Права инвалидов в области здравоохранения и особенности их реализации на практике

Время чтения: ~6 минут Марина Семенова 444

Любое цивилизованное общество, которое формирует высокоразвитое государство, в обязательном порядке разрабатывает правовую базу для поддержки людей с ограниченными возможностями.

Для регулирования реализации прав инвалидов разработаны международные нормативы, которые пригодны для использования в любой стране, но только после их ратификации.

Российское законодательство предусматривает множество актов, защищающих права инвалидов, с отсылкой на международную практику, но с учётом нашего менталитета.

Международные основы для создания правовой защищённости

В основе определяющих документов, которые призваны защищать интересы нетрудоспособных людей, лежит декларация о правах инвалидов. Именно этот юридический акт даёт официальное определение термину «инвалид». Перечисляет принципы, на которых формируются привилегии граждан с ограниченными возможностями и их социальная защищенность.

Этот значимый норматив был принят Ассамблеей ООН в 1975 году. Индивидуальность данного документа заключается в том, что он не имеет юридической силы для государства в обязательном исполнении, но разрешено ссылаться на его статьи и положения органам судебных инстанций.

При этом судебные инстанции принимают эти ссылки к сведению как законные и обосновывающие необходимую ситуацию.

Наряду с декларацией действует и Конвенция о правах лиц с инвалидностью. Это нормативный регламент был принятый в организации объединённых наций в 2006 году. Отсчёт начала действия начинается с 2008 году.

Защита прав инвалидов по этому документу действует в 173 странах.

Для юристов, которые отслеживают нарушения прав инвалидов, представлено 50 статей, поэтапно описывающих все возможности, предоставленные людям с ограничениями по здоровью.

Опираясь на положения этих международных документов, в стране создается нормативно-правовая база, которая обеспечивает гарантии социального характера и защиту интересов недееспособных людей. Преференции особенных людей закрепляются в основных законополагающих документах и федеральных законах.

Права инвалидов в области здравоохранения и особенности их реализации на практике

В РФ положения международных директив нашли своё место в законодательстве и нормативно-юридических актах:

  • «О соцзащите инвалидов» — ФЗ -181.
  • Федеральный закон — 122 «О социальном обслуживании».
  • Статьи Трудового и жилищного кодексов.
  • Раздел в Законе «О ветеранах».

Эти юридические документы и их дополнительные положения направлены на психологическую помощь недееспособным людям. Призваны предоставлять при наличии инвалидности медобслуживание на привилегированных условиях. Законом о господдержке обеспечиваются медицинские привилегии человека с ОВЗ, возможность получения образования всех уровней, профподготовку и льготы социального характера.

Государство работает в направлении создания социальной поддержки для таких людей и обеспечения условий, которые позволят неполноценным людям быть полноправными членами социума. В России неполноценные особы имеют одинаковые преференции практически во всех социальных и общественных сферах жизни.

Особенности КЗоТ для инвалидов

Соблюдение интересов лиц, ограниченных по здоровью, имеет большой спектр статей в трудовом законодательстве. Трудовые отношения между работодателем и нездоровым человеком складываются следующим образом:

Федеральный закон об инвалидах

  • рабочий день неполноценного лица сокращён до 7 часов;
  • недельная продолжительность труда составляет 35 часов;
  • заработная плата не уменьшается в связи с сокращением отработанного в связи со льготой времени;
  • неполноценный человек имеет право на 30-дневный ежегодный отпуск;
  • существует возможность отпуска без содержания оплаты труда длительностью не более 30 дней в год;
  • работодатель обязан надлежащим образом оборудовать трудовое место в соответствии с показаниями, которые даёт справка ИПР, для исполнения своих обязанностей неполноценным человеком;
  • трудовые обязанности недееспособный работник не может выполнять сверхурочно или в ночную смену. Таких ограничений касаются и выходные дни, а также праздничные даты;
  • облегчение трудоустройства особенных людей связано с квотами, на которых настаивает закон. На основании этих квот предприятие обязано взять на работу нездорового человека с предоставлением созданного для этих целей рабочего места;
  • при сокращении организаций или рабочих мест в отделе неполноценные лица причисляются к защищённым категориям с применением к ним соответствующих привилегий.

Привилегии в Жилищном законодательстве

В области жилищных вопросов также предусмотрены существенные преференции для этой незащищенной категории людей.

К ним можно отнести:

  • Инвалиды могут иметь право на получение квартиры. О том, кто имеет такую привилегию, можно узнать из списка заболеваний, которые являются основанием для льготы. Утверждённый список находится в открытом доступе.
  • Реально получить вне очереди дачный участок с землей для ведения ЛПХ.
  • Осуществимо получить дополнительную жилую площадь в зависимости от диагноза и рекомендаций медиков.
  • Выполнение оплаты за все жилищные услуги происходит в размере 50% от общей суммы начисления за эти сервисы.

Права инвалидов в области здравоохранения и особенности их реализации на практике Определённые группы недееспособных особ имеют основание на получение отдельной жилплощади

В образовательной системе

В реализации осуществимости получения образования государство также привержено к защите интересов неполноценных людей.

К таковым относятся:

  • предоставление возможности для таких студентов получать специальные техсредства для обучения;
  • нездоровых детей реально обучать по спецпрограмме, составленной индивидуально;
  • полагается специальная стипендия для нездорового ребёнка;
  • абитуриенты с инвалидностью имеют право внеконкурсного зачисления в любые госвузы;
  • дети-инвалиды имеют основания посещать спецучреждения школьного и дошкольного профиля, в которых обеспечен полный спектр возможностей, с учетом индивидуальных физических недостатков маленького человека. Для получения данной привилегии родители инициируют прохождение МСЭК, в результате чего представляют справку об инвалидности с рекомендациями в плане спецобучения.

Права инвалидов в области здравоохранения и особенности их реализации на практике

В системе здравоохранения

Государственная защита интересов нетрудоспособных особ обеспечивает неполноценной категории людей такие права в сфере здравоохранения:

  • Выдача препаратов, которые необходимы для поддержания нормальной жизнедеятельности нездорового человека.
  • Обеспечение медико-техническими средствами и некоторыми предметами личной гигиены, список которых для каждой группы определяется отдельно.
  • При необходимости осуществление протезирования, проводимое за счёт государственных средств.
  • Ежегодно ФСС обязан предоставлять состоящим на учёте лицам путевку в санаторий с полным пансионом и затратами на проезд.
  • Новые правила установления инвалидности, внедрённые в 2019 году, также можно отнести к защите прав по системе здравоохранения, так как в большинстве своём относятся к вопросам МСЭК.

В пенсионном обеспечении

ФЗ о защите интересов недееспособных особ предусматривает несколько возможностей в пенсионном обеспечении. Так, любой недееспособный человек, который не заработал необходимый для получения стандартной пенсии трудовой стаж, имеет право получать пенсию социального начисления до того момента, пока он не достигнет пенсионного возраста.

Однако все недееспособные лица, имеющие хотя бы один день официального трудового стажа, также получают страховую пенсию по инвалидности, но рассчитанную по отдельной формуле.

Внимание! Все виды преференций рассчитаны на человека, который имеет официальный статус инвалида и подтверждающую этот факт справку МСЭ. Утеря документа не служит поводом отказаться от привилегий, предоставленных государством. Оформить дубликат справки можно на основании нормативного документа Минсоцтруда. После получения документа недееспособный гражданин может восстановить свои права в полном объёме.

Отличаются привилегии в зависимости от степени повреждения здоровья и присвоенной группы. И если преференции у людей с 1 и 2 группами приблизительно одинаковые, то нездоровые особы 3 категории ограничены в государственных льготах, так как эта группа считается трудоспособной и имеет больше шансов позаботиться о своём состоянии.

Немногие лица, ограниченные в деятельности, знают, куда обращаться за обеспечением своих прав, предписанных по закону.

Не всем известен Комитет по правам инвалидов (КПИ), который является сообществом независимых экспертов, наблюдающим за выполнением Конвенции о правах нездоровых людей в каждой стране и осуществляющий их правовое регулирование.

Читайте также:  Порядок диспансеризации взрослого населения с 2015 года - основные изменения

Эта защита реальна, необходимо только ознакомиться с наличием организаций КПИ в регионе и возможностью обращаться к ним за помощью.

Источник: https://invalidu.com/prava/invalidov

Правовой статус инвалидов и механизмы реализации прав и свобод инвалидов в Российской Федерации



В статье рассматриваются конституционно-правовые основы прав инвалидов в России, автором раскрываются понятие, сущность, и основные элементы конституционно-правовой статуса инвалидов в России.

Анализ основных положений теории общего правового статуса инвалидов, а также изучение социально-экономических и правовых особенностей исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, позволяет автору раскрыть содержание конституционно-правового статуса инвалидов в сфере материального обеспечения и обслуживания, социальной, трудовой и медицинской реабилитации, описывая механизмы реализации прав и свобод инвалидов в России, предлагая пути их совершенствования.

Ключевые слова: инвалиды, инвалидность, законодательное обеспечение прав инвалидов, защита прав инвалидов, Конституция РФ, механизмы реализации конституционных прав инвалидов, правовой статус инвалидов, социальная защита.

The article deals with the constitutional and legal basis of the rights of persons with disabilities in Russia, the author reveals the concept, essence, and basic elements of the constitutional and legal status of persons with disabilities in Russia.

The analysis of the main provisions of the theory of the General legal status of persons with disabilities, as well as the study of socio-economic and legal features of the studied category of persons with disabilities, allows the author to reveal the content of the constitutional and legal status of persons with disabilities in the field of material security and services, social, labor and medical rehabilitation, describing the mechanisms of realization of the rights and freedoms of persons with disabilities in Russia, offering ways to improve them.

Довольно длительный период проблемы инвалидов рассматривались только в контексте милосердия (благотворительности), и в результате эта более уязвимая категория граждан была исключена из жизни соответствующего общества.

Однако с развитием правозащитного сегмента международного права человечество постепенно приходит к осознанию того, что проблемы лиц с ограниченными возможностями по сути своей являются проблемами прав человека, дискриминации, социальной изоляции.

Действительно, эти проблемы нельзя игнорировать, когда число принадлежащих к этой уязвимой категории лиц в мире превышает 650 миллионов человек, а в России их число превышает 12,8 миллионов человек [15].

Несомненным остается и тот факт, что число лиц с ограниченными возможностями и инвалидов на планете будет увеличиваться в будущем по мере увеличения продолжительности жизни. Особенности правового положения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями закреплены в международных конвенциях и российских правовых актах.

Несмотря на большое количество научных трудов по рассмотрению проблем связанных с реализацией механизмов социальной помощи инвалидам и реабилитации исследуемой категории лиц с ограниченными возможностями, рассмотрение правового положения инвалидов, его места в конституционно-правовой системе России, особенности реализации личных прав и социально-экономических свобод человека и гражданина в правовом статусе инвалидов, выходят за рамки отдельной проблемы инвалидности и представляют собой малоизученные или даже неизученные аспекты механизма реализации конституционно-правового статуса инвалидов в Российской Федерации.

Изучая исторические аспекты развития цивилизации, мы видим, что на протяжении нескольких столетий общество сталкивается с проблемой инвалидов и инвалидности, при этом инвалиды занимали положение убогих и неполноценных людей, которых общество считало не способными приносить пользу стране и обществу.

Масштабы и характер инвалидности меняются с течением времени и зависят от демографических, исторических, социальных, экономических и политических факторов.

Старение населения приводит к увеличению риска инвалидности в пожилом возрасте, участие в войнах и военных конфликтах провоцирует увеличение количества травм, преимущественно в молодом возрасте, рост материального производства, как правило, сопровождается увеличением травм и так далее. Эти факторы сменяют друг друга, но часто действуют одновременно [7, с. 7].

Положение лиц с ограниченными возможностями в современной России характеризуется наличием многих проблем материального, финансового, психологического, медицинского и бытового характера, в социальных отношениях преобладает практика социальной изоляции, ограничивающая доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями к ресурсам и жизненным шансам.

Как известно, такая категория населения, как инвалиды, является самой незащищенной. Это обусловлено определенными ограничениями в сфере их активности. Россия в своей законодательной базе предоставляет защиту прав инвалидов во всех отраслях жизни.

В нормативно правовых актах, которые в настоящий момент действуют на территории России, предлагается четкое определение такого понятия, как «инвалид».

Законодатель определяет, что таковым является, прежде всего, человек, который имеет физические или другие выраженные отклонения. Под иными отклонениями подразумеваются психические, сенсорные или умственные.

Все инвалиды делятся на несколько групп, в зависимости от степени тяжести увечья и ограничений в жизнедеятельности.

Рассматривая определение инвалидности по различным словарям и правовым источниках, мы видим, что особых различий в содержании данного понятия нет. Так, например, в Большом юридическом словаре: «инвалидность — по определению ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 20 июля 1995 г.

«лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы» [2, с. 200].

В преамбуле Конвенции о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) дается общее понятие инвалидности: «это эволюционирующее понятие и что инвалидность является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими и средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другим»«. [4].

Согласно ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181-ФЗ, инвалид — это «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [10].

По мнению Н. А. Коростелевой: «Термин «инвалид» в силу сложившейся традиции несет в себе дискриминационную идею, то есть выражает отношение общества к инвалиду, как к социально бесполезной категории.

В большинстве это связано с тем, что инвалид ограничен в отношениях с внешним миром и подвижности в силу субъективных факторов (его физическое и психическое здоровье) и преобладающего общественного сознания» [5, с. 84].

Кроме того, можно увидеть, как меняется отношение к пониманию данного понятия «инвалид» в обществе с течением времени и можем сделать вывод что инвалидность — это не только форма и наличие кого-то заболевания или патологического состояния, которое ограничивает некоторые способности человека, это и особые взаимоотношения человека с обществом. Но в обыденном понимании закрепилось узкое значение, при котором инвалидом является человек, имеющий стойкое расстройство здоровья.

Хотя само слово «инвалид» практически не используется в цивилизованных странах, а те, кто потерял некоторые компоненты здоровья из-за болезни или несчастного случая, называются «инвалидами», правовой смысл все еще закреплен в понятии «инвалид».

Определение «человек с ограниченными возможностями» является наиболее оптимальным для использования в современной науке и социальной практике, так как предполагает минимальную степень дискриминации, интеграции в окружающую среду, обеспечение соответствующих условий для данной категории людей.

Читайте также:  Заемщик и созаемщик по ипотеке - кто это, требования, права и обязанности

Права инвалидов, как и всех граждан, в Российской Федерации гарантируются Конституцией России. По своей правовой форме законодательство Российской Федерации в отношении инвалидов отвечает идеалам социального государства, но, тем не менее «реальное обеспечение гражданских, политических и иных прав инвалидов далеки от необходимого уровня, а в чем-то эти проблемы даже усугубились» [7, с. 3].

Следует отметить, что в Российской Федерации установление статуса «инвалид» осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и является одновременно медицинской и юридической процедурой.

Установление определенной группы инвалидности имеет правовое и социальное значение, поскольку предполагает определенные особые отношения с обществом: наличие льгот для инвалида, выплату пенсии по инвалидности, ограничения в трудоспособности и дееспособности.

Концепция правового статуса инвалидов основывается на общем учении о правовом статусе личности в обществе. Это понятие в общетеоретических исследованиях появляется довольно часто, что обусловлено необходимостью раскрытия отношений между государством и индивидом, отраженных в праве.

Слово «статус» (от лат. status) означает государство, правовое положение, состояние, которое определяется совокупностью прав и обязанностей лица, государственного органа, общественной организации, учреждения [6, с. 792].

Конституционно-правовой статус — это статус человека в первую очередь как гражданина государства и члена общества.

Правовой статус определяется, прежде всего, Конституцией Российской Федерации и не зависит от различных текущих обстоятельств (перемещения по службе, семейное положение, должность), является единым и одинаковым для всех граждан. Правовой статус характеризуется относительной статичностью, общностью.

Содержание этого статуса составляют в основном те права и обязанности, которые предоставляются и гарантируются всем и каждому Основным законом страны. Изменение этого содержания зависит от воли законодателя, а не от каждого отдельного человека.

Понимание правового статуса инвалидов является одним из вопросов, связанных с особым правовым статусом граждан.

В данном случае можем отметить, речь идет об специальных правах и обязанностях, предусмотренных законодательством для определенных групп населения, объединенных общими-специфическими особенностями их положения в обществе и государстве.

Эти группы, исходя из общего конституционного статуса гражданина, имеют свою специфику, дополнительные права и обязанности, льготы, предусмотренные действующим законодательством.

Конституционно-правовой статус инвалидов − это система прав, свобод и обязанностей, основанная на принципах социального государства, закрепленных государством в Конституции и других нормативных правовых актах, нормы которых охватывают особый статус инвалидов, содержащий дополнительные специальные права в связи со степенью ограничения жизнедеятельности, признаваемые в установленном законом порядке.

Российское законодательство направлено на достижение следующих целей: устранение или возможная более полная компенсация жизненных ограничений инвалидов, вызванных нарушениями здоровья при стойких нарушениях функций организма; восстановление социального статуса инвалидов; достижение их материальной независимости и социальной адаптации.

Кроме того, существующие нормативные акты, регулирующие отношения в связи с инвалидностью, в одной части являются общим правовым источником для всех видов особого статуса инвалидов.

К таким источникам относятся акты, регламентирующие порядок и основания установления инвалидности, определения степени ограничения жизнедеятельности и другие.

Другая часть правовых источников, предусматривающих конкретные права, обычно состоит из различных актов, действующих в отношении лиц с различным правовым статусом.

Следует отметить, что Конституция Российской Федерации не содержит специальных норм в отношении инвалидов, поскольку конституционные нормы распространяются в равной степени на всех граждан государства, проживающих на его территории. Конституция Российской Федерации исходит из того, что права каждого человека, независимо от его личных качеств, физических данных или социального статуса, равны.

Рассмотрим основные законы, гарантирующие социальную защиту инвалидов в РФ.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [10] является одним из законов, содержащих важные гарантии социальной защиты инвалидов.

Этот нормативный акт регулирует не отдельные сферы жизни и деятельности инвалидов (трудовые отношения, отношения в сфере образования, медицинского обслуживания, отношения в жилищно-коммунальной сфере и многие другие), а все эти отношения в комплексе.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, раскрыты в Федеральном законе от 12 января 1995 года № 5 − ФЗ «О ветеранах» [11].

Защита прав и интересов лиц, принимавших непосредственное участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, или лиц, находящихся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, осуществляется законом Российской Федерации от 15.05.1991 г. № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» [3].

Условия назначения социальной пенсии нетрудоспособным гражданам прописаны в статье 11 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ [12]. Настоящий Федеральный закон регулирует основания возникновения права на пенсию нетрудоспособных граждан, порядок назначения, исчисления, выплаты и индексации пенсий.

Согласно Федеральному закону от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» [13] устанавливаются правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, предоставления социальных льгот, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров, социальных услуг.

Источник: https://moluch.ru/archive/272/62132/

Медицинская помощь инвалидам

Оказание медицинской помощи инвалидам осуществляется в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи утверждаются Правительством РФ, как правило, ежегодно, см. постановление Правительства РФ от 21.10.2011 N 856 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год». В них определяются:

  • виды и условия оказания медицинской помощи;
  • нормативы объема медицинской помощи;
  • нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
  • подушевые нормативы финансового обеспечения;
  • порядок формирования и структура тарифов на медицинскую помощь;
  • критерии качества и доступности медицинской помощи.

Органы государственной власти субъектов РФ на основании Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи утверждают собственные ежегодные территориальные программы.

Условия, которые могут включаться в территориальные программы гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

Органы государственной власти субъектов РФ вправе за счет доходов регионального бюджета, бюджетов муниципальных образований и бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования:

  • определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи;
  • включать в территориальную программу обязательного медицинского страхования (с обязательным перераспределением необходимых финансовых средств) виды и объемы медицинской помощи, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований субъектов РФ и муниципальных образований.

Виды медицинской помощи, оказываемые в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи

В рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи бесплатно предоставляются:

Первичная медико-санитарная помощь

Включает лечение наиболее распространенных болезней, травм, отравлений и других состояний, требующих неотложной медицинской помощи, медицинскую профилактику заболеваний, осуществление мероприятий по проведению профилактических прививок и профилактических осмотров, диспансерному наблюдению женщин в период беременности, здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями, предупреждению абортов, санитарно-гигиеническое просвещение граждан, а также осуществление других мероприятий, связанных с оказанием первичной медико-санитарной помощи гражданам

Читайте также:  Может ли врач отказаться от пациента при наличии у него полиса омс и почему?

Скорая медицинская помощь, (в том числе специализированная — санитарно-авиационная)

Оказывается безотлагательно гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (несчастные случаи, травмы, отравления, а также другие состояния и заболевания), учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения

Специализированная медицинская помощь (в том числе высокотехнологичная)

Предоставляется гражданам в медицинских организациях при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий

Для получения медицинской помощи граждане имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с договорами на оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.

Учреждения здравоохранения, предоставляющие медицинская помощь

Первичная медико-санитарная помощь

Предоставляется в медицинских организациях и их соответствующих структурных подразделениях, в том числе во врачебно-физкультурных диспансерах, центрах планирования семьи и репродукции, центрах охраны репродуктивного здоровья подростков и центрах медицинской профилактики, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом

Скорая медицинская помощь

Предоставляется учреждениями и структурными подразделениями скорой медицинской помощи

Амбулаторная медицинская помощь

Предоставляется амбулаторно-поликлиническими учреждениями и другими медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями, а также дневными стационарами всех типов.

Предоставляется гражданам при заболеваниях, травмах, отравлениях и других патологических состояниях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения, изоляции и использования интенсивных методов лечения, а также при беременности и искусственном прерывании беременности на ранних сроках (абортах)

Стационарная медицинская помощь

Предоставляется больничными учреждениями и др. медицинскими организациями или их соответствующими структурными подразделениями.

Предоставляется гражданам в случаях заболеваний, в том числе острых, обострения хронических заболеваний, отравлений, травм, патологии беременности, родов, абортов, а также в период новорожденности, которые требуют круглосуточного медицинского наблюдения, применения интенсивных методов лечения и (или) изоляции, в том числе по эпидемическим показаниям

Мероприятия по восстановительному лечению и реабилитации больных осуществляются в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, иных медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях, включая центры восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские, а также санатории, в том числе детские и для детей с родителями.

Специализированные медицинские учреждения для инвалидов

Для   инвалидов   создана   специализированная сеть медицинских учреждений (см. приказ Минздрава РФ от 25 ноября 2003 г. № 567 «О совершенствовании медико-социальной и психологической реабилитации детей-инвалидов и инвалидов с детства»), в том числе:

  • базовые федеральные центры комплексной реабилитации системы здравоохранения в федеральных административных округах для детей-инвалидов и инвалидов с детства от рождения, в том числе, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих с отделениями для постоянного проживания;
  • региональные (межрегиональные) организационно-методические реабилитационные центры;
  • отделения реабилитации для детей-инвалидов и инвалидов с детства самостоятельно передвигающихся и себя обслуживающих в многопрофильных больницах;
  • центры восстановительной медицины и реабилитации в регионах;
  • специализированные пансионаты в федеральных округах для самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих, инвалидов с детства независимо от возраста, предназначенные для постоянного их проживания, проведения им комплексной реабилитации;
  • санаторно-курортные учреждения.

Дополнительная бесплатная медицинская помощь инвалидам

  • В соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи» инвалиды (в том числе инвалиды войны, дети-инвалиды) имеют право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, включаемую в состав набора социальных услуг, которые предоставляются отдельным категориям граждан согласно данному закону.
  • Дополнительная бесплатная медицинская помощь предусматривает:
  • 1) обеспечение необходимыми:
  • лекарственными препаратами (средствами);
  • изделиями медицинского назначения;
  • специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

2) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.

На уровне субъектов РФ также утверждаются Перечни лекарственных препаратов (средств) и изделий медицинского назначения для обеспечения отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи.

Бесплатные лекарственные препараты (средства)

Лекарственные препараты (средства), предоставляемые бесплатно инвалидам и другим категориям граждан, имеющим право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь, учитываются в особом перечне, который утверждается специально уполномоченным государственным органом.

Перечень утвержден

Источник: http://www.paralife.narod.ru/socialnaya-zashhita/medicinskaya-pomoshh-invalidam.htm

13. Права граждан пожилого возраста в области охраны здоровья

  • Граждане
    пожилого возраста (достигшие возраста,
    установленного законодательством
    Российской Федерации для назначения
    пенсии по старости) имеют право на:

  • медико-социальную помощь на дому в
    учреждениях государственной или
    муниципальной системы здравоохранения,
    а также в учреждениях социальной защиты
    населения;

  • льготные условия лекарственного
    обеспечения;

  • на основании медицинского заключения
    — на санаторно-курортное лечение и
    реабилитацию на льготных условиях за
    счет средств социального страхования,
    органов социальной защиты населения и
    за счет средств предприятий, учреждений
    и организаций при их согласии.
  • На
    что направлена медико-социальная помощь,
    оказываемая гражданам пожилого возраста
    ?
  • Медико-социальная
    помощь гражданам пожилого возраста
    (включая одиноких граждан пожилого
    возраста и членов семей, состоящих из
    одних пенсионеров) направлена на лечение
    имеющихся у них заболеваний и уход,
    поддержание их активного образа жизни
    и социальную защиту в случае болезни и
    неспособности удовлетворять свои
    основные жизненные потребности.

14. Права инвалидов в области охраны здоровья

Инвалиды
(в т.ч. дети-инвалиды и инвалиды с детства)
имеют право на медико-социальную помощь,
реабилитацию, обеспечение лекарствами,
протезами, протезно-ортопедическими
изделиями, средствами передвижения на
льготных условиях, а также на
профессиональную подготовку и
переподготовку.

Нетрудоспособные
инвалиды имеют право на бесплатную
медико-социальную помощь в учреждениях
государственной или муниципальной
системы здравоохранения, на уход на
дому, а в случае неспособности
удовлетворять основные жизненные
потребности – на содержание в учреждениях
системы социальной защиты населения.

Для
ухода за детьми-инвалидами и инвалидами
с детства до достижения ими 18 лет одному
из работающих родителей или лицам, их
заменяющих, предоставляется 4 дополнительных
оплачиваемых
выходных дня в месяц, которые могут быть
использованы одним из названных лиц,
либо разделены ими между собой.

15.Право граждан на инф. О состоянии здоровья

Каждый
гражданин имеет право в доступной для
него форме получить имеющуюся информацию
о состоянии своего здоровья, включая
сведения о результатах обследования, наличии заболевания, его диагнозе и
прогнозе, методах лечения, связанном с
ними риске, возможных вариантах
медицинского вмешательства, их
последствиях и результатах проведенного
лечения.

Информация
о состоянии здоровья предоставляется
ему, а в отношении лиц, не достигших
возраста 15 лет, и гражданам, признанным
недееспособными, их законным представителям
лечащим врачом, заведующим отделением
лечебно-профилактического учреждения
или другими специалистами, принимающими
непосредственное участие в обследовании
и лечении.

Информация
о состоянии здоровья

не может быть
предоставлена гражданину против его
воли
.

В случае
неблагоприятного прогноза развития
заболевания информация должна сообщаться
в деликатной форме гражданину и членам
его семьи, если гражданин не запретил
сообщать им об этом и (или) не назначил
лица, которому должна быть передана
такая информация.

Гражданин
имеет право непосредственно знакомиться
с медицинской документацией, отражающей
состояние его здоровья, получать
консультации по ней у других специалистов.
По его требованию ему предоставляются
копии медицинских документов, отражающих
состояние его здоровья, если в них не
затрагиваются интересы третьей стороны.

Источник: https://studfile.net/preview/2251729/page:4/

Ссылка на основную публикацию