Страховое обеспечение по временной нетрудоспособности и в связи с материнством — виды и формы

-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

Пособие – алиментарная денежная выплата, предоставляемая в целях замещения зп или иного дохода на период невозможного осуществления трудовой или иной деятельности, по установленным законом основаниям. Пособия по временной нетрудоспособности это замещающие пособия.

Страховой риск – вероятное и возможное жизненное обстоятельство, влекущее изменение материального, физического или социального состояния, с наступлением которого осуществляется обязательное соц. страхование.

Страховой случай — свершившееся жизненное обстоятельство, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, и страхователей осущесотвлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Трудоспособность – фактическая возможность участия в трудовой деятельности посредством имеющихся у него личных свойств производить товары, оказывать услуги, осуществлять профессиональную работу. Нетрудоспособность устанавливается мед. организациями.

Субъекты-получатели — Застрахованные лица, а именно:

— работники, заключившие ТД, со дня подписания/факт. допущения уполномоченным лицом (кроме военных/правоохранительных).

Источник выплаты:

Фонд социального страхования. Исключение составляет пособие при общем заболевании – 3 первые дня за счет работодателя, а дальше ФСС (у ИП сразу ФСС).

  • Основания:
  • Это утрата з/п, на которую лицо имеет право; формальная сторона – листок нетрудоспособности.
  • Случаи обеспечения:
  • 1) общее заболевание или травма.
  • Профессиональное заболевание (характерны для работ связанных с вредными веществами, производственными факторами и определены нормативно), трудовое увечье — другой Закон.
  • 2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;
  • 3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного недееспособным;
  1. (см. текст в предыдущей редакции)
  2. 4) осуществления протезирования;
  3. 5) долечивания в санаторно-курортных организациях непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях.
  4. (см. текст в предыдущей редакции)
  5. Пособие выплачивается в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.
  6. Выплаты:
  7. Размер вычисляется из среднего заработка, который определяется за последние 2 года, предшествующих утрате заработка, а при меньшей продолжительности работы – за фактически отработанное время.
  8. Средний дневной заработок (все виды выплат и вознаграждений) за 2 календарных года = Фактически начисленная заработная плата делится на количество дней учитываемых за 2 года.
  9. Если в течение этих 2х лет были отпуск по беременности и родам, по уходу за ребёнком, то эти периоды подлежат замене предшествующими периодами, если это не приведет к уменьшению среднедневного заработка.
  10. Если у лица стаж 1 год работы (нет 2х лет), то его фактически начисленная заработная плата делится на 730 дней, и если заработок будет меньше МРОТ, то он приравнивается к МРОТа.
  • Лица, работающие у 2 и более работодателей, вправе получить оплату больничного листа по временной нетрудоспособности исходя из заработка с учетом всех мест работы.
  • Основаниями для отказа в назначении являются:
  • 1) в результате установленного судом умышленного причинения вреда своему здоровью или попытки самоубийства;
  • 2) вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Для определения размера имеет значение связь предшедствующих нетрудоспособности обстоятельств с трудовой деятельностью. Если она есть, то это трудовое увечье или проф. заболевание, иначе общее заболевание. При проф.

заболевании и трудовом увечьи размер пособия = 100% среднего заработка за весь период нетрудоспособности или до установления инвалидности.

При общем заболевании и других основаниях: размер зависит от страхового стажа и определяется в % к среднему заработку.

Страховой стаж – период работы застрахованного лица по ТД.

Продолжительность выплаты по общему правилу – со дня утраты нетрудоспособности до дня установления инвалидности либо до дня прекращения нетрудоспособности (по продолжительности больничного листа выплачивается). Закон не ограничивает срок больничного листа, но есть ориентировочные сроки. Если болезнь не излечивается, то больничный лист заканчивается установлением инвалидности.

Порядок назначения:

Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания. При пропуске этого срока оно не выплачивается. Исключения установлены приказом МЗСР (минздравсоцразвития) от 31.01.2007 (непреодолимая сила, переезд, болезнь/смерть близкого родственника и др. – уважительные причины).

  1. Оплата производится в дни выплаты ЗП установленные работодателем ЛНА.
  2. Необходимые документы:
  3. — листок нетрудоспособности
  4. — справку (справки) о сумме заработка
  5. — документы, подтверждающие страховой стаж.

-Решение о назначение и выплате пособия или отказе выносит территориальный орган ФСС, выводы которого м.б. обжалованы. Назначенное и неполученное пособие, выплачивается не более чем за 3 предшествующих года, кроме случаев если оно не получено по вине раб-ля или ФСС.

Источник: https://megaobuchalka.ru/5/43560.html

Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения

Богатырская В. А., Какорина Э. Н., Кильдюшкина И. П. Пособие по временной нетрудоспособности в системе страхового обеспечения [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 213-215. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10157/ (дата обращения: 01.04.2020).

Читайте также:  Номер страхового полиса - что это и какую информацию содержит



Статья посвящена изучению пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

В статье рассматриваются: комплекс вопросов, касающихся теоретического осмысления сущности пособия по временной нетрудоспособности, его роль в жизни обычного работающего гражданина, проблемы правового регулирования назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями.

Ключевые слова: пособие, временная нетрудоспособность, работник, профессиональное заболевание.

Становление РФ как социального государства началось еще со времен Князя Ярослава, издавшего первый славянский закон «Русская Правда», в котором было закреплено подобие первой социальной программы. В современной России документом, регулирующим основы социальной политики, является Конвенция МОТ 1962 г.

№ 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» [2]. В которой отмечается важнейшая роль социальной политики государства, а именно-способствование росту благосостояния и развития населения, стремление к социальному прогрессу.

Аналогом Конвенции выступает основной Закон РФ — Конституция РФ [1], устанавливающая основные социально-экономические права человека.

«Социальным» принято называть государство, обеспечивающее своим гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, находящимся на его территории на законных основаниях, достойный уровень жизни и свободное развитие. Согласно ст.

25 Декларации прав человека, право на достойный уровень жизни- это право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение в связи с безработицей, инвалидностью, наступлением старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. Государство РФ признает данное право и создает государственную систему социального обеспечения.

Важное место в системе социального обеспечения занимает социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [11].

Этот вид страхования является способом реализации прав и интересов работодателей и работников предприятия, предоставляющий работодателю возможность запланировать объем расходов на осуществление мер по снижению травматизма на производстве.

Согласно мировой статистике, несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания ежегодно уносят более 2 миллионов жизней.

По статистическим данным Федеральной службы по труду и занятости [8] за период с января по сентябрь 2015 года в России от несчастных случаев на производстве пострадали 5690 человек, треть всех чрезвычайных происшествий закончилась смертельным исходом.

Количество пострадавших на производстве (на основании актов расследования несчастных случаев формы Н-1) в целом, по России за последние годы составляет более 100 тысяч человек, что в 2–2,5 раза превышает соответствующие показатели в США и странах Европы. Отметим, что в развивающихся странах большинство смертей на производстве связаны с нарушением техники безопасности и трагическим стечением обстоятельств — к примеру, в Индии это число превышает 40 000 человек в год. Гибель сотрудников связана, в основном, с воздействием опасных веществ на организм — так в Великобритании от несчастных случаев погибает 300 человек за год, а от воздействия особо вредных условия труда- 3000.

В силу обязанности страховщика [3], Фонд социального страхования производит финансирование предупредительных мероприятий по сокращению травматизма на производстве и профессиональных заболеваний, что означает заинтересованность страхователя в сокращении и ликвидации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Но не все работодатели понимают это, тем самым скрывают произошедшие несчастные случаи, ссылаясь на недостаток денежных средств на лечение и восстановление работника. В данной ситуации работодатели забывают о том, что финансовое обеспечение предупредительных мероприятий осуществляется по правилам приказа Минтруда России от 10.12.2012 г.

№ 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами» [9] из средств Фонда социального страхования РФ, а не из собственного бюджета. Вследствие этого, разумно было бы дополнить законодательство о труде и об охране труда положениями, которые предусмотрели бы санкции к работодателям, скрывающим информацию о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.

По статистическим данным Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Мордовия очевидна положительная динамика, связанная с профессиональными рисками [8].

Уменьшилась численность несчастных случаев и профессиональных заболеваний, что способствовало снижению уровня расходов на данных вид обязательного социального страхования. Так в 2014 году Фондом социального страхования был отмечен 321 несчастный случай, из них признано страховыми — 256.

В 2013 году уровень был выше, хоть и не значительно. Было выявлено 336 несчастных случаев и впервые выявленных профзаболеваний, в том числе 284 страховых случаев.

Так же значительно снизились расходы на лечение пострадавших после тяжелых несчастных случаев на производстве: в 2013 году количество пострадавших после тяжелых несчастных случаев насчитывалось 44, и на лечение Фондом социального страхования РФ по Республике Мордовия было потрачено 4 083,9 тыс. рублей. В 2014 году количество пострадавших снизилось на 10 человек, что позволило снизить расходы на лечение до 3 075,0 тыс. рублей [8].

Снижение производственного травматизма обусловлено различными признаками.

Центральное место в этой работе занимают Федеральные службы по труду и занятости, в лице государственной трудовой инспекции, осуществляющей контроль, надзорные и профилактические функции и работа государственных органов по контролю и профилактике данных процессов с точки зрения их соответствия требованиям законодательства. Во-вторых, это усилия работодателей, большинство которых сегодня все больше понимает важность вопросов повышения безопасности работников в процессе производственной деятельности.

Читайте также:  Формула и порядок определения размера страховой пенсии по старости

Расследование и квалификация производственных заболеваний и травматизма закреплены законодательно [10].

Однако, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний — это единственный вид страхования, где расследование и квалификацию случая в качестве страхового проводит сам страхователь [3].

Проблема возникает в том, что при легких несчастных случаях комиссию по расследованию несчастных случаев в целом формирует страхователь, и представители страховщика в нее не входят вовсе, а ведь это — около 90 % всех несчастных случаев на производстве.

В следствие этого, работник может оказаться вовсе не пострадавшим и пособия не получит. Аналогичная ситуация могла бы произойти, если собственник транспортного средства (страхователь) самостоятельно квалифицировал случай в качестве страхового по КАСКО, что доказывает абсурдность положения.

Необходимо отметить, что пособие по временной нетрудоспособности предназначено для тех граждан, которые выполняют работу по найму, т. е. на основании трудового договора (контракта), и в связи с этим подлежат государственному социальному страхованию.

Во избежание наступления несчастных случаев на производстве, работодатели должны обеспечить в офисах и на предприятиях соблюдение правил гигиены, безопасности и охраны труда [4]. Это является одним из условий благополучного прохождения организацией процедуры аттестации рабочих мест.

Организации и предприятия, успешно прошедшие проверку проводят специальные лабораторно-инструментальные замеры параметров производственной среды в целях установления соответствия их нормативам.

Выявление отклонений от нормы позволяет оценить и рассчитать риск возникновения несчастного случая или профзаболевания.

Таким образом, пособие по временной нетрудоспособности занимает важное место в государственной системе страхового обеспечения и является неотъемлемой частью права граждан на социальное обеспечение.

Выплата данного вида пособия призвана временно заменить гражданину заработок, который он утратил в связи с болезнью, вследствие несчастного случая на производстве или профзаболевания, а также необходимостью ухаживать за нетрудоспособным членом семьи.

Несмотря на то, что нормативно-правовая база, регулирующая данный вопрос, достаточно широка и многоаспектна, на практике проблемы создания и обеспечения безопасных условий труда, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, связанных сними экономических потерь являются очень острыми.

Данные проблемы требуют немедленного разрешения, так как всерьез угрожают полноте реализации прав граждан на социальное обеспечение в области социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а для государства, позиционирующего себя как социальное, это недопустимо.

Названные проблемы могут быть решены с помощью устранения неоднозначности толкования правовых норм и усиления государственного контроля.

Только когда работникам, работодателям и другим субъектам соответствующих правоотношений будет предельно ясен круг их прав и обязанностей, будет возможна реализация права граждан в области назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности на должном уровне.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/conf/law/archive/181/10157/

Страховое обеспечение при временной нетрудоспособности

  • По всем случаям временной нетрудоспособности единым видом страхового обеспечения выступает пособие по временной нетрудоспособности
  • (далее в данной главе — пособие).
  • Общим условием предоставления пособий является наступление страховых случаев в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого застрахованные подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности.

Пособие выплачивается застрахованному лицу во всех случаях за календарные дни, приходящиеся на период временной нетрудоспособности, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ.

Иные условия предоставления, правила исчисления размеров и продолжительность выплаты дифференцированы соответственно причинам нетрудоспособности. 11оэтому целесообразно рассмотреть эти юридически значимые обстоятельства предоставления страхового обеспечения применительно к каждому из главных фактов — причин возникновения временной нетрудоспособности.

Пособие при заболевании или травме предоставляется и тогда, когда эти случаи наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной выше работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования. По общему правилу, пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности либо до установления инвалидности.

Законодатель сохраняет три исключения из этого правила, когда сроки выплаты пособия ограничены:

  • — для застрахованных, чьи трудовые договоры или служебные контракты заключены на срок не более шести месяцев — не более 75 календарных дней;
  • — для тех, у кого страховой случай наступил после заключения трудового договора, но до даты его аннулирования — не более 75 календарных дней;
  • — для застрахованных-инвалидов — не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году.

Для заболевших туберкулезом установлены изъятия из указанных исключений: пособие выплачивается в соответствии с общим правилом, т.е. до дня восстановления трудоспособности либо установления инвалидности (а для заболевших туберкулезом инвалидов — до дня пересмотра группы инвалидности вследствие заболевания туберкулезом).

  1. Размер пособия при заболевании или травме варьируется в зависимости от того, наступил страховой случай в период работы или после ее окончания, для случаев, наступивших в период работы, — от продолжительности страхового стажа, накопленного к дате начала временной нетрудоспособности.
  2. Если болезнь или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, размер пособия составит 60% среднего заработка.
  3. Если страховой случай наступил в период работы, оно будет выплачено в следующих размерах:
  • — при продолжительности страхового стажа восемь и более лет, — 100% среднего заработка;
  • — при страховом стаже от пяти до восьми лет, — 80% среднего заработка;
  • — при страховом стаже от шести месяцев до пяти лет, — 60% среднего заработка;
  • — при страховом стаже менее шести месяцев пособие но временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, — в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов (ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Читайте также:  Уменьшение страховых выплат страховой компанией - способы, методы, ответственность

Пособие при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи (любым, кроме ребенка) выплачивается не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

Периоды выплаты пособия по уходу за больным ребенком отличаются большей продолжительностью и варьируются в зависимости от статуса ребенка (возраста либо установления статуса ребенок-инвалид), характера заболевания ребенка (общее или из группы заболеваний, определяемых в порядке, установленном законодательством), режима лечения (амбулаторного или стационарного).

Так, в случаях возникновения общего заболевания у детей до семи лет максимальный период выплаты пособия составляет 60 дней по всем случаям ухода за данным ребенком в календарном году.

А в случае возникновения у ребенка в возрасте до семи лет заболевания, включенного в специальный перечень, установленный Минздравом России, пособие выплачивается застрахованному родственнику не более чем за 90 календарных дней в календарном году (п. 1 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

В случае ухода за больным ребенком в возрасте от семи до 15 лет — за период до 15 календарных дней но каждому случаю лечения ребенка в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком (п. 2 ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ). При заболевании детей- инвалидов пособие выплачивается за суммарный (в течение календарного года) период в 120 дней. В случае ухода за заболевшим ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, пособие выплачивается за весь период такого ухода, независимо от иных условий, а при уходе за ВИЧ-инфицированным ребенком — за весь период без ограничения сроком, но только для случаев стационарного лечения.

Размер пособия по уходу за заболевшим членом семьи (любым, кроме ребенка) определяется в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, как в случаях его собственного заболевания или травмы.

Размеры пособий по уходу за заболевшими детьми различаются в зависимости от режима лечения ребенка (амбулаторный либо стационарный). При стационарном лечении размер пособия определяется так же, как при заболевании или травме самого застрахованного (в зависимости от продолжительности страхового стажа).

При амбулаторном лечении первоначальный (10 дней) и завершающий периоды ухода оплачиваются мо-разному: первые 10 календарных дней ухода — в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного, остальные дни ухода — в размере 50% среднего заработка застрахованного (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.

2006 № 255-ФЗ).

Пособие в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином.

Если карантину подлежат дети в возрасте до семи лет, посещающие дошкольные образовательные организации, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

Размер пособия при карантине определяется так же, как при заболевании или травме (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Пособие в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

Размер пособия при протезировании определяется так же, как при заболевании или травме (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Пособие при долечивании застрахованного лица в санаторно-курортной организации, расположенной на территории РФ, непосредственно после оказания медицинской помощи в стационарных условиях выплачивается за период пребывания в такой организации, но не более чем за 24 календарных дня (за исключением заболевания туберкулезом).

Размер пособия при долечивании в санаторно-курортной организации определяется так же, как при заболевании или травме (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).

Источник: https://studme.org/230751/pravo/strahovoe_obespechenie_vremennoy_netrudosposobnosti

Ссылка на основную публикацию