Страхование является отношениями (между страхователем и страховщиком) по защите интересов имущественного характера юридических и физических лиц (страхователей) при возникновении конкретных событий (страховых случаев) за счёт фондов денежных средств (страховых фондов), которые формируются из оплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии).
Страхование (страховое дело) включает в себя разнообразные виды страховой деятельности (самострахование, либо первичное страхование, сострахование, перестрахование взаимное страхование), которые в совокупности обеспечивают страховую защиту.
Замечание 1
В процессе развития страхования выработались три методики создания страховых продуктов — взаимное страхование, самострахование, коммерческое страхование.
Система нормативных актов страхования
В России сформировалась трехступенчатая система урегулирования рынка страхования.
Первая ступень.
Гражданский кодекс государства, некоторые законодательные и правовые акты, обладающие статусом кодекса.
К данной ступени правового урегулирования страхования относится Гражданский кодекс РФ и иные схожие нормативные акты.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Гражданско-правовое законодательство урегулировало товарно-денежные и другие имущественные и неимущественные отношения, которые возникают между участниками гражданских правовых отношений. Субъектами здесь выступают граждане, организации, предприятия, учреждения и органы власти государства.
Объектами гражданских правовых отношений признаны денежные и материальные ценности, а также нематериальные личные человеческие блага — здоровье, жизнь, трудоспособность, то есть риск утраты доходов семьи в связи с потерей здоровья либо наступлением смерти в страховой период. Субъектами также выступают страхователи, страховщики и третьи лица.
Все это свидетельствует о принадлежности страховых правовых отношений к области гражданского права, к разделу обязательственного права.
- В 1 части ГК РФ устанавливаются понятия, которые лежат в базисе страховых правовых отношений, такие, например, как юридическое лицо, физическое лицо, некоммерческая и коммерческая деятельность, определяются главные организационно-правовые формы деятельности предпринимательского характера, содержатся базисы обязательственного права.
- Во 2 части ГК РФ существует специализированная 48 глава под названием «Страхование», которой определяющая базис отношений в области страхования как отдельной разновидности экономических отношений.
- Вторая ступень: специализированное законодательство по страховому делу.
Здесь располагаются отдельные законы РФ, которые регулируют отношения по поводу страхования. К ним относятся, прежде всего, закон РФ «Об организации страхового дела в РФ», «Об обязательном медицинском страховании в РФ» и иные федеральные законы.
Закон РФ «Об организации страхового дела в РФ» призывается формировать равные условия проведения страхования для всех страховщиков на рынке страхования, как негосударственных, так и государственных, осуществлять защиту интересов страхователей, определить одинаковые для всех методические положения по организации страхования и основополагающие принципы урегулирования государственной страховой деятельности.
Третья ступень: Нормативные акты ведомств и министерств по страховому делу.
Общие требования законодательства по урегулированию правоотношений в сфере страхования заключаются в том, что в актах законодательства первой и второй ступени даны основные понятия, которые связаны со страховыми правовыми отношениями, включены общие требования к договорам добровольного и обязательного страхования. В иных нормативных актах существуют требования по отдельным вопросам реализации деятельности области страхования.
Нормативные акты страхования
В настоящий момент правовой фундамент, который регулирует страховую деятельность и страхование, состоит из составных частей. Законодательство в сфере страхования имеет довольно большой объем, рассмотрим основополагающие нормативные акты.
Источник: https://spravochnick.ru/strahovanie/normativnye_akty_strahovaniya/
4. Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения
К актам данного
уровня относятся федеральные законы,
указы Президента РФ, постановления
Правительства РФ, акты других органов
исполнительной власти и акты
государственных внебюджетных фондов.
В число актов
законодательного уровня входят:
-
законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:
— Закон РФ от 12
февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную
службу, службу в органах внутренних
дел, Государственной противопожарной
службе, органах по контролю за оборотом
наркотических средств и психотропных
веществ, учреждениях и органах
уголовно-исполнительной системы, и их
семей» (далее — Закон о пенсионном
обеспечении военнослужащих);
- Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Закон о государственном пенсионном обеспечении);
- Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Закон о трудовых пенсиях)
-
законы, регламентирующие предоставление пособий:
- Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
- Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
-
законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях»;
- Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и др.;
-
законы, регламентирующие медицинскую помощь:
— Закон РФ от 28
июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании
граждан в Российской Федерации»;
— Основы
законодательства РФ от 22 июля 1993 г. №
5487-1 «Об охране здоровья граждан»,
регламентирующие право на охрану
здоровья семьи, беременных женщин,
женщин-матерей, инвалидов, несовершеннолетних.
Указы Президента
РФ носят подзаконный характер и не
должны противоречить Конституции РФ и
федеральным законам.
Как правило,
указы Президента РФ принимаются в
развитие положений законов, они направлены
на устранение пробелов законодательства,
а также для оперативного решения вопросов
обеспечения отдельных категорий
граждан.
К числу указов Президента
РФ, регулирующих вопросы социального
обеспечения, следует отнести Указы от
5 ноября 1992 г.
№ 1335 «О дополнительных
мерах по социальной защите беременных
женщин и женщин, имеющих детей в возрасте
до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией
предприятий, учреждений, организаций»,
от 26 декабря 2006 г. №1455 «О компенсационных
выплатах лицам, осуществляющим уход за
нетрудоспособными гражданами».
Кроме
того, указы Президента РФ регламентируют
вопросы социального обеспечения
государственных служащих и членов их
семей. Это, например, Указы от 18 октября
2007 г. № 1373с «О некоторых мерах по
обеспечению социальной защиты отдельных
категорий пенсионеров», от 29 октября
2009 г. № 1219 «О дополнительных мерах
по усилению социальной защиты детей
военнослужащих и сотрудников некоторых
федеральных органов исполнительной
власти, погибших (умерших), пропавших
без вести при исполнении обязанностей
военной службы (служебных обязанностей)».
Постановлениями
Правительства РФ конкретизируются
положения федеральных законов,
устанавливается порядок их применения,
утверждаются правила и порядок
предоставления различных видов
обеспечения.
Примерами могут служить
Правила уплаты страховых взносов на
обязательное пенсионное страхование
в виде фиксированного платежа в
минимальном размере, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 26
сентября 2005 г.
№ 582, Правила подсчета и
подтверждения страхового стажа для
установления трудовых пенсий, утвержденные
постановлением Правительства РФ от 24
июля 2002 г. № 555, и др.
Нормативные
правовые акты министерств, ведомств и
фондов регламентируют порядок
деятельности органов, предоставляющих
социальное обеспечение, по единообразному
применению законов. К актам данного
уровня относятся постановления,
указания, приказы, письма и т.д.
Например, совместным постановлением
Министерства труда и социального
развития РФ и Пенсионного фонда РФ
от 27 февраля 2002 г.
№ 16/19па утвержден
Перечень документов, необходимых для
установления трудовой пенсии и пенсии
по государственному пенсионному
обеспечению в соответствии с
Федеральными законами «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» и
«О государственном пенсионном
обеспечении в Российской Федерации».
Источник: https://studfile.net/preview/4431565/page:7/
Правовые основы социальной работы с заключенными
При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований.
В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа, согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.
Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.
Социальная работа, как и любой другой вид деятельности, регламентируется и действует в соответствии с международными актами и законами Российской Федерации. Это необходимо для правомерного взаимодействия с клиентами. Каждый специалист социальной работы должен руководствоваться законодательной базой, устанавливающей определенные права и обязанности различных категорий граждан.
В пенитенциарной социальной работе, так же как и в других ее разновидностях существует определенная нормативно-правовая основа. Согласно которой должен проходить процесс оказания помощи заключенным.
В соответствии со статьей 15 части 4 Конституции Российской Федерации «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, есть составная часть ее правовой системы, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» [1].
Среди обязательных международных договоров актов, регулирующих деятельность УИС можно выделить, например такие как, Всеобщая Декларация прав человека, Европейские минимальные стандартные правила обращения с заключенными и Европейскую конвенцию по правам человека и другие. Эти документы были приняты для установления минимальных требований обращения по отношению к лицам находящимся в местах лишения свободы и для более эффективного исправительного процесса.
Также данные документы содержат в себе:
- правила гуманного и уважительного обращения с гражданами;
- определяют значимость управленческой структуры;
- инструкции по внедрению новейших методов в практику пенитенциарных учреждений.
Руководствоваться актами обязаны все работники уголовно-исполнительной системы разных уровней.[2]
Помимо беспрекословных международных договоров существуют еще международные стандарты. Они не являются обязательными и применяются на усмотрение Правительства государства. Представляют собой свод принципов, норм и предложений, касающихся работы учреждений, исполняющих наказания. Главной целью преследуют охрану лиц, привлеченных к уголовной ответственности.
Их можно классифицировать на:
- принятые ООН и ее рабочими органами;
- принятые региональными международными правительственными организациями;
- принятые международными неправительственными организациями. [3]
Внутри страны главным документом является Конституция, принятая в 1993 году. Именно ее положениями должны руководствоваться все сотрудники социальных служб на местах лишения свободы. На основании данного закона издаются и принимаются Федеральные и региональные законодательные акты, постановления Правительства и Президента, правовые документы в различных местностях.
Конституция Российской Федерации определяет наше государство как социальное, в основу политики которого заложено обеспечение достойной жизни и развития граждан. А также в соответствии с этим берет на себя обязательства по охране труда и здоровья, развитию института социальной помощи, установлению гарантий, защите уязвимых слоев населения, в том числе и осужденных.
Основной закон Российской Федерации устанавливает для осужденных ряд основополагающих прав. К ним относятся:
- личные (право на жизнь, неприкосновенность частной собственности и жилища, свободный выбор языка общения и вероисповедания, свобода совести и др. (ст.20-28);
- политические (свобода мысли, слова, получение информации (ст.29), право на объединение в общественные организации (ст.30), право на охрану достоинства личности (ст.21) и др.);
- социально-экономические (право на частную собственность и наследование, охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, защиту материнства, детства и семьи, свободный труд и отдых, образование, свободу творчества и др. (ст.34-44). [4]
Общепринятыми законодательными актами, закрепляющими в себе права и порядок оказания социальных услуг всем категориям граждан, в том числе и лишенным свободы, являются Федеральные законы «О государственных пенсиях в Российской Федерации», «О занятости населения», «Об обязательном социальном страховании», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об охране здоровья граждан».[5]
В соответствии со статьей 98 ФЗ «О социальном страховании в Российской Федерации» осужденным гарантируется обязательное социальное страхование, в случае их задействованности в трудовой деятельности. Это касается пенсий по болезни, потери кормильца, инвалидности. Обязательны к выплате пособия по беременности и родам, не в зависимости от привлеченности к труду.[5]
Закон от 19 апреля 1992 года «О занятости населения Российской Федерации» оговаривает, что лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, и получать пособия по безработице, но если они отбывают наказание не связанное с заключением под стражу, то пособия по безработице выплачиваются.[6]
Все граждане Российской Федерации имеют право на пенсию, если даже они находятся в ИУ. Пенсионные выплаты бывают трудовыми и социальными. Трудовые пенсии выплачиваются за выслугу лет, при потере кормильца, по возрасту и по инвалидности.
Социальные назначаются, если лицо не имеет право на получение трудовой пенсии (инвалидам 1и 2 группы, по достижению 55 лет женщинам и 60 лет мужчинам без трудового стажа, инвалидам с детства и т.д.
) в соответствии с Федеральным Законом «О государственных пенсиях в Российской Федерации». [7]
Распоряжаться деньгами в свободном порядке также входит в права заключенных. Они могут совершать покупки в магазинах и печатных изданиях при учреждении и пересылать полученные финансы родственникам и лицам, находящимся на свободе. Из пенсий и пособий вычитаются расходы на обувь и одежду, возмещается ущерб нанесенный учреждению.
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает принципы правового регулирования социального обслуживания.
Также постанавливает, что к социальному обслуживанию населения относится оказание социально-бытовых, медицинских, педагогических, психологических, правовых услуг и поддержка людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации, вызванной материальным неблагополучием, стрессовой нестабильностью, форс-мажорными обстоятельствами.
Он определяет основные направления деятельности социального работника в пенитенциарных учреждениях. В законе описываются полномочия субъектов работающих в сфере оказания социально значимых услуг. [8]
В соответствии со статьей 29 закона «Об охране здоровья граждан» лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы имеют полное право на охрану здоровья и оказание им бесплатной медицинской помощи. В случае утраты дееспособности по вине учреждения, осужденный имеет право обратится в суд для возмещения ущерба и получение необходимой медицинской помощи и лечения. [9]
Обязательным документом, регулирующим отношения в уголовно-исполнительной системе, является Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
В нем определяются основные задачи учреждений уголовно-исполнительной системы.
Закон гарантирует безопасность лицам, находящимся под стражей, достойное содержание, законность действий со стороны персонала ИУ, обеспечивает трудовую терапию, переподготовку, образовательную и профессиональную составляющие.[10]
В соответствии со статьями 6-8 указанного закона, Приказом Государственного управления исполнения наказаний Минюста Российской Федерации «Об утверждении типовых структур штатов подразделений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ» от 20 марта 2000 года были утверждены все структурные элементы во всех видах ИУ и изоляторах во время следствия, образован отдел социально-психологической работы с осужденными, включающий в себя специалистов по социальной работе.
Кроме отдела социально-психологической работы в учреждения пенитенциарной системы была введена группа социальной защиты и учета трудового стажа. Впервые в истории уголовно-исполнительной системы была создана специальная, профессиональная группа социальной работы.[11]
Несомненно, значимым для социальной работы с заключенными является Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Все положения в данном документе соответствуют Конституции РФ и приняты на ее основе.
Именно в нем отражены основные принципы охраны прав, свобод и интересов граждан находящихся в ИУ.
Он закрепляет функции восстановления, сохранения и поддержания социально-полезных связей с внешним миром, деятельности социального работника.
Статья 12 часть 2 Уголовно-исполнительного кодекса содержит в себе основные права осужденных. Они могут обращаться с заявлениями, предложениями, жалобами к администрации и в вышестоящие органы, суды, прокуратуру и т.д.
Запрещается без согласия граждан проводить на них опыты и испытывать лекарственные и химические препараты. Все без исключения имеют право пользоваться услугами, предоставляемыми исправительным учреждением.
Не допускается дискриминация и жестокое обращение.[12]
Статья под номером 13 обеспечивает безопасность нахождения в ИУ. Если возникает угроза или подозрение в причинении вреда, за осужденным остается право обратиться с заявлением в управляющие органы, для защиты и устранения дискомфорта.[13]
Помимо прав и свобод у осужденных имеется большое количество ограничений. Это связанно со спецификой данного вида наказания.
В первую очередь также как и права ограничения прописываются в Конституции РФ. Заключенным запрещается свободно передвигаться и выбирать место жительства, выезжать за пределы РФ (ст.
27), отсутствует право на личную неприкосновенность (ст.22), тайную переписку (ст.23). [14]
Среди ограничений в политических правах можно выделить: отсутствие права на создание политических, религиозных и профсоюзных объединений (ст.30); строго запрещается проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирований (ст.31); осужденные лишены права активно и пассивно избирать, не могут участвовать в отправлении правосудия (ст.32).[14]
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации конкретизирует и расширяет список ограничений для осужденных.
Согласно кодексу, лица находящиеся в местах лишения свободы ограничиваются в праве защиты материнства и детства, им запрещается заниматься воспитанием детей, отказывается в предоставлении отсрочки отбывания наказания при совершении тяжких и особо тяжких преступлений (ст.177).[15]
Нормативно-правовой базой социального работника также являются ведомственные и локальные правовые источники. К ведомственным, например, можно отнести Правила приема благотворительной, гуманитарной помощи и Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций. Локальные назначаются начальниками учреждений для решения вопросов социальной работы. [16]
При работе с осужденными существует очень много тонкостей и нюансов, необходимо соблюдать огромное количество правил и требований.
Социальный работник в пенитенциарном учреждении обязан руководствоваться всеми нормативно-правовыми актами, установленными в нашем государстве для безопасности клиента и своей безопасности в первую очередь.
Еще раз следует подчеркнуть, что к ним относятся: Международные соглашения и договора; Конституция РФ; иные законодательные акты РФ; подзаконные акты; приказы Минюста РФ; нормативные акты Федеральной службы исполнения наказаний; локальные нормативно-правовые акты.
Источник: https://novainfo.ru/article/13699
Нормативно-правовые акты в сфере охраны здоровья
Законодательство о здравоохранении – это система нормативно-правовых актов, регулирующих организационные, имущественные, неимущественные отношения, возникающие в связи с оказанием лечебно-профилактической помощи гражданам, проведением санитарно-эпидемических мероприятий. Рассмотрим основные нормативные акты, которые регулируют общественные отношения в сфере здравоохранения.
Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.) закрепляют право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения.
К международным документам также относятся: Декларации Всемирной Медицинской ассамблеи: Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (1983 г.), Лиссабонская декларация о правах пациента (1981 г.), Декларация о независимости и профессиональной свободе врача (1986 г.
), Декларация о политике в области обеспечения прав пациента в Европе (1994 г.)и другие.
Конституция РФ в статье 41 закрепляет право граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения. Государство предоставляет гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Основным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является — ФЗ РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года № 323-ФЗ.
В нем определены основные принципы охраны здоровья; полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья; права и обязанности граждан в сфере охраны здоровья; организация охраны здоровья; охрана здоровья матери и ребенка; вопросы семьи и репродуктивного здоровья; медицинская экспертиза и медицинское освидетельствование; медицинские мероприятия, осуществляемые в связи со смертью человека; права и обязанности медицинских и фармацевтических работников, а также медицинских организаций; программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; финансовое обеспечение в сфере охраны здоровья; организация контроля в сфере охраны здоровья; ответственность в сфере охраны здоровья.
- Охрана здоровья граждан — система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
- Здоровье — состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
- Медицинская помощь — комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
- Профилактика — комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
- Статья 4 Федерального закона закрепляет основные принципы охраны здоровья:
- 1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
- 2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;
- 3) приоритет охраны здоровья детей;
- 4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
- 5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;
- 6) доступность и качество медицинской помощи;
- 7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;
- 8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
- 9) соблюдение врачебной тайны.
Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств. Гражданам гарантируется защита от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
- Пациент — физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния.
- При оказании медицинской помощи обеспечивается приоритет интересов пациента (ст.6), который реализуется путем:
- 1) соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;
- 2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;
- 3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
- 4) организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;
- 5) установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;
- 6) создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
- Закон закрепляет приоритетное право детей на охрану здоровья, независимо от их семейного и социального благополучия, а также приоритетные права при оказании медицинской помощи.
- Качество медицинской помощи — совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
- Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются:
- 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
- 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации;
- 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
- 4) применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи;
- 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
- 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения;
- 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
- 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью.
В 1991 году 28 июня был введен в действие ФЗ РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» № 1499-1.Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.
- Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
- Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.
- Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование может быть коллективным и индивидуальным.
- В 2010 году 29 ноября был принят новый Федеральный закон РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» N 326-ФЗ,которыйрегулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
- Основными принципами осуществления обязательного медицинского
- страхования являются:
- 1) обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования и базовой программы обязательного медицинского страхования;
- 2) устойчивость финансовой системы обязательного медицинского страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного медицинского страхования;
- 3) обязательность уплаты страхователями страховых взносов на обязательное медицинское страхование в размерах, установленных федеральными законами;
- 4) государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на исполнение обязательств по обязательному медицинскому страхованию в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования независимо от финансового положения страховщика;
- 5) создание условий для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках программ обязательного медицинского страхования;
- 6) паритетность представительства субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования в органах управления обязательного медицинского страхования.
Отдельные виды медицинской деятельности регулируются Федеральными законами РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» (1992 г.), «О донорстве крови и ее компонентов» (2012 г.), а также «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.
), «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ — инфекции) (1995 г.), «Об обращении лекарственных средств» (2010 г.), «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» (2001 г.
), «О наркотических средствах и психотропных веществах» (1998 г.) и другие.
- В системе подзаконных актов важное место занимают Указы Президента России и Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения в сфере здравоохранения:
- — Указ Президента РФ от 20 апреля 1993 г. №468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации»;
- — Указ Президента РФ от 30 апреля 2008 г. № 656 «Об организации охраны психиатрических больниц специализированного типа с интенсивным наблюдением Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»;
- — Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. №965 «О порядке признания граждан инвалидами»;
— Постановление Правительства РФ от 27 октября 2003 г. №646 «О вредных и (или) опасных производственных факторах и работах, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядке проведения этих осмотров (обследований)».
В настоящее время в РФ действуют разработанные Правительством федеральные целевые программы Программа по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции, Программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью и др.
В РФ принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения.
Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Правительством РФ 25 марта 1996 г. установлено, что лицензированию подлежит медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами, независимо от правовой формы, а также физическими лицами, осуществляемыми предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 29 июля 1995 г. «О совершенствовании системы профессиональной подготовки медицинских и фармацевтических кадров», разработана и действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений.
Положением о порядке допуска к медицинской и фармацевтической деятельности в РФ лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7.02.95 г.) предусмотрено, что для занятия указанной деятельностью необходимо сдать специальные экзамены в соответствующих учебных заведениях, получить сертификат специалиста и лицензию.
Источник: http://www.dib2tula.ru/dokumenty/norms/
Список нормативных правовых актов
pdf 284,64 КБ
Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2018 г. № 1680 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами»
Скачать
pdf 1,12 МБ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 г. № 147-р «О целевых моделях упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации»
Скачать
pdf 377,85 КБ
Постановление Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 166 «Об утверждении Правил составления и направления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований, подачи юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем возражений на такое предостережение и их рассмотрения, уведомления об исполнении такого предостережения»
Скачать
pdf 6,87 МБ
Стандарт комплексной профилактики рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям
Скачать
pdf 2,84 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 5 июня 2019 г. № 523 «Об утверждении Программы профилактики нарушений обязательных требований поставщиками социальных услуг на 2019 год»
Скачать
pdf 617,87 КБ
Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 25 декабря 2018 г. № 1731 «Об установлении денежной нормы питания в учреждениях социального обслуживания»
Скачать
rtf 506,80 КБ
Приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 28 сентября 2015 г. № 865 «Об утверждении тарифов на социальные услуги»
Скачать
rtf 80,80 КБ
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. № 886н «Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об этом поставщике (в том числе содержание указанной информации и форму ее предоставления)»
Скачать
pdf 5,26 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 17 мая 2018 г. № 589 «О формировании и ведении Реестра поставщиков социальных услуг города Москвы»
Скачать
pdf 6,22 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 28 апреля 2018 г. № 521 «О внесении изменений в приказ Департамента социальной защиты населения города Москвы от 30 декабря 2014 г. № 1172»
Скачать
pdf 3,14 МБ
Приказ ДТСЗН города Москвы от 12.09.2017 № 941 «Об утверждении перечня правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве»
Скачать
pdf 12,51 МБ
Распоряжение Правительства Москвы от 7 сентября 2017 г. № 476-РП «Об утверждении Методики оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности»
Скачать
pdf 1,23 МБ
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Скачать
pdf 1,55 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 1 сентября 2017 г. № 918 «О внесении изменений в приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 27 июля 2017 № 752»
Скачать
pdf 9,35 МБ
Приказ ДТСЗН города Москвы от 27.07.2017 № 752 «Об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве»
Скачать
rtf 291,28 КБ
Постановление Правительства Москвы от 17 ноября 2015 г. № 754-ПП «Об утверждении Административного регламента исполнения Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы государственной функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве»
Скачать
rtf 57,08 КБ
Постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью»
Скачать
pdf 335,44 КБ
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
Скачать
rtf 226,96 КБ
Постановление Российской Федерации от 5 апреля 2010 г. № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности и об эффективности такого контроля (надзора)»
Скачать
rtf 75,44 КБ
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г.
№ 323 «О направлении запроса и получении на безвозмездной основе, в том числе в электронной форме, документов и (или) информации органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, в рамках межведомственного информационного взаимодействия»
Скачать
pdf 711,38 КБ
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г.
№ 724-р «Перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация»
Скачать
rtf 151,74 КБ
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”»
Скачать
rtf 431,70 КБ
Закон города Москвы от 9 июля 2008 г. № 34 «О социальном обслуживании населения и социальной помощи в городе Москве»
Скачать
rtf 80,05 КБ
Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 830-ПП «Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания граждан в городе Москве»
Скачать
rtf 382,24 КБ
Постановление Правительства Москвы от 26 декабря 2014 г. № 829-ПП «О социальном обслуживании граждан в городе Москве»
Скачать
pdf 23,72 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 августа 2015 г. № 739 «Об утверждении стандартов социальных услуг»
Скачать
pdf 2,55 МБ
Приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 30 ноября 2015 г. № 1200 «О внесении изменений в приказ Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 26 августа 2015 г. № 739»
Скачать
pdf 527,66 КБ
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Скачать
Источник: https://dszn.ru/deyatelnost/control-form/v-sfere-socialnogo-obsluzhivaniya/Spisok-normativnyh-pravovyh-aktov