Финансирование системы омс: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Главная › Страхование в РФ › Страховое дело

Многие граждане РФ знают, что имеют полное право совершенно бесплатно лечиться в государственных и муниципальных больницах и клиниках при условии предъявления полиса ОМС.

Однако не каждый понимает, откуда берутся деньги на финансовое обеспечение медицинского страхования.

И если с работающим населением все понятно – основной источник предоставления им безвозмездных медуслуг – это уплачиваемые их работодателями страховые взносы, то как дело обстоит с нетрудящимися гражданами? Ответы на все вопросы – далее в нашем материале.

Законодательное закрепление

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Основной нормативно-правовой акт, который регулирует финансирование ОМС – это 326-ФЗ от 29. 11. 2010 года “Об обязательном…” (далее – ФЗ № 326), а именно Глава 5.

Частные положения содержатся в следующих НПА:

  • Глава 34 НК РФ (о порядке, сроках уплаты, размерах перечислений на ОМС за работающих граждан, в том числе, по пониженным тарифам для некоторых категорий плательщиков);
  • ФЗ № 354 от 30. 11. 2011 года “О размере…” (о том, как рассчитывается тариф страхового платежа на медицинское страхование за неработающих граждан);
  • Приказ Минздрава № 182н от 30. 04. 2013 года “Об утверждении…” (о форме справки, который предоставляют страхователи ежеквартально о начисленных и уплаченных страховых взносах за неработающих граждан);
  • Приказ ФФОМС № 229 от 1. 12. 2010 года “Об утверждении…” (об унифицированной форме акта, который составляется должностными лицами ФФОМС или территориальных фондов при нарушении законодательства РФ в части финансового обеспечения обязательного медицинского страхования);
  • Приложение к Приказу Минздравсоцразвития № 1229н от 30. 12. 2010 года “Об утверждении…” (о порядке расходования средств нормированного страхового запаса, предусмотренного в составе расходов бюджета ФФОМС);
  • иные федеральные и региональные нормативно-правовые акты о финансовом обеспечении ОМС.

Источники финансирования

Система медицинского страхования получает финансовое обеспечение из источников, указанных в стат. 21 ФЗ № 326, а именно:

  • страховые взносы, уплачиваемые страхователями за нетрудящихся и трудящихся граждан (основной источник);
  • неустойка за просрочку уплаты обязательных платежей, взимаемая в порядке, установленным в ч. 2 – ч. 10 стат. 25 ФЗ № 326 (в случае просрочки уплаты взносов за неработающих граждан) и в порядке, установленным стат. 75 НК РФ и другими положениями налогового законодательства (за работающих граждан);
  • недоимки по страховым взносам (задолженности);
  • штрафы за неисполнение обязанностей страхователя по своевременному перечислению в бюджет сумм обязательных платежей, налагаемые в порядке, установленным Главой 16 НК РФ (в отношении взносов за работающее население) и ч. 11 стат. 25 ФЗ № 326 (за неработающее население);
  • доходы, которые были получены от вложения временно свободных средств бюджетов ФФОМС и региональных фондов медицинского страхования в различные инвестиционные инструменты в порядке, утвержденным Постановлением Правительства № 1225 от 31. 12. 2010 года “О размещении…”;
  • субсидии из государственного бюджета, предоставляемые Федеральному фонду в целях компенсирования недополученных доходов в связи с установлением для некоторых категорий плательщиков пониженных тарифов согласно ст. 427 НК РФ;
  • платежи, поступающие из региональных бюджетов, на дополнительное финансирование реализации территориальных программ ОМС (п. 3 ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326);
  • платежи из региональных бюджетов в пользу территориальных фондов ОМС на финансирование дополнительных видов и условий оказания медпомощи, не предусмотренных базовой программой медицинского страхования (п. 4 ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326);
  • прочие источники, не запрещенные российским законодательством.

Страховые взносы

В России финансовое обеспечение медицинского страхования осуществляется в основном за счет страховых взносов. Порядок, условия, сроки их уплаты отличаются в зависимости от категории страхователя.

Кто уплачивает

На основании п. 2 ч. 2 ст. 17 ФЗ № 326, уплату осуществляют страхователи.

Страхователями признаются:

  • в отношении работающего населения — юридические, физические лица и ИП, которые производят выплату вознаграждений за труд в пользу физических лиц (работодатели);
  • в отношении неработающих граждан — территориальные органы Минздрава;
  • в отношении лиц, занимающихся частной практикой (ИП, медиаторы, арбитражные управляющие, патентные поверенные и др.) – сами эти частно-практикующие лица.

Размер страховых взносов в 2020 году

Размеры платежей за медицинское страхование зависят от категории страхователя и определяются:

  • стат. 425 НК РФ;
  • стат. 430 НК РФ;
  • стат. 23 ФЗ № 326.

Так, если страхователем является юридическое, физическое лицо или ИП, выплачивающее заработную плату в пользу своих работников, то размер определяется согласно п. 3 ч. 2 ст. 425 НК РФ и составляет 5,1 % от базы, определенной согласно ст. 421 НК РФ (проще говоря, 5,1 % от заработной платы каждого работника).

Если страхователь – индивидуальный предприниматель или иное частно-практикующее лицо, то он уплачивает:

  • страховые взносы за своих работников по тарифу 5,1 % от их заработной платы (в случае, если у него есть наемные рабочие);
  • и плюс платежи “за себя” в фиксированном размере, установленным ст. 430 НК РФ – 5840 рублей за 2018 год, 6884 – за 2019 год и 8426 – за 2020 год.
  • Если страхователь – территориальный орган Минздрава, то им уплачиваются средства за неработающее население на медицинское страхование до 28-го числа каждого месяца в размере 1/ 12 от объема финансового обеспечения, предусмотренного соответствующим законом субъекта РФ о бюджете на очередной год и плановый период.
  • Годовой объем финансового обеспечения на медицинское страхование рассчитывается по формуле:
  • 18864,60 * КД * КУ *ЧНЛ, где

КД – коэффициент дифференциации,  зависит от конкретного региона, см. Приложение 7 к ФЗ № 433 от 28. 11. 2018 года “О бюджете…”;

КУ – коэффициент удорожания медицинских услуг, урегулирован ч. 3 ст. 7 ФЗ № 433;

ЧНЛ – численность неработающих лиц в субъекте РФ на 1 января прошлого года

Пример расчета

В отношении страховых взносов ИП на медицинское страхование “за себя” ничего считать не нужно, так как они платят фиксированную сумму (см. выше).

Расчет взносов за наемного работника производится за каждый месяц года следующим образом (на примере размера взносов за март какого-либо года):

  • определяется сумма заработной платы работника за прошлые и текущий месяцы года (январь, февраль и март);
  • указанная сумма умножается на 5,1 %;
  • из полученного значения отнимаются уже перечисленные в бюджет страховые взносы на медицинское страхование за предыдущие месяцы этого года, не включая текущий – то есть за январь и февраль.

Важно! Не позднее 15 числа следующего месяца (в нашем примере – 15 апреля) сумму, рассчитанную вышеуказанным образом, нужно перечислить в бюджет (ч. 3 стат. 431 НК РФ).

Распределение средств

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Финансовое обеспечение ОМС распределяется согласно различным договорам (см., например, стат. 38 и 39 ФЗ № 326) между субъектами – страховыми медорганизациями, больницами, клиниками, территориальными фондами и др.

Где аккумулируются деньги

Средства медицинского страхования особо нигде не аккумулируются, а находятся в постоянном движении между субъектами ОМС:

  • изначально средства медицинского страхования поступают в финансовое обеспечение Федерального ФОМС (ч. 1 ст. 26 ФЗ № 326);
  • далее Федеральный фонд исполняет свои расходные обязательства – в частности, предоставляет денежные средства региональным фондам для реализации ими территориальных программ медицинского страхования;
  • региональные фонды также получают доходы (ч. 4 ст. 26 ФЗ № 326) и исполняют расходные обязательства (ч. 5 ст. 26 ФЗ № 326) – в частности, передают денежные средства страховой медицинской организации по договору о финансовом обеспечении;
  • страховая медорганизация формирует свой бюджет (стат. 28 ФЗ № 326);
  • страховая медорганизация платит деньги по договору на оказание и оплату медпомощи больницам и клиникам.

Формирование средств страховой медицинской организации

Средства страховой медорганизации формируются из (стат. 28 ФЗ № 326):

  • субвенций, которые поступили от регионального фонда согласно договору, заключенному в порядке, предусмотренным стат. 38 ФЗ № 326;
  • штрафов, примененных к больницам и клиникам в результате осуществления контроля за сроками, качеством и условиями предоставления медицинской помощи в соответствии со ст. 41 ФЗ № 326;
  • денег, полученных в результате предъявленных регрессных требований к причинителям вреда здоровью застрахованного лица (стат. 31 ФЗ № 326);
  • собственных средств страховой медорганизации (ч .4 стат. 28 ФЗ № 326).
Читайте также:  Категории водительских прав "c", "ce", "c1", "c1e": на чем можно ездить и сколько пассажиров перевозить?

Как оплачивается лечение застрахованного лица

Финансовое обеспечение лечения застрахованного лица осуществляет страховая медорганизация на основе заключенного с клиникой договора по типовой форме, утвержденной Приказом Минздрава № 1355н от 24. 12. 2012 года “Об утверждении…”.

Оплата осуществляется на основании реестра счетов, предоставленных медорганизацией, по форме, утвержденной Письмом ФФОМС № 9161/30-1/и от 30. 12. 2011 года “О направлении…”.

Внимание! Размер платы определяется исходя из тарифов, утвержденных специальной комиссией по разработке территориальной программы медицинского страхования (ч. 2 ст. 30 ФЗ № 326). Расчет тарифов комиссией осуществляется в соответствии с методикой, представленной в Приказе Минздравсоцразвития № 158н от 28. 02. 2011 года “Об утверждении…”.

Финансовое обеспечение ДМС

В отличие от финансового обеспечения ОМС, финансовое обеспечение ДМС осуществляется в основном за счет страховых премий, уплаченных страхователями. Также могут быть и иные источники:

  • средства страховых резервов;
  • собственный капитал страховщика;
  • заемные средства, полученные страховой компанией от банков и иных кредиторов.

Итак, финансовое обеспечение ОМС осуществляется в соответствии с ФЗ № 326 и предусматривает множество различных источников. Остались какие-либо вопросы? Их всегда можно задать в чат. Юрист даст исчерпывающий ответ.

Ставим лайки, делимся статьей в социальных сетях и читаем наши другие материалы – например, о полисе международного медицинского страхования (ММС).

Особенности финансового обеспечения медицинского страхования в России в 2020 году Ссылка на основную публикацию Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение


Источник: https://strahovkaved.ru/strahovoe-delo/finansovoje-obespechenie-meditsinskogo-strahovaniya

Региональные аспекты финансирования здравоохранения

Мерс А. О. Региональные аспекты финансирования здравоохранения // Молодой ученый. — 2018. — №20. — С. 243-246. — URL https://moluch.ru/archive/206/50369/ (дата обращения: 03.04.2020).



В статье представлены особенности финансирования системы здравоохранения на региональном уровне. Рассмотрена взаимосвязь между величиной расходов субъектов Сибирского федерального округа РФ на здравоохранение и показателями эффективности здравоохранения: смертность населения в трудоспособном возрасте, заболеваемость и средняя продолжительность 1 случая временной нетрудоспособности.

Ключевые слова: региональный бюджет, фонд обязательного медицинского страхования, эффективность, финансовые потоки.

Здоровье населения является основным элементом социального, культурного и экономического развития государства.

Развитие системы здравоохранения России зависит от множества факторов, таких как политика государства, состояние материально-технической базы медицинских учреждений, квалификация медицинских работников, однако наиболее существенным из них является уровень финансового обеспечения отрасли.

В настоящее время приоритетную роль в сфере здравоохранения играет уровень экономического развития субъектов Российской Федерации и рациональность распределения их финансовых потоков.

Если на федеральном уровне политика в области здравоохранения носит общий характер, то региональный уровень дает возможность более детально учитывать потребности населения отдельно взятой территории, особенности демографического состояния, а также распределение финансовых потоков с учетом специфики конкретного региона.

Финансированием здравоохранения на региональном уровне занимаются региональные министерства финансов, которые управляют денежными потоками через органы Федерального казначейства РФ согласно принятому бюджету.

Одним из ключевых источников финансирования здравоохранения являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) и Территориальных фондов обязательного медицинского страхования (ТФОМС).

С 2013 года в связи с переходом на одноканальную систему финансирования здравоохранения, изменилась система распределения средств ОМС.

В настоящее время ФФОМС аккумулирует все страховые взносы, поступающие на ОМС, затем они перераспределяются в бюджеты ТФОМС, из которых через страховые медицинские организации средства перечисляются учреждениям здравоохранения, работающим в системе ОМС.

Основными источниками доходов ФФОМС и ТФОМС являются страховые взносы на неработающее население, которые поступают из бюджетов субъектов РФ, и страховые взносы на работающее население, которые составляют 5,1 % от фонда оплаты труда [1, с. 81].

Финансирование в каждом субъекте РФ является специфическим, так как каждый регион имеет свои особенности: площадь территории, численность населения, уровень социального и экономического развития региона и т. д.

Процедуры формирования и исполнения бюджета должны отвечать ряду требований: целеполагания, соответствующего приоритетам финансовой политики; наличия количественной оценки ожидаемых результатов; наличия системы показателей для измерения результатов исполнения бюджета (индикаторов экономической и социальной эффективности); обоснования потребностей в ресурсах для достижения целей и результатов исполнения бюджета; оценки внешних условий и др. [2, с.50].

При рассмотрении финансирования каждого отдельно взятого региона, невозможно определить общую тенденцию эффективности использования поступивших средств.

В связи с этим актуальным становится выявление связи между ключевыми показателями эффективности здравоохранения и величиной их финансирования.

На рисунке 1 представлена динамика расходов субъектов Сибирского федерального округа (СФО) на здравоохранение в расчете на душу населения [3].

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Рис. 1. Расходы субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения в 2015–2016 гг.

Данные рисунка 1 демонстрируют, что общую тенденцию уровня финансирования субъектов СФО на здравоохранение проследить невозможно.

Каждый регион находится на своем уровне финансирования здравоохранения, однако следует выяснить, какие факторы влияют на изменение финансирования, какова связь между величиной финансирования и показателями развития системы здравоохранения (уровень смертности и заболеваемости, средняя продолжительность жизни, количество медицинских учреждений и т. д.).

Одним из ключевых показателей эффективности финансирования здравоохранения является показатель смертности населения [4, с. 63]. Рассмотрим влияние смертности населения в трудовом возрасте, так как именно она является наиболее важной для экономики региона (рис. 2).

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Рис. 2. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и смертности в трудоспособном возрасте на 100 тыс. человек в 2016 г.

Из рисунка 2, видно, что основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 10 500 р./чел., по смертности населения трудоспособного возраста — 500–720 чел. на 100 тыс. человек населения.

Также в данной взаимосвязи прослеживается восходящий тренд, т. е. чем выше уровень смертности населения, тем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение.

Следовательно, уровень смертности населения в СФО является не показателем эффективности финансирования здравоохранения, а фактором его удорожания.

Следующим значимым показателем эффективности финансирования здравоохранения является уровень заболеваемости населения [4, с. 457]. На рисунке 3 показана взаимосвязь уровня заболеваемости и величины финансирования в субъектах СФО.

Как показано на графике, основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 11 000 р./чел., по заболеваемости населения 650–900 чел. на 1000 человек. В данной взаимосвязи прослеживается нисходящий тренд, т. е.

чем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение, тем ниже уровень заболеваемости населения.

Однако существуют регионы, в которых при высоком объеме расходов наблюдается высокий уровень заболеваемости (республика Хакасия, Иркутская область), что свидетельствует либо о неэффективности деятельности медицинских учреждений, либо о наличии специфических особенностей субъектов.

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Рис. 3. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и заболеваемости на 1000 человек в 2016 г.

Далее целесообразно проанализировать влияние величины финансирования здравоохранения на среднюю продолжительность 1 случая временной нетрудоспособности населения в связи с заболеванием (рис. 4).

Финансирование системы ОМС: взносы, формирование доходов и финансовое обеспечение

Рис. 4. Взаимосвязь величины финансирования здравоохранения и средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности в 2016 г.

Как видно из рис. 4, основной диапазон значений по уровню расходов субъектов СФО на здравоохранение в расчете на душу населения располагается от 7 000 р./чел. до 11 000 р./чел.

Читайте также:  Протокол гибдд об административном правонарушении: срок, порядок и правила составления, бланк и образец

, по средней продолжительности 1 случая временной нетрудоспособности субъекта — 5–7дней. В данной взаимосвязи так же, как и в предыдущем случае прослеживается нисходящий тренд, т. е.

чем выше уровень расходов субъектов на здравоохранение, тем меньше времени работники проводят «на больничном».

Для понимания того, почему тот или иной регион находится на данном уровне финансирования, необходимо оценивать изменения в финансировании здравоохранения не только с точки зрения уменьшения или увеличения расходования денежных средств, но и с точки зрения их влияния на показатели эффективности здравоохранения.

Модернизация управления государственными и муниципальными финансами и формирование системы финансового менеджмента в государственном секторе экономики подразумевают, применение новых правил, процессов и процедур исполнения бюджета, отчетности, подотчетности, мониторинга, оценки и аудита [5, с.60].

Государственная финансовая политика не только определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании и распределении бюджетов, но и является одним из основных рычагов государственного воздействия на экономику и социальную сферу. Основные задачи сферы публичного управления — организация комплексного социально-экономического развития административно-территориальных образований и повышение уровня жизни населения. [6, с.9].

Таким образом, здравоохранение является приоритетным направлением социально-экономического развития РФ.

Важнейшими задачами государства в сфере здравоохранения являются повышение уровня здоровья населения, предоставление качественной и своевременной медицинской помощи, лекарственное обеспечение, предупреждение болезней и других состояний, угрожающих жизни граждан. Для достижения данных задач необходимо обеспечить систему здравоохранения оптимальным уровнем финансирования.

Литература:

  1. Хулукшинов Д. Е., Норбоева Е. Ц. Современное состояние системы здравоохранения России: вопросы формирования и проблемы развития // Экономические науки. 2016. № 5. С. 79–84.
  2. Соколов В. Г., Дуплинская Е. Б., Селиванов К. С. Интерактивная модель оценки надежности реализации долгосрочной целевой программы // Сибирская финансовая школа. 2016. № 1. С. 50–54.
  3. Краткая информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: официальный сайт Министерства здравоохранения Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru/ (Дата обращения 12.05.2018).
  4. Регионы России. Социально-экономические показатели / стат. сб. — М.:Росстат. 2017. 1402 с.
  5. Баранова И. В., Дуплинская Е. Б. Мониторинг и оценка качества управления региональными финансами как инструменты публичного управления // Сибирская финансовая школа. 2013. № 4 (99). С. 60–68.
  6. Дуплинская Е. Б. Реформа системы публичного управления: цели и результаты // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1. С. 9–13.

Основные термины (генерируются автоматически): уровень расходов субъектов, здравоохранение, трудоспособный возраст, региональный уровень, основной диапазон значений, обязательное медицинское страхование, взаимосвязь величины финансирования здравоохранения, временная нетрудоспособность, Сибирский федеральный округ, величина финансирования.

Источник: https://moluch.ru/archive/206/50369/

Нормативно-правовые и экономические основы финансовой системы российского здравоохранения, Комментарий, разъяснение, статья от 01 мая 2012 года

Главный врач, N 5, 2012 год

Пантелеев Ю.М.
Финансово-экономический институт, г.Москва


Совершенствование системы финансирования здравоохранения является
ключевым звеном модернизации отрасли. Речь идет не только о
необходимости увеличения объема выделяемых ассигнований, но и
финансовом механизме их эффективного использования.

  • Финансовая система
    здравоохранения представляет собой совокупность форм и методов
    формирования, распределения и использования денежных средств в
    области здравоохранения.
  • Система финансирования
    отрасли должна обеспечивать:

  • экономическую эффективность использования финансовых и материальных
    ресурсов здравоохранения;

  • повышение ответственности органов управления здравоохранением и ЛПУ
    за рациональное использование финансовых средств;

  • социальную справедливость путем выравнивания доступа граждан России
    вне зависимости от места их проживания к получению качественной
    медицинской помощи;

  • обеспечение единства государственной и муниципальной систем
    здравоохранения на основе единых подходов к формированию,
    распределению и использованию финансовых средств.

Основными источниками
финансирования здравоохранения являются федеральный бюджет, бюджеты
субъектов РФ, местные бюджеты и средства ОМС. Дополнительными
источниками выступают добровольное медицинское страхование и
платные услуги, однако их доля в структуре финансирования
здравоохранения незначительна.

В
настоящее время бюджеты здравоохранения всех уровней и фондов ОМС
формируются на основе ежегодно утверждаемой Программы
государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной
медицинской помощью (далее — Программа)*.

Программа определяет
виды и условия оказания медицинской помощи, нормативы объема
медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема
медицинской помощи, подушевые нормативы финансового обеспечения,
порядок формирования и структуру тарифов на медицинскую помощь, а
также предусматривает критерии качества и доступности медицинской
помощи, предоставляемой гражданам РФ на территории Российской
Федерации бесплатно.

_______________

*
Программа
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи на 2012 год утверждена Постановлением Правительства РФ от 21.10.2011
N 856.

Органы государственной
власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и
утверждают территориальные программы государственных гарантий
оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на соответствующий
год, включая территориальные программы обязательного медицинского
страхования.

Размер необходимого
финансового обеспечения Программы рассчитывается на основе
методических рекомендаций по порядку формирования и экономического
обоснования территориальных программ государственных гарантий
оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. Органы
государственной власти субъектов РФ и органы местного
самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей вправе
увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание медицинских
услуг.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902360071

Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов

  • ID: 33040
  • Название работы: Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов
  • Категория: Доклад
  • Предметная область: Финансы и кредитные отношения

Описание: Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Фонд социального страхования Фонд обязательного медицинского страхования: цели задачи порядок формирования и расходования финансовых ресурсов.; Фонд социального страхования РФ создан в 1990 г.; Фонд обязательного медицинского страхования создан в 1991 г. Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

  1. Язык: Русский
  2. Дата добавления: 2013-09-05
  3. Размер файла: 53.5 KB
  4. Работу скачали: 79 чел.

5. Государственные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования: цели, задачи, порядок формирования и расходования финансовых ресурсов. Роль внебюджетных фондов в системе финансов.

Внебюджетные фонды государства — совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

  • Цель создания внебюджетных фондов — обеспечение самостоятельными источниками доходов наиболее важных для общества расходов на определенном этапе его развития.
  • По целевой направленности эти фонды можно разбить на две группы: социальную и экономическую.
  • Внебюджетные фонды  — это особые фонды денежных средств, созданные государством для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ и для них существует особая система формирования и расходования денежных средств.
  • Государственными внебюджетными фондами РФ являются:
  •  Пенсионный фонд РФ (образован в 1990 г.);
  •  Фонд социального страхования РФ (создан в 1990 г.);
  •  Фонд обязательного медицинского страхования (создан в 1991 г.);

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ) — крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-I. Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс.

территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР — это свыше 130 тысяч социальных работников. Как государственный внебюджетный фонд РФ, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение.

Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

  1. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет, пособий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.
  2. Основными задачами Пенсионного Фонда является аккумуляция основных взносов и расходование средств Фонда в соответствии с действующим законодательством.
  3. Средства ПФ формируются за счет следующих источников:
  •  налоговые доходы;
  •  неналоговые доходы — страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей – организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации; недоимки, пени, штрафы по взносам в ПФ РФ; доходы от размещения средств ПФ РФ; штрафы, санкции, суммы, поступающие в результате возмещения ущерба.
  •  безвозмездные поступления – межбюджетные трансферты из федерального бюджета, передаваемые ПФ РФ; безвозмездные поступления от негосударственных пенсионных фондов РФ.
Читайте также:  Страхование культурных ценностей и предметов искусства - условия, страховые риски

Использование средств:

  •  выплата пенсий —  по возрасту и инвалидности, при потере кормильца, за выслугу лет военнослужащим;
  •  выплату пособий – на детей в возрасте от полутора лет;
  •  одиноким матерям,
  •  лицам, пострадавшим от Чернобыльской АЭС;
  •  для оказания материальной помощи престарелым и инвалидам
  •    финансирование программ по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров, детей;
  •  пособия на детей, инфицированных вирусом иммунодефицита
  •  на содержание аппарата ПФ  и т.д.

Вторым по объёму аккумулируемых средств государственным внебюджетным фондом является Фонд социального страхования РФ.

Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Создан 1 января 1991 г. совместным постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов  № 600/9-3 от 25 декабря 1990 г.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования», а также иными законодательными и нормативными актами.

Фонд социального страхования РФ создан для обеспечения гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, решению задач по оздоровлению работников и ряда в области социального страхования работников.

Фонд социального страхования РФ (ФСС) действует в соответствии с Указом Президента РФ от 7 августа 1992г. № 822.

Он призван способствовать материальному обеспечению лиц, по ряду причин не участвующих в трудовом процессе, и управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации.

Денежные средства фонда социального страхования являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

  • Средства Фонда расходуются исключительно на цели, установленные федеральными законами, Положением о фонде, в соответствии с бюджетом фонда, бюджетами и сметами исполнительных органов фонда, утвержденными в установленном порядке.
  • Средства Фонда направляются на:
  • -выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
  • -единовременного пособия при рождении ребенка;
  • -ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года;
  • -социального пособия на погребение;
  • -оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком — инвалидом;
  • — оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей, лечебное питание, оплату проезда в санаторно-курортные учреждения отдыха;
  • -частичное содержание санаториев-профилакториев,
  • -санаторных и оздоровительных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе страхователей, частичное финансирование мероприятий по внешкольному обслуживанию детей.
  • -участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;

-осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда социального страхования и т.д.

  1. Средства Фонда образуются за счет:
  2. — сумм единого социального налога, уплачиваемого работодателями;
  3. — страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  4. — доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;
  5. — добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  6. — прочих доходов.
  7. Наибольшее количество доходов приходится на единый социальный налог- около 60%.

В расходах бюджета Фонда больший удельный вес приходится на различные пособия, страховые выплаты. Большая часть выплат из Фонда идет на оплату больничных листов. За время болезни выплачиваются средства в размере средней заработной платы.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I.

Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 24 февраля 1993 г., а 29 июля 1998 г. вместо него принят устав Фонда.

Фонд обязательного медицинского страхования РФ (федеральный и территориальные) предназначены для получения бесплатной и общедоступной медицинской помощи в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях, финансирования профилактических мероприятий и гарантирования оказания гражданам РФ медицинской помощи при наступлении страхового случая .

Система ФОМС включает в себя:

  •  Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования;
  •   Территориальные фонды ОМС

Источники средств ФОМС:

  •  налоговые доходы;
  •  неналоговые доходы;
  •  безвозмездные поступления.

Основные статьи расходования средств ФОМС:

  •  на финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования;
  •  финансирование мероприятий по разработке и реализации целевых программ в области здравоохранения,
  •  обеспечения профессиональной подготовки медицинских кадров;
  •  развития материально-технической  базы учреждений здравоохранения;
  •  оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
  •  финансирования медицинских учреждений, оказывющих помощь при социально значимых заболеваниях;
  •  оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф и других целей в области охраны здоровья населения;
  •  на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы ОМС;
  •  на финансирование региональных целевых программ по охране материнства и детства в части мероприятий в рамках ОМС;
  •  расходы на выполнение целевых программ  по оказанию медицинской помощи по ОМС
  •  на содержание аппарата ОМС и т.д.

Ни одно правительство не может обойтись без внебюджетных фондов. Что они собой представляют, какова их структура и значение в рыночной экономике?

Под фондом понимают запас материальных, а чаще денежных средств, предназначенных для: отложенного или какого-либо другого специфического потребления.

Роль основного, главного фонда субъекта играет бюджет, а внебюджетные фонды — соответственно роль дополнительных финансовых ресурсов. Роль и значение их постоянно меняется в зависимости от социально-экономической конъюнктуры.

Исторически внебюджетные фонды возникли одновременно с образованием бюджетов, но наибольшего расцвета достигли в условиях рыночной экономики. Катализатором их развития, как правило, выступало обострение экономических противоречий между субъектами общества: государством и населением, государством и организациями, между организациями и работниками, между отдельными гражданами.

При этом целью фондов было обособление денежных средств из гласных общепринятых финансовых потоков (бюджетов) для защиты и реализации особых материальных интересов.

К общим причинам образования внебюджетных фондов относятся общественное разделение труда, ограниченность жизненных ценностей, наличие товарно-денежных отношений. Соответственно их экономическую основу составляет сочетание частной, коллективной, государственной и любой другой собственности при господстве частной.

Внебюджетные фонды в финансовой системе России созданы в соответствии с Законом РСФСР « Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. № 1734-1.

Главная цель их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.

Форма      функционирования      внебюджетных      фондов планомерность. Фонды всегда создаются для конкретных целей, а поэтому вне планирования существовать не могут.

Функции внебюджетных фондов аналогичны функциям всех финансовых категорий: основная — перераспределение финансовых потоков

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=33040

Ссылка на основную публикацию