2 0 1046
Нормативная документация определяет застрахованное лицо как субъекта, имущество которого, его жизнь и жильё подлежат страховой защите со стороны государства. Правило не претерпевает изменений согласно номам текущего законодательства.
Сведения о застрахованных лицах в Пенсионном Фонде
Статья №7 Закона Российской Федерации №167-Ф3 от 15.12.2007 года определяет понятие застрахованного лица как гражданина, который исправно платит взносы социального страхования.
К подобной категории лиц согласно нормам текущего законодательства относятся:
- граждане, которые имеют официальное место работы, осуществляющие свою трудовою деятельность по трудовой книжке или заключённому с работодателем трудовому соглашению, а также нанятые для исполнения своих служебных обязанностей сотрудники;
- субъекты, осуществляющие предпринимательскую деятельность, практикующие частным образом или предприниматели;
- работники ферм и крестьянских хозяйств;
- лица, входящие в число родовых общин народов, проживающих в районах Сибири и крайнего севера;
- культовые служители;
- граждане России, проживающие или работающие по контракту за границей;
- прочие категории населения страны, которые имеют СНИЛС.
- Лица, застрахованные в Пенсионном Фонде страны, имеют собственные права и обязанности как и все субъекты правовых отношений.
- Основные права заключаются в возможности получения в должном объёме пенсионного накопления согласно соглашения пенсионного обеспечения.
- По российским законам устанавливаются такие характеристики застрахованных лиц:
- те, на которых распределяется обязательная форма пенсионного обеспечения, принятая в полном соответствии с действующим Федеральным законом;
- постоянно или временно находящиеся на территории страны иностранные субъекты;
- предприниматели, работающие сами на себя;
- сотрудники бюджетной сферы, которые имеют постоянный оклад.
- Возможны изменения и дополнения к данным правилам в соответствии с изменениями действующего в стране законодательства.
- Субъектами существующей на текущей момент системы пенсионных накоплений являются граждане, по закону получающие право на оформление страховых пенсий в данном фонде.
- Для пребывания в статусе субъекта данной системы требуется иметь достаточный стаж начисления страховой пенсии в Пенсионном Фонде страны, а также располагать необходимым набором документов, подтверждающих статус получателя пенсии данного рода.
- Кроме того, необходимо иметь российское подданство, вне зависимости от того, имеет ли гражданин трудовой стаж в России или за её пределами.
Субъекты системы данного фонда имеют право на получение пенсии в строго установленном объёме для каждой из категорий получателей.
Также при необходимости возможен перевод получателей пенсии из одной категории получателей в другую по взаимной договорённости сторон.
Страхование
Вариантами страхового обеспечения при наступлении страховых случаев признаются следующие:
- получение назначенного объёма трудовой пенсии по наступлении пожилого возраста;
- страховая и накопительная часть страховых пенсионных отчислений, назначаемые к выплате в случае потери гражданином трудоспособности;
- пособие, выдаваемое в случае назначения страховых выплат при потере кормильца;
- средства, выделяемые Пенсионным Фондом на похороны получателя, на текущий момент уже давно не работающего.
Основу имеющейся финансовой системы Пенсионного фонда составляют деньги, накопленные в самом Фонде, а также скапливающиеся средства на личном счёте получателя.
Кто является застрахованным лицом в Пенсионном Фонде?
Правом называться застрахованным лицом Пенсионного Фонда имеют определённые категории получателей пенсий, в соответствии с принятым на сегодня в стране законодательством.
По закону такими правами наделены следующие категории граждан:
- работники бюджетной сферы, по закону имеющие право на получение страховых пенсий;
- сотрудники предприятий, оформившие с данной категорией субъектов договора начисления страховых пенcий;
- предприниматели, заключившие с Пенсионным Фондом предварительный договор на начисление страховых пенсий в заданном объёме;
- сотрудники организаций, которые направляют своих работников в длительные командировки за границу для осуществления трудовой деятельности.
Права и обязанности лиц
Законодательно устанавливаются соответствующие права и обязанности лиц, являющихся застрахованными в Пенсионном Фонде.
К подобным правам граждан относятся следующие:
- Свободное получение информации относительно текущего положения собственного лицевого счёта, размеров вносимых взносов, объёмов начисленных пенсионных баллов, а также прочих данных, которые можно получить непосредственно от собственного работодателя или в отделении Пенсионного Фонда.
- Смена документа страхового получателя при потере предыдущего, а также при смене личной информации.
- Право защищать собственные права в судебных инстанциях.
- Право проводить формировании пенсии накопительного типа в негосударственном или государственном пенсионных фондах.
- Право свободно распоряжаться пенсионными накоплениями в случае смена фонда пенсионного обеспечения, а также управления организацией, в которой работает гражданин.
-
Право своевременно получать пенсионные отчисления, в виде различных типов страховых выплат.
Обязанности граждан устанавливаются такие:
- Своевременно выполнять внесение страховых отчислений в фонд Пенсионного обеспечения.
- Иметь достаточный трудовой стаж для начисления страховой пенсии в должном объёме.
- Пребывать в пенсионном возрасте, который устанавливается по закону для получения пенсионных выплат.
- Иметь российское подданство, подтвержденное предоставлением соответствующих документов.
- Состоять на учёте в соответствующем отделе Российского Пенсионного Фонда.
- При получении льготных пенсий иметь возможность подтвердить документами собственное право на получение льгот от государства.
Ответственность
Законодательно устанавливается такая мера ответственности за получение страховых пенсий в Пенсионном Фонде:
- При нарушении получателем условий Пенсионного Фонда относительно порядка получения таких пенсий пенсионер лишается законного права на получение пенсионных выплат.
- При предоставлении страховщиком недостоверных данных о себе или своём постоянном месте работы, последний лишается права на получение страховой пенсии.
- Ответственность работника устанавливается перед его работодателем, а также иным ответственным лицом Пенсионного Фонда.
- В случае несоблюдения получателем пенсии установленных правил несения ответственности он лишается права на получение пенсионного обеспечения от данного фонда.
- Подмена данных гражданином относительно размеров ежемесячных выплат ему заработных плат в сторону увеличения является неотъемлемым условием замораживания выплат ему страховой пенсии в Пенсионном Фонде.
- При нарушениях условий соглашения получателя с фондом пенсионных начислений предусматривается ответственность согласно положениям установленного в стране законодательства.
Основания для выплат
Законодательно предусмотрено наличие таких оснований для проведения выплат застрахованным лицам Пенсионного Фонда:
- Наступление страхового случая, оговоренного условиями получения выплат в Пенсионном Фонде.
- Временная или постоянная потеря трудоспособности после официального заключения о возможности страховых выплат.
- Получение профессионального заболевания, повлекшего за собой временную потерю трудоспособности.
- Потеря кормильца, если подобное предусмотрено условиями заключаемого соглашения страхования.
-
Отправление на пенсионное обеспечение гражданина в момент достижения им конкретного возраста.
- Прочие варианты, согласно нормам страхового соглашения и условиями действующего в стране законодательства.
Внимание!
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Источник: https://pensiapro.ru/socialnoe-obespechenie/zastrahovannye-lica-v-pensionnom-fonde/
Права и обязанности граждан, застрахованных по ОМС
- Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
- на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
- на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
- Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
- Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
- Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.
- Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
- Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
- Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона застрахованные лица имеют право на выбор или замену страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном настоящей главой.
Выбор или замена страховой медицинской организации в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона, осуществляется застрахованным лицом достигшим совершеннолетия, либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия — одним из его родителей или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций или иные организации, уполномоченные субъектом Российской Федерации (далее — иные организации), при условии, что между страховой медицинской организацией и иной организацией заключен договор на оказание данных услуг.
Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и до реализации в отношении ребенка права выбора страховой медицинской организации, но не позднее истечения тридцати дней со дня государственной регистрации рождения, осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители.
По истечении тридцати дней со дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем (далее — законные представители).
Порядок подачи заявления о выборе страховой медицинской организации и получения полиса ОМС Вы можете узнать на странице «Порядок получения полиса».
Право на выбор медицинской организации и врача. Как реализовать?
При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в Порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Застрахованные лица обязаны:
- Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
- Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.
- Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства а также любых данных документа удостоверяющего личность в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.
- Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.
- В случае призыва (поступления) на военную службу или приравненную к ней службу сдать полис обязательного медицинского страхования или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя.
Основные виды нарушений прав застрахованных:
- отказ в оказании медицинской помощи в объеме программы ОМС;
- отказ в оказании экстренной медицинской помощи при отсутствии полиса ОМС;
- несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи;
- предоставление медицинской помощи ненадлежащего качества;
- незаконное взимание оплаты за оказание медицинской помощи по программе ОМС, выдачу направлений на лечение и рецептов;
- предложение купить или оплатить лекарства, необходимые для вашего лечения в стационаре и назначенные лечащим врачом.
При нарушении ваших прав на получение бесплатной и качественной медицинской помощи по программе ОМС обратитесь в АО «МАКС-М».
Источник: https://www.makcm.ru/rights-protection/prava-i-obyazannosti-zastrakhovannykh-lits.php
Права и обязанности застрахованных лиц
При обращении в ООО СМК «РЕСО-Мед» Вы имеете право на обжалование решений, действий или бездействия сотрудников страховой организации (далее — СМО) при выдаче страхового медицинского полиса ОМС (далее – полис ОМС).
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.
2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.
Гражданин имеет право при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Требования к письменному обращению согласно ст. 7 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:
- Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
- В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.
Сроки рассмотрения письменного обращения согласно ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляют 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запросов, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, контактная информация и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
При получении должностным лицом письменных обращений, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, это должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.
По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения и направляется по адресу, в том числе электронному, указанному в обращении. По желанию гражданина им могут быть представлены контактная информация (телефон, адрес электронной почты) и иные сведения, документы и материалы либо их копии, имеющие отношение к существу обращения, которые заявитель считает необходимым сообщить.
Обжалование решений, действий или бездействия работников СМО осуществляется путем обращения:
- непосредственно к руководителю структурного подразделения страховой компании;
- к руководству страховой компании;
- к руководителю территориального фонда ОМС.
Необходимая для обращения контактная информация находится ЗДЕСЬ.
Источник: https://reso-med.com/protecting_rights_in_omc/rules_and_duties_insured_person/
Проблемы правового статуса застрахованных лиц
В соответствии с п. 1 ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.
Хотя последний в законе застрахованным лицом прямо не назван, тем не менее, и сам закон косвенно распространяет на них это наименование, а именно через название ст. 955 Кодекса «Замена застрахованного лица», в п. 1 которой урегулирован порядок замены таких субъектов страхового правоотношения.
В стандартных правилах и договорах страхования деликтной ответственности указанные лица давно именуются застрахованными лицами.
Согласно п. 1 ст.
934 ГК РФ по договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
Фигура застрахованного лица сегодня может быть также в договорах страхования финансовых рисков, если страхуется такой риск не страхователя, а иного лица.
Застрахованные лица в имущественном страховании в отличие от сферы личного страхования никаких прав вообще не имеют. В личном страховании застрахованное лицо вправе согласовывать иного выгодоприобретателя, а также соглашаться или нет на его замену.
Совершенно очевидно, что застрахованное лицо в договорах личного страхования или его деятельность в договорах страхования гражданской ответственности, финансового риска представляют собой каузу (материальное основание) соответствующей страховой сделки.
Например, договоров коллективного страхования без застрахованных лиц вообще быть не может. Если страхуется риск, либо жизнь или здоровье и страхователя, и застрахованного лица, то конфигурация такой страховой сделки существенно отличается от сделки, в которой застрахованного лица нет.
При этом само застрахованное лицо нынешним законодательством фактически низведено до положения «вещи», т.к., будучи основой страховых отношений, не обладает никакими правами в их рамках.
Право согласования иного выгодоприобретателя это мера предосторожности от страхового мошенничества (причем, на мой взгляд, недостаточная), но не более того.
Правовая и социальная значимость проблемы
Сама по себе ситуация, когда человек (сразу хочу попросить прощения за это не очень политкорректное словосочетание, но, как говорится слово из песни не выкинешь) используется другими лицами для совершения гражданско-правовой сделки, но при этом его подчас даже не ставят в известность о том, что он или его имущественный интерес застрахован, представляется явно ненормальной.
Возникает вопрос, почему нынешнее законодательство так скупо регулирует правовой статус застрахованных лиц? По-видимому, законодатель исходил из того, что застрахованные лица получают благо в виде страхования их личности или ответственности, при этом безвозмездно, а поэтому предоставлять им какие-либо права, помимо тех, что непосредственно направлены на защиту их личной безопасности, никакой необходимости нет.
Естественно столь ущербное их правовое положение не могло не быть использовано не очень добросовестными участниками гражданского оборота для получения сверхприбыли. К сожалению, недобросовестно повели себя в этой ситуации практически все банки и многие страховые организации.
В рамках так называемого банкострахования банки заёмщикам стали навязывать присоединение в качестве застрахованных лиц к различным программам коллективного страхования, в которых банки выступают чаще всего в качестве страхователей, притом в абсолютном большинстве случаев вынуждают их ещё и оплачивать страховые услуги, а также свои услуги по присоединению к таким программам.
Рентабельность данного бизнеса для банков выше, чем при торговле наркотиками, потому что тарифы завышаются безбожно, а кроме того берется несусветное по размерам комиссионное вознаграждение. Заёмщики вынуждены соглашаться с такими условиями, потому что иначе кредит они не получат.
Ну, и понятно, что юристы и банков, и страховых компаний так проработали юридические детали договоров, заключаемых в рамках этих схем, что формальных претензий предъявить практически невозможно.
Ситуация усугубляется тем, что с правовой точки зрения сам страховщик свои услуги в данном случае не навязывает, так как вообще не общается с будущим застрахованным лицом. Банк же, как страхователь, страховые услуги вообще навязывать не может.
Застрахованное лицо оказывается совершенно бесправным, поскольку не может отказаться от договора страхования, не являясь ни его стороной, ни довольно часто и выгодоприобретателем.
Масштабы нарушения прав заёмщиков таковы, что это уже становится серьезной социальной проблемой.
Так, по итогам 2017 года ожидается сбор страховой премии по договорам страхования жизни в размере 300 млрд рублей, при том условии, что порядка 90% таких договоров заключаются по схеме коллективного страхования со всеми вытекающими отсюда последствиями для потребителей соответствующих финансовых услуг.
К сожалению, и Минюст России, и Минфин России, и ЦБ РФ, и Роспотребнадзор, да и суды пытаются «лечить» симптомы, а не саму «болезнь».
Так, в конце октября 2015 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 906697-6 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (в части обеспечения права заемщика на возврат части страховой премии при досрочном расторжении договора потребительского кредитования). Правда, так и не рассмотрен до настоящего времени, что очень красноречиво свидетельствует о силе банковского лобби.
Судебная коллегия Верховного суда РФ (определение от 1 августа 2017 г. N 89-КГ17-10 (включено в Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.09.2017 г.
)) признала возможным отказ застрахованного лица от договора коллективного страхования на основании законодательства о защите прав потребителей в связи с тем, что банк не довел до него информацию о страховой услуге в полном объеме, в частности, не указал размер страховой премии.
Между тем, не сложно представить, что похожие злоупотребления могут возникнуть и при навязывании, например, добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет застрахованных лиц в организациях, если, скажем, владелец или топ-менеджер организации заинтересованы в обеспечении дохода соответствующего медицинского учреждения. Похожие сюжеты возможны и по другим договорам, по крайней мере, личного страхования, если есть заинтересованность в обеспечении дохода соответствующей страховой организации. Наверное, возможны и иные подобные ситуации.
Наконец, можно представить ситуацию, когда супругом застрахована жизнь второго супруга в свою пользу, и в период действия договора страхования отношения между ними сложились таким образом, что застрахованное лицо реально опасается за свою жизнь.
Это ведь классика жанра, когда наличие договора страхования жизни на крупную страховую сумму рассматривается как явный мотив для преступления против личности. И вот этот человек, осознавая такую опасность для себя, ровным счетом ничего сделать не может.
Это, на мой взгляд, дает основание для вывода о том, что сама конструкция договора страхования с бесправным застрахованным лицом провоцирует злоупотребления в отношении этих лиц.
Следовательно, вопрос не столько в том, где проявляются злоупотребления, сколько в самом договоре страхования с застрахованным лицом. И пока мы не решим этот вопрос, подобные злоупотребления будут возникать снова и снова.
Попытки решать проблему недостатков гражданско-правового регулирования тех или иных сделок мерами административного воздействия мне представляются бесперспективными.
Даже в том случае, когда подобных злоупотреблений нет, застрахованное лицо может пострадать в силу объективных причин.
Так, по договору страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, застрахованное лицо де факто получает финансовую выгоду, так как за страхование его риска ответственности платит иное лицо. Соответственно, могут возникнуть неблагоприятные налоговые последствия.
Что делать?
По моему убеждению, рассмотренное выше нетерпимое положение вещей может быть в стратегическом плане изменено только за счет изменения норм закона о застрахованных лицах.
Самая серьезная проблема здесь в том, что в теории гражданского права вопрос о правовом статусе таких субъектов, как застрахованные лица, не разработан, поскольку они не относятся ни к числу кредиторов, ни к числу должников, ни к числу третьих лиц, в пользу которых заключается договор.
В доктрине страхового права вопрос о застрахованном лице прорабатывался пока в сугубо прикладном плане и затронул лишь очевидные пробелы правового регулирования, без углубления в суть проблемы.
Полагаю, что, осознавая данное обстоятельство, надо, тем не менее, ставить задачу принципиального решения проблемы. Теоретическое же обоснование вполне может быть позже.
Я лично не вижу принципиальных препятствий для того, чтобы признать застрахованное лицо полноценным субъектом страхового правоотношения и на основании закона предоставить ему определенные права. К тому же, некоторые права закон ему по договору личного страхования уже предоставил.
Можно также использовать предлагаемый в некоторых публикациях по страхованию взгляд на то, что страховое обязательство «расщепляется» на обязательство по предоставлению страховой защиты и обязательство по выплате страхового возмещения или страховой суммы. Тогда есть основания рассматривать застрахованное лицо в качестве выгодоприобретателя в части первого из этих обязательств. Так можно было бы объяснить появление у застрахованного лица определенных прав, а также возможность его отказа от этих прав.
Что касается предложений о законодательных новеллах, то, прежде всего, следует закрепить правило, согласно которому включение того или иного лица в договор страхования в качестве застрахованного лица может быть осуществлено лишь с его согласия. При этом страхователь обязан предоставить страховщику доказательства получения такого согласия.
Понятно, что это не может не усложнить саму процедуру совершения договора страхования с участием застрахованного лица или договора коллективного страхования.
Однако технические издержки вряд ли будут труднопреодолимыми, так как страхователи все равно общаются с соответствующими лицами до страхования их жизни или здоровья, либо иных интересов.
Задача может быть упрощена за счет составления специального реестра согласия застрахованных лиц.
Для тех случаев, когда то или иное лицо становится застрахованным на основании норм закона (например, в силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.
2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» застрахованными по полисам ОСАГО считаются все законные владельцы транспортного средства, указанного в полисе), такое согласие не требуется.
Застрахованное лицо должно также иметь право в любое время отказаться от участия в страховании, если оно в этом не заинтересовано по тем или иным причинам. Если им была уплачена страховая премия полностью или в части, то оно должно иметь право потребовать возврата уплаченной им страховой премии.
Несомненно предстоит решить и вопрос о последствиях для договора страхования отказа застрахованного лица от страхования.
Если имеет место договор страхования, по которому застраховано только одно лицо или имущественный интерес одного лица, то отказ застрахованного лица от страхования влечет досрочное прекращение такого договора с момента получения страховщиком заявления застрахованного лица из-за отпадения объекта страхования или единственного застрахованного лица. Если же речь идет о договорах коллективного страхования, то договор должен прекращаться в части, относящейся к застрахованному лицу, отказавшемуся от страхования.
Все эти предложения носят предварительный характер. Я вполне отдаю себе отчет в том, что они выглядят непривычно с точки зрения доктрины, но хотел бы напомнить, что, например, ещё полтора столетия тому назад были очень серьезные сомнения в возможности существования договоров в пользу третьих лиц, поскольку это тоже не вписывалось в существовавшую тогда теорию права.
В заключение хотел бы отметить, что данный вопрос безусловно нуждается в широком обсуждении специалистов страхового дела, юристов и иных заинтересованных лиц. У меня нет сомнений в том, что совместно будет найдено оптимальное его решение, которое позволит полностью снять проблему застрахованных лиц, затронувшую сегодня интересы миллионов граждан.
Источник: https://zakon.ru/comment/440147
Застрахованные лица по обязательному пенсионному страхованию
В Российской Федерации граждане, официально осуществляющие трудовую деятельность, в определенных случаях при утрате дохода могут рассчитывать на компенсацию своего заработка за счет средств Пенсионного фонда РФ в виде страховых пенсий и выплат. Такими случаями могут быть достижение пенсионного возраста, инвалидность или потеря кормильца.
В настоящее время в России практически каждый гражданин имеет свидетельство обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) — это является подтверждением того, что гражданин застрахован в пенсионной системе РФ и за периоды его трудовой деятельности уплачивались страховые взносы.
- Данный документ является обязательным при устройстве на работу, без него невозможно формирование прав на страховую пенсию в будущем.
- Также он может быть добровольно оформлен независимо от трудоустройства неработающим гражданам, несовершеннолетним детям и лицам иностранных государств.
Получив СНИЛС, граждане становятся субъектами правоотношений в системе пенсионного страхования в качестве застрахованных лиц. Став участниками системы у них появляются определенные права и обязанности, а также они несут ответственность за их выполнение.
Система обязательного пенсионного страхования в России и ее субъекты
Чтобы у работающих граждан формировались пенсионные права, им необходимо быть зарегистрированными в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС).
В соответствии с этой системой работодатели уплачивают денежные средства за своих работников в виде страховых взносов.
Также самостоятельно делать взносы за себя или за другого человека в ПФР могут нетрудоустроенные лица и самозанятое население.
Субъектами правоотношений в системе ОПС являются:
- застрахованные лица (все граждане, имеющие СНИЛС);
- страхователь (работодатели, все юридические лица, а также физические лица, уплачивающие взносы за себя или за других граждан);
- страховщик (ПФР или любой другой негосударственный пенсионный фонд (НПФ)).
Таким образом, система ОПС была создана государством и представляет собой систему мер, направленных на формирование и защиту пенсионных прав граждан, застрахованных в ней. Данная система основана на страховых принципах, согласно которым страховщик обязан делать отчисления за застрахованных лиц.
Кто является застрахованными лицами в Пенсионном фонде?
Согласно статье 7 Федерального закона № 167-ФЗ от 15 декабря 2001 года субъектом правоотношений в системе ОПС в качестве застрахованных лиц являются все граждане, за которых уплачиваются страховые взносы. Это могут быть:
- официально трудоустроенные граждане, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (наемные работники);
- граждане, работающие «на себя» (лица, занимающиеся частной практикой и индивидуальные предприниматели);
- члены крестьянских (фермерских хозяйств);
- граждане из числа родовых общин малочисленных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования;
- священнослужители;
- трудоустроенные за границей граждане РФ, уплачивающие средства в Пенсионный фонд России;
- иные категории населения, имеющие СНИЛС (несовершеннолетние дети, совершеннолетние нетрудоустроенные граждане и т.д.).
Кроме этого, законодательством РФ предусмотрено, что застрахованное лицо может быть как гражданином России, так и гражданином любого другого государства, а также вообще не иметь гражданства. При этом постоянно или временно проживающие на территории нашей страны иностранные граждане и лица без гражданства не должны относиться к категории «высококвалифицированных специалистов».
Пенсионные права застрахованных лиц
Как и любой субъект правоотношений, застрахованное лицо имеет свои права и обязанности. Основное право, которое имеет застрахованный в системе ОПС гражданин, заключается в своевременном получении страхового пенсионного обеспечения при наступлении страхового случая (наступление старости, приобретение инвалидности или сметь кормильца).
Законодательством РФ также предусмотрены иные права застрахованных лиц:
- беспрепятственное получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета, размере уплачиваемых взносах, количестве пенсионных баллов и других сведений у своего работодателя (страхователя) или в Пенсионном фонде (в том числе дистанционно через «Личный кабинет» на официальном сайте ПФР);
- бесплатная замена страхового свидетельства СНИЛС в случае утраты прежнего, ошибки в бумажном документе или изменении личных данных;
- защита своих прав в судебном порядке;
- формирование накопительной пенсии в государственном или негосударственном пенсионном фонде;
- распоряжение своими пенсионными накоплениями (смена пенсионного фонда, управляющей компании и т.д.);
- своевременное получение пенсионных накоплений (бессрочной выплаты накопительной пенсии, единовременной или срочной пенсионной выплаты).
Персонифицированный учет пенсионных прав
Для организации и учета сведений о застрахованных лицах в системе ОПС государством была создана система индивидуального (персонифицированного) учета. Учетом информации занимается Пенсионный фонд России.
В данной системе содержится вся основная информация о каждом гражданине:
- личные данные (ФИО, пол, дата и место рождения, гражданство и т.д.);
- сведения о заработной плате, периодах трудовой деятельности;
- сведения о страховых взносах;
- количество пенсионных баллов и т.д.
Главной целью создания персонифицированного учета является учет данных о стаже и заработке граждан, а также осуществление контроля за регулярной уплатой страховых взносов. Это дает возможность при установлении как страховых, так и накопительных пенсионных выплат гражданам свести к минимуму ошибки и неточности.
Индивидуальный лицевой счет в ПФР
При регистрации в системе ОПС Пенсионный фонд России открывает гражданину индивидуальный лицевой счет (ИЛС) и присваивает страховой номер — СНИЛС. Постоянный страховой номер содержит контрольные разряды, позволяющие выявлять ошибки в процессе учета.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 27-ФЗ от 1 апреля 1996 года сам индивидуальный лицевой счет делится на три части. Каждая часть содержит определенную информацию о каждом застрахованном в системе ОПС лице:
- общая часть (ФИО, адрес места жительства, пол, гражданство, сведения о доходе, периоды трудовой деятельности и т.д.);
- специальная (данные о пенсионных правах на накопительную пенсию);
- профессиональная (сведения о страховых взносах, уплаченных за гражданина, имеющего право на досрочное назначение пенсии; инвестиционный доход; профессиональный стаж, суммы выплат).
СНИЛС присваивается застрахованному лицу один раз и не подлежит замене. Данные о гражданине постоянно уточняются и дополняются в течение всей его жизни. После смерти застрахованного лица информация о нем также хранится в органах Пенсионного фонда определенное время.
Так как информация о гражданине, содержащаяся на индивидуальном лицевом счете, является строго конфиденциальной, то получить ее может только он сам.
Состояние ИЛС можно посмотреть через специальную выписку, получить которую можно в территориальном органе ПФР (в том числе дистанционно через «Личный кабинет») или на официальном сайте Единых государственных услуг (Госуслуги). Данная выписка состоит из 7 блоков, в которых представлена информация о застрахованном лице.
Обязанности застрахованных лиц в системе ОПС
Помимо прав в системе обязательного пенсионного страхования у застрахованных лиц есть и обязанности.
- Главной обязанностью является своевременное предоставление достоверных данных, подлинных документов страхователю или непосредственно страховщику.
- В случае изменения сведений в документах (смена фамилии после замужества, смена имени и т.д.) гражданин обязан сообщить об этом в Пенсионный фонд России или работодателю, так как любое изменение персональных данных может повлиять на выплату пенсионного обеспечения при его установлении.
- При этом застрахованное лицо также обязано соблюдать все условия, которые установлены для назначения и выплаты пенсии.
Ответственность работника перед работодателем и Пенсионным фондом
Как субъект правоотношений в системе ОПС застрахованные лица несут определенную ответственность, как перед страхователем, так и перед страховщиком. Также каждый наемный работник несет ответственность перед своим работодателем и Пенсионным фондом России за невыполнение своих обязанностей.
При невыполнении гражданами своих обязанностей (например, представление недостоверных данных о себе) из бюджета ПФР могут быть выплачены излишние суммы денежных средств. В этом случае ответственность застрахованных лиц заключается в возмещении страховщику причиненного ущерба в денежном выражении в соответствии с законодательством РФ.
Ответы онлайн-консультанта на вопросы пользователей
или
Источник: https://pensiology.ru/ops/budushhim-pensioneram/sistema/uchastniki/zastrahovannye-lica/