • активность лечебно-юздоравишелшюй работы.
  • «К показателям эффективности диспансеризации больных детей от­носят
  • «• число больных, снятых с диспансерного учета по выздоровлению;
  • • число больных, имевших улучшение в течении основного хрони­ ческого заболевания,
  • • процент ухудшений в состоянии здоровья у больных диспансерной группы.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/18961.html

Ссылка на основную публикацию