Методы и способы оценки профессионального риска в страховании от нс и пз

Бухгалтерия Ставка от несчастных случаев по ОКВЭД в 2020 году — это показатель от 0,2 до 8,5 %. Узнать нужное значение помогут таблицы по ОКВЭД 2. 11 апреля 2019 Задорожнева Александра Методы и способы оценки профессионального риска в страховании от НС и ПЗ Методы и способы оценки профессионального риска в страховании от НС и ПЗ

Взносы на обязательное социальное страхование по НС и ПЗ — это платеж в бюджет, который перечисляет работодатель. Плательщиками взносов выступают любые коммерческие и некоммерческие организации, бюджетные учреждения и индивидуальные предприниматели, трудоустроившие работников по трудовому или гражданско-правовому соглашению. При этом не имеет значения, какова организационная форма, отраслевая принадлежность или система налогообложения страхователя. Вид экономической деятельности влияет лишь на тариф, по которому будут уплачиваться взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. Точная ставка по травматизму по ОКВЭД определяется проще всего.

Соцвзнос от НС и ПЗ уплачивается со следующих видов начислений:

  • заработная плата;
  • доплаты и надбавки к зарплате — компенсационные и стимулирующие выплаты;
  • премии;
  • единовременные вознаграждения;
  • компенсация неиспользованного отпуска;
  • перечисление за сотрудника денежных средств на оплату товаров, работ или услуг.

Законом установлены выплаты, на которые не начисляются взносы на травматизм.

К ним относятся различные государственные пособия (декретные, временная нетрудоспособность), компенсации при увольнении, начисления за выполнение служащим обязанностей, которые прописаны в трудовом законодательстве. Не начисляются также соцвзносы и на выплату компенсаций по новому трудоустройству гражданина в случае его сокращения.

Тарифы по ставкам

Для некоторых категорий работодателей в 2020 году применяются пониженные ставки взносов на травматизм. Величина взноса на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ зависит от того, есть ли у организации-страхователя право на получение льготы, и по какому коду вида экономической деятельности учреждение ведет свою работу.

Ставка ФСС по ОКВЭД 2020 устанавливается специалистами Фонда социального страхования и определяется на основе законодательно принятых тарифов по сборам.

Нормативно-правовая база для определения ставочной величины в 2020 году такова:

  • ФЗ № 179-ФЗ от 22.12.2005 — устанавливает тарифную сетку в зависимости от класса профессионального риска;

Источник: https://gosuchetnik.ru/bukhgalteriya/tablitsa-stavok-dlya-vznosov-v-fss-po-okved-2

1 класс профессионального риска: что это значит? • ЦПР "Эксперт"

Методы и способы оценки профессионального риска в страховании от НС и ПЗ

Ранее мы уже с Вами разбирались, как провести оценку профессиональных рисков (изучали методики, составляли процедуру СУОТ, разбирали предписания инспектора ГИТ). Сегодня мы посмотрим на другую сторону медали – классы профессиональных рисков (в частности, обратим внимание на 1 класс профессионального риска): расскажем, что это такое, и как определить, к какому классу риска принадлежит Ваша организация. Готовы?

Законодательная база

1 класс профессионального риска (впрочем, как и все остальные), к счастью или к сожалению, придумали не мы. Существует определённая законодательная база, на основе которой определяются классы профессиональных рисков и порядок расчетов:

Руководствуясь этими документами, мы получаем ещё целых 32 класса профессиональных рисков.

Методы и способы оценки профессионального риска в страховании от НС и ПЗ

1 класс профессионального риска.А какими они ещё могут быть?

Кажется, что понятие риска придумали сами страховые компании, поскольку «профессиональный риск» тому не исключение. Да, речь идёт о Фонде социального страхования (ФСС), куда каждый год Вы предоставляете сведения о том, какой из видов Вашей деятельности (из перечня ОКВЭД) является основным.

К слову, основным видом деятельности является тот, по которому компания производит наибольший объём товаров и услуг, или в рамках которого занято наибольшее количество персонала.

Так, помимо 1 класса профессионального риска существует ещё 31, которые отражают уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Логика проста: чем выше класс, тем больше придётся отчислять в ФСС. Если по результатам сверки ОКВЭД Вашей организации присвоен 1 класс профессионального риска, то размер страхового тарифа будет облагаться самым низким взносом.

  Оценка и учет профессиональных рисков это что и зачем?

Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, % Класс профессионального риска Размер страхового тарифа, %
I 0.2 XVII 2.1
II 0.3 XVIII 2.1
III 0.4 XIX 2.5
IV 0.5 XX 2.8
V 0.6 XXI 3.1
VI 0.7 XXII 3.4
VII 0.8 XXIII 3.7
VIII 0.9 XXIV 4.1
IX 1.0 XXV 4.5
X 1.1 XXVI 5.0
XI 1.2 XXVII 5.5
XII 1.3 XXVIII 6.1
XIII 1.4 XXIX 6.7
XIV 1.5 XXX 7.4
XV 1.7 XXXI 8.1
XVI 1.9 XXXII 8.5

Можно ли снизить класс профессионального риска? Исходя из положений действующего законодательства – нет. Однако можно снизить размер страхового тарифа, путем обретения скидок (со временем). К примеру, к таким организациям могут относиться те, которые занимаются благотворительностью, или нанимают на работу инвалидов.

Видео по теме:

«Управление профессиональными рисками в области охраны труда».

1 класс профессионального риска кем-то утверждается?

Весьма интересно, ведь сведения об основном виде деятельности сразу указывается в регистрационных документах, и по-влиять на его изменение можно лишь походом в налоговую. Впрочем организации должны ежегодно подтверждать такую информацию.

Каждый год происходит уточнение и определение класса профессионального риска (а значит, и страхового тарифа организации.

Если Вы собрались уточнить свой класс профессионального риска перед Фондом социального страхования, подготовить нужно следующие документы:

  • заявление (Приложение № 1 к Порядку, утвержденному Приказом Минздравсоцразвития от 31.01.2006 N 55;
  • подтверждающую справку;
  • расшифровку баланса за предыдущий период (требование не обязательно для представителей малого бизнеса).

Впрочем и этого Вы можете не делать, но тогда специалисты ФСС сами присвоят Вам класс профессионального риска и установят максимальную ставку в 8,5%, оспорить которую, увы, уже будет нельзя.

Как соотносятся классы и процедура оценки профессиональных рисков?

Как итог вышесказанному, на сегодняшний день получить 1 класс профессионального риска можно только имея определенный вид экономической деятельности в качестве основной. Иначе говоря, несмотря на один и тот же смысл, процедура оценки профессиональных рисков и процедура присвоения класса профессионального риска являются параллельными процессами.

Поясним: если класс профессионального риска определяет риск в целом на организацию, то процедура оценки профессиональных рисков помогает понять, с какими именно опасностями на рабочих местах могут столкнуться работники.

В итоге, если Вы хотите сэкономить, то мы советуем Вам закрыть вопрос профессиональных рисков на всех фронтах: про-вести оценку профессиональных рисков и ежегодно заявлять в ФСС о классе профессионального риска (а если по видам экономической деятельности он у Вас достаточно высок, то обеспокоиться о снижении страхового тарифа). Удачи!

Вам будет так же интересно:

  •    Управление профессиональными рисками в области охраны труда
  •    Методы оценки профессиональных рисков: выбираем подходящий
  •    Профессиональные риски это… определение, порядок оценки

Источник: https://pgc-expert.ru/1-klass-professionalnogo-riska-chto-jeto-znachit/

Оценка профессиональных рисков: что, зачем и как?

Оценка профессиональных рисков работников — это оценка вероятности причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и опасных производственных факторов при исполнении обязанностей по трудовому договору.

Проводить её — одна из обязанностей работодателя. Для краткости ниже будем называть эту процедуру оценкой рисков или ОПР.

Кроме этого нужно снижать и выявлять риски, а также информировать работников об опасностях при выполнении должностных обязанностей на предприятии. Но обо всем по порядку.

Обратите внимание, нужно учесть и оценить опасности не только для работников предприятия, но и для подрядчиков, участвующих в производственном процессе.

В Трудовом кодексе косвенно указано, что каждый работодатель обязан оценивать риски и управлять ими. Более точно это указывается в проверочных листах ГИТ (государственной инспекции труда) и в типовом положении о СУОТ (системе охраны труда на предприятии).

При проведении оценки профессиональных рисков оценивают не только вредные и опасные факторы, но и другие возможные риски, которые присутствуют на рабочих местах.

Как правило, при исследовании рассматривают результаты специальной оценки условий труда, производственного контроля, заключений санитарно-эпидемиологического контроля, предписаний государственных органов (ГИТ, МЧС, Роспотребнадзора и т.д.).

Чем больше элементов (документов, результатов, внешних и внутренних факторов) будет отражено в отчете, тем более качественным и полноценным он будет. Еще можно учитывать внешние факторы: экологическую обстановку, угрозу взрыва, ЧС, техногенных катастроф и аварий. Но обычно это касается сложных производственных предприятий.

Классификатор опасностей может быть дополнен пунктами, которых нет в типовом положении о СУОТ

Оценивать профессиональные риски нужно в любом бизнесе и в любом учреждении. ОПР подлежат все рабочие места: в офисе, в детском саду, в ресторане, в обувном цехе или на литейном производстве.

Опять душат бизнес проверками?

Оценка профессиональных рисков — это новая головная боль, как для руководителей, так и для специалистов, потому что необходимо учесть много тонкостей и формальностей, плюс есть ряд неопределенностей. ГИТ уже издала предписания на этот счёт.

Предписание ГИТ

У процедуры есть и положительные стороны: ОПР помогает проверить условия труда сотрудников, состояние помещений, зданий, оборудования, порядок в документах.

При систематическом подходе, который и подразумевает процедура управления профессиональными рисками, реальные риски должны сводиться из года в год к допустимому минимуму, обеспечивая большую безопасность при выполнении рабочих обязанностей.

Нормативная база. Эти законы обязывают и говорят, как проводить оценку рисков

Самостоятельно или организация на стороне. Новые поборы?

В отличие от специальной оценки условий труда оценку рисков можно проводить самостоятельно или с привлечением экспертной компании.

Привлеку компанию. Сотрудник экспертной организации включается в комиссию по ОПР, идентифицирует опасности, проводит аудит документации и производства, затем на основании собранных данных подготавливает отчет.

На текущий момент нет специальных требований к организациям о наличии лицензии или специального разрешения на право выполнять ОПР. Поэтому при выборе лучше ориентироваться на общий опыт работы в охране труда и ценовую политику.

Почему лучше обратиться в экспертную компанию:

  • ее специалисты регулярно занимаются и четко следуют методике проведения оценки профессиональных рисков;
  • в работе они точно следуют нормативным документам (Приказ №77 Роструда и приказ №438Н Минтруда);
  • имеется гарантия в виде договора между юридическими лицами.

При выборе компании уточните:

  • что вам выдадут по результатам оценки;
  • компетенцию и наличие обучения у экспертов;
  • есть ли гарантия на работы;
  • какова цена услуги (она не должна быть слишком низкой и высокой);
  • каковы сроки выполнения работы;
  • есть ли опыт выполнения оценки (объем работ по этому направлению).

Плюсы:

  • гарантия;
  • сроки выполнения работ (от одного дня в зависимости от объема).

Минусы:

  • различия в ценах на услугу;
  • сложность с выбором компании.

Сделаю сам. Требований к квалификации специалистов, участвующих в оценке рисков, на данный момент нет. Есть учебные курсы, которые помогают разобраться в вопросе. Но чтобы получить недостающие знания, нужна начальная база, время, а иногда и деньги. Поэтому возникает вопрос о целесообразности такого подхода.

Плюсы:

  • относительно низкая стоимость;
  • возможность получить дополнительный опыт;
  • вовлеченность работников.

Минусы:

  • вероятность получить штраф в результате проверки ГИТ;
  • срок исполнения может растянуться на несколько месяцев;
  • отсутствие утвержденных форм отчетных документов и методики проведения и необходимость их самостоятельной разработки.

Если в организации нет штатного специалиста по охране труда или на предприятии каждые 2-3 месяца не появляются новые рабочие места, то целесообразнее и дешевле заказать отчёт на стороне.

Существует еще третий вариант: провести самостоятельно с помощью ПО. Программа выполнит все расчеты автоматически и выдаст показатели уровней рисков. Проблемы с затратами на погружение в вопрос остаются, сокращается лишь механическая часть работы по оценке — ввод данных. Это хорошее решение для организации со штатом от 100 человек.

У меня нет рисков меня это тоже коснется? кто не должен проводить оценку рисков?

Риски — это не только там, где опасно. Риски есть везде. Поэтому оценивать их обязаны именно организаторы производства. Стоит отметить, что не только работодатель должен оценивать риски, но и организатор производства.

Читайте также:  Выплаты в связи со смертью пенсионера - кому положены и как их получить?

Под организатором производства понимаются работодатель, наниматель, предприниматель, страхователь, подрядодатель, рискодержатель, эксплуатирующая организация, заказчик или исполнитель и т.п.

Именно организатор производства занят непосредственной защитой своего предприятия и работающих на нем людей от опасностей, что обусловлено нежеланием терпеть ущерб, а также, как правило, давлением обязательных требований национального законодательства.

Компании без сотрудников. Допустим, в компании единственный сотрудник — директор. Работает он из дома, потому что офисного помещения нет. Даже в такой ситуации оценка рисков нужна, но вероятность что она когда-нибудь понадобится, как и вероятность проверок ГИТ организации с одним сотрудником, крайне мала.

Если у ИП нет сотрудников, то оценивать также ничего не нужно.

Компании без рабочих мест. Не нужно оценивать вакантные места. Нет сотрудников — нет оценки.

Когда нужно провести оценку рисков?

Четкой трактовки нет, но по закону нужно своевременно выявлять риски, как только появляется возможность травмирования не только работников, но и других участников производственного процесса.

Работаете без оценки рисков — возможно наложение штрафа до 80 000 рублей

Для тех, кто делать оценку рисков не хочет, предусмотрены штрафы (ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ) . При первом нарушении:

  • гендиректор или ИП заплатит от 5000 до 10 000 рублей;
  • юридическое лицо — от 50 000 до 80 000 рублей.

Как соблюсти требования закона: как выполнить оценку

Сначала нужно определиться: проводить оценку самостоятельно или с привлечением экспертной компании. При выборе подрядной организации всё просто: в договоре указываются сроки, условия и цена работ. Дальше необходим только контроль за ходом выполнения задачи. Результатом работ по договору должен быть отчет или карты оценки рисков с приложениями.

Пример отчета

Отчет утверждается работодателем, эксперт лишь ставит свою подпись. В отчете указываются методы оценки, классификатор опасностей, индивидуальные карты с указанием величин рисков по каждому рабочему месту, а также мероприятия по снижению опасностей. Подавать отчет после составления и утверждения в трудовую инспекцию не нужно. Этот документ остается у вас до момента проверки.

Пример индивидуальной карты оценки рисковПример индивидуальной карты оценки рисков

В случае самостоятельного выполнения порядок действий до подготовки будет следующий:

1 этап. Разработка и утверждение внутренней процедуры управления профессиональными рисками.

  • Подготовка специфического для рода деятельности организации классификатора опасностей.
  • Утверждение состава комиссии по оценке рисков.
  • Определение методов оценки уровня профессиональных рисков.

2 этап. Выявление опасностей/Сбор исходных данных.

  • Составление перечня всех источников опасностей: видов выполняемых работ, мест выполнения работ, оборудования, сырья и материалов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, зданий и сооружений.
  • Выявление опасностей в отношении каждого из перечисленных источников.

3 этап. Оценка уровней профессиональных рисков.

  • Оценка уровня профессионального риска с учетом вероятности и тяжести возможного ущерба.
  • Ранжирование реестра рисков.
  • Оценка приемлемости рисков.

4 этап. Разработка плана мероприятий по снижению рисков.

  • Разработка мер по исключению и снижению рисков.
  • Информирование работников об уровне рисков на их рабочих местах.

Документы для оценки рисков

Все результаты оценки рисков могут быть представлены в виде отчета, либо в виде отдельных документов. Сейчас требований по их оформлению нет. Главное, чтобы они были утверждены работодателем.

  • Приказ о создании комиссии, договор со специализированной организацией.
  • Методика оценки.
  • Перечень мест для оценки.
  • Отчет об оценке профессиональных рисков (индивидуальные карты).
  • Классификатор опасностей.
  • План мероприятий по управлению рисками.
  • Закрепленные в документах процедуры (положении о СУОТ или иных документах).

ЗАКАЗАТЬ ОЦЕНКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b029e6b1aa80c5715439777/5de74eb134808223c3a5ccb2

Развитие актуарных методов оценки профессионального риска в обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний тема диссертации по экономике, полный текст автореферата

  • На правах рукописи
  • БОЙКО ОЛЬГА ВЛАДИМИРОВНА
  • РАЗВИТИЕ АКТУАРНЫХ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ СТРАХОВАНИИ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Специальность 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит

  1. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук
  2. 3 О СЕН 2015
  3. 005562770 ^ ^
  4. Москва-2015 / I #
  5. 005562770

Работа выполнена в ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова»

  • Научный руководитель
  • Официальные оппоненты
  • Ведущая организация
  • доетор экономических наук, профессор, Архипов Александр Петрович
  • Турбина Капитолина Евгеньевна
  • доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВПО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации», профессор кафедры «Управление рисками и страхование»
  • Трифонов Борис Игоревич
  • кандидат экономических наук, ЗАО «МАКС», дирекция Добровольного медицинского страхования, начальник отдела андеррайтинга

ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»

Защита диссертации состоится «26» октября 2015 г. в 13 часов на заседании диссертационного совета Д212.196.02 на базе ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова» по адресу: 117997 г. Москва, Стремянный переулок, дом 36, корпус 3, ауд. 353.

С диссертацией можно ознакомиться в научно — информационном библиотечном центре имени академика Л.И. Абалкина и на сайте организации: http://ords.rea.ru/.

  1. Автореферат разослан «21 » сентября 2015 г.
  2. Ученый секретарь диссертационного ¿/ О
  3. совета дл. Маршавина
  4. I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертации. Одним из базовых инструментов современной социальной политики Российской Федерации, позволяющих поддерживать достойный уровень жизни и труда всего занятого населения страны, является обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

В рамках сложившегося вектора экономической политики, направленного на сокращение уровня смертности и травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, указанный вид социального страхования нуждается в модернизации, связанной с переходом к системе управления профессиональными рисками и развитию экономической мотивации для улучшения работодателями условий труда.

В ходе технического прогресса ведется непрерывная работа по минимизации регулярно выявляемых профессиональных рисков путем разработки инновационных технологий защиты и совершенствования средств индивидуальной и коллективной защиты. Однако ежедневно появляющиеся новые угрозы приводят к новым потерям. В 2012 г.

потери фактически отработанного времени из-за травматизма на производстве, дополнительных отпусков и сокращенной продолжительности рабочего времени составили 92,5 млн. человеко-дней, что равноценно невыходу на работу в течение года 755,3 тыс. человек. Общие потери от недопроизводства продукции и услуг оцениваются приблизительно в 928 млрд. руб., включая 130 млрд. руб.

в виде потери налоговых доходов, что эквивалентно потере 2,1% ВВП1.

Таким образом, российская экономика имеет колоссальные резервы для повышения эффективности и сбережения трудовых ресурсов. Для вскрытия этих резервов необходимо изменить политику охраны труда и, в первую очередь, перейти от компенсации ущерба к управлению профессиональными рисками.

  • Актуальность темы диссертационной работы обусловлена необходимостью:
  • — продолжения научных исследований финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования на основе анализа, классификации и оценки профессиональных рисков, развития актуарных методов тарификации профессиональных рисков и расчета необходимых страховых резервов;
  • -выявления и изучения особенностей системы социального страхования работников в индустриально развитых зарубежных странах с целью дальнейшего

1 Сафонов А. «Концепция-2020: модернизация трудовых отношений» [Электронный ресурс] / Сафонов А. // «Известия», Режим доступа: http://www.izYestia.ru/news/523621/ свободный.- Загл. с экрана. — Яз.рус.

  1. 3
  2. применения в российской практике социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  3. — развития актуарных методов расчета базовых страховых тарифов, обеспечивающих финансовую устойчивость указанного вида страхования и необходимый уровень «солидарной ответственности» работодателей по страховым случаям, произошедшим в прошлые периоды;
  4. — выявления и изучения отраслевых факторов, влияющих на уровень профессионального риска страхователя;
  5. — разработки системы «повышающих» и «понижающих» коэффициентов к базовому страховому тарифу, максимально отражающих индивидуальный уровень профессионального риска страхователя в зависимости от состояния и условий труда.
  6. Степень разработанности проблемы

Вопросам социального страхования и, в частности, вопросам страхования производственного травматизма и профессиональных заболеваний посвящено значительное число исследований зарубежных и отечественных ученых.

Прежде всего необходимо отметить исследования специалистов и консультантов Всемирной организации здравоохранения — А.Асамоа-Баа, К.Девиса, С.Жакаб, Т.Эванс, К.Этинье и Международной организации труда — А.Диопа, М.Сишона, Ф.Бонне, КХагермейера, а также независимых исследователей — АЛдамса, У.Бека, Г.

Бин Нан, А.Сапира, М.Теннера, Я.Скотга, А.Уайг, А.Клейтона, Э.Миллер, Д.Прайса, П.Тюрку, Дж.Хауса, АЛрдли.

Среди отечественных ученых значительное внимание вопросам оценки профессионального риска и организации социального страхования уделено в трудах А.П.Архипова, Э.И.Денисова, В.В.Дрошнева, Н.Ф.Измерова, К.П.Каминского, В.Д.Роика, В.И. Рябикина, А.А.Цыганова. В работах исследователей А.Г.Федорца, Г.В.

Федоровича, В.И. Шерстнева предложены вероятностно-статистические методы оценки профессиональных рисков, использованные в настоящем исследовании. Вопросам экономики и финансовой устойчивости социального страхования посвящены фундаментальные исследования Л.А.Габуевой, ЛЛ.Орланюк-Малицкой, К.Е.Турбиной, Б.И.

Трифонова.

  • Изучение исследований в данной области позволяют отметить, что недостаточно проработанными остаются вопросы, связанные с развитием
  • актуарных методов оценки профессионального риска, его тарификации и формирования достаточных страховых резервов с целью обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования профессиональных рисков и экономической мотивации страхователей к повышению безопасности труда
  • Объектом исследования является профессиональный риск в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее по тексту ОСС от НС и ПЗ).
  • Предметом исследования являются методы актуарной оценки профессионального риска предприятия — страхователя в системе обязательного социального страхования.
  • Цель диссертационной работы состоит в теоретическом обосновании и разработке методических рекомендаций по развитию актуарной оценки профессионального риска для расчета страховых тарифов в системе ОСС от НС и
  • ПЗ.
  • В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:
  • — провести анализ соответствия действующей нормативной правовой базы и существующего порядка отнесения видов экономической деятельности к классам профессионального риска с установлением страховых тарифов на ОСС от НС и ПЗ современному уровню и динамике изменений производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
  • — выявить на основе изучения и обработки отраслевой статистической информации факторы, влияющие на уровень профессионального риска страхователя;
  • — определить особенности системы социального страхования работников в индустриально развитых странах и возможности их применения в российской практике социального страхования от НС и ПЗ;
  • — разработать методические рекомендации по расчету базовых страховых тарифов, обеспечивающих финансовую устойчивость системы ОСС от НС и ПЗ, необходимый уровень «солидарной ответственности» работодателей по страховым случаям, произошедшим в прошлые периоды, и методику определения страхового
  • тарифа;
  • — обобщил, результаты статистических исследований индивидуального уровня профессионального риска страхователя;
  • — разработать систему «повышающих» и «понижающих» коэффициентов к базовому страховому тарифу, позволяющих учесть индивидуальный уровень профессионального риска в зависимости от состояния и условий труда;
  • — оценить возможное влияние результатов внедрения предложенной методики актуарной оценки профессионального риска на финансовую устойчивость системы ОСС отНСиПЗ.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования явились фундаментальные положения экономической теории, риск-менеджмента, концепций социально-трудовых отношений, а также системный анализ условий обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования от НС и ПЗ, методы прогнозирования динамических рядов случаев травматизма и заболеваний, актуарные (вероятностно-статисшческие) методы расчета страхового тарифа с учетом индивидуального уровня профессионального риска. В качестве теоретической основы исследования использованы также опубликованные труды отечественных и зарубежных ученых и практиков социального страхования, материалы международных и всероссийских совещаний и научно-практических конференций, законодательные и нормативно-правовые акты, регламентирующие социальное страхование профессиональных рисков.

Информационную и эмпирическую базу исследования составили данные федерального статистического наблюдения, материалы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам государственной политики в области охраны труда и социального страхования, статистические данные Фонда социального страхования Российской Федерации, Росстата, а также отраслевые статистические данные, публикации в научных монографиях и журналах, информационные ресурсы сети Internet.

Область исследования. Диссертация соответствует nacnopiy научной специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»: п.6.3. Государственное регулирование развития и эффективного функционирования обязательного и добровольного страхования; п.7.

Читайте также:  Статистика дтп по маркам автомобилей в россии и в мире

1 Современные тенденции организации и функционирования системы страхования и рынка страховых услуг; п.7.4 Формирование теоретических и методологических основ новых видов страховых продуктов и систем социальной поддержки и защиты населения страны; п.7.

7 Обеспечение финансовой устойчивости страховых организаций.

  1. Научная новизна диссертации заключается в разработке методологических положений и методических рекомендаций, развивающих актуарные методы
  2. оценки профессионального риска, его тарификации и формирования достаточных страховых резервов с целью обеспечения финансовой устойчивости системы социального страхования профессиональных рисков и экономической мотивации страхователей к повышению безопасности труда.
  3. На защиту выносятся следующие результаты, содержащие научную новизну:
  4. — выявлена общая безубыточность системы ОСС от НС и ПЗ в условиях отсутствия правовой и методической базы, регламентирующей объективную оценку индивидуального уровня профессионального риска страхователя и, как следствие, формирование эквивалентного страхового тарифа;
  5. — обоснована целесообразность и возможность применения в обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний метода учета уровня профессиональных рисков на базе регулярного независимого контроля параметров производственной среды и прецизионной оценки зависимости изменения страхового тарифа от уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний у страхователя;
  6. — доказана необходимость применения углубленной многоступенчатой тарификации риска, основанной на применении системы повышающих/понижающих коэффициентов к основному тарифу, мотивирующей страхователя к снижению количества страховых случаев и пропорциональному снижению страхового тарифа путем проведения превентивных и защитных мероприятий по повышению безопасности труда;
  7. — разработано инновационное направление развития актуарных методов оценки профессионального риска и установления экономически обоснованного тарифа, основанное на математическом прогнозировании страховых случаев на планируемый период с использованием апостериорной статистики и количественной априорной оценки потенциального уровня безопасности труда;
  8. разработана актуарная методика определения экономически обоснованного страхового тарифа и его дифференциации по классам профессионального риска в системе ОСС от НС и ПЗ;
  9. — разработана новая система «бонус-малус», обеспечивающая индивидуализацию страхового тарифа с учетом применяемых страхователем инструментов управления профессиональными рисками.
  10. Теоретическая значимость полученных результатов состоит в развитии экономических и правовых основ обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования профессиональных рисков на основе системного применения актуарных вероятностно-статистических методов оценки индивидуального профессионального риска, формирования достаточных страховых резервов и формирования условий экономической мотивации страхователей путем совершенствования системы «бонус-малус».
  11. Практическая значимость диссертационной работы состоит:
  12. — в разработке методики расчета экономически обоснованного страхового тарифа и его дифференциации по классам профессионального риска в системе ОСС от НС и ПЗ;
  13. — в обосновании целесообразности и возможности применения в ОСС от НС и ПЗ метода учета уровня профессиональных рисков на базе регулярного независимого контроля параметров производственной среды и прецизионной оценки зависимости изменения страхового тарифа от уровня производственного травматизма и профессиональных заболеваний у страхователя;
  14. ~ в развитии актуарных методов оценки профессионального риска и установления экономически обоснованного тарифа на основе математического прогнозирования страховых случаев на планируемый период с использованием апостериорной статистики и количественной априорной оценки потенциального уровня безопасности труда;
  15. — в разработке методических рекомендаций по созданию углубленной системы корректирующих коэффициентов, обеспечивающей индивидуализацию страхового тарифа с учетом применяемых страхователем инструментов управления профессиональными рисками.
  16. Результаты данного исследования могут быть использованы в системе ОСС от НС и ПЗ, в практике работы Фонда Социального Страхования Российской Федерации и его территориальных отделений в соответствии с их полномочиями.

Апробация результатов диссертации.

Разработанная в результате диссертационного исследования методика тарификации была проверена автором с использованием модельных актуарных расчетов для страхователей, относящихся к различным видам экономической деятельности, в том числе строительству, сельскому хозяйству и обрабатывающему производству. По результатам проверки была установлена высокая сходимость расчетных параметров с действующими

методиками и доказана возможность более полного учета особенностей индивидуального уровня профессионального риска страхователя.

Результаты диссертации использованы при выполнении:

— научно-исследовательской работы «Разработка комплексных предложений по совершенствованию обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный контракт № Ю9 от 13.05.2013 (октябрь 2013 г.);

Источник: http://economy-lib.com/razvitie-aktuarnyh-metodov-otsenki-professionalnogo-riska-v-obyazatelnom-strahovanii-ot-neschastnyh-sluchaev-na-proizvods

Взносы в ФСС от НС и ПЗ

Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний оплачивают согласно установленному тарифу. Он определяется на основании класса профессионального риска.

Каждый год налогоплательщики должны подтверждать вид своей деятельности по ОКВЭД. Для этого им необходимо подать соответствующие документы в Фонд Социального Страхования. Именно он является администратором денежных поступлений на НС и ПЗ.

Каждому классу профессионального риска соответствует определенная ставка. Ее принимают в расчет при оплате взносов. Установлено 32 класса, тарифные ставки варьируются от 0,2% до 8,5%.

Например, предприятие, которое занимается издательской деятельностью, относится к первому классу профессионального риска. Ему соответствует тарифная ставка в 0,2%.

Юридическое лицо, которое занимается добычей торфа, относится к XVIII классу профессионального риска. Значит, оно оплачивает взносы по тарифу 2,3%.

Стоит учесть, что взносы от НС и ПЗ не являются налогами. Значит, на них не распространяется действие Налогового Кодекса РФ. Несмотря на это, если платеж перечислен не своевременно или не полностью, к налогоплательщику применят штрафные санкции в виде пеней. Это правило указано в Федеральном Законе 12-ФЗ.

Налогоплательщиками являются:

  • физические лица;
  • юридические лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • иностранные предприятия, которые ведут деятельность на территории Российской Федерации и используют наемный труд российских граждан.

Застрахованными лицами являются граждане, которые работают на основании трудового договора или гражданско-правового соглашения.

Стразовые взносы от НС и ПЗ: сроки уплаты, расчет

Взносы на социальное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний нужно рассчитывать каждый месяц. Оплату производят не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным. Согласно установленному законодательству каждый налогоплательщик должен подавать отчет по страхованию каждый квартал.

Тарифные ставки для оплаты сборов могут быть установлены с учетом надбавки или скидки. Их размер рассчитывают в соответствии со специальной Методикой Министерства Труда и Социальной защиты РФ. В расчет берут итоги деятельности страхователя за предшествующие три года с проведением специальной оценки условий труда.

Льготы для оплаты взносов в ФСС от НС и ПЗ предоставляют двум категориям страхователей. К первой относят:

  • общественные организации инвалидов, членами которых являются не менее 80% инвалидов и их официальных представителей;
  • учреждения, которые созданы для культурных, образовательных, физкультурно-спортивных и лечебно-оздоровительных целей, при условии, что их имущество принадлежит общественным организациям инвалидов;
  • предприятия, уставный фонд которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • учреждения, созданные для оказания правовой или другой помощи людям с ограниченными возможностями, при условии, что их имущество находится в собственности общественных организаций инвалидов.

Ко второй группе относят предприятия/организации, а также индивидуальных предпринимателей, которые в своей деятельности используют наемный труд инвалидов I-III групп. Максимальный размер скидки или надбавки не может превышать 40% от основной ставки.

Базой для расчета суммы взноса от НС и ПЗ является оплата труда сотрудника, а также другие налогооблагаемые выплаты: отпускные, командировочные и прочие. В расчет не берут не налогооблагаемые выплаты.

  • Взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитывают по такой формуле:
  • Взносы от НС и ПЗ = База (налогооблагаемые выплаты) х Тарифная ставка
  • При наличии скидки на оплату взносов от несчастных случаев и профессиональных заболеваний сумму сбора высчитывают по такой формуле:
  • Взносы от НС и ПЗ = База расчета х Тариф х 0,6
  • Пример 1.

Предприятие «Калина» выплатила в сентябре заработную плату сотрудникам в размере 105 000,00 руб. В этом месяце не было никаких не облагаемых налогами выплат. Соответственно, сумму заработной платы нужно принимать за базу для расчета. Тарифная ставка предприятия составляет 0,2%.

Делаем расчет:

Взносы от НС и ПЗ = 105000х0,2%

Итог: 2100,00 руб. нужно перечисли в ФСС.

Пример 2. Расчет взносов от НС и ПЗ при наличии скидки

Уставный фонд ООО «Мастер» состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. Численность граждан с ограниченными возможностями составляет 55%. Доля их заработной платы из общего фонда составляет 30%. Предприятие оплачивает взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по сниженному тарифу на 25%.

Так как предприятию присвоен 9-ый класс профессионального риска, ему соответствует ставка 1%. Предоставлена скидка в 25%. Соответственно, тариф с учетом скидки будет 0,75%. За июнь бухгалтер начислил заработную плату сотрудникам на сумму 500 000,00 руб.

  1. Рассчитываем:
  2. Взносы от НС и ПЗ = 500000х0,75%х0,6
  3. Итог: предприятие должно перечислить 2250,00 рублей на оплату взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Источник: https://glavbuhx.ru/strahovie-vznosi/vznosi-na-travmatizm/vznosy-v-fss-ot-ns-i-pz.html

По какому тарифу начислять страховые взносы от несчастных случаев: сводная таблица

Тарифы страховых взносов определяются классом профессионального риска. Таких классов всего 32 (Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ) — по видам деятельности.

Определить свой класс профриска можно, зная свой ОКВЭД (см. Приложение к Приказу Минтруда РФ от 30.12.2016 года № 851Н). В каждом классе собраны виды деятельности, схожие по показателям травматизма и профзаболеваний, а значит, и по расходам на страховое обеспечение. Чем выше класс риска, тем выше ставка страховых взносов. 

Например, ОКВЭД 18.11 «Печатание газет» относится к 1 классу профриска со ставкой 0,2 %, а ОКВЭД 05.10.1 «Добыча угля и антрацита» — к 32 классу со ставкой 8,5 %.

Величина тарифов подтверждается каждый год: фактически законодатель продлевает размеры ставок, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 № 179-ФЗ. На 2020 год они установлены Федеральным законом от 27.12.2019 № 445-ФЗ. 

Чтобы активнее включать в трудовой процесс инвалидов I, II и III группы, закон сохраняет для них льготные тарифы по взносам — 60 % от утвержденного размера. Эта норма действует и для ИП (ст. 2 Федерального закона от 27.12.2019 № 445-ФЗ). 

Вот тарифы страховых взносов по классам профессионального риска:

Класс профрискаТариф страхвзносов, %
1 0,2
2 0,3
3 0,4
4 0,5
5 0,6
6 0,7
7 0,8
8 0,9
9 1
10 1,1
11 1,2
12 1,3
13 1,4
14 1,5
15 1,7
16 1,9
17 2,1
18 2,3
19 2,5
20 2,8
21 3,1
22 3,4
23 3,7
24 4,1
25 4,5
26 5
27 5,5
28 6,1
29 6,7
30 7,4
31 8,1
32 8,5

Ваш тариф взносов на травматизм

Чтобы узнать свой тариф, определите класс страхового риска вашего бизнеса. Это зависит от ОКВЭД, который в прошлом году установили как основной для вашей компании (п. 8 Постановления Правительства РФ  от 01.12.2005 № 713). 

Основной вид деятельности юрлица подтверждают ежегодно. До 15 апреля в ФСС подаются следующие документы (п. 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 № 55):

После получения документов ФСС установит для вас тариф страховых взносов, который начнет действовать с начала текущего года. До этого момента платите взносы по прошлогоднему тарифу.

Источник: https://kontur.ru/articles/5715

Классы профессионального риска и страховые тарифы в 2020 году

Классы профессионального риска и страховые тарифы — это связанные понятия: чем выше риск, тем ощутимее для бюджета предприятия страховые взносы на на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. О том, что такое классы профессионального риска и страховые тарифы и какие существуют способы их определения, вы узнаете из статьи.

Обеспечение безопасности на предприятии — важнейшая задача каждого руководителя. При условии ее успешной реализации никто не застрахован от несчастных случаев. Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам определенные гарантии, в том числе — за счет специальных выплат.

Страховые взносы — это обязательные платежи, рассчитываемые по специальному тарифу, которые все работодатели должны ежемесячно перечислять страховщику.

Это денежная компенсация, призванная защитить интересы работника в случае получения им травмы на производстве или профессионального заболевания.

Страховые платежи носят регулярный характер, вносятся за каждого работника индивидуально и выплачиваются только после наступления страхового случая.

Читайте также:  Имеет ли право участковый уполномоченный остановить автомобиль?

Страхователями являются работодатели, с которыми сотрудник заключил трудовой договор — это могут быть как индивидуальные предприниматели, так и юридические лица. Если же персонал работает по гражданско-правовому договору, то обязанность по уплате страховых взносов снимается, за исключением случаев, когда договор предусматривает такое условие.

Страховые отчисления на травматизм делают со следующих поступлений:

  • заработная плата;
  • премии и надбавки;
  • отпускные.

При этом единовременная материальная помощь, больничные, выходные пособия, расходы на переподготовку и целевые выплаты от государства никакими отчислениями не облагаются (статья 20.2 №125-ФЗ).

Ежегодно Правительство пересматривает нормативы страховых взносов и принимает решения о внесении изменений или сохранении прежних показателей.

12 декабря 2020 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект № 556366-7 «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», которым установила, что взносы исчисляются и уплачиваются по тарифам, указанным в ФЗ от 22.12.2005 № 179-ФЗ.

Определение класса профессионального риска (страхового тарифа организации)

Размер страхового тарифа непосредственным образом связан с классом профессионального риска. Для того чтобы определить, какую ставку по травматизму необходимо вносить, нужно знать основной вид деятельности организации (ОКВЭД). Таковым является:

  • тот, по которому компания производит наибольший объем товаров и услуг;
  • в рамках которого занято наибольшее количество персонала.

Ежегодно компании должны предоставлять в ФСС сведения о том, какой из видов деятельности является основным — в зависимости от этого и будут установлены тарифы. Если же такие данные не передаются — ФСС вправе выбрать из перечня ОКВЭД наиболее опасный из закрепленных за компанией в ЕГРЮЛ и установить тарифы по нему.

Такая практика приводит к большому числу разногласий, которые разрешаются в суде. Судебные инстанции в большинстве случаев встают на сторону страховщиков — несмотря на аргументы компаний, что «опасный» ОКВЭД вообще не используется в реальной деятельности компаний.

Чтобы избежать этого, ФСС рекомендует проверить перечень ОКВЭД и удалить ненужные.

Действующее законодательство выделяет 32 класса, которые отражают уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и, соответственно, расходов на обеспечение по страхованию (ст.

3 закона № 125-ФЗ). Чем выше этот уровень, тем больше платеж: так, размер страхового тарифа (1-й класс профессионального риска) облагается самым низким взносом.

В 2020 году тарифы ФСС рассчитываются в диапазоне от 0,2 до 8,5 %.

Вопросы расчетов регламентируются следующими нормативно-правовыми актами:

  • ч. 1 ст. 21 Закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 № 125-ФЗ;

Источник: https://ppt.ru/art/strah-vsnosy/klassi-riska

Подтверждаем вид деятельности в ФСС

Источник: Журнал «Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение»

Не позднее 15 апреля 2015 года страхователи должны подтвердить основной вид деятельности в целях определения тарифа взносов на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ). Как это сделать и каковы последствия игнорирования данной обязанности, расскажет наш эксперт.

Страховой тариф взносов на страхование от НС и ПЗ

Правоотношения по социальному страхованию от НС и ПЗ устанавливаются нормами Федерального закона №125‑ФЗ[1].

Страховой тариф является одной из составляющих для расчета и уплаты страховых взносов: страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (ст. 22 Федерального закона №125‑ФЗ).

Страховые тарифы дифференцируются по классам профессионального риска и устанавливаются федеральным законом (ст. 21 Федерального закона №125‑ФЗ).

Статьей 1 Федерального закона №401‑ФЗ[2] предусмотрено, что в 2015 году и в плановый период 2016 и 2017 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22.

12.2005 №179‑ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год». Напомним, что законом определены 32 класса профессионального риска (с 1-го по 32-й) и соответствующие им тарифы – от 0,2 до 8,5%.

Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска в целях установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от НС и ПЗ утверждены Постановлением Правительства РФ от 01.12.

2005 №713 (далее – Правила №713). Согласно данным правилам виды экономической деятельности разделяются на группы в зависимости от класса профессионального риска.

При отнесении вида экономической деятельности к другому классу профессионального риска изменяется размер страхового тарифа страхователя.

Страховой тариф устанавливается на текущий год по данным деятельности страхователя в предыдущем году. Изменение страхователем в течение текущего года вида экономической деятельности не влечет изменение размера страхового тарифа, установленного на этот год в отношении такого страхователя.

  • В таблице представлены правила отнесения вида деятельности к классу профессионального риска для разных категорий страхователей.
  • Правила отнесения вида деятельности к классу профессионального риска
  • Юридическое лицо
  • – основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации;
  • – основной вид деятельности страхователя – юридического лица ежегодно подтверждается страхователем;
  • – если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности;
  • – если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности
  • Подразделения страхователя, являющиеся самостоятельными классификационными единицами*
  • – виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем;
  • – если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами, он подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности
  • Физическое лицо
  • – основной вид экономической деятельности страхователя – физического лица, нанимающего лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, соответствует основному виду деятельности, указанному в ЕГРИП. При этом ежегодного подтверждения страхователем основного вида деятельности не требуется

Самостоятельными классификационными единицами для целей обязательного социального страхования от НС и ПЗ, подлежащими отнесению к видам экономической деятельности, являются страхователи, обособленные подразделения страхователей – юридических лиц, а также структурные подразделения страхователей – юридических лиц, осуществляющие виды экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя.

Подтверждаем основной вид деятельности

Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний – юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 №55 (далее – Порядок №55).

Для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля подает в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации следующие документы:

  • заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности (его форма приведена в приложении 1 к Порядку №55);
  • справку-подтверждение основного вида экономической деятельности (форма представлена в приложении 2 к Порядку №55);
  • копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год. Данный документ не представляют страхователи – субъекты малого предпринимательства.

Перечисленные документы подаются на бумажном носителе либо в электронной форме.

Территориальный орган ФСС в двухнедельный срок с даты представления данных документов уведомляет страхователя об установленном ему с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем классу профессионального риска основного вида экономической деятельности страхователя.

Если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не позднее 15 апреля не представил перечисленные выше документы, территориальный орган ФСС относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска (п. 5 Порядка №55).

  1. Если страхователь не подтверждает виды экономической деятельности подразделений, такой страхователь в целом подлежит отнесению к виду экономической деятельности, который соответствует его основному виду экономической деятельности.
  2. До подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь и его подразделения относятся к виду экономической деятельности по основному виду экономической деятельности, подтвержденному страхователем в предыдущем финансовом году.
  3. Основной вид экономической деятельности вновь созданных страхователей, которые не осуществляли свою деятельность в предыдущем году, не требует подтверждения в первый год их деятельности.

Если страхователь не подтвердил основной вид деятельности…

Как было отмечено выше, и Правила №713, и Порядок №55 содержат положение, согласно которому, если страхователь не подтвердил основной вид деятельности, ФСС относит данного страхователя к определенному виду деятельности самостоятельно.

Чем грозит страхователю пропуск срока подтверждения основного вида деятельности или вовсе игнорирование данной обязанности? Последствия этих действий можно продемонстрировать на примере одного из многочисленных судебных решений по данному вопросу – Постановления ФАС ВВО от 25.08.2014 №А29-7084/2013.

Как следует из материалов дела, ФСС провел камеральную проверку представленного страхователем расчета по форме 4-ФСС, по результатам которой составил акт и направил в адрес общества требование о внесении исправлений в отчетность.

В ходе проверки ФСС пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2% и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ в размере, определенном исходя из страхового тарифа 3,4%, соответствующего 22-му классу профессионального риска (определенному ФСС самостоятельно на основании данных ЕГРЮЛ).

Рассмотрев материалы проверки, руководитель фонда принял решение об отказе в привлечении страхователя к ответственности и предложил обществу перечислить доначисленные фондом страховые взносы по обязательному социальному страхованию от НС и ПЗ, а также пени.

Таким образом, в случае отсутствия информации от страхователя об осуществляемых видах деятельности фонд применяет п. 5 Порядка №55.

Однако, действуя подобным образом, признавая основным вид деятельности, соответствующий наиболее высокому классу профессионального риска, специалисты ФСС ориентируются на данные, содержащиеся в ЕГРЮЛ или иных документах, где перечислены виды деятельности, которые может осуществлять страхователь. При этом, по мнению судей, данная позиция сотрудников фонда не соответствует законодательству. Так, в упомянутом выше Постановлении от 25.08.2014 №А29-7084/2013 ФАС ВВО отметил, что в п. 5 Порядка № 55 и п. 14 Правил № 713 указано на осуществляемые виды деятельности, поэтому вид фактически осуществляемой страхователем деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности данного страхователя.

Судьи ФАС ВСО солидарны с коллегами: буквальное содержание данного пункта указывает на определение вида экономической деятельности из осуществляемых видов деятельности, то есть фактически осуществляемой деятельности в предыдущем году (Постановление от 30.04.2013 №А33-12934/2012).

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/418832/

Ссылка на основную публикацию