Эволюция социального страхования — особенности, преимущества и недостатки

Анализ становления и развития социального страхования в современной Республика Казахстан позволяет сделать два основных вывода.

Во-первых, оно является основной формой социальной защиты населения и по объему финансовых ресурсов и по массовости охвата и по разнообразию оказываемых социальных услуг и выплат.

А во-вторых, к настоящему времени в процессе его становления обозначились существенные проблемы, которые являются тормозящим фактором как для развития непосредственно социального страхования, так и социально- экономических отношений в стране в целом.

В свете реализации Послания Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан — 2050»: новый политический курс состоявшегося государства» главными приоритетами государственной политики нашей страны в социальной сфере являются повышение уровня и качества жизни населения.

Сущность социального страхования заключается в том, что финансирование социальных выплат осуществляется за счет аккумулируемых в специальном фонде взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих. В РК специальным фондом взносов из фонда оплаты труда работодателей и из заработной платы работающих выступает Фонд социальной защиты населения (ФСЗН).

Переход к новым стандартам социального обеспечения обусловил создание в 2004 году Государственного фонда социального страхования (далее — Фонд) в форме акционерного общества, единственным учредителем и участником которого является государство. Фонд производит аккумулирование социальных отчислений и выплаты участникам системы обязательного социального страхования, в отношении которых наступил случай социального риска.

Создание Фонда в форме акционерного общества преследовало несколько целей.

Прежде всего, наличие статуса юридического лица позволяет возложить на Фонд бремя ответственности за обязательств по социальным выплатам, не перекладывая их на государственный бюджет.

При этом, государственные гарантии по обеспечению сохранности средств в Фонде реализуются через систему законодательных мер, включая целевой характер социальных отчислений на социальные выплаты, контрольные и надзорные функции за деятельностью Фонда, некоммерческим характером его деятельности, ведением раздельного бухгалтерского учета, ограничениями по инвестиционной деятельности и другими. Средства фонда социальной защиты населения формируются за счет трех основных источников:

В соответствии с этим за годы реформы в Казахстане создана трехуровневая система социальной защиты (рисунок 1).

Первый уровень — гарантированные Конституцией Республики Казахстан социальные выплаты, т.е. выплаты всем гражданам на одинаковом уровне без учета персонального вклада гражданина в развитие общества (базовая пенсионная выплата, государственные пособия, единовременные выплаты по рождению/уходу за ребенком);

второй уровень — пенсионные выплаты за счет обязательных пенсионных взносов и социальные выплаты из АО «Государственный фонд социального страхования», т.е. дополнительное социальное обеспечение граждан, учитывающее их персональный вклад в развитие общества;

третий уровень — социальные выплаты за счет добровольного страхования.

Следует отметить, что сегодня система социального страхования стала важнейшим и необходимым элементом социально-экономических отношений современного Казахстана. Разработана законодательная база, определяющая основы системы обязательного социального страхования республики.

Ее принципиальное отличие от других видов страхования (страхования имущества, транспортных средств и т.д.) состоит в том, что она обеспечивает защиту человека от материальной необеспеченности в связи с невозможностью участия в трудовой деятельности.

Поэтому социальным страхованием в первую очередь охвачены наемные работники и люди, живущие за счет собственного труда, основным источником существования которых является заработная плата или доход.

Таким образом, под системой обязательного социального страхования понимается совокупность норм и правил, устанавливаемых и гарантируемых государством, регулирующих отношения между участниками системы обязательного социального страхования.

Основными принципами обязательного социального страхования являются:

  • всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании;
  • гарантирование государством мер, применяемых для обеспечения социальных выплат;
  • обязательность участия в системе социального страхования;
  • использование социальных отчислений на социальные выплаты при наступлении социальных рисков;
  • обязательность социальных выплат при наступлении социальных рисков участников системы обязательного социального страхования;
  • гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование.

Система обязательного социального страхования Казахстана является дополнительной формой социальной защиты участников системы, т.е. работающего населения республики.

С 2005 года социальные выплаты для участников системы социального страхования при наступлении социальных рисков осуществляются за счет финансовых ресурсов Акционерного общества «Государственный фонд социального страхования» (далее — Фонд или ГФСС), созданного со стопроцентным государственным участием в уставном капитале.

При этом финансовые ресурсы ГФСС формируются путем перераспределения социального налога и аккумулирования социальных отчислений в Фонд, уплачиваемых плательщиками по следующим ставкам, установленным Законом РК «Об обязательном социальном страховании»:

  • с 1 января 2005 года — 1,5% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2006 года — 2% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2007 года — 3% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2009 года — 4% от объекта исчислений;
  • с 1 января 2010 года — 5% от объекта исчислений.

Участниками системы обязательного социального страхования являются физические лица, за которых производились социальные отчисления и которые имеют право на получение социальных выплат при наступлении социальных рисков.

Плательщиками социальных отчислений являются работодатели или самостоятельно занятое лицо (индивидуальный предприниматель, частный нотариус, адвокат, обеспечивающий себя работой, приносящий им доход), осуществляющие исчисление и уплату социальных отчислений.

Эволюция социального страхования - особенности, преимущества и недостатки

  • Диаграмма 1 Динамика поступлений социальных отчислений в АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.
  • Фонд осуществляет основную деятельность на страховых принципах аналогично страховой организации и отвечает по своим обязательствам своими активами.
  • Таким образом, фактическими плательщиками социальных платежей предприятий всех форм собственности являются покупатели.

Обязательные социальные взносы государственных некоммерческих учреждений и организаций, финансируемых из бюджета. Для этих целей при составлении сметы расходов предусматриваются ассигнования из бюджета по специальной статье «Взносы на социальное страхование».

В связи с тем, что в современных условиях в отдельных бюджетных учреждениях фонд заработной платы состоит не только из бюджетных средств, но и тех, которые получены от разрешенной коммерческой деятельности, сумма социальных взносов в подобных случаях оказывается больше суммы бюджетных ассигнований на эти цели.

  1. Также функционирование Фонда в форме акционерного общества с соответствующим предоставлением финансовой и иной отчетности не позволяет оставлять неучтенными обязательства перед получателями социальных выплат.
  2. За 2005-2013 годы наблюдается динамика роста поступивших сумм социальных отчислений в Фонд.
  3. Обязательное социальное страхование в Казахстане введено с 1 января 2005 года, как дополнительная форма социального обеспечения работающего населения.
  4. Начиная, с 1 января 2005 года из Фонда производятся социальные выплаты по утрате трудоспособности, потере кормильца, потере работы.

В рамках реализации Послания Главы государства народу Казахстана 28 февраля 2007 года «Новый Казахстан в новом мире!» с 1 января 2008 года введено обязательное социальное страхование материнства и детства. В этой связи, из Фонда назначаются социальные выплаты:

  • -по беременности и родам, усыновлению (удочерению) новорожденного ребенка (детей);
  • -по уходу за ребенком до одного года.

За 2005-2013 годы осуществлены социальные выплаты из Фонда на сумму 424 млрд. тенге по всем видам социальных выплат, из них 388 млрд. тенге или 92% осуществлены на социальные выплаты, связанные с материнством и детством.

В целях накопления соответствующего уровня обязательных пенсионных взносов, из назначенных сумм социальных выплат на случай утраты трудоспособности, потери работы и в поддержку материнства и детства из Фонда удерживаются обязательные пенсионные взносы и перечисляются в единый накопительный пенсионный фонд.

По прошествии небольшого по историческим мерам промежутка времени уже можно выделить основные особенности казахстанской модели социального страхования.

Уплату социальных отчислений осуществляют работодатели и самостоятельно занятые лица, уплачивающие социальный налог.

При этом, введение социального страхования не повлекло увеличения фискальной нагрузки на бизнес, так как на уплаченную сумму социальных отчислений, плательщики уменьшают сумму социального налога.

В данном случае имеет место целевое направление средств социального налога именно на социальные нужды.

В настоящее время перед Фондом и всеми участниками системы социального страхования, стоят новые задачи по совершенствованию деятельности в целях повышения уровня социальной защищенности граждан Республики Казахстан и улучшению социального благополучия.

Эволюция социального страхования - особенности, преимущества и недостатки

Диаграмма 2 Динамика социальных выплат из АО «Государственный фонд социального страхования» за 2005-2013 гг.

Основными перспективными задачами социального страхования в Республике Казахстан являются обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного социального страхования, соблюдение общепризнанных страховых принципов, обеспечение адекватности социальных выплат на долгосрочной основе с учетом покупательской способности, повышение эффективности инвестиционного управления активами Фонда, улучшение организационно — функциональной модели обязательного социального страхования и повышение удовлетворенности населения системой обязательного социального страхования

Следует отметить, что социальные отчисления носят обязательный характер. При этом, социальные выплаты при наступлении социальных рисков могут получать только участники системы, т.е. лица, за которых уплачивались социальные отчисления, и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.

Следует отметить, что социальные отчисления носят обязательный характер. При этом, социальные выплаты при наступлении социальных рисков могут получать только участники системы, т.е. лица, за которых уплачивались социальные отчисления, и размер социальных выплат зависит от размера уплаченных социальных отчислений.

Основными недостатками действующей системы социальной защиты, препятствующими ее эффективному функционированию, являются:

  • — несовершенное законодательство — законодательство, регулирующее социальную сферу, сформировано в основном по видам выплат, а не по социальным рискам и основаниям для выплат;
  • — недостаточная справедливость и низкие стимулы – отсутствие преимуществ работников формального сектора экономики, осуществляющих налоговые отчисления, перед теми, кто не отчисляет, при реализации права на получение социальных пособий;
  • — недостаточная прозрачность — на стадии становления находится система индивидуальной идентификации для отслеживания процесса получения социальных выплат.

Список литературы:

  1. 1.Государственное социальное страхование: сб. офиц. материалов. — М.: Профиздат, 1959. 269 с.
  2. 2.Государственные финансы: учеб. пособие / под ред. В.М. Федосова. -Киев: Лыбидь, 1991. 276 с.

  3. 3.Гоффе, Н. Социальная составляющая региональной политики на Западе // Мэ и МО. 2003. — № 4. — С. 62-67.
  4. 4.Гришаев, С.П. Страхование в нормативных актах РФ и зарубежных странах.-М.: Юкис, 1993. 126 с.

Фамилия автора: Джумагулова А.  

Источник: https://articlekz.com/article/21599

Преимущества и недостатки развития банковского страхования

Целью объединения банков и страховых компаний является взаимовыгодное сотрудничество, позволяющее увеличить клиентскую базу, снизить расходы, увеличить спектр предоставляемых услуг, и вывести на рынок банковского страхования новые продукты перекрестных продаж [2].

Взаимодействие банков и страховых компаний позволяет:

  • снизить затраты на аренду и оборудования, персонал;
  • расширить клиентскую базу, за счет привлечения дополнительных клиентов;
  • разработать новые финансовые продукты на стыке банковской и страховой деятельности.
  • Банковское страхование предполагает организацию продаж совместных банковских и страховых продуктов через единую сеть, обеспечивая при этом наличие объединенной информационной системы, и побуждая провести переподготовку персонала, а также способствуя повышению его мотивации, с целью обеспечения совместной продажи продуктов и получения дополнительных источников доходов [5].
  • Взаимодействие банков и страховых компаний позволяет [1]:
  • а) снижать операционные затраты ¾ сокращать расходы на создание собственных филиалов и точек продаж, снижать затраты на персонал;
  • б) увеличивать объемы страховых премий за счет привлечения клиентов банка;
  • в) снижать маркетинговые расходы на привлечение клиента;
  • а) увеличивать доходность с одного клиента банка за счет перекрестной продажи нескольких продуктов;
  • б) увеличение клиентской базы;
  • в) увеличение объемов привлеченных свободных средств страховых компаний на счетах банков;
  • г) получать дополнительный доход за реализацию страховых услуг.
  • Преимущества банковского страхования для клиентов:
  • наличие широкого спектра услуг;
  • возможность комплексного обслуживания;
  • снижение стоимости предоставляемых услуг.
  1. Наличие широкого спектра рисков, которые банки не могут контролировать самостоятельно, определяет необходимость участия страховой компании в организации банковской деятельности.
  2. Эффект взаимовыгодного сотрудничества повышается при территориальной организации банковского и страхового дела, что означает необходимость предоставления перекрестных продуктов на значительной территории посредством открытия филиалов и представительств [4].
  3. Эффективное взаимодействие банков и страховых компаний, позволяющих развиваться рынку банковского страхования, обусловлено  факторами юридического, экономического и социокультурного характера, такими как:
  • наличие нормативно-правовой базы, регулирующей действие системы банковского страхования;
  • снижение налогового бремени для организаций, принимающих участие в становлении, развитии и предоставлении продуктов на стыке банковской и страховой деятельности;
  • участие банка в системе банковского страхования укрепляет его положение и статус на рынке банковской деятельности, а также повышает доверие клиентов;
  • интегрированная модель управления;
  • повышение подготовки персонала без необходимости поиска новых сотрудников, мотивация и оплата труда;
  • особенности страховых и банковских продуктов.
Читайте также:  Как получить выплату ущерба по каско: оформление заявления, порядок возмещения, условия и сроки

Негативно сказывается на организации банковского страхования узкий спектр законодательно регулируемых операций в сфере взаимодействия банков и страховых компаний. Вследствие этого уровень комиссий, уплачиваемых страховыми компаниями банкам, велик и превышает темпы роста рынка страховых услуг. Подобная ситуация ведет к  росту убыточности деятельности страховых компаний [6].

Преимущества участников системы банковского страхования представлены на рисунке 1.

Эволюция социального страхования - особенности, преимущества и недостатки

Рисунок 1. Преимущества для участников в развитии банковского страхования

Кроме того, банки отказываются от слияния, со страховыми компаниями придерживаясь формы агентских отношений.

Подобные действия приводят к  наличию непрозрачной системы аккредитации страховых компаний в банках, учитывая, что законодательная база не предусматривает наличие определенных требований к выбору страховой компании и банки устанавливают данные критерии самостоятельно. Следовательно, страховая компания может получить аккредитацию в одном банке, ровно также, как и не получить ¾ в другом.

Замедлению развития банковского страхования в Российской Федерации способствует низкий уровень страховой культуры населения, который только начинает набирать рост [3].

В Российской Федерации наблюдается тенденция организации поэтапного взаимодействия  банков и страховых компаний. Участники банковского страхования совмещают каналы продаж и клиентские базы, открывают доступ к внутренним финансовым ресурсам друг друга.

Список литературы:

  1. Сарсенова Е. Г. Банкострахование и проблемы его развития в России и зарубежных странах / Е. Г. Сарсенова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 3.
  2. Донецкова О.Ю., Садыкова Л.М. О проблемах развития банкострахования в РФ // Вестник ОГУ. ¾ 2015. ¾ №8 (183) ¾ С.42-46.
  3. Юрик М.К., Петров К.С. Некоторые теоретические и практические аспекты банковского страхования // Финансы и кредит. ¾ 2010. ¾ №24 (408) ¾ С.66-72.
  4. Елембаева К. Д. Эффективность сотрудничества банковских учреждений и страховых компаний // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 411-413.
  5. Копейкина И.И. Анализ и перспективы развития банковского страхования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. ¾ 2016. ¾ №4-6. ¾ С.27-30.
  6. Макин М.В., Садыкова Д. И. Состояние и перспективы развития банковского страхования в России // Политика, экономика и инновации. ¾ 2016. ¾ №7 ¾ С.16.

Источник: https://sibac.info/studconf/econom/lxvi/112497

Преимущества и недостатки страхования — Энциклопедия по экономике

Преимущества и недостатки страхования

Каковы преимущества и недостатки страхования как метода управления риском  [c.232]

Преимущества и недостатки страхования
 [c.302]

Преимуществами и недостатками акций, облигаций, инвестиционных фондов, предприятий, недвижимости, инструментов страхования, а также их юридической структурой, и знаете, когда и какой из них использовать.
 [c.226]

Для каждого из крупных аспектов программы социального обеспечения (страхование вышедших на пенсию, страхование иждивенцев, переживших застрахованного, страхование нетрудоспособности) опишите несостоятельности рынка, которые дают толчок для программы или которые могут использоваться для оправдания ее продолжения. Предположим, вас попросили спроектировать программу, которая была обращена только к одной несостоятельности рынка. Для как можно большего числа рыночных несостоятельностей опишите альтернативную современной системе программу и объясните ее преимущества и недостатки по сравнению с существующей.
 [c.328]

Похожая ситуация возникает и при падении баланса вашего счета. Метод разделения счета уменьшает количество контрактов с большей скоростью, чем это делает стратегия половинного Допустим, вы потеряли 5000 долларов в первый день торговли и общий баланс счета уменьшился до 95 000 долларов. При стратегии дробного f вам следует торговать 19 контрактами ( 95 000/ 5000).

Однако при использовании метода разделения баланса активный счет будет равен 45 000 долларов, и вам следует торговать 18 контрактами ( 45 000/ 2500). Отметьте, что при использовании метода разделения счета доля оптимального f изменяется вместе с балансом.

Сначала определяется доля баланса, которая будет задействована в торговле (в нашем примере мы использовали первоначальную долю 0,5). При повышении баланса доля оптимального f повышается, приближаясь в пределе к 1, когда баланс счета стремится к бесконечности.

При падении баланса доля f приближается в пределе к 0, а общий баланс счета при этом стремится к неактивной части. Тот факт, что страхование портфеля встроено в метод разделения баланса, является огромным преимуществом, и об этой особенности мы еще поговорим позже.

Так как метод разделения счета использует изменяющееся дробное f, мы назовем такой подход стратегией динамического дробного/, в противоположность стратегии статического дробного/.

Стратегия статического дробного f смещает вас по линии ML влево от оптимального портфеля, если вы используете ограниченный портфель, и при любых изменениях баланса счет будет оставаться у этой точки на линии ML.

Если вы используете неограниченный портфель (что является лучшим подходом), то будете на эффективной границе для портфелей с неограниченной суммой весов (так как нет линий ML для неограниченных портфелей) слева от оптимального портфеля. Когда баланс счета изменяется, вы остаетесь в той же точке на неограниченной эффективной границе.

Если речь идет об использовании динамического дробного f для ограниченного или неограниченного портфеля, вы начинаете у тех же точек, но, когда баланс счета повышается, портфель сдвигается вправо вверх, а когда баланс понижается, портфель сдвигается влево вниз. Правая граница находится у пика кривой, где доля f равна 1, а левая — у точки, где доля f равна 0.

При размещении активов с помощью метода статического f дисперсия не меняется, так как используемая доля оптимального f постоянна, но в случае с динамическим дробным f дисперсия — переменная величина.

В этом случае, когда баланс счета увеличивается, увеличивается также и дисперсия, поскольку возрастает используемая доля оптимального Верхней границы дисперсия достигает при полном , когда баланс счета приближается к бесконечности.

При падении баланса счета дисперсия быстро уменьшается по мере приближения используемой доли оптимального к нулю, когда общий баланс счета приближается к балансу неактивного подсчета, и в этом случае нижняя граница дисперсии равна нулю. Метод динамического дробного аналогичен методу, основанному на полном оптимальном , когда первоначальный размер торгового счета равен активной части баланса. Итак, есть два способа размещения активов с помощью статического дробного и с помощью динамического дробного Динамическое дробное дает динамическую дисперсию, что является недостатком, но такой подход также обеспечивает страхование портфеля (об этом позднее). Хотя эти два метода имеют много общего, они все-таки серьезно отличаются. Какой же из них лучше Рассмотрим систему, где дневное среднее арифметическое HPR= 1,0265. Стандартное отклонение дневных HPR составляет 0,1211, поэтому среднее геометрическое равно 1,019. Теперь посмотрим на результаты торговли при статических дробных оптимальных 0, If и 0,2 Для этого используем уравнения с (2.06) по (2.08)  [c.223]

Преимущество страхования депозитов для обществ.

Мы установили, что при принятии таких высоколиквидных обязательств, как депозиты до востребования и сберегательные депозиты, банки и сберегательные учреждения берут на себя дополнительный риск ликвидности домашних хозяйств и фирм в надежде получить определенную прибыль.

Но это просто переносит свойственную системе проблему недостатка информации о финансовой устойчивости с индивидов и фирм на депозитные учреждения.

У индивидуальных вкладчиков отсутствует полная информация о том 1) какова рискованность и ликвидность портфеля активов депозитного учреждения 2) когда и в каком объеме другие вкладчики захотят вернуть свои вклады. Более того, депозитные учреждения обычно используют правило кто первый пришел, того первым и обслужили при выплате средств по депозитам.
 [c.305]

Указав на зти и другие недостатки, Центральный Комитет ВКП(б) в сентябре 1929 г. предложил провести в деле государственного социального страхования отраслевую специализацию (создание отраслевых страховых касс), децентрализовать выдачу пособий и пенсий, всемерно оказывать преимущества рабочим,
 [c.182]

Компенсационный фонд может быть организован в форме общества взаимного страхования. В рамках этого общества профессиональные участники рынка ценных бумаг, действующие коллективно, страхуют своих клиентов от мошенничества, халатности, утери документов и т.п.

Преимущества этого метода в его простоте, дополнительном контроле со стороны профессионального сообщества, а недостатки — в значительных затратах, предельном уровне страховых выплат и множестве исключений из правил. Формирование компенсационного фонда в такой форме станет дополнительным условием предупреждения ошибок и нарушений, т.к.

поведение каждого отдельного института коллективных инвестиций будет находиться под контролем всего профессионального сообщества отрасли коллективных инвестиций.
 [c.338]

SWOT-анализ — это анализ существующих проблем и трудностей в работе фирмы, ее конкурентных преимуществ и недостатков, а также возможностей и угроз внешней среды.

Формулируются преимущества и недостатки работы фирмы на целевом рынке, выявляются основные проблемы, требующие своевременного разрешения дается оценка престижности и авторитета фирмы приводятся конкурентные преимущества производимого товара (по качественным характеристикам, уровню цен, развитию каналов сбыта, обслуживанию, особенностям коммерческой работы) степень обеспеченности ресурсами (научно-техническими, производственными, коммерческими, маркетинговыми, финансовыми, квалификационными и др.) предполагаемый объем и рост операций предполагаемый объем и динамика капитальных вложений источники финансирования средняя рентабельность продаж, средняя норма прибыли возможности и способности руководства фирмы управлять своей деятельностью в условиях работы на данном целевом рынке перспективы к достижению не единичного, а перманентного успеха при работе на целевом рынке приверженность потребителей к данному товару и фирме чувствительность конъюнктуры целевого рынка к колебаниям общехозяйственной конъюнктуры оценка вероятных рисков (политических, коммерческих, производственных, научно-технических и др.) серия мер и методов защиты от возможных рисков (страхование, диверсификация рынков и отраслей деятельности и др.) слабые стороны работы фирмы сильные стороны работы фирмы.
 [c.223]

Предприятие, особенно крупное, может защищаться от неблагоприятных событий двумя способами за счет страхования и путем создания собственных финансовых резервов, используемых для ликвидации последствий аварий и катастроф (самострахования). Оптимальное страховое покрытие должно включать в себя оба эти способа защиты. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки.

Читайте также:  Что грозит за скрытие с места дтп и какое наказание, если уехал с места аварии?

Объекты страхования, как правило, разнородны, но все страховые события на предприятии можно привести к единому денежному эквиваленту. Поэтому все выплаты и премии можно рассматривать в виде единого финансового потока, не разбивая его ни по видам, ни по объектам страхования.

В этих условиях, как показывает опыт, оптимальным для средних и крупных предприятий является эксцедентное страхование, при котором ущербы по различным неблагоприятным событиям компенсируются самим предприятием, если их сумма за определенный период (например, за квартал) не превосходит установленной величины.

Если же сумма убытков за этот период перекрывает потолок , установленный в договоре страхования, превышение компенсируется страховой компанией. При этом может быть установлен верхний предел компенсации ущерба, однако его появление нежелательно. Исключение может быть сделано для особо крупных катастрофических рисков, компенсация которых средствами страховой компании невозможна.

Речь здесь может идти, например, о масштабном загрязнении окружающей среды. Такие катастрофы, как правило, компенсируются за счет средств бюджета или специализированных фондов.
 [c.143]

Что было бы, если бы вместо страхования с помощью фьючерсных контрактов Паркер решил использовать опционы на фьючерсы. Предположим, опцион «пут» на фьючерсный контракт на составной индекс NrSE(vyp исполнения 165) в настоящий момент котируется по 5,80, в то время как сравнимый с ним опцион «калл» котируется по 2,35.

Используйте данные приведенного выше вопроса 3 о портфеле активов и цене фьючерса для определения степени защищенности портфеля активов. (Подсказка добавьте чистую прибыль от хеджирования к новой, уменьшившейся стоимости портфеля активов.

) Каковы преимущества и недостатки использования опционов на фьючерсы для хеджирования портфеля активов по сравнению с использованием самого фьючерса на индексы  [c.636]

Рассмотрите преимущества и недостатки определения стандартов включения в списки пользователей пособиями талоны на питание, Медикейд, страхование по безработице, помощь семьям с несовершеннолетними детьми и страхование престарелых и иждивенцев, потерявших кормильца, на уровне штатов по сравнению с национальным уровнем.
 [c.610]

Здесь мы подойдем к страхованию депозитов критически.

Сначала мы проанализируем основные проблемы, решению которых и должно служить страхование депозитов проблемы ликнидности активов и недостатка информации о финансовом положении домашних хозяйств и фирм.

Затем мы перечислим преимущества, которые приносит обществу страхование депозитов, и проблемы, возникающие для страховщика депозитов.
 [c.304]

Система отрицательного подоходного налога позволяет семьям бедняков по- учать финансовую помощь без всяких справок о бедственном положении. Единственное основание получения помощи со стороны общества — низкий до- -эд.

В зависимости от точки зрения данная особенность может быть как преимуществом, так и недостатком.

С одной стороны, отрицательный подоходный налог -е будет влиять на число детей, рожденных вне брака, или на статистику разводов (в отличие от современной системы социального страхования, по мнению ее
 [c.441]

Недостатком матричной структуры является ее сложность в результате наложения большого числа вертикальных и горизонтальных полномочий возникает множество проблем, что подрывает принцип единоначалия и может привести к конфликтам в организации.

Матричная структура управления позволяет получать некоторые преимущества, присущие как функциональным, так и ди-визиональным структурам. Она позволяет достичь определенной гибкости, улучшения координации работ.

Матричная структура используется во многих отраслях промышленности, например химической, банковском деле и страховании, производстве вычислительной техники.
 [c.360]

Источник: https://economy-ru.info/info/147359/

Стратегия и тактика развития системы обязательного социального страхования в россии

Как было показано ранее, нет никакого секрета, что действующая в России система ОСС не обеспечивает социально приемлемого уровня защиты застрахованных. Другими словами, она недостаточно эффективна. Однако сама по себе констатация данного факта также недостаточна.

Важнее другое — выявление причин такого положения: лежат ли они только вне системы или обусловлены и внутренне присущими ей недостатками? Естественно, научно обоснованный, т. е.

объективный, подход к решению этого вопроса предопределяет стратегию и тактику дальнейшего развития системы обязательного социального страхования в России, что позволяет дать ответ, какой должна быть система социальной защиты населения в России завтра? Вопрос далеко не праздный.

Он, вне всякого сомнения, жизненно важный для каждого россиянина — и пенсионера, и работника, и молодого человека, который рано или поздно вступит в трудовую жизнь.

Однако прежде чем рассмотреть вопрос по существу, сделаем небольшое пояснение.

Данная глава является обобщающей и завершающей в изучении действующей системы ОСС.

При этом такой ее характер определяется не формальным моментом, что она завершает определенный раздел учебника (затем идет рассмотрение вопросов дальнейшего развития ОСС), а необходимостью уяснения ее глубинных противоречий и недостатков. В процессе изучения курса в той или иной мере они рассматривались. Здесь предполагается:

  • 1) рассмотреть эти недостатки с точки зрения их глубинных основ;
  • 2) рассмотреть эти недостатки во взаимосвязи и взаимодействии (можно сказать, в ином ракурсе: не как случайные погрешности системы или отдельных ее структур, а как внутренне присущие ей);
  • 3) провести анализ тенденций развития системы ОСС и показать, что на двух принципиально различных основах — социальном обеспечении советского образца (когда более 60% средств на социальную защиту населения выделялось из бюджета) и социальном страховании, этаком их симбиозе в рамках страховой формы, что сегодня имеет место, — она дальше базироваться не может. Такая система неэффективна (сидение на двух стульях бесперспективно), поскольку укрепление одной составляющей блокирует развитие другой. За примерами далеко ходить не надо. Рост расходов федерального бюджета на выплату базовой части пенсии, вызванный в свое время снижением ставки ЕСН, обусловил резкое уменьшение размера страховой составляющей пенсии, выплаты которой производятся за счет страховых взносов. Соответствующие данные уже приводились ранее.

Характеризуя состояние действующей системы ОСС, ее проблемы, следует различать две группы факторов (как со знаком плюс, так и минус), их обусловливающих: 1) внешние факторы, не зависящие от системы, и 2) факторы самой системы. Остановимся на них подробнее.

Источник: https://ozlib.com/808480/sotsium/strategiya_taktika_razvitiya_sistemy_obyazatelnogo_sotsialnogo_strahovaniya_rossii

Социальное страхование

Социальное страхование (social insurance) — форма социальной защиты экономически активного населения от различных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности и доходов, на основе коллективной солидарности возмещения ущерба.

Социальное страхование — система отношений по распределению и перераспределению национального дохода, заключающихся в формировании специальных страховых фондов для содержания лиц, не участвующих в общественном труде. Фонды социального страхования формируются из государственных дотаций и страховых взносов, уплачиваемых работодателями и работающими гражданами.

Социальное страхование — система денежных пособий: по безработице, по нетрудоспособности, по беременности и родам, пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

Особенность социального страхования — финансирование из специализированных внебюджетных фондов, формируемых из целевых взносов работодателей и работников при поддержке государства.

Социальное страхование построено на принципе нежесткой эквивалентности: существует определенная зависимость страховых выплат от величины трудового вклада и страхового стажа.

Но в отличие от частного страхования в социальном страховании принцип эквивалентности сочетается с принципом объединения рисков и коллективной солидарности.

Современная система социальной защиты населения включает следующие основные элементы:

  • традиционную форму государственного вспомоществования (социальной помощи);
  • совокупность государственных социальных гарантий, включая социальные льготы отдельным категориям населения (категориальные социальные услуги) и социального страхования.

Социальное страхование имеет две формы: обязательную и добровольную. Соотношение этих форм различно для разных стран и этапов развития страхования. Обязательное социальное страхование — разновидность государственных социальных гарантий, обеспечиваемых через целевые внебюджетные (государственные или общественные) фонды. Здесь реализуется принцип неполного самофинансирования.

В случае дефицита бюджета данных фондов государство оказывает им помощь из средств госбюджета.

Таким образом, оно выступает гарантом финансовой устойчивости этих фондов и реализации программ обязательного социального страхования.

Это обстоятельство в отечественной практике зачастую становится поводом для попыток консолидации фондов обязательного социального страхования в государственный бюджет.

Выделяют два вида социального страхования: обязательное общее страхование и обязательное профессиональное страхование. Обязательное общее страхование распространяется на всех без исключения лиц, работающих по трудовому договору или контракту.

Обязательное профессиональное страхование распространяется на лиц, занятых на работах, связанных с повышенным травматизмом, особо опасными и не благоприятными условиями труда.

 Уровень страховых взносов при обязательном профессиональном страховании выше, чем при обязательном общем страховании, и соответственно выше уровень материального обеспечения.

Добровольное социальное страхование строится на принципах коллективной солидарности и взаимопомощи при отсутствии страховой поддержки государства (госбюджета).

Его отличительные черты — демократизм управления страховыми фондами, наиболее полная реализация принципа самоуправления, социальное партнерство работодателей и наемных работников, тесная зависимость страховых выплат и программ от уровня доходов страхователей.

Недостаточный уровень государственных гарантий в системе обязательного социального страхования и невысокий уровень доходов страхователей благоприятствует тому, что фонды добровольного социального страхования рассматриваются не как альтернатива, а как дополнение к обязательному страхованию. Взаимное дополнение этих фондов позволяет недостатки одного вида страхования компенсировать достоинствами другого.

На ранних этапах становления рыночной экономики преобладала функция социального вспомоществования. Последняя возникла в позднем средневековье в Англии, когда в 1601 г.

Королева Елизавета I приняла Закон о бедности (впоследствии во многих странах континентальной Европы, в том числе в России, а позднее и в других странах социальное законодательство воспроизводило многие положения этого закона).

Важнейшим моментом, закона о бедности была классификация малообеспеченных граждан на основе проверки нуждаемости и проведения четкой границы между заслуживающими социальную поддержку и не имеющими права на нее.

Децентрализация социальной помощи бедным на низовом уровне церковных приходов позволяла легко выявлять категории нуждающихся и обеспечивать адресность данной помощи. Церковь обеспечивала преемственность новой формы социальной защиты населения и существовавшей ранее религиозной благотворительности, основанной на принципе христианского равенства и универсальности помощи.

С развитием рыночных отношений, урбанизации и усилением мобильности населения социальная помощь на основе институтов церкви стала перемещаться к гражданским структурам. При этом гражданские службы столкнулись с серьезной проблемой обеспечения адресности и проверки нуждаемости населения в социальной помощи.

Расширение деятельности и числа государственных структур социальной поддержки населения вело к ее бюрократизации, механизм проверки нуждаемости малообеспеченных граждан приобрел печать унижения человеческого достоинства.

Указанные недостатки государственной системы вспомоществования сохраняются и в современной рыночной экономике.

На ранних этапах капиталистического общества система социальной помощи, не способная решить проблему бедности, одновременно порождала иждивенчество в среде трудящихся, снижала стимулы к труду и создавала трудности для предпринимателей в найме рабочей силы.

Идеология нового класса постепенно формировала общественное мнение в пользу ограничения масштабов социального вспомоществования малообеспеченным. В противовес делалась ставка на организацию самопомощи работников с использованием института семьи и на добровольно-религиозную благотворительность.

Таким образом, был взят курс на минимизацию государственной социальной помощи нуждающимся. Ответной реакцией общества явилось возникновение добровольных коллективных форм страхования жизненных рисков на корпоративных началах. Корпоративное страхование получило развитую форму с введением государственных гарантий его существования.

Впервые эта форма социального страхования была законодательно конституирована в Германии в конце XIX в. Инициатива ее введения принадлежала аристократии и государственным чиновникам, заинтересованным в сохранении корпоративных привилегий.

Читайте также:  Порядок диспансеризации взрослого населения с 2015 года - основные изменения

В 1-й половине XX в. в условиях кризиса модели капитализма свободной конкуренции сформировалась новая форма социальной защиты населения, которая базируется на обязательности обеспечения населения социально значимыми услугами.

Основой новой системы социальной защиты населения являются государственные социальные гарантии удовлетворения наиболее значимых для человека и всего общества потребностей.

В западной социально-экономической литературе наивысший уровень новой системы социальной защиты, обеспечивающий ее универсальность и всеобщую доступность населению, получил название «социальной безопасности». В СССР в 20-е гг. данное понятие нашло отражение в термине «социальное обеспечение».

Источник: https://discovered.com.ua/glossary/socialnoe-straxovanie/

Система социального страхования в Германии

     Касса содержала свои санатории и Цандеровский институт, где имелся рентгеновский 
кабинет, электро— и светолечение. Она состояла в договорных отношениях с 59 аптеками, 29 оптическими магазинами и другими учреждениями. У больных имелось право свободного выбора врача из опубликованного кассой списка врачей, работавших с ней по договору.

     Членам 
семей застрахованных предоставлялось 
только бесплатное лечение, а также медицинская помощь беременным и роженицам. Но большинство касс этим не ограничивались и расширяли свою помощь за счет профилактических мероприятий (санатории, дома отдыха, пансионаты и др.

), а также выделяли особые чрезвычайные фонды для помощи нетрудоспособным, создавая таким образом замену отсутствующего страхования по старости и инвалидности. Средства больничных касс составляли: 2/3 — взносы самих рабочих и 1/3 — взносы предпринимателей.

Таким образом, исторически сформировалось несколько типов организации врачебной помощи застрахованным: система свободного выбора врача; система «списочных врачей»; система врачей, постоянно работающих в больничных кассах по контрактам.

  Каждая из систем имела свои преимущества и недостатки и применялась в зависимости от сложившихся традиций, социально-экономических и географических особенностей данной территории.

     Изложенные 
исторические аспекты формирования и продвижения в практику обязательного медицинского страхования в различных странах во многом определили его будущее развитие, что отчетливо прослеживается при анализе современного состояния система здравоохранения стран Западной Европы и США. 1

     
2. Государственное 
социальное страхование 
в развитых зарубежных странах.
 

     2.1 Социальное страхование 
в странах Западной 
Европы
 

     Все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

     В Германии, Франции, Бельгии и Люксембурге 
системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах.

Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде.

Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фонд.

     В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия.

Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты.

В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во перечисленных странах государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

     Здравоохранение в основном финансируется также 
за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

     Великобритания, Дания, Ирландия отличаются от вышеперечисленных тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет.

Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов.

Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска.

В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

  •      Во 
    всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет ряд функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни:
  •       — риск заболевания: выплаты соответствуют 
    полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе;
  •       — риск инвалидности: выплата пенсий 
    и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации;
  •       — риск производственного травматизма 
    и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания;
  •       — риск потери кормильца: пенсии 
    и пособия в случае потери 
    кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги;
  •       — риск безработицы: пособие, связанное 
    с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического 
    труда, организованного властями, не заменяющей пособие;
  •       — риск миграции: расходы, связанные 
    с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных;
  •       — риск потери жилья: субсидии 
    на оплату жилья и коммунальных 
    услуг некоторым категория населения;
  •       — риск материнства: расходы на 
    выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.
  •      Серьезные демографические изменения, произошедшие за последние десятилетия, заставили многие страны пересмотреть систему помощи пожилым гражданам.

     Прежде 
всего, проблемы возникли в отношении 
пенсионного обслуживания, поскольку резко возросло число пенсионеров по старости.

Положение во многих странах обострилось в связи с довольно высоким уровнем безработицы.

Это заставило правительства многих стран изыскивать возможности для организации преждевременного ухода на пенсию, чтобы освободить рабочие места для молодых работоспособных людей.

     Программы преждевременного выхода на пенсию стали разрабатываться в середине 80-х гг. и были приняты почти во всех странах Европейского Содружества.

В разных странах были приняты два четко выраженных решения: 1) ранняя пенсия с правом работать; 2) ранняя пенсия без права работать.

В наибольшей степени программы были реализованы в Бельгии, Франции, Германии, в меньшей – в Великобритании и Дании.

     Так в Бельгии на пенсию можно уходить 
уже в 50 лет. Если увольнение связано 
с потребностями фирмы, пожилые 
люди получают пенсию в размере 80% заработка. Основная часть средств выплаты поступает за счет страхования по безработице, но некоторая доля может обеспечиваться работодателем. Пенсионеру разрешается подрабатывать, но в ограниченных размерах.

     Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

     Во 
Франции пожилые работники в 
случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо них безработных моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования по безработице и правительственного фонда.

     В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60 до 65 лет, а позднее минимальный возраст был снижен до 57 лет, если желающие накопили достаточно средств.

Пособие финансировалось компаниями (65% среднего заработка). Там, где вышедший на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации.

Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим.

     Подобные 
данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы.

С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения, быстрое устранение избыточной численности, омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства.

Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно: оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.

     Тем не менее, пенсионные реформы более 
поздних лет в некоторых странах, предусматривают постепенное увеличение пенсионного возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.

     В ряде стран Европы правительства 
вынуждены были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего, о возможности получать пенсию за умершего супруга.

В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга.

В Дании в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами на социальное страхование умершего супруга.

     Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот

     порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж.

Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных.

В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию. 

     2.2 Социальное страхование 
в Германии.

     Стержнем 
системы социального обеспечения 
в Германии является обязательное социальное страхование.

Согласно немецкому трудовому законодательству, работодатель обязан застраховать наемного работника на случай возникновения ряда социальных ущербов.

Под термином «социальное страхование» подразумеваются пять видов различных страховых договоров, разработанных социально-трудовыми ведомствами на базе Кодекса социального права:

  • государственное медицинское страхование, представляемое государственными медицинскими кассами;
  • государственное обязательное страхование на случай возникновения необходимости в уходе по болезни или старости, предоставляемое государственными медицинскими кассами;
  • пенсионное страхование, предоставляемое земельными или федеральными страховыми обществами для наемных работников;
  • страхование на случай потери работы, предоставляемое федеральным ведомством по труду;
  • государственное обязательное страхование от последствий несчастного случая на производстве, предоставляемое союзом предпринимателей одной или родственной отрасли промышленности.

     Все частные предприниматели, как мелкие, представляющие фирму в единственном числе и не имеющие наемных работников, так и владельцы крупных предприятий с правом принятия на работу наемных работников, заключают свои социальные страховые договоры самостоятельно. При этом они законодательно освобождаются от двух обязательных социальных страховок – страхование на случай потери работы и пенсионного страхования.

Источник: https://www.stud24.ru/taxation-law/sistema-socialnogo-strahovaniya-v-germanii/108334-319486-page2.html

Ссылка на основную публикацию