Проблемы неэффективного расходования средств на здравоохранение и пути их решения

  • Система здравоохранения характеризуется наличием комплекса глубоких экономических проблем, которые воспроизводятся на протяжении последних десяти лет:
  • – финансовая необеспеченность государственных гарантий медицинской помощи населению;
  • – незавершенность введения системы обязательного медицинского страхования;
  • – существенное территориальное неравенство в финансовом обеспечении прав граждан Российской Федерации на получение медицинской помощи;
  • – отсутствие экономических механизмов, побуждающих участников системы здравоохранения к росту эффективности использования общественных ресурсов.

Размеры государственного финансирования здравоохранения, сократившиеся более чем на треть в 90-е годы, стали увеличиваться с 2000 года, но не достигли уровня пятнадцатилетней давности. Произошел разрыв между декларируемыми и реальными экономическими условиями получения медицинской помощи. Финансирование оказания медицинской помощи в значительной мере переносится на самих граждан и работодателей. Расходы населения на лекарственные средства и медицинские услуги устойчиво растут высокими темпами. Нарастание платности медицинской помощи усиливается, несмотря на рост государственного финансирования в последние годы. Происходит нерегулируемое замещение государственных расходов частными, снижение качества бесплатной медицинской помощи. В наибольшей мере от этого страдают малообеспеченные слои населения. Увеличивается неравенство возможностей различных социальных групп в получении качественной медицинской помощи.

Проблема усугубляется тем, что подходы к финансированию государственных гарантий оказания медицинской помощи населению не позволяют четко определить зависимость оплаты и качества помощи, которая должна бесплатно предоставляться гражданам.

Ссылки на недостаточность государственного финансирования здравоохранения и на неисполнимость декларативных правил бесплатного медицинского обеспечения используются медицинскими работниками и руководителями здравоохранения в качестве оправдания снижения качества медицинских услуг и предоставления за плату услуг, которые реально должны быть оказаны для граждан бесплатно. Поэтому без конкретизации государственных гарантий медицинской помощи, разграничения медицинской помощи на бесплатные и платные медицинские услуги уже нельзя рассчитывать на то, что проблему разрыва между гарантиями и их финансовым обеспечением можно решить лишь путем увеличения размеров государственного финансирования здравоохранения.

Существующая система обязательного медицинского страхования (ОМС) имеет целый ряд серьезных изъянов, преодоление которых требует изменений самой модели ее существования.

Главным изъяном является несбалансированность программ ОМС с размерами страховых платежей. Система ОМС аккумулирует лишь 41,9% совокупного объема государственного финансирования здравоохранения.

Эта проблема порождена прежде всего невыполнением субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления обязательств по уплате страховых взносов на неработающее население в полном объеме. Правда, в последние годы обозначилась тенденция увеличения размеров взносов за неработающее население, но это кардинально не меняет ситуации.

Сложившаяся модель ОМС не оказала существенного влияния на эффективность использования ресурсов здравоохранения. Не оправдались первоначальные ожидания появления конкуренции между страховщиками, стимулирующей их активность в защите прав застрахованных и оптимизации размещения заказов среди медицинских организаций.

Таким образом, серьезной проблемой обеспечения прав граждан на получение медицинской помощи является значительная дифференциация размеров государственного финансирования здравоохранения. Существующие экономические механизмы в системе здравоохранения не создают у ее участников стимулов к повышению эффективности использования общественных ресурсов.

Модернизация системы здравоохранения неизбежна. Главное в модернизации российского здравоохранения – системность преобразований и постепенность их осуществления. Конечной целью является повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения.

  1. Реформирование систем здравоохранения и обязательного медицинского страхования неосуществимо без прогрессивных экономических методов управления, включая анализ эффективности использования имеющихся ресурсов.
  2. В сложных условиях проведения реформы в здравоохранении первостепенное значение приобретают принципы программно-целевого планирования и финансирования отрасли:
  3. – соответствие выполняемых полномочий (функций) их финансовому наполнению на каждом уровне управления;
  4. – обеспечение непрерывности и преемственности полномочий;
  5. – оптимизация бюджетных расходов;
  6. – бюджетирование, ориентированное на результат;
  7. – реструктуризация подведомственных учреждений в целях эффективного использования имеющихся ресурсов.
  8. Реализация этих принципов возможна лишь при увеличении расходов на здравоохранение.
  9. Увеличение расходов на здравоохранение позволит обеспечить:
  10. – преодоление отставания средней заработной платы работников здравоохранения от средней по области (необходимо увеличить расходы на оплату труда в 2,4 раза, что позволит повысить реальную заработную плату в 1,6 раза);
  11. – соблюдение государственных гарантий бесплатного лекарственного обеспечения граждан.
  12. В результате можно будет осуществить бесплатное лекарственное обеспечение пациентов в стационарах и значительное улучшение лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в амбулаторных условиях;
  13. – замену изношенного медицинского оборудования, ремонт зданий и сооружений, первостепенное приобретение необходимого оснащения первичного звена оказания медицинской помощи (в первую очередь для общей врачебной практики) за счет увеличения инвестиционных затрат в реальном исчислении в 2,4 раза;
  14. – увеличение расходов на лечебное питание больных в стационаре в реальном исчислении в 2,9 раза (с 34 рублей в 2004 году до 100 рублей на одного больного в день в сопоставимых ценах).
  15. Данный вариант оптимизационного прогноза предусматривает увеличение затрат на один койко-день стационарного лечения одного больного в среднем.
  16. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  17. Из данной курсовой работы ясно, что система здравоохранения представляет собой социально-экономический институт государства по оказанию населению медицинской помощи и проведению медико-профилактических мероприятий.

Стратегической целью системы здравоохранения является охрана и улучшения здоровья каждого гражданина Российской Федерации. Основная задача здравоохранения обеспечить квалифицированную медицинскую помощь доступной всему населению Российской Федерации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/1/8024.html

СОЮЗФАРМА

Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Козлова Людмила Вячеславовна рассказала о проблемах здравоохранения в России и о возможных методах их разрешения

 «Я обозначу основные проблемы в отрасли.

В марте и в мае этого года в Совете Федерации прошли круглые столы, посвященные импортозамещению лекарственных средств и медицинских изделий. Я очень благодарна тем людям, которые не только откликнулись и поучаствовали в мероприятии, но и внесли свои предложения.

Множество министерств и ведомств участвуют в обеспечении охраны здоровья граждан.

Когда мы говорим об этом, то в первую очередь, ссылаемся на Конституцию РФ, в которой указано, что каждый гражданин имеет право на оказание бесплатной медицинской помощи.

Сейчас очень нарастает объем платных услуг – я считаю, что они должны существовать, но как альтернатива. В целом же людям следует получать бесплатную медицинскую помощь, как сказано в Конституции. 

Я буду ссылаться на два послания президента РФ. В 2013 году Владимир Путин заявил о том, что в последние годы нам удалось сделать многое для развития здравоохранения.

Он отметил рост продолжительности жизни и снижение смертности от сердечно-сосудистых и ряда других заболеваний.

Фраза президента внушает оптимизм и позволяет сделать вывод, что на самом высоком уровне знают о проблемах отечественного здравоохранения.

Напомню, что Владимир Путин предложил объявить 2015 год Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. На площадке Совета Федерации проходили круглые столы, в которых участвовали кардиологи России – те врачи, которые и в науке, и в практике добились высоких результатов.

Они работают хорошо и много, знают все проблемы, но смертность от этой группы заболеваний в нашей стране остается достаточно высокой. Отмечу, что я не видела среди них ни одного педиатра. Мы считаем, что истоки всех заболеваний взрослых людей кроются в детстве и начинать профилактику нужно с раннего возраста.

И даже не тогда, когда ребенок родился, а когда в семье еще только планируют пополнение.

Проблемы отечественного здравоохранения:

• Дефицит кадров. Несмотря на повальное сокращение, которое произошло в стране, особенно в столице, эта проблема до сих пор имеет место быть. В этих условиях нельзя говорить о доступности и качестве медицинской помощи.

• Рост платных услуг.

• Дефицит лекарств и рост цен на них. Чтобы избежать коррупции и других негативных моментов, лекарственные средства должны централизованно закупаться и распределяться.

Жители всех регионов России в одинаковой степени должны иметь возможность их получить.

Известно, что существуют дотационные субъекты, в которых очень сложно обеспечить дорогостоящими препаратами всех, кто в этом нуждается.

Состояние материальной базы после запуска нацпроектов улучшилось. Однако именно медицинские кадры являются главной и значимой частью ресурсов здравоохранения. Как сказал Владимир Путин: «Несмотря на все технические новации в медицине всегда ценились именно личные качества врача. Мы должны создать все условия для их достойной работы».

  • Пути решения проблем в здравоохранении:
  • • Повышение социального статуса медицинских работников.
  • • Повышение заработной платы, базовых оплат.
  • • Обеспеченность жильем.

Известна фраза: «Здоровье – это не все, но все без здоровья – ничто». Когда все это поймут, то произойдет улучшение условий труда врачей, что пойдет на благо здоровью населения. Сильное государство возникает лишь тогда, когда население здорово.

Медицинское образование

Еще одна проблема, которая существует – в условиях дефицита кадров у нас должно происходить непрерывное медицинское образование. Сейчас все очень быстро меняется, появляются современные аппараты, новые методы исследования и лечения.

В условиях дефицита кадров сложно отпустить главного врача на обучение даже на 2 месяца. Развивая дистанционное образование, следует использовать его для тех, кто уже имеет стаж работы и определенные практические навыки.

В случае с выпускниками его нужно применять очень осторожно.

Проблемы современного медицинского образования

Мы знаем, что качество медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования. Поэтому медицинское образование действительно заслуживает пристального внимания и реформирования. Почему стали хуже учить? Дело в том, социальный статус преподавателей, также как и врачей, низок. Сейчас нет конкурса на теоретические кафедры. 

• Интеграция в лечебный процесс сотрудников клинических кафедр медицинских вузов. Если сотрудник не является работником медицинского учреждения, то сделать это очень сложно. Но существуют пути решения — в условиях дефицита кадров главный врач может оформить сотрудника на половину или четверть ставки.

• Несоответствие системы повышения квалификации медицинских кадров потребностям практического здравоохранения и международным стандартам.

• Не урегулированы вопросы с клиническими базами вузов и ведением сотрудников кафедр клинической деятельности на базе государственных и муниципальных медицинских образований.

Особенностью нашей отечественной медицины является ее профилактическая направленность. Мы знаем, что болезнь легче предупредить, чем лечить. Сейчас звучат разные предложения – например, напрямую работать с фондом ОМС, минуя страховые компании, и т.д. Я считаю, что нужно не рубить с плеча, а проанализировать ситуацию и выслушать все точки зрения.

 Предполагаемое внедрение дополнительных государственных гарантий обязательно должно быть увязано со встречными обязательствами граждан — ведением здорового образа жизни, регулярным прохождением профилактических осмотров и с исполнением рекомендаций врача. На мой взгляд, нужен федеральный закон о стимулировании мотивации к здоровому образу жизни».

Источник: http://www.up-zdrav.ru

Источник: https://sojuzpharma.ru/news/3155-problemy_otechestvennogo_zdravoohraneniya_i_puti_ih_resheniya

Проблемы финансирования учреждений здравоохранения и пути их решения

Понимание охраны здоровья как системы требует реализации комплексного подхода в здравоохранительной 
политике. Достаточно часто речь идет о ее отдельных элементах, например об организации медицинских учреждений или используемых способах финансирования.

Это связано и с традиционным административным делением: обычно в 
Министерстве здравоохранения существуют отдельные подразделения, занимающиеся этими вопросами.

Но такой подход игнорирует реальную ситуацию, в которой здравоохранение развивается как комплексная система, где каждый элемент играет свою роль, но при этом неразрывно связан с другими.

Это тем более важно в современных условиях, когда все большее внимание уделяется общему функционированию системы здравоохранения с акцентом на результат, удовлетворение потребностей потребителя и высокое качество обслуживания.

Во-вторых, в основе построения каждой системы лежат определенные принципы, которые в конечном итоге определяют ее структуру, цели и задачи, позволяют оценить результат работы. Одним из основополагающих принципов в здравоохранении является такая категория как доступ.

Под доступом понимается возможность 
гражданином получить необходимый 
набор медицинских услуг в 
соответствии с потребностью. Доступ имеет различные аспекты, среди 
которых обычно выделяют территориальный, финансовый и культурный.

При этом даже если в стране поставлена политическая задача обеспечить всеобщий доступ населения, ее практическое воплощение может столкнуться с серьезными трудностями: существуют барьеры, которые препятствуют ее реализации.

Как отмечают Важным фактором является и удовлетворенность пациентов полученной медицинской помощью.

В качестве основных показателей доступа специалисты выделяют долю населения, охваченную системой здравоохранения, содержание набора предоставляемых услуг, наличие так называемого разделения расходов, географические, организационные барьеры и уровень использования доступных услуг. 

Рассмотрение проблемы доступа 
населения к медицинской помощи имеет ряд методологических трудностей. Прежде всего, насколько высокий 
уровень заболеваемости и смертности обусловлен проблемами с доступностью медицинской помощи. Если был бы обеспечен доступ, и медицинская помощь была бы получена вовремя, то какие были бы результаты?

Существует такое понятие 
как всеобщий доступ населения к 
медицинским услугам. Это означает, что все граждане имеют доступ к системе здравоохранения и 
могут претендовать на получение 
медицинской помощи.

Более того, такая возможность рассматривается 
как право (на охрану здоровья) и 
признается в числе основных прав человека. Однако каков критерий всеобщности, то есть когда принимается, что всеобщий доступ действительно обеспечен.

Читайте также:  Количество зарегистрированных автомобилей в россии по регионам и маркам авто

В 
данном контексте ориентируются 
на категории потребность и спрос.

Потребность категория достаточно сложная, она подразумевает, что 
человеку реально необходима помощь по медицинским показаниям. Она может 
существовать у человека, но не быть выявленной и осознанной.

Например, рост заболеваемости можно отнести 
за счет повышения качества и возможностей диагностических средств — раньше просто не было технических возможностей для 
диагностики.

Таким образом, развитие медицинских технологий с этом контексте повышает нагрузку на систему здравоохранения.

При этом модель потребления 
и уровень удовлетворения социально 
значимых потребностей не всегда зависит 
только от уровня экономического развития. Потребности, осознанные социальной группой, выступают как ее интерес. При 
этом следует также учитывать, что 
потребности динамичны и изменчивы 
и на базе уже удовлетворенных возникают новые.

Спрос в строгом экономическом 
смысле подразумевает способность 
и готовность населения платить, в нашем случае за медицинскую 
помощь. Он корреспондируется с такой 
категорией как предложение.

Однако при анализе систем здравоохранения 
понятие спрос используется скорее как осознанная человеком потребность (не всегда необходимая) в получении медицинской услуги, которую он пытается реализовать практически.

Повышение уровня жизни населения, прогресс в медицинских технологиях, старение населения и его растущие ожидания приводят к росту спроса на медицинскую помощь Предложение в здравоохранении—в отличие от ряда других отраслей —достаточно негибкое и ограниченное, оно не может автоматически следовать за спросом ни физически, ни финансово ( имея ввиду высокую долю общественного финансирования здравоохранения). Поэтому задачу политики в области здравоохранения  можно поставить как необходимость улучшения соотношения между спросом и предложением, чтобы если и не расширить доступ, то во всяком случае его рационализировать.  

Равный или неравный доступ—еще одна проблема. Должны ли  и могут ли отдельные категории населения иметь преимущества при получении медицинских услуг? Возникает проблема справедливости. В развитых странах принимается как аксиома, что ресурсы здравоохранения должны распределяться справедливо.

При этом можно выделить два подхода к справедливости- справедливость возможности иметь доступ и использовать ресурсы здравоохранения и финансовая справедливость, оцениваемая как бремя финансовых взносов, получаемых системой здравоохранения от различных социально-экономических групп населения.

При обсуждении проблемы доступа, традиционно рассматриваются два 
параметра — своевременность 
и качество. Система здравоохранения 
обеспечивает доступ, если медицинская 
помощь надлежащего качества может 
быть получена гражданином вовремя.

Поэтому существующая система медицинских 
учреждений, их территориальное распределение 
и организация работы должны быть оценены с этой точки зрения.

Очевидно, что для оценки доступа относительные 
показатели развития здравоохранения 
более полезны, чем абсолютные показатели.

Среди показателей доступности 
услуг часто называют возможность 
выбора врача или медицинского учреждения. При этом принимается, что если у 
пациента есть выбор, это лучше для 
обеспечения доступа. Однако, представляется, что данный вопрос не может решаться однозначно.

Ведь хорошего врача или больницу будут выбирать многие, а их возможности по оказанию медицинской помощи не безграничны.

Соответственно, положительное влияние выбора на доступность медицинских услуг для большинства населения проявляется только при высоком среднем уровне работы врачей и медицинских учреждений и их адекватном территориальном распределении.

Глава II. Действующий механизм финансирования здравоохранения в РФ

2.1. Планирование расходов 
на здравоохранение

  • Ключевой задачей органов 
    государственного управления и местного самоуправления в области здравоохранения 
    является создание условий для реализации Программы государственных гарантии населению в бесплатной медицинской 
    помощи за счет средств бюджетов и 
    фондов обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. Решение данной задачи предполагает проведение ряда мероприятий по совершенствованию действующей сегодня системы финансирования здравоохранения, нацеленных на:
  • • использование финансовых ресурсов не только как платежа за те или иные медицинские услуги, но и как экономического инструмента 
    управления качеством медицинской 
    помощи и повышения се социальной, медицинской и экономической эффективности;
  • • реализацию принципа заинтересованности первичного звена медико-санитарной помощи в оптимизации структуры 
    медицинских услуг на всех ее этапах;
  • • рациональное использование 
    дорогостоящих видов медицинской 
    техники, развитие стационарозамещающих технологий;
  • • обеспечение выполнения целевых программ развития здравоохранения, а также использование инфраструктуры здравоохранения с применением 
    государственных заданий и заказов, позволяющих, с одной стороны, концентрировать 
    ресурсы для решения приоритетных задач развития здравоохранения в рамках национального проекта «Здоровье», с другой — контролировать их эффективное и целевое использование.

Региональные аспекты 
финансового обеспечения здравоохранения 
являются не менее важными, чем общегосударственные. Особенность услуг здравоохранения — их локальность, определенная замкнутость на конкретные административно-территориальные единицы.

Наиболее эффективно их предоставление может быть организовано региональными и местными органами власти, которые находятся ближе к потребителю, лучше знают структуру населения подведомственной территории, особенности социально-гигиенической ситуации в ней.

Поэтому основная ответственность за предоставление и финансирование мероприятий, связанных с медицинским обслуживанием, лежит на региональных органах власти и местных органах самоуправления. Формирование расходов бюджета на здравоохранение каждый субъект РФ осуществляет самостоятельно.

  1. Расходы бюджетов на здравоохранение 
    учитываются по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт». За счет средств федерального бюджета предоставляется следующая медицинская помощь:
  2. • специализированная, в 
    том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, оказываемая 
    в федеральных специализированных медицинских организациях;
  3. • дополнительная медицинская 
    помощь отдельным категориям граждан, имеющим право на получение набора социальных услуг; проведение диспансеризации 
    неработающих граждан; проведение иммунизации 
    населения; проведение мероприятий 
    но раннему выявлению социально 
    значимых заболеваний и заболеваний 
    опорно-двигательного аппарата, а 
    также дополнительная медицинская 
    помощь, предусматривающая в том 
    числе обеспечение отдельных 
    категорий граждан необходимыми лекарственными средствами;
  4. • организация и обеспечение 
    госсанэпидемнадзора.
  5. В структуре расходов бюджетов субъектов Российской Федерации значительный удельный вес занимают средства, направляемые на страхование неработающею населения. Кроме того, субъектами РФ оплачиваются:
  6. • специализированная (санитарно-авиационная) скорая медицинская помощь;
  7. • специализированная (по установленному перечню) медицинская помощь, оказываемая 
    в медицинских организациях субъектов 
    РФ в соответствии с номенклатурой 
    медицинских организаций, утверждаемой Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, а также высокотехнологичные виды медицинской помощи, перечень которых утверждается органом исполнительной власти субъекта РФ и сфере здравоохранения.

Расходы бюджетов субъектов 
РФ включают в себя обеспечение медицинских 
организации субъектов РФ лекарственными и иными средствами, изделиями 
медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами, а также донорской кровью и ее компонентами. В соответствии с законодательством Российской Федерации п законодательством субъектов РФ в отношении отдельных категорий граждан осуществляются дополнительные меры по оказанию медицинской помощи и лекарственному обеспечению.

  • За счет средств бюджетов муниципальных образований оплачивается:
  • • скорая медицинская помощь;
  • • первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных организациях, в том числе женщинам в период беременности, во время 
    и после родов.
  • Расходы местных бюджетов включают в себя обеспечение организаций 
    муниципальной системы здравоохранения 
    лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами 
    и дезинфекционными средствами, донорской кровью и ее компонентам и, а также обеспечение граждан лекарственным и средствами и изделиями медицинского назначения.
  • Кроме того, за счет средств 
    бюджетов в установленном порядке 
    финансируются:
  • • оказание медицинской 
    помощи, предоставление медицинских 
    и иных услуг в лепрозориях, трахоматозных 
    диспансерах, центрах но борьбе с 
    синдромом приобретенного иммунодефицита, центрах медицинской профилактики, врачебно-физкультурных диспансерах, центрах профессиональной патологии, детских и специализированных санаториях, бюро судебно-медицинской, судебно-психиатрической и патологоанатомической экспертизы, медицинских информационно-аналитических центрах (бюро медицинской статистики), станциях переливания крови, центрах планирования семьи и репродукции, домах ребенка, хосписах, больницах сестринского ухода;
  • • мероприятия по реализации федеральных, региональных и местных 
    целевых программ, а также ведомственных 
    целевых программ; отдельные мероприятия 
    национального проекта «Здоровье», к примеру такие, как строительство, ремонт и оснащение оборудованием 
    медицинских учреждений;
  • • научные исследования и др.

За счет федерального бюджета 
на цели здравоохранения в 2011 году было выделено 325 059 408,5 тыс. рублей. В табл. 1 приведена структура расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт, свидетельствующая о том, что наибольший объем средств направляется на реализацию подраздела «Здравоохранение».

Таблица 1 – Структура 
расходов федерального бюджета на 2011 г. по разделу 0900 «Здравоохранение, физическая культура и спорт »

ККод Наименование расходов Сумма, тыс.рублей Удельный вес, %
00900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 325 059 408,5
00901 Стационарная медицинская  помощь 172 425 440,2 53
00902 Амбулаторная помощь 56 221 907,9 17,3
00904 Скорая медицинская помощь 432 500,0 0,13
00905 Санаторно-оздоровительная  помощь 24 969 605,8 7,7
00908 Физическая культура и  спорт 13 683 922,5 4,2
00910 Другие вопросы в области  здравоохранения, физической культуры и спорта 34 874 165,3 10,7

Ассигнования, предусмотренные 
в федеральном бюджете по разделу «Здравоохранение и спорт» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции 
по оказанию государственных услуг 
и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и 
социального развития, на приобретение диагностического оборудования для 
организации первичной медико-санитарной помощи в целях обеспечения муниципальных 
амбулаторно-поликлинических учреждений, на централизованные закупки диагностических 
средств и антиретровирусных препаратов для профилактики, выявления и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатита В, С, на централизованные закупки оборудования и расходных материалов для неонатального скрининга в учреждениях государственной и муниципальной системы здравоохранения, на централизованные закупки машин скорой медицинской помощи, реанимобилей для учреждений скорой медицинской помощи и санитарной авиации, направляются на указанные цели в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Источник: https://student.zoomru.ru/finans/problemy-finansirovaniya-uchrezhdenij-zdravoohraneniya-i/174340.1462288.s2.html

Проблемы финансирования здравоохранения в россии

Одним из ключевых показателей качества уровня жизни населения России является уровень развития здравоохранения в стране, потому как для реализации ее глобальных стратегических интересов необходимо сохранение и улучшение здоровья всей нации.

Такие основные показатели как качество трудовой деятельности, социально-экономическое развитие, воспроизводство человеческого капитала напрямую зависит от состояния здоровья граждан. Также от качества жизни населения во многом зависит и конкурентоспособность российской экономики в целом.

Для того чтобы эти показатели могли с каждым годом расти и существует система здравоохранения[5,c 33].

На сегодняшний день система здравоохранения, как объект государственного регулирования представляет собой систему медико-санитарных, социально-экономических и организационно-правовых мероприятий. Все они направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья необходимого для поддержания национальной безопасности страны.

К сожалению, на сегодняшний день в России сложилась достаточно не простоя ситуация в системе здравоохранения и это не удивительно, потому что эта отрасль находится в стадии реформирования ряда положений, которые касаются платных и бесплатных медицинских услуг.

Проблема определения источников и размеров финансирования расходов, связанных со здравоохранением, актуальна как никогда. Таких источников должно хватать как для поддержания текущего функционирования системы здравоохранения, так и для дальнейшего ее развития.

В 2014 году Россия попала в рейтинг, который оценивал эффективности систем здравоохранения всех стран мира — The Most Efficient Health Care. Страны участницы должны были отвечать определенным критериям этого рейтинга: численность населения страны должна была быть выше 5мил.

человек, средняя продолжительность жизни выше 70 лет и ВВП на душу населения должно было быть больше 5 тыс. долларов. Таким критериям соответствовала в 2014 году 51 страна.

При создании рейтинга сопоставлялись данные о средней продолжительность жизни, государственные затраты за здравоохранения в процентах от ВВП и стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения [2].

Первое место в рейтинге занял Сингапур. Средняя продолжительность жизни в Сингапуре составила 82,1 года, стоимость медицинских услуг на душу населения- 2426 долл., а доля расходов на здравоохранение – 4,5% ВВП. Второе и треть место заняли Гонконг и Италия. Также в десятку попали Япония, Южная Корея Австралия, Израиль, Франция, ОАЭ, Великобритания и Норвегия.

Россия в этом рейтинге заняла последнее , 51-е место, уступив Бразилии, Азербайджану, и Колумбии.

Однако само попадание в этот рейтинг России уже можно считать существенным достижением, ведь всего за год продолжительность жизни увеличилась с 69 лет до 71года и 887 долл. Стала составлять стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населениях [1].

Но не стоит забывать о проблемах, которых все еще достаточно в отечественном здравоохранении.

В статье расходов федерального бюджета на 2015 г и прогнозный 2016 г. Доля затрат приходится на систему здравоохранения. В сравнение с аналогичными показателями расходов в 2012-2014 гг. планируется сократить, это приведет к тому, что величина расходов на здравоохранение в ВВП снизится.

Это произошло из-за сложной экономической ситуации в стране, в частности из-за входа в состав России Крыма. Не мало, неучтенных в проекте бюджета, расходов потребовало это присоединение.

Но, не смотря на нехватку ассигнование, сфера здравоохранения остается одним из приоритетных направлений для государства, потому что от уровня и качества предоставляемых медицинских услуг зависит развитие страны.

На сегодняшний день расходы государства на здравоохранение очень малы. Россия тратит практически в два раза меньше на финансирование здравоохранения, чем Франция, Великобритания, Канада, Япония.

Например, в США на здравоохранение тратится около 17% от ВВП, а на душу населения приходится — $8895. Россия уступает даже развивающимся странам, таким как Венгрия, Болгария и Эстония (8% от ВВП).

Россия до сих пор не дотягивает до минимальных стандартов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) и стоит на 70-м месте в мире по объему финансирования здравоохранения.

Для того чтобы выйти из сложившейся ситуации необходим комплекс мер, который будет направлен на разработку концепции долгосрочного развития системы отечественного здравоохранения, создание единой системы стандартов оказания медицинских помощи. Также важна разработка правовой базы, которая будет направлена на повышение эффективности работы органов и учреждений в системе здравоохранения. К ним может относиться закон «О государственных гарантиях оказания медицинских услуг».

Не только для улучшения показателей здоровья населения, но и для улучшения деятельности организаций в системе здравоохранения необходимы постоянные усовершенствования технологической базы этой отрасли, в том числе развитие образования, медицинской науки, кадрового состава. Все эти пункты неизбежно требуют увеличения доли государственных расходов на развития медицинской отрасли, а с этим и возникает необходимость государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения, как на региональном, так и на государственном уровнях.

Отдельно стоит отметить, что в связи с падением курса рубля подорожанием импортных лекарств правительство России планирует выделить около 16 млрд. рублей, в рамках антикризисной программы, на улучшения лекарственного обеспечения граждан.

Читайте также:  Новые правила и порядок замера светопропускаемости тонировки по госту

Однако из-за нелегкой финансовой ситуации все большее число людей предпочитают обращаться в государственные лечебно-профилактические учреждения, нежели чем платить за дорогостоящие платные услуги.

Сегодня от региональных бюджетов требуют, как покрытие увеличивающихся расходов на медицинское обеспечение граждан, так и преодоление инфляционных издержек, и решение структурных проблем в данной отрасли. Это достаточно не простая задача, имея в виду уровень бюджетного дефицита и размер затрат.

Федеральная программа «Развития здравоохранения» до 2020 года могла бы исправить сложившуюся ситуацию в здравоохранении. В программе говориться о том, что на финансирование здравоохранение планируется потратить около 26,62 трлн. руб.

и ее выполнение приведет к тому, что уже к 2020 году уровень смертности снизится с 13 до 11,4 человек на 1000 населения, продолжительность увеличится на 3-4 года. Также резко снизится потребность в табаке и алкоголе среди населения [4].

Но, не смотря на все задуманное, из-за снижения зарплат граждан РФ и, соответственно, снижения налоговых поступлений в региональные и федеральные бюджеты, и отчисления в Фонд ОМС, сегодняшнее состояние экономики России в целом ставит реализацию программы под вопрос. Быстро снизился приток средств в сферу здравоохранения еще из-за перевода бюджетного финансирования с муниципального уровня до уровня субъектов РФ и Фонда обязательного медицинского страхования.

Стоит отметить, что по сравнению со странами запада и США в России расходы на лекарственное обеспечение меньше в 4 раза, а дефицит средств на оказания бесплатной медицинской помощи на 2015 составит 671млрд руб.

, по прогнозам Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК).

Данные расходы связанные сразу с несколькими факторами: повышение заработной платы медицинскому персоналу, покрытие дефицита за 2014 год, увеличение численности граждан РФ из-за присоединения Крыма[4].

Однако в Министерстве здравоохранения утверждают, что дефицита не будет и государственные расходы на бесплатную медицинскую помощь вырастут на 300млрд рублей и составят 2трлн рублей.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что отрасль здравоохранения является одним из важнейших элементом национальной экономики страны, а недостаток в финансирование лечения граждан может привести к серьезным негативным последствиям в экономики. Не стоит забывать, что высокая заболеваемость ведет к снижению продуктивности, а впоследствии к преждевременной смертности населения в раннем возрасте.

В России финансирование здравоохранение сегодня находится на стадии реформирования.

Осуществляется поиск новых источников финансирования медицинской отрасли, ведется рационализация расходов, осуществляется контроль над государственными программами медицинских учреждениях.

Все эти факторы дают основания полагать, что в России состояние здравоохранения как отрасли в целом станет постепенно улучшаться.

Список литературы:

  1. Банан С.А. Здравоохранение: вопросы финансирования и пути решения // Экономика. 2012. № 3 (19).
  2. Глотова И.И., Хлопянова К.В., Анастасова М.Г. Здравоохранение России: вопросы финансирования и перспективы развития // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам 13 Междунар. науч.практ. конф. Новосибирск, 2014. С. 23-25
  3. Закон об охране здоровья граждан: Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».)

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/xliii/54526

Надо повысить эффективность управления и государственные расходы на здравоохранение

В РФ в период с 2012 по 2016 год не произошло значимого улучшения здоровья населения. Общий коэффициент смертности стагнирует на уровне 13,1-12,9 случая на 1 тыс. населения вместо запланированного госпрограммой «Развитие здравоохранения» снижения до 12,3.

Соответственно ожидаемая продолжительность жизни при рождении (ОПЖ) за этот период выросла только на 1,6 года, достигнув 71,9 года в 2016 году (среднегодовой прирост — 0,4 года). С 2005 по 2012 год, когда государственное финансирование здравоохранения увеличивалось, среднегодовой рост ОПЖ был почти в два раза выше.

В результате цель по достижению значения ОПЖ в 74 года к 2018 году, поставленная в «майском» Указе Президента РФ1, не будет выполнена.

Значение ОПЖ российских граждан на 6,2 года ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, сравнимых с РФ по уровню экономического развития2. У них ОПЖ достигло почти 78 лет. ОПЖ российских мужчин – на 7,7 года ниже, чем в этих странах, а смертность детей до 14 лет – в 2 раза выше.

Сегодня в здравоохранении РФ сложился существенный дисбаланс между потоком больных и имеющимися мощностями отрасли. Так, из-за неверного вектора реформ (реализации «дорожных карт») с 2012 по 2015 год обеспеченность практикующими врачами сократилась на 2% (7 тыс.), число стационарных коек – на 11% (124 тыс.

), фельдшерских пунктов (ФП) и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) – на 5%, участковых больниц – на 24%. При этом поток людей, нуждающихся в медицинской помощи, вырос за этот период на 1,4 млн человек.

Как следствие, увеличилась нагрузка на врачей, которые в 2012 году и так работали на пределе возможностей с коэффициентом совместительства 1,5.

Ситуация усугубилась тем, что с 2012 по 2015 год государственные расходы на здравоохранение снизились на 10% в реальных ценах.

В результате уменьшились объемы бесплатной медицинской помощи: число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений (АПУ) в расчете на одного человека уменьшилось на 7%, а число госпитализаций — на 9%.

Это, естественно, привело к росту недовольства населения и еще раз доказало, что в системе здравоохранения, которая связана с жизнями и здоровьем миллионов людей, нельзя ничего сокращать. А если и проводить сокращения, то компенсировать их предоставлением альтернативных видов медицинской помощи.

Два пишем, три в уме

По данным Казначейства, государственные расходы на здравоохранение составили в 2016 году 3,1 трлн рублей, или 3,6% ВВП. При расчете на душу населения это в 1,7 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС (соответственно 815 и 1383 доллара по паритету покупательной способности).

При этом имеющиеся ресурсы тратились не всегда эффективно не на главные приоритеты и небережливо.

Например, в ситуации сокращения общих объемов финансирования отрасли в реальных ценах средства ОМС, предназначенные только для оказания медицинской помощи большинству населения (из которых в том числе формируется оплата труда медработников), расходуются на строительство объектов здравоохранения и закупку автотранспорта, на оказание высокотехнологичных видов медицинской помощи, например, ЭКО и выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела (ранее эти статьи расходов всегда финансировались из федерального и региональных бюджетов).

В 2017 году запланированные государственные расходы снижаются по сравнению с предыдущим годом на 3% в текущих ценах и на 7% в реальных ценах (при условии, что инфляция составит 4%).

Вместе с тем в исследованиях ВШОУЗ обосновано, что в РФ для снижения смертности до 11,3 случая на 1 тыс.

населения и для достижения ОПЖ, равной 75-76 лет (которая соответствует названному уровню смертности), потребуется поэтапное увеличение государственного финансирования здравоохранения минимум в 1,5 раза в ценах 2016 года.

Из этого следует, что в 2017 и 2018 годах в условиях ограниченных финансовых ресурсов нам придется сделать главный акцент на повышении эффективности расходования имеющихся средств.

Другими словами, изыскать дополнительные ресурсы внутри отрасли и направить их на важнейшие статьи расходов. А с 2018 года обосновать поэтапное увеличение государственных расходов на здравоохранение.

Только так мы сможем достичь поставленной цели.

Составляющие эффективной экономии

Дополнительные средства на оказание медицинской помощи большинству населения могут быть сформированы за счет перераспределения статей расходов, снижения непроизводительных издержек и снижения «брака» в работе медучреждений.

По перераспределению статей расходов. Во-первых, придется временно приостановить все капитальное строительство, кроме ФАПов и врачебных амбулаторий.

Во-вторых, совместно с научно-профессиональным сообществом обсудить и принять решение по возвращению критерия живорождения с нынешних 500 г до 1 кг, тем самым ограничить неэффективные расходы на выхаживание младенцев с экстремально низкой массой тела. Такие расходы может позволить себе страна только с высоким уровнем финансирования здравоохранения.

Нам также придется переложить расходы по лечению орфанных заболеваний с региональных бюджетов на федеральный, сформировав для этого специальный фонд и правила использования средств из этого фонда.

По снижению непроизводительных издержек. Необходимо срочно устранить излишнюю и дублирующую отчетность.

Например, по приказу Минздрава №520н вводится более 450 показателей для оценки качества медицинской помощи – все это создает излишний документооборот, приводит к непроизводительным потерям времени и средств медперсонала.

И, конечно, определенную экономию даст устранение страховых медицинских организаций из цепочки доведения финансовых средств до ЛПУ.

Снижение «брака». К сожалению, показатели, по которым измеряют качество медицинской помощи (КМП) и безопасность пациентов, в РФ пока не внедрены. Например, известно, что в США ежегодно до 700 тыс. пациентов получают осложнения из-за внутрибольничного инфицирования и около 70 тыс. из них погибают. А каковы эти показатели в российских ЛПУ, мы не знаем.

А те показатели КМП, которые можем сравнить, в 2-3 раза хуже, чем в развитых странах. Так, показатель внутрибольничной летальности пациентов от инфаркта миокарда у нас составляет 15%, а у них — 7%. Чтобы улучшить показатели КМП, надо внедрить международные правила организации лечебных процессов в ЛПУ, вплотную заняться системой непрерывного медицинского образования.

И хотя по НМО многое уже сделано, сегодня эта работа застопорилась. Для развития НМО не предусмотрены дополнительные финансовые ресурсы (для оплаты дополнительных мероприятий для врачей и на разработку электронных образовательных материалов), также не приняты необходимые поправки в законодательство. Не такие уж большие деньги на это нужны, а эффект это даст огромный.

Проведенные ВШОУЗ исследования показали, что если эффективно тратить имеющиеся ресурсы здравоохранения, то в большинстве регионов РФ к началу 2019 года можно достичь ожидаемой продолжительности жизни в 72,5 года. Но чтобы двигаться дальше, потребуются дополнительные средства.

Приоритеты до 2025 года

На мой взгляд, главными приоритетами в системе охраны здоровья граждан надо сделать следующие:

1) Сохранение здоровья и снижение смертности российских мужчин, детей и подростков (а не только снижение младенческой смертности). Эти приоритеты должны быть отражены во всех программах развития здравоохранения.

2) Концентрация усилий на эффективной организации работы первичного звена здравоохранения. Для этого необходимо ликвидировать дефицит медицинских кадров, создать условия для их достойной оплаты труда и повышения квалификации.

3) Организация медико-социальной помощи и реабилитации на дому для граждан старшей возрастной группы, возможно, с привлечением частных медицинских организаций. По прогнозам Росстата, число граждан старшей возрастной группы вырастет к 2020 году почти на 3 млн человек. Мы должны задуматься над тем, в каких видах медицинской помощи будут нуждаться эти граждане.

4) Повышение качества медицинской помощи. Этого можно добиться как путем повышения квалификации медицинских кадров, так и внедряя современные системы обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях. При этом опережающими темпами должна расти квалификация руководящих кадров в здравоохранении.

5) Реализация массовых межведомственных программ по комплексной охране здоровья населения с привлечением всех заинтересованных сторон, в том числе при активном участии глав регионов и муниципальных образований.

Общаясь с субъектами, я поняла, что если мы напишем стратегию по развитию здорового образа жизни на федеральном уровне, ничего не случится. Если даже губернатор поставит цель региональному министру, ничего не случится.

Нам придется написать стратегию, которая была бы сквозной, доходила до головных учреждений здравоохранения в муниципальных образованиях и реализовывалась под личным контролем глав регионов. Эта система должна работать как снизу вверх, так и сверху вниз.

За 2017-2018 годы по этим приоритетам необходимо разработать конкретные программы. ВШОУЗ будет работать над этим.

В фокусе – взаимодействие «врач — пациент»

В завершении хочу добавить, что какие бы программы и стратегии мы ни написали, главное — это обеспечить эффективное взаимодействие врача и пациента. Для этого необходимо, чтобы число врачей не сокращалось, а росло, особенно в первичном звене. Вместе с тем в 2015 году дефицит врачей участковой службы достиг 60% от расчетного норматива, или 40 тыс.

человек. Необходимо, чтобы у врача было достаточно времени на прием пациента, были условия для повышения квалификации и достойная оплата труда, без переработок, которые отрицательно сказываются на качестве медицинской помощи.

Вся система организации и управления здравоохранением должна быть сфокусирована на создании эффективного взаимодействия врача и пациента. Сегодня, напротив, вместо решения коренной проблемы с дефицитом специалистов принимаются меры, которые только ухудшают ситуацию и отвлекают внимание от нее.

Читайте также:  Эволюция социального страхования - особенности, преимущества и недостатки

Так, проведение диспансеризации (без дополнительных кадров и финансовых ресурсов) увеличивает поток пациентов в АПУ, соответственно растут очередность на получение помощи и нагрузки на медицинский персонал.

И еще, считаю, что пора уже в российском здравоохранении отказаться от практики комплементарной отчетности, которая не отражает объективную ситуацию в отрасли.

Для того чтобы осмысленно двигаться вперед, нам придется трезво, без самообмана взглянуть на проблемы нашей отрасли, открыто обсудить их с экспертно-научным сообществом, медицинскими работниками и населением.

И дальше вместе выработать эффективные решения. Только так мы сможем достичь результата.

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. №606 «О мерах по реализации демографической политики РФ».

2. «Новые-8» страны ЕС включают: Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Словению, Чехию и Эстонию, которые имеют сопоставимый с РФ ВВП на душу населения – $25-26 тыс. ППС.

Источник: https://medvestnik.ru/content/interviews/Nado-povysit-effektivnost-upravleniya-i-gosudarstvennye-rashody-na-zdravoohranenie.html

Проблемы ФОМС и пути их решения

Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.

Введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования. [16]

Опыт РФ, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате за 20 лет в здравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами. [21]

Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.

Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении.

В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2010 года необходимо осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном регулировании [22, c. 38].

Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи.

Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов.

Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги.

Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.

В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше — получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал – столько и получил».

В этом плане хорошо подходит глубоко продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения и медицинских работников по контракту [21].

Внедрение системы медицинского страхования наряду с бюджетным финансированием здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.

Следует также отметить, что внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования.

Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланием руководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.

Одна из наиболее острых проблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС.

Сегодня тариф страхового взноса в ФФОМС- 3,1% и 2% — в ТФОМС итого 5,1% от фонда оплаты труда — не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн.

человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение».

При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

Платежи на неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить с учетом значительного роста заболеваний этого профиля. Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи [22, c. 37].

Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова 20 апреля 2010 года сделала следующие заявление в СМИ: «Объем ФФОМС ориентировочно на 2011 год будет составлять 220-230 миллиардов рублей. Но это все будет зависеть от экономического прогноза, поскольку страховые взносы берутся из фонда оплаты труда», — сказала министр.

Ранее в ходе отчета перед депутатами о работе правительства РФ в 2010 году, премьер Владимир Путин заявил о том, что в 2011 году в структуре Федерального фонда ОМС может появиться специальный резерв.

Резервные средства в течение двух лет будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения, а также на основе предложений Минздравсоцразвития, региональных властей и Фонда обязательного медицинского страхования, пояснил Путин. «Назначение резервного фонда в рамках ФОМС состоит в помощи», — пояснила Голикова.

«В каждом регионе будут приняты свои программы. Это будет такая индивидуальная работа. Каждый губернатор должен будет принять свою программу, программу модернизации здравоохранения и на это будет выделена соответствующая поддержка» [22, c. 36].

Резервный фонд ФОМСа будет обособлен и составлять 2%: ровно настолько будет увеличен страховой взнос в этот внебюджетный фонд с 2011 года (с 3,1% до 5,1%).

По словам Голиковой, региональные программы, которые будут финансироваться из резерва ФОМС, «будут носить, в основном, не финансовый, а содержательный характер, и в нем будут прописаны конкретные изменения в системе здравоохранения каждого региона».

Актуальнейшей проблемой этого направления является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д.

, предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности».

Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема – это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС.

В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены.

Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

Такое положение свидетельствует о настоятельной необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.

  • Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
  • Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
  • Обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
  • Обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС.
  • Устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования.
  • Гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.
  • Поэтому необходимо:
  • Исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.
  • Утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовой программы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.
  • В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях — 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.
  • Разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.
  • Утвердить:
  • Программу поэтапной реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан РФ» с определением порядка, условий, сроков, критериев готовности перехода субъектов РФ на ОМС.
  • Нормативно-методические документы по переходу и оценке результатов работы органов и учреждений здравоохранения в системе ОМС, по разграничению полномочий, функций и ответственности субъектов медицинского страхования.
  • Систему подготовки медицинских кадров к работе в условиях медицинского страхования.
  • Рекомендации по формированию дифференцированной заработной платы работников здравоохранения в зависимости от объемов и качества труда.
  • При рассмотрении представленного проекта федерального закона «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации целесообразно дополнительно изучить вопросы в части [21]:
  • — обоснованности планирования объемов отдельных видов расходов;
  • — своевременного принятия нормативных правовых актов, предусматривающих механизмы реализации отдельных положений законопроекта;
  • — приведения устава ФОМС в соответствие с фактически выполняемыми им задача ми и функциями.
  • Таким образом, проводимая сегодня в России реформа здравоохранения, введение ОМС предполагает структурную, инвестиционную, кадровую перестройку отрасли, направленную на повышение экономической и клинической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинской помощи и обеспечение конституционных прав населения РФ на гарантированный государством объем медицинской помощи.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/21_100017_problemi-foms-i-puti-ih-resheniya.html

Ссылка на основную публикацию