Чтобы иметь право ездить на транспортном средстве, нужно такое право получить.
А ещё оно в 2020 году разделено на целых 16 «подправ» – категорий водительского удостоверения, на которые необходимо выучиться и сдать экзамены ПДД, чтобы управлять определёнными видами транспорта.
Какие категории нужны для управления легковыми автомобилями с прицепом и без, в каких случаях требуется «E», грузовыми, тракторами, погрузчиками и экскаватором, снегоходом, квадроциклом, Газелью и другими типами автомобилей, выясним ниже.
Какая категория мне нужна? Быстрый тест
У вас автомобиль, мототехника, снегоход или квадроцикл? АвтомобильСнегоход/квадроциклМототехника Легковой (разрешённая макс. масса менее 3,5 тонн и число сидячих мест с водительским не более 9), грузовой (разрешённая макс.
масса более 3,5 тонны) или автобус (число сидячих мест с водительским более 9)? Вес прицепа более 750 кг? Масса автомобиля без нагрузки меньше разрешённой макс. массы прицепа и, при этом, общая их масса менее 3,5 тонн? Оба меньшеХотя бы одно больше Разрешённая макс. масса более 7,5 тонн? Разрешённая макс.
масса прицепа более 750 кг? Разрешённая макс. масса прицепа более 750 кг? Разрешённая макс.
масса прицепа меньше массы автомобиля без нагрузки и, при этом, вес всего состава менее 12 тонн? Число сидячих мест вместе с сиденьем водителя больше или меньше 17? Мотоцикл, скутер/мопед, квадрицикл или трицикл? МотоциклМопед/скутерТрицикл/квадрицикл Он 2-х- или 3-хколёсный, рабочий объём его двигателя не более 50 см3 либо мощность электродвигателя от 0,25 до 4 кВт или же это квадрицикл с аналогичными параметрами? Рабочий объём двигателя более 125 см3 или мощность более 11 кВт? Оба менееХотя бы одно более Посадка мотоциклетного типа (седло) и руль мотоциклетного типа (рулевое колесо)? Вам нужна одна из категорий: B или BE. Вам нужна только категория BE. Вам достаточно категории B. Вам требуется категория BE. Вам нужна категория CE. Вам нужна категория C. Вам достаточно подкатегорий C1, C1E либо категорий C, CE. Вам потребуется подкатегория C1E либо категория CE. Вам нужна категория CE. Вам нужны любые из этих категорий или подкатегорий: C, C1, CE, C1E. Вам нужна категория D. Вам достаточно подкатегории D1 или категории D. Вам нужны специальные тракторные права с категорией A1 для управления снегоходом или категорией A2 для езды на квадроцикле. Вам достаточно подкатегории A1 или категории A. Вам нужна категория A, с подкатегорией A1 управлять нельзя. Вам потребуется категория «M» либо права абсолютно любой категории. Вам нужна подкатегория A1 или категория A. Вам нужна подкатегория B1 или категория B. Вам нужна категория C.
Главное, что нужно знать о категории «E» и езде с прицепом!
Её не существует. Она была ранее и необходима для возможности ездить на машинах с прицепом. Но в середине 2013 года её убрали из официального законодательства. В старой редакции регламентация этой группы разрешённых прав звучала следующим образом:
2. Право на управление транспортными средствами предоставляется:
- ….
- составами транспортных средств (категория «Е») – лицам, имеющим право на управление транспортными средствами категорий «В», «С» или «Д», — при наличии стажа управления транспортным средством соответствующей категории не менее 12 месяцев;
Но по состоянию, актуальному на 2020 год, «E» не существует, и вместо неё введены сочетания категории прав:
- BE – для возможности ездить на автомобиле с легковым прицепом,
- CE нужна, чтобы управлять машиной с грузовым прицепом,
- DE – автобусы, соответственно, с прицепным устройством.
Все эти и другие категории прав, разрешённых для управления, регулируются Федеральным законом О безопасности дорожного движения (далее – ФЗ о БДД), статьями 25, 26 и 27.
Кроме того, сейчас существуют подкатегории водительского удостоверения, ограничивающие типы транспортных средств, разрешённых для езды с ними. Но любая категория прав также разрешает всё, что разрешено её подкатегорией.
То есть, если у вас, к примеру, есть «B», то автоматически есть и «B1».
Итак, теперь давайте рассмотрим все существующие на сегодняшний день категории и подкатегории транспорта и для чего они требуются!
Категория M
Это самая «низкая по кастовости» отметка в правах, дающая право на управление скутерами и мопедами, но при определённых условиях. Дело в том, что ФЗ о БДД предписывает только то, что те, кто владеет этой пометкой в в/у, имеют право управлять мопедом или лёгким квадрициклом.
А вот определение мопеда есть уже в ПДД. И если у вас есть категория M, то вы можете управлять мопедом или скутером при следующих условиях (все они должны быть выполнены):
- у него 2, 3 колеса (мопед, скутер) или 4 колеса (квадрицикл),
- рабочий объём двигателя не более 50см3 либо электродвигатель мощностью от 0,25 до 4 кВт,
- это транспортное средство не развивает скорость более 50 км/ч по характеристикам.
Если одно из вышеперечисленных условий не выполнено, то вам потребуется категория A. Если электродвигатель имеет мощность менее 250 Ватт, то вам вообще не нужны никакие категории прав для езды на этом велосипеде с электродвигателем.
Но самое главное в возможности управлять скутером или мопедом – вам нужны просто права с любой имеющейся категорией. Не обязательно там должна присутствовать отметка «M», согласно статьи 25 ФЗ о БДД.
Категория A
Первая из них – самая простая и лаконичная в плане объяснения законодательством 2020 года.
C категорией «A» вы можете управлять мотоциклами с любым объёмом двигателя и практически с любым количеством колёс. Но не всё так просто, есть ограничения. Вам нужна эта отметка в правах, чтобы ездить на:
- мотоцикле с 2 колёсами без ограничений по техническим характеристикам,
- любом мопеде или скутере,
- трицикле или квадрицикле (мотоциклах с 3 или 4 соответственно колёсами), но только если у них мотоциклетный руль или посадка (седло между ног).
Подкатегория A1
Она даёт право управлять теми же мотоциклами и мопедами, но уже имеет свои ограничения:
- рабочий объём двигателя мотоцикла не должен превышать 125 см3,
- мощность должна быть не более 11 кВт (в килоВаттах она указывается в свидетельстве о регистрации).
Если хотя бы один из этих параметров не подпадает под ваш мотоцикл, то какая категория прав вам нужна? Всё верно – «A»!
Категория B
Это самая распространённая и у многих водителей в 2020 году единственная отметка в водительском удостоверении.
И здесь распространённая ошибка некоторых автолюбителей заключается в неверном толковании разрешений этой категории. Она нужна не для легковых машин, а для автомобилей, максимальная разрешённая масса которых не более 3,5 тонн – как видим, сюда входят и некоторые грузовые машины.
Что такое разрешённая максимальная масса? Это вес машины с учётом полного бака, со всеми пассажирами соответственно характеристикам и допустимой массой багажа. Она указана в СТС на авто:
Но категория «B» разрешает и управление автомобилем с легковым прицепом. В целом же, условия автомобиля для возможности на нём ездить с этой категорией следующие:
- как мы уже упомянули выше, разрешённая максимальная масса не превышает 3500 кг,
- число мест, не считая водительского места – не более 8 (9 с водительским),
- легковой авто с прицепом, если разрешённая максимальная масса прицепа не более 750 кг,
- а также если прицеп весит более 750 кг, но не более веса самого авто без нагрузки, но при условии, что вместе с прицепом суммировання разрешённая максимальная масса состава не превышает 3500 кг (если не понятно, поясняем чуть ниже).
Легковой прицеп: когда нужна только B?
Итак, с 3 пунктом выше должно быть всё предельно ясно – если в свидетельстве о регистрации на прицеп указанная разрешённая максимальная масса менее 750 килограмм, то ездить с таким легковым прицепным устройством с категорией «B» можно без дополнительных подкатегорий и прочего. Разумеется, если масса самого авто меньше 3,5 тонн.
А вот что касается прицепа весом более 750 кг, то есть 2 условия, и только при выполнении их обоих нам можно ездить с ним:
- масса авто без нагрузки не меньше, чем вес легкового прицепа,
- общая масса прицепа и автомобиля не более 3,5 тонн.
Масса машины без нагрузки также указана в её свидетельстве о регистрации:
Подкатегория B1
С ней можно ездить на трициклах и квадрициклах, но только с автомобильным типом руля (круглой «баранкой») или с посадкой типа автомобиля (полноценное сиденье вместо седла).
Категория BE
А вот BE, напротив категории «B», нужна для таких составов транспортных средств, которые вместе с прицепом получаются относительно тяжёлые. Так, она потребуется в случае, если:
- вес легкового прицепа более 750 кг и более массы авто без нагрузки,
- вес прицепного устройства больше 750 кг и при этом общая масса машины с ним более 3,5 тонн.
Давайте наглядно приведём различия категорий «B» и «BE»:
Категория C
С этой отметкой в правах ещё проще – она нужна, в отличие от категории «B», если вес автомобиля больше, чем 3,5 тонны, но с рядом тонкостей:
- при условии, что количество мест вместе с водителем менее 9, иначе это будет уже автобус,
- с грузовым прицепом, если его вес меньше тех же 750 килограмм, что и для категории «B».
Подкатегория C1
Эта отметка понадобится, если вам не нужна категория «C» (ведь она автоматически включает в себя «C1») и при этом вес вашего грузового (или внедорожника, к примеру) автомобиля не превышает 7,5 тонн.
Также сюда относятся машины до 7,5 тонн с прицепом с массой не более 750 кг.
Категория CE
И здесь всё очень несложно – эта категория нужна в тех случаях, когда вес прицепа превышает 750 килограмм, а масса самого авто – 3,5 тонны.
Практически все фуры в России в 2020 году требуют именно категорию CE для возможности управления ими, так как именно прицеп фуры и есть то, что включено в условия этой отметки в в/у – сцепное устройство весом более 750 кг.
Подкатегория C1E
А вот здесь уже немного запутаннее! К этой подкатегории относятся водители, которым предоставлено право управлять:
- автомобилем подкатегории «C1» (массой до 7,5 тонн) с прицепом, который больше 750 кг весом, но масса которого не больше массы грузовика без нагрузки,
- общая масса состава не больше 12 тонн.
Оба условия для возможности вождения с подкатегорией «C1E» должны соблюдаться. Иначе нужна «CE».
Категория D
Это автобусы, в том числе микроавтобусы. Главное условие, когда необходима категория «D» – это общее количество мест вместе с водительским – более 8. Также ФЗ о БДД говорит о том, что это должен быть автомобиль, предназначенный для перевозки людей (в том числе людей).
- Если вы самовольно установите дополнительные сиденья в автомобиль так, что у вас их станет более 8 (кроме места водителя), а у вас только категория «B» или «C», то формально вы будете нарушать.
- А вот обратное по судебной практике 2020 года не работает – практически вас также привлекут к штрафу за отсутствие категории, если вы даже уберёте предусмотренные конструктивно сиденья так, что у вас их станет менее 8.
- Также эта категория вам потребуется, если вы связали описанный автомобиль с прицепом массой не более 750 кг.
Подкатегория D1
Здесь все те же ограничения, что и для категории «D», но ещё одно – количество мест вместе с водительским не должно превышать 17.
Категория DE
Это автобус, аналогично категории «D», но везущий за собой прицеп весом более 750 кг. Но важный нюанс – сюда также относятся связанные вместе сцепным устройством автобусы (не один буксирующий другой, а именно сочленённые).
Подкатегория D1E
Ещё немного запутаннее. Эта подкатегория потребуется вам в том случае, если у вас на автобусе есть прицеп:
- весом более 750 кг,
- весом менее массы автобуса без нагрузки,
- прицеп этот не предназначен для перевозки пассажиров,
- общий вес такого состава не превышает 12 тонн.
Если все эти условия выполнены, то достаточно будет подкатегории «D1E».
Какая категория нужна на Газель?
- Практически для всех Газелей требуется только категория «B», так как их масса составляет менее 3,5 тонн.
- Это относится ко всему семейству моделей Газель 3302, Фермер, 2705 и ряда других.
- Но есть 2 важных исключения:
- для новой Газель Next в комплектациях, которые весят 4,6 тонн, нужна категория «C»,
- для пассажирских моделей нужна категория «D» или подкатегория «D1», так как число мест в них 13.
Для снегохода и квадроцикла
Выше мы говорили только о неких квадрициклах и трициклах, о существовании которых известно-то немногим автолюбителям. А вот что касается внедорожной компактной техники, то ответ на вопрос о том, какая категория нужна для них, несколько неожиданный.
Дело в том, что все транспортные средства регламентированы законодательством о дорожном движении и техническом регулировании таковых. Основанием для допуска их к дорожному движению в первичном плане является ПТС.
Вот только ни на снегоходы, ни на квадроциклы ПТС не выдаётся, потому что для дорог общего пользования они не предназначены. Для них выдаётся ПСМ – паспорт самоходной машины.
И это значит, что для управления ими потребуются вообще другой вид специального права – тракторные права.
На них придётся обучаться и сдавать экзамен отдельно от ваших основных прав, и получать соответствующие категории:
- A1 – внедорожные мототранспортные средства – на снегоход,
- A2 – внедорожный автотранспорт, масса которого не более 3,5 тонн и число мест не более 8 – на квадроцикл.
Какой штраф?
Наказание за отсутствие нужной категории при управлении автомобилем или мотоциклом достаточно суровое. И заключается оно сразу в 3 возможных рисках:
- штраф за сам факт того, что нет нужной категории,
- за передачу управления лицу без необходимой отметки в правах,
- эвакуация на штрафстоянку.
Итак, штраф, если у вас нет нужной для езды на данном ТС категории, составляет вилку сумм от 5 до 15000 рублей по части 1 статьи 12.7 КоАП. Он назначается за отсутствие права управления.
Если такое транспортное средство оформлено на другого человека, а не на вас, тогда ему положен ещё больший штраф за передачу управления – 30000 рублей по части 3 этой же статьи.
Если рядом нет человека, который имеет право управления в виде необходимой категории, то автомобиль должны также увезти на штрафстоянку, откуда забрать её сможет только водитель, имеющий нужные права, страховку ОСАГО, при необходимости, и документы на авто.
Как получить новую?
Увы, но времена, когда открыть новую категорию можно было, просто обратившись в ГИБДД и сдав экзамены, прошли.
На 2020 год требуется полное прохождение обучения на соответствующую категорию с необходимостью предоставления в Госавтоинспекцию свидетельства об окончании автошколы (или мотошколы). Придётся сдавать теорию и практическую часть экзамена – в общем, всё, как при получении прав в первый раз.
Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/kakie-kategorii-prav-nuzhny-dlya-upravleniya-transportnymi-sredstvami
Категория С какие машины можно водить в 2020 году
Чтобы иметь возможность водить машины, человек должен пройти обучение в автошколе и получить права. Но может ли такой человек управлять всеми транспортными средствами? В статье мы рассмотрим этот вопрос.
Что такое категория транспортного средства?
Категория ТС — это группа ТС, которыми может управлять человек. Все транспортные средства, которые могут пользоваться дорогами общего пользования, можно разбить на 7 основных и 8 дополнительных категорий.
Чтобы водить машины, нужно иметь водительское удостоверение. При получении удостоверения каждому человеку присваивается определенная категория водительских прав, а водитель с определенной категорией может быть допущен к управлению соответствующим ТС. Если будет обнаружено, что человек управляет ТС, не имея прав соответствующей категории, то его оштрафуют.
Чтобы разобраться со всеми категориями и подкатегориями водительских прав, воспользуйтесь вот этой таблицей:
M | Мопеды. |
A | Мотоциклы. |
A1 | Легкие мотоциклы. |
B | Легковые автомобили |
B1 | Трициклы и квадрициклы |
BE | Легковые автомобили с прицепом |
C | Грузовые машины |
C1 | Легкие грузовые машины |
CE | Грузовые машины с прицепом |
C1E | Легкие грузовые машины с прицепом |
D | Автобусы |
DE | Сочлененные автобусы и автобусы с тяжелым прицепом |
D1 | Небольшие автобусы с ограниченным количеством посадочных мест |
D1E | Небольшие автобусы с ограниченным количеством посадочных мест с прицепом |
Tm | Трамваи. |
Tb | Троллейбусы. |
С какого возраста можно открывать категории в правах
Как рассчитывается категория?
Категория транспортного средства рассчитывается на основании следующих данных:
- Габариты транспортного средства.
- Масса машины.
- Количество колес.
- Скорость, которую может развить данное транспортное средство.
От этих данных зависит длина тормозного пути, время разгона и другие параметры. Следует понимать, что присвоение транспортному средству определенной категории является не бюрократической уловкой, а жизненной необходимостью.
Дело в том, что в автошколе человека учат управлению ТС определенного типа.
Допустим, человек получил водительские права категории B (легковые автомобили) — если такого человека посадить за руль грузового автомобиля (категория C), то существует большая вероятность того, что человек не справится с управлением и попадет в аварию.
Категория С и основные подкатегории
Давайте рассмотрим категорию C более подробно:
- Основная категория C. К этой категории относятся грузовики. Это могут быть минивэны, пикапы, грузовики КамАЗ и другие ТС. Минимальный вес грузового ТС составляет 3.500 кг. Также к такому грузовику может быть прикреплен небольшой прицеп, максимальный допустимый вес которого — менее 750 кг. Удостоверение категории С дает автоматическое право на управление ТС, которому присвоена подкатегория C1.
- Подкатегория С1. К этой категории относятся грузовики категории С, вес которого — менее 7.500 кг. Также к такому грузовику может быть прикреплен небольшой прицеп, максимальный допустимый вес которого составляет — менее 750 кг. Фактически в эту категорию попадают небольшие грузовик со средней грузоподъемностью. Чтобы водить такие машины, достаточно иметь права категории C.
- Подкатегория CE. Фактически это та же категория C с тем лишь отличием, что к такому грузовику должен быть прикреплен прицеп, максимальный допустимый вес которого — более 750 килограмм.
- Подкатегория C1E. Эта категория объединяет подкатегории C1 и CE — вес грузовика составляет не более 7.500 кг, но к нему прикрепляется прицеп, вес которого — более 750 кг. Фактический это транспортное средство представляет собой небольшой грузовик средней грузоподъемности с большим прицепом.
Получение прав категории C
Получить права категории C можно так:
- Чтобы водить грузовые машины, сперва потенциальному водителю нужно обратиться в больницу и пройти соответствующую медкомиссию на получение прав. Дело в том, что существует ряд заболеваний, при которых человеку не может быть разрешено управление транспортными средствами категории C (например, эпилепсия).
- После прохождения медкомиссии и получения соответствующей справки человеку нужно пройти обучение. Для этого необходимо обратиться в автошколу и подать заявку на прохождение водительских курсов для получения прав категории C. Обучение в автошколе является платным, а длительность обучения составляет 4-6 месяцев. Обучение состоит из 2 частей — практической и теоретической. Теоретическая часть — это прослушивание лекций о правилах управления грузовым автомобилем, о правилах дорожного движения, о назначении тех или иных дорожных знаков и так далее. Практическая часть — это учебное управление транспортным средством вместе с инструктором.
- После обучения в автошколе человеку необходимо сдать экзамен в ГИБДД. Экзамен состоит из 3 частей — теория, практика на специальной площадке и практика в городе. Теоретическая часть экзамена представляет собой задание, состоящее из 20 вопросов. Для успешной сдачи теоретической части нужно ответить правильно хотя бы на 18 вопросов. Если человек успешно сдал экзамен, то его допускают к практической части на специальной площадке. Для этого человек отправляется вместе с инструктором на площадку, где потенциальный водитель должен выполнить 3 из 4 упражнений на выбор экзаменатора — разворот, «змейка» и некоторые другие упражнения. В случае успешной сдачи этой части экзамена человека допускают к городскому вождению с экзаменатором. Если человек не завалит и эту часть, то экзамен считается пройденным, а после оплаты госпошлины человеку вручат удостоверение.
Документы для вождения
Чтобы водить грузовые машины, водитель ТС должен иметь при себе следующие документы:
- Чтобы водить грузовые машины, водителю обязательно нужно иметь при себе удостоверение. Этот документ выдается в ГИБДД после прохождения обучения.
Что должен иметь при себе водитель ТС
- Свидетельство о регистрации. Этот документ подтверждает, что ТС было поставлено на учет; также этот документ указывает на том, кто является фактическим владельцем этого транспортного средства (ведь в общем случае водитель и хозяин ТС могут не совпадать — в таком случае водителю также нужно иметь при себе доверенность). Свидетельство выдается в отделении ГИБДД после покупке автомобиля, а также в случае смены собственника. Напомним, что у владельца нового автомобиля есть 10 дней, чтобы поставить автомобиль на учет в ГИБДД (если этого не сделать, то такого человека могут оштрафовать).
- Чтобы водить машины, нужно иметь при себе также ОСАГО. Полис ОСАГО — это страховка, которую обязаны иметь все владельцы ТС. Если человек попадет в аварию в качестве виновной стороны, то страховая компания, у которой водитель купил ОСАГО, покроет все расходы на ремонт автомобиля и лечение пострадавшей стороны. Следует понимать, что ОСАГО является обязательной страховкой, а человек без страховки будет оштрафован (а в некоторых случаях его могут даже лишить водительских прав). Также следует помнить, что выплата по страховке ОСАГО составляет не более 400.000 рублей; если вы хотите увеличить размер страховой выплаты, вы можете дополнительно купить страховку ДСАГО.
- Доверенность (если владелец и фактический водитель — разные лица). Этот документ составляет владельцем ТС.
- Чтобы водить грузовые машины с грузом, нужно иметь при себе также документы на эти грузы. Если человек перевозит какой-либо груз, то он должен иметь при себе документы на этот груз. Обычно пакет документов следующий — путевой лист, декларация на груз, договор о доставке, лицензии и так далее.
- Справка о том, что водитель прошел специализированное обучение (только в случае, если человек перевозит опасный груз). Напомним, что для перевозки опасных грузов водитель должен пройти специализированное обучение, а без этого специального обучения перевозить опасные грузы он не имеет права.
Кто имеет право проверки водительского удостоверения
Эти документы имеет право проверить инспектор ГИБДД. Если окажется, что документов нет, то водителя оштрафуют, а его ТС в некоторых случаях могут отправить на штрафплощадку. Следует понимать, что в некоторых случаях штраф может накладываться не только на водителя, но и на коммерческую компанию, на которую этот водитель работает.
Например, в случае перегруза ТС ответственность несет водитель, компания и ответственное лицо, которое разрешило перевозку (в некоторых случаях компания и ответственное лицо могут быть освобождены от наложения штрафа — например, если окажется что водитель внес какие-либо исправления в декларацию или, скажем, самовольно осуществил дополнительную погрузку, что и привело к перегрузу).
Часто задаваемые вопросы по категории C
Давайте узнаем ответы на часто задаваемые вопросы:
- Существуют ли права, которые позволяют управлять ТС нескольких категорий? Нет, таких прав не существует. Человек с удостоверением может быть допущен к управлению ТС соответствующей категории. Однако никто не запрещает вам пройти обучение и сдать экзамен на получение прав других категорий.
- Можно ли пересдать экзамен? Да, но есть несколько ограничений. В случае провала теоретической части вы можете пересдать экзамен через неделю; общее количество попыток не ограничено. В случае провала практической части минимальный срок для пересдачи — 1 неделя; первые три попытки можно сделать с интервалом не менее 7 дней, последующее попытки — с интервалом не менее 30 дней; если человек не сдаст практическую часть в течение 6 месяцев, то его отправят на пересдачу теоретической части.
- Что представляет собой практическая часть в городе? Вы должны продемонстрировать следующие навыки — проезд пешеходного перехода, проезд перекрестка со светофором, обгон, торможение на разных скоростях и так далее.
- Нужно ли предоставить какие-либо документы для прохождения экзамена? Да, вам необходимо предоставить следующие документы — водительская карточка, личный паспорт, квитанция об уплате пошлины, медицинская справка, документ об окончании автошколы и фотографии.
- Как долго делается водительское удостоверение? В случае успешной сдачи экзамена вам обязаны выдать удостоверение в течение последующих 24 часов. Удостоверение представляет собой пластиковую карточку, на которую нанесены данные о водителе и фотография.
- Действительны ли права, которые я получил в армии? Да, такие права действительны в течение срока действия прав. Более того — в таком случае государство, обучая человека вождению тем или иным транспортным средством, берет все расходы на себя. Иначе говоря, армия — это бесплатный альтернативный способ получения прав.
Видео на тему
Заключение
Теперь вы знаете о том, какие транспортные средства относятся к категории C и что нужно, чтобы водить такие машины. Подведем итоги. В категорию С попадают грузовые ТС.
Для управления таким ТС у водителя должны быть при себе все необходимые документы (удостоверение, документы на груз, ОСАГО и так далее).
Чтобы водить машины категории C, необходимо пройти обучение в автошколе; после этого нужно сдать специальный экзамен в ГИБДД (экзамен разбит на 3 части).
Источник: https://osago-go.com/osago/kakie-mashiny-mozhno-vodit-s-pravami-kategorii-c
На заметку водителю: A1, B1, C1, D1, C1E и D1E
1 апреля 2014 года вступил в силу приказ МВД России от 9 января 2014 года № 6 «О внесении изменений в нормативные правовые акты МВД России». Данный приказ частично изменил внешний вид водительских удостоверений – в них появились новые категории, подкатегории и отметки.
Так, для управления мопедами и легкими квадроциклами была введена новая категория – «М», при этом получить водительское удостоверение на скутер или мопед теперь можно только с 16 лет.
Однако необходимо отметить, что требование о наличии у водителей мопедов водительского удостоверения будет контролироваться сотрудниками ГИБДД при надзоре за дорожным движением только после вступления в силу примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств категории «М» и обучения по этим программам граждан, желающих получить водительское удостоверение соответствующей категории.
Всем, у кого есть «права» любой категории, открывать категорию «М» и сдавать экзамены на нее не нужно – им достаточно уже имеющегося у них водительского удостоверения для управления мопедом, а при обмене водительского удостоверения категория «М» будет открыта им автоматически.
В рамках уже существующих категорий («A», «B», «C», «D», «BE», «CE» и «DE») были введены подкатегории. Теперь в российских водительских удостоверениях появятся такие обозначения как «A1», «В1», «C1», «D1», «C1E» и «D1E».
Категория «А1» даст право управления мотоциклами малой мощности, с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью не более 11 кВт. «В1» потребуется для вождения трициклов и квадрициклов.
С подкатегорией «С1» можно будет управлять автомобилями, разрешенная максимальная масса которых свыше 3,5 тонн, но не превышает 7,5 тонн, а с подкатегорией «D1» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров, имеющими от девяти до шестнадцати посадочных мест, помимо сиденья водителя.
Подкатегории «С1Е» и «D1Е» предоставляют возможность управлять транспортными средствами категорий «С1» и «D1» с прицепами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 750 кг. Все эти обозначения теперь будут отражены в водительском удостоверении.
Законом также была разрешена сдача экзаменов на автомобилях с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях таких водителей теперь появится соответствующая отметка – в разделе 14 «Ограничения» будет ставиться обозначение «АТ» – управление только автомобилем с «автоматом».
При этом если в будущем водитель захочет пересесть на «механику», ему необходимо будет сдать практический экзамен на транспортном средстве с механической коробкой передач, иначе он будет привлечен к административной ответственности за управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления им.
Обязательного обмена водительских удостоверений не предусматривается. Заменять водительское удостоверение необходимо только тогда, когда истечет срок его действия.
УГИБДД МВД по РК
Фото из открытых источников
Источник: http://DtpPtz.ru/dtp/popul/2767-na-zametku-voditelyu-a1-v1-c1
Права категории «С1E»
Все группы допуска к управлению автотранспортом входят в структуру соответствующих классов. Так категория С1Е водительских прав считается составляющей типа вождения C, наличие которого позволяет эксплуатировать грузовые ТС. Действующая подгруппа, в свою очередь, разрешает водить грузовики с крупногабаритным прицепом. При этом должны быть соблюдены определенные требования.
Категория C1E: основные отличия
Существует немало разрядов вождения, каждый из которых считается обязательным к открытию, если гражданин желает управлять особым видом транспортного средства. Таковым выступает и класс C допуска к эксплуатации авто. В этом случае гражданину предоставляется возможность водить грузовой транспорт.
Требования к средству передвижения стоит вынести в отдельный список. Машина должна обладать следующими характеристиками:
- масса ТС – больше 3,5 тонн, при этом пассажирский автотранспорт в группу не входит, а относится к категории D;
- при использовании прицепного устройства необходимо следить за его весом – не более 750 кг.
ВАЖНО! Допуск к управлению грузовыми автомашинами возможен только после прослушивания курсов и сдачи экзаменов. Это связано с отличительными особенностями эксплуатации этого вида ТС.
В группу C входит несколько подклассов, в частности, категория C1E. Если не вдаваться в подробности описания что это за подгруппа, можно ответить просто – водителю предоставляется возможность управлять ТС с прицепной конструкцией, при этом снимается ограничение по весу последней.
Характеристиками автомашин и дополнительных атрибутов будут:
- вид средства передвижения – средний грузовик;
- вес транспорта – от 3,5 до 7,5 тонн, исключением считаются ТС группы D, предназначенные для пассажироперевозок;
- масса прицепного устройства может превышать 750 кг;
- вес дополнительной атрибутики не должен быть больше массы руководящего ТС (грузовика).
ВАЖНО! Подкласс C1E допускает эксплуатацию грузового авто с прицепом только при условии, что общая масса обеих конструкций не превышает 12 тонн.
Получение категории
Для того чтобы получить допуск класса C1E и приступить к вождению среднего грузового авто, сначала потребуется открыть подгруппу CE. Последняя снимает весовое ограничение при присоединении к авто дополнительного крупногабаритного устройства (прицепа) и позволяет использовать конструкцию с массой больше 750 кг.
Дальнейший алгоритм действий прост и отличается стандартными этапами. Порядок открытия новой группы управления ТС таков:
- получение медицинского заключения по результатам осмотра (обязательно);
- запись на курсы по открытию соответствующей категории;
- посещение лекционных занятий и практических выездов;
- сдача внутренних тестов в рамках автошколы;
- подача заявки в ГИБДД на открытие категории;
- прохождение теоретических тестов и практических испытаний;
- получение удостоверения.
После открытия разряда водитель автоматически получает запись в правах о получении подкласса C1E.
ВАЖНО! При отсутствии отметки об открытии предусмотренной группы вождения в удостоверении, на управляющего автотранспортом будет наложена штрафная санкция. Размер суммы варьируется от 5000 до 15000 рублей.
На видео о сдаче экзамена на категорию С1Е
Подкласс вождения C1E предоставляет доступ к управлению грузовым ТС с прицепом, вес которого превосходит допустимое ограничение в 750 кг.
Получить запись в удостоверении о действующей подкатегории можно только после прослушивания курса по получению группы CE и сдачи предусмотренного тестирования.
Наличие допуска CE автоматически дает водителю возможность эксплуатировать средние автомашины с прицепной конструкцией.
Источник: https://auto-lawyer.org/voditelskie-prava/prava-kategorii-s1e.html
CE и C1E — категория прав для грузовика с прицепом
Изменения в Законодательстве РФ «О допуске к управлению ТС» здорово ударили по карманам будущих водителей. Раньше управлять любым транспортным средством с прицепом можно было имея категорию С, B или D в водительском удостоверении в паре с Е. Теперь же необходимо отучиться на каждую из них, получить ВУ, и только через год сдать экзамен в ГИБДД. Грузовой автомобиль с прицепом или фура
не исключение, для него нужно получить права категории СЕ и С1Е. Однако в них нет существенной разницы и рациональней будет сразу отучиться на СЕ, чтобы открыть С1Е автоматически, ведь их стоимость одинакова.
Се и с1е в водительском удостоверении: что это и в чем разница
Категория С и С1 разрешают ездить на грузовиках свыше 3,5 тонн с прицепом до 0,75 т. Разница в том, что у подкатегории «C1» максимальный вес ТС не может быть больше 7,5 т. У «C» такое ограничение отсутствует.
Соответственно и у категорий СЕ и С1Е будут аналогичные отличия:
- CE — разрешает управлять грузовыми автомобилями с прицепом имеющим разрешенную максимальную массу больше чем 750 кг.;
- C1E — допускает к управлению грузовиками от 3,5 до 7,5 тонн, сцепленными с прицепом весом более 750 кг. При этом масса автопоезда должна быть меньше 12000 килограмм, а автоприцеп весить меньше чем ТС в ненагруженном состоянии.
Как получить права категории СЕ или С1Е
Если в старом водительском удостоверении была категория Е и С, при замене прав автоматически открываются C1E, а также CE. Будущим же водителям потребуется пройти обучение в автошколе, и сдать экзамен в ГИБДД.
Возраст и отсутствие медицинских противопоказаний
Кандидату в водители необходимо, как минимум, достигнуть возраста 19 лет.
Это обусловлено тем, что открыть категорию СЕ (С1Е) можно лишь через год после получения водительского удостоверения на грузовик.
Соответственно обучаемый должен иметь стаж вождения не менее 12 месяцев. У кандидата в водители должны отсутствовать медицинские противопоказания, что должно быть подтверждено медсправкой
Стоимость
Многих интересует, сколько стоит обучение. Вопреки ожиданиям, учеба на легкий грузовик с прицепом (С1Е) не стоит дешевле, чем на категорию СЕ. Стоимость абсолютно одинаковая. Средняя цена по России составляет 20000 рублей.
Сроки
Подготовка водителей на категорию СЕ включает в себя теоретический курс. Он состоит из:
- Правил Дорожного Движения. Львиная доля посвящена самоподготовке, так как ученик должен знать ПДД;
- Оказания первой медицинской помощи на дороге;
- Техобслуживание, устройство и основы управления грузового автомобиля с прицепом.
После теории преподается практика на специально отведенной площадке (автодроме). Там обучаемый получит практические навыки по управлению ТС категории СЕ и ознакомится с упражнениями, которые ожидают его на экзамене в ГИБДД.
В общей сложности срок обучения на права СЕ и С1Е займет 1-1,5 месяца, после чего обучаемый будет допущен к экзамену в Госавтоинспекции
Сдача экзаменов в ГИБДД и упражнения на автодроме
Проверка теоретических знаний
Экзаменуемый должен ответить на 20 вопросов билета. Теоретически он может совершить две ошибки в билете. За каждую, дополнительно предстоит решить по 5 заданий, на этот раз без ошибок. При успешном прохождении испытания для получения категории СЕ или С1Е в правах, ученика допускают ко второму этапу.
Экзамен на автодроме
С недавнего времени число упражнений для управления транспортными средствами с тяжеловесными прицепами пополнилось. Теперь, чтобы открыть категорию CE (C1E) в водительских правах, на автодроме потребуется выполнить упражнения:
- Продемонстрировать умение сцеплять и расцеплять прицеп с грузовиком;
- Езда и маневрирование задним ходом;
- Въезд «задом» в гараж;
- Выполнение маневров в ограниченном пространстве: остановка для посадки пассажиров (будет дан «перекресток» под углом 90 градусов, после проезда которого необходимо остановиться не дальше 1 метра от бордюра, не заехав при этом за стоп-линию);
- Парковка на погрузочной эстакаде. Задним ходом нужно припарковаться так, чтобы до погрузочной платформы осталось не больше полутора метров (упражнение схоже с параллельной парковкой на «легковушке»).
Экзамен в городе
Тут не должно возникнуть сложностей. Для открытия водительского удостоверения категории СЕ нужно проехать по городу с активным движением автотранспорта, соблюдая те же правила, что для грузовиков и автобусов.
При этом продолжительность маршрута может длиться до 30 минут.При несдаче какой-либо части экзамена экзаменуемый не допускается к очередному этапу. Пересдать упражнения или билеты можно не ранее чем через 7 дней.
Мы видим насколько усложнились правила получения водительских прав с категорией С1Е либо СЕ для грузовиков с прицепом.
Хотелось бы верить, что это сделано для обеспечения безопасности на дорогах, но увы, они введены исходя из требований Конвенции о дорожном движении.
Это заметно усложнило жизнь рядовым автолюбителям, но таковы реалии, борьба с которыми похожа на сражение с ветряными мельницами…
Источник: https://prava-info.ru/kategorii-prav/ce-i-c1e-gruzovik-s-pritsepom.html
Категории ТС по техническому регламенту
- Категория L1 — Двухколесное транспортное средство, максимальная конструктивная скорость которого не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или - — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
- Категория L2 — Трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, максимальная конструктивная скорость которого не
превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 куб. см, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
— в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт
Категория L3 — Двухколесное транспортное средство, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L4 — Трехколесное транспортное средство с колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 см3 и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
Категория L5 — Трехколесное транспортное средство с колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости транспортного средства, рабочий объем двигателя которого (в случае двигателя внутреннего сгорания) превышает 50 куб. см и (или) максимальная конструктивная скорость (при любом двигателе) превышает 50 км/ч.
- Категория L6 — Четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства), максимальная конструктивная скорость не превышает 50 км/ч, и характеризующееся:
— в случае двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием — рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
— в случае двигателя внутреннего сгорания другого типа — максимальной эффективной мощностью двигателя, не превышающей 4 кВт, или - — в случае электродвигателя — номинальной максимальной мощностью двигателя в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт.
- Категория L7 — Четырехколесное транспортное средство, иное, чем транспортное средство категории L6, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства) и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт.
Категория M1 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.
Автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства
Категория M2 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает 5 тонн.
Категория M3 — Транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых превышает 5 тонн.
- Категория N1 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу не более 3,5 тонн.
- Категория N2 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.
- Категория N3 — Транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу более 12 тонн.
- Категория O1 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 тонн.
- Категория O2 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 тонн.
- Категория O3 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 тонн.
- Категория O4 — Прицепы, технически допустимая максимальная масса которых более 10 тонн.
A | L3-L5 |
B (легковые) | M1 |
B (грузовые) | N1 |
C | N2-N3 |
D | M2-M3 |
E | O2-O4 |
Категории водительских удостоверений
- Категория A — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
- Подкатегория A1 — мотоциклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
- Категория B — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8.
- Категория BE — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки; автомобили категории «В», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств превышает 3500 килограммов.
- Подкатегория B1 — трициклы и квадрициклы с рабочим объемом двигателя, более 125 куб. см и максимальной мощностью выше 11 кВт.
- Категория M — мопеды и легкие квадрициклы с рабочим объемом двигателя, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт.
- Категория C — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонны.
- Категория CE — автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов.
- Подкатегория C1 — грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых 3,5 — 7,5 тонн.
- Подкатегория C1E — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
- Категория D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
- Категория DE — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы.
- Подкатегория D1 — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие от 8 до 16 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
- Подкатегория D1E — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
- Категория E — в настоящее время отсутствует. Ранее обозначала любые автомобили с прицепом.
- Категория Tm — трамваи.
- Категория Tb — троллейбусы.
Источник: https://avto-russia.ru/pdd/cat.html