Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования — система, особенности

Подобная система выступает частью государственной политики. Она является гарантией реализации трудовых, конституционных, семейных и гражданских прав для материально уязвимой части населения.

Система социального страхования РФ – это совокупность норм, гарантий и учреждений, действие которых направленно на обеспечение обязательной защиты малоимущего и нетрудоспособного населения.

Эта система является частью социальной политики государства. Но она сохраняет свою финансовую независимость и не выступает элементом бюджетной сферы страны.

Система социального страхования – это ряд законодательных актов, которые регулируют перераспределение денежных активов между разными слоями трудоспособного населения. В ее структуру входит обязательное и добровольное страхование.

ССС – это ряд внебюджетных организаций, которые проводят реализацию государственной политики в соц. сфере.

Главной из них является ФСС. Этот фонд наделен особым статусом. Благодаря этому саму систему можно считать совокупностью методов при страховании рисков потери нетрудоспособности и ежемесячного дохода. Риски – это обязательный элемент страховой сферы.

Поэтому систему можно также рассматривать как часть государственной политики относительно страхования субъектов и их непосредственной защиты от существующих социально-экономических рисков.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Схема: фонд социального страхования

Как управляют системой

Существует 3 фонда в разных отраслях социального страхования. Они осуществляют управление системой на государственном уровне.

Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) – это единые центры в системе социальной защиты, которые координируют и контролируют деятельность территориальных управлений по субъектам федерации.

Очевидно, что данная система централизованна. Руководство для каждого фонда образует правительство страны.

Можно считать, что системой социального страхования управляет Президент и основной законодательный орган государства. Это логично ведь она является частью социальной политики. Но они не вмешиваются в локальную деятельность фондов, потому что те являются внебюджетными, автономными организациями.

Система трехуровневая:

  • первый уровень – государственные федеральные фонды;
  • второй – территориальные ответвления центральных организаций;
  • третий – административные фондовые единицы.

Существование этих элементов гарантирует эффективную реализацию государственных целей в сфере социальной защиты всего населения страны. Органы управления на каждом уровне одинаковые, но лица, отвечающие за выполнение основных социально-политических задач, всегда разные.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Схема: финансирование системы социального страхования

Финансирование

Все внебюджетные организации имеют автономный статус. Они не зависят от бюджета страны и успехов высшего руководства при его реализации. Основные денежные сметы фондов утверждаются отдельными законодательными актами.

Главная цель в предоставлении такой финансовой независимости – гарантия социальной справедливости в обществе, обеспечение перераспределения денежных средств между разными категориями трудоспособного населения.

Фонды выступают гарантией для высшего руководства, что неработоспособные граждане страны будут материально обеспечены в любом случае.

Средства фондов формируются за счет:

  • пожертвований;
  • бюджетных отчислений (в некоторых случаях);
  • налогов;
  • работодательских платежей.

Добровольное страхование также является частью системы социального страхования. Но финансирование его структурных элементов всегда индивидуальное.

Страховщиком может выступать любое заинтересованное в предотвращении существующих рисков лицо. Финансирование на этом уровне носит личный характер.

Про особенности социального страхования, подробнее вы можете узнать здесь.

Роль страховщика

Страховщик выступает основным субъектом в системе социального страхования. Фонды в большей части формируются за счет его отчислений. В системе они на всех уровнях разные.

Общегосударственными гарантами являются фонды. Страховщиком на локальном уровне в системе обязательного страхования обычно выступает работодатель.

Он должен в установленные сроки и в полном объеме платить взносы в фондовые организации. На страховщика такого рода возлагается обязанность в формировании и подачи статистической информации относительно выполнения его обязательств перед государством и работниками.

Но страховые взносы работодателей никак не могут отражаться на доходах работников. Единственное исключение – сумма ежемесячного дохода.

Страховщик не имеет права взыскивать плату на обязательное страхование с заработка трудящегося, но может скорректировать в связи с этим размер его ЗП.

Страховщик в системе добровольного страхования – это субъект, который обеспечивает надлежащий уровень жизни при наступлении страхового случая.

Здесь он не выступает гарантом перераспределения денежных средств. Такие отношения носят договорной характер. Характер страхования свою очередь не предусматривает пенсионные выплаты, начисление пособий или компенсаций.

Финансовая система

Фондовые бюджеты формируются независимо от основного годового баланса государства. Средства внебюджетных организаций не подлежат изъятию (ст. 16 ФЗ №165).

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Схема: финансовая система социального страхования

Финансирование фондов осуществляется по установленным законодательствам тарифам. Во многом они зависят от коэффициента вероятности наступления страхового риска.

Сформированные денежные средства расходуются исключительно на цели, которые стоят перед годовым бюджетом той или иной организации.

Государство гарантирует устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования. В случае нехватки фондовых средств, бюджет организаций пополняется за счет трансфертов из бюджета страны (ст.24 ФЗ №165).

В системе добровольного страхования таких гарантий просто не существует. Например, добровольное страхование трудящихся в области охраны труда производится исключительно за денежные средства работников. Оно может выступать дополнением к государственному страхованию трудящихся в этой сфере.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Схема: источники пополнения бюджета

Система обязательного социального страхования

Система социального страхования в РФ включает в себя:

  • обязательное;
  • добровольное страхование.

Обязательное государственное страхование в стране проводится 3 внебюджетными фондами. Основными формами страховой деятельности в этой сфере являются:

  • страхование при временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • страхование от профзаболеваний и несчастных производственных случаев;
  • ОМС;
  • ОПС.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Схема: система обязательного социального страхования.

Финансовая система обязательного социального страхования является частью «финансового дерева» государства. Социальная защита осуществляется за счет средств, которые накапливаются в бюджетах всех уровней и за счет финансов целевых фондов.

Бюджетная материальная поддержка существует только для граждан, которые не могут защитить свои имущественные права самостоятельно.

Обязательное страхование применяется относительно трудоспособных лиц, которые могут что-то потерять при наступлении страхового случая: заработную плату, рабочее место, здоровье или жизнь. Социальную бюджетную помощь и страхование называют социальным обеспечением.

Это и есть правовые отношения граждан с компетентными органами относительно выплаты пенсий, пособий и компенсаций.

Система обязательного социального страхования – это совокупность гарантий для работающих лиц. Они могут применяться относительно основных трудовых и конституционных прав человека.

Также это разновидность государственного страхования. Например, страна выступает гарантом при устранении рисков для отдельных категорий работников (мед. персонала, военнослужащих).
Обязательное страхование – это всегда часть социальной политики государства.

Система выступает, в свою очередь, частью политической организации системы государственного управления. Добровольное страхование финансово не поддерживается страной. Оно основано на частных, договорных принципах.

История развития системы в России

Социальное страхование впервые было введено в России в 1912 году. Оно включало только больничное и страхование от несчастных случаев на производстве. Второе касалось только работников промышленных предприятий. Оно проводилось на коллективной основе. Своеобразным аналогом фондов выступали страховые кассы.

При СССР социальным страхованием ведало правительство. В 1933 году его осуществляли профсоюзы и ФСС. Этот год и можно считать моментом основания первой фондовой организации в этой сфере.

ФСС был единственной внебюджетной организацией в то время. До распада союза в 1990 году все социальные выплаты проводились через ФСС.

В эпоху перестройки система социального страхования значительно трансформировалась и приобрела всем знакомые западноевропейские формы.

Первыми в новой истории Российского государства были созданы:

  • ПФ (середина декабря 1990 года);
  • ФСС (декабрь 1990 года).

На тот момент система здравоохранения пребывала в плачевном состоянии, а уровень безработицы был непомерно высок. Это и стало основной причиной принятия в 1991 году ряда законов относительно занятости населения и медицинского страхования граждан. Но их реализация стартовала только с 1992 года.

В результате возникли:

  • фонд занятости населения;
  • ФОМС (с федеральными и территориальными структурными подразделениями).

Вначале 2000-х ГФЗ был ликвидирован. Причиной тому стала его неэффективность в решении поставленных правительством задач. Эпоха тотальной безработицы прошла и вместе с ней отпала необходимость в содержании ГФЗ.

Социальные права безработных не остались без внимания. Все выплаты, которые им положены, проводились из федерального бюджета.

Подобная схема действует в наше время. Проблемы безработицы были признаны общегосударственными. Страна и по сей день решает их за свой счет.

Обязательное страхование от несчастных случаев было введено с 2000 года. Оно осуществляется ФСС. На данный момент социальное страхование выступает главным элементом государственной защиты населения.

Система социального страхования обычно приравнивается к гарантиям обязательного социального страхования. Но это явление значительно шире. Это элемент политики, часть государственной системы гарантий и управления рисками.

Оно включает добровольное страхование, ведь этот вид также выступает обеспечением основных социально-политических прав граждан. Работник непросто обязан быть застрахованным государством. Он может управлять рисками самостоятельно (посредством заключения соответствующего договора).

Про социальное страхование работников найдите в этой статье.

Что такое отчисления на социальное страхования, вы можете посмотреть здесь.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/soc/sistema.html

Регулирование социальной сферы

Главный механизм регулирование социальной сферой является социальная политика. Она является ключевым фактором в деятельности социальной государства.

Важным инструментом социальной политики социального государства является социальная защита, включая:

  • социальное страхование граждан и их семей в случае классических рисков и вынужденного состояния (болезнь, безработица, увечье и т.п.);
  • социальные пособия (малоимущим, многодетным, жертвам стихийных бедствий, беженцам и т.п.);
  • поощрительные и вспомогательные мероприятия лицам, желающим самостоятельно решать свои социальные проблемы в области строительства и приобретения жилья, получения дополнительного образования, отдыха и т.д.

Объектом социальной политики являются социальные отношения, которые регулируются с помощью средств и механизмов, находящихся в распоряжении государства.

Субъекты и задачи социальной политики

Замечание 1

Субъекты социальной политики имеют сложную структуру. К ним, в первую очередь, относятся: человек, государство, общество, социальные общности и институты, политические партии, общественные организации, ассоциации прав граждан, трудовые коллективы.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

  • Кроме этого, можно говорить и о причастности к субъектам социальной политики различных фондов и других субъектов, осуществляют деятельность в различных формах, как в пределах институциональных структур, так и на самостоятельной основе.
  • И все же основным субъектом социального развития и осуществления социальной политики остается личность человека и его индивидуальность.
  • Задачей социальной политики является: обеспечение четкого функционирования всей системы социально-политических институтов, являющихся субъектами такой политики, осуществления координации, согласительной деятельности различных элементов системы.
Читайте также:  Страхование частного дома - стоимость, условия, покрываемые риски

Направления государственного регулирования

Основными направлениями государственного правового регулирования являются:

  • усовершенствования действующего законодательства России, внесение изменений и дополнений, необходимых для приведения его в соответствии с основными положениями и принципами социального государства;
  • внедрение предыдущей научной и общественной экспертизы проектов законов и других нормативных актов с позиций их соответствия социальным требованиям;
  • обеспечение реализации системы государственных социальных стандартов и социальных гарантий, определенных Законом России;
  • повышение правового статуса социального партнерства, как одного из важных инструментов реализации основных задач социального государства;
  • законодательное закрепление критериев оценки деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в социальной сфере; повышение эффективности функционирования исполнительной и судебной власти по защите и обеспечению реализации социальных и трудовых прав и гарантий, внедрение четкого компенсационного механизма в случае невыполнения законодательных гарантий;
  • приведение национального законодательства в соответствии с нормами международного права, по вопросам формирования и функционирования социального государства.

Следует отметить, что при понимании сути социального государства, последней не ставится задача достижения абсолютной социальной справедливости для всех граждан в обществе. Скорее всего, социальное государство призвано обеспечить компенсацию, которая позволяет избежать конфликтов вследствие неравномерного перераспределения ресурсов в обществе.

Замечание 2

Главная цель социального государства – ограничить и нейтрализовать потенциально деструктивную природу рынка по линейной зависимости богатства страны и относительного уровня социальных расходов.

С философско-гуманитарной точки зрения, социальное государство – это путь к симметричному развитию общества и индивида такими компонентами жизнедеятельности, как морально-этические, психологические и религиозно-конфессиональные отношения и ценности.

Таким образом, сегодня в России, учитывая трансформационные процессы невозможно четко определить тип социального государства. Поэтому для облегчения продвижение по пути к общепринятым нормам и стандартам социального государства необходимо перейти к разработке именно программных решений модели и механизмов функционирования такого государства в России.

При этом развитие социального государства в России должно происходить не по счет увеличения социальных расходов с параллельным уменьшением остальных государственных расходов, не усиление налогового давления на производителей и предпринимателей, а повышением социальных программ.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/vidy_socialnoy_sfery_obschestva/regulirovanie_socialnoy_sfery/

Способы, механизмы и модели государственного регулирования социальной сферы и социального страхования

Женевская конвенция «О минимальных нормах соцобеспечения», принятая в 1952 г., регламентирует ответственность государств за предоставление соцпособий, а также за надлежащее управление профильными службами, которые реализуют механизмы социальной помощи населению. Все системы соцстрахования курируются государственными органами.

Если система представляет собой самоуправляемую модель, то контроль государства заключается в формировании нормативной базы, реализации социальных гарантий, закрепленных конституционно.

В мире, кроме самоуправляемой модели, внедряется и государственно-профессиональная, а также их синтез в индивидуальной трактовке для конкретного государства.

Механизмы реализации самоуправляемой модели

Данную модель соцстрахования впервые предложил Отто фон Бисмарк, поэтому ее также именуют моделью Бисмарка. Главная особенность — участие работников и работодателей в управлении страховыми учреждениями.

Механизм реализации модели основан на функционировании обширной сети товариществ по взаимному страхованию. Финансы страховщиков не имеют отношения к госбюджету, однако их деятельность основана на нормативной базе государства.

Управление органами страхования осуществляется сотрудниками и работодателями в равном соотношении. Раз в 6 лет избираются органы самоуправления. Полномочия товариществ:

  • Создание органов страхования на местах;
  • Утверждение норм кратковременного и долгосрочного управления;
  • Развитие медицинской и социальной инфраструктуры;
  • Установление тарифов и выплат (в медстраховании и при производственных несчастных случаях).

Особое внимание в страховании уделяется профессиональным рискам. Страховые взносы работодателя будут тем выше, чем больше на производстве несчастных случаев, чем выше риски профзаболеваний, получения травм.

Сильные стороны модели Бисмарка — сосредоточение соцстрахования в одной системе управления, куда входят рабочие и работодатели.

Первые получают право голоса в управлении страховыми организациями (через своих представителей), а вторые мотивированы к оптимизации механизмов профилактики травматизма на производстве. Самоуправляемая модель характерна для соцстрахования в Японии, Австрии, Италии.

Государственно-профессиональная модель

Второе название — модель Бевериджа или британская модель соцстрахования. Главная особенность — базовые гарантии соцзащиты всех граждан обеспечивает государство.

Работодатели участвуют в профессиональном соцстраховании наемных физлиц. Механизмы негосударственного соцстрахования работают через страховщиков (негосударственные фонды, управляющие организации и др.).

Объединяет оба сегмента соцстрахования Национальный страховой фонд. Его полномочия:

  • Координация действий государственного и негосударственного соцстрахования;
  • Фиксация накоплений застрахованных лиц;
  • Сбор финансов на страховые выплаты в рамках госбюджета социальной отрасли;
  • Сбор средств обязательного, добровольного страхования.

Соцпособия ориентированы на утвержденный прожиточный минимум. В сфере профессионального (дополнительного) страхования основой компенсационных выплат является размер заработной платы пострадавшего на производстве застрахованного сотрудника.

Для стран, в которых действует модель Бевериджа (Испания, Греция, Российская Федерация), характерна лидирующая роль государства в соцстраховании и соцобеспечении. Здравоохранение финансируется из средств госбюджета, выплачиваются пособия на детей, усиливаются меры по предотвращению безработицы.

Сильная сторона такой схемы — возможность получить помощь, независимо от стажа, величины дохода, профессии.

Возможен ли синтез?

Лишь в нескольких государствах вышеупомянутые модели соцстрахования используются в чистом виде. Как правило, применяется синтез из механизмов и способов реализации социальной помощи (Испания, Финляндия, США).

Классическим примером объединения моделей является Швейцария, где действует двухуровневый механизм: самоуправление сочетается с государственным регулированием. Базовый (первый) уровень представляет собой государственное соцстрахование, выплаты по которому обеспечивают застрахованному лицу прожиточный минимум.

Второй уровень предусматривает дополнительную компенсацию по месту работы. Размер пособия в этом случае составляет около 67% от среднего заработка, с учетом выплат по базовому уровню.

Государственное регулирование социальной сферы и социального страхования - система, особенности

Контроль государства при синтезе моделей соцстрахования может ограничиваться утверждением нормативной базы и назначением на руководящие должности в профильных учреждениях.

Например, в Испании, глава Федерации органов управления соцобеспечения назначается государством, как и другие руководящие сотрудники.

Частичное участие государственных структур в управлении органами соцстрахования обусловлено необходимостью практических решений по вопросам государственных гарантий, изменения нормативно-правовой базы в соответствии с современными реалиями.

Заключение

При реализации любой из рассмотренных моделей государство непосредственно участвует в соцстраховании, поскольку услуги, оказываемые страховщиками (даже частными), являются общественными. Такие услуги касаются регулируемых публичным правом интересов застрахованных.

Источник: https://insur-portal.ru/social/instrumenty-gosregulirovaniya-socstrahovaniya

Курсовая работа: Особенности государственного социального страхования в России

  • Введение
  • 1. Понятие, cоциально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России
  • 2. Зарубежный опыт организации социального страхования
  • 3.Система государственного социального страхования в России
  • 3.1 Единый социальный налог (взнос) зачисляемый в государственные внебюджетные фонды
  • 3.2Особенности обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации
  • 3.3 Фонд социального страхования Российской Федерации
  • 3.4 Особенности обязательного медицинского страхования
  • 4. Модернизация системы социального страхования в Российской Федерации
  • Заключение
  • Список используемой литературы
  • Введение

Поворот в истории развития нашей страны от социалистического хозяйствования к рыночному потребовал глубоких реформ не только в экономической сфере, но и в социальной политике.

Глубокие, исключительно трудные, во многом противоречивые, но исторически неизбежные преобразования в данной области происходили в соответствии с новыми принципами формирования социально ориентированной рыночной экономики, сформулированными Президентом и Правительством России и нашедшими отражение в Конституции Российской Федерации от 1 декабря 1993 года, которая провозгласила, что «Российская Федерация является социальным государством , политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7).

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков. Продолжался социально-демографический кризис: депопуляция, рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности.

Численность населения России в 1993 г. в сравнении с 1992 г. сократилась на 300 тыс. человек в 1994 г. — на 920 тыс. человек, в 1995 г. — на 435 тыс. человек. Средняя продолжительность жизни в России сократилась с 69,2 лет в 1990 г. до 69,0 лет в 1991 г., 67,9 лет в 1992 г., с 66 лет в 1993 г. до 64-х в 1994-1995 гг.

Либерализация цен в 1992 г. вызвала открытую инфляцию с высоким ростом уровня потребительских цен. В результате реальные доходы большинства населения сократились, и только 10% граждан живут сегодня лучше прежнего. Более 1/3 населения живет за чертой бедности, 10% — за чертой нищеты (физиологического минимума).

Неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая обстановка вызвала рост инфекционной заболеваемости (дизентерия, туберкулез, дифтерия, тиф, сифилис). Впервые за последние 25 лет в России имели место эпидемии дифтерии и холеры.

Переход к рыночной экономике в условиях спада производства и структурных реформ вызвал появление открытой безработицы вместо «всеобщей занятости» в условиях «государственного социализма».

В то же время резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи. Обвальное снижение покупательной способности заработной платы, пенсий и пособий, массовые явления задержки выплат заработной платы и пенсий — эти и другие факторы привели к возникновению ареалов бедности и нищеты.

Таким образом, в последние 15 лет существенно возросла актуальность социальной защиты для подавляющей части населения России.

Решая эту задачу, исполнительные и законодательные органы страны в последние 10-12 лет разработали законодательную базу социального страхования, регламентирующую деятельность основных субъектов правоотношений в данной сфере, создали государственные внебюджетные социальные фонды.

Это позволило сформировать значительную по объемам ресурсную базу для целей социальной защиты работников и членов их семей и обеспечить ее функционирование на постоянной и независимой от бюджетов всех уровней основе, что представляет собой основное и принципиальное отличие от советской модели государственного социального обеспечения, для которой была характерна значительная зависимость (более чем на 60%) от государственного бюджета.

Сформированные финансовые инструменты и механизмы социального страхования, пусть и весьма несовершенные, позволили в условиях масштабных изменений экономической и социальной сферы предотвратить распространение крайних форм нищеты и бедности населения, обеспечив приемлемое в этих условиях социальное обеспечение пенсионеров, привлечь значительные финансовые ресурсы для медицинской помощи. Не случайно многие ученые и специалисты отмечают как несомненный положительный результат реформ в социальной сфере страны именно становление в основном системы социального страхования. При этом не вызывает сомнений и тот факт, что сформировать эффективную систему социального страхования пока не удалось. Государственное социальное страхование — объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Обоснованная система социального страхования — одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности.

1. Понятие, c социально-экономическая сущность, особенности государственного социального страхования в России

Читайте также:  Как рассчитать выслугу лет для назначения пенсии военным и правоохранителям

Обязательное социальное страхование — часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством, — других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

  1. Социальное страхование – важнейший элемент государственной социальной политики в сфере управления рисками воспроизводства населения и выполняет функции социальной защиты , обеспечения финансирования социальной помощи, регулирования доходов и уровня жизни различных групп населения, профилактики последствий наступления социальных рисков.
  2. К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
  3. устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
  4. всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
  5. государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
  6. государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  7. паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
  8. обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
  9. —> ЧИТАТЬ ПОЛНОСТЬЮ

Источник: https://cwetochki.ru/ref-kursovaia-rabota-osobennosti-gosudarstvennogo-sotsialnogo-strakhovaniia-v-rossii.html?page=1&per-page=30

Политика регулирования социальной сферы и социального страхования в экономически развитых странах

Современная система государственной социальной защиты населения в странах ЕС включает две организационные формы: социальное страхование и социальное обеспечение, финансируемое за счет средств государственного бюджета. Посредством этих двух форм перераспределяется 28% валового продукта стран членов ЕС.

  • Во всех странах превалируют обязательные формы социальной защиты, основу которой составляет социальное страхование — 17,4% к ВВП в рамках всего Европейского союза.
  • Европейские государства — Великобритания, Нидерланды и Франция — не укладываются в рамки традиционных моделей социальной защиты.
  • Великобритания — социальное обеспечение, социальное страхование и дополнительное личное страхование имеют приблизительно одинаковое значение.

Нидерланды — средства, поступающие по личному страхованию, уже превысили размеры государственного социального обеспечения в 2 раза, а во Франции почти сравнялись.

Если принять в расчет не только страховые премии данного года, но и все резервы (накопленные премии), то в Великобритании они превысят среднегодовой объем обязательных форм социальной защиты в 6 раз, в Нидерландах — в 5, а во Франции — в 1,4 раза.

В целом по ЕС средства, накопленные страховыми компаниями и пенсионными фондами к 1999 г., превысили годовой оборот обязательной социальной защиты в 2 раза.

Можно говорить о моделях социальной защиты, ориентированных на развитие коллективных и индивидуальных форм, которые призваны не заменить, а дополнить обязательные элементы.

Социальное страхование остается наиболее распространенным и весомым элементом системы социальной защиты большинства государств.

В европейской экономической зоне объем средств, ежегодно проходящих через механизм социального страхования, в 2 раза превышает ассигнования государственного бюджета и в 3 раза — поступления на дополнительную защиту.

Включение той или иной формы социальной защиты в социальное страхование или в социальное обеспечение определяется в основном особенностями социальной политики в данной стране.

Так, помощь семьям с детьми в Германии осуществляется за счет средств государственного бюджета, а во Франции — за счет фондов социального страхования.

Финансовое участие государственного бюджета преобладает только в Дании, а как в Нидерландах, Германии, Франции, Бельгии основная часть средств на социальную защиту поступает через социальное страхование.

В Скандинавских странах как и в Великобритании бюджетное финансирование и социальное страхование имеют приблизительно одинаковое значение.

Системы социального страхования развитых европейских стран имеют общие особенности и демонстрируют схожие тенденции в своем развитии, несмотря на национальную специфику. Прежде всего, это относится к функциональной организации социального страхования, формам его проведения и видам социальных выплат.

Медицинское страхование (больничное) — два основных вида покрытия:

1. восполнение заработка, потерянного в период нетрудоспособности; выплачиваются определенные денежные пособия,

2. компенсацию расходов, связанных с лечением и реабилитацией; застрахованному оплачиваются медицинские услуги, предоставленные лечебными учреждениями. Оба вида выплат стандартизированы.

  1. В медицинском страховании используются такие выплаты: пособия по болезни, по уходу, по беременности и родам, по случаю рождения и смерти.
  2. В Европе две базовые модели предоставления медицинских услуг:
  3. 1) государственное всеобщее медицинское обслуживание (модель Бевериджа); основана — государственное бюджетное финансирование;
  4. 2) страховая медицина в рамках социального страхования (модель Бисмарка); финансируется из взносов на социальное страхование.

Пенсионное страхование имеет наибольший удельный вес в объеме всех страховых выплат. Его основная задача — предоставление средств для жизнеобеспечения граждан, которые уже не могут зарабатывать сами. Различают основные виды пенсий:

  • • по старости;
  • • по инвалидности;
  • • по потере кормильца.

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний сочетает выплаты медицинского, и пенсионного страхования. Если несчастный случай приводит к временной нетрудоспособности, то его урегулирование аналогично методике медицинского страхования.

Если ущерб более серьезен и пострадавшему устанавливается инвалидность, то в силу вступают долгосрочные пенсионные выплаты. При смертельном несчастном случае назначается ритуальное пособие, и пенсия по случаю потери кормильца.

Обычно все выплаты по этому виду страхования выше, чем выплаты по универсальному медицинскому и пенсионному страхованию, что объясняется наличием вины работодателя изначально, как. пользователя «рабочей силой». Также полностью покрываются расходы по лечению и реабилитации без участия пациента в их финансировании.

Право на выплаты по несчастному случаю чаще всего не ограничивает возможности в дальнейшем вернуться к трудовой деятельности, получая и пенсию, и зарплату.

Отличительная черта этого вида страхования — полностью финансируется работодателем, а взносы дифференцированы по отраслям и отдельным предприятиям в зависимости от фактического уровня производственного травматизма.

В Бельгии, Дании, Нидерландах и Португалии к работе данной страховой отрасли подключены частные страховщики, в Испании — общества взаимного страхования, а в Германии — профессиональные союзы.

Налогообложение выплат по несчастным случаям различно по странам, В Германии, Великобритании, Нидерландах, Португалии и Италии они свободны от налогов, в других странах ограничились предоставлением налоговых льгот.

Страхование от безработицы — под пристальным вниманием европейской общественности. В этой области имеется наибольшая динамика в развитии новых форм и методов обеспечения занятости населения. Одновременно с осуществлением денежных выплат, компенсирующих заработок, европейские страны активно проводят политику помощи в трудоустройстве.

  1. В основном помощь сводится к следующим мерам:
  2. • оплата программы переобучения и повышения квалификации;
  3. • субсидирование «обучающей» работы;
  4. • предоставление налоговых льгот и субсидий работодателям, нанимающим длительно безработных или низкоквалифицированных работников;
  5. • расширение участия работодателей в компенсации заработка уволенных работников;
  6. • продолжение выплаты пособий в течение первых месяцев нового трудоустройства.

В отношении основных страховых выплат— пособий по безработице проводится политика ограничения. В Финляндии и Бельгии увеличены сроки «ожидания» назначения пособий. В Дании и Великобритании сокращен период выплаты компенсаций.

Только в Австрии, Португалии и Германии пособия по безработице не подлежат налогообложению.

Несмотря на ограничительные меры, уровень покрытия риска безработицы все равно остается достаточно высоким, зачастую доля сохраняемого в форме пособия заработка выше тех пропорций, которые установлены для пенсионного и медицинского страхования.

Для таких категорий населения, как самозанятые и с/х работники, фермеры, частично занятые работники, учащиеся, организованы специальные программы социального страхования.

В некоторых странах в рамках традиционных отраслей социального страхования появляются отдельные виды страхования тех социальных рисков, которые по каким-либо политическим, экономическим или историческим причинам включаются в обязательную систему, например, страхование работников-мигрантов.

Фактически разнообразие социального страхования гораздо шире базовых режимов. Но в любом случае и дополнительные программы, и особые условия функционируют на тех же принципах и в тех же формах, что и базовые.

Тенденции развития социального страхования — пик развития в 1960-е гг., когда многие государства приняли высокие обязательства по обеспечению комплексной интегрированной социальной защиты граждан. Рост расходов на социальную защиту опережал в несколько раз рост основных макроэкономических показателей.

Кризисы изменили ситуацию, что определило современные тенденции в социальной защите населения:

1) в 1980-1990-е гг. произошла смена акцентов в политике обязательной социальной защиты с государственного бюджетного финансирования в пользу социального страхования, основанного на эквивалентности взносов и выплат.

Снижение в последнее десятилетие доли государственных расходов на социальную защиту по отношению к ВВП свидетельствует о приближении системы к определенному пороговому значению, отражающему современный уровень экономических возможностей общества в решении социальных вопросов.

Читайте также:  Продажа автомобиля без договора купли-продажи и возможные последствия

2) в конце 1990-х гг. под воздействием экономической стагнации шла переоценка социальной роли государства. Имеется отказ от первенствующей роли государства в социальной защите населения в пользу коллективно-договорных форм.

Прямое перераспределение доходов за счет налогов и обязательных страховых взносов во многих странах дополняется косвенным регулированием доходов с использованием превентивных и мотивационных механизмов.

Государство не отказывается от принятых обязанностей по обеспечению необходимых социальных гарантий, но их качественное улучшение и рост переводит в сферу добровольного коллективного и индивидуального самообеспечения.

Источник: https://cyberpedia.su/7x4bd1.html

Лекция на тему "Особенности системы социального страхования РФ"

Особенности системы социального страхования РФ

Трансформация общественно-экономической системы России в начале 90-х годов создала для населения страны радикально новую ситуацию, которая стала характеризоваться непривычно высоким уровнем социальных рисков.

Переход к рыночной экономике в условиях спада производства и структурных реформ вызвал длительный социально-демографический кризис: появление открытой безработицы вместо «всеобщей занятости» в условиях «государственного социализма», повсеместный отказ работодателей от содержания социальной базы для работников, которая была при социализме ( ведомственные санатории и базы отдыха, спортивные комплексы, детские сады и т.д.), либерализацию потребительских цен, и как результат – рост нищеты, безработицы, заболеваемости и смертности населения. В связи с названными причинами резко возросла численность населения, нуждающегося в социальной защите: безработные, бездомные, беженцы, многодетные семьи, (по данным социологов примерно 1/3 населения оказалось за чертой бедности, 10% — за чертой нищеты (физиологического минимума) и 10% стало «олигархами», в основном в энергетически – топливном комплексе и банковском секторе экономики).

Российский опыт социального страхования по временной протяженности занимает около столетия.

В отечественной правовой науке социальное страхование традиционно рассматривается как одна из основных форм социального обеспечения трудящихся в старости, в случае временной или постоянной утраты трудоспособности, то есть при наступлении различных страховых случаев, то есть события, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, — также и страхователем осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.

Основным элементом системы социальной защиты является социальное страхование.

Это не просто основной, но и наиболее эффективный институт социальной защиты экономически активного населения от социальных рисков – предполагаемого события, влекущее изменение материального и (или) социального положения работающих граждан и иных категорий граждан, в случае наступления которого осуществляется обязательное социальное страхование.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании. [6 ]

Это определение можно дополнить правом на получение медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования, которое является «видом обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования [10]

В настоящее время в системе социального страхования России создана определенная смешанная модель формирования и использования внебюджетных социальных фондов. Эти фонды находятся в собственности государства, но являются автономными.

Бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования не входят в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.

Каждый фонд имеет строго целевое назначение, которое отражается в названии фонда: Пенсионный фонд РФ; Фонд социального страхования РФ; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования .Кроме того, в регионах действуют территориальные внебюджетные фонды обязательного медицинского страхования.

Все эти фонды являются страховщиками в системе обязательного социального страхования и управляют денежными средствами, которые находятся в их ведении.

Фонды являются некоммерческими организациями — финансово-кредитными учреждениями, созданными в целях реализации государственной политики в сфере обязательного социального страхования и в более широком смысле — в сфере социального обеспечения. Каждый фонд имеет в своем распоряжении бюджет, находящийся за пределами федерального бюджета, отсюда и название — «внебюджетные».

Несмотря на попытки унификации финансирования системы социального страхования, в настоящее время финансовые ресурсы каждого фонда обособлены. В 2001 г. ранее существовавшие страховые взносы были большей частью заменены единым социальным налогом (ЕСН). С 2010 г.

система страховых взносов, уплачиваемых отдельно в каждый внебюджетный фонд, возвращена. Формирование современной системы социального страхования в России включает создание государственных внебюджетных фондов страхования от важнейших социальных рисков.

Они обеспечивают защиту конституционных социальных прав граждан и включают деятельность трех вышеназванных специализированных фондов.

Система социального страхования вновь находится в стадии реформирования, в связи с проводимыми в стране реформами в пенсионной системе и в системе здравоохранения (обязательного медицинского страхования).

В зависимости от природы социальных рисков социальное страхование подразделяется на отдельные направления. Риск временной нетрудоспособности является предметом медицинского страхования, которое обеспечивает выплату пособий, восполняющих потерянный во время болезни трудовой доход и оплату медицинских услуг.

В Российской Федерации в силу исторических предпосылок покрытие этого риска выступает предметом двух отдельных отраслей: социального страхования (в части выплаты пособий работодателем за первые три дня болезни и Фондом социального страхования, за остальные дни) и обязательного медицинского страхования (в части оплаты расходов на лечение). Риск постоянной утраты трудоспособности – предмет пенсионного страхования (страховые, накопительные пенсии, пенсии по инвалидности, по потери кормильца). Последствия несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний покрываются обязательным социальным страхованием от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

  • Действующая в настоящий момент система социального страхования далека от совершенства и страдает рядом существенных недостатков:
  • –· обязательное участие застрахованных лиц минимизировано;
  • – при высоком уровне страховой нагрузки (около 40% фонда оплаты труда) размер страховых выплат невелик и не увязан ни с объемом внесенных средств, ни с уровнем страховых рисков;
  • – существующее правовое положение внебюджетных фондов практически ограничивает их роль функцией «сбора-распределения средств»;
  • – все фонды являются государственными учреждениями, в управлении которыми не предусмотрено паритетное участие всех субъектов обязательного страхования, что не гарантирует, в частности, защиту аккумулированных ими средств от нецелевого использования (например, изъятия государством на другие нужды);
  • – отсутствует четкая граница между системами социального страхования и социального обеспечения.

Современное общество все настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получали широкую социальную поддержку. В связи с этим в комплексе происходящих в России социально-экономических преобразований особое место занимает проводимая реформа системы социального страхования.

Источник: https://infourok.ru/lekciya-na-temu-osobennosti-sistemi-socialnogo-strahovaniya-rf-1510969.html

Государственное регулирование социального страхования — Форекс леди

Государственное регулирование социального страхования

В условиях глобальных возмущений роль государства как регулятора актуализируется, хотя формы, способы регулирования, а также его границы отличаются в разных экономических системах.

В экономической науке макроэкономическая проблема государственного регулирования занимает ведущее место и получила широкое развитие и встречается в трудах представителей зарубежных и отечественных ученых.

Их научные достижения способствовали формирование теоретических основ государственного регулирования и способствовали реализации практических аспектов в условиях функционирования постиндустриального общества на рыночных принципах хозяйствования с сохранением вектора поддержания стратегического развития социального государства.

Из общих обобщающих их исследований можно сделать выводы, что государственное регулирование социального страхования также выступает важным элементом управления социальным страхованием, в частности с позиций формирования и использования государственных целевых фондов.

Читайте также  Совершенствование процесса капитализации страховой компании

Государственное регулирование социального страхования предусматривает реализацию ряда задач:

1) проведение единой, согласованной и непротиворечивой политики в сфере социальных отношений; 2) реализация прав граждан на государственное социальное страхование, закрепленных законодательно, как отечественными нормативно-правовыми актами, так и международными законами; 3) создание условий для эффективного функционирования системы социального страхования в соответствии с экономическими условиями настоящего, а также в стратегической перспективе; 4) обеспечение соблюдения субъектами социального страхования действующего законодательства; 5) адаптация социального страхования к мировым требованиям и стандартам, международных рекомендаций и тому подобное.

Основные направления государственного регулирования социального страхования, закрепленные законодательством страны.

В условиях глобальной неустойчивости в первую очередь значение приобретает разграничение целей государственного регулирования на стратегические и тактические. Ведь разновекторность и несогласованность тактики и стратегии угрожают существенными осложнениями в долгосрочной перспективе.

Тактические цели призваны решить локальные, ограниченные во времени и пространстве задачи, что впоследствии может противоречить глобальной стратегии. Вместе с тем в кризисных условиях тактические цели существенно актуализируются. Вся совокупность целей государственного регулирования социального страхования должна рассматриваться как целостная система.

Имеющая иерархическую структуру и непосредственно связана с методами и способами их достижения.

Читайте также  Актуарные оценки рисков в страховом предпринимательстве

Государственное регулирование выступает средством достижения не только указанных целей на уровне социального страхования, но и в целом на уровне социальной безопасности

В общем государственном регулировании социального страхования напрямую связано с государственным регулированием экономики в целом. Ведь они преследуют одинаковую цель — обеспечение эффективности функционирования рыночной экономически системы, благополучия в обществе и защиту национальных интересов.

Источник: https://forexlady.ru/strahovanie/gosudarstvennoe-regulirovanie-sotsialnogo-strahovaniya/

Ссылка на основную публикацию