Новый порядок и механизм финансирования программы льготного лекарственного обеспечения

Выступая на различных площадках в мае этого года, директор департамента лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России Елена Максимкина сообщила, что по поручению президента страны в министерстве прорабатываются варианты проведения пилотных проектов по совершенствованию системы лекарственного обеспечения.

«РГ» попросила ее ответить на вопросы, которые будут важны для всех россиян.

Елена Анатольевна, лекарственное обеспечение — одна из чувствительных тем для граждан. О необходимости лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении дискуссия идет не один год. Пилоты можно считать началом?

Елена Максимкина: Совершенно верно. При оказании медицинской помощи в условиях стационара, дневного стационара и при скорой помощи любой гражданин РФ имеет право на бесплатное обеспечение лекарствами из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

В основе существующей системы лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях лежит принцип бесплатного или льготного отпуска препаратов отдельным группам населения за счет средств федерального и регионального бюджета, а это не более 20 процентов населения.

Имеет место региональное неравенство в лекарственном обеспечении: в 2017-2018 годах средние общие расходы на одного человека, по оценкам экспертов, различались между регионами до 7,4 раза.

Нарушение солидарного принципа в системе за счет монетизации льгот на лекарственные препараты при оказании социальной помощи приводит к выведению большей части финансовых средств из лекарственного обращения, так как из 15,6 миллиона человек, имеющих право на получение льгот, 12,4 миллиона (79,5 процента) отказались от набора социальных услуг в пользу денежной выплаты.

Функционирование системы поддерживается только за счет межбюджетного трансферта в объеме 11,6 миллиарда рублей в год. Кардинально изменить ситуацию и расширить права граждан на лекарственное обепечение позволяет внедрение компенсации затрат на определенный перечень лекарств для всего населения без привязки к конкретному статусу. Как показывает международный опыт, это положительно влияет на показатели здоровья, демографические и экономические.

Но введение всеобщего лекарственного обеспечения потребует значительных финансовых средств. Считали ли вы, какой бюджет на это потребуется?

Новый порядок и механизм финансирования программы льготного лекарственного обеспечения

Международные компании дали мощный импульс развитию фармотрасли России

Елена Максимкина: Мы делали расчеты, исходя из затрат на лекарственное обеспечение в 2017 году с учетом существующих программ льготного лекарственного обеспечения и неудовлетворенного спроса.

В целом в 2017 году на лекарственное обеспечение было затрачено 444 миллиарда рублей, которые складываются из федерального бюджета и бюджетов регионов.

Заложив еще 25 процентов на неудовлетворенный спрос, мы вышли на потенциальные затраты — более 555 миллиардов рублей.

Мы исходили из того, что при внедрении обязательного лекарственного обеспечения (ОЛО) в амбулаторных условиях необходимо исключить возможность двойного финансирования льготных категорий граждан из бюджетов разных уровней, использовать солидарный принцип в системе ОМС.

Кроме того, это повысит мотивацию врачей к рациональному назначению, пациентов — к рациональному использованию лекарств.

Предполагается также сохранить ряд федеральных полномочий по обеспечению регионов лекарственными препаратами для высокозатратных нозологий, антиретровирусной терапии, лечению туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, реализации Национального календаря профилактических прививок.

А как расходуются государственные средства на лекарственное обеспечение сейчас?

Елена Максимкина: Сейчас на обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и межбюджетные трансферты регионам государство затрачивает более 49 миллиардов рублей в год. При этом на монетизацию льгот тратится более 120 миллиардов рублей. Необходим деликатный разговор с населением о целевом использовании этих средств.

Нарушение солидарного принципа из-за монетизации льгот приводит к выведению большей части средств из системы лекарственного обеспечения

Бюджет федеральной программы «12 высокозатратных нозологий» в этом году составляет 55,6 миллиарда рублей. С 2017 года Минздрав РФ осуществляет закупку препаратов для ВИЧ-инфицированных пациентов.

Объем средств на эти цели за последние два года составляет 21,6 миллиарда рублей, что позволило на начало 2019 года обеспечить охват лечением более 428 тысяч пациентов, то есть более 60 процентов.

На этот год задача — охватить более 75 процентов, поэтому планируется выделение дополнительных ресурсов. Минздрав также администрирует закупку в рамках Национального календаря профилактических прививок — на этот год выделено 18,7 миллиарда рублей.

Программа по обеспечению пациентов с устойчивым туберкулезом — это еще 2,9 миллиарда рублей. Регионы выделяют на лекарственное обеспечение более 70 миллиардов рублей. Население тратит более 330 миллиардов рублей на лекарства из перечня ЖНВЛП.

Какие пилотные проекты уже рассматривались при моделировании системы ОЛО?

Елена Максимкина: Вместе с аналитиками Центра стратегических разработок Сколково и нашими профильными ФГБУ мы провели расчеты реализации пилотных проектов как для детского населения, так и для отдельных нозологий (сердечно-сосудистые заболевания, онкологические заболевания, бронхиальная астма, сахарный диабет).

Объем средств, необходимых для программы ОЛО детей до 14 лет (10 процентов целевой аудитории), при нынешней структуре потребления составит 4 миллиарда рублей (2,6 миллиарда рублей — при частичном возмещении).

Также проработан пилотный проект, который касается обеспечения лекарствами граждан, имеющих сердечно-сосудистые заболевания, а это более 34 миллионов человек. Важно, что при этом они должны находиться на диспансерном учете для мониторинга их состояния.

При этом обеспечивается оперативность и преемственность лечения, так как пациент получает лекарство в аптеке, а не ждет закупок. Проект проработан с 10 процентов от всех пациентов, затраты на них составили бы около 7-8 миллиардов рублей в год на начальном этапе.

Некоторые регионы по своей инициативе уже проводят пилотные проекты по лекарственному обеспечению пациентов в амбулаторном сегменте. Как вы их оцениваете?

Новый порядок и механизм финансирования программы льготного лекарственного обеспечения

Для защиты патентообладателей нужно менять закон об обращении лекарств

Елена Максимкина: Мы очень признательны Кировской области, где реализуют проект лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, которые не имеют льгот. Он проводится по модели соплатежа населения.

Проект начали с февраля и уже в марте получили позитивный отклик, который показывает его востребованность. Есть результаты и по другим субъектам.

Но пока в регионах не будут проверены все эти подходы, говорить о том, что они будут тиражированы на всю территорию страны, сложно, для этого должны быть серьезные расчеты.

Первые подходы к этой системе в стране уже были, в конце 90-х подобные программы реализовывали в Москве и Московской области, но тогда они имели неудачное завершение. Мы не имеем права ошибиться в расчетах относительно финансирования, которое потребуется.

Переход к программе ОЛО потребует серьезных организационных и законодательных изменений на всех стадиях процесса и детальной проработки в рамках внедрения механизма референтного ценообразования; электронных систем учета пациентов и лекарственных препаратов, выписки электронных рецептов; механизмов контроля за рациональным назначением и применением лекарственных препаратов и т.д.

Сейчас в рамках исполнения поручений по итогам совещания по вопросам повышения эффективности системы лекарственного обеспечения населения Минздрав России подготовил законопроект, который по поручению правительства РФ направлен на повторное согласование, в том числе в законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации. Он предусматривает внесение изменений в обеспечение лекарствами граждан, имеющих право на их получение за счет федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях, исходя из того, что оно осуществляется в объеме не менее чем предусмотрено Перечнем ЖНВЛП. А также создание единого регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарствами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и установление порядка ведения такого регистра.

Принцип солидарного участия граждан в системе ОЛО должен стать предметом обсуждения на всех экспертных площадках

Прорабатывались ли варианты соплатежей населения в случае введения солидарной системы?

Елена Максимкина: Вопрос источников финансового обеспечения ОЛО — самый сложный.

Повторю: объем имеющегося финансового обеспечения со стороны федерального бюджета не сократится, более того, прорабатывается вопрос обеспечения пациентов орфанными лекарственными препаратами на федеральном уровне. Есть различные возможности для моделирования сооплаты.

Это может быть и протекционистский вариант, когда препараты, которые производятся в РФ, в том числе локализованные, имеют большую долю возмещения.

Есть еще механизм, который используется во Франции, когда государство меняет процент возмещения по препарату, что подразумевает и некие ориентиры в лечении. Например, включение в перечень более эффективного препарата со стопроцентным возмещением и уменьшение процента возмещения по препаратам предыдущего поколения.

С учетом того, что до 60 процентов рынка ЖНВЛП в денежном выражении составляют лекарственные препараты стоимостью до 1000 рублей, объем необходимых средств для ОЛО должен быть более 300 миллиардов рублей ежегодно, чтобы обеспечивать современный уровень фармакотерапии.

Новый порядок и механизм финансирования программы льготного лекарственного обеспечения

Врачей накажут за приписки и неэффективные лекарства

Принцип солидарности оплаты затрат на ОЛО — самый справедливый. Это правильно, что более состоятельные граждане, и в меньшей степени нуждающиеся в дорогостоящем лечении, в большей степени должны участвовать в оплате ОЛО.

Принцип солидарного участия граждан в системе ОЛО должен стать предметом обсуждения пилотных проектов на всех экспертных площадках — это показатель гуманного отношения людей друг к другу, когда сильные в ответе за слабых.

И здесь наши главные помощники — пациентские и благотворительные организации, профессиональное фармацевтическое и медицинское сообщество, экспертные платформы, площадки Госдумы, Совета Федерации, федеральные органы исполнительной власти.

Новый порядок и механизм финансирования программы льготного лекарственного обеспечения

Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Татьяна Батенёва

Источник: https://rg.ru/2019/06/04/v-minzdrave-zanialis-proektom-obiazatelnogo-obespecheniia-lekarstvami.html

Елена Тельнова: программа льготного лекарственного обеспечения требует изменений

Бесплатное лекарственное обеспечение для льготных категорий граждан является очень важным элементом в системе здравоохранения.

Любой сбой и задержка с предоставлением лекарственных средств может привести к угрожающей жизни ситуации, ведь зачастую у этой категории лиц нет других возможностей получить дорогостоящий препарат.

А такие ситуации, к сожалению, не редкость, и причина их банальна – нехватка средств.

Как сегодня граждане обеспечиваются лекарствами по льготным рецептам? Что нужно изменить в системе обеспечения необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС)?

Почему не хватает денег

Чтобы понять сложившуюся сегодня ситуацию с лекарственным обеспечением граждан, надо рассмотреть три наиболее важных индикатора, ее характеризующих, считает бывший руководитель Росздравнадзора, а ныне ведущий сотрудник ФГБУ «Национальный НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко», доктор фармацевтических наук Елена Тельнова.

К этим индикаторам относятся:

  • финансирование лекарств,
  • монетизация льгот,
  • проблема непредъявленных рецептов.

Финансирование лекарств, которые пациенты получают по льготным рецептам, идет из нескольких источников: федерального бюджета, региональных бюджетов, ФОМСов, благотворительных организаций…

Затраты на одного льготополучателя постоянно индексируются, увеличиваются, а финансирование происходит в объеме, соответствующем количеству пациентов, включенных в программу ОНЛС.

Что касается обязательств, финансируемых из федерального бюджета, то они исполняются сегодня полностью и в срок. Чего нельзя сказать о поддержке на региональном уровне. Так, 26 регионов снизили объем затрат на льготные лекарства. В их число входят Калужская, Астраханская, Кировская, Оренбургская и другие области, Башкортостан и Мордовия.

Читайте также:  Порядок и необходимость информирования пфр в прекращении трудовой деятельности пенсионером

Пациентское сообщество давно добивалось, чтобы орфанные препараты закупались на федеральные средства, в виду проблем на региональном уровне.

Теперь на федеральный уровень вновь передаются полномочия по закупке пяти орфанных препаратов, из-за чего в 2019 и 2021 годах из федерального бюджета планируется дополнительно выделить на лекарственное обеспечение 20 млрд рублей.

Также в федеральный бюджет заложены средства на лекарственное обеспечение по программе высокозатратных нозологий на 2020-й и 2021-й годы.

Отказники и непредъявленные рецепты

Но финансирование зависит от численности льготополучателей, а ведь с этим есть проблемы. В 2005 году в программу ОНЛС вошли 15 млн человек. А сейчас в ней чуть больше 3-х млн. В ряде регионов из программы вышли до 90% пациентов. Причина в том, что люди захотели получать свою льготу деньгами.

Такая картина наблюдается в Брянской, Орловской, Тульской, Рязанской областях. Всего по стране из программы вышли 76% пациентов.

Те, кто остались – наиболее тяжелые больные, которым требуются дорогие препараты, чаще всего от диабета, астмы, онкологических заболеваний… Получается, что солидарный принцип, который первоначально закладывался в программу, не работает.

Еще одна проблема – непредъявленные рецепты. Их насчитывается от 0,4 до 2% от всех выписанных бланков. В процентном соотношении цифра, вроде бы, небольшая. Но это более 900 тысяч рецептов за год. А за каждым непредъявленным рецептом стоит больной, не получивший необходимого ему лечения.

Почему такое большое количество рецептов не отоваривается?

Самая распространенная причина – нужного препарата нет в аптеке. Рецепт на него не принимают или принимают, но не регистрируют, чтобы не возникло проблем при отчете. При этом покупателю говорят: «Когда препарат будет, мы вам позвоним».

В результате, рецепт лежит, пока не истекает срок его действия. И в то же время на складах годами хранятся лекарства.

В конце прошлого года по телевидению прошел острый сюжет: на складе Центральной фармацевтической базы Санкт-Петербурга прокуратура обнаружила 156 тысяч упаковок просроченных лекарств для льготников на сумму более 300 млн рублей.

При этом более 670 рецептов горожан в тот момент находились на отсроченном обслуживании. И больные не получили прописанных им лекарств, и деньги, выделенные государством на закупку препаратов, пропали. Такая картина наблюдается не только в Питере.

Изменения назрели

Сегодняшнюю ситуацию с обеспечением льготников лекарствами нельзя назвать удовлетворительной. Чаще всего проблемы носят организационный характер.

Это – недостатки в закупке и поставках лекарств, несвоевременное проведение аукционов, некорректное составление заявок, недостаточный контроль над распределением товарных запасов… Во многих регионах выявляются случаи отказа в выписке рецептов на лекарственные препараты, назначенные врачами по медицинским показаниям.

Льготные лекарства не всегда доступны жителям сельской местности и отдаленных регионов. Из всего этого следует, что программа льготного обеспечения требует изменений.

Изменения назрели еще и потому, что в связи с кризисом и санкциями, наложенными на нашу страну, претерпевает трансформацию и наша экономика. Коренным образом изменился фармрынок; меняется нормативная база.

При этом в России закон об обращении лекарственных средств, но нет закона о лекарственном обеспечении. Даже четкого определения, что такое лекарственное обеспечение, нет.

Сегодня мы являемся свидетелями уже третьей волны модернизации здравоохранения, но ведь здравоохранение не возможно без лекарственного обеспечения, иначе все назначения врачей бессмысленны, отмечает Елена Тельнова.

План улучшений

Как же может выглядеть усовершенствованная программа лекарственного обеспечения? В нее должны быть заложены определенные принципы, считает Елена Тельнова. А именно:

  • принцип всеобщности и обязательности,
  • подключение к программе системы ОМС,
  • участие средств граждан на паритетной основе,
  • организационная простота,
  • целевая ориентация.

Всеобщность – это значит, что программа должна охватывать всех граждан страны, застрахованных в системе ОМС. Все граждане должны получать назначенные им по медицинским показаниям препараты в рамках льготной программы. Можно внедрять этот принцип поэтапно, например, сначала обеспечить льготными лекарствами всех детей. Но принцип всеобщности должен закладываться сразу.

Очень важно также, сразу определиться с целевой ориентацией: все ли необходимые для лечения лекарства будут отпускаться пациентам бесплатно или будет действовать система перечня лекарств?

Разные страны решают эти вопросы по-разному. Есть страны, где государство частично возмещает пациентам средства, потраченные на лекарства, есть страны, которые возмещают расходы полностью, у кого-то фиксированные соплатежи.

Некоторые страны поощряют выписку больным дженериков. Где-то работает принцип шеринга, когда компания-разработчик лекарства платит деньги за лечение, и получает их обратно, если лечение проходит успешно.

Сейчас принцип шеринга опробуется в Московской области.

Так что прежде, чем идти на изменение программы лекарственного обеспечения, надо проработать ряд вопросов:

  • продумать механизм реализации программы, а также учет, отчетность, информационное обеспечение;
  • сформировать перечень лекарственных препаратов, которые будут отпускаться по льготным рецептам (если в этот перечень войдут не все лекарства);
  • отказаться от монетизации льгот;
  • выработать новые подходы к ценообразованию.

При этом новации в лекарственном обеспечении не должны ухудшить положение сегодняшних льготников.

Для успешной реализации программы нужна правильная мотивация и врачей, и аптечных работников, и пациентов. Если не провести подготовительной работы, если население и врачи не поймут сути проводимой реформы, программа работать не будет, уверена Елена Тельнова.

Аптеки должны добровольно присоединиться к программе – отпуск лекарств по льготным рецептам может осуществляться в любом аптечном учреждении, минимизация рисков по оплате отпущенных препаратов повысит финансовую привлекательность участия в программе. То есть аптека должна быть уверена, что ей оплатят отпущенные лекарства не через год, не через полгода, а своевременно.

Показательный эксперимент

Елена Тельнова также рассказала об эксперименте по лекарственному обеспечению, который проводился в Москве с 1994-го по 1998-й год. В начале 90-х рыночные отношения только складывались, и проходило это на фоне снижения продолжительности жизни россиян, роста социально значимых заболеваний. Тогда и родилась идея льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.

Но финансирования не хватало. Аптеки задыхались от неоплаченных рецептов. И, тем не менее, оборот льготного обеспечения постоянно увеличивался и дошел до 40% от общего оборота.

Московское правительство привлекло к эксперименту две страховые компании – МАКС и РОСНО, которые участвовали в финансировании лекарств для льготников, сначала в трех административных округах, а потом и во всем московском регионе.

В ходе этого эксперимента было утверждено много новых документов, была проведена большая подготовительная работа: был составлен перечень из 468 аптек, участвовавших в эксперименте, перечень лечебных учреждений, список лекарственных средств, которые можно было отпускать по льготным рецептам, порядок экспертиз, формы отчетности и т.д.. Бланк рецепта был дополнен сведениями о серии и номере страхового полиса, коде заболевания… Всего в реестр льготников вошли 3,5 млн человек.

Результаты эксперимента следующие: возросла выписка дорогих препаратов, увеличилась средняя стоимость рецепта, увеличилось финансирование льготной отрасли.

Этот опыт можно было бы сегодня взять на вооружение при работе над новой программой лекарственного обеспечения, считает Елена Тельнова.

Источник: https://lekoboz.ru/meditsina/elena-telnova-programma-lgotnogo-lekarstvennogo-obespecheniya-trebuet-izmenenij

Минздрав начал подготовку реформы лекарственного обеспечения :: Национальные проекты :: РБК

В перечень ЖНВЛП входят самые необходимые препараты. Они как продаются в аптеках, так и закупаются государством и распределяются по больницам или льготным пациентам.

Среди этой категории лекарств такие популярные препараты, как ацетилсалициловая кислота («Аспирин»), ибупрофен («Долгит», «Нурофен», «Миг 400»), парацетамол, а также дорогие лекарства для лечения редких генетических и онкологических заболеваний.

Цены на них устанавливает государство: производители не могут сами формировать свою ценовую политику.

Собеседники РБК, которые участвовали в совещании в Минздраве, также указали, что там обсуждался вопрос создания реестра пациентов, которым показаны льготные лекарства по нынешнему законодательству. Сейчас в России единого регистра льготников нет.

По словам Максимкиной, совещание проходило в рамках выполнения поручения Владимира Путина от ноября 2018 года, данного после выездного совещания на фармацевтическом заводе «Герофарм» в Санкт-Петербурге. На нем президент заметил, что ежегодно на лекарственное обеспечение россиян тратится более 380 млрд руб.

, но, насколько рационально они используются, не ясно. «Если нет должного учета, то бюджетные деньги утекают очень часто сквозь пальцы. И главное, не все льготники получают нужные им препараты.

Очевидно, что на местах нужно наводить порядок и с регистром льготных категорий граждан, и с перечнем препаратов для них», — сказал Путин.

По итогам августовского совещания в Минздраве, как следует из протокола, ведомство предложило участникам рынка представить возможные модели всеобщего лекарственного обеспечения. Кроме того, участникам встречи было предложено решить, в каких регионах можно было бы опробовать различные модели лекарственного обеспечения, и привлечь представителей этих регионов к диалогу.

Следующее заседание по обсуждению реформы пройдет с участием представителей регионов, Фонда обязательного медицинского страхования и Российской академии наук.

Какие варианты предложили участники совещания

Свои предложения Минздраву уже направили Центр развития здравоохранения московской школы управления «Сколково» и ассоциация инновационных фармацевтических производителей «Инфарма», рассказали РБК участники совещания. РБК ознакомился с документами обеих организаций.

В «Инфарме» указывают, что внедрение полного лекарственного обеспечения для отдельных заболеваний, включая сердечно-сосудистые (любые и на любых стадиях), респираторные и костно-мышечные, позволит в 2,5 раза увеличить число пациентов, которые получают лекарства без госпитализации. Сейчас распространена госпитализация пациентов на ранних стадиях этих заболеваний именно с целью получения ими бесплатных лекарств.

Через десять лет это приведет к спасению 1,5 млн человек, которые при своевременном лечении не погибнут от этих болезней. «В экономических терминах спасенные жизни и сохраненная работоспособность в следующие десять лет оценивается в дополнительные 0,8% ВВП в год, или 2,9 трлн руб. суммарно за десять лет», — указали в ассоциации, сославшись на анализ A.T. Kearney.

«Инфарма» предложила дифференцированный уровень соплатежей для полного лекарственного обеспечения всех граждан. По мнению ассоциации, для больных, у которых угрожающие жизни или грозящие инвалидностью заболевания, необходимые лекарства должны быть целиком бесплатны.

Пациенты, у которых хронические заболевания, не угрожающие жизни, должны будут доплачивать за показанные лекарства 25% или менее. Для всех остальных доплата должна составлять до 60% (но не больше).

Независимо от типа заболевания социально незащищенные группы населения в любом случае должны быть освобождены от доплат.

Читайте также:  Оформление снилс: где сделать пенсионное удостоверение, каковы сроки, нужно ли платить?

По мнению ассоциации, такой подход потребует перестройки всей системы закупок лекарственных средств и отмены нынешней тендерной системы.

Деньги должны следовать за пациентом, считают в ассоциации, а потому в эту систему должны быть вовлечены обычные коммерческие аптеки, которые будут получать по факту отпуска лекарств часть денег от государства, а часть — от пациентов.

Для реализации такой системы «Инфарма» предлагает использовать базу ФОМС. В ассоциации не приводят расчетов, насколько увеличатся траты государства именно на льготные лекарства.

В «Сколково» предлагают в качестве базового сценария реализовать трехлетний пилотный проект по лекарственному возмещению в отдельных регионах для детей до 14 лет с возможным расширением программы для детей 15–17 лет.

Бюджет проекта — 4 млрд руб. в год. В документах «Сколково», с которыми ознакомился РБК, не указано, на сколько регионов должны быть распределены эти суммы. Но для всей страны такой же проект обойдется в 40 млрд руб.

В качестве дополнительного сценария предлагается реализация программы возмещения затрат на лекарственное обеспечение для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Для всей страны это будет стоить около 78 млрд руб. в год, в рамках отдельных пилотных проектов — 15,6 млрд руб.

Разработали в «Сколково» и пилот по онкологическим заболеваниям. Он будет стоить 75 млрд руб. в год для всей России, или 7,5 руб. млрд в год для четырех пилотных регионов.

Президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский отметил, что это тот редкий случай, когда инициатива благоприятно скажется и на бизнесе, и на населении. В последние годы у фармацевтического бизнеса в России резко падало доверие к власти, говорит он, из-за постоянно меняющихся правил игры.

«Такая инициатива скажется не только на здоровье граждан, но и приведет к росту доверия к власти и врачам. У бизнеса доверие к власти тоже вырастет.

Еще один положительный эффект — врачи будут лечить не тем, что готов купить пациент, и не тем, что до этого прорекламировали ему медпредставители, а тем, что ему действительно надо», — резюмировал эксперт.

Полина Звездина

Источник: https://www.rbc.ru/society/06/09/2019/5d70e5329a7947f49665ed0a

Эксперты: проблема льготных лекарств решаема увеличением финансирования и новыми законами

ТАСС, 20 июня.

Нарушение сроков контрактов со стороны поставщиков, низкие тарифы на закупки и недостаточный объем финансирования создают проблемы с обеспечением льготников лекарственными препаратами в ряде субъектов РФ.

Решить проблему можно с помощью новых законов, увеличения размера федеральной поддержки и заменой препаратов на альтернативные, считают опрошенные ТАСС эксперты и представители региональных властей.

Как сообщил в ходе прямой линии Владимир Путин, только в семи субъектах России жизненно важные лекарства закупаются по полному списку, в остальных регионах список необходимых препаратов сокращается.

По его словам, денежные средства из федерального бюджета на лекарства субъектам РФ были перечислены еще в феврале, но там не вовремя идут закупки.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова пояснила, что в России выявлено 30 регионов, где существуют проблемы в обеспечении льготными лекарственными препаратами.

К примеру, в Кемеровской области в начале года были сложности с обеспечением льготников инсулином — препарата не было в аптеках в необходимом количестве из-за сложностей с проведением закупок.

«К сожалению, в 2019 году не состоялось 68 аукционов на сумму 88 млн рублей по причине невыхода потенциальных поставщиков на аукционы.

[Поставщиками] нарушаются сроки и объемы поставок, несвоевременно предоставляются полные пакеты сопроводительных документов», — рассказали ТАСС в департаменте охраны здоровья населения области.

Собеседник агентства отметил, что на данный момент закупки продолжаются, по заключенным контрактам поставки медикаментов осуществляются, препараты доставляются до аптек.

По данным представителей региональных властей, подобная ситуация сложилась и в Ярославской области, Краснодарском крае, где поставщики до сих пор задерживают выполнение контрактов, в Карелии, Ульяновской, Рязанской, Владимирской, Самарской областях, Хабаровском крае и ряде других регионов. «Аукционы идут очень трудно, у поставщиков на наши объемы нет интереса», — сказал ТАСС министр здравоохранения Хабаровского края Александр Витько.

В департаменте здравоохранения Владимирской области сообщили, что несвоевременная поставка лекарственных препаратов связана с низкой начальной (максимальной) ценой контракта, что, к примеру, привело к отсутствию заявок от участников, в результате аукционы не разыгрывались, а поставки срывались.

Нагрузка на регионы

В ряде субъектов одной из основных проблем называют недостаточный объем финансирования закупок лекарств.

«Размер норматива финансовых затрат на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь, несмотря на его ежегодную индексацию, крайне низкий и не обеспечивает потребности льготных категорий в полном объеме, что, соответственно, ложится нагрузкой на областной бюджет», — пояснили ТАСС в Министерстве здравоохранения Рязанской области, уточнив, что региону на эти цели необходимо более 1,1 млрд рублей, в то время как из областного бюджета выделяется около 200 млн рублей.

Первый заместитель министра здравоохранения Ульяновской области Инна Чигирева сообщила ТАСС, что в этом году сумма, выделенная на льготное лекарственное обеспечение из областного бюджета, увеличилась на 15%.

«Проблемы с обеспечением, конечно, возникают, и есть дефицит. Это связано с тем, что в течение года появляются новые пациенты, иногда их нужно обеспечивать очень дорогими лекарствами», — сказала Чигирева.

В Удмуртии проблему с льготным обеспечением инсулином больных сахарным диабетом решили самостоятельно путем выделения дополнительных средств.

«На уровне правительства Удмуртской Республики в апреле 2019 года решен вопрос о дополнительном выделении финансовых средств на лекарственное обеспечение больных диабетом.

Необходимые лекарственные препараты и тест-полоски для обеспечения больных диабетом закупаются в соответствии с законодательством, и после заключения государственных контрактов будут поставлены в пункты отпуска в июне 2019 года», привели в пресс-службе главы Удмуртии слова Александра Бречалова.

Также общественники для решения проблемы в Удмуртии намерены провести в июне круглый стол с участием министра здравоохранения региона и депутатами Госсовета.

Представители ОНФ будут рекомендовать членам заксобрания принять региональный закон о диабете.

«В нем будут прописаны все нормы права, чтобы было обязательное обеспечение больных, которым определено лечение этими препаратами, чтобы ситуацию могла отслеживать, к примеру, прокуратура», — уточнил ТАСС член ОНФ Удмуртии Вячеслав Васильев.

Альтернативное лечение

В отличие от Удмуртии в Карелии пока проблема с обеспечением инсулином пациентов не решена. Здесь семьи с детьми, у которых диагностирован диабет первого типа, даже сформировали свою группу.

По словам руководителя группы Ольги Охотниковой, в регионе не хватает инсулиновых шприц-ручек с необходимым делением для детской дозировки инсулина, а врачи не выписывают необходимое количество тест-полосок. «Родители выходят из положения — покупают сами эти шприц-ручки: одна такая ручка стоит около 3 тыс.

рублей, ее хватает на три года, в среднем вместе с полосками семьи тратят порядка 10 тыс. рублей в месяц», — сказала Охотникова.

Похожая ситуация была и в Саратовской области: в 2018 году 28-летняя жительница Саратова умерла, не получая лекарства от диабета.

По данным прокуратуры, рецепты на жизненно необходимые для нее препараты врачи не выписывали из-за их нехватки в аптеках. СК возбудил уголовное дело после гибели женщины.

Позже власти региона сообщили, что жительница Саратова, болевшая диабетом и скончавшаяся в больнице, получала лекарства в полном объеме.

«В настоящее время организационная составляющая системы льготного лекарственного обеспечения жителей Саратовской области полностью пересмотрена.

Ранее федеральным Росздравнадзором у нас проводилась комплексная выездная проверка по льготному лекарственному обеспечению, были выявлены нарушения.

По результатам проверки несколько ответственных специалистов были наказаны и оштрафованы», — сказала ТАСС министр здравоохранения области Наталия Мазина. По ее словам, сейчас в регионе ведется онлайн-мониторинг наличия препаратов на аптечном складе.

Как пояснили ТАСС в пресс-службе правительства Новгородской области со ссылкой на регионального министра здравоохранения, проблемы возникают, так как оперативно покупать дорогие и редкие препараты в силу закона невозможно. «Но пациент должен получать адекватную терапию.

Это либо замена препаратов на те, которые имеются, а если есть непереносимость препарата выраженная, то человек должен находиться на госпитализации, где в условиях круглосуточного стационара подберут терапию, пока не сможем закупить в кратчайшие сроки препарат, который показан», — уточнили в пресс-службе.

Дефицита нет

Проблем с обеспечением граждан лекарствами, по данным властей, не испытывают жители Бурятии, Ханты-Мансийского, Чукотского автономных округов, Томской области. Ситуация также нормализована в Крыму.

«Одним из проблемных вопросов в этой сфере до недавних пор оставалось нестабильное обеспечение лекарственными средствами больных сахарным диабетом, пациентов с онкологическими заболеваниями.

Однако сегодня ситуация выравнена, профильный комитет и Минздрав республики держат ситуацию на контроле.

Социальная напряженность в этом вопросе снята», — сказали ТАСС в комитете по труду, социальной защите, здравоохранению и делам ветеранов Государственного совета республики Крым.

В департаменте здравоохранения города Севастополя ТАСС сообщили, что запасов, по прогнозам специалистов, хватит более чем на семь месяцев. Дефицита препаратов не ожидается и в Нижегородской области.

Источник: https://tass.ru/obschestvo/6574608

Депутаты предложили увеличить объем федерального финансирования льготного лекарственного обеспечения

По оценкам депутатов, средств, передаваемых на эти цели из федерального бюджета в виде субвенций регионам, недостаточно. В субъектах РФ формируется дефицит, достигающий в бюджетах некоторых из них 80%. Решать проблему дополнительного финансирования надо сейчас, на этапе рассмотрения федерального бюджета на 2020–2022 гг., считают в парламенте.

В лидерах по объему дефицита бюджета на лекобеспечение: Московская область (3 млрд руб.), Краснодарский край (2,4 млрд), Челябинская область (1,25 млрд), Волгоградская область (1,17 млрд), Республика Татарстан (1,19 млрд), Нижегородская (727 млн), Ленинградская (635 млн), Рязанская (634 млн), Ульяновская (523 млн) области и Приморский край (500 млн руб.).

«Все субъекты РФ признают, что дефицит имеет место. Большинство представили конкретную сумму нехватки. Кто-то осторожно сообщил, что необходимые расчеты представлены в Минздрав. В любом случае, все разговоры о достаточности средств и нерадивых чиновниках, которые неправильно и несвоевременно их осваивают, – неправда.

Дефицит составляет от 40 до 80%»! – отметил член Комитета Госдумы по охране здоровья Алексей Куринный. По его словам, богатые регионы дефицит федерального финансирования относительно спокойно компенсируют собственными средствами, но у большинства субъектов для этого нет возможности (или желания).

 «Поэтому прокуратура, суды, нервотрепка, а иногда и просто ухудшение состояния и смерть людей на фоне отсутствия лекарств», – констатировал депутат. 

Основная причина дефицита средств в системе – отказ получателей федеральных льгот от социальной поддержки в натуральной форме в пользу ежемесячных денежных выплат. В 2018 г. из 15,6 млн федеральных льготников 12,4 млн отказались от набора социальных услуг в пользу денег.

Таким образом, только 3,2 млн человек получали бесплатные лекарства, в основном те, кому требуются дорогостоящие препараты.

Читайте также:  Проверка больничного листа фсс - порядок, правила, сроки

«Монетизация федеральных льгот привела к нарушению солидарного принципа в системе федерального льготного лекарственного обеспечения и к выведению 80% финансовых средств из лекарственного обращения», – комментировала эту тему в прошлом году Вероника Скворцова.   

Для решения проблемы Минздрав планирует создать единый регистр льготополучателей, который объединит федеральный и региональный сегменты. Сообщалось также, что ведомство готовит законопроект о запрете на монетизацию льгот по лекарственному обеспечению для новых пациентов, а также для тех, кто уже один раз выбрал препараты вместо денег. 

Источник: https://medvestnik.ru/content/news/Deputaty-predlojili-uvelichit-obem-federalnogo-finansirovaniya-lgotnogo-lekarstvennogo-obespecheniya.html

Лекарственное обеспечение

Льготное лекарственное обеспечение

Нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрено льготное/бесплатное обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами. Финансирование льготного лекарственного обеспечения осуществляется за счет средств федерального или регионального бюджетов, а не за личные средства льготной категории граждан.

I. Бесплатное лекарственное обеспечение в рамках Закона о государственной социальной помощи

Федеральным законом от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Закон о государственной социальной помощи) предусмотрен определенный набор социальных услуг для льготных категорий граждан.

При этом в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:

  • обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения;
  • обеспечение необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия;
  • обеспечение специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
  • предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение;
  • бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
  • В настоящей статье рассмотрен ряд вопросов, имеющих отношение к первой из перечисленных выше услуг – к бесплатному получению гражданами лекарственных средств.
  • Категории лиц
  •  Согласно статье 6.1 Закона о государственной социальной помощи бесплатно обеспечиваются лекарственными средствами следующие категории граждан:
  • инвалиды войны;
  • участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  • лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  • инвалиды;
  • дети-инвалиды;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.

Федеральный регистр

 Информация о лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, содержится в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее – Федеральный регистр), который формирует Пенсионный фонд Российской Федерации 1.

Согласно статье 6.

3 Закона о государственной социальной помощи учет права граждан на получение социальных услуг, в том числе бесплатного обеспечения лекарственными средствами, осуществляется по месту жительства гражданина.

На деле это означает, что для того, чтобы лицо было учтено в Федеральном регистре, необходимо обратиться в территориальное отделение Пенсионного фонда по месту своего жительства.

Порядок обеспечения бесплатными лекарствами

 Граждане, имеющие право на получение бесплатных лекарственных препаратов, обеспечиваются им в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи. При этом для получения лекарственного препарата гражданину выписывается соответствующий рецепт на лекарственный препарат.

Выписывание рецептов на лекарственные средства осуществляется в соответствии с приказом Минздрава России от 14.01.2019 № 4н «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения».

  1. Перечень льготных лекарств
  2. Перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержден распоряжением Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи», который применяется с 01 января 2020 года.
  3. Период предоставления социальных услуг
  4. Законом о государственной социальной помощи установлено, что периодом предоставления гражданам социальных услуг (в том числе в виде бесплатного лекарственного обеспечения) является календарный год.
  5. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел (не с 1 января) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
  6. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил (например, не прошел очередное переосвидетельствование, необходимое для признания лица инвалидом) право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
  7. Добровольный отказ от социальных услуг

Законом о государственной социальной помощи предусмотрено право гражданина, имеющего право на получение социальных услуг, отказаться от набора социальных услуг в пользу получения денежного эквивалента. Для этого достаточно единожды подать заявление об отказе от льгот в натуральном виде (получение лекарств, бесплатный проезд и т.д.).

Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения одной из социальных услуг, и отказ от получения двух любых социальных услуг.

Заявление об отказе от набора социальных услуг (социальной услуги) подается до 1 октября текущего года. При этом гражданин утрачивает право на набор социальных услуг на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

  • Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (социальной услуги) также подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявления.
  • Финансирование расходов
  • Средства на обеспечение лекарственными препаратами в рамках оказания государственной социальной помощи, предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, передаваемых бюджетами субъектов РФ.
  • II. Обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами

В соответствии с частью 2 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 г.

№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи осуществляется обеспечение граждан лекарственными препаратами для медицинского применения, включенными в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 года № 2406-р) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2020 год, перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, лиц после трансплантации органов и (или) тканей и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

Формирование перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов предусмотрено Федеральным законом от 12.04.

2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», в соответствии со статьей 4 которого перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов – ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации.

Не подлежат оплате за счет личных средств граждан

 При оказании медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан: 

  • оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами оказания медицинской помощи;
  • назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, — в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям. 
  1. Финансирование расходов
  2. Обеспечение граждан лекарственными препаратами, входящими в перечень ЖНВЛП, финансируется за счет средств федерального бюджета.
  3. III. Отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения бесплатно или с 50%-ной скидкой (региональные сегменты Федерального регистра лиц, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, отпускаемыми по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой)

Льготное Лекарственное обеспечение граждан Российской Федерации на региональном уровне за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.

1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Данным постановлением определён перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50-процентной скидкой.

Источник: http://gp46.mos.ru/spravochnaya-informatsiya/lekarstvennoe-obespechenie/

Ссылка на основную публикацию