В скором времени после распространения утилизационного сбора на машины и легковой транспорт, в начале 2016 года, уполномоченные органы Российской Федерации распространили данный сбор и на спецтехнику и самоходные машины. Это вызвало огромное количество обсуждений и недопонимания со стороны владельцев транспортных средств, некоторые споры не утихают и до сих пор.
Указанные затраты не коснутся владельцев ввезенной или произведенной в стране техники, которые приобрели ее до принятия указанного федерального Постановления. Мера является вынужденной, помимо некоторого стимулирования отечественного машиностроения заставляет подрядчиков значительно реже обновлять свой парк рабочих машин, откладывая покупку нового транспорта.
Также значительно выросла общая стоимость спецтехники на величину, равную величине рассчитываемого утилизационного сбора, что делает невозможной ее покупку мелкими и развивающимися организациями. Стало очень затратным ввозить в Россию машины особого назначения возрастом, превышающим три года.
Итак, какая же техника облагается данным сбором на настоящий момент? В первую очередь это:
бульдозеры и экскаваторы гусеничные;
- автогрейдеры;
- экскаваторы колесные и перегрузчики;
- катки дорожные и подобные самоходные машины;
- автопогрузчики;
- краны самоходные, без учета техники на базе шасси колесного транспорта;
- трубоукладчики и аналогичная техника;
- прицепы и полуприцепы;
- дорожная спецтехника;
- различные сельскохозяйственные комбайны;
- вездеходы и мотовездеходы;
- погрузочно-транспортирующая техника;
- тракторы сельскохозяйственные гусеничного и колесного типа;
- снегоходный транспорт;
- самоходные машины сельскохозяйственного назначения;
- лесопогрузчики и схожая техника.
Минитракторы
Минитрактор представляет собой наиболее компактную версию стандартной сельскохозяйственной модели и является отличным выбором для крупных загородных участков и небольших фермерских хозяйств.
- Также данный транспорт широко используется в сфере городского коммунального хозяйства, где зачастую из-за слишком плотной застройки стандартному транспорту совсем не остается пространства для маневров и полноценной работы.
- Минитракторы являются очень многофункциональными, могут быть оборудованы для выполнения большого количества задач.
В общем случае, данные машины делятся на несколько видов в зависимости от различных критериев. Минитракторы могут быть с дизельным или бензиновым двигателем, колесными и гусеничными, с оборудованной кабиной и без нее, полно- и заднеприводными. Если рассматривать страны-производители, основное распространение получили российские, японские и китайские модели.
Электропогрузчики и экскаваторы
Электропогрузчиками являются специальный подвижный транспорт на колесном ходу, оснащенный различными грузоподъемными устройствами, все движущиеся части которых работают от установленного на машине электродвигателя, питающегося от емкого аккумулятора.
- Основное предназначение – погрузо-разгрузочные работы на складах, производственных и промышленных зданиях, контейнерах и железнодорожных вагонах, автофургонах, морских и речных платформах, баржах и судах.
- А также транспортировка и обслуживание станочных и конвейерных линий, штабелирования различного рода продукции в крытых помещениях, и еще множество аналогичных функций.
- Электропогрузчики работают в широком диапазоне температур (от -40 до +40 градусов) и на высоте до километра, но при этом стоит помнить, что они не предназначены для работы в пожароопасных и сильно запыленных помещениях, а также в условиях слишком влажной среды.
Экскаватор представляет собой землеройную машину, основное назначение – выемка и перенос почвы. Выбранный грунт может загружаться им в самый различный транспорт для дальнейшей его переброски в необходимое место, а достаточно большой размах позволяет отсыпать землю в отвалы и осуществлять рытье каналов и траншей за самые короткие сроки даже на площадках ниже уровнем.
Экскаваторы позволяют полностью механизировать все земляные работы, сокращая общее время работы и позволяя экономить ресурсы.
В зависимости от вида используемой базы делятся на колесные, гусеничные, рельсовые, с комбинированным шасси, шагающие и даже плавучие – такие еще называют земснарядами.
Также в зависимости от размеров и необходимых объемов работы они могут быть как одноковшовыми, так и многоковшовыми.
Сельскохозяйственная техника
К данной категории относятся полноразмерные тракторы различного функционального назначения и комбайны. Последние включают в себя обширную группу агрегатов, которые предназначены для уборки всех видов полезных зерновых, кормовых и овощных культур, а также для прополки, сеяния и прочих процедур.
При этом комбайны могут быть как самоходными самостоятельными машинами, осуществляющими весь процесс механизировано, так и прицепными – в данном случае они прицепляются к тракторам сбоку или сзади. Используется данная спецтехника исключительно сезонно и принадлежит в основном крупным фермерским хозяйствам и сельскохозяйственным предприятиям.
Самоходные машины
Что отличает самоходные спецсредства от всех прочих? Основная и самая главная особенность – наличие самостоятельной базы, позволяющей осуществлять передвижение и маневры вне зависимости от каких-либо дополнительных средств.
Самоходные машины бывают сельскохозяйственного, транспортного, погрузочно-разгрузочного и вспомогательного назначения, с помощью него можно осуществлять земляные работы, строить дороги и обеспечивать прокладку путей сообщений в самых труднопроходимых местах.
По типу используемой базы данная спецтехника разделяется на:
- колесную;
- гусеничную;
- шаговую;
- шнековую;
- рельсовую;
- плавучую.
- В движение самоходные машины могут приводиться как при помощи различных двигателей внутреннего сгорания (бензиновых или дизельных), так и посредством электромоторов, питаемых от встроенных аккумуляторов.
- В зависимости от условий внешней среды и помещения изготавливается техника в нескольких основных исполнениях, позволяющих обеспечить длительную и надежную работу во все время эксплуатации.
- Для использования многих видов самоходных средств необходимо сдать на определенную категорию прав государственного образца.
Кто обязан заплатить
Согласно принятому в начале 2016 правовому акту, полноправный гражданин нашей страны должен заплатить утилизационный сбор в нескольких основных ситуациях:
- При покупке и ввозе самоходных машин из-за границы, например, из Японии, Европы или любой страны ближайшего зарубежья.
- При приобретении спецтехники у предыдущего владельца, если тот уклонялся от уплаты данного сбора или же был от него освобожден согласно принятым нормативным актам.
Утилизационный сбор собирается всего лишь раз в течение всего времени эксплуатации машины на территории России, за отечественные модели произведенной спецтехники данные затраты ложатся на компанию-производитель.
Как рассчитывается сумма сбора
- Обычно суммарные затраты покупатель зарубежной или подержанной спецтехники рассчитывает самостоятельно, согласно сведениям, представленным в определенных пунктах принятого нормативного акта.
- Размер затрат на утилизацию для спецтехники и самоходных машин в частности равняется произведению стандартной ставки и особого назначенного коэффициента, для данной разновидности этот коэффициент равен 150 тысячам рублей.
Указанное значение устанавливается отдельно для каждой категории спецтехники и зависит от времени с момента изготовления и отпуска с конвейера завода-изготовителя, выбирается по Постановлению №81.
В качестве примера рассмотрим ввоз подержанного экскаватора импортного производства на территорию России. При его общей снаряженной массе менее 10 тонн, коэффициент равен 4, при условии того, что он новый, и увеличивается до 12, если с даты производства прошло более 3 лет.
- Для определения общего размера назначенного сбора следует применить следующую формулу расчета:
- ∑УС = БС * К, где
- УС – сумма утилизационного сбора, БС – размер базовой ставки, К – специальный поправочный коэффициент.
Размер поправочного коэффициента определяют по «Перечню размеров утилизационного сбора». Он сильно зависит от возраста самоходной машины, ее общего веса и габаритов, а также объема двигателя.
Сроки оплаты и последствия неуплаты
В общем случае, транзитные номера, получаемые для доставки спецтехники, действуют около 20 суток. Именно за это время необходимо оплатить утилизационный сбор. Отметка об уплате ставится в паспорте собственника транспортного средства, без нее невозможно поставить машину на государственный учет.
Если по истечении срока действия номеров сумма назначенного сбора не будет внесена, а веских оснований для освобождений от него нет, назначат штраф в размере до 800 рублей и могут отобрать права на период до 3 месяцев при следующем проступке.
Причины, по которым отметка может быть не проставлена:
- паспорт собственника транспортного средства получен до сентября 2012 года;
- спецтехника была ввезена до сентября 2012 года.
Когда можно не платить
В каких случаях можно не платить данный вид сбора на транспортное средство? Во-первых, если возраст приобретенной спецтехники превышает 30 лет. При этом нужно соблюсти следующие необходимые условия:
- Машины не могут быть предназначены для какого-либо коммерческого использования.
- Главные конструктивные составляющие, такие как кузов и двигатель, должны быть оригинальными и установлены заводом-изготовителем.
Во-вторых, если спецсредство является собственностью посольств иностранных государств или любых международных организаций, а также кого-либо из их сотрудников.
В-третьих, если данный транспорт попал в страну по особой программе переселения бывших граждан из зарубежья в качестве собственности этих людей.
Как вернуть потраченные средства
В очень редких случаях возникают ситуации, что данный сбор оплачивается дважды, например, когда почему-то не был учтен факт взноса средств предыдущим владельцем или заводом-изготовителем.
- При данном раскладе нужно подать прошение в тот государственный орган, в который была внесена сумма: в таможню, при покупке спецтехники за границей, в налоговые органы при покупке на территории РФ.
- Перед обращением нужно собрать пакет основных документов, в который входят:
- паспорт транспортного средства;
- бумаги, подтверждающие оплату указанного сбора;
- документы, свидетельствующие о переплате.
- Затем заполняется заявление утвержденного образца, уже после принятия которого данные органы обязаны в течение месяца вынести свое решение по этому вопросу, и либо предоставить компенсацию, либо указать обоснованную причину отказа.
- Подробности для самоходных машин представлены в данном видео.
Рекомендуем другие статьи по теме
Источник: https://ZnayBiz.ru/nalogi/spec-rezhimy/sbory/utilizacionnyj-na-spectehniku.html
Утилизационный сбор на самоходные машины — расчет стоимости
В 2018 году было принято новое постановление. Его цель – снизить импорт бывших самоходных авто и обновление парка за счет новых ТС, в первую очередь отечественных. Базовая ставка утилизационного сбора увеличена на 15 пунктов.
Так же была проведена коррекция взимания утилизационного сбора. Стоимость техники отечественного производства не должна быть связанной с увеличением ставки.
Денежные средства после утилизационного сбора перенаправляются в поддержку промышленности российского производства.
Что такое утилизационный сбор на самоходные машины?
Утилизационный сбор на самоходные авто – плата, взимаемая с покупателя ТС для обеспечения безопасности окружающей среды и охраны жизни, здоровья от воздействия и эксплуатации транспорта.
Такой сбор выплачивается однократно. Если изготовитель или собственник уже его оплатил, то повторное перечисление средств не требуется.
Кто обязан платить сборы?
- При ввозе ТС из-за границы;
- При покупке авто у граждан или организаций, которые освобождены от уплаты или не уплатили средства в установленный срок.
Сбор взимается только один раз за время производства и пользования машиной. Платить сбор может компания- изготовитель, здесь речь идет об отечественном автопроме, или новый владелец.
Отметка об уплате находится в разделе об особых отметках. Если она отсутствует, то авто иностранного производства было ввезено в РФ или ПТС выдано раньше 1 сентября 2012 года. Обязательства по уплате несет покупатель, который ввоз осуществлял.
Утилизационный сбор утвержден постановлением правительства. Базовая ставка увеличена на 15%, однако это не приведет к росту стоимости техники.
Порядок взимания средств так же скорректирован. При вычислении сбора используется параметр мощности силовой установки.
Минсельхоз и минпромторг должны вести мониторинг цен на самоходные авто и прицепы к ним, в отношении которых взимается сбор. Исходя из результатов мониторинга министерства составляют предложения по изменению механизмов господдержки, производства и реализации самоходных авто и прицепов к ним, в случае необоснованного повышения цен на продукцию.
Цель решений – снизить импорт бывших в употреблении самоходных авто. За счет этого обновляется новая техника, произведенная в России. Принятые решения позволяют обеспечить доход бюджета страны от взимания утилизационного сбора в отношении самоходных авто и прицепов к ним в размере двадцати миллиардов рублей. Денежные средства от уплаты сбора направляются в поддержку промышленности.
Срок уплаты утильсбора на спецтехнику
Согласно закону покупатели, производители и импортеры должны уплачивать утилизационный сбор.
Срок предоставления документов – 15 дней. В случае неуплаты начисляются пени. За самоходные погрузчики с двигателем так же нужно платить.
При доставке спецтехники собственник получает транзитные номера. Они действуют двадцать дней. За это время гражданин должен уплатить утилизационный сбор. Отметка об уплате ставится в ПТС. Без нее постановка на учет невозможна.
Почему отметка может быть не поставлена?
- Спецтехника ввезена в РФ до 1 сентября 2012 года;
- ПТС выдан до 01.09.2012 года.
Правила оплаты
Повышение ставки для вычисления сбора на спецтехнику составило от 150 000 до 172 500 рублей без НДС.
Суммарные затраты покупатель рассчитывает сам согласно данным нормативного акта. Коэффициенты устанавливаются для каждой категории техники. Так же влияет время с момента изготовления и отпуска с конвейера завода.
Например, рассмотрим ввоз б/у экскаватора импортного производства в Россию. Общая масса меньше 10 тонн, коэффициент 4.
Для того чтобы рассчитать сбор применяется формула: базовая ставка помноженная на поправочный коэффициент.
Поправочный коэффициент определяется по перечню размеров сборов. Его параметр зависит от возраста авто, веса, габаритов, а так же объема двигателя.
Как рассчитать утильсбор?
Постановлением Правительства установлены ставки утилизационного сбора на технику для:
- Самоходных авто;
- Самосвалов;
- Снегоходов;
- Катков дорожных, погрузчиков;
- Кранов, трубоукладчиков;
- Прицепов;
- Перегружатели колесные.
Для того чтобы сделать плательщикам комфортные условия налоговая служба создала отдельную страницу для утилизационного сбора. Плательщик может сам разобраться во всех параметрах начисления платежа и определить размер сбора в 2019 году.
Формула для расчета складывается из: сумма сбора равна произведению базовой ставки и установленного коэффициента.
Сейчас базовая ставка составляет 172 500 рублей без налога на добавленную стоимость.
Установленный коэффициент определяется типом ТС. Чем мощнее авто, тем выше утилизационный сбор.
Действующим законодательством определяются две структуры:
- ФТС – для импортного ТС при его ввозе в Россию;
- ФНС – налоговые органы осуществляют сбор с российских производителей.
По законодательству платить сбор должен производитель или лицо, которое импортировало авто из-за рубежа. Производитель платит сбор и только после этого налоговая делает отметку в ПТС.
При импорте сбор уплачивается при ввозе на таможенной границе. Оплата фиксируется в техпаспорте на технику. При этих случаях оплата обязательна. Без отметки поставить машину на учет невозможно.
В случае если компания или лицо освобождены от сбора, но продают технику, то новые собственник должен внести средства в бюджет по общим правилам. Утилизационный сбор на время пользования должен быть оплачен только один раз.
Каковы ставки оплаты и формула расчета?
Базовая ставка 20 тысяч рублей распространяется на:
- Колесные авто, выпущенные в обращение на территории РФ;
- Категорию М1, в том числе категорию G;
- Специализированные авто указанной категории.
- Ставка 150 тысяч рублей для колесных ТС, и шасси колесных средств M1, M2, M3, N1, N2, N3 и прицепов к ним.
- 172 500 рублей распространяется на самоходные авто и прицепы.
- Коэффициент рассчитывается исходя из:
- Возраста авто;
- Категории;
- Объема двигателя
- Технически допустимой массы.
Где найти коэффициенты?
Документы находятся в открытом доступе в перечне постановления Правительства России номер 81 и 1291.
Примеры расчета
Для того чтобы понять, как считается сбор нужно рассмотреть пример. Например, компания производит бульдозеры. Масса одного составляет 15 тонн. По итогам выпущено 10 ТС.
При массе в 14 тонн в расчет принимается коэффициент 7. Сбор за единицу определяется следующим образом: базовая ставка для новых авто 150 000 рублей перемножается с коэффициентом семь. Итоговая сумма
1 050 000 рублей. Эту сумму умножить на 10 и получим 10 500 000.
Какая может быть ответственность за неуплату?
Если после окончания срока действия номеров, сумма сбора не внесена, оснований для освобождения нет, то выписывается штраф до 800 рублей. Так же могут лишить прав на период до трех месяцев.
Если машину ввезли из иностранного государства, то средства взимаются таможенной службой. Оплатить нужно в период растаможки. Для того чтобы сделать перевод потребуется лично прийти в таможенные органы по месту жительства. С собой необходимо взять:
- ПТС на авто;
- Форму расчет сбора. Ее необходимо предварительно полностью заполнить;
- Договор купли-продажи авто;
- Платежные документы для подтверждения выплат;
- Копии документов, которые подтверждают соответствие характеристики авто данным в расчете.
Если процедура выполняется доверенным лицом, необходимо предоставить доверенность. Реквизиты для перевода есть на сайте таможенной службы.
В каком случае можно не платить?
В паспорте авто, зарегистрированных до сентября 2012 года отметки о сборе нет. Обязанность уплаты до этого периода отсутствовала. В ПТС уже 2013 года поле «утилизационный сбор» присутствует.
Прошлый хозяин избежал уплаты данного сбора. При выдаче дубликата паспорта ТС данное поле ставится сотрудниками Госавтоинспекции.
В каких случаях платить сбор не нужно?
- Авто возрастом более тридцати лет. Сохранены кузов, рама и оригинальные детали.
- Машина в собственности посольств и международных организаций.
- ТС привезен в Россию участниками государственной программы по добровольному переселению соотечественников из-за рубежа.
- С даты выпуска авто прошло меньше трех лет.
Такие транспортные средства включены в специальный перечень и помещены под процедуру свободной таможенной зоны в Калининградской области.
Как правило, утилизационный сбор платит производитель, а покупатель переводит средства только при ввозе авто из-за границы. Выплаты в этом случае производятся на счет налоговой службы.
Для того чтобы сделать перевод необходимо открыть раздел по сборам:
- Определить КДК;
- Оформить расчет УС по форме;
- Записаться в ФНС.
Реквизиты для перечисления средств находятся на сайте налоговой службы. После того как сбор переведен необходимо прийти в налоговую с формой расчета сбора, документами на покупку авто и ПТС на машину.
Источник: https://autourist.expert/sdelki-s-avto/utilizatsiya/utilizatsionnyj-sbor-na-samohodnye-mashiny.html
Для получения паспорта транспортных средств и самоходных машин необходима отметка об уплате утилизационного сбора
С 10 февраля 2016 г. в России запрещена выдача паспорта самоходных машин без отметки об уплате утилизационного сбора.
Утилизационный сбор в Российской Федерации введен с 1 сентября 2012 года для транспортных средств: за каждое колесное транспортное средство (шасси), самоходную машину и прицепы к ним в соответствии со ст.24.1 Закона от 24.06.
1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Данный сбор является обязательным взносом, взимаемым с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий обеспечивающих их безвозмездную утилизацию.
- В отношении ввозимых в РФ транспортных средств утилизационный сбор взимает Федеральная таможенная служба, в отношении изготавливаемых на территории РФ и приобретенных на территории РФ у лиц, не уплачивающих утилизационный сбор — Федеральная налоговая служба.
- Как правило, при приобретении автомобиля в России покупателю не требуется уплачивать утилизационный сбор самостоятельно, так как его оплачивают либо импортеры иностранных автомобилей, либо их российские автопроизводители.
- Утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых, прошло 30 и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния.
Требования об уплате утилизационного сбора не распространяются на транспортные средства, приобретенные после 1 сентября 2012 г., но паспорт транспортного средства (ПТС) на которые выданы до 1 сентября 2012 г, а также на самоходные машины ввезенные, либо приобретенные после 10 февраля 2016 г., но паспорта самоходных машин (ПСМ) на которые были выданы до 10 февраля 2016 года.
Таким образом, для конечных приобретателей автомобилей на территории РФ обычно исключается необходимость в личной уплате утилизационного сбора.
Но возникают ситуации, когда требуется заплатить этот сбор самостоятельно:
- при приобретении транспортного средства в иностранном государстве, либо государстве — члене ЕАЭС и ввозе его на территорию РФ;
- при приобретении транспортного средства у лиц, освобожденных от уплаты утилизационного сбора (участники госпрограммы по переселению, граждане, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, дипломатические представительства, консульские учреждения, международные организации, а также их сотрудники и члены их семей);
- при приобретении транспортного средства у лиц, которые должны были заплатить утилизационный сбор, но не сделали этого.
В вышеуказанных случаях органы ГИБДД откажут в регистрации транспортного средства, так как в отношении него должен был быть уплачен утилизационный сбор, но это не было сделано.
В связи с этим при покупке автомобиля, самоходной машины или прицепа к ним рекомендуем обращать внимание на графу «Особые отметки» в ПТС, выданном после 31 августа 2012 г., либо ПСМ выданному после 10 февраля 2016 г.
: а) в графе должна быть отметка «Утилизационный сбор уплачен, ТПО №….», либо «Утилизационный сбор не уплачивается, абзац 2,3,4 п. 6 ст. 24.1 Закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ».
Если такой отметки нет, то лучше отказаться от сделки, так как:
- с 1 сентября 2012 г. запрещена выдача ПТС без отметки об уплате утилизационного сбора (или об освобождении от уплаты);
- с 10 февраля 2016 г. запрещена выдача ПСМ без отметки об уплате утилизационного сбора;
б) если в графе стоит отметка об освобождении от уплаты утилизационного сбора, то необходимо самостоятельно рассчитать и заплатить этот сбор.
Уплатить утилизационный сбор, взимаемый Федеральной таможенной службой, можно с использованием электронных средств платежа (в том числе через платежные терминалы или банкоматы). После уплаты сбора необходимо представить в таможенный орган необходимые документы, в том числе заполненный и подписанный расчет утилизационного сбора, а также платежные документы об уплате сбора.
После завершения таможенного декларирования, либо не позднее следующего дня после подачи заявления на транспортное средство либо самоходную машину, прицепа к ним, являющихся товарами ЕАЭС, таможенный орган выдаст ПТС или ПСМ с отметкой «утилизационный сбор уплачен» и таможенный приходный ордер.
В случае если в течение трех лет после уплаты утилизационного сбора и проставления соответствующей отметки в ПТС будет установлен факт неуплаты или неполной его уплаты, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения данного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты соответствующей суммы сбора с указанием оснований для его доначисления. В случае неуплаты сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма сбора взыскивается в судебном порядке.
Информация по уплате утилизационного сбора указана на сайте ФТС России (www.customs.ru) в разделе «Транспортные средства», «Реквизиты для уплаты утилизационного сбора».
Омская таможня
Источник: https://www.alta.ru/sfo_news/43081/
Верховный Суд постановил, что предприятие не должно платить утилизационный сбор за ввезеные в страну машинокомплекты
ОАО «Ковровский электромеханический завод» ввез на территорию РФ три машинокомплекта сельскохозяйственных колесных тракторов. Таможенный орган потребовал от предприятия уплатить утилизационный сбор в размере 1 125 000 рублей.
Основание предъявления требования: ввезенные товары классифицированы по коду ТН ВЭД 8701 90 390 9, который предусмотрен для колесных сельскохозяйственных тракторов.
Код присутствует в разделе XIV Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (Перечень утвержден постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 № 81).
— Реклама —
Завод в добровольном порядке платить сбор отказался. Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций подтвердили правоту таможни.
Суды также указали, что колесные сельскохозяйственные тракторы мощностью силовой установки более 130 лошадиных сил и не более 180 лошадиных сил, классифицируемые по коду 8701 90 ТН ВЭД, включены в Перечень, следовательно, при ввозе самоходных машин, классифицируемых по данному коду, должен уплачиваться утилизационный сбор.
При этом по мнению судов, указание в таможенной декларации на факт ввоза машинокомплектов не лишает эти товары свойств комплектных или завершенных и, соответственно, не исключает обязанность по уплате утилизационного сбора.
- И тогда предприятие подало жалобу в Верховный Суд РФ.
- Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2019 г. по делу № А11-14919/2017
- Машинокоплект трактора состоит из следующих частей: кабина в сборе, колеса передние, колеса задние, основание в сборе, капот.
- По мнению Верховного Суда, нижестоящие инстанции не учли следующее.
- При решении вопроса об обязанности платить утилизационный сбор во внимание должен приниматься тот факт, предназначен ли ввозимый (изготовленный) товар для эксплуатации в качестве транспортного средства (самоходной машины), утилизация которого после окончания эксплуатации будет необходима для исключения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду.
Утилизационный сбор не является таможенным платежом, поэтому отнесение ввозимого товара к коду ТН ВЭД, само по себе не является основанием для взимания данного сбора, если в отношении ввозимого товара не выполняется совокупность условий, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 24.1 Закона об отходах производства и потребления.
Обязательным условием для регистрации допуска к эксплуатации тракторов, прицепов и полуприцепов, самоходных дорожно-строительных и иных машин является наличие соответствующих паспортов на самоходные машины и другие виды техники в РФ (пункт 1 постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 в ред. от 22.06.2009), в том числе выдаваемых таможенными органами в случае ввоза техники на территорию РФ (пункт 2).
Для тех, кто производит и изготавливает транспортные средства на территории РФ и признан, помимо прочего, крупнейшим производителем самоходных машин и (или) прицепов, в пунктах 21–25 Правил взимания утилизационного сбора установлен особый порядок исчислении и уплаты данного платежа:
представление производителем транспортных средств расчета утилизационного сбора, копий сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, иных документов в налоговый орган по месту своего нахождения и уплату утилизационного сбора в установленные сроки после представления расчета утилизационного сбора.
Предприятие указало, что является производителем транспортных средств и ввезло на территорию страны машинокомплекты, а не подлежащие эксплуатации самоходные машины — наборы компонентов, необходимых для производства одного трактора.
Общество утверждало в нижестоящих судах, что сертифицировано как изготовитель тракторов и включено в перечень крупнейших производителей самоходных машин и (или) прицепов. Поэтому должно уплатить утилизационный сбор после окончания производства и сборки транспортных средств.
Эти доводы предприятия не получили надлежащей оценки со стороны судов, что могло привести к неправильному разрешению дела, решил Верховный Суд.
В итоге решение суда первой инстанции, а также постановления апелляционного и кассационного судов отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд.
Источник: https://news.solidwaste.ru/2019/05/predpriyatie-ne-dolzhno-platit-sbor-za-mashinokomplekty/
Утилизационный сбор на спецтехнику: зачем он нужен и во сколько обойдется?
Прогресс Технологий 20.10.2016 3561 Просмотров
Фактор производства огромного числа машин различного назначения (применительно к легковым автомобилям можно даже счесть их объемы производства завышенными) привел к появлению проблемы утилизации этой техники.
Высокотехнологичный продукт, сложную машину, к какому бы классу она ни принадлежала, нельзя просто выбросить на свалку – она будет ржаветь там долгие годы.
В целях борьбы за экологию Всемирная Торговая Организация обязывает все страны-участницы закладывать в стоимость автомобиля, экскаватора, автобуса или трактора так называемый утилизационный сбор, средства от которого, по идее, должны идти на утилизацию данного технического средства.
Утилизационный сбор является однократным платежом, взимаемым с производителя или владельца технического средства в пользу государства, средства от которого направляются государством на утилизацию технического средства после полной выработки его ресурса либо же на субсидирование производства двигателей с низким содержанием СО2 в выхлопе – классов Евро-5 и Евро-6.
В России с 2012 года этот вид пошлины обязателен к уплате владельцами импортных легковых некоммерческих автомобилей, грузового коммерческого транспорта и автобусов, а после утверждения Правительством РФ “Перечня видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора” от 6 февраля 2016 года им облагается 19 разновидностей специальной техники, – от автогрейдеров до карьерных самосвалов включительно.
Отметим, что согласно Постановлению правительства от 11 мая 2016 № 401 утилизационная пошлина не взимается с прицепов и полуприцепов массой до 10 тонн.
На территории России требование об уплате будущей утилизации сегодня распространяется как на отечественную, так и на импортируемую технику.
Но если этот вид выплат за машины, собранные в России, вносит в казну производитель (включающий затем его в конечную стоимость продукции), то за импортную технику должен заплатить ее первый хозяин на территории России. Выплата производится при оформлении транспортного средства на таможне.
В случае с российской спецтехникой уполномоченным на сбор средств органом является Федеральная налоговая служба.При проведении этой выплаты ставится отметка в паспорт транспортного средства.
Важно учесть, что закон обратной силы не имеет – если вы приобрели экскаватор до 2016 года, то требование об уплате сбора на вас не распространяется. Зато оно распространяется на купленную за рубежом подержанную технику, особенно старше трех лет.
С точки зрения авторов законопроекта, эта мера способствует развитию импортозамещения в России – покупать старую спецтехнику теперь становится невыгодно.Выплата рассчитывается согласно приведенным в Перечне коэффициентам. Значение коэффициента умножается на базовую ставку, которая для всей спецтехники равна 150 000 рублей. (Для легковых автомобилей – 20 000 рублей.)
Для примера приведем величины сбора для некоторых видов спецтехники.
Будущая утилизация автогрейдера массой до 10 тонн и возрастом до 3-х лет обойдется вам, согласно законодательству, в 480 000 рублей. Тяжелого экскаватора массой свыше 32 тонн, с силовой установкой мощностью более 250 л.с. – в 1 200 000 рублей.
Если этот экскаватор к тому же старше 3-х лет, то его покупка облегчит ваш карман на 6 миллионов 75 тысяч рублей дополнительно к стоимости самой машины. Даже сельскохозяйственная самоходная косилка облагается пошлиной минимум в 600 000 рублей.
Утилизационный сбор – мера, принятая во всех странах, входящих во Всемирную торговую организацию, хотя величину этого сбора каждое государство устанавливает самостоятельно. В Евросоюзе, например, его величина на автомобили разных классов составляет от 10 до 100 евро.
На Украине он имеет фиксированную ставку – 5,5 тысяч гривен для легковых машин и 11 тысяч гривен – для грузовиков и автобусов. В Республике Беларусь величина утилизационного сбора примерно соответствует российской, в пересчете на белорусский рубль.К сожалению, в Российской Федерации ставки налога на утилизацию – одни из самых высоких.
Причем они равны для отечественной и импортной техники – в свое время это было ключевым требованием Евросоюза. Поэтому в настоящее время очень сложно сказать, что эта мера способствует росту импортозамещения, зато она уже привела к тому, что некоторые иностранные компании пересмотрели свои планы по строительству собственных заводов в России.
Требования законодательства в этой области, даже если верить заявлениям о том, что получаемые с утилизационного сбора деньги – а речь идет о миллиардах рублей – направляются на развитие технологий экологичной утилизации старой техники и даже строительство соответствующих заводов – привели к тому, что покупать не только подержанную, но и новую спецтехнику стало невыгодно. Современный погрузчик, комбайн, седельный тягач или бульдозер, приобретенный у производителя или дилера, стоит не один миллион рублей, и необходимость уплаты внушительного дополнительного сбора перечеркивает надежду многих предприятий обзавестись новой техникой. Это приводит к тому, что владельцы спецтехники стремятся максимально продлить ее срок службы, бесконечно ремонтируя свои машины – иногда до того предела износа, за которым их эксплуатация становится опасной для окружающих.
И наконец следует отметить, что законные основания для неуплаты утилизационного сбора есть, но они касаются только техники, не предназначенной для коммерческого использования, а также техники, не указанной в упомянутом выше Перечне. В случае невыплаты этого сбора технику будет невозможно поставить на учет, а значит, и использовать законным образом.
Источник: https://proteh.org/articles/20102016-utilizacionnyj-sbor-na-spectehniku-z/
Что нужно знать про утилизационный сбор на спецтехнику
Российский рынок спецтехники – это огромный сегмент, где оборот исчисляется миллиардами рублей. Значительная часть рынка составляет импорт поддержанной спецтехники, которая в своих странах должна была утилизироваться.
Но вместо этого, «косяками» гонится на Восток, и реализуется на территории нашей страны. Только по данным Союза производителей стройтехники, ввоз поддержанной строительно-дорожной техники, ежегодно, превышает 1,2 миллиона единиц.
Первые тревожные звоночки, стали поступать от отечественных производителей, еще в 2002 году. Правительство осторожно «прощупывало почву», пытаясь найти приемлемое решение. И только в 2012 г. был введен утилизационный сбор на поддержанные автомобили, с целью улучшения экологической обстановки.
А в 2016 г такой пошлиной стали облагать и спецтехнику, в том числе и сельскохозяйственную: косилки, комбайны, тракторы и минитракторы и др. Все виды самоходных машин и прицепов к ним, производимых или ввозимых в страну, после 1 января 2016 года, облагаются этим сбором.
Частных лиц закон коснулся незначительно, если не учитывать общее подорожание на автомобильном рынке. В большей степени, он отразился на компаниях, занимающихся закупками спецтехники за рубежом, и использующие их в коммерческих целях.
Цель введения утилизационного сбора.
Из-за членства России в ВТО, позиции зарубежных производителей спецтехники на отечественном рынке, усилились. Причиной этому стало уменьшение таможенных пошлин на ввоз товара. Для компенсации потерь и ослабления позиций заграничных автопроизводителей, был введен этот сбор.
На самом деле, преследуется не одна цель. Есть формальные поводы, и основные мотивы, которые стали катализатором принятия таких мер правительством. Среди них:
- улучшение экологии. По принятым правилам, деньги от сборов, могут выделяться на стимулирование производства двигателей класса ЕВРО 5 и 6, с уменьшенной токсичностью выхлопов;
- обновление парка спецтехники. Стало затратным содержание поддержанной импортной техники;
- изыскание средств на утилизацию бесхозной техники;
- стимулирование экономики страны, в том числе и машиностроения. Увеличились субсидии, госзакупки, продажи, и т.д.;
- поддержка отечественного производителя спецтехники. (Такова была идея. Однако, значительная доля комплектующих, по-прежнему, ввозится из-за границы. В России их нет, так как нет налаженного производства необходимых деталей. По факту, цены выросли не только на зарубежную продукцию, но и отечественную);
- пополнение бюджета.
- Суть утилизационного сбора и его расчет.
- Утилизационный сбор – единожды начисленная пошлина владельцу или производителю транспортного средства.
- 6 февраля 2016, были утверждены правила уплаты этого сбора, где четко прописано, кто и сколько должен платить.
- Минимальную ставку начисляют лицам, эксплуатирующим новую технику, не старше 3-х лет.
- Всем остальным начисляется пошлина, размер которой вычисляется по формуле:
- УтСб = БазСт * К
- где:
- УтСб – величина утилизационного сбора;
- БазСт – базовая ставка – для спецтехники. На сегодняшний день, она составляет 172 500 рублей;
- К – коэффициент – величина корректировки стоимости, которая вычисляется следующим образом:
- год выпуска+ масса автомобиля/ мощность двигателя
В общем, все не сложно, тем более есть таблицы, где внесены коэффициенты базовых групп транспорта. А так же, калькуляторы расчета величины сбора, есть на многих специализированных сайтах. Уметь заранее вычислять величину утилизационного сбора, должен и производитель, и потенциальный покупатель спецтехники, для понимания того, как увеличится конечная стоимость транспорта.
Кто платит утилизационный сбор.
Пошлина распространяется на 19 видов транспорта специального назначения. Автогрейдеры, экскаваторы, бульдозеры, перегружатели колесные, тракторы и минитракторы, комбайны, и другие.
Бремя выплат на отечественную технику, ложится на плечи производителей. А за право обладания импортной спецмашиной, придется платить владельцу – как физическому, так и юридическому лицу. Платить нужно и в случае покупки из-за границы, и если бывший владелец не уплатил этот сбор (даже если тот был освобожден от уплаты).
При ввозе в страну, сбор изымает таможня. В случае совершения сделки купли/продажи на территории страны, за сбор отвечает налоговая служба.
После выплаты, в ПСМ (паспорт самоходной машины) ставится отметка. Без этого, технику не поставят на учет.
В налоговые органы предоставляются следующие документы:
- расчет суммы утилизационного сбора, по форме, утверждаемой Федеральной налоговой службой;
- технический паспорт (бланк);
- копии сертификатов и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа или заключение аккредитованного органа по сертификации о том, что такая продукция не подлежит обязательной оценке соответствия, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
- квитанция оплаты пошлины. Ее нужно хранить до продажи или утилизации техники.
Не освобождается от уплаты, даже самостоятельно собранная, из частей других машин, автотехника. ФНС необходимо предоставить копию ПТС того транспортного средства, которое использовалось как прототип при конструировании собранной машины.
Покупать менее функциональную отечественную технику, либо мощный, но дорогой зарубежный аналог, каждый фермер решает сам, исходя из своих реальных потребностей
Стоит отметить, что никакой ответственности, непосредственно, за неуплату утиль.сбора, законом не предусмотрено. Однако, без уплаты этой пошлины, вам откажут в регистрации вашей техники и постановке на учет в ГИБДД.
Эксплуатация незарегистрированной техники, карается штрафом. В первый раз, за «несвоевременную регистрацию», физические лица штрафуются на 2000 р, юридические лица – 10000 р.
Дальнейшие санкции будут суровыми, вплоть до лишения водительских прав.
Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора.
Правило об обязательном утилизационном сборе, как и любое другое правило, имеет исключения. Есть обстоятельства, наличие которых полностью освобождает от выплаты сбора:
- транспорт принадлежит международным службам – МИД, генконсульства, диппредставительства, и т.д.;
- срок эксплуатации данного транспортного средства превышает 30 лет. При том, все детали оригинальные, и не используется для получения коммерческой выгоды. За такую машину платить не придется;
- ввоз в страну спецтехники, происходит по программе переселения российских граждан на родину. Эта категория, также, получает полное освобождение;
- транспорт был куплен до выхода и вступления в силу, закона об обязательном утилизационном сборе;
- производитель, который берет на себя утилизацию техники, после окончания срока службы, также, получает дозволение, не платить утилизационный сбор.
Некоторые предприятия, добросовестно, начинают строительство утилькомплексов. Другие же заняли выжидательную позицию, надеясь найти способ уклонения от, взятых на себя, обязательств.
Порядок выплаты.
Сначала необходимо узнать код вашего транспорта, согласно классификации банка. Это можно сделать на порталах налоговой и таможенной служб, также, в банке, где будет производиться оплата. Физическое лицо может это сделать в любом отделении, любого банка или переводом необходимой суммы на счет.
Юридические лица производят выплату только со своего расчетного счета, получая платежный документ, для предъявления в ГИБДД, при постановке техники на учет.
В случае если расчет величины пошлины был некорректным, надо это исправлять. При недоплате – доплатить. Если же вы переплатили, придется писать заявление на возвращение избыточной части оплаты.
Заявление подается в той структуре, на чье имя производилась оплата – налоговая или таможенная служба. В пятидневный срок, со дня принятия решения о возврате (налоговой или таможенной службой), деньги вам вернут.
Утилизационный сбор не может быть зачтен в счет уплаты иных платежей.
- При регистрации транспорта, можно получить отказ, если недостающая сумма не была доплачена.
- Изменения в правилах оплаты утилизационного сбора в 2018.
- С июля 2018г действуют новые ставки утилизационного сбора для спецтехники, утвержденные правительством. Согласно принятому постановлению, ставки повышаются следующим образом:
- Базовая ставка составляет 172 500 руб. или 203 550 руб. с НДС (18%)
- Коэффициент вычисляется, исходя из мощности мотора.
- Срок представления документов об оплате 15 дней. Дальше будут начисляться пенни
- Отныне, под утиль подпадают самоходные погрузчики с электродвигателями.
Изменение величины пошлины произошло, в основном, в сторону увеличения. Среднее значение увеличения – 15%, в денежном эквиваленте – от 14 тыс. (до 2,5 т), до 83 тыс. (для техники до 50 т).
Например: Размер утилизационного сбора для категории «Тракторы колесные, с мощностью силовой установки не более 30 л.с» составит:
- с момента выпуска которых прошло не более 3 лет – 69 000 руб.
(базовая ставка 172 500 руб * К 0,4);
- с момента выпуска которых прошло более 3 лет – 310 500 руб.
(базовая ставка 172 500 руб * К 1,8).
Удивительно, но изменения произошли и в сторону уменьшения величины сбора. Например:
- погрузчики фронтальные, грузоподъемностью 6-7 т. – уменьшение на 26%;
- гусеничные экскаваторы (20-22 т.) – уменьшение на 23%.
Последствия введения утилизационного сбора.
Глубокий анализ сложившейся ситуации, породил некоторые сомнения, относительно абсолютной пользы введения этой пошлины. В частности, по мнению некоторых экспертов, могут возникнуть следующие осложнения:
- повышение конечной стоимости спецтехники;
- постепенное сокращение, вплоть до полного ухода с рынка, функциональной и качественной техники. Рынок спецтехники существенно «просядет»;
- большие сложности для малого и среднего бизнеса, связанные с сокращением уровня продаж;
- увеличение цен на сельхозтехнику, спровоцирует рост цен на сельхозпродукцию;
- обновление парков спецтехники значительно затормозится;
Отношение к утилизационному сбору двоякое: с одной стороны, в казну поступают значительные средства, которые пойдут на оздоровление экономики. Но, с другого боку, он сильно бьет по бюджету, как частного лица, так и среднего и малого бизнеса. Как правительство будет осуществлять поддержку среднего слоя населения, насколько действенными будут принятые меры – покажет время!
12.08.2018
Источник: https://www.motoblok-shop.ru/blogs/blog/chto-nuzhno-znat-pro-utilizatsionnyy-sbor-na-spetstehniku