Страхование культурных ценностей и предметов искусства — условия, страховые риски

В четверг, 12 декабря, в учебном центре RMA пройдет лекция руководителя направления страхования культурных ценностей компании «Альфастрахование»Андрея Кучи.

 Студентам группы «А-17» и «А-18» факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» он расскажет, для чего нужно страхование, как оно устроено и что бывает, если искусство не застраховано, также Андрей разберет кейсы из практики и ответит на вопросы. Начало в 19.00.

При подготовке рекомендуем прочитать материал Esquire, в котором рассказывают, почему в январе 2019 года вору удалось легко и беспрепятственно унести картину Архипа Куинджи из Третьяковки, кто должен был ему помешать и почему его затея была обречена на провал. На вопросы ответили музейный эксперты, в том числе и Андрей Куча.

Страхование культурных ценностей и предметов искусства - условия, страховые риски

Почему искусство все время воруют — и почему это совершенно бессмысленно

Днем 27 января 32-летний Денис Чуприков зашел в Третьяковскую галерею на временную выставку «Архип Куинджи», снял со стены одну из картин и спокойно, при свидетелях, вышел из галереи с полотном под мышкой. И без того фантастическая ситуация кажется еще более странной ввиду трех обстоятельств. Во‑первых, похищена была не какая-нибудь картина, а «Ай-Петри.

Крым» (предполагаемым вором оказался уроженец Крыма, что привело в восторг интернет-сообщество). Во‑вторых, кража состоялась в день, когда родились и сам Архип Куинджи, и глава Росгвардии Виктор Золотов, сотрудники которого охраняют Третьяковскую галерею.

В-третьих, возможно, кражу бы и не заметили, если бы в это же самое время из гардероба музея не украли шубу (ее, кстати, до сих пор ищут).

Ограбление выглядит со стороны таким абсурдным и легким, как будто это не реальная история, а сцена из «Розовой пантеры». Но на самом деле, подобные кражи — явление нередкое, так что списать его на русскую безалаберность не получится.

Каждый год из музеев пропадают десятки экспонатов, и статистика по количеству раскрытых преступлений неутешительна: всего 1,5%.

Буквально прошлым летом неизвестный проник на выставку The Art of Banksy, снял картину Trolley Hunters со стены и унес ее.

Некоторые примеры пропавшего искусства заслуживают отдельного фильма или романа — наподобие «Щегла» Донны Тарт. В краже «Моны Лизы» 1911 года подозревали даже Пикассо (настоящим вором оказался нанятый для остекления картин сотрудник музея — он просто задержался в туалете после закрытия и ночью украл работу).

Гентский алтарь крали чаще всего в истории — частями. Пропажа фрагмента в 1934 году заставила сомневаться даже в добропорядочности гентского епископа: вскоре после исчезновения работы из церкви на его счет поступил миллион бельгийских франков.

Две из четырех версий «Крика» Эдварда Мунка украли в 1994 и 2004 годах: первую работу нашли, когда похититель запросил миллион долларов, вторую — при нераскрытых обстоятельствах.

Еще меньше везет, к сожалению, скульптуре и паблик-арту: в 2000-х была целая волна попыток сдать работы великих скульпторов на металлолом — «Солнечные часы» Генри Мура, например, воры пытались продать всего за £46.

А кражей века считается ограбление музея Кюнстхал в Роттердаме в 2012 году: за три минуты грабители вынесли семь картин, купленных на пике рынка за суммы от $6 до 15 млн.

Среди них — Пикассо, Фрейд и Гоген: похитители собирались ограбить другой музей, но их привлекли афиши Кюнстхале с описанием выставки шедевров из частной коллекции.

Преступников поймали, но работы не нашли — мать одного из грабителейутверждает, что сожгла полотна.

Неужели все так просто? И если да, то почему музеи ничего не предпринимают? Куда в момент кражи смотрит служба охраны? Насколько легко будет продать украденный шедевр — и таким образом сделать себе состояние? Вопросов много, Esquire разберается по порядку.

Факт 1: безопасность во всех музеях одинаковая

После злополучной кражи в Кюнтсхале тоже много говорили о системе безопасности. Выяснилось, что в музее по ночам охранников нет, только камеры и сигнализация. Более того, местные СМИ сообщали, что за неделю до кражи через тот же черный ход вышли посетители, случайно застрявшие в музее.

На деле же система безопасности во всех музеях примерно одинаковая: камеры наблюдения, датчики движения, охрана. «Надо понимать, что не бывает более или менее безопасных музеев, а стандартные нормы экспонирования не требуют приставлять к каждой картине охранника или оснащать ее GPS-трекером.

Все условия заранее обговариваются с владельцем — вплоть до того, как именно картина будет крепиться на стену. За мою практику был только один случай, когда частный коллекционер потребовал охрану для полотна. А когда мы выставляли Левитана, Израильский музей попросил установить сигнализацию.

Мы пытались убедить коллег не делать этого, потому что картина была прикручена так, что ее нельзя было даже подвинуть. Но это было требование владельца, а мы никогда не торгуемся с владельцем, — рассказала Esquire Мария Насимова, главный куратор Еврейского музея и центра толерантности.

— Третьяковская галерея выполнила свой базовый минимум, а все, что случилось после — это, возможно, нерасторопность смотрителей. Никто не мог такого ожидать».

Правда, после инцидента с Куинджи на все картины временных выставок в Третьяковской галерее все-таки решили устанавливать электронные датчики безопасности — на всякий случай.

Читать далее…

Источник: https://www.rma.ru/art/news/19376/

Страхование предметов искусства: рекомендации и разъяснения

Страхование предметов культуры и художественных артефактов – это широко распространенное направление страхового бизнеса на Западе. Но в России, к сожалению, этот тип страхования недостаточно развит, хотя и имеет некоторую положительную динамику. По последним данным страхового рынка, размещение капитала в предметы искусства приносит владельцу до 15-20% ежегодного дохода.

Долгое время страхование предметов искусства в России не являлось отдельным видом услуг, и определялось как разновидность страхования имущества.

Но в связи с ростом числа частных коллекционеров, созданием художественных галерей, всевозможных культурных центров и общим развитием рынка художественных ценностей, подобный вид страхования вырос в отдельное направление и теперь представлен множеством специализированных компаний.

Обязательным условием страхования любых художественных ценностей является их независимая оценка и наличие сертификата, подтверждающего подлинность того или иного произведения искусства и его объективную ценность. Без соответствующего сертификата любой предмет искусства не представляет для арт-рынка должного внимания.

Все предметы искусства (как государственные, так и частные) страхуются на равных условиях, но по различным видам ставок. Добиться полной компенсации можно только в случае кражи или абсолютной гибели ценности.

В случае повреждения страховщик может предложить услуги реставрации, а если предмет состоял из двух или более частей, выплачивает сумму страховки за весь комплект.

При таком условии страхования все части артефакта (целые и поврежденные) страховая компания забирает себе.

Для частных коллекций существуют повышенные ставки, но страховать собрание предметов искусства целесообразно при минимальной стоимости от 50 тыс. долларов.

Со временем количество предметов будет увеличиваться, а общий страховой тариф снижаться до минимального предела в 0,1%.

Государственные собрания российских музеев имеют ставку примерно 0,2-0,3%, при общей стоимости коллекций от 500 тыс. долларов.

Страховая компания может предложить коллекционеру старинных часов два вида полисов: имущественный и предназначенный непосредственно для предметов искусства. В первом случае страхование будет покрывать стоимость вещи, не учитывая ее художественной ценности, а стоимость полиса составит 0,01-0,65% от оценочной стоимости предмета искусства.

Во второй ситуации учитывается и культурная ценность, что весьма существенно скажется на выплате по страховке в случае сильного повреждения или гибели предмета искусства.

Такой полис обойдется владельцу в 1,5-4% от общей стоимости произведения и, кроме того, со временем при увеличении ценности коллекции он сможет внести поправки в договор и увеличить сумму страхования.

Особые условия страхования предусмотрены для выездных коллекций и выставок.

В наше время государство тратит минимум средств на страхование коллекций российских музеев на период выставок за рубежом и в основном большая сумма страховки ложится на плечи принимающей стороны.

Полис обеспечивает страхование на весь выставочный период, включая процесс упаковки и распаковки, и покрывает все риски в случае повреждения, кражи или претензий со стороны наследников.

Кроме всего прочего, специализированные компании и магазины антиквара предоставляют дополнительные услуги по безопасности коллекций, поддерживают связи с реставраторами и аукционными домами.

Можно говорить, что страховая компания выступает не только как финансовая защита предметов искусства, но и как организатор выставок. Стоимость страхового полиса складывается из множества нюансов: способов транспортировки, продолжительности выставки, количества предметов и их художественной ценности.

Читайте также:  Технический риск в страховании - что это, признаки, особенности, виды

Полис может оформляться на одну выставку или несколько, быть совместным для нескольких коллекций и иметь особые условия для определенных экспонатов.

Несмотря на привлекательные страховые услуги, частные коллекционеры и антиквары не спешат обращаться к страховщикам. Чаще всего это связано с нежеланием обнародовать собственную коллекцию из-за страха ограбления.

У частных владельцев предметов искусства, в свою очередь, могут обнаружиться подделки или украденные экспонаты, что отрицательно скажется на репутации коллекционера.

Помимо прочего, страховые компании выставляют особые требования к хранению предметов искусства, что для частного коллекционера чревато дополнительными расходами.

Сегодня на российском арт-пространстве образовался своеобразный альянс специалистов, сформированный из экспертов, страховых компаний, оценщиков и финансовых организаций. Содружество профессионалов предлагает комплекс услуг, способный сопровождать предметы искусства на всех этапах, как предшествующих страхованию, так и после оформления полиса.

Экспертиза, хранение, кредитование, купля и продажа – это неполный перечень услуг, которыми может воспользоваться как частный коллекционер, так и государственная организация. Имея такой многофункциональный комплекс на арт-рынке, можно надеяться, что в дальнейшем страхование предметов искусства в России выйдет на иной, более организованный уровень.

Подготовлено: http://avtoritet-antique.com/

Источник: https://gallerix.ru/pr/straxovanie-predmetov-iskusstva-rekomendacii-i-razyasneniya/

Рекомендации по страхованию культурных ценностей

Можно обратиться и в независимую организацию, которая обладает достаточной степенью компетенции и располагает оборудованием, необходимым для проведения технико-технологического и химического анализа. Экспертное заключение должно подтверждать подлинность, стоимость и возраст предмета, а также его краткое описание.

Обязательным условием является прикладывание фотографии предметов коллекции в 2−3х экземплярах и их достоверная опись со всем особенностями.

Документы, удостоверяющие подлинность, также могут выдаваться представителями художественных и антикварных галерей, аукционов, экспертами-искусствоведами и другими лицами, обладающими полномочиями давать заключения такого рода, а также имеющими соответствующую лицензию (сертификацию).

Очевидно, что ответственность таких экспертов должна быть застрахована, так как и здесь не исключен риск профессиональных ошибок эксперта.

Если произведение искусства было относительно недавно куплено на аукционе или в серьезном антикварном салоне будет достаточно документов, подтверждающих такую покупку.

Страховые компании не занимаются экспертизой произведений искусства.

Если предмет искусства без документов, удостоверяющих подлинность и ценность вещи, или эти документы при проверке оказались подделкой, то страховщик в праве отказать в заключении страхового договора. Аналогичный итог следует ожидать, если из достоверных источников станет известно, что данный предмет искусства приобретен нелегально.

При страховании предметов искусства на время экспонирования или хранения риски оцениваются в зависимости от уровня безопасности, уровня охраны помещения, наличия сигнализации, противопожарных датчиков и т. п.

При страховании на период транспортировки в первую очередь принимается во внимание компетенция осуществляющей транспортировку транспортной компании.

Для транспортировки предметов искусств мы рекомендуем обращаться в специализированные транспортные компании.

Страхование культурных ценностей — особенности и условия

Страхование может покрывать все стандартные имущественные риски, такие как пожар, залив, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия и т. д.

Существуют и специфические риски, например, выход из строя климатических систем (свет, влажность, температура), повреждения, связанные с погрузкой и выгрузкой, при этом страхователь сам формирует набор рисков, от которых он хочет застраховать принадлежащие ему предметы искусства.

Практически существуют лишь три исключения из страховых рисков.

  1. не покрываются риски связанные с естественным износом, наличие скрытых дефектов или гибель и повреждение вследствие реставрации, восстановления или ретуширования;
  2. конфискация или экспроприация;
  3. в тех случаях когда третьи лица могут предъявлять свои претензии на право обладания произведениями искусства.

А также несколько общих исключений зафиксированных в российском законодательстве. К примеру, не признаются страховыми случаями события, произошедшие в результате воздействия ядерного взрыва, радиации, военных действий и т. д.

Страховая компания может предъявить дополнительные требования по условиям хранения культурной ценности и рассчитать стоимость страховки с учетом их выполнения. При этом условия хранения, транспортировки и экспонирования должны быть согласованы до заключения договора страхования.

На этом этапе страховщик может выдвинуть конкретные требования по территории страхования, оборудованию ее системами охраны. Все условия полностью согласовываются между сторонами до его заключения договора и фиксируются в нем в обязательном порядке.

Зачастую страховые компании оставляют за собой право во время действия договора производить осмотр застрахованного имущества и проверять условия его содержания.

Также при страховании предметов искусства предпочтительны надежные условия хранения, такие как: сейфы, наличие охранных систем и систем безопасности, отвечающих за сохранность объекта, специальные комнаты для хранения с поддержанием необходимых температур и светового баланса, сложные системы охранной сигнализации с датчиками движения, системы видеонаблюдения за объектами с круглосуточной охраной и т. д.

Страхование культурных ценностей заключается в том, что страхуются особенные предметы, отсюда этот вид никогда не был и не будет массовым. Пожалуй, это самый индивидуальный вид страхования.

Клиентам нашей компании мы гарантируем соблюдение режима строгой конфиденциальности в отношении сведений, полученных нами как при оказании консультационной помощи, так и в процессе переговоров при заключении и оформлении договора страхования.

Источник: https://iicon.ru/info/blog/recommendations-insurance-cultural-values/

Страхование культурных ценностей

Страхование культурных ценностей позволяет страхователю избежать финансовых потерь, связанных с утратой или повреждением предметов коллекционирования. Объектами страхования в данном случае могут быть:

  • произведения изобразительного искусства (живопись, скульптуры, графика, фотографии, произведения декоративно-прикладного искусства);
  • предметы религиозного культа, не используемые в силу их высокой ценности, иконы и т.д.;
  • уникальные ювелирные украшения;
  • иные предметы коллекционирования, имеющие высокую культурную ценность;
  • имущество, используемое для хранения, реставрации, экспонирования произведений изобразительного искусства и иных предметов коллекционирования.

Объем страхового покрытия страхователь выбирает, исходя из специфики своей деятельности и особенностей хранения (использования) культурных ценностей. Вы можете застраховать предметы коллекционирования «от всех рисков» — покрытие включает риски утраты или повреждения имущества по любой причине, или же указать конкретные риски:

  • пожар, воздействие продуктов горения;
  • взрыв;
  • повреждение водой;
  • стихийные бедствия;
  • военные риски;
  • противоправные действия третьих лиц и т.д.

Среди специфических, характерных для данного вида страхования рисков, стоит выделить:

  • риск потери/повреждения одного из парных предметов;
  • риск уменьшения стоимости застрахованного объекта.

Последствия отказа от полиса страхования культурных ценностей

Для частных коллекционеров и предприятий, приобретающих произведения искусства не для последующей перепродажи и экспонирования, отказ от полиса чреват потерей всей суммы средств, вложенных в эти ценности. Данные суммы могут быть огромными, особенно с учетом того, что стоимость культурных ценностей с каждым годом лишь увеличивается.

Если же вы являетесь галеристом или арт-дилером, без полиса с вами не захотят сотрудничать крупные выставочные центры и галереи, вы столкнетесь со сложностями в процессе продажи шедевров на аукционах и т.д. Также отсутствие полиса может крайне негативно сказаться на деловой репутации компании или частного лица.

Почему именно TFG Insurance?

Страхование культурных ценностей – одна их тех отраслей страхования, где важны деликатность и щепетильность. Во-первых, нужно тщательно оценить платежеспособность страховой компании и её финансовые показатели.

Во-вторых, вам должны оказать содействие при составлении описи предметов коллекционирования, определении их стоимости, оценке условий их хранения и т.д.

В-третьих, страховая компания обязана обеспечить анонимность и конфиденциальность в отношении полученных о страхователе и объектах страхования сведений.

Чтобы не допустить ошибок, выбрать надежного страхового партнера и оформить договор на выгодных для вас условиях, доверьтесь менеджерам TFG Insurance. Опыт работы в сфере страхования культурных ценностей позволяет нам предлагать клиентам эффективные и доступные программы страхования, полностью соответствующие их целям.

Как оформить полис?

Чтобы оформить полис страхования культурных ценностей, достаточно:

Ваши дополнительные возможности

Чтобы обеспечить себе комплексную страховую защиту, вы также можете оформить:

Вложение средств в произведения искусства формирует ваше благосостояние: без надлежащей страховой защиты вы рискуете потерять слишком много. Обезопасить ваши инвестиции и обеспечить их приумножение поможет компания TFG Insurance.

Источник: https://tfg-insurance.ru/services/corporate_clients/strakhovanie_kulturnykh_tsennostey/

Страховать нельзя оставить

Многие страховые компании ответственно заявляют о возможности застраховать частные коллекции или музейные экспонаты. Но так ли доступна эта услуга, как кажется на первый взгляд, и в чем таятся риски для страховщиков? О причинах отказа в страховании культурных ценностей и о том, почему этот вид считается высокорисковым, — в материале «КС».

Читайте также:  Проверка автомобиля по стс - в гибдд, онлайн через интернет

Оценка всему голова

По заверениям страховщиков, частные коллекции — достаточно закрытый сегмент рынка, и почти все клиенты страховых компаний предпочитают не разглашать свои данные для общественности. Оно и понятно: с каждым годом антикварные вещи становятся только дороже.

По словам директора аукционного дома Getart, управляющего партнера новосибирской Галереи Фактор Григория Гапонова, в России реальная ценность антикварных вещей в полной мере начала раскрываться только в 90-е годы, когда люди стали осознавать, чем они на самом деле владеют.

Именно в те времена все большее распространение получали воровство и грабежи с убийством.

«Сегодня коллекционеры стали внимательнее относиться к вопросам безопасности: охранная сигнализация, решетки на окнах, и в гостях только проверенные люди, — отмечает Григорий Гапонов.

 — Для сохранности своих предметов искусства коллекционеры могут отдать их на хранение в специальные учреждения, где соблюден в том числе режим влажности и температуры.

В советские годы люди об этом не задумывались и с легкостью общались между собой, обмениваясь ценными экземплярами».

Дорогостоящие коллекции инвесторы все же предпочитают страховать. Коллекционеры среднего сегмента чаще всего не могут себе этого позволить в силу того, что заключению договора о страховании предшествует оценка предмета искусства или даже его экспертиза.

Причем, по словам начальника управления страхования транспортных операторов АО «СОГАЗ» Алексея Назина, в оценку также входят как возможные затраты на восстановление экспоната (например, надорванного полотна), так и снижение по этой причине стоимости произведения искусства при выставлении лота на аукцион. Как правило, чтобы обезопасить себя от потенциальных убытков, страховые компании требуют проведения оценки у столичных государственных экспертов. По мнению Григория Гапонова, одной из наиболее авторитетных компаний для коллекционеров, страховых компаний и банков является «АртКонсалтинг», расположенная в Москве.

«Вся сложность в том, что «АртКонсалтинг», как и другие государственные эксперты, находится в Москве, и если возникает необходимость что-либо застраховать, то, помимо высокой стоимости услуг, необходимо еще и выезжать за пределы Новосибирска, — рассказал «КС» Григорий Гапонов.

 — Зачастую это становится главным препятствием к страхованию. На моей памяти был случай, когда человек, пожелавший приобрести у нас достаточно большую коллекцию, решил проверить действительность заявленной стоимости. В «АртКонсалтинге» ему выставили такой счет, что он передумал и купил коллекцию без оценки.

Но в том случае речь шла о предметах искусства советского периода, с которым пока еще не все так сложно: живы наследники, подлинность можно оценить при помощи музейных работников, есть возможность проследить историю. Если дело касается работ XIX века, то здесь без экспертизы не обойтись, слишком много подделок.

Поэтому приходится делать экспертизы даже на молекулярном уровне, несмотря на высокую стоимость услуг».

В компании «Росгосстрах» признаются, что из-за дороговизны оценки в Новосибирском филиале уже на протяжении нескольких лет не было случаев страхования культурных ценностей.

«Что касается страхования редких и ценных картин, книг, то в Новосибирском филиале за последние 10 лет таких договоров не заключалось, — рассказал заместитель директора ПАО «СК «Росгосстрах» в Новосибирской области Максим Поправко.

 — Дело в том, что для этого необходима экспертная оценка стоимости предмета страхования, будь то книга или картина. При этом эксперты должны иметь соответствующую лицензию Министерства культуры.

Обращения граждан за подобного рода страховыми полисами были, но после получения информации об обязательной оценке стоимости повторно никто не приходил».

Директор транспортной компании «Байт-Транзит-Континент» Алексей Шпикельман рассказал «КС», что в свое время планировал застраховать известную работу новосибирского художника Григория Ликмана, но столкнулся с рядом трудностей из-за сложной процедуры оценки.

«Мы пришли к выводу, что оставим картину не застрахованной, — отметил бизнесмен. — Потому что если начинать процедуру оценки, то не понятно, какого результата мы достигнем, сколько это будет стоить и какого размера окажется сам страховой взнос.

Можно сказать, что страхование культурных ценностей для Новосибирска пока дело хлопотное».

Впрочем, есть и те игроки рынка, которые охотно работают в этом сегменте. По заверениям руководителя направления по внешним коммуникациям «АльфаСтрахования» Юрия Нехайчука, в компании могут самостоятельно провести полноценную оценку рисков, связанных с принятием на страхование того или иного предмета искусства.

Застраховано охраной

Получить дополнительную информацию о состоявшихся договорах страхования культурных ценностей в Новосибирской области со стороны различных страховых компаний оказалось достаточно проблематично — из-за соблюдения условий неразглашения конфиденциальной информации. По предположениям Григория Гапонова, с высокой долей вероятности в Новосибирской области не застрахована ни одна частная коллекция.

При запросе в Музей Новосибирска выяснилось, что все его экспонаты также не застрахованы, но при этом находятся под надежной охраной.

«Мы полностью выполняем свои обязательства по хранению абсолютно всех предметов, в том числе особо ценных, — рассказала директор Музея Новосибирска Елена Щукина. — Все здание находится под противопожарной и охранной сигнализацией, а также сейфы и отдельные витрины. Кроме того, музей выведен напрямую к пульту МЧС.

Таким образом, нами предприняты все меры по предотвращению воровства или уничтожения музейных экспонатов. Мы регулярно проходим проверку соответствующих государственных инстанций на соответствие перечисленных требований.

Страхование наших экспонатов было бы не лишним, но для этого необходим дополнительный бюджет, в котором мы сейчас ограничены».

Стоит отметить, что почти все музеи не страхуют свое имущество — слишком дорого это обходится государственным учреждениям.

Алексей Назин рассказал «КС», что по сложившейся практике музеи страхуют экспонаты, предназначенные для демонстрации на других выставочных площадках.

Как правило, с момента упаковки произведения искусства в музее, далее на период экспозиции — и до возвращения экспоната обратно в музей. Постоянные экспозиции и экспонаты в запасниках страхуют очень редко.

Основная причина — огромная стоимость музейных коллекций, и на такое страхование у музеев нет денег.

Обычно транспортировку музейных ценностей выполняет Федеральная служба охраны.

Как рассказала Елена Щукина, когда в 2014 году музейные предметы вывозились на выставку в Москву, музей Новосибирска пользовался услугами Федеральной службы охраны: «Все предметы были тщательно упакованы, сложены в специальные ящики и опломбированы.

Эта служба полностью несла ответственность за перевозку музейных ценностей и являлась своего рода гарантом, заменяя страховую компанию. Таким же образом предметы были возвращены обратно».

Однако бывает, что у музеев и на транспортировку экспонатов сокращено финансирование со стороны государства. Более двух лет назад Музей Новосибирска столкнулся с тем, что учреждение не смогло оплатить страховку предметов из Янтарной комнаты ГМЗ «Царское Село», чтобы привезти их в Новосибирск для экспонирования.

«Руководство музея-заповедника выдвинуло совершенно обоснованные  требования к перевозке уникальных экспонатов специальным транспортом, — добавила директор Музея Новосибирска.

 — Но стоимость оказалось слишком высокой, и предметы из Янтарной комнаты так и не доехали до нашего города.

В годы Великой Отечественной войны эта коллекция, наряду с другими предметами из 20 государственных музеев СССР, находилась в эвакуации в Новосибирске».

Искусство как главная ценность

В целом страховые компании не исключают из своего перечня услуг страхование культурных ценностей. Особенно актуально это для обеих наших столиц, которые оказались средоточием культурного наследия страны, — Москвы и Санкт-Петербурга.

Как заметил руководитель филиала «Ренессанс Страхование» в Новосибирской области Алексей Зосин, под страхованием ценностей могут подразумеваться и памятники архитектуры в качестве объекта недвижимости, и имущество клиентов — частные коллекции стоимостью до сотен миллионов рублей.

Читайте также:  Регистрация авто в другом регионе: как поставить на учет авто в другом городе?

«Условия и программы для таких объектов подготавливаются индивидуально, в том числе возможны специальные программы перестрахования, установление особых требований по условиям защиты (например, сигнализаций) и так далее. В таких случаях страхование ни перевозок, ни постоянных экспозиций каких-то сложностей не вызывает», — добавил Алексей Зосин.

На столичных просторах особую активность проявляет компания «Ингосстрах» — она сотрудничает с рядом музеев, не только обеспечивая их страховыми продуктами, но и участвуя в совместных проектах и конференциях, направленных на популяризацию искусства.

Так, недавно компания получила статус официального страховщика и генерального партнера Института русского реалистического искусства (ИРРИ), открывшегося в декабре 2011 года в одном из старинных корпусов бывшей ситценабивной фабрики.

А с Музеем современного искусства «Гараж» «Ингосстрах» представил совместную образовательную программу. В портфеле компании имеются случаи страхования выставок, находящихся в Сибири, например в Томске и Новосибирске.

В Новосибирске также страховались объекты недвижимости, имеющие охранный статус исторических памятников.

Немаловажными факторами при страховании музейных экспонатов или предметов из частных коллекций являются условия при транспортировке или хранения.

По словам Юрия Нехайчука, при решении о заключении договора по страхованию всевозможных ценностей рассматривается сразу несколько вопросов: хранится ли предмет коллекции или эксплуатируется в ненадлежащих условиях, заботится ли владелец о застрахованных предметах, дабы обеспечить их сохранность в пределах разумной предусмотрительности и обязательств.

Надлежащими условиями принято считать соблюдение температурного режима и режима влажности, полотно картины должно стоять либо висеть на стене, графика должна лежать на горизонтальной поверхности.

Под сохранностью понимается физическая охрана не только на время экспонирования предмета или нахождения его в каком-либо помещении, но и при транспортировке. По словам Алексея Назина, именно на этапах процедуры упаковки/распаковки и монтажа/демонтажа экспонатов риск их повреждения или утраты наиболее высокий.

«Несоблюдение определенных требований может привести к отказу страховщика от принятия экспонатов на страхование или от выплаты страхового возмещения», — добавил Алексей Назин.

В «Ингосстрахе» отметили, что существуют отдельные правила по страхованию культурных ценностей при перевозке и хранении, они определяют порядок и условия заключения, исполнения и прекращения договоров страхования ценностей.

При заключении договора клиент обязан сообщить страховщику все известные обстоятельства, которые могут повлиять на вероятность наступления страхового случая.

В том случае, если страхователь действительно не владеет информацией о, например, неисправностях транспортного средства или температурных условиях в хранилище, отдельное внимание будет уделено предоставленным документам, относящимся к перевозке и хранению.

Директор СПАО «Ингосстрах» в Новосибирской области Дмитрий Шевченко вспомнил ситуацию в Новосибирске, когда застрахованные компанией экспонаты в процессе обратной перевозки на место постоянной экспозиции и хранения получили повреждения из-за отказа рефрижераторной установки на автовозе: «В том случае мы оперативно оплатили полную стоимость работ по ликвидации данного ущерба».

По мнению Григория Гапонова, страхование культурных ценностей необходимо, так же как и страхование квартиры или машины. И возможно, со временем и в Новосибирске этот сегмент страхования будет более развит, но для этого необходим спрос со стороны коллекционеров, которых сейчас в городе единицы.

«Даже отдавая свои предметы в новосибирские музеи, мы отдаем их на свой страх и риск. Ведь страхуются только те работы, которые музеи отправляют на выставку за границу.

В той же Москве если Третьяковская галерея заинтересуется какой-то работой из частной коллекции, то она создаст все условия для безопасного экспонирования на своей площадке, включая полную страховку», — отмечает Гапонов.

Источник: https://ksonline.ru/265152/strahovat-nelzya-ostavit/

Страхование предметов искусства при перевозке

Предметы искусства бесценны. Их порча или потеря обходятся порой не только многомиллионными убытками для владельца, но и утерей элемента культурного наследия для целого государства и цивилизации.

Страхование предметов искусства призвано компенсировать утрату в денежном выражении. Требуется воспользоваться такой возможностью не только для хранения предмета искусства.

Особенно актуальна данная услуга в свете транспортировки культурной ценности.

Какие грузы относятся к предметам искусства

Категория предметов, подпадающих под определение предметов искусства, перечислена в ст. 7 российского закона «О ввозе и вывозе культурных ценностей». Помимо произведений живописи ручной работы, список включает следующие позиции:

  • предметы, обнаруженные в результате археологических изысканий;
  • скульптуры, барельефы;
  • иконы;
  • художественные творения мастеров декоративно-прикладного искусства;
  • результаты труда мастеров-промысловиков;
  • старинные, исторические книги и издания;
  • иные предметы искусства, признанные особо ценными с точки зрения их исторической, художественной или научной значимости.

Относится ли то или иное произведение к предметам искусства, определяет эксперт и выдает соответствующее заключение. Экспертиза обязательна для вывоза художественного объекта за границу. Список экспертов утверждается Минкультуры РФ.

Какие риски возникают при перевозке предметов искусства

Выставочному обмену между музеями, архивами, купле-продаже предметов искусства, их реставрации, презентации на художественных мероприятиях, выставках, антикварных салонах сопутствует перевозка культурных ценностей.

В такой ситуации степень их защищенности снижается. Риски, возникающие при транспортировке предметов искусства, стандартные. Это повреждение культурной ценности, ее утеря в пути, причинение ущерба грузовладельцу вследствие действия третьих лиц.

В последнем варианте может быть все, что угодно, включая кражу и вандализм.

Избежать неприятных ситуаций и убытков позволят два важных шага, на которые следует обратить особое внимание при перевозке предмета искусства:

  • грамотная упаковка;
  • страхование груза.

Самое главное – упаковка

Упаковочная тара подбирается с учетом индивидуальных характеристик каждого предмета искусства. Нельзя упаковывать груз, разный по материалу изготовления и по весу, в один упаковочный ящик. Тара должна быть жесткой, стойкой к механическому воздействию.

Упаковка предохраняет предмет искусства от внешних атмосферных влияний, повышенной влажности, перепада температур.

Чтобы предмет искусства не перемещался внутри тары при транспортировке, его нужно прочно закрепить.

Не забудьте разместить на посылке специальную пометку «хрупко». Она применяется при транспортировке хрупких и особо ценных изделий, к которым относятся и предметы искусства.

Лучший способ обеспечить качественную упаковку – доверить работу квалифицированному специалисту. Он подготовит тару с предметом искусства к отправлению по всем правилам пересылки ценных грузов.

Ставки на страхование предметов искусства

Страхование предметов искусства – это важный шаг на пути к защите вашей работы и потраченного времени от рисков порчи и утраты.

Страховой лимит на произведение искусства зависит от его стоимости. Подтверждающими цену объекта документами могут являться заключение эксперта, чек покупки, договор купли-продажи. При этом для страховой компании данные документы носят рекомендательный характер при указании стоимости предмета искусства в соглашении о страховании.

Процент ставки страховой суммы зависит от рисков при перевозке: чем они выше, тем выше ставки. Программу страхования культурных ценностей можно подобрать с учетом требований владельца объекта. Гибкая система позволяет застраховать как от всех рисков, так и отдельных случаев, таких как повреждение, утрата, порча, кража и пр.

Кому доверить упаковку и страхование предмета искусства при перевозке

Профессиональные услуги по упаковке культурных ценностей и содействие в их страховании по оптимальным ставкам оказывает компания «АртПочта».

Наши специалисты подберут качественную упаковку исходя из специфики перевозимого груза, способа транспортировки. Это гарантирует доставку картины, скульптуры или иного ценного груза без порчи до конечной точки назначения.

Сотрудничество с ведущими страховыми компаниями позволит предложить наиболее приемлемые ставки для перевозимого предмета искусства. В расчете суммы страхования учитывается реальная стоимость груза.

Предметы искусства – уникальный труд, времен связующая нить… Обезопасьте их при перевозке, воспользуйтесь программами страхования от компании «АртПочта»!

Источник: https://artpochta.ru/blog/2018/01/29/straxovanie-predmetov-iskusstva-pri-perevozke/

Ссылка на основную публикацию