Куда идут деньги собранные с помощью системы платон?

Конституционный суд рассмотрел запрос депутатов Госдумы от КПРФ на вызвавшее массовые протесты дальнобойщиков введение системы «Платон». Депутаты утверждали, что плата является налогом, но введена не федеральным законом, а постановлением правительства и это противоречит 57-й статье Конституции.

Что такое система «Платон»

«Платон» — российская система взимания платы с грузовиков разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн за проезд по федеральным трассам. Название системы является сокращением от выражения «плати за тонну». Предполагается, что деньги взимаются с перевозчиков в счет возмещения вреда, который грузовики наносят дорожному покрытию.

Управление системой обеспечивает компания-концессионер: она собирает с владельцев грузовиков плату за проезд, направляет ее в бюджет РФ, а взамен получает от государства средства для компенсации понесенных на запуск и эксплуатацию системы расходов.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Распоряжением правительства от 29 августа 2014 года концессионером стала компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). 50% РТИТС принадлежит Игорю Ротенбергу, 50% — «РТ-Инвест», инвестиционной компании госкорпорации «Ростех».

Система была запущена 15 ноября 2015 года. За первые четыре месяца работы «Платон» собрал в российский дорожный фонд около 4,8 млрд руб., а в системе было зарегистрировано 665 тыс. транспортных средств, принадлежащих 225 тыс. владельцев.

На первом этапе работы над системой (2013–2014 годы) Росавтодор планировал провести конкурс и даже начал сбор заявок — в 2014 году среди участников были, например, французская компания Vinci, итальянская Autostrade, немецкая Siemens и словацкая SkyToll. Как поясняли представители Росавтодора, от конкурса было решено отказаться в связи со «сменой геополитической обстановки» и «соображениями национальной безопасности».

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

В апреле 2016 года Арбитражный суд Москвы отклонил иск блогера Алексея Навального и предпринимателя Ивана Жданова к компании РТИТС.

Истцы утверждали, что принятие концессионного соглашения между Росавтодором и РТИТС без проведения необходимых конкурсных процедур было незаконным.

По мнению ответчиков, чью сторону принял суд, соглашение было подписано на основании специального распоряжения правительства России, предоставляющего право определения концессионера без конкурса.

Во сколько обходится «Платон» дальнобойщикам

Действующий тариф — 1,53 руб. за километр. Ранее планировалось, что он вырастет до 3,06 руб./км уже с 1 марта, однако в феврале правительство продлило действие текущего тарифа. Кроме того, было продлено действие льготного периода до 30 июня 2017 года: до этой даты тарифы не будут индексироваться в соответствии с инфляцией.

За первое нарушение порядка оплаты нужно заплатить 5 тыс. руб., за повторное — 10 тыс. руб.

Штраф накладывается на собственников транспортных средств, за исключением тех случаев, когда грузовик принадлежит иностранному перевозчику: в таком случае штраф оплачивает водитель.

Изначально штрафы составляли от 5 тыс. до 1 млн руб., однако были пересмотрены Госдумой в связи с массовыми протестами дальнобойщиков.

Водители могут вносить плату в систему двумя способами: через покупку маршрутной карты или использование специального бортового устройства.

В первом случае водитель заранее определяет и оплачивает маршрут своей поездки.

При использовании бортового устройства пройденное грузовиком расстояние определяется с помощью навигационных систем GPS/ГЛОНАСС, а средства списываются со счета владельца автоматически.

Кто получает деньги от «Платона»

Концессионное соглашение Росавтодора с РТИТС было заключено на 13 лет. Согласно договору, государство выплачивает РТИТС фиксированную сумму в 10,6 млрд руб. в год за эксплуатацию системы. Предполагается, что эти деньги будут составлять лишь часть от собранных «Платоном» средств и не станут нагрузкой для государственного бюджета.

По утверждению генерального директора РТИТС Александра Советникова, в разработку системы было вложено более 29 млрд руб., из которых 27 млрд руб.— кредит Газпромбанка, а остальное — собственные средства акционеров.

Перед запуском системы планировалось, что «Платон» позволит пополнить дорожные фонды на 50–60 млрд руб. в год. Однако снижение первоначально установленных тарифов (с 3,73 руб. до 1,53 руб.

за километр) значительно снижает потенциальные доходы от системы.

Кроме того, в феврале Минтранс и Минфин предложили законопроект, разрешающий засчитывать плату, внесенную в систему «Платон», в счет транспортного налога, что также может снизить совокупное количество средств, получаемых бюджетом (напомним, что региональные дорожные фонды формируются в том числе за счет транспортного налога).

Протесты против «Платона»

Введение системы «Платон» вызвало массовое недовольство и протесты дальнобойщиков. Первые протесты начались еще до старта системы, 11 ноября 2015 года, и активно продолжались в течение ноября и декабря. Недовольство вызывали как высокие тарифы и штрафы, так и тот факт, что деньги собирает частная компания, а не государство.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Дальнобойщики выезжали на дороги, намеренно тормозя поток машин. В Перми протестующие сформировали колонну из 90 машин и ехали со скоростью 40 км/ч, образовав шестикилометровую пробку. В Екатеринбурге около 200 дальнобойщиков собрали пробку длиной 8–10 км на кольцевой автодороге.

Водители грузовиков из Петербурга, в свою очередь, спровоцировали пробку на Московском шоссе и Кольцевой автодороге, двигаясь со скоростью 5–10 км/ч.

Забастовка в Тверской области закончилась трагедией: 19 ноября в толпу протестующих вдоль трассы М10 въехал тягач с прицепом, один человек погиб, а три были госпитализированы.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Одна из самых крупных акций протеста прошла в Дагестане: сами протестующие заявляли об участии более 17 тыс. человек, а местные СМИ сообщали о том, что грузовики растянулись вдоль трасс на 57 км.

В ноябре дальнобойщики угрожали пойти маршем на Москву — помимо дагестанских водителей в акции приняли участие активисты из 16 регионов. 4 декабря протестующие частично перекрыли МКАД, оставив для движения легковых автомобилей лишь одну полосу.

После этого дальнобойщики организовали протестный лагерь на парковке торгового центра «Мега-Химки», где в январе 2016 года находилось до 40 дальнобойщиков на своих автомобилях.

Протесты позволили дальнобойщикам добиться некоторых послаблений: в ноябре Минтранс согласился снизить тариф с 3,73 руб. до 1,53 руб. за километр, а также временно освободил водителей от уплаты штрафов. В декабре 2015 года Владимир Путин заявил, что система «Платон» не будет ликвидирована, однако призвал освободить грузовики от транспортного налога.

В апреле 2016 года дальнобойщики провели еще одну акцию протеста: на площади Яузские Ворота в Москве прошел митинг, поддержанный КПРФ. По данным организаторов, в нем приняло участие около 250 человек.

Как защищали «Платон»

14 декабря 2015 года Минтранс на своем сайте ответил на рекомендации Совета по правам человека при президенте России относительно «Платона».

По мнению ведомства, «плата с грузовиков массой более 12 тонн является адресной и взимается только с тех, кто, во-первых, пользуется дорогами как средством получения прибыли, во-вторых, наносит максимальный вред, и, в-третьих, фактически выезжает на федеральные трассы в коммерческих целях».

Президент Владимир Путин, отвечая 17 декабря 2015 года на ежегодной пресс-конференции на вопрос про систему, отметил, что «все сборы, которые поступают от так называемой системы “Платон”, все 100% идут не кому-то в карман, они идут 100% в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все эти сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах Российской Федерации».

В тот же день до пресс-конференции его пресс-секретарь Дмитрий Песков заявил, что «компания-оператор не принадлежит сыну Аркадия Ротенберга. Это совместное предприятие. Собственно, ставя свою подпись под документом, который вы упомянули, конечно, президент детально разобрался в этой теме».

10 марта 2016 года бизнес-омбудсмен Борис Титов на заседании совета по предпринимательству при президенте Татарстана выразил свою точку зрения.

«Сейчас никто не говорит об отмене “Платона”, вероятность отмены “Платона” — одна миллионная. Система пошла, она внедрена, затрачены очень серьезные деньги.

Когда мы начали этим заниматься, мы поняли, что обратной дороги не будет»,— отметил уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

14 апреля 2016 года РБК сообщила об отзыве Минфина в Конституционный суд на систему. По мнению представителей ведомства, для платы за проезд характерна свобода выбора, не свойственная налоговому платежу.

Налоги платить нужно в обязательном порядке, а перевозчики могут выбрать любой способ перевозки, а также отказаться от использования большегрузных автомобилей и, следовательно, не платить сбор, отмечают в министерстве.

Аналоги «Платона» в других странах

Системы, аналогичные «Платону», функционируют и в других странах.

В Германии оператором программы является частная компания Toll Collect: плата взимается с грузовиков массой более 7,5 тонны и зависит от количества осей транспортного средства и уровня выбросов: тарифы составляют от 8 до 22 евроцентов за километр (от 6 руб. до 16 руб.). Как и в России, оплата производится с помощью бортовых устройств или через оплату заранее выбранного маршрута.

В Австрии сбором платежей занимается компания ASFiNAG, принадлежащая государству. За каждый километр пути австрийские дальнобойщики должны платить от 15 до 44 евроцентов (от 11 руб. до 33 руб.).

В 2015 году ASFiNAG инвестировала около €500 млн в постройку новых дорог и около €485 млн в ремонт уже существующих трасс и поддержание инфраструктуры для сбора средств с грузовиков.

В 2010 году ASFiNAG и Toll Collect запустили сервис TOLL2GO, предназначенный для тех, кто использует грузовой транспорт в обеих странах.

В Словакии аналог «Платона» управляется частной компанией SkyToll: сбор взимается с грузовиков массой более 3,5 тонны, однако действует лишь на некоторых дорогах. Тарифы составляют от 9 до 24 евроцентов за километр пути (от 7 руб. до 18 руб.) в зависимости от массы грузовика и соответствия экологическим стандартам.

Александр Журавлев, Ольга Дорохина, Дмитрий Шелковников

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/2963265

Куда идут деньги от системы «Платон»: информация в цифрах

Внедрение системы «Платон» в своё время было встречено российскими водителями большегрузов в штыки.

Дальнобойщики устраивали крупные протестные акции против установленной для них обязательной платы за движение по федеральным трассам.

Сегодня страсти улеглись, но многочисленные вопросы к разработчикам системы и получателям средств остались. В том числе и о том, куда идут деньги от «Платона».

Сколько зарабатывает «Платон»

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Система была запущена в ноябре 2015 года. После этого обязанность вносить плату за движение по трассам общего пользования, относящимся к дорогам федерального значения, появилась у владельцев транспортных средств с разрешённой массой свыше 12 тонн. На фоне акций дальнобойщиков первоначально установленный тариф (предполагалось, что он составит 3,73 рубля за километр) был снижен. Согласно постановлению, подписанному премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, сумму определили на уровне 1,9 рубля. При этом на момент запуска системы плата на переходный период составляла 1,53 рубля.

Читайте также:  Страховое событие (insured event) - что это, сущность, признаки

Корректировка суммы случилась в июле 2019 года. В этот месяц «Платон» подорожал на 14 копеек, и его стоимость составила 2,04 рубля за километр.

В Минтрансе заявили, что рост цен назрел давно, но постоянно откладывался.

В итоге было принято решение о постепенной индексации суммы: вслед за нынешним июльским ростом размер тарифа будет вновь поднят в феврале 2020-го (до 2,2 рубля) и в феврале 2021 года (до 2,35 рубля за километр).

На сегодняшний день в системе зарегистрированы 1,2 млн больших машин. За всё время действия «Платона» копилка Дорожного фонда РФ благодаря дальнобойщикам пополнилась на 77 млрд рублей.

Кто и сколько зарабатывает на «Платоне»

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Многим водителям это кажется странным, но плату за проезд по дорогам взимает не государственная организация или федеральная структура, а — частная компания «РТ-Инвест Транспортные Системы», принадлежащая Игорю Ротенбергу, сыну известного миллиардера Аркадия Ротенберга, а также корпорации «Ростех».

Их ООО было создано в 2014 году, после чего «РТ-Инвест Транспортные Системы» практически сразу определили на роль оператора будущего проекта. При этом не обошлось без щекотливых моментов: критики «Платона» выражали удивление тем, что в ходе утверждения оператора была проигнорирована процедура открытого конкурса.

В обязанность общества с ограниченной ответственностью сегодня входит сбор и ежедневное перечисление рублей в бюджет государства. За оказываемые услуги ООО полагается немалая часть средств, получаемых от транспортников.

Эти деньги идут на зарплаты сотрудникам, операции по кредитам, расчёты с поставщиками, а также на финансирование ряда других услуг.

В прошлом году выручка, полученная «РТ-Инвест Транспортные Системы», составила 13,2 млрд рублей, тогда как в 2019-м она, по прогнозам, может подрасти и достичь 13,4 млрд рублей.

Куда идут деньги от «Платона»

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Все собранные средства должны идти на ремонты дорог — восстановление и реконструкцию федеральных трасс, повреждённых большегрузами. Перечень маршрутов, подлежащих поэтапному восстановлению, прописан в соответствующем постановлении Правительства РФ. Кроме того, заявлено, что финансы могут быть потрачены на проектирование и строительство новых трасс общероссийского значения.

Однако на практике около половины суммы достаётся оператору системы, тогда как на дороги и мосты направляется вторая половина от поступлений.

Пока за счёт платежей дальнобойщиков отремонтировано лишь 2000 км проблемных федеральных дорог. Работы проводились в 40 регионах.

Кроме того, на собранные средства был обновлён 31 мост в Подмосковье, Чеченской республике, Краснодарском крае, Самарской, Костромской и Орловской областях.

Источник: https://sb-advice.com/money/19102-kuda-idut-dengi-ot-platona.html

Куда уходят деньги от системы "Платон"

По заявлению Минтранса июльское повышение тарифа следует рассматривать, как индексацию. Так оплата выросла на 14 копеек с 1 рублей 90 копеек до 2 рублей 4 копеек. Следующие повышения запланированы на февраль как мера индексации с учетом годовых инфляций, к 2021 году платеж достигнет 2 рубля 35 копеек.

Страсти по «Платону» или куда уходят деньги грузоперевозчиков?

Андрей Парфенов заявил, что повышенный объем собираемых денег позволит увеличить количество ремонтируемых дорог и мостов. Тогда данные меры приведут к сокращению времени доставки грузов, меньшей амортизации транспорта, что повысит рентабельность бизнеса, цитирует socratcargo.ru.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Однако такой позитивный взгляд на вещи встречает здоровый скептицизм. Вячеслав Трунаев, президент СААП, отмечает: «Говорить о выгодах повышенного тарифа преждевременно. Для эффективной работы «Платона» необходимы стабильные сборы 95% пользователей, сейчас же этого не происходит. О реальном уровне собираемости говорить сложно».

Сегодня бортовые устройства установлены в 90% зарегистрированных в России большегрузах, однако многие перевозчики их просто не включают. Известны случаи использования специализированных «глушилок» и других средств, позволяющих ездить по платным дорогам бесплатно.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

Сейчас в системе «Платон» зарегистрировано 1,16 млн. грузовиков при 493 000 перевозчиков. За 3,5 года существования системы было собрано 77 млрд. рублей при вложении для создания системы в 29 млрд. рублей. А это значит, что система уже полностью окупила себя и начала приносить доход.

Новые меры борьбы с недобросовестными перевозчиками

Для обеспечения комфортного проезда большегрузов многие дороги и мосты были отремонтированы.

Чтобы положительное влияние системы давало о себе знать, необходимо обеспечить четкие выплаты от всех участников системы, поэтому Минфин рассматривает возможность снесения «Платона» в налоговый кодекс.

Подобное решение сделает наказание за уклонение от уплаты более жестким, что вынудит перевозчиков использовать и устанавливать бортовые устройства. Хотя подобная мера не станет универсальной.

Перевозчик Юрий Бубнов отмечает: «Сегодня многим выгоднее оплачивать штрафы, чем отчислять тарифные начисления. Другие и вовсе отказываются платить по идейным соображениям. У третьих просто нет денег на оплату «Платона» и если проезд по федеральной трассе станет налоговым платежом, многим из них придется покинуть рынок грузоперевозок.

Если говорить о целесообразности развития системы «Платон», стоит отметить, что положительное влияние существует. Так в 2016 году Екатеринбург получил 450 млн. рублей, которые пошли на ремонт 27 участков дорог.

Куда идут деньги собранные с помощью системы Платон?

В топ регионов «заработавших» на системе входят:

  1. Нижегородская область – 3600 млн. рублей;
  2. Ростовская область – 1900 млн. рублей;
  3. Самарская область – 1670 млн. рублей;
  4. Республика Карелия – 1300 млн. рублей;
  5. Республика Алтай 875 млн. рублей.

С 550 млн. рублей замыкает десятку лидеров Рязанская область, оставив впереди Республику Удмуртию, Омскую, Волгоградскую и Саратовскую области.

  • Editor
  • Распечатать

Источник: https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/kuda-uhodyat-dengi-ot-sistemyi-platon/

«Платон» мне друг, но истина дороже. Куда уходят взносы? | Бизнес

Плата должна взиматься в счет возмещения вреда, наносимого грузовиками дорожному покрытию, ее размер и порядок взимания устанавливается Правительством РФ (постановление №504 от 14.06.2013).

В этом же постановлении были введены понятия по техническим характеристикам бортового устройства, работающего при помощи спутниковой навигации ГЛОНАСС, а также определен оператор, который будет непосредственно осуществлять взимание платы.

Любопытно, что этим оператором является не федеральная власть и не правительственная структура, а юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. Этот оператор обязан ежедневно перечислять денежные средства, полученные от собственников транспортных средств, в федеральный бюджет.

Именно на основании этого закона и создавалась система «Платон», которая была запущена в эксплуатацию 15 ноября 2015 года.

До начала работы над проектом его тариф оценивался в 3,5 рубля за километр. В момент запуска системы тариф установили на уровне 1,53 рубля с намерением впоследствии повысить его до 3,73 рубля.

Однако массовые акции протеста привели к том, что в марте 2017 года Дмитрий Медведев подписал постановление (№330 от 24 марта) о росте тарифа до 1,91 рубля, то есть коэффициент был поднят до 0,51, а не до 0,82, как планировалось ранее.

Россия далеко не новатор в создании подобных систем, существующих по принципу «пользователь платит». «Платон» технически и организационно является аналогом немецкой системы сбора дорожных пошлин с грузовых автомобилей Toll Collect.

Данная система работает в Германии с 2005 года, и с ее помощью собирается плата с тяжелых грузовиков разрешенной массой не менее 12 тонн (а с нынешнего года — 7,5 тонн), передвигающихся по немецким автобанам и дорогам федерального подчинения.

Администрирование системы возложено на компанию Toll Collect GmbH. Данное общество с ограниченной ответственностью обеспечивает функционирование системы и собирает платежи, которые затем перечисляются в германский федеральный бюджет, получая за это предусмотренную договором с государством плату.

Кому платим?

В настоящий момент компания-оператор системы «Платон» — это ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (ООО «РТИТС» ).

Компания была создана 24 июня 2014 года, и уже 29 августа того же года Правительство РФ дало распоряжение (№ 1662-р) в течение 30 дней заключить концессионное соглашение с вновь зарегистрированной компанией в качестве оператора. Выбор оператора был осуществлен без проведения открытого конкурса и без каких-либо объяснений.

Здесь следует отметить, что Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (№44-ФЗ от 5 апреля 2013 года) указывает на обязательное проведение конкурса.

В частности, в статье 8 закона говорится, что «Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности, к необоснованному ограничению числа участников закупок».Ровно через месяц, 29 сентября 2014 года, было подписано концессионное соглашение на 305 страницах между ООО «РТИТС» и Федеральным дорожным агентством (Росавтодор).

Вопросы вызывает и сам объект соглашения.

Согласно статье 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионных соглашений могут быть автомобильные дороги или участки автомобильных дорог, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, т. е.

объекты, используемые при капитальном ремонте, ремонте, содержании автомобильных дорог, элементы обустройства автомобильных дорог (в том числе остановочные пункты), объекты, предназначенные для взимания платы, объекты дорожного сервиса.

По концессионному же соглашению с ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» объектами соглашения являются системы взимания платы, бортовые устройства в количестве 1 000 000 единиц, система стационарного контроля в количестве 20 рамных конструкций и прочее. По ФЗ «О концессионных соглашениях» объектами должны являться объекты недвижимого имущества, а в данном случае речь идет о нестационарных объектах.

Самое понятие концессионных соглашений было заимствовано из законодательства западных стран (Германия, Италия, Франция), в которых такие соглашения рассматриваются как разновидность административных договоров. Российское же административное законодательство не предусматривает понятия административного договора.

Читайте также:  Ипотека на земельный участок - как взять, условия, требования, проценты

Куда и в каком размере направляются средства?

Автомобильные дороги общего пользования находятся в федеральной собственности (ФЗ от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ). Их перечень определен постановлением Правительства России от 17 ноября 2010 года (№928).

Обслуживание в отношении этих автомобильных дорог, под которым данный Федеральный закон понимает деятельность по их проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию (пункт 6 статьи 3), осуществляется в первую очередь за счет средств федерального бюджета (часть 1 статьи 32).

Денежные средства, собранные с помощью системы «Платон», предназначены для компенсации расходов, связанных с восстановлением надлежащего транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения.

Но давайте посчитаем, какие бюджетные расходы на ремонт дорог могут покрыть сборы «Платона». Объем федерального дорожного фонда на 2016 год составил 635 млрд рублей. Грузовики по косвенным оценкам наносят ущерб на 2,5 трлн рублей. По прогнозам Правительства за период действия концессии государство должно было собрать около триллиона рублей, то есть в год приблизительно по 80 млрд рублей.

За обслуживание «Платона» оператор системы РТИТС ежегодно получает 10,6 млрд рублей. Из данных средств Общество несет свои операционные расходы, расходы на кредит, расчеты с поставщиками и прочее.

По финансовым результатам за 2015 год у ООО «РТИТС» управленческие расходы составили 473 млн рублей, также был получен убыток от финансово-хозяйственной деятельности в размере 621 млн рублей. На данный момент всего подключилось к системе Платон 815 тыс.

транспортных средств массой свыше 12 тонн. Платежи с прогрессией в бюджет нарастают.

На 15 апреля 2017 года 23 420 977 000 рублей было собрано в Дорожный фонд России, по данным сайта оператора, из них 10,6 млрд рублей было отдано оператору системы на обслуживание.

Многих пользователей системы «Платон» возмущает, что между теми, кто платит деньги в бюджет, и самим государственным бюджетом появился посредник, который взял на себя функции «казначея». Получается, что данная плата не является налоговым платежом, хотя и направляется в Федеральный дорожный фонд.

В Конституционном суде было рассмотрено обращение группы государственных депутатов и вынесено Постановление конституционного суда №14-п от 31 мая 2016 года.

В данном постановлении суд определил, что федеральный законодатель был вправе установить оплату не в Налоговом кодексе Российской Федерации, а в специальном законодательном акте, регулирующем общественные отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (ФЗ от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ).

Предусмотрев в Бюджетном кодексе Российской Федерации положение об отнесении средств, поступающих от внесения данной платы, к неналоговым доходам федерального бюджета, федеральный законодатель обеспечил и соблюдение требования о законодательном закреплении видов доходов в бюджет. Но и в то же время Конституционный суд считает, что законодателю следовало бы уточнить наименование нового неналогового платежа.

Суд также указывает на взаимозачет между транспортным налогом и платой системы «Платон». Транспортный налог относится к региональным налогам и перечисляется в региональный бюджет. Региональные налоги могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны в отличие от федеральных налогов.

НК определено, что фискальные платежи должны быть экономически обоснованными и не могут быть произвольными. Но в данном случае региональный бюджет проигрывает в экономике, так как новый сбор существенно снизит или фактически уничтожит сборы от транспортного налога в региональный бюджет. Доходы от «Платона» поступают в бюджет федеральный.

С точки зрения пополнения федерального бюджета система «Платон» перспективна, так как именно туда теперь поступают сборы. Однако система нанесет ощутимый удар по наполняемости региональных бюджетов.

Если же рассматривать «Платон» как систему мобильного позиционирования, то для налоговых и таможенных органов это будет крайне полезный и эффективный инструмент .

Что касается собственников транспортных средств, то высока вероятность того, что многие ИП и частники выйдут из теневого бизнеса и вынуждены будут декларировать свои реальные доходы.

При этом, с одной стороны, «Платон», в случае простоя транспорта, даст возможность не тратить деньги зря, но в то же время при больших пробегах транспорта ляжет ощутимым финансовым бременем на плечи автовладельцев.

Что дальше?

Не успела система «Платон» толком доказать свою состоятельность, как Министерство транспорта РФ пошло дальше. В 2016 году ФКУ «Ространсмодернизация», занимающееся реализацией федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России» объявило тендер.

Полное название заявки — «Научное обоснование целесообразности введения на территории Российской Федерации системы взимания платы за проезд по автомобильным дорогам общего пользования транспортных средств с разрешенной максимальной массой от 3,5 тонн до 12 тонн включительно в целях поэтапного перехода к принципу «пользователь платит».

Тендер выиграли ученые Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики (ВШЭ). По заключению автора исследования Михаила Блинкина, распространение платы на грузовые автомобили с меньшей габаритностью не является обоснованным, поскольку сборы не покроют даже расходов на администрирование системы.

Ранее Минтранс опровергал намерение распространить «Платон» на грузовики массой от 3,5 до 12 тонн.

В заключение хочу отметить, что в итоге внедрение сборов по системе «Платон» приведет к непременному удорожанию транспортных услуг, за которые будут расплачиваться конечные потребители товаров, то есть мы с вами.

Источник: https://www.forbes.ru/kompanii/344145-platon-mne-drug-no-istina-dorozhe-kuda-uhodyat-vznosy

Одиннадцать вещей, которые необходимо знать о системе «Платон»

Зачем введена государственная система «Платон»

56% от общего ущерба федеральным трассам приходится именно на тяжеловесный транспорт массой свыше 12 тонн, так как проезд одного такого автомобиля сопоставим с передвижением 25 000-50 000 легковушек.

Сегодня государство тратит на дороги примерно 1 трлн рублей ежегодно. Однако ущерб, который наносят грузовики с перевесом всем дорогам, равняется 2,6 трлн рублей.

При этом большая доля уплаченного транспортного налога и топливных акцизов сегодня приходится на владельцев легковых автомобилей, которых на конец 2014 года насчитывалось чуть более 40 миллионов, а не на компании-перевозчики, чьи грузовики (а их, по подсчетам, около 1,5-2 млн) в основном и разрушают дороги.

Во многих странах владельцы большегрузов уже не одно десятилетие платят за проезд по дорогам. В Евросоюзе действуют жесткие правила, согласно которым за разрушение дорог платят те, кто их портит и на них зарабатывает. Такое же правило положено в основу российской системы.

Государство на создание системы взимания платы — крупнейшего IT-проекта — не тратит ни единого бюджетного рубля. Система реализуется на основе государственно-частного партнерства полностью за счет средств инвестора, при этом Федеральный дорожный фонд получает новый источник финансирования проектов дорожного хозяйства.

Как участников рынка информировали о введении системы

Информировать владельцев 12-тонников о введении новой системы начали с начала 2015 года. Уже весной проект начали бурно обсуждать в интернете и на профильных офлайн-площадках.

Во всех крупных городах России были организованы круглые столы с участием представителей Федерального дорожного агентства, ФКУ «Дороги России», региональных и муниципальных властей, грузоперевозчиков, логистических компаний, бизнес-ассоциаций и других заинтересованных лиц. Таким образом, о введении платы в счет возмещения вреда было известно заранее.

В августе 2015 года ООО «РТИТС» запустило процесс регистрации транспортных средств и их владельцев. Первыми в реестре зарегистрировались крупные компании, затем представители среднего бизнеса. К середине ноября ежесуточно в системе регистрировались 23 тысячи машин.

Спустя две недели с момента запуска системы общее количество зарегистрированных автомобилей превысило 600 тысяч, из которых 60% принадлежит юридическим лицам, порядка 13% — индивидуальным предпринимателям, 18% — физическим лицам и 9% — иностранным владельцам.

Основные этапы реализации проекта по работе с пользователями системы

— Август 2015 года — оператор системы (ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы») открыл предварительную регистрацию крупных грузоперевозчиков.
— 1 сентября 2015 года — открылся сайт системы www.platon.

ru
— 15 сентября 2015 года — начал работу круглосуточный колл-центр системы на русском и английском языках по телефонам горячей линии: 8-800-550-02-02 (для России) и +7-495-540-02-02 (для звонков из-за рубежа).

— 5 октября 2015 года — начало самостоятельной предварительной регистрации пользователей в системе, открытие личного кабинета на сайте www.platon.ru
— 15 октября 2015 года — открылись Центры обслуживания пользователей (в административных центрах или крупных городах).

— 15 ноября 2015 года — начало функционирования системы на федеральных трассах.

Куда идут деньги, собранные системой

Собранные средства пойдут напрямую в Дорожный фонд, откуда будут направлены в качестве трансфертов на региональные дорожные проекты, в том числе реализуемые на принципах ГЧП. Поступления могут составить около 40 млрд рублей в год.

Это позволит к 2019 году привести федеральные автотрассы в нормативное состояние. Такой подход создает комфортные условия для региональных дорожных фондов, т.к.

их собственные ресурсы могут быть направлены на реализацию других не менее важных проектов дорожной инфраструктуры на местах.

Система позволит реализовывать сложные объекты дорожного строительства с привлечением частных инвестиций.

В ближайшей перспективе предполагается поддержка строительства таких объектов, как Лискинский тоннель в Воронежской области, путепроводы через железнодорожные пути в Тверской и Ленинградской областях, мост «Фрунзенский» в Самарской области, и поддержка реконструкции моста «Ворошиловский» в Ростове-на-Дону, реконструкции Гоголевского путепровода в Петрозаводске, а также строительства и реконструкции автодорог на Северном Кавказе и многих других проектов.

«Система взимания платы позволит улучшить состояние автомобильных дорог по всей стране, а также ускорить строительство новых автомобильных магистралей.

Это положительным образом скажется в том числе на удобстве транспортных компаний, значительно ускорит доставку грузов до получателя.

Такой подход позволит уравнять конкурентные принципы работы для всех видов транспорта и обеспечить транспортное обслуживание отраслей народного хозяйства», — отметил министр транспорта РФ Максим Соколов.

С 15 ноября 2015 года до 29 февраля 2016 года включительно тариф для пользователей системы «Платон» составляет 1,5293 рубля за один километр пути. Решением правительства России он был снижен на 59% (ранее тариф составлял 3,73 рубля). С 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года будет действовать тариф в размере 3,06 руб. за км.

Стоит отметить, что это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии — $0,16. 1,5293 руб. по сегодняшнему курсу — $0,025 — в 6 раз ниже, чем тариф в Белоруссии.

Как пользоваться системой

Для внесения платы грузоперевозчики могут оформить маршрутную карту или получить бесплатное бортовое устройство. Установка такого устройства не является обязательной. Пополнение счета возможно через интернет-сайт системы, терминалы самообслуживания «Платон» и «QIWI», а также в одном из 138 открытых по всей стране офисов.

Для оплаты пользователи могут использовать банковские переводы, карты банковских системы, топливные карты E100 и DKV. Для удобства пользователей работает круглосуточная горячая линия на двух языках.

Чтобы не спровоцировать транспортный коллапс, при вводе системы для транзитного транспорта были развернуты дополнительные мобильные офисы, вблизи пограничных переходов.

Читайте также:  Как оформить замену кузова, кабины или рамы в гибдд в 2020 году?

Как взимание платы с «12-тонников» отразится на ценах

Система взимания платы не скажется на росте цен на продовольственные товары, удорожания продуктов потребитель не ощутит.
Перевозчики утверждают, что стоимость перевозок грузов еврофурой в среднем составляет 30 руб. за км. Даже с тарифом 3.06 руб. стоимость составит 33.06 руб.

за км, увеличение — менее 10%, при тарифе в 1,53 руб. — менее 5%. Однако, в себестоимости продовольственных товаров стоимость перевозки занимает лишь от 4 до 10%. То есть на конечную цену товара тариф если и повлияет, то в долях процента — менее 1%.

Кроме того, в структуре автомобильных грузоперевозок с учетом всего автопарка страны на продовольственные товары приходится лишь 8,5% перевозок, а основная доля перевозимой по автодорогам продукции — около 83% — это навалочные материалы (такие как щебень, песок, вскрышные породы и т.п.) — по данным Invest In Russia.

Введение системы не отразится и на стоимости продуктов повседневного спроса. Вся инфраструктура для производства подобных товаров, как правило, находится поблизости с точками продаж, необходимости в преодолении больших расстояний нет. Условно говоря, хлеб 12-тонниками не возят.

Нельзя сказать, что все перевозчики увеличат тарифы на 1,53 руб. сейчас или на 3, 06 руб. с марта 2016 года.

Это высококонкурентный рынок, где, по словам самих перевозчиков, очень много «черных» игроков, которые демпингуют, не хотят платить налоги и мешают нормальному развитию бизнеса.

Опыт прибалтийских компаний, например, показывает, что от введения дорожных сборов их фрахты не повышаются — наоборот, в условиях огромной конкуренции они постоянно снижаются.

Какие штрафы грозят нарушителям закона

Минтрансом России совместно с депутатами Государственной Думы проработаны поправки в Кодекс об административных правонарушениях.

Согласно данным поправкам водители 12-тонников, принадлежащих российским перевозчикам, будут освобождены от штрафов за невнесение платы за проезд.

Депутаты также предложили снизить размер штрафа для владельцев грузовиков до 5 тыс. рублей, а за повторное нарушение установить их на уровне 10 тыс. рублей.

Система контроля работает полностью в автоматическом режиме. Водителей на дороге никто не может проверить, распечатывать маршрутные карты и предъявлять их на дороге не надо.

Система контроля определяет наличие за конкретным автомобилем оформленной маршрутной карты или установленного бортового устройства.

Решение о привлечении нарушителя к ответственности осуществляется ГИБДД на основе данных средств фото- видеофиксации.

На данный момент система контроля включает в себя 100 машин мобильного контроля и 20 рамок на территории Московской и Калужской областей. В течение следующих полутора лет на федеральных дорогах страны будет установлена ещё 461 рамка стационарного контроля.

Правовая основа проекта

Система взимания платы с 12-тонников введена на территории России с 15 ноября 2015 года на основании ФЗ от 06.04.2011 №68.

Проект реализуется совместно Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» по схеме контракта жизненного цикла, предусматривающего обязательства Концессионера по созданию системы взимания платы за счет собственного и заемного финансирования с ее последующим содержанием и эксплуатацией.

ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», как оператор системы, обеспечивает полный цикл создания системы взимания платы: проектирование, создание и ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и модернизацию системы. Общий срок реализации проекта — 13 лет с даты подписания Концессионного соглашения (29.09.2014).

Объекты и элементы системы:

— Центр управления и мониторинга, включая Центр обработки данных (Единственный дата-центр в собственности государства, который обладает сертификатом на соответствие уровню отказоустойчивости Uptime Institute Tier III);
— 138 Центров обслуживания пользователей;
— Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов;
— Система мобильного контроля (100 автомобилей);
— Рамки системы стационарного контроля с установленным оборудованием (в количестве 481 единицы);
— Интернет-сайт;
— Колл-центр;
— Терминалы самообслуживания — около 500 шт.
— Партнерская терминальная сеть QIWI — 149 тыс. шт.;
— Бортовые устройства;

— Маршрутные карты.

Налог на прибыль владельцев транспортных средств в рамках системы взимания платы

Минфин РФ (в письме от 27 ноября) поясняет, что плата за проезд 12-тонников по федеральным трассам носит компенсационный характер и должна учитываться в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Ведомство ссылается на пункт 1 статьи 252 и пункт 49 статьи 264 Налогового кодекса РФ, согласно которому при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.

В данном случае подтверждением внесения платы являются любые документы владельца транспортного средства, подтверждающие перечисление денег на специальный счет оператора.

Источник: http://platon.ru/ru/smi/08-12-2015/4395/

Кто стоит за системой сбора денег «Платон»? | Политика

  • Наделавший много шума «Платон», принадлежит государству даже меньше, чем на половину.
  • «Преступная Россия» попыталась разобраться, кому на самом деле принадлежит система сбора денег с большегрузов.
  • Система «Платон», которая должна собирать деньги с 12-тонных грузовиков за каждый километр пути, начинает обрастать интересными подробностями.

По всей стране негодующие дальнобойщики собираются на митинги и требуют отменить «третий дорожный налог», вставший в ряд с акцизным сбором на топливо и транспортным налогом. Существующие налоги так или иначе предполагают сборы на ремонт и строительство дорог и развитие дорожной инфраструктуры.

Правда, вырученные средства поступают в общий бюджет, из которого деньги распределяются в том числе и на дороги.

Теперь же «Платон» официально будет собирать деньги для Федерального дорожного фонда на восстановление дорог, которые портят 12-тонники.

Планируется, что в 2016 году сбор платежей от «Платона» принесет 50 млрд. руб. 10 млрд. из них уйдет компании-оператору ­– «РТ-Инвест транспортные системы».

  1. Изначально для такого проекта хотели привлечь иностранные компании, которые уже имеют опыт в данной сфере.
  2. Однако позже глава Ростеха Сергей Чемезов убедил правительство, что система учета передвижения большегрузов лежит в плоскости национальной безопасности.
  3. Исполнителем проекта назначили дочернее предприятие госкорпорации.
  4. Однако позже половина доли в ООО «РТ-Инвест транспортные системы» была продана Игорю Ротенбергу (сыну небезызвестного бизнесмена Аркадия Ротенберга).

Вторая половина, на первый взгляд, осталась государственной. Она принадлежит Ростеховской дочке «РТ-Инвест».

Однако, если заглянуть в официальные документы, выясняется, что «РТ-Инвест» госкорпорации принадлежит лишь на четверть.

74,99% — это доля ООО «Царицын Капитал», 98% которого принадлежит Андрею Шипелову и 2% — депутату городской думы Нижнего Новгорода Вадиму Агафонову – тестю Шипелова. 

  • У «Царицын Капитала» есть еще и свои дочки: ООО «Волгоградспецэнергосервис», ООО «Растрим», ООО «СКС Советского Района» и ООО «Фармдизайн».
  • Через них родственники в свое время наделали шума на «мусорном» бизнесе в Казани и Нижнем Новгороде, засветились в Волгограде на скандале с банкротством МУП «Горсвет».
  • Через Ростех они в свое время намеревались завладеть мусорным бизнесом по всей стране.
  • Тогда затевался амбициозный проект по созданию в России национального мусорного оператора и системы утилизации промышленных и бытовых отходов.
  1. Вадим Агафонов занимается всем: от управления домами и свалками, беря под контроль коммунальные платежи и вывоз мусора, до торговли высокотехнологичным медицинским оборудованием совместно с дочерними компаниями Ростеха.
  2. А Андрей Шипелов, ни много ни мало, был директором по развитию бизнеса ОАО «Российская венчурная компания».
  3. Покинул он свою должность в 2009 году.

Именно тогда началась прокурорская проверка расходывания 30 млрд. руб., перечисленных правительством «РВК».

Установлено, что денежные средства, предназначенные для развития инновационной экономики России, из «РВК» выводились в США на счета зарегистрированных там компаний, причем последние имели «признаки фиктивности».

Годовые расходы на нужды менеджеров «РВК» достигли 290 млн. руб., вдвое превысив, в частности, бюджет Роснауки на реализацию федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса РФ на 2007–2012 гг.».

Интересно, что на официальном сайте самого «Ростеха» рассказывается, что «РТ-Инвест» управляет еще и неким закрытым ПИФом «РТ-Инвест Глобальный Технологический I» с юрисдикцией в Люксембурге: «Речь идет о российской части глобального инвестиционного фонда с совокупным объемом 400 млн долларов США. Первое закрытие фонда полностью обеспечено частными инвесторами».

  • Официально Люксембург к классическим офшорам не относят, однако здесь низкие стартовые затраты на организацию инвестиционных структур, отсутствие налогов на собственные инвестиционные операции и чистые активы, низкие затраты по аккредитации на люксембургской фондовой бирже, а также соглашения об избежании двойного налогообложения.
  • Обычные холдинговые компании пользуются здесь теми же льготами, что и офшорные компании в классических офшорных юрисдикциях.
  • Такие компании могут подписываться на паи акционерных компаний в Люксембурге и за границей, приобретать паи, распоряжаться ими, использовать их стоимостные изменения и продавать их.

А это уже возможный путь вывода средств за рубеж. Хотя, это пока всего лишь предположение, а не утверждение. 

  1. По сути, «Платон» только номинально является государственным проектом, а по факту в управленцах значатся Ротенберг и Шипелов.
  2. При этом власти уверяли, что «Платон» внедрят на частные деньги, но в итоге его создатели взяли кредит на 27 миллиардов рублей у государственного Газпромбанка.
  3. Итак, компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» разработала систему «Платон» и будет ее эксплуатировать и обслуживать в течение 13 лет.
  4. За это государство по договору концессии с РТИТС будет выплачивать компании 10,6 миллиарда рублей в год из средств, собранных за проезд, остальное будет идти в Федеральный дорожный фонд для ремонта федеральных трасс.
  5. Исходя из утвержденного правительством тарифа, в течение первого года планируется собрать 50 миллиардов рублей.
  6. «Открытая Россия» подсчитала, что если сложить траты на текущее содержание «Платона» и выплаты по кредиту, получится около 7 миллиардов рублей в год, практически без вложения собственных средств.
  7. Кроме того, у системы практически отсутствуют фискальные документы для формирования налоговой отчетности транспортных компаний.
  8. РТИТС официально заявил, что они не могут быть предоставлены, так как для этого отсутствуют правовые основания: оператор не оказывает никаких услуг для владельцев большегрузного транспорта.
  9. А поскольку для бухгалтерии (а позже и для налоговой) не предоставляется фискальных документов и других форм отчетности, компаниям придется классифицировать расходы как неподтвержденные и уплатить с них еще и налог на прибыль.
  • И еще.
  • Напомним, на днях выяснилось, что сайт «Платона», на который было «потрачено» наверняка немалая часть кредитных денег – оказался сделанным на бесплатной платформе WordPress.
  • Мало того, что он не особо рассчитан на нагрузки в таких масштабах, сайт имеет слабую защиту и уж никак не вяжется с идеей национальной безопасности.

Документы

Источник: https://maxpark.com/community/13/content/4856948

Ссылка на основную публикацию