Реформирование омс в россии — возможные пути и этапы

К 2020 году граждан России предлагается склонить к здоровому образу жизни. Еще через два года — принять Национальный медицинский кодекс, а к 2025 году распространить страховые принципы на всю систему ОМС.

Страховые компании России решили проявить невиданную активность и разработали дорожную карту для ОМС. Мол, систему нужно модернизировать. Конечно же, в интересах пациента. Впрочем, эксперты в пылкость социальных намерений страховых компаний не верят и называют очередную реформу имитацией деятельности ради сохранения собственного веса и значимости в действующей системе ОМС.

«Они хотят, чтобы их опять называли страховщиками, не являясь таковыми, и хотят получить больше преференций внутри системы государственной, — заявил «Царьграду» президент «Лиги пациентов» Александр Саверский. — Государство сейчас платит 3,3 трлн – это консолидированный бюджет.

Если Союз страховщиков хочет поучаствовать в процессе, пусть хотя бы триллион с собой принесет. Но этого никогда не будет.

Они хотят за государственные деньги продолжать делать вид, что они страховщики, но страховщики не они, а государство, а они – лишь посредники в государственной системе здравоохранения».

Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапы

www.globallookpress.com

Страховые компании не первый год паразитируют на федеральном бюджете. И если раньше их деятельности ничто не угрожало, то теперь всё чаще звучат предложения избавить систему ОМС от этой раковой опухоли. 

Спикер верхней палаты парламента Валентина Матвиенко назвала страховые компании, которые стали полноправными участниками медицинских отношений, «прокладками по перекачиваю денег граждан»:

Никакая это не страховая система, кого мы обманываем? Это даже не квази страховая система. Мы берем деньги  и отдаем фонду ОМС – дайте мне справку, сколько уходит на содержание аппарата фонда. Дальше подключаем как бы страховые компании.

Сколько средств граждан уходит на содержание страховых компаний? Это просто прокладки по перекачиванию денег граждан. Это конторки, которые просто собирают деньги и перечисляют со счета на счет больниц.

Нужны реформы не ради реформ, а для повышения эффективности нашей работы».

Реформы не ради реформ ранее предлагал и Алексей Кудрин. Его новации куда более радикальны.

Будучи главой Центра стратегических разработок, он не раз заявлял о том, что отечественное здравоохранение должно быть переведено на платную основу.

Чтобы не спровоцировать социальное недовольство, тогда употреблялась завуалированная формулировка «софинансирование медицинских услуг со стороны населения страны».

В России ограничат рост налога на имущество‍, но введут экспериментальный налог на самозанятых

Впрочем, эксперты заявляют, что медицина в России и без кудринских новаций платная. В минувшем году население страны отдало за медицинские услуги около 800 млрд рублей.

Экс-глава Фонда ОМС в России Владимир Гришин рассказал «Царьграду», что сегодня до 50% объёмов медицинской и лекарственной помощи идёт из нашего кармана. «Это по международным, по немеждународным стандартам.

Даже сам Минфин признает, — указал эксперт. — Но я хочу команду Кудрина взять за руку и сводить в ветеринарную клинику. Там мы увидим приём кошек и собак. Там цена 900, 1100, 1500.

А теперь возьму их за руку и поведу в государственную поликлинику и больницу – там другая цена тарифов на услуги».

Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапы

www.globallookpress.com

Шутка ли, инициативу страховых компаний по модернизации системы ОМС предстоит рассмотреть и оценить Счетной палате России, которую на сегодняшний день возглавил Алексей Кудрин. Эксперты уверены, если и нужно реформировать, то только сознание федеральных чиновников, которые снова стремятся залезть в карманы граждан.

Что касается системы ОМС, нужно всего лишь выполнять действующие нормы Конституции, в которых прописано, что каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

«В здравоохранении России много делается, но сделать еще много предстоит. Куда направить эти силы – предстоит определиться.

Важно, чтобы это были не фантазии, а реальные предложения – хорошо продуманные и просчитанные, чтобы под них была подведена материальная база, финансовая подушка – для того, чтобы это было реально, — считает директор НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонид Рошаль. — Думаю, что совместными усилиями мы найдем путь к тому, чтобы народ российский остался доволен здравоохранением».

Довольный народ – не значит довольные страховые компании. В Государственную Думу внесен законопроект, который предлагает запретить их участие в системе ОМС. Решение за нижней палатой парламента.  

Источник: https://tsargrad.tv/articles/novaja-reforma-oms-za-chto-my-budem-platit-k-2025-godu_143660

Пациент платит за всё!.. реформа омс в россии — путь в пропасть

С февраля этого года в Правительстве России начались обсуждения реформы ОМС. Участники рассматривают возможность перенести часть расходов на медицину с государства на страховые компании.

Чиновники от Минфина и Центробанка с серьезным видом обсуждают их проблемы – страховщикам не нравится, что тарифы и количество медицинских услуг определяют региональные власти (для своих регионов) и больницы (для своих пациентов). По их мнению, лучше с задачами распределения услуг и определения тарифов могли бы справиться они сами.

Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапыПредставители страховых компаний хотят решать за больницы – что страховой случай, а что – нет, и в чем нуждается пациент. За перечнем терминов и причин скрывается простая истина – путинское государство сдает позиции и уходит из медицины, оставив эту в прямом смысле жизненно важную отрасль на откуп коммерсантам. А это уже грозит тем, что красиво называют «софинансирование гражданами» – то есть платным здравоохранением.

Депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.RU рассказывает о принципиальных отличиях устройства советской системы здравоохранения от новой заимствованной методики страхования.

Вопрос: В Правительстве обсуждают новую реформу обязательного медицинского страхования (ОМС). Поступательные изменения ведутся с 90-х, чем оказалась плоха советская система? Как известно, тогда медицина была бесплатной, за счет чего она финансировалась?

Вячеслав Тетекин: Был такой афоризм советского времени, что если у нас и есть диктатура, то это диктатура врачей. Никто не мог перечить предписаниям своего доктора, ни токарь, ни член политбюро. Диспансеризация, зубы, санаторный отдых – сказано – сделай. Слово врача имело решающее значение в любом начинании.

И врачи пользовались огромным уважением. Были люди разные, но сама профессия имела большой авторитет. Были и достойные зарплаты. Из бюджета на медицину выделялись огромные средства. Была создана колоссальная система от федерального до районного уровня. Здоровьем занимались энергично, и средства выделялись соответствующие.

Вопрос: И в чем было ее отличие от западной модели медицинского страхования?

Вячеслав Тетекин: Фундаментальное различие между нынешним подходом к экономическим проблемам и советским заключалось в том, что цель была раньше – не извлечение прибыли, а удовлетворение жизненно важных потребностей.

И здравоохранение – состояние здоровья, разумеется, относилось (и относится) к числу жизненно важных потребностей людей. Поэтому в эту сферу вкладывались огромные средства. Начать стоит с этого.

Никаких проблем с недофинансированием не могло быть, более того – шло научное развитие, создавалась и закупалась медицинская техника, развивалась фармацевтическая промышленность.

Создавались медицинские вузы, где готовились врачи. Все это была мощнейшая система. И ни у кого в мыслях не было, что может прийти такое дикое время, когда за лечение придется платить.

Лекарства тоже были дешевыми – для каждого кошелька, для любой семьи посильные траты. Лечение, хирургическое вмешательство, курортно-санаторный отдых – все бесплатно. Диспансеризация для всего населения – бесплатно.

А сейчас к чему мы пришли? Это называется «медицинские услуги». Это принципиальная разница. Если это услуга – то за нее нужно платить.

Вопрос: Но это нормально для капиталистической модели экономики?

Вячеслав Тетекин: Сейчас весь мир, за исключением Китая, Вьетнама и Кубы, живет по законам капитализма. Есть группа развитых стран, в которых действует система медицинского страхования и в которых человек может позволить себе услуги врача.

А существует подавляющий, необъятный капитализм в сотнях стран мира, которые тоже живут якобы по этой модели, в которых существует чисто платная медицина. Это огромный пласт стран от Африки до Латинской Америки.

И вот там человек никакого здравоохранения не получает.

Интересный пример для понимания – это Куба, где здравоохранение еще осталось. Социалистическая страна, где хоть нет каких-то мощных ресурсов, но это колоссальный источник помощи в медицине для всего развивающегося мира. На Кубе уровень здравоохранения выше, чем в подавляющем большинстве европейских стран.

Вопрос: Но Европа, в целом, лидер по уровню развития здравоохранения?

Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапыВячеслав Тетекин: Они разработали систему медицинского страхования, но это страхование не покрывает все. Человеку сделали операцию, и его выгоняют на следующий день, если он не оплатил услуги и проживание в постоперационный период в стационаре. Да, можно отметить, что в западном мире и зарплата соответствующая, в принципе, люди могут себе позволить платную медицину, если они здоровы и работают. Если же произошло что-то серьезное – это финансовая катастрофа. Потому что услуги врачей на Западе столь дороги, что люди предпочитают заниматься самолечением. Богатые могут себе позволить жить долго, лечиться и быть здоровыми. Люди со среднем достатком живут за счет страховой медицины.

Вопрос: Страховщиков не устраивает, что в России тарифы и количество необходимых населению медицинских услуг определяют региональные власти – для своего региона и сами больницы – жалуются на то, что больницы делают приписки, и вообще они лучше бы разобрались и лучше бы контролировали качество?

Вячеслав Тетекин: Кто такие страховщики? Страховщики – это коммерсанты, которые промышляют страховыми услугами. Если это коммерсанты, то в чем они заинтересованы прежде всего? В здоровье населения? Нет. Они заинтересованы в извлечении прибыли.

Они заинтересованы в том, чтобы потратить как можно меньше, а взять с пациента как можно больше.

Если больница им говорит: нам нужно это, а проводить таких процедур больше, что не покрывается этими медицинскими страховками, они ответят – нет, мы платить не собираемся, вот перечень услуг, за что мы платим, за все остальное мы не платим, даже если это жизненно необходимо для пациента. Страховая медицина не решает никаких проблем.

Вопрос: Что же делать?

Вячеслав Тетекин: Нам необходимо возвращение к той системе, которая была в Советском Союзе, ко всеобщей бесплатной системе здравоохранения. Охране здоровья за счет государства.

И мы можем себе это позволить. Ни одна другая система у нас не сработает. Включая элемент коррупции – это отдельная песня.

Если провести референдум – то большинство выскажется за возвращение государственного финансирования медицины.

Источник: https://3rm.info/main/70355-pacient-platit-za-vse-reforma-oms-v-rossii-put-v-propast.html

Реформа обязательного медицинского страхования в РФ: необходимость и направления развития

Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапы

Обязательное медицинское страхование — вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в установленных заранее пределах.

В 1991 году в России была создана система обязательного медицинского страхования. Система ОМС создавалась как автономная, обеспечивающая предоставление бесплатной медицинской помощи населению, со своими источниками доходов и направлениями расходов. Со своими обязанностями она справлялась, но к концу первого десятилетия XXI века назрела необходимость изменений.

Необходимость реформы системы ОМС обусловлена наличием следующих проблем:

ОМС оперируя значительными финансовыми потоками (464,3 млрд. рублей страховых платежей в 2009 году), не является страхованием и не связана с другими элементами финансовой системы России. В результате финансовые ресурсы населения невозможно инвестировать в развитие системы здравоохранения.

Читайте также:  Закон об автошколах - последние поправки и изменения в 2020 году

Платежи за неработающее население — это одна из проблем системы ОМС. Суммы, перечисляемые региональными бюджетами в фонды ОМС, отличаются в десятки раз. Таким образом, задача системы ОМС — максимальное выравнивание возможностей гражданина к получению качественной бесплатной медицинской помощи на всей территории России не выполняется.

Сегодня на рынке обязательного медицинского страхования нет конкурентной среды, потому что тариф ОМС покрывает лишь часть затрат медицинских учреждений. Работа частных медицинских учреждений в системе ОМС напрямую связана с переходом на полный тариф.

Медицинские учреждения в большинстве случаев содержатся за счет средств бюджетов различных уровней. При этом они получают деньги вне зависимости от качества лечения и количества вылеченных пациентов. Т.е. отсутствует какая-либо мотивация повышать качество предоставляемых услуг населению.

Отсутствие унификации полисов ОМС по России обуславливает проблемы в предоставлении лечения гражданам, получившим полисы в других регионах.

Свое воплощение реформа ОМС нашла в принятии ФЗ от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ», вступившем в силу 1 января 2011 года.

Положения этого закона существенным образом изменяют систему оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ.

Кроме того, реформирована вся система взаимодействия между субъектами и участниками обязательного медицинского страхования.

С 1 января 2011 года граждане должны сами выбирать себе страховщика, поликлинику, врача. Новый страховщик пациента теперь становится его полновесным представителем в случае споров с медицинскими учреждениями. В перспективе через новые полиса ОМС можно будет обслуживаться как в частных клиниках, так и у частных докторов, которые будут добровольно осуществлять обслуживание по ОМС.

Однако, пока закон не работает. Это связано и с запоздалым оповещением «О действительности полисов о порядке их получения в переходный период», на официальном сайте фонда ОМС. Оно появилось там лишь в середине февраля, а население уже было дезинформировано СМИ.

Также действию закона препятствует противоречия, выходящие из ныне действующих актов региональных министерств и городских отделов здравоохранения. Из-за чего, например, существенно сокращается право свободного выбора медучреждений гражданами.

Обещанное одноканальное финансирование в форме полного тарифа закон пока не предусматривает (введение ожидается только в 2015 году).

Сейчас действует двухканальная система — муниципальные поликлиники получают за пациента средства от страховой компании и по смете из бюджета за обслуживание прикрепленного населения. А частные мед. организации получают только оплату от страховщиков по тарифу ОМС.

Соответственно, возмещать затраты на обслуживание основных фондов, оплату труда вспомогательных служб, закупку оборудования им приходится из собственных средств.

Что касается конкуренции среди страховых компаний, то пока ее не наблюдается. По данным Российской газеты в Новосибирской области предоставлением услуг ОМС занимаются всего три компании, а в Алтайском крае – семь.

В целом реформа имеет огромное значение уже только потому, что она переводит финансирования медицины на полноценные страховые принципы, позволяет повысить качество медицинского обслуживания, способствует развитию системы здравоохранения РФ, дает дополнительные ресурсы для развития страхового рынка и финансовой системы в целом. Но эффективной работе нового закона мешает как бюрократические и юридические проблемы, так и низкая информированность населения, являющаяся общей бедой страхового рынка РФ.

Александр Дворцов

funansust.ru

Источник: http://www.funansust.ru/news/analitika/134-reforma-obyazatelnogo-mediczinskogo-straxovaniya-v-rf-neobxo-dimost-i-napravleniya-razvitiya.html

"Реформа ОМС – путь к платной медицине"

С февраля этого года в Правительстве России начались обсуждения реформы ОМС. Участники рассматривают возможность перенести часть расходов на медицину с государства на страховые компании. Чиновники от Минфина и Центробанка с серьезным видом обсуждают их проблемы – страховщикам не нравится, что тарифы и количество медицинских услуг определяют региональные власти (для своих регионов) и больницы (для своих пациентов). По их мнению, лучше с задачами распределения услуг и определения тарифов могли бы справиться они сами.

Представители страховых компаний хотят решать за больницы – что страховой случай, а что – нет, и в чем нуждается пациент. За перечнем терминов и причин скрывается простая истина – государство сдает позиции и уходит из медицины, оставив эту в прямом смысле жизненно важную отрасль на откуп коммерсантам.

А это уже грозит тем, что красиво называют «софинансирование гражданами» – то есть платным здравоохранением. Депутат Госдумы шестого созыва Вячеслав Тетекин в беседе с Накануне.

RU рассказывает о принципиальных отличиях устройства советской системы здравоохранения от новой заимствованной методики страхования.

Вопрос: В Правительстве обсуждают новую реформу обязательного медицинского страхования (ОМС). Поступательные изменения ведутся с 90-х, чем оказалась плоха советская система? Как известно, тогда медицина была бесплатной, за счет чего она финансировалась?

Вячеслав Тетекин: Был такой афоризм советского времени, что если у нас и есть диктатура, то это диктатура Реформирование ОМС в России - возможные пути и этапыврачей. Никто не мог перечить предписаниям своего доктора, ни токарь, ни член политбюро. Диспансеризация, зубы, санаторный отдых – сказано – сделай. Слово врача имело решающее значение в любом начинании. И врачи пользовались огромным уважением. Были люди разные, но сама профессия имела большой авторитет. Были и достойные зарплаты. Из бюджета на медицину выделялись огромные средства. Была создана колоссальная система от федерального до районного уровня. Здоровьем занимались энергично, и средства выделялись соответствующие.

Вопрос: И в чем было ее отличие от западной модели медицинского страхования?

Вячеслав Тетекин: Фундаментальное различие между нынешним подходом к экономическим проблемам и советским заключалось в том, что цель была раньше – не извлечение прибыли, а удовлетворение жизненно важных потребностей. И здравоохранение – состояние здоровья, разумеется, относилось (и относится) к числу жизненно важных потребностей людей.

Поэтому в эту сферу вкладывались огромные средства. Начать стоит с этого. Никаких проблем с недофинансированием не могло быть, более того – шло научное развитие, создавалась и закупалась медицинская техника, развивалась фармацевтическая промышленность. Создавались медицинские вузы, где готовились врачи. Все это была мощнейшая система.

И ни у кого в мыслях не было, что может прийти такое дикое время, когда за лечение придется платить. Лекарства тоже были дешевыми – для каждого кошелька, для любой семьи посильные траты. Лечение, хирургическое вмешательство, курортно-санаторный отдых – все бесплатно. Диспансеризация для всего населения – бесплатно. А сейчас к чему мы пришли? Это называется «медицинские услуги».

Это принципиальная разница. Если это услуга – то за нее нужно платить.

Вопрос: Но это нормально для капиталистической модели экономики?

Вячеслав Тетекин:Сейчас весь мир, за исключением Китая, Вьетнама и Кубы, живет по законам капитализма.

Есть группа развитых стран, в которых действует система медицинского страхования и в которых человек может позволить себе услуги врача.

А существует подавляющий, необъятный капитализм в сотнях стран мира, которые тоже живут якобы по этой модели, в которых существует чисто платная медицина. Это огромный пласт стран от Африки до Латинской Америки. И вот там человек никакого здравоохранения не получает.

Интересный пример для понимания – это Куба, где здравоохранение еще осталось. Социалистическая страна, где хоть нет каких-то мощных ресурсов, но это колоссальный источник помощи в медицине для всего развивающегося мира. На Кубе уровень здравоохранения выше, чем в подавляющем большинстве европейских стран.

Вопрос:НоЕвропа, в целом, лидер по уровню развития здравоохранения?

Вячеслав Тетекин: Они разработали систему медицинского страхования, но это страхование не покрывает все. Человеку сделали операцию, и его выгоняют на следующий день, если он не оплатил услуги и проживание в постоперационный период в стационаре.

Да, можно отметить, что в западном мире и зарплата соответствующая, в принципе, люди могут себе позволить платную медицину, если они здоровы и работают. Если же произошло что-то серьезное – это финансовая катастрофа. Потому что услуги врачей на Западе столь дороги, что люди предпочитают заниматься самолечением.

Богатые могут себе позволить жить долго, лечиться и быть здоровыми. Люди со среднем достатком живут за счет страховой медицины.

Вопрос:Страховщиков не устраивает, что в России тарифы и количество необходимых населению медицинских услуг определяют региональные власти – для своего региона и сами больницы – жалуются на то, что больницы делают приписки, и вообще они лучше бы разобрались и лучше бы контролировали качество?

Вячеслав Тетекин: Кто такие страховщики? Страховщики – это коммерсанты, которые промышляют страховыми услугами. Если это коммерсанты, то в чем они заинтересованы прежде всего? В здоровье населения? Нет. Они заинтересованы в извлечении прибыли.

Они заинтересованы в том, чтобы потратить как можно меньше, а взять с пациента как можно больше.

Если больница им говорит: нам нужно это, а проводить таких процедур больше, что не покрывается этими медицинскими страховками, они ответят – нет, мы платить не собираемся, вот перечень услуг, за что мы платим, за все остальное мы не платим, даже если это жизненно необходимо для пациента. Страховая медицина не решает никаких проблем

Вопрос: Что же делать?

Вячеслав Тетекин: Нам необходимо возвращение к той системе, которая была в Советском Союзе, ко всеобщей бесплатной системе здравоохранения. Охране здоровья за счет государства.

И мы можем себе это позволить. Ни одна другая система у нас не сработает. Включая элемент коррупции – это отдельная песня.

Если провести референдум – то большинство выскажется за возвращение государственного финансирования медицины.

Источник: https://www.nakanune.ru/articles/113682/

Минздрав разъяснил идею о реформе обязательного медицинского страхования :: Общество :: РБК

Необходимость подобной реформы председатель рабочей группы Всероссийского союза страховщиков по развитию ОМС Александр Трошин в беседе с изданием объяснял тем, что сегодня «здравоохранение в России финансируется фактически по принципу, похожему на советский сметный».

«В начале года комиссия, состоящая из представителей территориального фонда ОМС (ТФ ОМС), регионального минздрава и других местных властей, исходя из подушевого норматива и прогноза заболеваемости в регионе, на год вперед определяет, сколько и каких потребуется медицинских услуг.

Затем из территориального фонда ОМС деньги ежемесячно поступают страховщикам — в зависимости от того, сколько у них застрахованных», — рассказывал Трошин, отмечая, что больницы в это время «выставляют страховщику счета за фактически оказанные этим застрахованным услуги».

«Если счет меньше суммы, перечисленной на месяц, страховщик в течение трех дней возвращает остаток денег в ТФ ОМС. Если больше, за недостачей он все равно обращается к ТФ ОМС, то есть к государству», — замечал Трошин.

Для изменения этой схемы, по словам источников газеты, участники переговоров предложили регионам выделить в программе ОМС виды медицинской помощи, расходы на которые легче прогнозируются, а затем привлечь страховщиков к формированию тарифов.

Таким образом при помощи страховых компаний, по словам собеседников «Ведомостей», возможно будет определить, что и сколько стоит в ОМС, чтобы конкретизировать, какие услуги государство будет оказывать по ОМС, какие — по ДМС (добровольное медицинское страхование), а какие гражданин сможет оплачивать в партнерстве с государством, сочетая две страховки, уточняет участник совещания. Однако государство, как утверждал еще один источник газеты, «вряд ли предоставит больше денег». Поэтому на данный момент чиновники и эксперты обсуждают, что, скорее всего, будет сокращаться количество бесплатных услуг, отмечал он.

Читайте также:  Что будет за езду в алкогольном опьянении без прав - штраф или лишение прав?

«В связи с появлением в СМИ информации о якобы имеющем место обсуждении вопросов снятия государством с себя обязательств по обеспечению бесплатной медицинской помощи Министерство [здравоохранения] сообщает следующее: Конституция России гарантирует право на бесплатную медицинскую помощь всем гражданам нашей страны. Никаких инициатив, которые были бы направлены на снижение доступности бесплатной медицинской помощи, не обсуждалось и не обсуждается», — заявили на это в Минздраве.

Кроме того, как подчеркнули в ведомстве, на 2018 год и плановый период 2019, 2020 годов правительство расширило программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

«Так, в 2018 году предусмотрено значительное увеличение расходов на медицинскую помощь за счет средств системы ОМС», — напомнили в Минздраве. Прирост за этот период, по информации представителей ведомства, «составит 333 млрд руб. (увеличение на 21,5%)».

Это, как полагают в министерстве, позволит повысить тарифы на все виды медицинской помощи и расширить спектр методов высокотехнологичной медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.

Вместе с этим, как рассказали в Минздраве, ведомство проводит «системную работу по совершенствованию финансовой модели здравоохранения».

«Сегодня она принципиально отличается от той, которая существовала в Советском Союзе, когда финансирование осуществлялось сметно, а средства не следовали за пациентом», — заявили в пресс-службе, пояснив, что теперь оплата медицинской помощи зависит от ее объема и качества, а распределение средств «осуществляется в соответствии со страховыми принципами».

«Иными словами, современная российская модель предполагает ответственность ее участников. Такого рода модели внедрены в странах, где высок уровень государственных гарантий по оказанию бесплатной медицинской помощи», — заключили в министерстве.

Ранее, в ноябре 2017 года, о планах осуществить в России реформу ОМС заявлял замминистра финансов Алексей Моисеев. Этой инициативой, по его словам, тогда занимался Минфин. Согласно идее ведомства, любой гражданин с полисом обязательного медицинского страхования мог обслуживаться в любой клинике, в том числе в частной.

Однако если пациент захочет получить услугу в частной клинике, часть расходов, согласно этому предложению, должно будет покрыть государство по полису, а остальное он будет обязан выплатить самостоятельно. «По задумке министерства, это позволит сделать более эффективным расходование средств фонда ОМС», — пояснял Моисеев.

Источник: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5a782c039a7947043595c262

России необходимо реформирование системы здравоохранения и ОМС

Руководитель Минэкономразвития Эльвира Набиуллина на днях призвала все медицинское сообщество помочь государству в разработке Стратегии развития здравоохранения до 2020 года, поделиться своими предложениями по улучшению работы медицинской отрасли.

Несмотря на отсутствие конкретных предложений, одна из основополагающих идей будущего документа заключается в перекладывании ответственности за эффективно работающую медицину с государственного аппарата на частный бизнес.

Система обязательного медицинского страхования, финансирование которой осуществляется за счет государственных средств, станет доступной не только госмедучреждениям, но и частному сектору медицины.

В результате все большую роль станут играть коммерческие клиники, которые будут работать не только в привычной для них системе ДМС, но и возьмут под контроль систему обязательного медицинского страхования; а также страховые компании, заинтересованные как в «платных» клиентах, так и в имеющих полисы ОМС.

Своим видением перспектив такого развития здравоохранения поделились ведущие эксперты города – на круглом столе «К 1 марта 2008 г. стратегия МинЗдрава России изменит роль обязательного (ОМС) и добровольного (ДМС) медицинского страхования», организованном 8 февраля агентством по связям со СМИ и PR в области страхования Shadursky Promotion.

Выбор одной из двух моделей развития ОМС позволит медицине развиваться эффективно

Классическая система обязательного медицинского страхования в России искажена. В теории (и на опыте организации системы здравоохранения в европейских странах) ОМС может развиваться эффективно только в одном из направлений: рыночном либо социальном.

По словам заместителя председателя комитета по здравоохранению Правительства СПб Фарита Кадырова, в России присутствуют одновременно обе составляющие. В первом случае есть система ОМС, контролируемая коммерческими страховыми организациями, которые в условиях жесткой конкуренции борются за каждого клиента, предлагая ему лучших врачей.

А во втором определяющая роль принадлежит государству, которое распределяет бюджетные средства. И в отсутствие механизма конкуренции страховые компании в их нынешнем виде становятся ненужными.

В результате слияния этих моделей получается парадоксальная ситуация: страховые компании должны действовать по рыночным ценам, выявлять слабые места, финансово наказывать медучреждения, а территориальный Фонд ОМС как представитель государства настаивает на более социальной политике: медработники государственных медицинских учреждений должны получать свою заработную плату в любом случае. «Рыночные механизмы в таком случае не могут быть довлеющими, но выбор модели развития ОМС сделать необходимо, и не только на уровне города, но и страны в целом», — уверен заместитель председателя комитета по здравоохранению Правительства СПб Фарит Кадыров.

Новые медицинские законы в корне изменят систему здравоохранения

Государство уже делает первые шаги к изменению существующей системы здравоохранения. В скором времени планируется принятие двух основных законов — Закона об ОМС и Закона о государственных гарантиях медицинской помощи.

Первый должен полноценно заменить существующий сегодня закон «О медицинском страховании граждан РФ», который регулирует одновременно и обязательное, и добровольное медицинское страхование.

Регулирует плохо, так как в каждом субъекте РФ существует своя система обязательного медицинского страхования, и между собой они не стыкуются, в результате чего возникают проблемы, связанные с обеспечением медицинской помощи граждан другого региона, с возмещением затрат жителей других регионов.

Второй важный законопроект законодательно закрепит стандарты качества оказания медицинской помощи. Например, должны быть четко определены параметры лечения каждого заболевания: вид отделения, где пациент будет лечиться, вид и количество необходимых медикаментов, вид и количество процедур, которые должен получить пациент. Исходя из этих стандартов будет рассчитываться и финансирование.

ОМС частным клиникам?

В середине прошлого года четыре коммерческие клиники получили возможность работать в системе ОМС. Правда, добиться такого разрешения удалось только через суд.

Комитет по здравоохранению не против того, чтобы частные медучреждения и дальше становились полноправными участниками ОМС, но работали бы не в рамках существующей модели, когда с пациентов берется разница между тем, что обеспечивает им государство в рамках ОМС, и ценой услуги в коммерческом учреждении.

«Наша позиция принципиальная: если коммерческая структура хочет работать в системе ОМС, то помощь должна предоставляться бесплатно, как и полагается в рамках закона», — считает заместитель председателя комитета по здравоохранению Правительства СПб Фарит Кадыров.

В противовес спикеру исполнительный директор Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Сергей Ануфриев напомнил, что существующие тарифы ОМС покрывают только 5 статей расхода и в большинстве случаев не покрывают себестоимости медицинской услуги, не говоря уже о коммерческой прибыли. Поэтому доплата пациентом до себестоимости услуги – справедливая модель работы частных клиник в системе ОМС. Речь о выгоде для коммерческих клиник здесь не идет.

Принцип работы на результат должен действовать не только в ДМС, но и ОМС

По оценкам экспертов, система ОМС сегодня далека от понятия эффективности. Врачи в поликлиниках лечат, а не вылечивают, большинству важен сам процесс работы, а не результат. В конечном итоге, пациенту приходится лечить одну и ту же болезнь несколько раз и подолгу.

Только когда в эту систему полноценно включена страховая компания, которая заинтересована именно в конечном результате и в эффекте, только тогда вся система, с одной стороны, того же государства как источника финансирования, с другой, — системы здравоохранения как субъекта, предоставляющего эти медуслуги, и страховщика как организатора финансовых потоков и контролера эффективности предоставления услуг, только тогда система будет действовать. «А дальше придет и ответственность медучреждений, их персонала, частнопрактикующих врачей и ассоциаций», — уверен доцент кафедры страхования ФИНЭК, руководитель научного общества страховщиков Денис Горулев.

Руководитель департамента ДМС СК «Росгосстрах-Северо-Запад» Елена Шемякина согласилась с экспертом и отметила, что «пока нет возможности наказать виновного врача, нет контроля за качеством медуслуг в системе ОМС, до тех пор мы не дождемся никаких изменений в медицине».

Если врач почувствует ответственность за свою работу, изменится и качество предоставляемых услуг

Отсутствие возможности наказать виновного врача — одна из основных проблем в функционировании системы ОМС.

Так, если пациент застрахован в рамках добровольного медстрахования и оказывается чем-то неудовлетворен, то в таком случае страховщик обязательно решает проблему, разбирается и при необходимости наказывает медучреждение.

Иначе пациент уйдет в другую страховую компанию, где о нем действительно позаботятся. В конце концов, ведь он платит деньги за то, чтобы ему предоставили соответствующий уровень медицинских услуг.

В рамках же ОМС в случае если медучреждение неправомочно взяло деньги с пациента, то отвечает за это страховщик, причем собственными средствами. «Мы не раз обращались в Комитет по здравоохранению с этим вопросом, но до сих пор ничего не решено», — сетует руководитель департамента ДМС СК «Росгосстрах-Северо-Запад» Елена Шемякина.

Активная позиция пациентов позволит наказать виновных

Если пациент заподозрил, что с него незаконно взяли деньги, то есть он оплатил услугу, которая является бесплатной для него в рамках ОМС, он в обязательном порядке может и должен обратиться к своему страховщику с соответствующим заявлением.

Также он должен приложить к нему подтверждающие факт оплаты документы (товарный чек или договор на оказание платных услуг), после чего экспертный совет оценивает, за что были взяты деньги.

Далее страховщик может потребовать от медучреждения вернуть пациенту деньги, либо, если последнее не соглашается, страховая компания заплатит сама, но потом недоплатит медучреждению. В любом случае пациент получит потраченные деньги либо у своего страховщика, либо в медучреждении.

Эксперты рекомендуют пациенту в ситуациях, связанных с незаконными поборами или низким качеством оказываемых услуг жаловаться в соответствующие инстанции. Так, в комитете по здравоохранению существует телефон горячей линии для обращений пациентов по платным услугам: 635-55-77.

Запрос можно оформить и анонимно. Как показывает практика, нарушений предостаточно, и по каждому принимаются меры. Отстоять свои права можно и позвонив в управление по защите прав застрахованных территориального фонда ОМС: 703-73-01.

Претензии к работе неотложной скорой помощи принимаются по телефону: 571-45-04.

Право на выбор страховой компании есть у каждого гражданина

У каждого человека, работающего и неработающего есть право выбрать страховую компанию для пользования услугами ОМС. У неработающего населения главным страховщиком является Комитет здравоохранения, куда с соответствующим заявлением может обратиться каждый.

По словам юриста Ассоциации клиник Санкт-Петербурга Сергея Казарцева, и даже работающие граждане могут выбрать ту страховую компанию, которую захотят, так как в любой уважающей себя компании или предприятия имеется профсоюз, через который этот вопрос и можно решить. Любой человек имеет право на выбор страховой компании.

Но, как считает руководитель департамента ДМС СК «Росгосстрах-Северо-Запад» Елена Шемякина, люди сами не готовы еще таким правом пользоваться в полной мере.

Страхование профответственности медработников

Известно, что соответствующий законопроект государство готовит, пока же клиники и частнопрактикующие врачи могут застраховать свою ответственность добровольно. По словам Сергея Ануфриева, 90 % клиник, входящих в Ассоциацию, застраховали ответственность, так как это норма для ведения цивилизованного бизнеса.

Читайте также:  Заявление о дтп в гибдд: бланк и образец, как заполнить и можно ли отозвать?

Что касается практики, то пока все возможные выплаты по врачебным ошибкам идут либо через суд, либо по мировому соглашению сторон.

Подводя итог всему сказанному, необходимо отметить, что только когда будет так, что за конкретным человеком, за его результативностью идут деньги, тогда у медицинского учреждения появится максимальная мотивация предоставления качественных услуг, а у страховой компании – администрирования, контролирования процесса.

Источник: https://www.klerk.ru/buh/articles/100782/

Медицинское страхование в РФ

  • · осуществляет другие мероприятия по организации ОМС граждан.
  • Движение финансовых средств Территориального фонда ОМС:
  • Контроль за деятельностью Территориального фонда осуществляет ревизионная комиссия.

     Правление территориального фонда по мере необходимости, но не реже оного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности ТФОМС, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию.

Отчет о результатах этой проверки представляется органам исполнительной и представительной власти.

  1.      Отчет о доходах и использовании средств ТФОМС, а также о результатах его деятельности ежегодно заслушивается соответствующими органами представительной и исполнительной власти и публикуется в средствах массовой информации.    
          
        
  2. 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФОНДА ОМС НА ФЕДЕРАЛЬНОМ И РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ 
  3. 3.1 Проблемы ФОМС и пути их решения 
  4.      Основным способом решения проблемы адаптации бюджетной модели здравоохранения к условиям рыночной экономики является институт медицинского страхования.

     Введение страхового механизма мобилизации дополнительных ресурсов в бюджетную модель здравоохранения в виде обязательного медицинского страхования в начале 90-х годов происходило в условиях экономического спада и стагнации экономики страны. В целом это привело к тому, что данная система практически не выполнила свою основную функцию, в лучшем случае данные средства оказались бюджетозамещающими.

     Не оправдались также надежды, что введение системы страхования позволит в короткие сроки повысить эффективность системы здравоохранения за счет конкуренции между медицинскими организациями. Это обусловлено тем, что исторически сеть учреждений здравоохранения формировалась на основе принципов построения системы по уровням предоставления медицинской помощи и исключения дублирования. [16]

Опыт РФ, а также международный опыт, подтверждает, что введение страховых механизмов, в частности, ОМС, в неподготовленную и неэффективную систему здравоохранения не позволяет в полной мере реализовать преимущества страховых принципов организации финансирования здравоохранения. В результате за 20 лет в здравоохранении сохранились прежние принципы организации предоставления медицинской помощи и содержания сети медицинских учреждений при снижении относительных показателей их обеспеченности финансовыми ресурсами. [21]

     Вялотекущий характер реформ обусловлен в том числе и длительным периодом осознания необходимости перехода от принципа всеобщей доступности бесплатного получения медицинской помощи к принципу предоставления медицинской помощи определенного уровня и объема, обеспеченной при этом конкретным целевым источником финансирования. Прогрессивные страховые механизмы финансирования здравоохранения при консервативных способах управления здравоохранением не могут реализоваться.

     Поэтому реформирование обязательного медицинского страхования на современном этапе возможно только в контексте системных изменений в здравоохранении.

     В соответствии с Посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 19 апреля 2010 года необходимо осуществить завершение перехода к страховому принципу оплаты медицинской помощи, что предполагает устранение имеющихся в обязательном медицинском страховании недостатков, в том числе пробелов в законодательном регулировании [22, c. 38].

     Структура органов управления обязательным медицинским страхованием аналогична структуре органов управления здравоохранения в системе органов государственной власти России, построенной на принципах федерализма.

Программа государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, ежегодно утверждаемая Правительством РФ, содержит виды и объемы медицинской помощи.

Она является основой для утверждения территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи, содержащих территориальные программы обязательного медицинского страхования.

Это соответствует конституционному положению о нахождении вопросов здравоохранения в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Поэтому проводить изменения организационной структуры системы обязательного медицинского страхования на данном этапе нецелесообразно.

     Доминирующим принципом формирования обязательного медицинского страхования должна стать сбалансированность доходов и расходов.

Реализация страховых принципов мобилизации ресурсов на нужды отрасли должна сопровождаться постепенным замещением финансовых средств поступающих из других источников, в первую очередь из бюджетов всех уровней, средствами, направляемыми страховыми организациями в лечебно-профилактические учреждения за предоставленные медицинские услуги.

     Сегодня, при внедрении новой системы взаимоотношений и организации медицинского обслуживания населения, наращивания инфраструктуры органов и учреждений, занятых организацией и оплатой труда медицинских работников, становится реальной угроза разрыва между лечебной и профилактической медициной, которую во что бы то ни стало нельзя допустить.

     В России возникает такая ситуация, когда система становится заинтересованной в постоянном росте числа больных, а не здорового населения, а качество медицинской помощи определяется не результатами, а более дорогими технологиями.

Здесь имеется в виду принцип оплаты труда в здравоохранении: проходя стадии от полного безразличия и экономической незаинтересованности в результате своего труда, через принцип «проработал больше — получил больше» надо приблизиться к принципу «сколько заработал — столько и получил».

В этом плане хорошо подходит глубоко продуманный и проверенный на практике опыт оплаты труда руководителей здравоохранения и медицинских работников по контракту [21].

     Внедрение системы медицинского страхования наряду с бюджетным финансированием здравоохранения создает реальную экономическую базу для реализации принципов дифференцированной оплаты по качеству и количеству труда.

     Следует также отметить, что внедрение системы ОМС практически на всех территориях отмечается неоправданно большим разнообразием моделей страхования.

Такое разнообразие форм внедрения ОМС объясняется, главным образом, недостаточностью нормативно-правовой базы и методологической неподготовленностью территорий, отсутствием инфраструктуры страховых медицинских организаций и нежеланием руководителей органов и учреждений здравоохранения что-либо менять.

     Одна из наиболее острых проблем, требующих решения сегодня является то, что при поступлении средств ОМС в систему здравоохранения происходит сокращение бюджетного финансирования отрасли, что затрудняет реализацию Закона об ОМС.

Сегодня тариф страхового взноса в ФФОМС- 3,1% и 2% — в ТФОМС итого 5,1% от фонда оплаты труда — не обеспечивает финансового покрытия медицинской помощи даже работающему населению страны, которое составляет всего 41,1%, а большая часть, около 86 млн.

человек (60%), это неработающее население, в основном старики, дети, инвалиды, безработные, которые к тому же более всего нуждаются в медицинской помощи. Поэтому проблема платежей на неработающее населения особо остро встает именно в связи с сокращением бюджетного финансирования отрасли «Здравоохранение».

При таком сокращении в первую очередь страдают скорая и неотложная медицинская помощь и социально значимые виды медицинской помощи.

    Платежи на неработающее население из средств выделенного бюджета здравоохранения ведут к дефициту средств на противотуберкулезную, психиатрическую и наркологическую службы, чего нельзя допустить с учетом значительного роста заболеваний этого профиля. Особой проблемой является проблема управления, обеспечения и экспертизы качества медицинской помощи [22, c. 37].

     Министр здравоохранения и социального развития РФ Т. Голикова 20 апреля 2010 года сделала следующие заявление в СМИ: «Объем ФФОМС ориентировочно на 2011 год будет составлять 220-230 миллиардов рублей. Но это все будет зависеть от экономического прогноза, поскольку страховые взносы берутся из фонда оплаты труда», — сказала министр.

Ранее в ходе отчета перед депутатами о работе правительства РФ в 2010 году, премьер Владимир Путин заявил о том, что в 2011 году в структуре Федерального фонда ОМС может появиться специальный резерв.

Резервные средства в течение двух лет будут расходоваться на основе региональных программ по модернизации здравоохранения, а также на основе предложений Минздравсоцразвития, региональных властей и Фонда обязательного медицинского страхования, пояснил Путин. «Назначение резервного фонда в рамках ФОМС состоит в помощи», — пояснила Голикова.

«В каждом регионе будут приняты свои программы. Это будет такая индивидуальная работа. Каждый губернатор должен будет принять свою программу, программу модернизации здравоохранения и на это будет выделена соответствующая поддержка» [22, c. 36].

     Резервный фонд ФОМСа будет обособлен и составлять 2%: ровно настолько будет увеличен страховой взнос в этот внебюджетный фонд с 2011 года (с 3,1% до 5,1%).

По словам Голиковой, региональные программы, которые будут финансироваться из резерва ФОМС, «будут носить, в основном, не финансовый, а содержательный характер, и в нем будут прописаны конкретные изменения в системе здравоохранения каждого региона».

     Актуальнейшей проблемой этого направления является лицензирование и аккредитация медицинских учреждений. Лицензионная деятельность регулируется рядом основополагающих директивных документов: Законами РФ: «О медицинском страховании граждан», «О стандартизации», «О защите прав потребителей», и т.д.

, предусматривающих организацию и порядок работы соответствующих комиссий, а также процедур проведения сертификации (аккредитации) лицензионной деятельности. Сейчас проходит согласование проекта Закона РФ «О лицензировании». Минздравмедпромом России подготовлен проект «Положения по лицензированию медицинской и фармацевтической деятельности».

Кроме того, готовится целый ряд нормативно-методических документов по проведению сертификации и лицензирования, как юридических, так и физических лиц. Еще одна острая проблема — это проблема достоверности информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС.

В настоящее время еще нет отработанной системы получения объективной и достоверной информации о поступлении и расходовании государственных средств системы ОМС. Функции государственных органов по контролю за поступлением средств, формированием и использованием доходов системы ОМС должным образом не определены.

Механизм формирования доходов системы ОМС, учета платежей и контроля деятельности системы ОМС нуждается в серьезном организационном и методологическом совершенствовании.

     Такое положение свидетельствует о настоятельной необходимости введения системного анализа финансовой деятельности фондов ОМС. Функции государственных органов контроля за формированием доходов фондов и правильным их использованием законодательно оказались должным образом не определены.

     Кроме того, в условиях бюджетного дефицита, спада производства и крайне низкого тарифного страхового взноса внедряемая модель ОМС является неоправданно дорогостоящей. Она потребляет значительную часть средств на свою инфраструктуру.

  •      Таким образом, в настоящее время необходимо провести модернизацию ОМС, сконцентрировав основные усилия на достижении сбалансированности ресурсов и обязательств системы, а также создать условия и предпосылки реформирования здравоохранения.
  •      Целью модернизации ОМС является обеспечение условий устойчивого финансирования медицинских организаций для предоставления населению бесплатной медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
  •      Обеспечение сбалансированности доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам.
  •      Обеспечение эффективных механизмов целевого и рационального использования средств всеми субъектами системы ОМС.
  •      Устранение недостатков, накопившихся в системе за период ее существования.
  •      Гармонизация правовых и организационно-экономических механизмов взаимодействия обязательного медицинского страхования, здравоохранения и граждан.
  • Поэтому необходимо:
  • Исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан» органами исполнительной власти субъектов РФ должно быть безусловным.
  •      Утверждение программы гарантированной бесплатной медицинской помощи населению, в том числе и Базовой программы ОМС, а также Федеральных стандартов медицинской помощи.
  •      В связи с обеспеченностью финансовыми средствами территориальных программ ОМС, составляющей в среднем по России 40%, а в некоторых территориях — 10-20%, целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении тарифа страхового взноса на ОМС.
  •      Разработать совместно с Федеральным фондом ОМС, фармацевтическими предприятиями и организациями механизм лекарственного обеспечения учреждений здравоохранения и населения РФ с целью осуществления государственного регулирования цен на медикаменты и изделия медицинского назначения, с учетом доступности лекарственной помощи для населения и защиты отечественных товаропроизводителей.

Источник: https://student.zoomru.ru/strah/medicinskoe-strahovanie-v-rf/37066.279947.s4.html

Ссылка на основную публикацию