Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по омс

Вопросы, связанные с экспертизой качества оказания услуг медицинского характера обретают все большую актуальность.

Согласно закону, каждый человек имеет право на бесплатную и качественную помощь, однако далеко не всегда пациенты оказываются удовлетворены проведенным лечением.

В этом случае можно потребовать проведения независимой экспертизы правильности выбора методов диагностики и лечения.

Понятие. Что означает «экспертиза помощи»

Главная задача экспертизы — выявление нарушений, допущенных медиками при оказании услуг медицинского характера. Сюда входят такие критерии, как своевременность оказания помощи, правильность подбора диагностических, лечебных и реабилитационных методов, а также степень достижения предполагаемого результата.

Для каждого заболеваний имеются собственные критерии оценки качества помощи. Они определяются протоколами и клиническими рекомендациями, разработанными в Министерстве Здравоохранения. Врач не имеет права отходить от этих протоколов, а в случае, если он решается это сделать, он обязан объяснить, по каким причинам был выбран тот или иной метод терапии.

Правовая регламентация экспертизы качества медицинской помощи

Согласно ФЗ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», каждый человек имеет право на получение своевременной качественной медицинской помощи. В постановлении Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2012 года определены основные задачи Росздравнадзора: профилактика и выявление всех случаев нарушения основных требований к качестве оказания услуг медицинского характера.

По статье 14 ФЗ от 29 ноября 2010 года, заниматься контролем сроков и качества оказания услуг медицинского характера должны заниматься территориальные фонды ОМС и другие организации, занимающиеся страхованием граждан.

Случаи, подлежащие проверке

Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМС

Согласно действующим законодательным актам, проверка проводится с учетом нескольких критериев:

  • своевременность оказания услуги;
  • правильная последовательность выполнения манипуляций;
  • выбор тактики лечения, которая зависит от состояния здоровья пациента, имеющихся у него заболеваний;
  • целесообразность выбора тех или иных манипуляций (как лечебных, так и диагностических);
  • результат лечения или реабилитации.

Обязательной проверке должны подлежать такие случаи:

  • летальные исходы;
  • ятрогенные заболевания, то есть болезни, вызванные неправильным медицинским вмешательством;
  • заражение пациента внутрибольничными инфекциями;
  • внеплановые операции, которые были выполнены пациентам, поступавшим на плановые вмешательства;
  • случаи осложнений, развившиеся в результате лечения, диагностики или реабилитации;
  • повторные госпитализации, которые совершались по поводу основной болезни в течение одного года;
  • в обязательном порядке должны разбираться жалоба, подававшиеся пациентами или их законными представителями;
  • случаи, в которых имело место укорочение или увеличение сроков лечения более чем на 50% от среднего срока.

Порядок экспертизы качества медицинской помощи

Экспертиза осуществляется при проведении государственного и ведомственного контроля качества оказания медицинских услуг. В первом случае экспертиза осуществляется во время проведения проверок соблюдения лечебно-профилактическим учреждением правил и стандартов оказания услуг.

Согласно алгоритмам, проводить экспертизу имеют право аттестованные эксперты при отсутствии обстоятельств, которые не давали бы привлечь специалиста к работе.

Эксперт обязан:

  • самостоятельно проводить исследование представленных фактов;
  • сформулировать необходимые выводы в виде независимого заключения и предоставить отчет о своей работе;
  • не разглашать сведения, которые были выявлены в ходе проверки.

Нюансы относительно порядка проведения экспертизы

Экспертиза медицинской помощи является одним из главных инструментов, позволяющих государству контролировать качество работы лечебно-профилактических учреждений. При этом, согласно ФЗ №323, экспертизы должна подразумевать проверку оказания как частных, так и государственных учреждений.

Что касается услуг, оказываемых по ОМС, проверка из качества оказывается согласно разработанной нормативно-правовой базе. Обычно проблем во время проверки не возникает.

Проверка платных услуг проводится сложнее: порядок действий, касающихся подобной экспертизы, еще не разработан. Конечно, это не обозначает того, что проверка невозможна, однако при проведении ее могут возникать различные юридические сложности.

Экспертиза качестве медицинской помощи, оказанной по программе ОМС

  • Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМС
  • Порядок проверки строго регламентирован.
  • Основными документами, которые используются при проверке, являются:
  • договор о предоставлении организацией услуг медицинского характера;
  • клинические протоколы и рекомендации. В протоколах подробно описан порядок действий медиков при различных заболеваниях;
  • нормативные документы.

Образцы заявлений о необходимости проведения проверки можно найти в Интернете.

Как проводится ЭКМП по ОМС

Во время экспертизы специалисты собирают всю необходимую документацию (выписки из истории болезни, жалобы пациентов, договоры об оказании услуг и т. д.). В задачи эксперта входит всесторонний анализ предоставленной документации и подготовка выводов относительно обоснованности выбора методов лечения.

Виды ЭКМП по ОМС

Есть два вида экспертиз: целевая и плановая. Плановая проводится в течение 30 дней после получения счета на оплату услуг, которые были оказаны по ОМС.

Целевая проверка может быть назначена:

  • при обращении пациента или его законных представителей с жалобами. В качестве примера можно привести ситуации, когда лечение не принесло результата или период госпитализации превысил среднестатистические сроки;
  • лечение закончилось летальным исходом;
  • после терапии пациенту была присвоена категория инвалидности;
  • человек был вынужден повторно обратиться за медицинской помощью (спустя месяц после амбулаторного лечения или через 3 месяца после выписки из госпиталя);
  • проведение лечения заняло больший срок, чем планировалось изначально

Кто проводит ЭКМП по ОМС

Проверка проводится специалистами с профильным образованием, которые входят в список экспертов территориального значения.

ВАЖНО! Наиболее эффективным является комплексный подход, когда в проверке принимают участие несколько медиков, имеющих разные специальности.

Применение мультидисциплинарного подхода

Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМС

Наиболее эффективным при проведении экспертизы медицинских услуг специалисты называют современный мультидисциплинарный подход, практикуемый с 2016 года. Данный подход подразумевает, что к проверке привлекается несколько экспертов, имеющих разную специализацию. Важно это потому, что только таким образом можно полноценно оценить качество оказания услуг медицинского характера на всех этапах.

Обычно такой подход специалисты предпочитают для проверки поступающих от пациентов жалоб, которые связаны с ненадлежащим качеством оказания услуг в лечебно-профилактическом учреждении.

Судебная экспертиза

Выделяют несколько видов экспертиз:

  • досудебная. Проводится на основании запроса, совершенного как частным лицом, так и организацией;
  • судебная. Может быть проведена только при наличии запроса от судебных органов;
  • дополнительная. Нужна, если требуется внести в вопрос дополнительную ясность или в рассматриваемом деле возникли новые обстоятельства;
  • повторная. Назначается при наличии сомнений в точности предыдущих заключений или при возникновении разногласий между несколькими экспертами;
  • комиссионная. Во время такой проверки должны быть задействованы несколько специалистов, которые обладают знаниями в одной и тоже же области;
  • комплексная. Проводится специалистами, которые работают в разных сферах.

Судебная экспертиза назначается в следующих случаях:

  • для оценки правильности назначения тех или иных диагностических мероприятий;
  • для оценки правильности и обоснованности поставленного диагноза;
  • для выявления этиологии развития заболевания;
  • для выявления факта врачебной ошибки;
  • для оценки обоснованности выбора лекарственных препаратов, использованных во время лечения пациента;
  • с целью выяснения необходимости проведения оперативного вмешательства;
  • для оценки правильности ведения беременной женщины;
  • для анализа степени необходимости для пациента реабилитационных мероприятий;
  • для выяснения, имеется ли причинно-следственная связь между действиями медиков и неблагоприятным исходом заболевания (смертью пациента, его инвалидизацией, ухудшением состояния и другими проблемами).

ВАЖНО! Экспертиза качества оказания медицинской помощи на основе жалоб пациента проводится только в том случае, если гражданин предоставил все необходимые документы, доказывающие, что он действительно обращался за услугами в ЛПУ. Это могут быть выписки из истории болезни, медицинская карта, подписанные врачом рецепты и т. д.

Экспертиза качества медицинской помощи — один из главных инструментов контроля деятельности лечебно-профилактических организаций.

Проверка может проводиться как в плановом порядке, так и после обращения пациентов, которые оказались недовольны результатами лечения.

Следует помнить, что исход заболевания не всегда зависит от правильности действий врача: даже лучший специалист не всегда может учесть все факторы, которые влияют на течение патологического процесса.

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://medpravo.su/ekspertiza-kachestva-meditsinskoy-pomoschi/

Все нюансы экспертизы качества медицинской помощи

Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМСГосударство гарантирует людям качественную бесплатную медицинскую помощь. Законодатель разработал правила, позволяющие оценить своевременность и достаточность проведенных врачами обследований для лечения каждого пациента.

Предусмотрена ответственность доктора и больницы за нарушения прав пациента.

Законодательство

Нормативное регулирование осуществляется с помощью следующих законодательных актов:

Протокол мультидисциплинарной экспертизы качества медпомощи

Документ оформляется в соответствии с Письмом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 15.09.

2016 № 8546/30-5/и, которое приводит методические рекомендации по оценке работы персонала больниц.

 Протокол содержит сведения о проведенной проверке, выявленных ошибках врачей, последующем наказании в виде снижения оплаты труда последних из страховых фондов, штрафах. Документ заполняет эксперт.

Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМС

  • Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:
  • Мск +7 (499) 938 5119
  • Спб +7 (812) 467 3091
  • Фед +8 (800) 350 8363

Ответственность за невыполнение

За невыполнение профессиональных обязанностей врач несет персональную ответственность и может быть наказан:

  • в дисциплинарном;
  • административном;
  • уголовном порядке.

Этот вопрос решается в зависимости от наступивших последствий:

Учреждения отвечают за действия сотрудника, на них налагаются штрафы, предусмотренные административным законодательством.

Важно: если в результате врачебной ошибки наступили опасные последствия, доктор понесет наказание в уголовном порядке.

Учитывается, имелась ли у врача возможность помочь: было ли на это время, необходимое оборудование и навыки. Наказание последует только в том случае, если специалист отказался выполнять свою работу, хотя мог это сделать. Причины такого поступка значения не имеют.

Ответственность за ненадлежащее исполнение

В случае ненадлежащего оказания помощи врач пренебрегает своим долгом: не назначает анализы, не проводит обследования с помощью оборудования; ставит диагноз, не имея достаточной информации.

Законодатель не делает особой разницы между ненадлежащим выполнением обязанностей и их неисполнением. Врач будет нести ответственность за свои действия в зависимости от наступивших последствий.

Больница как юридическое лицо обязана компенсировать вред, причиненный ее работником. Наложенные страховщиком и Росздравнадзором штрафы не снимают обязанности с доктора или учреждения возмещать причиненный пациенту вред.

Оценка качества медицинских услуг

Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМСЗакон об основах здоровья граждан описывает ситуации, связанные с застрахованными в обязательном порядке людьми.

Читайте также:  Личный кабинет заемщика аижк ипотека - как работать в личном кабинете

Приказ Минздрава № 203н устанавливает единые критерии оценки качества всех медицинских услуг, в том числе осуществляемых дистанционно.

Важно: контролируют работу врачей страховые компании, выдавшие полис ОМС.

По ОМС

Люди, имеющие полис, получают любую помощь на территории всей страны. Работа врача в этом случае будет оплачиваться Фондом медицинского страхования. Они действуют во всех регионах РФ и заключают договоры с лечебными учреждениями, имеют право контролировать последних. Врачи отчитываются за каждое принятое решение и назначенную процедуру.

Страховщики контролируют больницы путем проведения экспертиз. Последние бывают целевыми и плановыми. Первые проводятся после обращения граждан и гибели застрахованного человека. Вторые – для устранения обнаруженных нарушений по одному или нескольким видам деятельности сотрудников учреждений.

Если человек недоволен качеством работы доктора, он может написать жалобу страховщику. В этом случае будет инициирована проверка. На ее основании решится вопрос о применении штрафных санкций к лечебному учреждению и размере оплаты труда персонала. В этом помогает стандартизация подходов оценки результатов обслуживания населения.

Минздрав устанавливает перечень обследований, которые обязан проводить врач при лечении заболевания. Невыполнение предписаний будет считаться некачественным оказанием услуг.

Обязательная экспертиза проводится в случаях:

  • смерти человека от онкологических заболеваний, пневмоний, пороков сердца, кровоизлияний в мозг;
  • наступлении инвалидности;
  • ухудшении состояния здоровья пациента после проведенного лечения;
  • повторных обращениях к доктору по поводу одних и тех же проблем.

Оцениваются дополнительные: вызовы скорой помощи – за одни сутки; поступления в стационар после проведенного лечения – за 1 месяц; обращения в амбулаторию менее чем за 15 дней.

В этом случае изучаются:

  • справки, рекомендации медиков после обращения пациента;
  • амбулаторные, стационарные карты;
  • документы, касающиеся вызова скорой помощи;
  • журналы приема пациентов;
  • выводы экспертиз о состоянии здоровья человека;
  • другие сведения, необходимые эксперту.

Если человек погиб после терапии из-за заболевания, по поводу которого обращался к врачу и это подтверждено заключением патологоанатома, также проводится оценка работы медиков.

Проверки качества врачебной помощи осуществляет Росздравнадзор. Во время процедуры устанавливаются факты несоблюдения прав граждан, нарушений порядка оказания помощи.

Важно: люди вправе получать медицинскую помощь без полиса ОМС.

Оцениваются:

  • длительность ожидания помощи больным – в экстренных ситуациях период не должен превышать двух часов с момента обращения к врачу, в других случаях – не более 10 дней;
  • последовательность действий доктора, помещение человека в стационар;
  • выбор методов лечения, подбор медикаментов, проведенные анализы и обследования;
  • достигнутый результат – излечение или направление в другую организацию.

О выявленных нарушениях сообщается руководителю больницы или поликлиники, дается время на устранение недочетов. Затем проводится дополнительная проверка работы. Учреждение-нарушитель ставится на контроль, его деятельность будет проверяться чаще.

По ДМС

Любой человек имеет право заключить со СК договор на дополнительное страхование жизни и здоровья. Это позволяет получать преимущества, связанные с оплатой страховщиком особенных или редких обследований, лабораторных исследований, получение необходимых медикаментов. Полис ДМС расширяет для пациента выбор лечебных учреждений.

Росздравнадзор контролирует работу всех организаций, действующих на территории страны, получивших лицензии. Учреждения, работающие без разрешения, признаются незаконными. Их деятельность запрещена и карается государством.

Критерии оценки качества платного обслуживания частными лечебными центрами не отличаются от государственных. К ним применяются те же меры ответственности.

Исключение составляют случаи протезирования зубов, хотя в целом работа стоматологий подчиняется общим правилам.

ПМУ

Оказание первичной медпомощи относится к особому виду услуг. Предусмотрена законом и обеспечивается доступность ее получения независимо от материального положения пациента. Врачи обязаны работать с любым нуждающимся в их услугах человеком.

Не имеет значения, застрахован он или нет, есть ли у него документы, в каком регионе он находится.

В этой ситуации лечебное учреждение проводит мероприятия, направленные на улучшение и стабилизацию состояния больного, а затем направляют заканчивать лечение в общем порядке.

Критерии оценки этого вида деятельности докторов те же, что и перечисленные ранее.

Медико-экономическое

Этот вид контроля осуществляется Фондом медицинского страхования. Он заключается в изучении документов, представленных лечебными учреждениями, для оплаты их услуг.

Проверяются:

  • правильность заполнения ведомостей, актов;
  • соответствие оказанных услуг договору с ФОМС;
  • сведения о личности застрахованного человека;
  • расчет стоимости проведенных работ.

Список медицинских вопросов которые решает экспертиза

При оценке качества работы докторов выясняются условия оказания помощи. К ним относятся вопросы:

  • существовала ли возможность помочь пострадавшему при определенных обстоятельствах;
  • находился ли врач на рабочем месте;
  • существует ли связь между несвоевременной помощью и смертью пациента;
  • повлекло ли вред здоровью человека нарушение доктором медицинских стандартов, какова его степень;
  • наступили ли последствия из-за неполного обследования пострадавшего;
  • были ли объективными причины отказа в помощи;
  • действовал ли доктор добровольно и осознанно, отказываясь работать с пациентом;
  • отвечало ли назначенное лечение правилам, методологическим требованиям, предусмотренным для конкретных заболеваний;
  • послужили ли причинами неблагоприятных последствий ошибки врача;
  • существует ли связь между некачественными услугами и наступившим вредом здоровью;
  • наступили ли для больного последствия из-за неполучения своевременной помощи;
  • какие нарушения здоровья появились из-за ошибок медработников, некачественного или не проведенного лечения.

Кто может проводить

Экспертизу качества оказания медпомощи проводит специалист с высшим образованием и опытом работы не менее 10 лет. Профессионал проходит регулярные дополнительные обучения по направлению своей работы. Он получает лицензию на право заниматься медицинской практикой. Сведения о таких людях вносятся в специальный реестр, и только их заключения будут иметь юридическую силу.

Каждый эксперт имеет специализацию. В сложных ситуациях, когда требуется проведение мультидисциплинарных исследований, создается группа специалистов.

Эксперт не дает оценку деятельности работы больницы, в которой трудоустроен.

Важно: сведения о каждом эксперте качества медицинской помощи содержатся в реестре.

Как организовать

Медицинские экспертизы проводятся государственными и негосударственными организациями. Чтобы ее провести, нужно обратиться в надзорные органы – Росздравнадзор, в страховую компанию, выдавшую полис, или независимую фирму, имеющую право оказывать такие услуги.

Какие документы

Для исследования эксперту понадобятся:

  • истории болезни с анкетой больного,
  • выписные эпикризы,
  • заключения медицинской экспертизы состояния здоровья,
  • заключения врачей,
  • рентгеновские снимки, результаты других обследований.
  1. Эксперт может проводить осмотр заявителя, если требуются пояснения последнего или возникли подозрения в недостоверности документов.
  2. В частной компании придется заключить договор об оценке качества врачебной помощи.
  3. При обращении в надзорные инстанции или к страховщику нужно написать подробную жалобу на действия медработников.

Куда подаются

В зависимости от наступивших последствий рассматривать ошибки врачей могут не только надзорные инстанции, но и следственные органы, суд.

Если человеку требуется получить материальное возмещение ущерба и нет тяжких последствий в виде смерти, вреда здоровью, достаточно сообщить о нарушениях в Росздравнадзор, ФОМС, страховую компанию или суд. Перечисленные организации назначат экспертизу. Они же будут наказывать виновных. Суд решит вопрос о взыскании средств на лечение и так далее. В этих ситуациях пишется жалоба или исковое заявление.

Если в результате действий врача человек погиб, стал инвалидом или наступили другие последствия, вопросом будут заниматься правоохранители. Для начала разбирательства им потребуется заявление потерпевшего.

Если пострадавший не доверяет государственным учреждениям, то сможет обратиться в частную компанию.

Сколько стоит, кто оплачивает

Экспертизы, проводимые надзорными ведомствами, правоохранительными органами и судом, оплачивает государство. Для пострадавших они проводятся бесплатно, но и заключение эксперта остается в назначившем ее проведение органе. Предусмотрена возможность

получить лишь копию отчета специалиста.

Работу частных специалистов оплачивает заказчик. В этом случае цена зависит от условий ее проведения и количества поставленных вопросов, а также необходимости привлекать специалистов других направлений.

Где проводят

Частные компании, проводящие экспертизы качества медицинской помощи работают почти в каждом городе страны.

Город Название фирмы Адрес
Москва Межрегиональный центр экспертизы и оценки Семеновская набережная, 2/1, строение 1, офис 217
Санкт-Петербург ЦНТИ «Прогресс» Средний проспект Васильевского острова, дом 36/40
Новосибирск Международное бюро судебных экспертиз Проспект Дзержинского, 14/2
Екатеринбург Федерация судебных экспертов Улица Машиностроителей, дом 19 офис 509/4

Как проводится ЭКМП

Проверку качества медпомощи назначает Фонд обязательного медицинского страхования по выявленным нарушениям прав человека или жалобам пациентов. В этом случае составляется задание, в котором перечисляются подлежащие исследованию вопросы, определяются специалисты, занимающиеся их решением.

Организует работу группы экспертов руководитель. Он назначается ФОМС и имеет право приглашать разных врачей для изучения выявленных проблем. Его мнение учитывается при формировании группы и формулировании вопросов.

Каждый эксперт изучает документы по своей специализации, затем выносит акт, в котором описывает свою работу и выводы. Бумаги изучает и анализирует руководитель группы. Он составляет заключение, в котором отражает выявленные нарушения, их причины и дает окончательное резюме.

Эксперты имеют доступ ко всем медицинским документам, касающимся предмета изучения. Сюда входят медкарты, результаты обследований, анализов, снимки и их описания. Врачи не могут отказать в предоставлении сведений специалисту. Учреждения системы здравоохранения не вправе препятствовать работе оценщиков ЭКМП.

Экспертизы могут проводиться после окончания лечения пациента или во время него. На основе результатов оценки ФОМС принимает решение о наказании виновной организации.

Важно: результаты ЭКМП влияют на выбор наказания для виновных.

Сроки проведения

Длительность исследований зависит от сложности изучаемого вопроса. Законом установлен общий срок – от 30 до 60 суток, но он может достигать и 4 месяцев.

Необоснованное нарушение сроков исследования повлечет наказание для эксперта.

Результаты на руках, что дальше

Получив заключение, можно обращаться в суд с вопросом о возмещении ущерба. Если причинен вред здоровью человека и проблемой заинтересовались следователи, можно приложить к уголовному делу исковое заявление о возмещении ущерба. Однако лучше обращаться с таким же вопросом в гражданский суд, чтобы рассмотрение иска не зависело от уголовного дела.

Можно ли рассчитывать на компенсацию

Если экспертом установлены нарушения прав граждан, ФОМС может наложить штрафы на больницу. 10% от обозначенной суммы будет направлено потерпевшему.

В судебном порядке можно взыскать не только расходы на реабилитацию, но и моральный вред. В нашей стране размер материального возмещения зачастую выше оценки страданий человека.

Читайте также:  Можно ли сделать мрт бесплатно по полису омс и что для этого нужно?

Источник: https://PoPravu.club/ekspertizy/kachestva-meditsinskoy-pomoschi.html

Контроль качества медицинской помощи в системе ОМС

ФФОМС после конференции «ОМС: права и новые возможности российских пациентов» опубликовал на своём сайте пресс-релиз, в котором приводятся данные о проверках медучреждений ФФОМС и СМО. По этим данным, за 2017 год было проверено 33 миллиона случая оказания медпомощи.

В ходе проверок было выявлено более 7,5 миллионов нарушений прав граждан. Штрафов выписано на сумму 43,9 миллиардов рублей. Что нужно знать о проверках в системе ОМС, чтобы избежать штрафов? Об этом пойдёт речь в статье. Порядок, правила и основания экспертизы качества медицинской помощи по ОМС

Какие НПА регулируют контроль качества медпомощи в ОМС?

Контроль КМП в системе ОМС регулируется главой 9 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – закон N 326-ФЗ).

В статье 40 упомянутого документа говорится, что контроль качества проводится в соответствии с приказом ФФОМС от 1 декабря 2010 года N 230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» (далее – приказ N 230). Он регламентирует правила и процедуру контроля.

Как проводится контроль в системе ОМС?

Контроль ведётся в отношении медицинских организаций (МО), работающих в системе ОМС. Контроль КМП осуществляется:

  • территориальными фондами ОМС;
  • СМО;
  • МО, осуществляющих деятельность в сфере ОМС (в том числе – частными клиниками).

Статья 40 закона N 326-ФЗ гласит, что контроль в ОМС осуществляется путём:

  • медико-экономического контроля (МЭК);
  • медико-экономической экспертизы (МЭЭ);
  • экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).

Медико-экономический контроль

Ежемесячно все страховые случаи, предъявленные к оплате медучреждением, подлежат МЭК. Специалисты СМО/ТФОМС проверяют, насколько информация об объёмах оказанной медпомощи по ОМС соответствует договорам на её оказание и территориальной программе ОМС. Они проверяют формальное соответствие полученных файлов порядку информационного обмена. Проверки проводятся по реестрам счетов.

Если где-то есть несоответствие, то счета в реестр не будут включены. Если всё соответствует правилам информационного обмена, то далее проводится форматно-логический контроль – специализированная процедура, осуществляемая чисто по формальным признакам, которые заложены в программу.

В случае выявления нарушений к медицинской организации могут быть применены санкции:

  • наложение штрафов;
  • удержание сумм, не подлежащих к оплате по результатам МЭК, или их возврат в СМО;
  • частичное или полное невозмещение затрат МО или возврат указанных сумм в СМО;
  • неоплата или уменьшение оплаты медпомощи.

Основанием для отказа в оплате медпомощи/уменьшения оплаты может стать, например, отсутствие официального сайта МО и информированного добровольного согласия в первичной меддокументации. Все основания для отказа перечисляются в приложении 8 к приказу N 230.

Обратите внимание, что в разделе 5 этого приложения перечислены нарушения в оформлении счетов и предъявлении их на оплату. То есть простая опечатка в полях реестра счетов будет считаться нарушением. Каждое выявленное нарушение в обязательном порядке заносится в акт МЭК, результаты которого могут впоследствии стать основанием для МЭЭ и ЭКМП.

Медико-экономическая экспертиза

МЭЭ – это тоже формальная экспертиза, где сверка проходит по формальным признакам. После получения соответствующего запроса МО обязана в течение пяти рабочих дней предоставить для проведения МЭЭ документы, при необходимости – также результаты внутреннего и ведомственного контроля качества медпомощи.

  • Специалисты-эксперты устанавливают, соответствуют ли фактические сроки и объёмы предъявленных к оплате медуслуг записям первичной медицинской документации и учётно-отчётным документам медучреждения.
  • Специалист-эксперт – это врач с опытом работы не менее пяти лет, прошедший подготовку по экспертной деятельности в ОМС.
  • МЭЭ бывает двух видов:

По итогам МЭЭ составляются два экземпляра акта МЭЭ: один в течение пяти дней передаётся МО, другой – остаётся в СМО ил ТФОМС. В случае наложения штрафов и удержаний предусматривается возможность обсуждения результатов между МО и СМО в течение 15 дней. Если за этот срок договориться не удалось, то МО вправе обратиться в ТФОМС. При несогласии с решением фонда его можно обжаловать в суде.

Целевая МЭЭ

Количество целевых МЭЭ определяется количеством случаев, требующих её проведения.

Целевая МЭЭ проводится в случае:

  • получения жалоб на доступность медпомощи в медучреждении;
  • повторных обращений по одному и тому же заболеванию;
  • увеличения или сокращения срока лечения более чем на 50 % от установленного стандартом медпомощи.

Если для заболевания не установлен стандарт медпомощи, то процент считается от среднего срока лечения для всех застрахованных лиц с этим заболеванием в отчётном периоде.

Плановая МЭЭ

Плановая МЭЭ проходит по итогам проведённого МЭК в течение месяца по счетам, предоставленным к оплате за оказанную застрахованному лицу медпомощь. Объём проверок при плановой МЭЭ от числа принятых к оплате счетов определяется договором на оказание и оплату медпомощи по ОМС и составляет не менее:

  • 8 % – стационарной медпомощи;
  • 8 % – медпомощи, оказанной в дневном стационаре;
  • 0,8 % – амбулаторно-поликлинической медпомощи.

Если в течение месяца количество дефектов/нарушений превышает 30 % от числа случаев оказания медпомощи, по которым была проведена МЭЭ, то в следующем месяце объём проверок увеличится не менее чем в 2 раза.

Допустим, у вас в договоре стоит 8 %, в январе было обнаружено много дефектов, значит, в феврале объём проверок уже будет составлять 16 %, а если в договоре было 40 %, то – не менее 80 %. Поэтому важно внимательно читать договора, так как в законе нет потолка для объёма проверок.

Экспертиза качества медицинской помощи

В ходе ЭКМП выявляются нарушения при оказании медпомощи, их причины и последствия, оценивается своевременность её оказания, правильно ли были выбраны медицинские технологии, удалось ли достигнуть запланированного результата и в какой мере.

ЭКМП проводится экспертом качества медпомощи, включенным в территориальный реестр экспертов по поручению ТФОМС или СМО. И в отличие от предыдущих методов эти эксперты – обязательно врачи-специалисты с практическим опытом не менее 10 лет.

ЭКМП также может быть целевой или плановой. Заключение экспертов закрепляется в акте ЭКМП.

Целевая ЭКМП

Целевая ЭКМП осуществляется в случае:

  • необходимости подтверждения объёма и качества медпомощи по случаям, отобранным по результатам МЭК и МЭЭ;
  • внутрибольничного инфицирования и осложнения заболевания;
  • первичного выхода на инвалидность детей и трудоспособных взрослых;
  • увеличения или сокращения срока лечения более чем на 50% от установленного стандартом медпомощи или среднего для всех застрахованных за отчётный период с заболеванием, для которого нет принятого стандарта медпомощи;
  • летальных исходов при оказании медпомощи;
  • жалоб на доступность и качество медпомощи в МО;
  • повторного обращения по поводу одного и того же заболевания:
  • в течение 30 дней – при оказании амбулаторной помощи,
  • в течение 90 дней – при повторной госпитализации.

Целевая ЭКМП проводится в течение месяца после предоставления счёта к оплате, однако при определённых условиях сроки её проведения могут быть увеличены.

Сроки целевой ЭКМП повышаются:

  1. При проведении по результатам целевой МЭЭ – до 6 месяцев с момента предоставления счёта на оплату.
  2. При проведении проверок по случаям повторного обращения/госпитализации по одному и тому же заболеванию. В таких обстоятельствах сроки исчисляются с момента предоставления счёта с информацией о повторном обращении/госпитализации на оплату.
  3. В случае жалоб, смерти пациента, внутрибольничной инфекции и осложнений заболеваний, первичного выхода на инвалидность взрослых и детей. В таких случаях срок проведения целевой ЭКМП не ограничиваются.

Плановая ЭКМП

Не реже одного раза в год проводится плановая ЭКМП, в ходе которой оценивается, насколько объёмы, сроки, качество и условия предоставления медпомощи соответствуют договорам на оказание и оплату медпомощи по ОМС. Оценка проводится по группам застрахованных лиц, разделённых по возрасту, заболеваниям, этапу медпомощи и другим признакам.

Случаи оказания медпомощи для проведения плановой ЭКМП отбираются случайной и тематической выборкой. Тематика выбирается на основании результатов проведенных экспертиз и повторяющихся, систематических ошибок.

В проведении плановой тематической ЭКМП участвуют главные внештатные специалисты органа управления здравоохранением субъекта РФ.

Как избежать штрафов?

Для успешного прохождения проверок в системе ОМС необходимо проводить внутренний контроль КМП в МО и передавать в страховые компании только проверенные данные.

Часто медучреждения совершают одни и те же ошибки, и если не вести работу по коррекции деятельности, то страховые компании, имея уже некий паттерн, будут знать, где и как проверять МО, и, конечно, будут находить нарушения. Сотрудники МО, которые занимаются вопросами работы в системе ОМС, должны обязательно изучать акты МЭК, МЭЭ и проводить работу над ошибками.

Если МО заинтересована в том, чтобы улучшать качество медпомощи, чтобы эффективно работать в системе ОМС, то руководитель должен не бездействовать, а брать в свои руки управление качеством медпомощи во избежание канители с проверками и штрафов, вести коррекционную работу – учиться на своих ошибках, чтобы не совершать новые.

Приглашаем вас принять участие в Международной конференции для частных клиник «Инновационные подходы к удовлетворению ожиданий современных пациентов», где вы получите инструменты для создания положительного имиджа вашей клиники, что повысит спрос на медицинские услуги и увеличит прибыль. Сделайте первый шаг на пути развития вашей клиники.

Источник: https://academy-prof.ru/blog/kontrol-kachestva-medicinskoj-pomoshhi-v-sisteme-oms

Вопросы контроля качества оказания медицинской помощи в системе ОМС

Обязательное медицинское страхование» (ОМС) – это система, призванная обеспечить соблюдение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи.

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья закреплены в п. 1 ст. 41 Конституции РФ; в законе «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (ФЗ №326 от 21.

11.2010).

В соответствии с законом «Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации» в качестве субъектов и участников медицинского страхования выступают: гражданин (застрахованный), страхователь, страховая медицинская организация (страховщик), медицинское учреждение. В реализации обязательного медицинского страхования принимают участие Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Читайте также:  Российские права за границей - в каких странах можно ездить по российским и где нужны мву

Обеспечение и защита прав и законных интересов застрахованных лиц в сфере ОМС на территории субъекта Российской Федерации – одна из основных функций Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Дагестан (ТФОМС РД).

Приказом Федерального фонда ОМС от 28.02.2019 г. № 36 утверждён Порядок организации и проведения контроля объёмов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Вступившие в силу новые правила обязательного медицинского страхования определяют пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения.

Если ранее страховые медицинские организации контролировали качество оказанной медицинской помощи по факту её оказания на основе документации от медорганизаций или по факту обращения граждан, то теперь новыми правилами определён пошаговый регламент сопровождения застрахованных лиц на всех этапах лечения. Чётко определены обязанности страховых представителей, такие как работа с обращениями граждан, обеспечение организации информирования и сопровождения застрахованных лиц при оказании им медицинской помощи, организация индивидуального информирования о необходимости прохождения профилактических мероприятий, подготовка предложений для медицинских организаций по организации профилактических осмотров и диспансеризации, а также рассмотрение жалоб граждан (включая организацию проведения экспертиз).

Медико-экономическая экспертиза (МЭЭ) – установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объёма предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учётно-отчётной документации медицинской организации.

Медико-экономическая экспертиза осуществляется в виде целевой медико-экономической и плановой медико-экономической экспертизы.

За три прошедших года количество страховых случаев, по которым проведена МЭЭ в республике, увеличилось в 1,5 раза. В структуре выявленных дефектов на первом месте – дефекты оформления первичной медицинской документации, на втором – дефекты, связанные с предъявлением на оплату реестров счётов, на третьем месте – ненадлежащее исполнение стандартов и порядков оказания медицинской помощи.

Целевая медико-экономическая экспертиза проводится во всех случаях повторных обращений по поводу одного и того же заболевания: в течение тридцати дней – при оказании медицинской помощи амбулаторно, стационарно; в течение двадцати четырёх часов от момента предшествующего вызова – при повторном вызове скорой медицинской помощи, получении жалоб от застрахованного лица или его представителя на доступность медицинской помощи в медицинской организации, оказании медицинской помощи по профилю «онкология» с применением противоопухолевой терапии, несвоевременной постановке на диспансерное наблюдение застрахованных лиц, в случаях непрофильной госпитализации.

Контроль за случаями с онкологическими заболеваниями – на особом счету.

Срок начала оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями, не должен превышать 14 календарных дней с даты гистологической верификации злокачественного новообразования или 14 календарных дней с даты установления предварительного диагноза злокачественного новообразования (в случае отсутствия медицинских показаний для проведения патолого-анатомических исследований в амбулаторных условиях).

  • Больные с онкологическими заболеваниями подлежат пожизненному диспансерному наблюдению в центре амбулаторной онкологической помощи, а в случае его отсутствия – в первичном онкологическом кабинете или первичном онкологическом отделении медицинской организации, онкологическом диспансере или в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями. Если течение заболевания не требует изменения тактики ведения больного, диспансерные осмотры после проведённого лечения осуществляются:
  • – в течение первого года – один раз в три месяца;
  • – в течение второго года – один раз в шесть месяцев;
  • – в дальнейшем – один раз в год.
  • Согласно регламентирующим документам, контроль оказанной медицинской помощи и проведения экспертных мероприятий данной категории граждан проводится по трём направлениям:
  • – контроль соблюдения сроков с момента выявления до постановки диагноза пациентам с онкологическими заболеваниями;
  • – контроль определения стадии онкологического заболевания и выбора метода лечения;
  • – контроль степени достижения запланированного результата при поведении химиотерапии.
  • Одной из основных задач ТФОМС является проведение экспертизы качества медицинской помощи (ЭКМП).

За последние годы количество страховых случаев, подвергнутых ЭКМП, увеличилось как за счёт увеличения целевых ЭКМП, так и плановых (преимущественно тематических) экспертиз.

Результаты экспертизы качества медицинской помощи за предшествующие  годы показывают, что количество выявленных нарушений практически одинаково, что свидетельствует о недостаточной активности медицинских организаций в части устранения нарушений доступности и качества медицинской помощи.

В структуре дефектов преобладают нарушения, связанные с невыполнением порядков и стандартов оказания медицинской помощи, ненадлежащим оформленим (ведением) первичной медицинской документации.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за деятельностью страховых медицинских организаций, в том числе в части организации и проведения ими медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи.

Медицинская организация имеет право обжаловать заключение страховой медицинской организации по результатам контроля в течение 15 дней со дня получения актов страховой медицинской организации путём направления претензии в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.

Каждый застрахованный гражданин имеет право обратиться за проведением целевой экспертизы качества оказанной ему медицинской помощи. Экспертами являются высококвалифицированные специалисты, являющиеся профессионалами в своей области, сотрудники ДГМА. При необходимости к экспертизе привлекаются специалисты федеральных центров.

По своей экономической сути финансовые санкции, связанные с медико-экономической оценкой качества медицинской помощи, являются возвратом сумм, необоснованно выплаченных ранее страховщиками медицинским учреждениям за ненадлежащим образом оказанные медицинские услуги, а с юридической точки зрения они представляют собой санкции за несоблюдение договорных обязательств.

По единому телефону Контакт-центра 8-800-222-29-05 можно получить любую справочную информацию о работе медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС РД. В случаях нарушения ваших прав просим обращаться в ТФОМС Республики Дагестан по телефону 8(8722)55-70-84, 55-01-66.

Начальник отдела МКМП Управления ОМС ТФОМС РД Гаджиева З. Б.

Источник: https://chernovik.net/content/sredniy-klass/voprosy-kontrolya-kachestva-okazaniya-medicinskoy-pomoshchi-v-sisteme-oms

Утвержден новый порядок предоставления медицинской помощи по ОМС — Медицина и здравоохранение

Приказом ФОМС от 22 февраля 2017 года N 45, зарегистрированным в Минюсте России 4 мая 2017 года, внесены изменения в Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденный приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 г. N 230.

Уточнены основания проведения целевой медико-экономической экспертизы и целевой экспертизы качества медицинской помощи. Целевая экспертиза будет проводиться в случае повторных обращений по поводу одного и того же заболевания:

  • в течение 15 дней — при оказании амбулаторно-поликлинической помощи;
  • в течение 30 дней — при повторной госпитализации;
  • в течение 24 часов от момента предшествующего вызова — при повторном вызове скорой медицинской помощи.

Больше не являются основанием для проведения целевой экспертизы случаи заболеваний с удлиненным или укороченным сроком лечения более чем на 50 процентов от установленного стандартом медицинской помощи или средне сложившегося для всех застрахованных лиц в отчетном периоде с заболеванием, для которого отсутствует утвержденный стандарт медицинской помощи.

Страховые медицинские организации не будут согласовывать с ТФОМС объем ежемесячных медико-экономических экспертиз и экспертиз качества медицинской помощи.

При этом минимальный объем ежемесячных экспертиз качества медицинской помощи при оказании медицинской помощи амбулаторно снижен до 0,5% от числа поданных на оплату страховых случаев.

Также скорректировано количество случаев, подвергаемых реэкспертизе.

Установлено, что экспертиза качества медицинской помощи может проводиться с использованием автоматизированной системы. При использовании электронной медицинской карты медицинская организация предоставляет специалистам-экспертам и экспертам качества медицинской помощи медицинскую документацию в электронном виде.

По итогам плановой или целевой медико-экономической экспертизы специалистом-экспертом будет составляться акт медико-экономической экспертизы:

  • по форме в соответствии с приложением 10 к Порядку в случае отсутствия дефектов медицинской помощи/нарушений при оказании медицинской помощи;
  • по форме в соответствии с приложением 3 к Порядку в случае выявления дефектов медицинской помощи/нарушений при оказании медицинской помощи.

Экспертом качества медицинской помощи на основе экспертного заключения составляется акт экспертизы качества медицинской помощи:

  • по форме в соответствии с приложением 6 к Порядку в случае отсутствия дефектов медицинской помощи/нарушений при оказании медицинской помощи;
  • по форме в соответствии с приложением 5 к Порядку в случае выявления дефектов медицинской помощи/нарушений при оказании медицинской помощи.

Установлено, что медицинская организация уведомляет территориальный фонд обязательного медицинского страхования в случае непредставления страховой медицинской организацией акта в установленный срок.

При согласии медицинской организации с актом и мерами, применяемыми к медицинской организации, вместе с подписанным экземпляром акта в страховую медицинскую организацию необходимо направить план мероприятий по устранению нарушений в оказании медицинской помощи, выявленных по результатам экспертизы качества медицинской помощи.

При несогласии медицинской организации с актом подписанный акт возвращается в страховую медицинскую организацию с протоколом разногласий.

При этом страховая медицинская организация рассматривает протокол разногласий в течение 10 рабочих дней с момента его получения и направляет в медицинскую организацию результаты рассмотрения протокола.

Неоплата или уменьшение оплаты медицинской помощи и уплата медицинской организацией штрафов могут применяться с учетом результатов рассмотрения протокола разногласия (при наличии).

Внесены изменения в Перечень оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи):

  • исключен пункт 3.11 «Неправильное действие или бездействие медицинского персонала, обусловившее развитие нового заболевания застрахованного лица (развитие ятрогенного заболевания)»;
  • к основаниям отнесено нарушение времени доезда бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме;
  • к основаниям отнесены нарушения при оказании медицинской помощи (в частности, дефекты лечения, преждевременная выписка), вследствие которых при отсутствии положительной динамики в состоянии здоровья потребовалось повторное обоснованное обращение застрахованного лица за медицинской помощью по поводу того же заболевания в течение 15 дней со дня завершения амбулаторного лечения;
  • повторная госпитализация в течение 30 дней со дня завершения лечения в стационаре; повторный вызов скорой медицинской помощи в течение 24 часов от момента предшествующего вызова;
  • к основаниям отнесено отсутствие в первичной медицинской документации результатов обследований, осмотров, консультаций специалистов, дневниковых записей, позволяющих оценить динамику состояния здоровья застрахованного лица, объем, характер, условия предоставления медицинской помощи и провести оценку качества оказанной медицинской помощи;
  • к основаниям отнесено включение в счет на оплату медицинской помощи/медицинских услуг при отсутствии в медицинском документе сведений, подтверждающих факт оказания медицинской помощи пациенту.

Источник: http://smi.kodeks.ru/medicine/news/utverzhden-novyi-poryadok-predostavleniya-medicinskoi-pomoschi-po-oms

Ссылка на основную публикацию