История страхования в россии — этапы развития и становления

История страхования в России - этапы развития и становления К ВСЕМИРНОМУ ДНЮ ЗДОРОВЬЯ 2019 ГОДА

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ – это глобальная кампания, которая направлена на привлечение внимания каждого жителя нашей планеты к проблемам здоровья и здравоохранения с целью проведения совместных действий для защиты здоровья и благополучия людей.

Ежегодно Всемирный День здоровья проходит под определенным девизом, определяемым Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

В 2019 году он посвящен проблемам медицинского страхования и звучит следующим образом: «МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ И КАЖДОГО», тем самым подчеркивая важность медицинского страхования для обеспечения всеобщей доступности медицинской помощи населению.

История страхования в России - этапы развития и становления

Медицинское страхование сегодня – одно из основных направлений системы охраны здоровья населения Российской Федерации и служит юридическим гарантом реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и оказание медицинской помощи.

Чтобы понять своеобразие и особенности, представить целостную картину формирования медицинского страхования от истоков до конца ХХ века, необходимо изучить некоторые исторические особенности, определить её этапы, проанализировать роль государственной политики в сфере организации и развития отечественной страховой медицины, оценить наличие соответствующей нормативно-правовой базы на разных этапах становления государства.

ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ В РОССИИ

Появление первых элементов страхования на Руси связывают с памятником древнерусского права «РУССКОЙ ПРАВДОЙ» (Х-Х1 вв.). В нем, в частности были приведены нормы материального возмещения вреда общиной в случае убийства.

Так, за убийство члена княжеской семьи и при том, что убийца не будет пойман, община, на территории которой было совершено преступление, должна была выплатить 80 гривен, а в случае убийства простолюдина – 40 гривен.

История страхования в России - этапы развития и становления

Зарождение элементов страховой медицины и социалистического страхования в России началось в ХVIII веке. На первых капиталистических предприятиях рабочие без участия работодателей создавали ОБЩЕСТВА ВЗАИМОПОМОЩИ. Формирование бюджета происходило из регулярных взносов участников общества взаимопомощи.

При утрате трудоспособности рабочий получал денежную компенсацию, а в случае гибели выплаты получала семья участника общества. Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века.

В 1827 году в Санкт – Петербурге было организовано ПЕРВОЕ ТОВАРИЩЕСТВО, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни.

История страхования в России - этапы развития и становления История страхования в России - этапы развития и становления История страхования в России - этапы развития и становления

В 1842 году в крупных периодических изданиях Санкт-Петербурга было опубликовано объявление, согласно которому лицам 4-го и 5-го разрядов (лакеи, дворники, землекопы, печники и т.д.) рекомендовалось уплатить по 60 копеек серебром (примерная сумма, равная заработку за полтора дня).

Взамен им предоставлялось право на бесплатное лечение в городских больницах в течение одного года, а при нехватке мест – в гражданских и сухопутных госпиталях. Инициатором данного действа было Министерство внутренних дел, которое в те времена занималось вопросами здравоохранения.

Причиной послужила нехватка финансирования больниц для бедных, но благодаря этой задумке даже самые малоимущие смогли получать медицинскую помощь.

Позже стало ясно, что собираемые средства по факту покрывали лишь 1/16 долю всех расходов на лечение, вследствие чего Александром П были утверждены рекомендации межведомственной комиссии об увеличении страхового сбора до 1 рубля, а также о взимании 1 рубля за каждого рабочего с нанимателя.

С сего момента обязаны были платить все категории граждан, а также приезжие купцы и дворяне. Переломным моментом в практике медицинского страхования принято считать 1861 год, когда был принят закон «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ ТОВАРИЩЕСТВ НА КАЗЕННЫХ ГОРНЫХ ЗАВОДАХ», вводивший элементы обязательного страхования в России.

В соответствии с данным документом при казенных горных заводах учреждались ТОВАРИЩЕСТВА, а при них – ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ, в задачи которых входила выдача пособий по временной нетрудоспособности, пенсий инвалидам, вдовам и сиротам, прием вкладов и выдача ссуд. При этом бюджет фонда формировался за счет вычетов из заработной платы работников в размере 2-3%.

Наряду с городской и земской медициной в России уже во второй половине ХIХ века сформировалась система фабрично-заводской медицины. В 1866 году был принят закон, предусматривающий создание при фабриках и заводах больниц для рабочих из расчета: одна койка на 100 работающих.

Этот принцип лег в основу первых БОЛЬНИЧНЫХ КАСС, которые появились лишь во второй половине ХIХ века. ПЕРВАЯ БОЛЬНИЧНАЯ КАССА на территории России была организована в Риге в 1859 году при фабрике «П.Х. Розенкранц и Ко».

В целом фабрично-заводскую помощь рабочим можно признать крайне неудовлетворительной, так как открывшиеся больницы были малочисленны и не удовлетворяли потребности в медицинской помощи.

Трансформация источников финансирования и организационной структуры ПРИКАЗОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПРИЗРЕНИЯ в конце Х1Х века привела к серьезным изменениям. С 1869 года началось ВВЕДЕНИЕ постоянных ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ.

Важным этапом в становлении медицинского страхования стало ПРИНЯТИЕ ЗАКОНА «О ВОЗНАГРАЖДЕНИИ ГРАЖДАН, ПОТЕРПЕВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ, РАБОЧИХ И СЛУЖАЩИХ, А РАВНО ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ГОРНОЙ И ГОРНОЗАВОДСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ» в 1903 году.

С этого момента на работодателя и казну налагалось обязательство выплаты вознаграждения потерпевшим или членам их семей в виде пособий или пенсий при несчастных случаях на производстве.

ДАТОЙ РОЖДЕНИЯ СТРАХОВОЙ МЕДИЦИНЫ в нашей стране является 23 июня 1912 года, когда Ш Государственная Дума приняла ПАКЕТ ЗАКОНОВ, который завершил процесс формирования системы страхования рабочих. В соответствии с направлением, заданным П.А. Столыпиным, начала действовать широкомасштабная социальная реформа.

История страхования в России - этапы развития и становления

П.А. Столыпин

Анализ показывает, что закон 1912 года сложный, многоуровневый нормативный акт.

В его структуре насчитывалось 286 статей (для сравнения положение 1903 года содержало всего 53 статьи) , которые сформировали два блока: первый – содержательный, регламентировал социальное обеспечение рабочих в связи с несчастными случаями и по болезни, второй – институциональный , представлял организационную сторону будущего страхования.

Произошло закрепление сложившейся практики страхования и появление таких новых элементов, как ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ и ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ. Однако, принятая в 1912 году система страхования рабочих оказалась весьма несовершенной и вызывала обоснованную критику даже на заседаниях Государственной Думы.

Указанная система действовала только для рабочих, занятых на сравнительно крупных предприятиях, которых в то время в России было немного. Кроме того, закон не распространялся на Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию. Из общего числа в 13 миллионов человек страхованию от несчастных случаев и по болезни подлежали только 2 миллиона трудящихся.

  • История страхования в России - этапы развития и становления
  • Здание Правления Страхового общества «Россия» в Москве
  • История страхования в России - этапы развития и становления
  • Здание Правления Страхового общества «Россия» в Санкт-Петербурге

Вокруг страховых законов 1912 года развернулась экономическая и политическая борьба. Важнейшие требования рабочих в области социального страхования и охраны здоровья были сформулированы в докладе Н.А. Семашко на Пражской конференции РСДРП.

История страхования в России - этапы развития и становления

Н.А. Семашко

После прихода к власти, Временное правительство в 1917 году разработало «ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРАВИЛ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАБОЧИХ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ», а также был принят новый закон, регламентирующий медицинское страхование. Реформирование системы социального страхования и медицинского страхования, как его части, было прогрессивным, но осталось нереализованным.

С приходом советской власти Народный комиссариат здравоохранения объявил о программе с полным социальным страхованием на началах массовой централизации.

Был принять ряд декретов, которые положили начало рабочей страховой медицине : «О ПЕРЕДАЧЕ БОЛЬНИЧНЫМ КАССАМ ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ» (14ноября 1917 года), «О СТРАХОВЫХ ПРИСУТСТВИЯХ И СТРАХОВОМ СОВЕТЕ» (29 ноября 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БЕЗРАБОТИЦЫ» (11 декабря 1917 года), «О СТРАХОВАНИИ НА СЛУЧАЙ БОЛЕЗНИ» (22 декабря 1917 года).

18 февраля 1919 года согласно постановлению Народного комиссариата вся лечебная часть бывших больничных касс перешла в ведомство Народного комиссариата здравоохранения.

Д. Кардовский «Страхование жизни». 1917 год.

На месте «рабочей страховой медицины» создана единая общегосударственная «советская медицина». Одновременно с этим вся система социального страхования заменена государственной системой социального обеспечения.

С момента провозглашения новой экономической политики (НЭП) правительство возвратилось к элементам страховой медицины, о чем свидетельствуют постановления Совета Народных Комиссаров и ВЦИК за 1921-1929 годы.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ стало реальным дополнительным источником финансирования здравоохранения при сохранении государственного финансирования (как основного), и использования иных форм оплаты медицинских услуг.

После ликвидации НЭПа медицинское страхование было упразднено, хотя существовало только в форме санаторно-курортного лечения и отдельных видов профилактической и оздоровительной работы на промышленных предприятиях.

В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ НАДОБНОСТИ В МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ НЕ БЫЛО, так как существовало ВСЕОБЩЕЕ БЕСПЛАТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ.

Здравоохранение полностью содержалось за счет средств государственного бюджета, государственных ведомств, министерств и социальных фондов самих предприятий.

Спустя почти 60 лет изменения в экономической и политической сферах привели к неспособности обеспечить медицинскую помощь населению за счет государства. Вновь возникла потребность в реформировании системы социального страхования и возрождения института медицинского страхования.

Регламентация новой модели была осуществлена в 1991 году законом РФ «О МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН». С этого момента в России введено ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ (ОМС) и ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ.

Базовый принцип – ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГРАЖДАН РАВНЫМИ ПРАВАМИ ПРИ ПОЛУЧЕНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ в соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи начал действовать с 1993 года.

В 1993 году начал действовать новый этап реформы отрасли. В дополнение к бюджетной системе здравоохранения была создана СИСТЕМА МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Современная система медицинского страхования имеет двойственную природу: с одной стороны, её истоки находятся в дореволюционной России, с другой стороны, за её основу взята современная голландская модель.

За 20-летний период в системе медицинского страхования накопилось немало проблем и противоречий, которые требуют специального изучения и решения. Население в полной мере не удовлетворено качеством и доступностью медицинской помощи.

Добровольное медицинское страхование в России не получило своего развития из-за несовершенства нормативно-правового обеспечения.

Федеральный закон №326-ФЗ «ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ СТРАХОВАНИИ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», вступивший в силу с 1 января 2011 года, хотя и изменил систему здравоохранения в стране, но все же не решил накопившихся проблем.

Только комплексная реализация обязательного и добровольного медицинского страхования способна качественно повысить уровень оказываемых населению медицинских услуг и гарантированно обеспечить доступность медицинской помощи всему населению Российской Федерации.

Литература:

1. Алексеев В.А., Борисов К.. Проблемы реорганизации здравоохранения в России//Мир. 2011.№2.с. 66-72.

2. Антонова Н.Л. Становление практики обязательного медицинского страхования в России: проблемы и противоречия//Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. Вып. 2. С. 230-235.

3. Таранов А.М. Основные результаты деятельности системы ОМС за 10 лет и неотложные задачи её совершенствования//Экономика и практика обязательного медицинского страхования. 2003.№4. с.4-10.

4. Экономические методы управления в здравоохранении/Уйба В.В., Чернышев В.М., Пушкарев О.В.. Новосибирск. Альфа-ресурс. 2012. 312 с.

Источник: http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/16/3305/

Основные этапы истории страхования в России: особенности развития страхового дела

Достаточно интересной является история страхования в России, ведь она насчитывает несколько этапов, в каждом из которых были свои особенности развития. Только глубокое изучение истории с анализом истоков его становления поможет определить – каким образом российское страхование дошло до современного уровня.

Возникновение на Руси

История страхования в России - этапы развития и становления

Истоки принято связывать с первым письменным сборником норм права – “Русской Правдой”, которая действовала начиная с 10-11 вплоть до 15-16 веков.

В 1551-м году был издан Стоглав – сборник решений Стоглавого собора, авторами которого выступили его участники. В Главе 72 Стоглава содержалась информация о порядке выкупа пленных – в частности, финансирование выкупа осуществлялось из царской казны. Потраченные средства ежегодно должны были возвращаться за счет равномерного распределения обязательных сборов и платежей на все население.

Читайте также:  Досрочный возврат прав после лишения: можно ли вернуть раньше срока, возврат через половину срока

В царской россии

Вплоть до середины 18-го века никаких особенных изменений со времен утверждения “Стоглава” в истории не произошло.

А вот начиная с середины этого века, в Москве и Санкт-Петербурге начали учреждаться филиалы английских страховых компаний. Однако это оказывало неблагоприятное воздействие на экономику страны – ведь платежи страховщикам, вносившиеся золотом, уходили за рубеж.

Остальные ключевые даты:

  • 1765-й год – создание первого общества взаимного страхования от огня;
  • 1781-й год – издание “Устава купеческого водоходства”, который включал в себя нормативные положения о морском страховании;
  • 1786-й год – установление страховой монополии на государственном уровне, не позволяющей иностранным страховщикам осуществлять деятельность по страховке капитальных строений от рисков их повреждения огнем;
  • 1786-й год – открытие Страховой экспедиции при Государственном заемном банке, которая была немногим далее упразднена — в 1822-м году;
  • 1797-й год – открытие Страховой конторы при Ассигнационном банке, закрытой в 1805-м году.

Первый этап развития закончился крахом идеи госстрахования, поэтому уже на втором начали появляться частные акционерные организации.

Появление национальных страховых компаний

На втором этапе история страхования в России характеризуется наличием частных компаний, тем не менее, осуществляющих деятельность под государственным надзором.

Ключевые даты:

  • 1827-й год – учреждение “1-го российского общества от огня”, которое получило монополию на предоставление страховых услуг в некоторых губерниях России на срок более чем 20 лет;
  • 1835-й год – создание “2-го российского общества от огня” – и снова была выдана монополия – на оказание услуг в других губерниях, не охваченных деятельностью первого общества;
  • 1835-й год – основание страховой фирмы “Жизнь”, которая впервые в российской истории начала осуществлять страховку жизни;
  • 1847-й год – появление СК “Надежда”, наделенной полномочиями по транспортному страхованию.

Важно! В 1847-м году все государственные привилегии в отношении предоставления монополий были отменены. Таким образом, второй этап закончился появлением свободной конкуренции среди страховщиков.

Взаимное

Истоки появления, возникновения и развития российского страхования по взаимной форме можно встретить в “Уставах столиц Санкт-Петербурга и Москвы”, выпущенных в 1798 и 1799 годах.

В соответствии с этими нормативными актами, страхование недвижимого имущества в МСК и СПб осуществлялось ассекуранц-конторами, находящимися в ведении камерального департамента.

Однако деятельность этих контор не получила дальнейшего развития.

Становление в полной мере началось лишь со второй половины 19-го века, когда первые общества по взаимному страхованию были созданы в 1863-1864 годах в Туле и Полтаве.

Далее началось планомерное увеличение их числа:

  • в 1875-м году – насчитывалось около 16 обществ;
  • в 1894-м году – уже 78;
  • в 1913-м году – 171.

Большинство указанных организаций занималось страховкой построек от рисков их повреждения огнем, но также было распространено и страхование:

  • в промышленности;
  • в сельском хозяйстве;
  • на морях и реках.

Земское и государственное

Начало истории земского страхования в РФ датировано 1864-м годом, когда было принято так называемое “Положение о земском страховании”.

Земское осуществлялось в сельской местности органами местного самоуправления. Развитие шло быстрыми темпами:

  • в 1866-м году оно осуществлялось Новгородским и Ярославским земствами;
  • в 1876-м году данный вид страховки охватывал уже 34 губернии;
  • в 1913-м году охват составил более 40 губерний, при этом доля земского в общей доле страхового рынка была около 17 %.

Что касается государственного, то оно осуществлялось:

  • в отношении горнорабочих – с 1861-го года;
  • железнодорожников – с 1888-го года.

Советская Россия

История страхования в России - этапы развития и становления

С приходом советской власти страхование всех разновидностей было признано государственной монополией. Все частные СК были ликвидированы (осталось только взаимное страхование ТМЦ, находящихся в ведении кооперативов).

Ключевые даты в истории:

  • 1919-1920 годы – временное приостановление всех страховых операций в связи с гиперинфляцией и разрушенной экономикой;
  • 1921-й год – принятие декрета об осуществлении страхования имуществ частных хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития;
  • 1922-й год – введение добровольной страховки жизни и от несчастных случаев;
  • 1927-й год – появление нового вида услуги – страховка пенсий – пожизненных и временных (об истории пенсионной системы, пенсионного страхования России см. здесь);
  • 1930-й год – введение государственного обязательного страхования имущества, находящегося в колхозах (об истории обязательного страхования подробнее см. здесь).

Дальнейшее развитие осуществлялось в зависимости от текущих целей правительства, состояния экономики и общественной жизни.

Наиболее значимая дата в истории – это 4 апреля 1940 года, когда был принят один из самых важных страховых законов за всю историю СССР – “Об обязательном окладном страховании”, который регламентировал новые принципы обязательной страховки имущества в колхозах и в личных подсобных хозяйствах физических лиц.

Внимание! В послевоенные годы резко возросло количество страховых операций по личному страхованию. Также стали вводиться новые виды страховок (детей, домашнего имущества, автомототранспортных средств).

Национализация страхования

Национализация в истории СССР включала в себя:

  • государственный контроль за всеми видами страховок;
  • монополию со стороны государства на все формы страхования, то есть существование частных страховых обществ не допускалось.

Страховое дело после распада СССР

Еще до распада СССР начался современный этап развития – в 1988-м году, когда был утвержден закон о кооперации, регламентирующий возможность осуществления кооперативами взаимного страхования их имущества и других интересов.

Дальнейшее развитие в России шло так:

  • 1990-й год – принятие “Положения об АО и ООО” и Постановления Совмина “О мерах по демонополизации сельского хозяйства”, в результате чего образовалась конкурентная среда – страховую деятельность в России могли осуществлять государственные, акционерные, взаимные и кооперативные общества;
  • 1992-й год – создание отдела по лицензированию страховых фирм при Минфине;
  • 1993-й год – создание ФОМС, осуществляющего деятельность в сфере медстрахования и по настоящее время (подробнее о медстраховании – в нашей другой статье);
  • 1993-й год – вступление в силу закона “О страховании”, впоследствии переименованного в “Об организации страхового дела в России”;
  • 1996-й год – вступление в правовую силу Главы 48 ГК РФ, которая еще больше расширила законодательную базу о страховании, основы которой были закреплены в вышеназванном законе.

Таким образом, страховое дело в России после распада СССР характеризуется:

  • демонополизацией;
  • созданием свободной конкурентной среды;
  • появлением множества небольших страховых компаний;
  • формированием наиболее полной законодательной базы, действующей, с незначительными изменениями, и по настоящий момент.

Возможные перспективы по развитию страховой сферы в рыночной экономике России

В существующих условиях рыночной экономики дальнейшее развитие в России будет иметь следующие черты:

  • увеличение числа страховых компаний как в малых, так и в больших городах;
  • рост объема страхового рынка в целом;
  • увеличение инвестиционной привлекательности данной сферы для иностранных инвесторов;
  • повышение конкуренции;
  • увеличение интереса населения к новым формам страховок (например, к инвестиционному страхованию жизни);
  • дальнейшее ужесточение законодательных требований (в том числе, к финансовой устойчивости страховщиков) со стороны регулятора (Центробанка) и государства в целом.

Практически по всем видам страховок сейчас наблюдается положительная динамика развития. Наибольший рост замечен в секторах:

  • личного страхования;
  • страховок ответственности.

Менее положительная динамика – у имущества. Наибольшие риски у страховщиков – по ОСАГО. Считается, что данная область наиболее убыточна (в частности, из-за государственного регулирования тарифов).

Итак, история страхования в нашей стране берет свое начало с 10-го века – еще со времен издания “Русской Правды”. На современном этапе это уже полностью сформированная система, регулируемая государством, но лишь частично.

  • Ответы на любые вопросы по данной тематике можно получить у нашего юриста в чате – консультация бесплатна и не займет много времени.
  • Лайки, репосты, комментарии и оценки нашему материалу крайне приветствуются.
  • Далее: краткая история обязательного страхования в России.

Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/istoriya-strahovaniya-v-rossii

История страхования и его этапы



История страхования в России - этапы развития и становленияСтрахование является одним из основных звеньев финансовой системы страны. История страхования — одна из древнейших категорий в развитии общественных отношений. Начало периода страхования относится к далекому прошлому в истории человечества.

Страхование является категорией исторической, оно возникло на первых этапах развития общественного производства как некий механизм защиты товаропроизводителей от рисков, связанных с общественным производством, стихийными бедствиями, потерей здоровья. Зародившись как случайное явление, оно расширяло сферу своего влияния и стало объективной необходимостью, выражая постоянные связи между участниками воспроизводственного процесса.

Ученые, исследовавшие историю возникновения страхования, считают, что уже в эпоху античности развитие натурального хозяйства, зарождение элементов товарно-денежных отношений способствовали возникновению и развитию простейших форм страховой защиты — натурального страхования. Сейчас исторические этапы развития страхования освещены во многих исторических и экономических литературных источниках.

Исторические факты доказывают, что финикийские купцы еще за 3 тыс. лет до н. е. практиковать коллективную компенсацию убытков при утрате или повреждении судов.

В Древней Греции заключались двусторонние соглашения непосредственно между «купцами и пиратами», которые регламентировали разделение доходов от разбойных нападении и убытков от морских катастроф.

Египетские каменщики, которые принимали участие в строительстве пирамид, основывали кассы взаимопомощи в пользу своих коллег или их семей из-за высокой вероятности потерять жизнь или получения травм. В Ближневосточной Азии еще за 2 тыс. лет до н. е.

в эпоху вавилонского царя Хашмурапи участники торгового каравана для безопасности заключали между собой соглашению о том, чтобы вместе нести убытки от грабежа, кражи или потери на пути.

В целом в начале возникновения страхования наиболее распространенной формой страховой защиты было натуральное страхование, причиной возникновения которого были климатические факторы и угрозы потенциальных врагов. Убедившись в более эффективной коллективной форме защиты от нападения врагов, люди стали прибегать и к коллективным формам натурального страхования в форме общих запасов продовольствия и т.п..

В древней истории страхования наиболее распространенной формы набрало в Древнем Риме, где создавались профессиональные и религиозные союзы. Римские профессиональные союзы были представлены коллегиями, в которых преимущественно входили ремесленники и рабочие различных профессий. Основной задачей коллегии было оказание в случае необходимости помощи каждому ее члену.

Создавались коллегии и из представителей аристократических профессий — актеров, музыкантов, гладиаторов. Имело место взаимное страхование и среди военных. Характерной особенностью создания взаимной страховой защиты на базе коллегий, были вступительные взносы в страховой фонд с последующим пополнением в форме страховых взносов.

Размер взносов определялся имущественным состоянием членов коллегии, таким образом существовали элементы социальной справедливости.

С заменой рабовладельческого строя феодализмом, изменились условия развития страхования, в основе которого все же остаются принципы функционирования римских коллегий, которые позже стали дополняться гильдиями и цехами (обществами купцов и ремесленников), а именно страхование начали называют гильдейско-цеховым.

Значительное распространение взаимная защита населения приобрела во времена зарождения христианства. Поскольку христианские общины не имели поддержки со стороны властных структур, то единственным выходом из кризисных ситуаций было взаимное страхование, которое организовывалось как за счет натуральных, так и денежных взносов.

Средневековое страхования с целью защиты использовали объединение называвшиеся «братствами».

Со временем страхование по защите от несчастных случаев распространилось на защиту страховых случаев, которые непосредственно касались личности и имущества членов гильдии, что и было началом личной и имущественного страхования.

Читайте также:  Ассистанские страховые компании, их функции и возможности

Страховые отношения, закрепленные в письменном договоре страхования как некая гражданско-правовая сделка, известны уже со времен позднего Средневековья, когда благодаря: великим географическим открытиям значительно расширились возможности морской международной торговли, что приводит к увеличению рисков, связанных с мореплаванием.

Объектами страхования выступали как товары, так и транспортные средства. При этом наиболее распространенной формой страхования в средние века было морское страхование, базировалось на соглашении Бодмер, по условиям которой кредитор (прототип страховщика) выплачивал страхователю страховую сумму, а потом в случае удачного окончания плавания, т.е.

при отсутствии страхового случая, кредитору возвращалась авансированная сумма плюс премия за Бодмер, которая достигала больших размеров — от 15 до 100%. В случаях неблагоприятного окончания плавания заемщик освобождался от возврата предоставленного кредита и уплаты процентов.

Благодаря этому заемщик отказывался от ущерба, который должен был нести, убытки вместо него нес кредитор.

  • В средние века основным принципом страхования был принцип взаимопомощи, а не принцип получения прибыли или выгоды. Основными признаками страхования этого периода были:
  • — Сфера страхования обслуживала средние классы, ремесло и торговлю, купцов и ремесленников;
  • — Страхование еще не было отделено от торговли, ремесла, религии, отсутствуют специализированные страховые организации;
  • — Один и тот же торговый, ремесленный или иной коллектив выступал коллективом страховщиков и коллективом страхователей.
  • Первые официальные сведения о зарождении страхования в Киевской Руси содержал журнал «Русская правда», в котором была информация о законодательстве XI ст.
  • Развитие рыночных отношений во многих странах Европы, формирование и развитие кредита и обмена, накопления капитала, формирование новых торговых рынков с расширенной инфраструктурой обусловили характер и дальнейшее развитие страхования в период экономического либерализма.

Этапы развития коммерческого страхования

Постепенно в истории страхования происходит уход от чистой функции самообеспечения, и приобретаются функции формирования доходной деятельности, получения прибыли (коммерческой выгоды). Всего, в развитии коммерческого страхования можно выделить три этапа:

1 этап — середина XIV в. и до XVII в. На этом этапе основным видом страхования было транспортное (морское). Страховые операции осуществлялись единоличными страховщиками. Организации акционерного типа еще не создавались.

2 этап — XVII вв. и до середины XIX в.

Характерными чертами этого периода развития страхования были: развитие акционерных страховых организаций, создание первых государственных обществ, которые занимались страхованием от огня. Начиная с конца XVII в.

, Практически развиваются все виды страхования, в частности, страхование от огня, сельскохозяйственное страхование, страхование от несчастных случаев и страхования ответственности граждан.

3 этап развития страхования длился с середины XIX в. до начала XX в. В этот период функционировали монополистические страховые объединения, картели и концерны. Страхование дифференцировалось, делилось на множество видов и форм.

Источник: https://finansovyjgid.ru/strahovanie/13-istoriya-strahovaniya.html

Этапы становления и развития социального страхования в России

Этапы становления и развития социального страхования в России

В истории становления 
и развития обязательного социального 
страхования в России можно выделить четыре основных этапа: возникновение 
социального страхования (1903 — 1917 гг.

); социальное страхование после Октябрьской 
революции (1917 — 1933 гг.); социальное страхование 
и профсоюзы (1933 — 1990 гг.

); социальное страхование в условиях перехода к рыночным отношениям, проблемы реформирования (1991 — настоящее время).

Возникновение социального страхования (1903 — 1917 гг.)

Россия значительно позже 
многих западных стран ввела обязательное социальное страхование наемных 
работников. Как известно, впервые 
оно появилось в Германии, где 
за период с 1888 по 1889 годы был принят ряд законов об организации государственного социального страхования рабочих. Затем началось быстрое шествие 
этого института по всему миру.

В России, как и в других странах, появлению обязательного 
социального страхования предшествовало создание различных страховых касс, взаимных страховых обществ, вспомогательных 
товариществ, а также введение личного 
страхования жизни. Разновидностью личного страхования было страхование 
от несчастных случаев на производстве.

Страхование от несчастных случаев 
имело две формы: индивидуальную и коллективную. Во втором случае страховые 
общества заключали договоры с владельцами 
предприятий, принимая на себя выплату 
определенных денежных сумм рабочим, пострадавшим от несчастных случаев.

Наличие подобного 
договора освобождало предпринимателя 
от гражданско-правовой ответственности 
за причинение вреда, которая предусматривалась 
законодательным актом 1901 года о 
пенсиях рабочим казенных горных заводов и рудников за счет работодателей, виновных в повреждении здоровья.

Вопрос о гражданско-правовой ответственности 
работодателя при подобных обстоятельствах 
был особенно тщательно проработан в законе от 2 июня 1903 года «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев».

Именно после 
принятия этого закона предприниматели 
стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования 
работников с тем, чтобы снять 
с себя часть расходов по возмещению вреда пострадавшим. Таким образом, данный закон можно считать, в 
какой-то степени, предвестником государственного социального страхования в России.

Основы обязательного 
социального страхования в стране были заложены принятием Третьей Государственной Думой в 1912 году законов «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих».

Первые российские законы о социальном страховании были далеки от совершенства. Они не предусматривали 
всех рисков утраты заработка, не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и палых регионов страны.

Пособие при нетрудоспособности назначалось в размере от половины до двух третей заработка и выплачивалось только с четвертого дня болезни.

Пособие по беременности и родам выдавалось в течение шести недель работницам, проработавшим на данном предприятии не менее трех месяцев.

Однако, при всей ограниченности числа застрахованных и недостаточности 
их обеспечения, эти законы учитывали 
страховые принципы, действовавшие 
в других Странах. Финансирование осуществлялось за счет взносов предпринимателей и 
работников.

Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах являлись больничные страховые кассы и страховые 
товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих 
не менее 200.

Для обслуживания рабочих 
более мелких предприятий создавались 
кассы на кооперированных началах. Ведущая роль в организации страховых 
касс и в их управлении принадлежала работодателям и рабочим. До революции 
в России действовало несколько 
тысяч страховых касс.

В центре эту работу проводил Совет по делам 
страхования рабочих, а в губерниях — Страховые присутствия.

Социальное страхование 
после Октябрьской революции (1917-1933 г.г.)

Новые руководители страны, пришедшие к власти после Октябрьской 
революции 1917 года, считали, что законы Третьей Государственной думы не отвечали насущным интересам рабочих.

Сразу же после революции была предпринята попытка ввести альтернативную программу социального страхования, разработанную Пражской партийной конференцией. Уже 14 ноября 1917 года опубликовано Правительственное сообщение по данному вопросу.

В нем говорилось, что рабоче-крестьянское правительство немедленно приступает к изданию законов о полном социальном страховании наемных рабочих и сельской бедноты, чего не сделало прежнее правительство.

Однако тут же следует отметить, что полномасштабного закона о социальном страховании так и не было принято за весь советский и последующий периоды. Принимались разрозненные декреты и постановления по отдельным видам социального страхования и обеспечения, которые часто и не всегда обоснованно пересматривались по конъюнктурным соображениям.

Изданные вскоре после 
Правительственного сообщения нормативные 
акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также 
безработицы не нашли своей полной реализации. Они были фактически заменены Положением о социальном обеспечении 
трудящихся, утвержденным декретом СНК 
в октябре 1918 года.

Этот документ не только обозначил круг выплат, но и 
определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождение ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности. Однако в условиях гражданской войны и хозяйственной разрухи Положение не получило необходимого развития.

Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.

Система социального обеспечения, финансируемая, главным образом, из государственного казначейства, просуществовала 
до 1921 года, когда с переходом 
к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.

По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании 
лиц, занятых наемным трудом» 
материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах 
предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.

В 
частности, пособия по временной 
нетрудоспособности, беременности и 
родам устанавливались в размере 
фактического заработка работника. Если средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки.

При рождении ребенка предусматривалось 
два вида пособия: на предметы ухода 
за новорожденным и на кормление 
ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие 
по безработице выдавалось в размере 
от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы.

В 
этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования 
твердо бронированы и не могут 
быть использованы на какие-либо другие цели. К сожалению, позже данное положение 
было нарушено вследствие включения 
этих средств в государственный бюджет, а размеры обеспечения нередко изменялись в сторону их сокращения.

Так, уже в 1931 году в постановлении ЦИК и СНК СССР размер пособия по временной нетрудоспособности ставится в зависимость от непрерывности стажа работы, от отрасли народного хозяйства, от членства в профсоюзе и т.п.

Тем, кто проработал непрерывно на данном предприятии свыше двух лет и имея общий трудовой стаж более 8 лет, пособие выплачивалось в размере полного заработка. При меньшем стаже пособие за первые 20 дней болезни составляло три четверти заработка. Тем же, кто не состоял в профсоюзе, оно выдавалось лишь в половинном размере. Служащие также получали пособие в пониженном размере.

Тариф по всем видам страхования 
составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда.

Для социального страхования 
по временной нетрудоспособности, материнству 
и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим — от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда.

Кроме обычных, тарифов существовали льготный и поощрительнокарательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.

В деятельности страховых 
органов, кроме обеспечения застрахованных денежными выплатами, вое больше внимания уделяется вопросам профилактического 
и социально-бытового направления (курорты, санатории, дома отдыха, профилактории, диетпитание, детские сады и ясли, молочные кухни).

В указанный период социальное страхование находилось в ведении 
Народного Комиссариата Труда СССР, в котором было создано Центральное 
управление социального страхования (Цусстрах), а позже и Союзный совет социального страхования (СССС). На среднем уровне социальное страхование осуществлялось губернскими кассами. Всю работу на местах вели страховые кассы, которые формировались профсоюзами.

Кроме страховых касс на предприятиях, при необходимости, создавались 
страховые выплатные пункты и 
назначались страховые уполномоченные.

Необходимо отметить, что 
Союзный совет социального страхования 
обладал довольно широкими полномочиями.

Он рассматривал и утверждал разработанные Цусстрахом инструкции и положения о развитии действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.

Социальное страхование 
и профсоюзы (1933-1990 гг.)

Заметной вехой в истории 
социального страхования России является передача этого института 
в управление профсоюзам на основании 
постановления ЦИК, СНК и ВЦСПС 
от 23 июня 1933 года «Об объединении 
НКТ Союза ССР с ВЦСПС». Все 
средства социального страхования, находившиеся в ведении НКТ, а 
также санатории, дома отдыха и другие учреждения были переданы в управление ВЦСПС.

Общее руководство социальным страхованием, функции контроля и 
инструктирования, а также разработка и представление на утверждение 
СНК сводного бюджета по социальному 
страхованию возлагалось на ВЦСПС. Непосредственное руководство осуществлялось сначала отраслевыми, а потом 
территориальными межсоюзными профсоюзными органами.

На предприятиях (учреждениях, организациях) работу по назначению пособий, контролю за правильностью их выдачи, обеспечению путевками проводили профсоюзные комитеты. Профсоюзы стали заниматься также вопросами охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии.

Многие вопросы охраны труда впоследствии вновь были переданы в ведение государственных органов, но социальное страхование управлялось профсоюзами еще долгие годы.

Таким образом, указанным 
выше постановлением профсоюзам было поручено выполнять ряд государственных 
функций. В этой связи уместно 
отметить, что выполнение профсоюзами 
государственных функций, к которым 
относится и социальное страхование, ставит их в зависимость от соответствующих 
государственных органов.

Более 
того, мировая практика свидетельствует, что для действительно свободных 
и независимых профсоюзов абсолютно 
несвойственно выполнение государственных 
функций.

В настоящее время это 
положение закреплено в Федеральных 
законах о профсоюзах и общественных объединениях, где четко говорится о независимости профсоюзов в своей деятельности, неподконтрольности их со стороны госорганов и о невмешательстве профсоюзов в деятельность этих органов.

При таком положении, с 
молчаливого согласия профсоюзов, а 
иногда и по их инициативе, вводились 
подчас ничем не оправданные ограничения 
в обеспечении трудящихся государственным 
социальным страхованием.

В качестве примера такого соглашательства 
профсоюзов можно назвать постановление 
СНК СССР, ЦК ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 года «О мероприятиях по упорядочению трудовой дисциплины, улучшению практики государственного социального страхования и борьбе с злоупотреблениями в этом деле».

Данный документ устанавливал новый размер пособия по временной нетрудоспособности с уменьшением его нижнего предела до 50 процентов заработка. Сократилась продолжительность отпуска по беременности и родам до 35 дней до родов и 28 дней после родов против уже действовавших в общей сложности 112 дней.

Читайте также:  Магнитная рамка на номер: что это и зачем нужно, штраф за магниты на номера

Работники, ушедшие, с работы по собственному желанию и уволенные за нарушение трудовой дисциплины, получали право на пособие по временной нетрудоспособности лишь после того как проработают на новом месте не менее шести месяцев.

Также в 1938 году бюджет социального 
страхования, ранее утверждаемый отдельно, был включен в состав единого 
государственного бюджета СССР. С 
этого момента социальное страхование 
все больше теряет свой страховой 
характер и во многом трансформируется в социальное обеспечение.

Оно становится инструментом распределения средств 
государственного бюджета на социальные нужды по остаточному принципу. Тарифы страховых взносов были установлены 
без учета социальных рисков.

Такое 
положение не изменилось и после 
введения так называемых дифференцированных тарифов по отраслям, поскольку их размеры определялись, в какой-то мере, не степенью опасности и вредности 
условий производства, а степенью рентабельности той или иной отрасли 
народного хозяйства.

В годы Великой Отечественной 
войны, несмотря на огромные трудности, были приняты некоторые меры по улучшению 
обеспечения отдельными пособиями 
инвалидов войны. Так, пособие по временной нетрудоспособности было им установлено в размере 100 процентов 
заработка.

В таком же размере 
выдавалось пособие по беременности и родам женщинам — инвалидам войны. Отпуск по беременности и родам был 
увеличен для всех женщин-работниц и служащих с 63 до 77 дней.

Почти все 
санатории и дома отдыха, которые 
создавались за счет средств социального 
страхования, были временно преобразованы 
в военные госпитали.

Источник: https://www.stud24.ru/accounting/jetapy-stanovleniya-i-razvitiya-socialnogo/393623-1332870-page1.html

Реферат: История развития страхования в России. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

  • Контрольная
    работа.
  • По
    дисциплине:
  • «Страхование»
  • На
    тему: «История
    развития страхования в России»
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • Введение 3
  • Развитие
    страхования в России 5
  • История
    развития страхования 5
  • Страхование
    в России 7
  • Заключение 9
  • Список
    использованной литературы. 11

  • Введение
  • Страхование
    – древнейшая категория общественно-экономических
    отношений между людьми, которая является
    неотъемлемой частью производственных
    отношений.

В
частности, выражение «страхование»
иногда употребляется в значении поддержки
в каком-либо деле, гарантии удачи в
чем-либо и т.д. В настоящее время данный
термин все чаще употребляется в значении
инструмента защиты имущественных
интересов физических и юридических
лиц.

Первоначальные
формы страхования возникли в глубокой
древности. Еще в рабовладельческом
обществе были соглашения, в которых
можно усмотреть черты договора
страхования.

Эти соглашения касались
недвижимого имущества, торговли, ссудных
сделок, а также морского судоходства.

Основной смысл этих соглашений состоял
в стремлении распределить между лицами,
заинтересованными в данной сделке, риск
возможного ущерба судам и грузам при
морских перевозках.

В
основе зарождающихся форм страхования
была коллективная взаимопомощь, которая
обеспечивалась взаимными обязательствами.

В
эпоху географических открытий наблюдается
бурный всплеск судоходства и международной
торговли. Возникновение новых рынков
торговли увеличивает опасность, в связи,
с чем возрастает потребность в защите
имущественных интересов. Появляются
первые подобия страховых организаций,
в которых участвуют отдельные владельцы
имущества.

Эти образования строились
на базе взаимного страхования имущества
отдельными группами купцов или
судовладельцев. Необходимо заметить,
что при взаимном страховании участники
таких содружеств не ставили своей целью
получения прибыли из данного рода
деятельности. Они заботились только об
уменьшении ущерба, который может быть
нанесен им.

Первоначальные
содружества совместного страхования
со временем стали преобразовываться в
коммерческие профессиональные страховые
компании, которые строились на принципах
предпринимательства и получения выгоды
от подобных операций. Их прибыль
складывалась из специально предусмотренной
части страхового платежа и возможно
безубыточного прохождения дела.

С
развитием экономики, увеличением
количества имущественных интересов
росло число страховых компаний,
увеличивались их оборотный капитал и
вложения в другие отрасли хозяйства.
Идея страхования полностью отвечала
потребностям развивающейся экономики,
и страхование быстро распространилось
на все сферы человеческой деятельности.

  1. Формы
    и методы страхования периодически
    изменялись в зависимости от спроса на
    страховые услуги.

  2. Развитие
    страхования в России

  3. История
    развития страхования
  4. Страхование
    — одна из древнейших категорий
    общественно-производственных отношений.

Страховые
отношения известны, по крайней мере, с
эпохи позднего средневековья. Тогда в
результате великих географических
открытий заметно расширились горизонты
международной торговли и предпринимателям
потребовались крупные суммы капитала,
чтобы использовать новые возможности.

Рост богатства общества и степень
удовлетворения его потребностей в
решающей мере зависели от страхования.
Первый из известных в мировой практике
договоров страхования был оформлен в
Генуе в 1347г. Первый письменный договор
страхования жизни, дошедший до наших
дней, был заключен в Англии в XVI
в.

Страхование возникло и развивалось,
имея своим конечным назначением
удовлетворение потребностей человека,
его осознанных запросов в страховой
защите от различных случайностей.

В
страховании реализовались определенные
экономические отношения, складывающиеся
между людьми в процессе производства,
распределения, обмена и потребления
материальных благ. Оно предоставляло
всем хозяйственным субъектам гарантии
в возмещении ущерба.

На
этой почве закономерно возникла идея
объединения заинтересованных лиц по
возмещению материального (имущественного)
ущерба путем его солидарной раскладки
между участниками объединения.
Действительно, если бы каждый владелец
имущества намеревался возмещать ущерб
за свой счет, то он вынужден был бы
создавать материальные резервы, по
величине равные имеющемуся имуществу,
что очень невыгодно.

В
то же время многолетний жизненный опыт
показывает, что, хотя непредвиденные и
стихийные бедствия носят случайный и
неравномерный характер, число пострадавших
всегда меньше числа заинтересованных
лиц или хозяйств.

При таких условиях
солидарная раскладка возможного ущерба
между заинтересованными владельцами
имущества существенно сглаживает
последствия стихийных бедствий и
случайностей. Чем больше заинтересованных
лиц или хозяйств участвуют в раскладке
ущерба, тем меньшая доля средств
приходится на каждого участника.

Так
возникло страхование, сущность которого
состоит в замкнутой раскладке возможного
ущерба между заинтересованными лицами.

Наиболее
примитивной формой раскладки ущерба
было натуральное страхование. По мере
развития товарно-денежных отношений,
натуральное страхование уступило место
страхованию в денежной форме.

Раскладка
ущерба в денежной форме значительно
расширила и упростила возможности
страхования.

Страхование превратилось
во всеобщее универсальное средство по
защите имущественных интересов физических
и юридических лиц при наступлении
определенных событий (страховых случаев)
за счет денежных фондов, формируемых
из уплачиваемых ими страховых взносов
(премий, платежей).

То есть экономическая
сущность
страхования состоит в формировании
страховщиком страхового фонда за счет
страховых взносов страхователей,
предназначенного для страховых выплат
страхователям при наступлении страховых
случаев, оговоренных в договоре.


Страхование
в России

Страхование
в нашей стране прошло несколько этапов
в дореволюционный и послереволюционный
периоды.

Основной формой страхования
в дореволюционном периоде было
добровольное страхование, которое
осуществлялось акционерными обществами,
обществами взаимного страхования и
земскими обществами.

В послереволюционном
периоде страхование прошло два этапа:
в условиях социализма (при государственной
монополии на этот вид деятельности) и
в условиях становления рыночной
экономики.

При
государственной страховой монополии
страхование предоставляло населению
очень узкий спектр услуг, дополняющих
систему государственного социального
обеспечения (Соцстрах).

Расширение
самостоятельности товаропроизводителей,
формирование рыночной инфраструктуры,
резкое снижение сферы государственного
воздействия на развитие производственных
отношений и распределение материальных
благ в корне изменили процесс формирования
отечественного страхового рынка, его
содержание, виды страховых услуг,
предлагаемых физическим и юридическим
лицам.

Отправным
моментом создания отечественного
добровольного страхования следует
считать факт реальной демонополизации
страховой деятельности и, как следствие
этого — быстрый рост числа альтернативных
страховых организаций. Так, например,
по состоянию на 1996г.

, несмотря на
неблагоприятные финансовые и
общеэкономические условия, в Российской
Федерации уже действовали 2 700 страховых
компаний, из которых только 6% находились
в государственной или муниципальной
собственности, 36% являлись частными, а
58% — находились в смешанной собственности
(АО, СП и др.).

Большинство из них (60%) имели
стаж работы до трех лет.

Общественное
развитие России обусловило необходимость
перехода к страховому рынку, функционирование
которого опирается на познание и
использование экономических законов,
таких как закон стоимости, закон спроса
и предложения.

Российский
страховой рынок обладает мощным
потенциалом развития. Об этом
свидетельствует тот факт, что общий
объем страховых платежей составляет в
РФ не более 1% от годового ВВП, тогда как
в развитых странах этот показатель
составляет 8-10%.

Предпосылками
для дальнейшего развития страхового
дела в нашей стране являются не только
наметившаяся финансовая стабилизация
и оживление экономики, но и становление
источников такого развития.

Во-первых,
укрепление негосударственного сектора
экономики: частный предприниматель
(собственник) в силу своей экономической
обособленности от государства вынужден
страховать свои риски.

Во-вторых,
источником спроса на страховые услуги
является рост объемов и разнообразия
частной собственности физических и
юридических лиц. При этом важное значение
имеет развитие рынка недвижимости и
ипотечного кредитования жилищного
строительства, а так же приватизация
государственного жилого фонда.

В-третьих,
важным источником развития страхового
рынка является сокращение некогда
всеобъемлющих гарантий, предоставляемых
системой государственного соцстрахования
и соцобеспечения. Сегодня отсутствие
гарантий должно восполняться различными
формами личного страхования.


Заключение

Страхование,
зародившись в период разложения
первобытнообщинного строя, постепенно
стало непременным спутником общественного
производства.

В
докапиталистических обществах целью
было обеспечение возмещения убытков
от стихийных и других опасностей каждому
из участников торгового, путевого
коллектива сообща, за счет всех его
членов. Здесь нет еще регулярности
вносимых в общую кассу платежей.

В
дальнейшем страхование приобретает
более совершенную форму, то есть оно
строиться на основе регулярных платежей,
которые приводят к накоплению денежных
средств и созданию страхового фонда.
Переход этот, конечно, осуществляется
не сразу, и какое-то время обе эти формы
страхования существуют параллельно
или дополняя друг друга.

В
развитии страхового дела на современном
этапе наблюдаются тенденции, которые
были характерны для данной сферы в
период 1861 — 1917 г.г.

Так, правовое
регулирование страховой деятельности
в новых экономических условиях заметно
отстает от современных требований
общества, хотя на страховом рынке РФ
действуют тысячи компаний, которые в
своих учредительных документах заявили
о намерениях оказывать страховые услуги.

Отрицательно сказывается на развитии
страхового рынка отсутствие мер
стимулирования населения и предприятий
к более широкому использованию
возможностей страхования для защиты
своих имущественных интересов.

Страхование
в советский период характеризовалось
монополией государства на проведение
страховых операций, пресечением
конкуренции, ограниченным перечнем
объектов страхования и событий, от
которых оно проводилось.

В
нынешнем виде, страхование представляет
собой сложные общественно-производственные
отношения. Это связано, прежде всего, с
многочисленностью предоставляемых
услуг страховыми компаниями. Законодательную
базу правового регулирования страхового
рынка заложил Федеральный закон РФ от
27.11.1992 г.

№ 4015-1 «Об организации страхового
дела в Российской Федерации»,
регламентирующий основные положения
страховой деятельности. Это очень важный
момент. Наряду с законом, существует
множество различных нормативных актов,
в которых определяются различные моменты
создания и распределения, как страховых
фондов, так и связанных с ними.

Необходимо
дальше развивать нормативную базу.

  • Таким
    образом, развитие страхового рынка,
    совершенствование правовой основы
    страховой деятельности, создание
    качественно новой законодательной базы
    требуют при их осуществлении учитывать
    множество факторов, среди которых особое
    значение имеет исторический опыт
    прошлого.

  • Список
    использованной литературы.
  • 1.
    Федеральный закон об основах обязательного
    социального страхования №

165-ФЗ
от 16.07.2003
г.

2.
Т.А. Ромм История социальной работы.
Учебное пособие. Изд-во НГТУ. Новосибирск,
2005

3.
И.А. Рыбкин Страхование, Москва, 2001 г.

4.
Послание Президента РФ Федеральному
собранию РФ 2001 г.

5.
Е.Б. Хохлов. Очерки истории правового
регулирования труда в России.
Санкт-Петербург. 2002.

Источник: https://ReferatBank.ru/referat/preview/35511/referat-istoriya-razvitiya-strahovaniya-rossii.html

Ссылка на основную публикацию