Система здравоохранения россии: состояние, проблемы и пути их решения

Система здравоохранения России: состояние, проблемы и пути их решения

07 Мая 2019

Самыми острыми проблемами в здравоохранении своего региона (можно было выбрать в карточке не больше семи ответов) люди чаще всего называют высокие цены на лекарства, медикаменты (66%) и нехватку специалистов (59%). Далее, с большим отрывом, следуют такие проблемы, как долгое ожидание медицинской помощи (об этом говорят 39% участников опроса), очереди, плохая организация приёма пациентов в поликлиниках и больницах (33%) и рост доли платных услуг в государственном здравоохранении (29%). скачать данные
Система здравоохранения России: состояние, проблемы и пути их решения

ФОМнибус – репрезентативный опрос населения от 18 лет и старше. В опросе участвовали 1500 респондентов – жителей 104 городских и сельских населенных пунктов в 53 субъектах РФ. Интервью в режиме face-to-face проходили по месту жительства респондентов. Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

материалы

24% опрошенных уверены: опасность коронавируса в СМИ и интернете оценивается объективно. 48% убеждены, что она преувеличивается, 10% – что преуменьшается. Количество информации в СМИ на эту тему 43% считают избыточным, 6% –недостаточным, 43% уверены: теме уделяется столько внимания, сколько нужно

О коронавирусе знают или слышали почти все. 40% постоянно, 43% от случая к случаю следят за информацией о нём. Принимают меры в связи с вирусом 18% респондентов: усилили гигиену, пьют противовирусные препараты, витамины, укрепляются народными средствами, используют маску, реже бывают на людях

Фонд «Общественное мнение» планирует выпустить антологию трудов, без которых невозможно представить современную социологию здоровья. Хрестоматия будет содержать около двух десятков текстов (глав книг и статей) выдающихся ученых. Планируется, что издание выйдет в первой половине 2020 года

«Салернский кодекс здоровья» – бесценный литературно-художественный памятник, он написан в стихах видным медиком и писателем XIII века Арнольдом из Виллановы. Фонд «Общественное мнение» выпустит переиздание этого труда. Планируется, что новое издание «Кодекса» увидит свет в первой половине 2020 года

Половина участников опроса за последние полгода встречали в СМИ информацию о новейших достижениях медицины. Чаще всего – о новых методах лечения рака, об успехах в трансплантологии и кардиологии. Широко распространено мнение, что современная медицина может справиться с большинством болезней

Источник: https://fom.ru/Zdorove-i-sport/14202

Медицина России: проблема развития

В последнее время в стране идут бурные дискуссии по поводу ситуации в отечественном здравоохранении. Появляются даже зарубежные «рейтинги», которые ставят российскую медицину в один ряд с африканскими странами.

Что реально происходит в этой социальной отрасли и с какими проблемами в ближайшее время могут столкнуться врачи и их пациенты – в программе «Реальное время» на Царьграде.

Информационные вбросы

На минувшей неделе был опубликован так называемый рейтинг уровня здравоохранения в разных странах, в котором Россию поставили в один ряд с Нигерией. Когда внимательно изучаешь эти информационные вбросы, то вполне возникает закономерный вопрос: кто заказчик и какова цель.

Доктор экономических наук, депутат Госдумы Елена Панина сказала, что подобные «рейтинги» останутся на совести тех людей, которые это делают. «Скорее всего, это действительно какой-то заказ. А вернее, очередной вброс в череде антироссийской пропаганды».

Она отметила, что эта дискуссия – настоящая истерия. Тот, кто был в африканских странах, в той же самой Нигерии, представляет, какой там уровень здравоохранения.

Нужна структурная перестройка экономики

Между тем проблемы в социальной сфере, в т.ч. в здравоохранении, есть. «Первое – это, конечно, все-таки недофинансирование. И в этом году, принимая бюджет на следующий год и на два последующих, трехлетний бюджет, Государственная Дума была вынуждена согласиться с предложениями Министерства финансов по уменьшению общих, я имею в виду, совокупных затрат на здравоохранение», — пояснила депутат.

Она отметила, что вроде бы Фонд обязательного медицинского страхования растет, но при этом в целом отмечается уменьшение затрат. Панина подчеркнула, что если правительство не изменит экономическую политику, мы вынуждены будем и дальше сокращать социальные расходы, в том числе на здравоохранение.

«Мы не можем уповать только на то, что у нас нефть сейчас пойдет выше. Нужна, как воздух, структурная перестройка экономики. Нужны несырьевые доходы. И это по силам России».

Среди точек роста (например, сельское хозяйство) не хватает реальной поддержки в виде тарифной и денежной политики, кредита. Предприятия, которые вырвались вперед, «это не благодаря вот этой поддержке, а скорее вопреки», полагает Панина.

«Второй фактор – это, конечно, реформа здравоохранения, которая проводится в стране. Начала она два года назад проводиться. Она, надо уже признать, что она неудачна. Мы не можем слепо копировать западный опыт. Я скажу, что на Западе ведь тоже не все в здравоохранении так идеально.

Там очень хорошие, допустим, высокотехнологичные медицинские услуги. И там очень много проблем. Вот наши люди, которые живут, они сталкиваются с этим, именно в поликлиническом, то, что мы называем, обслуживанием. Это правильно, что мы строим всё, и перинатальные центры, сердечно-сосудистые центры, это все правильно.

Но мы это звено поликлиническое, нашего текущего обслуживания, очень сильно упустили. И, конечно, приказ Министерства здравоохранения, который выдает 15 минут врачу на прием пациента, терапевту, 17 минут врачу-отоларингологу, он все-таки послушать там что-то, посмотреть должен.

При этом медсестер нет, и он еще должен на компьютере что-то заполнить, потому что еще на медицинских работников массу отчетов», — рассказала политик.

Система здравоохранения России: состояние, проблемы и пути их решения

Третьим фактором Панина назвала большое количество «контролеров» в сфере здравоохранения. Например, одно онкологическое лекарство закупали через Фонд обязательного медицинского страхования, 5 899 рублей идет за флакон. А больница, которая сэкономила средства и за свой счет покупала, купила это же лекарство в этом же году за 1213 рублей.

Система госуправления неэффективна

Панина отметила, что наша система госуправления абсолютно неэффективна. «Ее надо очень серьезно менять. И об этом неоднократно наш президент говорил. И, собственно говоря, какие-то подвижки есть.

Очень много бумаг, очень много отчетов, сплошные совещания-заседания… Беда в том, что, понимаете, власть как бы она контролирует сама себя и собственные… исполнительная власть. И свои собственные приказы, которые она издает.

А так не должно быть.

Понимаете, все-таки у нас должна быть, почему я сказала, привела опыт Германии. В той же самой Германии ассоциация врачей Германии, очень мощная, очень сильная структура. Она есть федеральная, и у них есть в каждой земле еще и земельная ассоциация.

То есть как бы мы сказали, в субъектах Федерации нашей. У них очень большие права, с точки зрения контроля отнюдь не государственной медицины. А частной, и частных практик врачей. И лицензирование, контроль, проверки. Но это само врачебное сообщество делает. Ну у нас часто беда.

Мы вот СРО создали в строительстве – получили зачастую еще один коррупционный источник. Ну не все же так. Мы должны все-таки как бы выравнивать эту ситуацию.

Без общества, если государство, исполнительная власть сама себя будет контролировать, сама издавать приказы и контролировать, не получится», — считает депутат.

Проблемы частных клиник

Сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы Алексей Серебряный обратил внимание на то, что по закону лицензии выдает Департамент здравоохранения Москвы.

И все контролирующие функции, о которых говорилось, они точно так же распределены между государственными организациями. Это те, которые приходят и проверяют как клиника выполняет лицензионные требования.

Это и Росздравнадзор, и Роспотребнадзор, и тот же Департамент здравоохранения, пояснил он.

Система здравоохранения России: состояние, проблемы и пути их решения

«Если посмотреть системно, то у нас в центре, к сожалению, нет пациента. Хотя, вот если объективно на это смотреть, у нас получается, когда говорят о российском здравоохранении в первую очередь имеют в виду государственные поликлиники и больницы.

Не важно, кому они принадлежат, но, так или иначе, они каким-то ведомствам принадлежат. И у нас получается, что у нас есть государственное и муниципальное здравоохранение и есть частное. Но государственное и муниципальное в основе своей, так получилось исторически, от Советского Союза, на нем все ОМС находится.

Правильно говорится, что надо строить перинатальные центры и так далее. Но это получается, что их строит государство, отдает своим, больницам, это их будет больница, перинатальный центр. И туда потом надо, чтобы поступили деньги. Поступили деньги – это значит, фонд территориальный ОМС будет перенаправлять туда пациентов.

Что делает специальная комиссия при этом территориальном фонде? Она распределяет так называемые объемы. То есть она распределяет, сколько людей пойдет лечиться туда или туда. И, естественно, государство, как владелец, оно заинтересовано в том, чтобы его поликлиники и больницы были загружены.

Здесь нет никакой конкуренции, понимаете, в чем дело. Хоть у нас и считается, что конкуренция за пациента, за которым должны идти деньги».

Серебряный обратил внимание на то, что в частные клиники ходят те люди, которые недовольны ОМС. Потому что по закону, если организация лечит по ОМС, она за это не имеет права брать деньги.

«Тарифы по ОМС — они не покрывают в большинстве своем даже себестоимость оказываемой медицинской услуги, то есть лечения. Ни в государственных, ни в частных, тарифы одинаковые — и ни там, ни там они не покрывают.

Поэтому большинство, если практически не все частные клиники, они не могут по этим тарифам работать. Те, которые попробовали, они оттуда потихонечку уходят, потому что это абсолютно работа в убыток», — сказал он.

Он рассказал, что в тарифы ОМС не предусматривалось ни капитальных вложений, ни приобретения дорогостоящего оборудования, больше 100 тысяч рублей. «И вот это все, и капитальные вложения, и дорогостоящее оборудование, это все собственник этого лечебного учреждения додает по другим каналам.

И на самом деле, для того чтобы рынок работал нормально, нужно сделать несколько вещей. Первая вещь – это прекратить распределение объемов ОМС, как это происходит сейчас, и дать пациенту возможность самому выбирать, куда он идет лечиться. Мы с вами ходим в магазин.

Вы идете там, хлеб покупаете в одном месте, молоко в другом, а мясо с рыбой в третьем. Сейчас вы этого не имеете права делать по ОМС.

Читайте также:  Расчет размера страховой пенсии по старости по новой формуле

Второе – убрать вот это распределение искусственное. Тем самым будет закрыто это искусственное распределение. Дальше, разрешить человеку, если вы приходите, ну что-то случилось, вы выбираете врача, куда вы пришли лечиться.

Он говорит: вы знаете, у нас это стоит столько-то, там я не знаю, 100 рублей, предположим. А тариф ОМС покрывает только 70. У человека есть выбор.

Или, предположим, у него нет денег, он должен пойти в государственную больницу или поликлинику и там по тарифу ОМС, как Конституция и гарантирует, получить бесплатное лечение.

Либо, если у вас есть желание и у вас есть финансы, деньги, вы говорите: знаешь, доктор, я у тебя хочу лечиться. Потому что я тебе как-то доверяю, у тебя хорошая репутация. Значит, вы оплачиваете тогда из 100 рублей 70 рублей тарифом ОМС, плюс 30 рублей вы доплачиваете из собственного кармана».

Плохо работает информирование

На это Панина отметила, что проблема в плохо развитой информационной составляющей для жителей.

«Все это расписано: что положено, за счет обязательного медицинского страхования, за счет страхового полиса, что ты имеешь право, что тебе могут дополнительно, значит, оказать какие-то услуги, если ты не вписываешься в этот тариф, сколько это будет стоить. Здесь абсолютно плохо работает информация, по целому ряду причин». Таким образом, люди не знают своих прав.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/medicina-rossii-problema-razvitija_39677

Здравоохранение в России: проблемы и пути их решения

Введение

Понятие «здравоохранение» 
означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Основными законодательными актами закреплено право человека на охрану и укрепление здоровья.

Здравоохранение является важнейшей 
отраслью для благополучного и успешного 
развития любой страны. От состояния 
системы здравоохранения зависит 
здоровье граждан, а, следовательно, и 
качество рабочей силы, и производительность труда, и экономический рост. Поэтому 
важно не забывать о роли данной отрасли для страны в целом 
и уделять проблемам здравоохранения 
все большее внимание.

Здравоохранение, являясь 
сложной социально-экономической 
системой и специфической отраслью народного хозяйства, призвано обеспечить реализацию важнейшего социального 
принципа – сохранение и улучшение 
здоровья граждан, оказания им высококвалифицированной, специализированной лечебно-профилактической помощи.

С конца 80-х годов ХХ века предпринимаются попытки реформирования отечественной системы здравоохранения. Главным объектом нововведений является система финансирования медицинского обслуживания.

В 1988-1990 годах происходило 
внедрение в ряде регионов так 
называемого нового механизма хозяйствования, менявшего порядок финансирования государственных лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) и их хозяйственной 
деятельности.

С 1991 года начался процесс 
введения новой системы финансирования здравоохранения – системы обязательного 
медицинского страхования, и был 
дан старт развитию добровольного 
медицинского страхования.

Нужно заметить, что здравоохранение оказалось 
единственной из отраслей социально-культурной сферы, где произошли реальные масштабные преобразования. Они сильно изменили организацию медицинского обслуживания.

  Появились новые источники и 
каналы финансирования, новые субъекты – фонды обязательного медицинского страхования и страховые медицинские 
организации, новые формы финансирования лечебно-профилактических учреждений. Новые введения потребовали новых 
знаний. Поэтому реформа финансирования здравоохранения — новое направление экономических исследований в нашей стране – экономика здравоохранения.

Экономика и управление здравоохранением как отрасль общественного 
здоровья

Система здравоохранения 
становится органическим элементом 
существующего экономического пространства. Одновременно здравоохранение становится отраслью, которая потребляет огромное количество материальных и трудовых ресурсов. Причем объемы потребления этих ресурсов увеличиваются достаточно высокими темпами.

Сегодня более 30 отраслей общественного 
хозяйства прямо или косвенно связаны со сферой здравоохранения. Это, к примеру, медицинская промышленность, капитальное строительство, фармацевтическая промышленность, приборостроение, специальные 
отрасли текстильной, пищевой промышленности, машиностроение, транспорт и др.

В процессе перехода России к рыночной экономике сформировалась отрасль, экономика здравоохранения. Возникновение данной отрасли обусловлено:

  • формированием здравоохранения как крупнейшей отрасли народного хозяйства, что связано с ростом спроса на медицинские услуги;
  • необходимостью рационального планирования и эффективного использования материальных, трудовых и финансовых средств здравоохранения, как ресурсоемкой отрасли народного хозяйства;
  • особым местом здравоохранения в системе общественного производства как ресурсосберегающей отрасли;
  • повышением экономической значимости системы здравоохранения в сохранении и укреплении здоровья населения, что приносит огромный экономический эффект.
  • Цель экономики здравоохранения 
    — изучение экономических отношений, хозяйственных (производственных) контактов, складывающихся между людьми в процессе обеспечения медицинской деятельности.
  • Объект исследований экономики 
    здравоохранения — экономические отношения 
    в сфере здравоохранения.
  • Основные 
    задачи экономики здравоохранения:
  • определение роли и места здравоохранения в системе общественного производства;
  • расчет объема экономических ресурсов здравоохранения и их эффективное использование;

—изучение тенденций в изменении структуры здравоохранения;

—расчет и оценка экономической 
эффективности лечебно диагностической 
и профилактической работы учреждений здравоохранения;

  • оценка экономической эффективности новых организационных форм обеспечения медицинской помощи населению (стационарозамещающие технологии, диагностические центры и др.);
  • экономическое обоснование новых организационных форм медицинской деятельности;
  • разработка и оценка эффективных форм оплаты труда медицинских работников;
  • расчет нормативов деятельности специалистов, включая определение оптимального соотношения медицинских работников (врач и средний медицинский работник, врачи и работники немедицинских специальностей);
  • подготовка врачей в области экономики и формирования системы подготовки экономистов в сфере здравоохранения.

Экономика здравоохранения, использует следующие методы, для 
анализа экономических взаимоотношений 
в здравоохранении:

  • математически-статистический метод, позволяющий оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами;
  • балансовый метод, обеспечивающий оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами;
  • экспериментальный метод, позволяющий отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения.

Экономика здравоохранения 
тесно связана с экономикой страны в целом. Существует тесная взаимосвязь 
здравоохранения со всеми отраслями 
народного хозяйства. Это взаимодействие, прежде всего, касается:

  • влияния здоровья населения и здравоохранения на развитие народного хозяйства в целом и отдельных его отраслей;
  • влияния экономики отдельных отраслей на здоровье населения.

Здравоохранение влияет на развитие экономики народного хозяйства 
через сохранение здоровья населения (снижение смертности, особенно в трудоспособном возрасте, младенческой и повозрастной смертности детей, заболеваемости и 
инвалидности, увеличение средней продолжительности 
жизни).

Важнейшие направления развития экономики здравоохранения:

  • определение видов, объемов медицинских услуг с организационно-правовым обеспечением;
  • экономическая оценка эффективности использования ресурсов здравоохранения;
  1. —финансовое обеспечение деятельности ЛПУ с экономическим его обоснованием;
  2. —экономическая оценка профессиональной деятельности
  3. работников здравоохранения;
  4. —отработка экономических методов хозяйствования с учетом особенностей здравоохранения;
  5. —разработка системы менеджмента и маркетинга, включая отработки действенных форм пропаганды новых методов лечебно-профилактической деятельности.
  6. Из выше сказанного следует, что экономика здравоохранения 
    — это отраслевая экономическая 
    наука, которая изучает взаимодействие здравоохранения с экономикой народного 
    хозяйства, формирование, распределение 
    и использование в здравоохранении 
    материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
  7. Целями развития здравоохранения являются:
  • прекращение убыли населения Российской Федерации;
  • увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения;
  • снижение общего коэффициента смертности;
  • снижение показателя младенческой смертности;
  • снижение показателя материнской смертности;
  • формирование здорового образа жизни населения, в том числе снижение распространенности употребления табака и снижение потребление алкоголя на душу населения;
  • повышение качества и доступности медицинской помощи, гарантированной населению Российской Федерации

Задачами развития здравоохранения являются:

  • создание условий, возможностей и мотивации населения Российской Федерации для ведения здорового образа жизни;
  • переход на современную систему организации медицинской помощи;
  • конкретизация государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
  • создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий;
  • улучшение лекарственного обеспечения граждан в амбулаторных условиях в рамках системы обязательного медицинского страхования;
  • повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду;
  • развитие медицинской науки и инноваций в здравоохранении;
  • информатизация здравоохранения.
  • Всемирной организацией здравоохранения 
    определены 4 категории обобщенных показателей, которые характеризуют 
    состояние здравоохранения в 
    стране:
  • 1) показатели, относящиеся 
    к политике в области здравоохранения; 
  • 2) социальные и экономические 
    показатели;
  • 3) показатели обеспеченности 
    медико-социальной помощью; 
  • 4) показатели состояния 
    здоровья.
  • Проблемы здравоохранения.

Реформы в области здравоохранения 
на всем протяжении истории современной 
России связаны главным образом 
с решением задачи его ресурсного обеспечения. Эта проблема является комплексной и требует ответа на целый ряд вопросов, в частности, где взять средства (источники 
финансирования), в каких объемах 
и как их наиболее рационально 
использовать.

Впрочем, первый вопрос можно отнести 
к разряду риторических.

Казалось бы, на оказание медицинской помощи направляются средства, поступающие 
на расчетный счет медицинского учреждения по безналичному расчету из бюджета, Фонда обязательного медицинского страхования, страховой медицинской 
организации, а также наличных средств, поступающих в кассу учреждения от пациентов за так называемые платные 
услуги.

Однако если вспомнить, что 
и бюджеты различных уровней, и фонды медицинского страхования 
формируются за счет соответствующих 
налогов и страховых взносов (или 
опять же целевых налогов), которые 
платит налогоплательщик (он же пациент), то источник в конечном итоге оказывается 
один.

Таким образом, на первый план выходит 
вопрос не о том, где взять финансовые ресурсы, а о том, в каком объеме и каким образом можно их получить.

С учетом закона воспроизводства 
объем финансирования системы здравоохранения 
должен обеспечить как минимум возмещение всех общественно необходимых затрат, связанных с оказанием медицинской 
помощи населению. В последнее время 
мы все чаще говорим о бюджетировании, ориентированном на результат.

Под 
результатом, очевидно, следует понимать не только те или иные объемы медицинской 
помощи оказанной согласно Программе 
государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской 
помощи, но и состояние здоровья населения.

Вопрос о том, сколько средств 
следует тратить на здравоохранение, остается открытым. Безусловно, существуют различные подходы к определению 
доли расходов на здравоохранение, в 
том числе и с учетом готовности населения его финансировать. К 
примеру, можно установить нормативы 
минимальных расходов государства.

Однако важен не только объем расходуемых 
средств, но и сам механизм финансирования. В России речь идет о хроническом 
недофинансировании и о необходимости 
повысить расходы на здравоохранение, в то время как в развитых странах 
предпринимаются попытки сдержать рост расходов на здравоохранение.

Следовательно, Россия должна выбирать вариант повышения 
эффективности оказания качественной медицинской помощи населению, а 
не просто увеличения расходов на здравоохранение.

В РФ государственные расходы 
на здравоохранение в доле ВВП (т. е. относительные расходы) составляют 3, 7%, что в 1, 8 раза ниже, чем в среднем 
в странах ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — международная 
экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики.) — 6, 6% ВВП.

Источник: https://student.zoomru.ru/finans/zdravoohranenie-v-rossii-problemy-i/134114.1047370.s1.html

Анна Сакоян: Здравоохранение РФ: состояние и перспективы — ПОЛИТ.РУ

20 октября Комитет гражданских инициатив (КГИ) провел экспертный круглый стол «Российское здравоохранение: состояние и перспективы», посвященный обсуждению проблем в этой области и путей их решения.

С докладами выступили Александр Линденбратен, доктор медицинских наук, профессор (кафедра управления и экономики здравоохранения ГУ-ВШЭ);  Александр Пиддэ профессор, доктор экономический наук (Российская академия народного хозяйства и государственной службы  при Президенте РФ); Гузель Улумбекова, доктор медицинских наук, председатель правления Ассоциации профессиональных медицинских обществ по качеству); Владимир Гришин, профессор, доктор экономических наук, кандидат медицинских наук; Юрий Комаров, профессор, доктор медицинских наук, член КГИ.

Лечение vs. охрана здоровья

Александр Линденбратен посвятил свое выступление разграничению понятий «здравоохранение» и «охрана здоровья». Здравоохранительная система должна заниматься, прежде всего, лечением тех, у кого проблемы со здоровьем. Однако некоторые проблемы можно предотвратить благодаря профилактике заболеваний.

Сейчас у населения России в массе своей образ жизни очень нездоровый, а государственная политика, направленная на снижение неблагоприятных факторов влияния на здоровье людей, неэффективна.

В связи с этим число заболеваний растет, а система медицинского обслуживания, в свою очередь, также дисфункциональна и не справляется с этим.

Официальная медицинская статистика, подчеркнул Линденбратен, не отражает реальной ситуации с заболеваемостью населения. Например, по данным исследования Национального НИИ общественного здоровья РАМН, распространенность артериальной гипертензии составляет 62,5%. Это в три раза превышает показатель, который приводит официальная статистика: 21,7%.

Нельзя сказать, чтобы государство по этому поводу ничего не делало. В 2008 г.

в рамках национального проекта «Здоровье» начались целевые программы, направленные на снижение смертности от болезней системы кровообращения, новообразований и внешних причин.

Была программа модернизации здравоохранения, на которую выделили 629 млрд. рублей, в том числе 460 млрд. рублей на период с 2011 по 2012 гг. Тем не менее, результат прискорбно мал.

Читайте также:  Как оформить дтп по европротоколу и что для этого нужно?

По мнению Линденбратена, одна из причин в том, что отсутствует понимание разницы между системой охраны здоровья и традиционным здравоохранением. Государственные стратегии были направлены именно на здравоохранение, но не предполагали развития моделей улучшения и охраны здоровья.

В отличие от системы здравоохранения, охрана здоровья включает в себя гораздо более широкий социальный контекст. Ежегодно в стране происходит порядка 30 тысяч убийств и 36 тысяч самоубийств, особенно среди детей и подростков. Это говорит о крайне нездоровой социальной обстановке.

Показатели смертности также увеличиваются за счет ДТП, многие из которых — следствие вождения в нетрезвом состоянии. Распространенность курения среди взрослого населения России составляет 40%, а потребление алкоголя в 1,7 раза выше, чем в странах ОЭСР.

В последние годы государство пытается вести борьбу с курением и для этого изобретает способы притеснения курильщиков. Однако результативность этой стратегии минимальна. Линденбратен считает, что главная задача не в том, чтобы заставить курильщиков бросить курить, а в том, чтобы не появлялись новые курильщики.

А для этого нужна профилактика в виде кампаний, направленных на мотивацию к здоровому образу жизни. И главной аудиторией таких кампаний должны быть, прежде всего, школьники, так как курение, употребление алкоголя и наркотиков чаще всего начинается именно на этапе школы.

Здесь важную роль могут сыграть СМИ как просветительские и пропагандистские площадки, а также известные медийные фигуры, которых молодежь может брать за образец.

Здравоохранение и общественная оценка

Александр Пиддэ рассказал о социальном аспекте обеспечения здравоохранения.

Здравоохранение в данном случае понимается как комплексная проблема, подразумевающая разработку политических стратегий, механизмов экономической реализации программ, организационно-управленческую работу и собственно изучение оценок и мнений, исходящих от медицинских работников и от населения. Это последние, собственно, и представляет собой социальный аспект. На этом основании можно корректировать деятельность системы.

Доклад Пиддэ основывался на предварительных данных, полученных в результате исследования «Ситуация в здравоохранении России: оценки врачей», которое проводит Российская медицинская ассоциация с августа по ноябрь 2015 г.

Исследование основывается на опросах, в котором участвовало 800 респондентов (случайная выборка), представляющих 31 регион страны. Большинство респондентов оценили ситуацию со здравоохранением как неспокойную: беспокойство в связи с обстановкой по всей стране в той или иной степени выразили 83,7% респондентов.

81,9% в разной степени обеспокоены состоянием здравоохранения в регионе их проживания.

Почти все опрошенные считали, что здравоохранение в их регионе нуждалось в модернизации. По итогам модернизации 2011-2012 гг. мнения разделились: 49,6% считают, что стало лучше, 45,9% считают, что улучшений не наступило (при этом, по мнению 21,2%, стало хуже). Одним из важных направлений модернизации было повышение зарплат медицинским работникам.

По отзывам врачей, зарплата действительно увеличилась у 41,7%, однако у 56,8% она либо не изменилась, либо уменьшилась. 65% респондентов выразили неудовлетворенность своей зарплатой.

На вопрос о том, какую оплату труда они считают оптимальной, 21,6% ответили в диапазоне от 30000 до 50000 рублей, 43,3% — от 50000 до 80000 рублей и 32% — порядка 100000-150000 рублей.

По оценкам медицинского страхования мнения тоже разделились. 41,5% считают, что обязательное медицинское страхование (ОМС) – это хорошо. 47,4% относятся к нему в лучшем случае настороженно.

При этом только 23,1% респондентов высказываются в пользу сохранения существующей модели ОМС. 6,9% считают, что она нуждается в кардинальном пересмотре и переработке в модель чисто рыночных отношений.

Остальные высказываются в пользу государственно-бюджетной модели либо по советскому образцу, либо с учетом аналогичного международного опыта.

Государственно-бюджетная модель

О преимуществах государственно-бюджетной модели говорил Юрий Комаров. Бюджетная модель – это национальная система здравоохранения, которая подразделяется на системы охраны здоровья и организации оказания медицинской помощи.

Финансируется эта система напрямую из налогов и предполагает широкую доступность и бесплатность медицинской помощи. Охрана здоровья при этом представляется одним из государственных приоритетов наряду с охраной правопорядка.

Частные клиники также есть, но они входят в состав национальной системы здравоохранения.

В числе принципиальных постулатов бюджетной модели находится представление о системе здравоохранения как о средстве социального выравнивания в условиях неравенства доходов, а также категорическая недопустимость рыночных отношений в вопросах оказания медицинской помощи.

По словам Комарова, одно из преимуществ такой системы относительно ОМС в том, что она требует гораздо меньше расходов. Помощь при этом оказывается более доступной, независимо от места проживания граждан. Еще одно достоинство бюджетной системы в том, что она прозрачнее и понятнее, чем ОМС.

Немаловажно и то, что система ОМС фактически заинтересована в том, чтобы было больше пациентов, в то время как государственная система, наоборот, заинтересована в том, чтобы было больше здоровых.

Наконец, она переводит систему здравоохранения из экономической сферы в социальную и тем самым останавливает распространение коммерциализации.

Однако введение государственно-бюджетной системы не подразумевает обязательное возвращение к советской схеме. Более совершенная бюджетная модель должна разумным образом сочетать в себе централизацию и децентрализацию, допускает развитие частных клиник и исключает (или, по крайней мере, смягчает) мобилизационно-авторитарный подход.

По мнению Комарова, переход от ОМС к бюджетной системе достаточно недорог, но требует большой предварительной работы. В частности, это создание системы мониторинга здоровья, определение потребности населения в различных видах медицинской помощи, а также создание факультетов первичной медицинской помощи в вузах и проведение программ повышения квалификации для специалистов.

Проблемы и цифры

Подробности финансирования здравоохранительной системы представила в своем докладе Гузель Улумбекова. Она говорила, прежде всего, о той части здравоохранения, которая занимается оказанием медицинской помощи. В этой области показатели в значительной степени определяются финансированием.

От финансирования зависит количество врачей и их компетентность, наличие лекарств, оборудования и, наконец, больничных коек. Поток пациентов в России велик, и для адекватного медобслуживания необходимо сохранять количество персонала, коек и лекарств хотя бы на нынешнем уровне.

Урезание финансирования неизбежно ведет к повышению смертности и сокращению ожидаемой продолжительности жизни у населения.

По итогам сокращений смертность, по данным за январь-август 2015 г., возросла на 1,2% по всей стране (это 15 тысяч смертей сверх прежних показателей) и на 4,4% по Москве (это 3,5 тысяч смертей сверх). В 2014 г. также на 1,2% возросла смертность среди трудоспособного населения. В 2015 г. она не сокращается.

Улумбекова отметила, что существует мнение, будто здоровье населения мало зависит от деятельности системы здравоохранения и уровня ее финансирования.

В опровержение этого тезиса она привела график, который показывает, что до определенного уровня (уровня богатых развитых стран) финансирование здравоохранения оказывает прямое влияние на общий коэффициент смертности.

Подсчеты показывают, что для достижения в России ожидаемой продолжительности жизни в 74 года (сейчас 70 лет) госрасходы на здравоохранение должны поэтапно возрасти в 1,4 раза и к 2020 г. составить 5% от ВВП.

Чтобы ожидаемый коэффициент смертности в России сохранялся на уровне 2013 г., а средняя продолжительность жизни составляла 71 год, в 2016 г. госрасходы должны сохраниться на уровне 2013 г., что соответствует 4,3% ВВП. По факту на здравоохранение в 2016 г. выделено всего 3,4% ВВП.

По продолжительности жизни Россию имеет смысл сравнивать с «новыми» странами ЕС (прежде всего, с Чехией, Эстонией, Венгрией, Польшей, Словакией и Словенией), в которых наблюдается рост этого показателя. Здесь можно обратить внимание на отношение расходов населения и государства на здравоохранение. В России доля расходов населения составляет 36%, в то время как в новых странах ЕС – 26%.

Но даже когда средств на здравоохранение выделялось больше, они зачастую тратились неэффективно. В 2014 г. 50 млрд.

рублей было потрачено на строительство перинатальных центров, в то время как одна из важнейших проблем сейчас – смертность среди трудоспособного населения (среди мужчин – сверхсмертность).

Много денег выделялось на проведение диспансеризации, но в отсутствие дефицита кадров толку от этого было мало. Нерационально проводились закупки оборудования, которое в итоге загружено в 2-3 раза меньше, чем аналогичное в «новых странах» ЕС.

В итоге Улумбекова выявила три возможных сценария для здравоохранения РФ в 2016-2017 гг.: стабилизация, развитие и кризис. Стабилизация требует увеличения финансирования до уровня 2013 г. (это означает плюс 690 млрд.

рублей в дополнение к выделенному в 2016 г.). Развитие требует поэтапное увеличение финансирования до 2020 г. в среднем на 740 млрд. рублей в год.

Финансирование по плану-2016 представляет кризисный вариант, который ведет к дальнейшему повышению смертности и сокращению продолжительности жизни.

Вопрос о том, где взять хотя бы 690 млрд. рублей для стабильности, остается открытым. Частично средства можно извлечь повышением эффективности расходов внутри отрасли. Частично — найти дополнительные источники финансирования из федерального бюджета. При этом важно грамотно определиться с приоритетами.

Порочность системы

Владимир Гришин выступил с общим комментарием о том, почему нынешняя система здравоохранения неэффективна. Главная проблема, по его словам, в том, что непонятно, кто сейчас принимает решения. Преобразования («либеральные преобразования в худшем смысле этого слова»), ведущие к разрушению системы, начались в середине 1980-х гг.

, когда был дефицит бюджета, и всем отраслям народного хозяйства разрешили заниматься самостоятельным изысканием средств. Тогда начал действовать платный сектор, который продолжает существовать и сейчас.

Позднее появилась извращенная форма добровольного страхования, которая по факту была предоставлена в распоряжение коммерческим организациям, а не гражданам, на которых она, в первую очередь, должна быть рассчитана.

В 1990-е гг. были попытки сформировать систему здравоохранения, и к 1997 г. схема была создана, но средств для ее нормального функционирования не было.

В итоге та система, которая имеет место сейчас, основывается преимущественно на откатах, что сопровождается фиктивным контролем качества. Это выгодно главврачам и вышестоящему руководству.

Соответственно, изменений по факту не происходит, как нет концепции развития отрасли и нет понимания принципов, на которых основана эта система.

Читайте также:  Можно ли и как не ставить автомобиль на регистрационный учет в гибдд

В этом смысле, подчеркнул Гришин, неудивительно, что у нас нет ни территориального планирования, ни учета миграционных потоков. А без планирования и создания целенаправленных программ никаких изменений не произойдет, даже если в отрасль вливать деньги.

Таким образом, есть два варианта: либо оставить все как есть с перспективой перехода к платной медицине, либо построить нормальную систему социально-медицинского страхования, которая была бы основана на прогрессивном налоге, чтобы вся нагрузка не ложилась, как это часто бывает, на плечи малоимущему населению. При этом все деньги должны поступать государству как главному распределителю средств.

На нынешнем этапе государство, по крайней мере, должно определиться с объемом гарантий, которые оно может дать населению. Но этого невозможно сделать, пока оно само не разберется с тем, что происходит.

Источник: https://polit.ru/article/2015/10/20/kgi_zdrav/

Российская медицина мертва: почему британцы в шоке от нашего здравоохранения, а Мурашко — не лучше Скворцовой

В четверг британская газета The Times опубликовала статью под заголовком «Российское здравоохранение очень устало» (Russia's health system is dying on its feet).

В подводке говорится, что недофинансирование, переутомление, усталость и ветхость — отличительная черта российской системы ухода за больными.

А коэффициент смертности находится на уровне Центральной африканской республики — 12,9 умерших на 1000 человек по итогам трех кварталов 2019 года.

Автор статьи Марк Беннетт рассказывает об условиях труда сотрудников государственной прачечной в городе Богданович Свердловской области: их заставляют стирать одноразовые простыни из-под трупов в холодной воде всего за 11 тысяч рублей в месяц. Впоследствии эти простыни, включая те, на которых умерли пациенты, страдавшие от инфекционных заболеваний и туберкулеза, использовались повторно. Ранее об этом сообщал независимый медицинский профсоюз «Альянс врачей».

О кризисе российского здравоохранения регулярно пишут российские и иностранные СМИ.

А боязнь получить отказ в оказании бесплатной медицинской помощи и ее плохое качество были на третьем месте среди главных страхов россиян на конец октября 2019 года, согласно опросу ВЦИОМ.

Медицинским обслуживанием обеспокоены 58% опрошенных среди работающего населения. В Минздраве РФ пообещали прокомментировать проблемы российской медицины в ответ на официальный запрос.

В научной статье руководителя в Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) Гузели Алумбековой «Здравоохранение России: 2018−2024 гг.

Что надо делать?» говорится среди прочего о необходимости увеличить расходы на здравоохранение вдвое, чтобы достигнуть ожидаемой продолжительности жизни равной 78 годам.

Также в исследовании указывается на неэффективное управление: «в отрасли не выделены приоритеты, действует противоречивая нормативная база, нормативные требования не обеспечены ресурсами, а статистика противоречива или вовсе закрыта.

Согласно отчету Счетной палаты РФ по проекту бюджета 2020 года, в структуре консолидированного бюджета не перераспределяются расходы на здравоохранение и образование. В среднем, за 2020−2022 годы траты бюджета на медицину составят 2,9% ВВП.

  • «Свободная пресса» решила обсудить проблемы российского здравоохранения с председателем профсоюза медработников «Альянс врачей» Анастасией Васильевой.
  • «СП»: Недофинансирование, переутомление, усталость и ветхие здания действительно характерно для всей отрасли здравоохранения?

— Наверное, для 70% отрасли они характерны. Крупные центры и богатые округа: например, ХМАО, Москва, Санкт-Петербург — у них там, в принципе, все неплохо. Здания ремонтируются, есть лекарства, кадрового голода такого нет, как в Курганской, Свердловской областях.

Страдает вообще глубинка и дотационные регионы. Но есть отдельные больницы, где главный врач — хороший хозяйственник, у которых все неплохо. Они как-то справляются: не воруют прежде всего и поддерживают материально-техническую базу в хорошем состоянии, зарплату сотрудникам выплачивают.

Такие больницы тоже есть.

«СП»: Как обстоят дела с кадрами? По данным Росстата в 2018 году, дефицит кадров в отрасли составлял около 10%. Дефицит кадров жесткий — конечно, не 10% по всей России.

— Статистика очень сильно занижена. Если брать скорую помощь, то она укомплектована только в Москве — Новая Москва уже не укомлектована. Фельдшеров нет в достаточном количестве, медсестер нет. Водителей в некоторых региона вообще отдали на аутсорсинг, чтобы они хоть чуть-чуть получше жили.

«СП»: Что насчет оплаты труда медработников? Есть хотя бы один регион, де майские указы Путина по зарплате выполнены в полном объеме?

— Это Москва — здесь более-менее выполняется. Наверное, и ХМАО — там получше все тоже. В других регионах это все, естественно, притянуто за уши.

Амплитуда большая по зарплате у руководства и средним и младшим персоналом. Последние вынуждены работать на две-три ставки, чтобы выжить.

Если в регионах врачи работают на голую ставку, то получают 25 тысяч рублей. Дефицит кадров при такой зарплате не решить.

«СП»: Оптимизация здравоохранения предполагает, что закрывающиеся убыточные ЦРБ заменят ФАПами. А на несколько районов должны открыться медицинские центры широкого профиля с современным оборудованием. Как это происходит на практике?

— Знаете, пока что ФАПы обычно закрывают, открываются единичные — там некому работать, они не оснащены или, если оснащение есть, очень часто не хватает на запчасти и на их обслуживание.

Медцентры с современным оборудованием есть, но до этого центра еще доехать надо — инфраструктуры транспортной нет, дорог нет, скорой помощи, которая будет довозить, нет.

ФАПы и многопрофильные медицинские центры — это классная идея, но ее надо правильно организовывать, налаживать маршрутизацию, чтобы медицинская помощь была доступна. Все сделано не то, что на половину, а как-то убого. Не хватает комплексного подхода, все делается урывками.

«СП»: Верите в успех нацпроекта «Здравоохранение»?

— У нас был уже национальный проект «Здоровье». Я не знаю, чем они отличаются: цели примерно одинаковые, денег выделили еще больше. Мне сложно делать прогнозы, но у руля стоят одни и те же лица, поэтому вряд ли. Шесть лет они воплощали в жизнь нацпроект «Здоровье», в итоге он обернулся крахом и катастрофой. Теперь эти же люди назвали по другому такой же проект, я почему-то им не верю.

«СП»: Что скажете про нового министра здравоохранения Михаила Мурашко?

— Про Мурашко у нас выйдет ролик в понедельник. Мы проанализировали его работу с 2015 года, когда он возглавил Росздравнадзор. Одна из его функций — контроль за качеством медицинской помощи и качеством лекарственных средств.

Жалобы на качество медицинской помощи из года в год только растут. Люди в пикеты выходят с жалобами на качество лекарств.

Детские онкологи написали Минздраву публичное письмо, в котором просят вернуть импортные препараты для лечения онкобольных детей и говорят, что отечественные препараты, рекомендованные Минздравом и проверенные Росздравнадзором, никуда не годятся — дети умирают или имеют тяжелейшие осложнения.

А зачем тогда Росздравнадзор и его 13 подразделений, которые работают на наши налоги.

Зайдите на их сайт, они флаги, извините, покупают за 20 тысяч рублей, шкафы какие-то за сумасшедшие деньги и еще плюс зарплата чиновникам.

А какая у них функция, если качество медицинской помощи в стране отвратительное? Прокуратура выносит представление о нарушении прав пациентов, а Росздравнадзор молчит, коллекционирует жалобы и пишет отчеты.

Они должны оценивать еще и закупки лекарственных средств. Проанализировав госзакупки, мы видим, что разные больницы закупают одни и те же препараты по разной цене. В одной больнице, условно говоря, покупают за 500 рублей, а в другой — за 2 тысячи рублей. А Мурашко закрывает на это глаза столько лет.

Мне сомнительно и даже как-то смешно, что Мурашко сейчас займет кресло министра здравоохранения и что-то вдруг совершит.

«СП»: Согласно инфографике, которую использует Марк в статье, смертность в России начала снижаться примерно с 2000 года, а в 2010 году тенденция сильно замедлилась. Почему?

— Потому что началась дикая совершенно оптимизация, которая была не продумана и губительная для населения. Это была так называемая реформа здравоохранения, которую запустила Вероника Скворцова в 2010 году.

Она задумала сделать как в Европе: создать крупные многофункциональные медицинские центры и закрыть мелкие профильные больницы. Идея классная, реализация подвела.

Сделайте так, чтобы роженицы могли доезжать до роддомов по дорогам, чтобы автомобили скорой там не застревали — могли доехать, чтобы было достаточное количество машин. Вся наша система как карточный домик — ее построили на бумаге, а если ткнуть, то она развалится.

Источник: https://svpressa.ru/health/article/256581/

Необходимость реформирования системы здравоохранения в России

Уважаемые коллеги и подписчики, проблемы качества оказываемой медицинской помощи, гарантированной Конституцией, в нашей стране общеизвестны. Не смотря на то, что медицинские учреждения в достаточной мере обеспечиваются за счет средств гос. бюджета, средств ОМС и иных источников, качество медицинской помощи оставляет желать лучшего.

Примерно 100 тысяч российских граждан каждый год умирает в ходе оказания им медицинской помощи. Не качественная медицинская помощь, зачастую приводит к инвалидности. По состоянию на 01.01.2018 г.

численность инвалидов в России составляет – 11 750 000,0 на численность населения 146 800 000,0 человек, что составляет около 8% от численности населения страны.

Существенное влияние на качество медицинской помощи оказывает коррупция в учреждениях, предоставляющих медицинские услуги, которая имеет различные формы: самыми распространенными являются взятки за качественное проведение операции пациенту (т.е. не «как всем», а с индивидуальным подходом).

В этом случае пациенту гарантируется качественный до операционный и послеоперационный уход, применение лучших медицинских препаратов, шовных и перевязочных материалов; за искажение истинной причины смерти (размеры подобных взяток являются одними из самых крупных в медицине, поскольку во многих случаях имеют непосредственное отношение к совершению преступлений); за досрочную выписку пациента из больницы либо, наоборот, — за продление нахождения пациента в больнице и т.п.

Коррупция в здравоохранении, подрывает доверие граждан к представителям медицинского сообщества, ведь изначально в сознании людей медицинский работник — это человек, призванный помогать людям, нередко дающий последнюю надежду, когда жизнь и здоровье висят на волоске. Однако в реальности все обстоит иначе: грубость, халатность, неверно поставленные диагнозы и зачастую прямой намек на дачу взятки. Такое отношение вызывает отвращение к людям в белых халатах.

Другим немаловажным фактором, оказывающим негативное влияние на медицину, является халатность, закамуфлированная под «врачебную ошибку» при оказании медицинской помощи.

Сюда можно включить-неправильную постановку диагноза при госпитализации больного и соответственно-неправильное лечение, что часто приводит к летальному исходу, или же тяжелой инвалидизации пациента.

Обусловлено это низкой квалификацией врачей и отсутствием ответственности за вверенную им жизнь и здоровье находящегося на лечении человека, что в ряде случаев доказать бывает крайне сложно по причине искаженной корпоративной солидарности.

В 2018 году в России было возбуждено более двух тысяч уголовных дел по факту преступлений, связанных с врачебными ошибками, что примерно на 24% больше, чем за 2017 год. По данным Следственного Комитета, чаще всего халатность допускают хирурги, неврологи, акушеры-гинекологи и анестезиологи-реаниматологи.

Во врачебном сообществе признают наличие проблем в сфере здравоохранения и то, что медицинские работники допускают ошибки, но одного лишь признания для того, чтобы изменить ситуацию не достаточно. Тем временем, уровень доверия пациентов к врачам падает, как и в целом к российской медицине.

Как решить проблемы в жизненно важной сфере? Каково Ваше мнение коллеги? Отразите его в х.

https://studbooks.net/1943864/meditsina/problemy_razvitiya_zdravoohraneniya_rossii

Источник: https://www.9111.ru/questions/777777777723757/

Ссылка на основную публикацию