Что такое административная практика гибдд — сущность, применение, особенности

Понятие и функции административной практики ГИБДД

В основном количестве случаев, значение термина административная практика ГИБДД определяется как обеспечение контроля и всеохватывающего надзора за процессами исполнения действующего законодательства касательно регулирования и разрешения спорных вопросов.

Что такое административная практика ГИБДД - сущность, применение, особенности

    К функциям, которые выполняют подразделения административной практики ГИБДД, относится:

      — анализ и обобщение результатов работы всех подразделений Госавтоинспекции по применению административного законодательства
      — подготовка статистических данных об изменениях в динамике правонарушений
      — разработка и внесение на рассмотрение предложений об улучшении эффективности административной практики, повышении дисциплинированности всех участников дорожного движения
      — контроль за тем, чтобы не нарушались права и свободы граждан, в отношении которых ведется административное производство, своевременное устранение правонарушений, если таковые допускаются
      -разработка действий по повышению уровня профессиональной подготовки инспекторов, разработка методических рекомендаций
      — осуществление контроля за организацией производства по делам о правонарушениях
      — участие в рассмотрении жалоб граждан на действия сотрудников ГИБДД, если были нарушены их права

Кроме этих вышеперечисленных функций, в работу подразделений административной практики ГИБДД входит своевременное урегулирование возникающих спорных вопросов, касающихся реализации Европротокола.

Что такое Европротокол

Что такое административная практика ГИБДД - сущность, применение, особенности

Во-первых, упрощенной системой запрещено пользоваться, если при ДТП был нанесен ущерб кому-либо из участников или пассажиров.

Второе условие, если ДТП случилось по причине столкновения двух транспортных средств, при этом каждый водитель должен иметь полис обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) либо договор страхования другого государства — это третье условие. Максимальная сумма, в размере которой возмещается ущерб по Европротоколу, лимитирована 50 тысячами рублей.

Как правило, при процедуре оформления Европротокола появляется огромное количество спорных ситуаций, которые разрешает административная практика ГИБДД.

Еще к функции подразделений административной практики ГИБДД относится выдача и замена водительских удостоверений, у которых заканчивается срок действия или которые по какой-то причине были утеряны. Выдача международных водительских прав тоже находится в компетенции территориальных подразделений административной практики.

Источник: https://gibdd.net.ru/gibdd/administrativnaya-praktika-gibdd/

Особенности административно-юрисдикционной деятельности органов осуществляющих контроль в сфере безопасности дорожного движения

Важность административно-юрисдикционной деятельности органов ГИБДД во многом обусловлена как значительным удельным весом административных правонарушений в общей структуре правонарушений, так и расширением административно-юрисдикционной защиты при сужении в  рамках современных условий сферы административно-правового регулирования. Для того чтобы полнее раскрыть понятие и содержание административно-юрисдикционной деятельности органов ГИБДД, необходимо в первую очередь дать им краткую характеристику в рамках административного процесса.

Использование термина «юрисдикция» (от лат.

суд, судопроизводство) в рамках исследований деятельности отдельно взятого государственного органа подразумевает рассмотрение установленной законом совокупности полномочий указанного органа по  разрешению правовых споров и решения дел о правонарушениях, т.е. оценка действий лица или иного субъекта права с позиции  их правомерности,  а также принятие юридических санкций к правонарушителям.

Вместе с тем, административная юрисдикция является отдельным видом правоохранительной деятельности, которая включает  рассмотрение дел об административных правонарушениях и принятие решений по ним в рамках установленных  законом форме и порядке.  Авторы статьи Самолюк Р.Н., Афанасьев А.Ю.,  Миннебаев Р.Х.

  полагают, что в данное определение требуется внесение дополнения, а именно административную юрисдикцию следует считать  как процессуальную деятельность, которая связана с производством по делам об административных правонарушениях, то есть для рассмотрения и разрешения  административно-правовых споров и конфликтов, а также по применению тех или иных мер административного обеспечения.

 В свою очередь, указанная деятельность  ОМВД, включающая деятельность органов ГИБДД, призвана  обеспечивать защиту общественных отношений от противоправных действий, в том числе в сфере регулирования дорожного движения.

Основные правовые положения  указанного вида правоохранительной деятельности  находят свое закрепление  в разделе IV «Производство по делам об административных правонарушениях» КоАП РФ.

В соответствии с содержанием  указанного раздела в процессе административно- юрисдикционной деятельности, а именно: профилактическая, то есть предполагающая  предупреждение новых правонарушений, и юрисдикционная, то есть предполагающая  справедливое решение вопроса о проступках.

Административная юрисдикция ОВД ОГИБДД  отличается  использованием упрощенного производства по административным правонарушениям.  Упрощенное производство можно характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью.

При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения. Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел.

Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании ТС, когда к виновному лицу применено предупреждение или налагается штраф. Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола.

Применяется и   обычный подход, который подразумевает последовательную реализацию всех стадий производства по делам об административных правонарушениях (возбуждение дела, оформление материалов, рассмотрение дела, исполнение постановления, пересмотр постановлений (решений)).

  • Автор настоящего исследования полагает, что необходимо рассмотреть основные составляющие в административно-правовом режиме обеспечения безопасности дорожного движения, с целью последующего рассмотрения  содержания административно-юридической деятельности:
  • — на ¾ порядок действий участников дорожного движения, регламентирован посредством норм права, которые устанавливают их права и обязанности, содержащиеся в ПДД, иных нормативно-правовых актах, и конкретизируется в документах по использованию технических средств организации дорожного движения (проекты, схемы, организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и др.), а также непосредственными регулировочными действиями уполномоченных на то должностных лиц (регулировщиков);
  • — согласование документации на выполнение отдельных видов работ, влияющих на уровень безопасности дорожного движения.
  • — посредством разрешительной системы допуска к эксплуатации транспортных средств, к управлению механическими транспортными средствами;
  • — посредством разрешительной системы ввода в эксплуатацию объектов улично-дорожной инфраструктуры;
  • — по лицензированию конкретной  деятельности, которая отнесена в соответствии с законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения.
  • Ряд исследователей полагает, что важнейшей составной частью административно-правового рассматриваемого режима является предусмотренная система мер административного принуждения, которая включает в себя госконтроль и надзор, меры административного предупреждения, административного пресечения, административно обеспечительные меры и меры административной ответственности.
  • Исходя из проведенного анализа содержания полномочий, которые предоставлены ГИБДД, можно утверждать, что административно-юрисдикционная деятельность данного органа составляет процесс рассмотрения и разрешения административно-правовых споров. Данные споры , как правило, возникают:
  • — в процессе реализации полномочий по установлению порядка дорожного движения;
  • — в процессе разрешительно-регистрационных действий;
  • -в рамках применения мер административной ответственности за нарушения административно-правовых норм;
  • — в процессе применения мер административного пресечения и административного предупреждения.
  • Таким образом, исследование позволяет выявить основные особенности административно-юрисдикционной деятельности органов  ГИБДД.  К числу данных особенностей следует отнести:
  • — специфический порядок и правила рассмотрения индивидуальных дел;
  • — реализация  административно-юрисдикционной  деятельности возможна уполномоченными на то должностными лицами органов ГИБДД либо судом  при наступлении соответствующих случаев;
  • — должностные лица вправе пользоваться упрощенным административно-деликтным производством при назначении административного наказания на месте правонарушения без составления соответствующего протокола;
  • — сама деятельность регламентирована как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации так и целым рядом федеральных ведомственных нормативно- правовых актов;
  • — деятельность выявляется при реализации разрешительной, регистрационной, лицензионной, а также иной регулятивной, правоприменительной деятельности, которая предусмотрена законом, а так же в рамках проведения административного расследования и рассмотрения соответствующих дел.
  • Таким образом, в настоящей статье рассмотрены основные аспекты понятия и содержания административно-юрисдикционной деятельности органов ГИБДД, особенности которых обусловлены особенностями осуществления деятельности исключительно в рамках безопасности дорожного движения.
  • Список литературы:
  1. Назарова А.В.  Проблема определения критериев оценки эффективности административно — юрисдикционной деятельности ГИБДД. Новая наука: Проблемы и перспективы. 2016. № 7-1 (91). С. 180-182.
  2. Отраслевые проблемы юридической науки и практики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/osobennosti-administrativno-yurisdiktsionnoy-deyatelnosti-dps-gibdd-po-obespecheniyu-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya  (дата обращения: 18.01.2015)

Источник: https://sibac.info/studconf/science/xlvi/110490

Административная ответственность в области дорожного движения

Обеспечение безопасности дорожного движения является одной из основных функций государства по обеспечению правопорядка. Безопасность дорожного движения является важнейшим элементом правопорядка, который призвано обеспечивать государство.

Становление и развитие новой российской государственности требует переосмысления сущности и социального назначения многих правовых явлений и категорий с позиции приоритета права над государством, естественных прав человека и гражданина над иными ценностями в обществе.

Сложившаяся система правового регулирования безопасности дорожного движения в Российской Федерации в основном логична, однако в силу своей сложности и постоянно вносимых в нее изменений ее применение не всегда эффективно. Очевидно, что действующее законодательство в области безопасности дорожного движения нуждается не только в совершенствовании, но и в создании условий для его более эффективного применения.

Основу системы правового регулирования дорожного движения составляет институт административной ответственности, реализация которой основана на применении административных наказаний, именно этот элемент правоприменительной деятельности ГИБДД, наряду с профилактической работой, является решающим в практике предупреждения и пресечения правонарушений в области безопасности дорожного движения.

Применение мер административного принуждения органами внутренних дел в рассматриваемой сфере серьезно затруднено недостаточной разработанностью понятийного аппарата административно-юрисдикционной деятельности, применения административных наказаний, механизма их исполнения и т. д.

ГИБДД пытается справиться с проблемами в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Поэтому совершенно ясно, что сама жизнь заставляет ГИБДД работать на граждан и в их интересах комплексно и системно. Об этом свидетельствует государственная статистика работы по направлениям обеспечения безопасности дорожного движения [1].

Читайте также:  Как доехать до техосмотра без страхового полиса и диагностической карты?

В настоящее время практически невозможно достичь положения, когда каждый участник дорожного движения или должностное лицо, связанное с обеспечением его безопасности, во всех случаях поступали бы в полном соответствии с установленными нормами и правилами.

Наличие большого количества дорожно-транспортных происшествий является свидетельством того, что реальная подготовленность участников дорожного движения не в полной мере соответствует уровню сложности условий, свойственных современному дорожному движению. В этом состоит основная причина существования дорожно-транспортной аварийности как объективной реальности. Уменьшить ее можно двумя основными способами.

Во-первых, путем оптимизации требований к участникам дорожного движения, совершенствования условий движения, дорожно-транспортной техники, дорожно-транспортных условий.

А, во-вторых, путем повышения уровня организованности и подготовленности участников дорожного движения, развития у них знаний, умений, навыков, соответствующих сложности условий движения, формирования установок на полное и неукоснительное соблюдение порядка дорожного движения.

  • Условия деятельности участников дорожного движения складываются в процессе работ по подготовке и обслуживанию дорожного движения. Данный комплекс работ включает:
  • —        конструирование, постановку на производство, изготовление, переоборудование транспортных средств, их эксплуатацию и техническое обслуживание; проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог и дорожных сооружений; планировку, застройку, коммунальное обслуживание городов и других населенных пунктов;
  • —        обустройство дорог объектами дорожного сервиса и организацию сервисного обслуживания участников дорожного движения;
  1. —        организацию дорожного движения;
  2. —        общую подготовку населения к участию в дорожном движении, в том числе обучение детей безопасному поведению на дорогах, специальную подготовку водителей и их медицинское обслуживание;
  3. —        организацию перевозок пассажиров и грузов, включая транспортно-экспедиционную деятельность и погрузочно-разгрузочные работы;
  4. —        эвакуацию и лечение людей, пострадавших в ДТП, их медицинскую и социальную реабилитацию и др. [2]
  5. Общественные отношения, возникающие в процессе осуществления указанного комплекса работ и услуг, образуют вторую составляющую обеспечения безопасности инфраструктуры дорожного движения как предмета правового регулирования.
  6. Цель правового регулирования на этом уровне состоит в достижении максимально полного соответствия, во-первых, состояния условий дорожного движения и подготовленности его участников к деятельности в этих условиях, во-вторых, качества защиты участников дорожного движения от травм, уровня организации работ по ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий и масштабов характера дорожно-транспортного травматизма.
  7. Для этого, прежде всего, должны быть нормативно установлены требования к конструкции и эксплуатационному состоянию технических компонентов дорожного движения, к подготовленности участников дорожного движения, регламентированы различного рода работы, которые должны осуществляться для обеспечения выполнения этих требований, а, кроме того, определены обязанности и ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, непосредственно осуществляющих подготовку и обслуживание дорожного движения.
  8. Обеспечение безопасности дорожного движения сегодня по праву относится к первоочередным задачам Российской Федерации, имеющим общенациональное значение.

Учитывая высокую латентность (по некоторым данным достигающую 30 %) административных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения, необходимо отметить, что пренебрежение установленными правилами способствует появлению у большинства населения чувства уверенности в безнаказанности противоправного поведения, неверия в эффективность деятельности правоохранительных органов. Этому способствуют и многократные изменения соответствующих нормативных правовых актов за непродолжительные периоды времени, в том числе и устанавливающих санкции за неправомерное поведение. Это приводит к тому, что в деятельности юрисдикционных органов по профилактике нарушений ПДД возникают проблемы, заключающиеся в том, что принцип неотвратимости наказания за совершенное правонарушение соблюдается на практике далеко не всегда. [3]

Административно-правовое регулирование безопасности дорожного движения в Российской Федерации обладает рядом существенных недостатков, что требует внесения ряда изменений в КоАП РФ.

Например, в правоприменительной практике существуют проблемы реализации требований законодателя к перевозке детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности.

Ответственность за нарушение правил перевозки детей установлена ч.3 ст. 12.23 КоАП РФ.

Сложность привлечения к ответственности за данное нарушение заключается в том, что в статье не приводятся требования к перевозке детей, а содержится отсылка к Правилам дорожного движения.

Согласно п. 22.9 ПДД РФ перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства.

Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих устройств.

Принципиальная необходимость фиксации ребенка в автомобиле в специальном детском удерживающем устройстве, а не на руках взрослого пассажира (родителя), обусловлена тем, что при резком торможении (ударе) со скоростью в 50 км/час вес пассажира (ребенка) возрастает примерно в 30 раз.

Именно поэтому перевозка ребенка на руках считается самой опасной.

Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно, кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае способен раздавить ребенка своим весом [4].

С другой стороны, современный подросток 11–12 лет нередко имеет рост и вес вполне сопоставимый с ростом и весом среднестатистического взрослого человека.

Усаживать такого ребенка в детское кресло весьма затруднительно, да и излишне. Думается, в ст. 12.

23 КоАП РФ, наряду с указанием на возраст детей, необходимо закрепить указание на их рост и вес, более точно, чем это сделано в п. 22.9 ПДД РФ.

Отдельные идентичные нарушения Правил дорожного движения, закрепленные в разных частях одной и той же статьи КоАП РФ, вследствие несовершенства юридической техники влекут разные неблагоприятные последствия для правонарушителя. В связи с этим необходимо с целью устранения пробелов в административно-деликтном законодательстве в области дорожного движения:

1)      внести изменения в ст. 12.8КоАП РФ, изложив ч.3 данной статьи в следующей редакции: «3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 ст. 12.8 КоАП РФ, — влечет наложение административного штрафа в размере пятидесяти тысяч рублей с лишением права управления транспортными средствами на срок три года». Часть 4 данной статьи исключить;

2)      дополнить статью 12.9 КоАП РФ «Превышение установленной скорости движения» частью 51 следующего содержания: «Совершение иных нарушений Правил дорожного движения, устанавливающих скорость движения транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 -4 настоящей статьи».

В связи с тем, что КоАП РФ не содержит определения административной ответственности главу 2 КоАП РФ «Административное правонарушение и административная ответственность» следует дополнить статьей 2.2.1 следующего содержания:

«Административная ответственность — это вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной настоящим Кодексом процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные последствия морального, личного, имущественного или организационного характера в результате совершенного им административного правонарушения».

Такая статья вполне логична и уместна в структуре главы 2 КоАП РФ после статей 2.1 «Административное правонарушение» перед статьями 2.2 «Формы вины», однако 2.3 «Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность» и 2.4 «Административная ответственность должностных лиц».

Формально-логический анализ норм главы 12 КоАП РФ «Административные правонарушения в области дорожного движения» свидетельствует о том, что далеко не все нормы главы 12 КоАП РФ устанавливают административную ответственность за деяния, посягающие именно на «область дорожного движения» как объект противоправного посягательства. Поэтому представляется целесообразным либо переименовать название главы 12 КоАП РФ, обозначив ее как «Административные правонарушения в области безопасности дорожного движения» и отнести туда ряд составов административных правонарушений, находящихся в настоящее в других главах КоАП РФ (в частности в главе 11 КоАП РФ), либо наоборот, убрать из главы 12 КоАП РФ те составы административных правонарушений, которые к дорожному движению как объекту противоправного посягательства отношения не имеют.

Если провести сравнительный анализ норм Правил дорожного движения (ПДД) и норм главы 12 КоАП РФ, то можно прийти к выводу о том, что не все регулятивные нормы ПДД обеспечиваются соответствующими охранительными нормами главы 12 КоАП РФ.

В этой связи, исходя из принципа неотвратимости наказания как одного из базовых принципов юридической ответственности, представляется целесообразным пересмотреть положения главы 12 КоАП РФ на предмет более адекватной правовой защиты ее нормами регулятивных положений ПДД.

С этой целью необходимо дополнить главу 12 КоАП РФ статьей, предусматривающей административную ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 12 КоАП РФ, повлекшее причинение имущественного ущерба потерпевшему.

Исходя из закрепленного в ст. 2.6.1 КоАП РФ принципа объективного вменения совершения административного правонарушения в области дорожного движения собственникам (владельцам) транспортных средств не достаточно ясным с точки зрения его практического воплощения выглядит принцип назначения административного наказания, сформулированный в ч. 2 ст. 4.

1 КоАП РФ, согласно которому при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Как представляется, эта проблема требует законодательного урегулирования.

Представляется целесообразным сделать санкции тех статей КоАП РФ (в частности ст. 12.9 и др.), в рамках которых производство может осуществляться в упрощенном порядке, безальтернативными в аспекте фиксированного (т. е.

без соответствующих «вилок» от минимума до максимума) размера административного штрафа, поскольку в рамках упрощенного производства по делу об административном правонарушении (т. е.

при назначении административного наказания без составления протокола об административном правонарушении в порядке ст. 28.

6 КоАП РФ) такие подлежащие выяснению в ходе производства по делу смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, имущественное положение нарушителя и прочие факторы достоверно установлены и учтены быть не могут, поскольку не может быть установлена их достоверность.

Таким образом, выбор правоприменителем степени тяжести из предложенной альтернативы установленного законом административного наказания в подобных случаях осуществляется исключительно на субъективной основе, а это недопустимо.

Читайте также:  Дмс для физических лиц: особенности, стоимость полиса, программы

Представляется необходимым дополнить ст. 12.30 примечанием, раскрывающим понятие «водитель транспортного средства», для уточнения субъекта административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.

30 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным участником дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», а также для исключения неопределенности при определении субъекта административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.

24 КоАП РФ «Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего», в следующей редакции:

  • «Водитель транспортного средства — это лицо, управляющее автомото-транспортным средством с рабочим объемом двигателя более 50 кубических сантиметров и максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, подлежащим государственной регистрации, а также трактором, другой самоходной дорожно-строительной и иной машиной, трамваем, троллейбусом».
  • Реализация законодателем указанных выше предложений, как представляется, сможет создать определенного рода предпосылки для более эффективного обеспечения уровня безопасности дорожного движения посредством применения мер административной ответственности, равно как и сделает институт самой административной ответственности более совершенным.
  • Литература:

1.      Быков А.И. Проблемы применения органами внутренних дел административных наказаний в области безопасности дорожного движения: Автореф. дис. канд. юрид. наук. – М.: Академия, 2011.-197. – С .35.

2.      Квитчук А.С. Система обеспечения безопасности дорожного движения в России: Историко-правовое исследование: Автореф.докт.юрид.наук. // А.С. Квитчук — СПб.: МВД России. Санкт-Петербургский университет., 2011. С .21

3.      Костылев А.К., Передернин А.В.  Проблемы обеспечения гарантий водителей транспортных средств  и собственников транспортных средств в условиях электронного юрисдикционного производства // Вестник Тюменского государственного университета.2014.№3. С.150.

4.      Кузнецов А.П. Актуальные проблемы обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе / А.И. Кузнецов, С.В. Изосимов, Н.Н. Маршакова // Транспортное право.- 2006.- № 1. – С.28.

Источник: https://moluch.ru/archive/83/15275/

Диплом: Административные правонарушения в области дорожного движения

Введение

Актуальность выбранной темы настоящей дипломной работы можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, бурное развитие автомобильного транспорта в ходе научно-технического прогресса.

Во-вторых, состояние безопасности дорожного движения, ростом числа транспортных средств, неразвитостью дорожной инфраструктуры, ее отставанием по сравнению с ростом числа транспортных средств, переадресацией грузопассажирских потоков с железнодорожного и водного транспорта на автомобильный транспорт, постоянным реформированием органов, осуществляющих надзор в области безопасности дорожного движения, снижением качества подготовки водителей. В — третьих, ужасающей статистикой, ведь за каждой цифрой скрывается судьба человека, его здоровье, сохранность имущества.

Только за первые шесть месяцев 2012 года число дорожно-транспортных происшествий (далее по тексту ДТП) в нашей стране составило 83 439 ДТП, в которых погибло 10 364 человека, а получили ранения 106 536 человек.

Ухудшение обстановки с обеспечением безопасности дорожного движения отмечается во всех федеральных округах. По Красноярскому краю рост ДТП возрастает с каждым днем. Так, к примеру, в 2012 году в нашем регионе зарегистрировано 5 132 ДТП, число погибших составило 618 человек, на 100 человек жителей, ранено 6 456 тысячи человека.

С января по июль 2013 года в ДТП на территории нашего региона пострадали более 2,4 тысячи человек, 224 человека погибли. При этом в первом полугодии 2013 года полицейские зарегистрировали снижение общего количества аварий на 18,5 %, по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

На территории Емельяновского района за прошедший год зарегистрировано 292 ДТП, число погибших составило 77 человек, раненых 358 человек.

Отметим, что указанная проблема имеет и общемировое значение. К началу XXI века в мире зарегистрировано около 500 миллионов легковых автомобилей, а также 200 миллионов автобусов и грузовых автомобилей.

В связи с этим особую значимость приобретает одна из возможных форм ответственности, применяемая к нарушителям ПДД — административная ответственность.

Сегодня административная ответственность лежит в основе взаимоотношений гражданина и государства, в основе современного правового общества.

Без ответственности невозможно стабильное состояние экономики и государства в целом, достижение процветания общества.

  • В настоящей дипломной работе рассматриваются основные черты административной ответственности, сущность административных правонарушений в области дорожного движения, а также меры административного принуждения за общественно — опасное деяние.
  • Целью настоящей дипломной работы является следующее:
  • Изучить административную ответственность и наказания за нарушения правил дорожного движения;
  • Проанализировать составы правонарушений за несоблюдение административного законодательства в области дорожного движения.
  • Рассмотреть порядок производства по делам за административные правонарушения в области дорожного движения.
  • Исследовать проблемы и пути решения, возникающих вопросов в процессе административно-правового регулирования нарушений в области правил дорожного движения.
  • Объектом исследования являются общественные отношения в сфере правового регулирования административных отношений в области дорожного движения, а также отношения складывающиеся в сфере по обеспечению безопасности дорожного движения.
  • Предметом исследования являются нормы права, регулирующие общественные отношения в сфере дорожного движения, а также проблемы, возникающие в процессе их реализации и пути их решения.

Проблема административной ответственности за нарушение ПДД и производства по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения постоянно находится в поле зрения учёных и достаточно хорошо разработана. При написании настоящей работы были использованы труды отечественных правоведов, как: Бахрах Д.Н., Головко В.В., Липатов Э.Г., Сидоренко Е.Н., Королев А.Н., Ларионов Е.Л., Смоленский М.Б., Ямпольская Н.Г. и другие.

Нормативная база исследования представлена Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).

При написании дипломной работы использовались материалы специализированной периодической печати и материалы судебной практики по делам об административных нарушениях, размещенные в справочно-правовых системах Гарант, Консультант плюс, а также судебная практика, статистические и иные материалы, предоставленные Отделением ГИБДД МО МВД России «Емельяновский».

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, первая и третья глава состоят из параграфов, заключения, списка использованной литературы. В первой главе рассказывает об истории становления и развития института административной ответственности.

Вторая глава посвящена административным правонарушениям, как основанию привлечения к ответственности.

В третьей главе рассказано о мерах, применяемых к нарушителям, а также предложения по созданию единого кодифицирующего акта, посвященного регулированию вопросов дорожного движения.

  1. 1. Юридическая природа административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
  2. .1 История становления и развития института административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения
  3. История становления и развития административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения, следует рассматривать через призму истории, как самого института административной ответственности, так и истории становления и развития правоотношений в области дорожного движения.
  4. На основе анализа соответствующих исторических фактов, в настоящей дипломной работе я попыталась показать, что развитие автомобилестроения неразрывно связано с историей законодательного урегулирования этого достижения научно-технического прогресса, в том числе и в вопросах установления и применения мер юридического воздействия на его владельцев и пользователей.

Административная ответственность устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерация об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права.

Многоплановость и сложность общественных отношений, складывающихся в сфере дорожного движения, обусловливают наличие множества нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в данной сфере.

Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему, которую составляют федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, отраслевые и межотраслевые нормативные правовые акты, законодательные и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

В настоящее время в России правовое регулирование вопросов дорожного движения в основном осуществляется Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменения ФЗ от 23.07.2013 г. № 196-ФЗ вступили в силу с 1 сентября 2013 г.

), который определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации и обеспечивает регулирование вопросов, связанных с охраной жизни, здоровья и имущества граждан, защитой их прав и законных интересов, а также защитой интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Кроме того дорожное движение по дорогам страны регулируется принятыми Правительством Российской Федерации 23 октября 1993 г. Правилами дорожного движения Российской Федерации (с изменениями от 23.07.2013 № 621, вступившими в силу 01.09.

2013 г), а также еще 15 нормативными актами Правительства России и нормативными правовыми актами Министерства транспорта России и Министерства Внутренних Дел России, которые в той или иной степени, затрагивают вопросы правового регулирования движения по автодорогам.

  • Наряду с нормативными актами Российской Федерации, в соответствии с Конституцией нашего государства, на территории страны обязательными к исполнению являются и положения норм международного права, к которым в сфере дорожного движения относятся 15 международных актов подписанных Российской Федерацией.
  • Однако единый нормативный акт, регулирующий все вопросы, связанные с дорожным движением, в настоящее время у нас в стране отсутствует.
  • Поэтому необходимо отметить, что Федеральный закон РФ «О безопасности дорожного движения» на сегодня является единственным документом федерального уровня, регулирующим сферу дорожного движения.
  • Учитывая изложенное, представляется целесообразным проанализировать его содержание и практическое исполнение с тем, чтобы наиболее полно представить себе какие вопросы необходимо решить в будущем законе «О дорожном движении» и обосновать необходимость его разработки.
  • Закон «О безопасности дорожного движения» сыграл положительную роль в деле упорядочения правового регулирования в сфере дорожного движения, несомненно, оказал положительное влияние на состояние безопасности дорожного движения в стране.
Читайте также:  Автоэкспертиза vin-номера: зачем нужна, кем проводится, сколько стоит?

Источник: http://dodiplom.ru/ready/123877

Особенности административно-юрисдикционной деятельности

Как уже отмечалось, обеспечение безопасности дорожного движения является достаточно значимой областью общественной жизни.

Наряду с этим важнейшим фактором, определяющим состояние общественных отношений в данной сфере, является административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения.

Наиболее полное использование в деятельности ГИБДД возможностей административной юрисдикции оказывает огромное влияние на состояние общественной безопасности.

Понятие «административно-юрисдикционной деятельности» на законодательном уровне не закреплено, но в теории административного права представлено большое количество определений, что позволяет рассматривать это понятие в разных аспектах.

Так, В.В.

Головко утверждает, что в широком смысле юрисдикция — это основанная на законе или иных нормативных правовых актах совокупность полномочий государственного органа (должностного лица) по регулированию общественных отношений в определенной правовой сфере государственного или международного характера, осуществлению законодательной, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности.

Так же он считает, что юрисдикционная деятельность охватывает исполнительно-распорядительную, правоприменительную, правоохранительную, квазисудебную деятельность, осуществляемую уполномоченными на то органами (должностными лицами) в определенной правовой сфере в соответствии с установленной действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами компетенцией [22, с. 45].

При исследовании эффективности административно-юрисдикционной деятельности Государственной автомобильной инспекции данная деятельность рассматривалась как деятельность должностных лиц ГАИ по рассмотрению материалов об административных нарушениях правил дорожного движения, иных нормативов и стандартов, действующих в этой сфере, и принятие решений по ним в установленных законом порядке [26, с. 32].

Однако существует и другой подход к пониманию данного понятия. Он состоит в том, что административная юрисдикция возникает в том случае, когда предметом действий органов исполнительной власти выступает административно-правовой спор. В.В.

Денисенко предлагает определить понятие «административная юрисдикция» как – подведомственность и компетенция по осуществлению правоприменительной, государственно – властной деятельности по рассмотрению и разрешению юридических споров и дел об административных правонарушениях, осуществляемая государственными органами и органами местного самоуправления, включающая в себя юрисдикционное производство по делам об административных правонарушениях, производство по жалобам и согласительное производство [24, с. 27].

Наиболее целесообразно рассматривать понятие «административно-юрисдикционная деятельность» с точки зрения первого подхода. Этой же позиции придерживается и А.С. Дугенец, который утверждает, что административная юрисдикция является самостоятельным видом правоохранительной деятельности органов государственного управления по рассмотрению дел об административных правонарушениях [25, с. 10].

В данном аспекте характерно утверждение Л.Л.

Попов, который считает, административная юрисдикция определяется как установленная нормами административного права совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц разрешать во внесудебном порядке споры в административно-правовой сфере и привлекать лиц к юридической ответственности. Он утверждает, что одной из основных составляющих административной юрисдикции является совокупность правомочий органов исполнительной власти и их должностных лиц по рассмотрению споров в административно-правовой сфере [36, с. 560].

  • Следует отметить, что административная юрисдикция обладает определенными признаками, к их числу относятся [20, с. 234]:
  • — наличие административного правонарушения, требующего восстановления правопорядка в соответствии с предписаниями закона;
  • — состязательная процедура разрешения дела, которая обусловлена необходимостью установления и доказывания его фактических обстоятельств, что предполагает активность не только органа (должностного лица), рассматривающего дело, но и заинтересованных участников данного дела;
  • — обязательность принятия юрисдикционного акта.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД включает в себя рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях, применение административных взысканий, мер административного принуждения, а также разрешение спорных вопросов, которые возникают в ходе осуществления правоприменительных действий. Ее содержанием являются сбор, исследование, оценка информации и принятие решения.

  1. Необходимо подчеркнуть, что административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД обладает рядом особенностей, позволяющих выделить её в отдельную группу.
  2. Одной из особенностей административно-юрисдикционной деятельности является и то, что помимо рассмотрения и разрешения дел об административных правонарушениях, на ГИБДД возлагается обязанность по пресечению и процессуальному оформлению правонарушений.
  3. Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает также использование трех видов производства по административным правонарушениям.
  4. 1 Обычное, когда последовательно реализуются все стадии производства по делам об административных правонарушениях (возбуждение дела, оформление материалов, рассмотрение дела, исполнение постановления, пересмотр постановлений (решений)).
  5. Каждая стадия характеризуется своей спецификой, которая обусловлена [20, с. 234]:
  6. — фактическими процессуальными основаниями возникновения;
  7. — содержанием – совокупностью процессуальных действий, этапов;
  8. — кругом компетентных органов и иных участников;
  9. — наличием процессуальных сроков;
  10. — особенностями процессуального оформления промежуточных и итоговых процессуальных решений.

2 Упрощенное производство характеризуется минимумом процессуальных действий и наибольшей оперативностью. При этом протокол об административном правонарушении не составляется, а соответствующее решение принимается компетентным должностным лицом на месте правонарушения.

Такая процедура является исключением из общих правил и предназначается для наиболее очевидных дел. Чаще всего она применяется при нарушении правил дорожного движения и пользовании средствами транспорта, когда к виновному применяется предупреждение или налагается штраф.

Так, около 50 % водителей, нарушивших правила дорожного движения, привлечено сотрудниками ГИБДД к административной ответственности без составления протокола.

3 Особое производство – понятие собирательное, имеющее место в тех случаях, когда общий порядок производства видоизменяется отдельными федеральными законами.

Например, особенности порядка производства по делам об административных правонарушениях в отношении отдельных категорий субъектов установлены: Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации», Федеральным законом от 8 мая 1994 г.

№ 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Российской Федерации», Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 26 ноября 1996 г.

№ 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и т.д.

Как уже отмечалось ранее, административно-юрисдикционная деятельность Государственной инспекции регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов, в том числе федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации, а так же ведомственными нормативно-правовыми актами. Это говорит о множественности правовых актов, регулирующих рассматриваемую сферу деятельности.

Нельзя не согласиться с мнением Балашовой Н.П., что основными составляющими административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения являются [17, с. 41]:

  • ¾ порядок действий участников дорожного движения, который регламентируется с помощью норм права, устанавливающих их права и обязанности, содержащихся в Правилах дорожного движения, других нормативных правовых актов, и конкретизируется в документах по использованию технических средств организации дорожного движения (схемы, проекты организации дорожного движения, дислокации дорожных знаков и др.), а также непосредственными регулировочными действиями уполномоченных на то должностных лиц (регулировщиков);
  • — разрешительная система допуска к управлению механическими транспортными средствами;
  • — разрешительная система допуска к эксплуатации транспортных средств;
  • — разрешительная система ввода в эксплуатацию объектов улично-дорожной сети;
  • — лицензирование деятельности, отнесенной в соответствии с законодательством к обеспечению безопасности дорожного движения;
  • — согласование документации на выполнение отдельных видов работ, влияющих на уровень безопасности дорожного движения.

Балашова Н.П.

, считает, что важнейшей составной частью административно-правового режима обеспечения безопасности дорожного движения является система мер административного принуждения, которая включает в себя государственный контроль и надзор, меры административного предупреждения, административного пресечения, административно обеспечительные меры и меры административной ответственности [17, с. 42].

  1. Проанализировав содержания полномочий, которые предоставлены ГИБДД, можно утверждать, что ее административно-юрисдикционную деятельность составляет процесс рассмотрения и разрешения административно-правовых споров. Данные споры могут возникать в процессе:
  2. — реализации полномочий по установлению порядка дорожного движения;
  3. — разрешительно-регистрационных действий;
  4. — применения мер административного пресечения и административного предупреждения;
  5. — применения мер административной ответственности за нарушения административно-правовых норм.
  6. Таким образом, исследование позволяет сформулировать основные особенности административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД, к которым относятся, во-первых, специфические порядок и правила рассмотрения индивидуальных дел, во-вторых, административно-юрисдикционная деятельность реализуется уполномоченными на то должностными лицами ГИБДД, а в установленных законом случаях — судом, в-третьих, должностные лица вправе вести упрощенное административно-деликтное производство, назначая административное наказание на месте правонарушения без составления протокола об административном правонарушении, в-четвертых, данная деятельность регламентируется как федеральным законодательством, законодательством субъектов Российской Федерации так и федеральными ведомственными нормативными правовыми актами, в-пятых, деятельность выявляется при реализации регистрационной, разрешительной, лицензионной и иной регулятивной, правоприменительной деятельности, предусмотренной законом, а так же при проведении административного расследования и рассмотрении дел об административных правонарушениях.

Источник: https://stydopedia.ru/2xda38.html

Ссылка на основную публикацию