С каждым годом автотранспортный мир пополняется новинками, для управления которыми требуются соответствующие навыки. Водители с обычной категорией В садились за руль транспорта, не соответствующего их навыкам и умениям. Создавались помехи в дорожном движении.
Во избежание недопонимания на дорогах и создания аварийных ситуаций принято решение внести больше конкретики в самый главный документ водителя. Так появилась категория В1. Для большей конкретизации ввели специальные отметки, значение которых должен знать каждый водитель.
Причины введения новой категории
С 2016 г. водительское удостоверение претерпело ряд изменений. Были введены незнакомые ранее водителям аббревиатуры, а известные категории дополнились. Теперь водители интересуются, почему введена B1 – новая категория прав.
Основные причины изменений главного водительского документа:
- забота о повышении уровня безопасности на дорогах;
- увеличение уровня продаж новых видов ТС в связи с повышенным интересом со стороны населения.
Дело в том, что внешний вид трициклов и квадрициклов уравнивает их с легковыми авто, а не с мотоциклами. На одной доске они оказываются и по своим техническим характеристикам.
До введения нового приказа об изменениях в водительском удостоверении на дорогу выезжали тысячи неподготовленных участников дорожного движения.
Отличия категории В1 от В и ВЕ
На основании уже существующей категории В образованы названия В1 и ВЕ. Подробнее о категории В1 в правах – что она обозначает. Отличаются по допуску к управлению, под В и В1 подразумевается разный транспорт.
Уже знакомая водителям категория В разрешает управление легковой машиной со следующими характеристикам:
- массой до 3,5 тонн;
- наличием не более 8-ми мест.
Значение ВЕ в правах позволяет управлять ТС категории В с прицепом:
- вес до 3,5 тонны;
- число сидячих мест может быть меньше или равно 8-ми;
- прицеп не более 0,75 тонн.
Категория б1 открывает доступ к управлению трициклами и квадрицикалами.
Транспорт, разрешённый к вождению по категории В1 должен обладать следующими особенностями:
- весом менее 0,55 тонн;
- иметь объём двигателя свыше 50 см3.
Если трицикл и квадрицикл имеют характеристики ниже вышеуказанных (массу менее 400 кг и мощность двигателя до 15 кВт) – для их управления необходимо открыть категорию «А». ТС, у которого объём двигателя меньше 50 см3 называется мопедом, и для вождения необходимо получить категорию «М».
Транспорт, разрешённый к вождению в категории В1
В последние годы на дорогах России увеличилось количество трициклов и квадрициклов, хотя они всё ещё выглядят экзотично для некоторых водителей. Тем не менее, они имеют свои отличительные характеристики.
Квадрициклом считается мототранспортное средство передвижения с четырьмя колёсами. На нём можно ездить по городским дорогам. Так же, как и легковой автомобиль, его необходимо зарегистрировать в ГИБДД, получив соответствующий ПТС.
Трицикл, как и квадрицикл, считается мототранспортным средством, только у него три колеса, а не четыре. Регистрируется в том же государственном органе (ГИБДД), документы на него необходимо оформить такие же, что и на вышеуказанное средство передвижения.
Квадрициклы и трициклы представляют собой нечто среднее между мини-автомобилем и крупным мотоциклом.
Отличаются следующими характеристиками:
- масса ТС должна быть не более 400 кг без груза и 550 кг с грузом;
- имеют объём двигателя не более 50 см3;
- могут развивать скорость не более 50 км/ч.
Для управления последним нужно удостоверение тракториста-машиниста категории «А1».
Основные различия:
- Квадроциклы регистрируются в органах Гостехнадзора, а квадрициклы – в органах ГИБДД.
- Квадроцикл – внедорожное мотосредство без кабины, а квадрицикл может её иметь.
- На квадроциклах нельзя передвигаться по автомобильным дорогам общего пользования, а на квадрицикле можно.
Фактически квадрицикл – это среднее между мотоколяской и микроавтомобилем.
Как получить категорию В1
Сдача экзаменов и получение специальных навыков не потребуется. Категорию б1 автоматически откроют вместе с категорией В при получении нового водительского удостоверения. Считается, что если водитель умеет управлять легковым автомобилем, то и за рулём трицикла проблем не будет.
Категория сразу окажется в правах и при замене их в случае утери или истечении срока годности.
Пошаговая инструкция для получения категории В1:
- Пройти обучение в лицензированной автошколе.
- Сдать внутренний теоретический экзамен.
- Правильно ответить на вопросы электронных билетов в ГИБДД.
- Пройти автодром с инструктором от автошколы.
- Преодолеть отведённый участок дорожного движения с инспектором.
- Уплатить госпошлину за получение удостоверения (в 2018 г. – 2000 руб.).
- Обратиться в медицинское учреждение и пройти всех необходимых специалистов.
- Подготовить документы и обратиться в местное отделение МРЭО.
При прохождении мед. осмотра придётся посетить следующих специалистов:
- терапевта – для оценки общего состояния организма;
- офтальмолога – посмотрит состояние глаз;
- хирурга – исключит наличие патологий, связанных с опорно-двигательной системой.
- лора – проверит, насколько хорошо будущий водитель способен реагировать на звуковые сигналы;
- невропатолога и психиатра – оценят, способен ли человек справиться со стрессом на дорогах;
- нарколога – для осмотра на наличие пагубно влияющих на здоровье вредных привычек.
В дополнение к этому можно пройти флюорографию грудной клетки для проверки есть ли искривление позвоночника и если да, то насколько. При вождении автомобиля на позвоночник ложится большая нагрузка.
Кстати, если при проверке глаз не сказать о своём намерении управлять мопедом, то в категорию «М» автоматически ограничат спец отметкой «ML», запрещающей вождение.
Стоп-сигналом к допуску до руля считаются следующие заболевания:
- плохое зрение, слепота одного глаза, косоглазие, наличие воспалительного процесса в слёзном мешке и иные хронические болезни;
- односторонняя глухота;
- недостаток пальцев или фаланги;
- недостаточный рост (до 150 см);
- повышение уровня сахара в крови;
- болезни сердца и сосудов.
Категорию В1 проставляют сразу вместе с категорией В или А.
Отдельно выучиться только на категорию В1 не получится. После обучения в автошколе и сдачи теоретического и практического экзамена водители сразу получают права:
- с открытой категорией В и пометкой «AS» в подкатегории В1;
- с открытой категорией А и пометкой «MS» в подкатегории В1.
Отметка проставляется в зависимости от сданной категории.
Особые отметки в категории В1
Разобравшись с категорией В1 в водительских правах, водитель задаётся вопросом – что это за отметки латинскими символами, связанные с ней.
Нововведённые аббревиатуры могут быть проставлены в строго определённом месте. В водительском удостоверении есть 14 граф, из них первые девять находятся на лицевой стороне, а на оборотной с 10 по 14. Для записи информации в графах 10 – 12 используется табличная форма, и крайний столбец (№12) отведён для внесения особых отметок.
Чаще всего встречаются две латинские аббревиатуры:
- AS (расшифровка – Automotive Steering) даёт разрешение на управление транспортом, оснащённым автомобильным типом сиденья и таким же рулём. Как шутят некоторые водители, «AS» означает ас на дороге, но это не так.
- MS (расшифровка – Motorcycle Steering) делает возможным управление квадрициклом или трициклом, оснащённым мотоциклетным рулём и сиденьем.
Такие значения можно увидеть в категории В или А если открыта только одна. При доступе к обеим, никаких спецотметок (ни «AS», ни «MS») не будет.
Также в графе 12 может стоять ограничение «ML» напротив М, что означает ограничения, обоснованные медицинскими предписаниями.
Графа 14 помимо стажа вождения может содержать специальные кодировки. Чаще всего они являются медицинскими ограничениями. Кодировки в графе 12 относятся к конкретной категории (той, напротив которой проставлены), а пометки в строке 14 имеют отношение ко всем открытым категориям, в том числе и пометка AT.
Такая метка – AT – означает, что водить можно только ТС с АКПП – автоматической коробкой передач. Пометка стоит на правах, если сдавать экзамен в автошколе и учиться на вождение машины с автоматом.
Тем, кто обучен водить механику, разрешено управлять автомобилями независимо от коробки передач – механической или автоматической.
Ответственность
Трициклы и квадрициклы должны быть зарегистрированы в органах ГИБДД, иметь ПТС. Для их управления обязательна категория В1. Если есть специальные пометки, то их надо соблюдать. Кодировки могут стоять напротив открытой категории, в графе 12, либо могут относиться ко всем сразу, тогда им место в графе 14.
Сев за руль транспортного средства, не относящегося к открытой в правах категории, водитель рискует попасть под штрафные санкции.
Если сотрудник ГАИ остановит человека, сидящего за рулём неподходящего транспорта, будет:
- составлен протокол;
- наложен штраф.
Размер штрафа может составлять от 5000 до 15000 руб. в зависимости от тяжести нарушения. Водитель будет отстранён от управления, а ТС отвезут на штрафстоянку. На плечи водителя ляжет обязанность оплаты услуг эвакуатора.
Самые частые нарушения происходили в богатых семьях, где трициклы и квадрициклы расценивали как игрушку для подростков. Подросшие дети садились за руль транспорта, увеличивая тем самым статистику аварий в ГИБДД. По этой причине введена новая категория, особые кодировки и ужесточено наказание. Данные меры призваны дисциплинировать водителей.
Поскольку в последнее время автомобильный рынок активно пополняется новинками, трициклы и квадрициклы всё чаще появляются на дорогах. Хотя данный автотранспорт всё ещё выглядит немного экзотично, власти уже задумались над поддержанием уровня безопасности в ходе дорожного движения.
Для того чтобы отсеять водителей, не имеющих соответствующих навыков управления, была разработана новая категория и специальные отметки. Под категорию В1 попадают трициклы и квадрициклы. Не путать квадрицикл и квадроцикл – это разные транспортные средства, регистрируются в разных государственных органах и имеют разный внешний вид. Квадрицикл может иметь кабину, а квадроцикл – нет.
Кроме того, они передвигаются по разным дорогам. Для езды по городу подходит только квадрицикл.
С 2016 г. повсеместно выдаются права нового образца.
Новая категория В1 доступна для получения тем, кто:
- достиг возраста 18 лет;
- прошёл обучение в лицензированной автошколе;
- сдал все требуемые экзамены (теоретический и практический) как внутренние, так и в ГАИ;
- пошёл обязательный перед выдачей прав медицинский осмотр.
Если открыты категории В или А, то при смене прав (при утере или истечении срока годности удостоверения) категория В1 будет открыта автоматически, но с определённой пометкой.
Если открыта только категория А, то напротив В1 будет стоять пометка «MS», согласно которой водить можно только транспорт с мотоциклетным рулём и посадкой.
Если открыта только категория В, то в В1 будет стоять аббревиатура «AS», которая запретит управление мотоциклами.
Если при управлении ТС проигнорировать кодировку, то административное правонарушение будет приравнено к езде без документов и сотрудник ГАИ наложит штраф от 5 до 15 тыс. руб.
Стоит внимательно относиться к открытым категориям и проставленным специальным отметкам.
Источник: https://avtoved.com/oformlenie/prava/kategoriya-v1
Категории водительских прав с расшифровкой 2020 года
Допуск к управлению определенным видом транспорта устанавливается для каждого водителя и отражается в его водительских правах буквенным обозначением.
Граждане вправе самостоятельно выбирать, на какую категорию они хотят выучиться и получить права на управление транспортом.
Если водитель будет находиться за рулем транспортного средства, категория которого не соответствует указанной в удостоверении, он будет обязан заплатить штраф.
Рассмотрим, какие категории могут находиться в водительском документе в 2020 году.
Закон
Все транспортные средства для удобства обозначения сгруппированы в категории и подкатегории. Каждый из видов требует специфических навыков управления, поскольку имеют разные уровни сложности. Средства передвижения на дорогах отличаются:
- внешним видом;
- количеством колес;
- мощностью двигателя;
- грузоподъемностью;
- назначением;
- вместительностью пассажиров и иными признаками.
Поэтому Законом от 10.19.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» устанавливается описание и обозначение каждой из групп. Именно буквенная маркировка присутствует в водительском удостоверении.
Право на управление каждым из видов наземного транспорта приобретается только при наличии документа, подтверждающего прохождение специальных курсов и успешную сдачу экзаменов. Правила выдачи водительских прав устанавливают возрастные ограничения.
До достижения определенного возраста граждане не имеют возможности получить документ, позволяющий управлять транспортным средством.
Для большинства единиц техники возрастной ценз установлен в 18 лет, для А1 и М – 16 лет, а для городского пассажирского транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая) – 21 год.
Актуальные категории водительских прав
В вышеуказанном законе статьей 25 установлены следующие категории транспорта:
Категория | Расшифровка |
А | Мотоциклы |
М | Мопеды и легкие квадрициклы |
В | Автомобили (за исключением ТС категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг;Автомобили категории В, сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 3,5 т |
ВЕ | Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки;Автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС превышает 3,5 т |
С | Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т;Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг |
СЕ | Автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг |
D | Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг |
DЕ | Автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг;Сочлененные автобусы |
Тm | Трамваи |
Тb | Троллейбусы |
Подкатегории
Категории являются наиболее емкими по своему содержанию, поэтому для уточнения некоторых параметров, являющимися существенными при управлении ТС, были введены подкатегории:
Подкатегория | Расшифровка |
А1 | Мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб. см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт |
В1 | Трициклы и квадроциклы |
С1 | Автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 7,5 т;Автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг |
С1Е | Автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 т |
D1 | Автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя;Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 кг |
D1Е | Автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 кг, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава ТС не превышает 12 т. |
Ниже представлена визуально понятная таблица всех новых категорий и подкатегорий водительских прав.
С какими категориями можно ездить на транспортных средствах других категорий?
Не все категории подразумевают только одно для вождения транспортное средство, ниже представлена схема взаимозаменяемых категорий.
Для скутера например если имеется одна из категории A, B, C, D, CE, DE сдавать дополнительно на права не нужно.
Как выглядят водительские права нового образца?
Ранее использовались бумажные удостоверения, заламинированные в пленку. Как показала практика, при постоянном пользовании они быстро приходили в негодность. Современные водительские права приближены к международным стандартам и не просто удобны в использовании, но и снабжены множеством защитных знаков. Среди них:
- сетка волнистых линий на лицевой стороне;
- микротекст;
- штрих-код на оборотной стороне.
Новое водительское удостоверение изготавливается на жестком пластике розоватого оттенка.
Лицевая сторона
- Сторона документа, где нанесена основная информация о его владельце, является лицевой.
- На ней содержатся следующие данные:
- фотография водителя в цвете (фотографирование происходит непосредственно в ГИБДД);
- личные данные владельца (Ф.И.О., дата и место рождения);
- дата выдачи и дата окончания действия водительского документа;
- данные отделения ГИБДД, выдавшего удостоверение;
- подпись водителя;
- серия, номер прав.
Обратная сторона
Указание на допуск к управлению транспортом определенной категории и подкатегории находится в сетке, расположенной на обороте водительских прав. При наличии документа о пройденном обучении и успешной сдаче экзамена проставляется соответствующая отметка буквенным обозначением.
В сетке напротив категории и подкатегории колесного транспортного средства наносится его пиктографическое изображение. При замене на новое удостоверение под таблицей отмечают дату старых водительских прав.
Разновидности водительских прав в России
На протяжении последнего десятилетия водительские удостоверения несколько раз меняли свой внешний облик. Поскольку срок действия этого документа составляет 10 лет, некоторые виды могут быть в пользовании. Поэтому на данный момент у российских водителей можно встретить четыре вида прав:
- До 2011 года выпускались документы на бланке розового оттенка. Размер их в готовом виде составлял 105х74 мм. Текст наносился на бланк, который затем складывался по специальной линии. Защитой от износа становилась ламинация.
- Вторым видом прав, выдаваемых до 2011 года, был документ меньшего размера – 85х55 мм. Его особенностью можно назвать материал изготовления с применением степеней защиты от подделок.
- В период 2011-2014 годы стали выдаваться уже пластиковые удостоверения. Это первый вариант обновленного документа, содержащий на обратной стороне 9 категорий и подкатегорий, которые действовали на тот момент. Размер прав 85,6х54 мм.
- Последний вариант, который стал выдаваться уже после 2014 года, на обратной стороне имеет уже 16 категорий и подкатегорий ТС. Размер его не поменялся и аналогичен предыдущему варианту, но степеней защиты от подделок стало больше. Этот документ водителя уже содержит пиктограммы напротив категорий транспорта, что делает его соответствующим требованиям Конвенции 1968 года, принятой в Вене.
Категория водительских прав дает возможность гражданину управлять транспортным средством, которое обозначено в них, как доступное. Нахождение за рулем транспорта, которое не обозначено в документе, делает водителя нарушителем правил дорожного движения.
Такое нарушение влечет за собой ответственность гражданина в виде штрафа от 5 000 – 15 000 рублей, а инспектор ГИБДД вправе лишить нарушителя средства передвижения и эвакуировать на штрафстоянку.
Поэтому не следует допускать случаев изменения ТС без наличия соответствующего допуска.
Перед тем, как садиться за руль, необходимо пройти специальное обучение и сдать экзамен на получение необходимой категории.
Источник: https://rulipozakonu.ru/voditelskoe-udostoverenie/kategorii-voditelskih-prav-s-rasshifrovkoj/
Категория В1 в правах — квадрициклы и трициклы
При получении водительского удостоверения на автомобиль или мотоцикл многие заметили в них пополнение арсенала транспортных средств, доступных к управлению. Возникает закономерный вопрос: что за категория В1 водительских прав, что это и что обозначает.
При поверхностном поиске информации водителей одолевает радость, что можно управлять квадроциклами, но дело обстоит иначе — квадрицикл и квадроцикл это совершенно разные понятия. Кроме того, встречаются ВУ B1 с пометкой AS и MS.
Что все это значит будем разбираться дальше
Категория прав В1: что это
Официальный документ, а точнее постановление правительства № 1098 «О допуске к управлению ТС» классифицирует категорию В1 как подкатегорию и позволяет ездить на трициклах и квадрициклах. Довольно сухое и размытое определение, не правда ли? Чтобы иметь более точное понимание необходимо дать классификацию этим ТС.
Квадрицикл и квадроцикл, в чем разница
Категория В1 позволяет сесть за руль квадрицикла, который внешне может быть похож на квадроцикл, но является дорожной техникой и эксплуатируется по дорогам общего пользования наравне с другими средствами передвижения. Он подлежит постановке на учет в ГИБДД, имеет 4 колеса и несколько модификаций посадок и руля. Кузов может быть как открытым, так и закрытым. Но все же, к главным характеристикам квадрициклов на которых можно ездить с водительским удостоверением категории В1 относятся:
- Масса не более 400 килограмм (грузовые квадрициклы до 550);
- Мощность двигателя не превышает 20 лошадиных сил или 15 киловатт;
- Наличие ПТС для регистрации в ГИБДД;
- Соответствие вредных выбросов в атмосферу «мотоциклетным» стандартам.
Квадроцикл, в свою очередь, относится к внедорожной технике повышенной проходимости, не предназначенной для использования на дорогах общего пользования.
Категория В1 в водительских правах не позволяет управлять такими транспортными средствами.
Разница между квадрициклами и квадроциклами в том, что для второго из них потребуется прохождение обучения в Ростехнадзоре на водительское удостоверение для трактора категории А1. К главным отличиям квадроцикла можно отнести:
- Посадка мотоциклетного типа;
- Мощность двигателя больше 15 киловатт и 20 лошадиных сил;
- Вместо ПТС у них ПСМ — паспорт самоходной машины;
- Они не подлежат регистрации в ГИБДД, их ставят на учет в Ростехнадзоре на основании ПСМ.
Трицикл
Трицикл — это трехколесное транспортное средство, которым может управлять водитель с открытой категорией В1 в правах. При этом ось с двумя колесами может быть расположена как сзади, так и спереди. Трициклы должны иметь ПТС и соответствовать характеристикам квадрициклов, описанным выше.
Что обозначает категория прав B1 с пометкой AS и MS
На самом деле все просто. При получении или замене водительского удостоверения на автомобиль (B), у вас будут открыты категории прав B B1 M. При этом, напротив B1 будет пометка AS в графе под номером 12.
Сокращенно, эта аббревиатура обозначает «Automotive Steering» — наличие рулевого колеса (в форме круга) и автомобильная посадка на кресло или диван.Мотоциклисты с правами «A» будут иметь открытые подкатегории B1 A1 M. Но в 12 графе уже будет отметка MS, обозначающая «Motorcycle Steering».
У квадрициклов и трициклов такого типа должен быть руль «мотоциклетного» типа (в форме перекладины) и посадка верхом, как на мотоцикл.
Водители с открытыми категориями B и A имеют право управлять транспортными средствами с обоими видами рулевого управления и посадкой, кроме того, у них отсутствуют пометки AS и MS подкатегории B1 в водительских правах.
Как открыть B1 в ВУ
Ответ будет кратким и лаконичным — никак. При обучении на права категории A или B подкатегория B1 откроется автоматически. Тоже самое касается замены водительского удостоверения старого образца на новое: Б1 откроется без дополнительного обучения и сдачи квалификационных экзаменов в Госавтоинспекции.
Подведем итоги
Таким образом, категория B1 в водительских правах позволяет ездить на квадрициклах и трициклах, которые подлежат регистрации в органах МРЭО ГИБДД в качестве полноправного участника дорожного движения.
Производители внедорожных самоходных машин уже начали подстраиваться под реалии Российского законодательства и начали выпускать практически полноценные квадроциклы, которые подходят под определение квадрициклов.
Их без труда можно найти и купить в магазинах, зарегистрировать в Госавтоинспекции и ездить по дорогам на вполне законных основаниях, без обучения и получения ВУ на трактор.
Источник: https://prava-info.ru/kategorii-prav/b1-kvadritsikly-i-tritsikly.html
Водительское удостоверение категории В и В1 – какие транспортные средства попадают под них
Для того, чтобы получить доступ и без проблем управлять на законных основаниях транспортными средствами различных категорий, нужно получить специальный документ – водительские права. С недавних пор произошли серьезные изменения в сегменте разделения на отдельные категории. К тем, которые существовали ранее, добавилось и несколько новых. Несмотря на это, наиболее востребованной и популярной остается категория В (В1, ВЕ) водительских прав, а что это и какие имеет особенности, мы подробно разберемся в нашей нынешней статье.
Категория Б водительских прав
Начиная с 2017 года система классификации и градации категорий ВУ претерпела серьезные изменения.
Это было сделано, чтобы максимально упростить взаимодействие гражданина и системы, а также конкретизировать права и возможности водителя за рулем.
Не осталась без внимания и категория В водительских прав, которая приобрела две основные подгруппы В1 и ВЕ, о чем стоит поговорить более детально.
Важно
Большое количество введенных подкатегорий регулируется Приказом за номером шесть МВД Российской Федерации, который был опубликован в апреле 2014 года, но окончательно был ратифицирован только недавно. Всем, кто ранее имел в ВУ открытую категорию В, при замене в связи с истечением срока действия или по любой иной причине, будут автоматически проставлены также подкатегории В1 и ВЕ.
Классификация категорий В в водительском удостоверении
Согласно статье 25 Федерального закона под номером 96-ФЗ «О безопасности ДД», во всех его редакциях, вплоть до 437-ФЗ, Государственной Думой было принято список категорий автотранспортных средств, на управление которыми потребуется специализированное право (получение ВУ). Согласно этим документам мы и будем разбираться, какие машины можно водить, имея права категории В, а также подкатегорий В1 и ВУ.
- Основная категория В включает в себя все автомобили, что не вошли в группу А и А1, масса которых не превышает 3.5 тонны без прицепа. Подразумевается ограничение сидячих мест для пассажиров, которое составляет ровно семь. Перевозить людей стоя в таком транспорте строго воспрещается. Сюда можно отнести все легковые автомашины, джипы, микроавтобусы, пикапы и прочие ТС, соответствующие вышеприведенным данным. Разрешается присоединение прицепа, который весом не превышает 750 килограммов, а если и превышает, то общая масса конструкции не должна быть больше 3.5 тонн.
- Дополнительная подкатегория В1 относится к трициклам и квадрициклам, которые нельзя путать с обычными квадроциклами (четырехколесными мотоциклами). Во внимание принимаются только те ТС, которые могут выезжать на дороги общественного использования (двигатель, объемом более пятидесяти «кубиков», с возможностью развивать скорость до пятидесяти километров в час).
- Еще одно дополнение – подкатегория ВЕ, которая покрывает все авто, принадлежащие к категории В, но имеющие прицепы, весом более 750 килограммов или же превышающие массу самого тягача (автомобиля) без нагрузки, но только при условии, что общий вес состава не более 3.5 тонн.
Не помешает выяснить, что такое категория водительских прав В1 AS и что бы вообще могла означать подобная отметка. Многие считают, что это указание на профессионализм водителя, но это очень далеко от истины.
Аббревиатура расшифровывается, как Automotive Steering, не более и не менее. Это значит, что данная категория относится исключительно к тем ТС, что оборудованы рулем автомобильного типа, в простонародье называемого баранкой.
Этот вид отметок ставится в том случае, когда категория А и А1 у водителя закрыта, при отрытой В, В1 и ВЕ.
Здоровье
Получение категории В и В1 водительских прав подразумевает полное соответствие гражданина медицинским, возрастным и профессиональным показателям. Но главное, иметь хорошее здоровье, так как, если вы не пройдете комиссию, то все остальное станет просто неважно. Процесс получения категории В можно даже не начинать, при наличии следующих заболеваний.
- Хронические заболевания обоих или одного глаза (в зависимости от степени), слезного мешочка и косоглазие даже самой низкой степени.
- Ограничение поля зрения не менее, чем на 200 единиц.
- Полная слепота на один глаз.
- Полная глухота хотя бы одного уха.
- Отсутствие пальцев или определенных фаланг, вне зависимости от причин.
- Укорочение одной и более конечностей больше, чем на шесть сантиметров.
Препятствием для получения водительских прав категории B1 также может стать чрезмерно низкий рост (менее 151 сантиметра), однако вопрос может решаться в индивидуальном порядке.
Список показателей, которые станут серьезным препятствием на пути к открытию таких категорий, да и получения ВУ вообще, довольно обширен. Потому стоит изучить информацию заранее, хотя исключения тоже бывают.
К примеру, цветовая дихромазия станет роковой, а вот частичные нарушения в восприятии цветовой гаммы нет.
Болезни сердца и сердечно-сосудистой системы рассматриваются в индивидуальном порядке, так как все будет зависеть от степени и характера заболевания. К примеру, гипертоникам, склонным к постоянным приступам повышенного давления, чаще всего, права вообще не выдаются.
Пройти придется кардиолога и офтальмолога, терапевта и хирурга, отоларинголога и невропатолога, а для полноты набора еще психиатра и нарколога, которые исключат психические расстройства и разнообразные зависимости.
Полный список необходимых анализов и врачей уже имеется в статье нашего сайта, прочтите ее для общего ознакомления.
Запомните
Ранее медицинская справка о пригодности к управлению ТС, имеющая специальную форму 083/У-89, имела срок действия ровно три года, но сейчас Приложение No2 гласит, что «работать» она будет только два года. Для лиц, которые имеют какие-либо ограничения и проблемы со здоровьем, предусмотрен особый порядок получении медсправки, им придется являться на осмотр не реже одного раза за год.
Профессионализм
Разбираясь, что значит категория В1 в водительском удостоверении, а также как именно ее можно открыть не помешает выяснить, какие же профессиональные навыки для этого придется приобрести.
Если раньше требовалось только иметь практические и теоретические знания и доказать их на деле, а научиться кататься и выучить правила можно было самостоятельно, то сегодня придется обязательно оканчивать автошколу, иначе до экзамена вы допущены не будете.
Сдавать такие тесты придется дважды, в первый раз при выпуске из учебного заведения, а второй – в подразделении РЭО ГИБДД. Формат и процесс проведения экзаменов почти ничем не отличается.
Потому готовиться можно по стандартно принятым билетам. Однако правила передвижения для разнообразных категорий ТС могут в значительной степени отличаться, что и придется учитывать.
То есть, для категорий В и В1, а также С, А или любых других, вопросы могут быть разными.
Сама процедура экзаменации на данное время полностью автоматизирована, все данные загружены в компьютер и подразумевают прохождение в виде тестов. Система сама проанализирует ответы и выдаст объективный результат.
В зависимости от него инспектор примет решение и отправит кандидата на открытие новой категории на практический экзамен, где водитель должен показать свой профессионализм (“змейка”, эстакада, заезд в гараж, режим «город»).
В, В1 и ВЕ: обобщаем полученные знания
Чтобы водить легковой автомобиль, категория прав должна полностью соответствовать. Чтоб открыть все три дополнительные варианта тем, кто ранее имел подобных прав до 2013 года, делать ничего не придется (выдаются автоматически при истечении срока действия). Тем, кто только желает получить ВУ, нужно будет сдавать экзамены на все три позиции по отдельности и предоставить соответствующее медицинское освидетельствование.
Условия получения категории
Чтобы открыть категорию Б и Б1 водительских прав, придется соблюсти все условия, которые не помешало бы изучить заранее.
- Получение медицинской справки по форме 083/У-89, что и будет свидетельствовать о прекрасном состоянии здоровья и допуске на дороги общественного пользования.
- Карточка водителя, свидетельствующая о прохождения обучения в специализированной автошколе.
- Приемлемый результат внутреннего экзамена курсов вождения.
- Хороший результат экзамена в РЭО ГИБДД.
- Оплата государственной пошлины за выдачу бланка водительских прав или добавления в них определенной категории.
После того, как вы проделаете все последовательно и методично, можно будет обращаться за получением самого удостоверения водителя.
Сейчас имеется единственно верный формат для такого документа – пластиковая карта, на которой с лицевой стороны имеется фото, ФИО и другие данные водителя, а с обратной, список категорий с отметками, напротив открытых.
Полная инструкция о том, как получить ВУ через портал Госуслуг уже есть на сайте, изучите ее более подробно, чтобы не путаться в дальнейшем.
Стоимость
Еще один, чрезвычайно актуальный вопрос, который интересует многих россиян в условиях современного экономического кризиса, во сколько же обойдется новенькая категория В и В1 в водительском удостоверении, если ранее они не были открыты. Однозначного ответа нет, так как этот показатель будет напрямую зависеть от многих факторов.
- Открытых ранее категорий или полного отсутствия прав.
- Региона проживания или подачи документации.
- Условий автошколы, количества часов практики вождения, а также теоретических занятий.
Необходимые часы того и другого установлены законодательно, а сама автошкола может добавлять их в произвольном количестве в пределах разумного. Чем больше занятий практикой и теорией, тем легче будет сдавать экзамены в дальнейшем, но и стоимость обучения возрастет пропорционально.
В зависимости от региона, цена может значительно разниться. К примеру, в Москве она колеблется в пределах 15-25 тысяч рублей за курс, в Вологде обойдется 10.3 тысячи рублей, в СПб – 14-15 тысяч, а в Уфе – 16-17 тысяч рублей.
Учтите, что речь сейчас идет исключительно о категории В, В1 и ВЕ, а при иных вариантах и расширенном списке категорий цена может возрастать и достигать 50-60 тысяч.
Видео о практических занятиях для категорий В и В1 в ВУ
Получение прав на легковые автомобили, а именно о них идет речь, когда мы говорим о категориях В, В1 и ВЕ, не представляет ничего особо сложного. К примеру, если возникли вопросы, относительно практики вождения, а также экзамена, стоит посмотреть видео, расположенное ниже.
Источник: https://autoconsultation.ru/articles/poluchenie-prav/voditelskoe-udostoverenie-kategorii-v-i-v1-kakie-transportnye-sredstva-popadayut-pod-nikh.html
Разница категорий прав С и С1
С категорией прав «С» можно водить грузовые автомобили до 15 тонн. Таким образом, водитель с категорией С имеет право управлять грузовиками средней категории (от 2500 до 7500 кг) и грузовиками (от 7500 кг). Плюс ко всему, водителям, в правах которых указана эта категория, можно водить транспортное средство типа грузовик с прицепом, масса которого не превышает 750 кг.
Об этом сказано в законе от 5 ноября 2013 года «О безопасности дорожного движения»:
категория «С» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов; автомобили категории «С», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Закон от 5 ноября 2013 года «О безопасности дорожного движения»
Грубо говоря, категория водительских прав С — это право управлять большими грузовиками. Для того, чтобы открыть эту категорию нужно для начала пройти обучение в автошколе, а затем с пакетом документов обратиться в ГИБДД, за которым закреплена ваша автошкола.
Вы пишете заявление по образцу с просьбой предоставить вам возможность сдать экзамен. Сюда же нужно прикрепить справку о медосмотре, где вас признали годным для управления данным видом транспорта, паспорт и сертификат об окончании автошколы.
Подробнее об обучении и сдаче на категории С и С1 здесь.
В экзамен входит теория и практика. В первую очередь нужно знать ПДД для категории С, в билетах на этом будет большой акцент. Также будут проверять ваши возможности по управлению грузовиками, возможность техобслуживания при поломке на дороге и действия в критических ситуациях.
Что обозначает категория водительских прав С1?
Имейте в виду, что С1 — это подкатегория в правах. В связи с этим подкатегория С1 в водительском удостоверении дает право водить грузовые машины от 3,5 до 7,5 тонн.
Об этом сказано в законе от 5 ноября 2013 года «О безопасности дорожного движения»:
подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов.
Закон от 5 ноября 2013 года «О безопасности дорожного движения»
Чтобы открыть эту подкатегорию, нужно чтобы у водителя в правах уже были открыты категории В и С, а также опыт вождения грузовыми автомобилями категории С от 1 года. Только с такими требованиями вам могут открыть данную подкатегорию. Плюс ко всему, нужно будет предоставить медсправку и квитанцию по оплате госпошлины.
Важно!
Имейте в виду, что разница между категориями С и С1 есть и она ощутимая. Первая категория дает право водителю управлять тяжелыми грузовиками, а вторая только грузовиками легкой категории. Для каждого вида этих транспортных средств нужна разная подготовка и навыки вождения, поэтому и ввели две разных категории.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Дата обновления: 11 декабря 2019 г.
Источник: https://zakon-auto.ru/prava/prava-na-gruzovik-c-c1.php
Категория "B1" в правах — что значит и на чем можно ездить?
На каких транспортных средствах можно ездить с открытой категорией «B1» в водительском удостоверении?
- Виды техники для категории B1
- Какой документ нужен?
Подкатегории были введены сравнительно недавно – в 2014 году. С этого момента в российских водительских удостоверениях появились дополнительные графы. Одна из них – строка с символами «B1». Что это за подкатегория, и на чем может ездить водитель, у которого она открыта?
Виды техники для категории B1
Необходимость в расширении классификации транспортных средств назревала давно. В середине XX века на дорогах не наблюдалось такого многообразия техники, которое есть сейчас. В последние же десятилетия изобретательность инженеров не знает границ.
Согласно статье 25 Федерального Закона «О безопасности дорожного движения», к подкатегории «B1» относятся трициклы и квадрициклы. Оба этих вида транспорта не часто можно встретить на дорогах.
Источник изображения: photosight.ru
Трициклы – трехколесные мотоциклы (трайки), а также автомобили. Техника обязательно должна быть оборудована механическим двигателем. Велосипеды с тремя колесами типа лигерад (с лежачей посадкой) к данному типу транспорта не относятся.
Первым в истории трициклом считается паровая телега, сконструированная французским изобретателем Никола Жозефом Кюньо. Повозка была снабжена котлом и зубчатым механизмом, вращающим переднее колесо.
Предназначалась она для использования в военных целях. Транспортное средство оказалось очень неудобным в управлении, и вскоре после старта испытаний врезалось в стену.
Однако начало автомобилестроению уже было положено.
Большинство современных трициклов имеет объем двигателя более 50 кубических сантиметров. Транспортные средства с меньшим значением параметра требуют открытой категории «M», и управлять ими можно с 16-ти лет, а не с 18-ти.
Квадрициклы – мототранспортные средства на четырех колесах. Так же как трициклы, они могут быть облегченными и тяжелыми. Необходимая категория прав и в этом случае будет зависеть от рабочего объема двигателя.
Снаряженная масса грузовых квадрициклов может достигать 550 кг, а мощность двигателя – 20-ти лошадиных сил. Такой транспорт обеспечивается как ПТС, так и паспортами самоходных машин (ПСМ). Он может иметь кузов, что делает квадрициклы похожими на малолитражные машины.
Если объем двигателя техники превышает 50 кубических сантиметров, ездить на ней разрешается только после наступления совершеннолетия.
Какой документ нужен?
Для возникновения права управления трициклами и квадрициклами в удостоверении не обязательно должна быть указана подкатегория «B1».
Ездить на них разрешается и с открытой категорией «A» (мотоциклы), если техника имеет мотоциклетный тип посадки (специфический руль или клипоны, а также рычаги вместо педалей).
На оборотной стороне документа может не быть соответствующей отметки, если он изготовлен по старому образцу, однако это не имеет значения.
Источник изображения: upload.wikimedia.org
Вождение трициклов и квадрициклов разрешается и обладателям открытой категории «B» (легковой транспорт со снаряженной массой до 3,5 тонн). Для этого техника должна иметь автомобильную посадку (колесообразный руль и педали). Получается, что для тех, кто отучился на нее, подкатегория «B1» начинает действовать автоматически.
Тип посадки, разрешенный для водителя, указывается в графе 12 водительского удостоверения напротив символов «B1». Латинские буквы «AS» (automotive steering) означают, что посадка должна быть автомобильной, символы «MS» (motorcycle steering) – мотоциклетной. При этом в первом случае основной категорией будет «B», а во втором – «A».
Отучиться в автошколе только на подкатегорию «B1» не получится. Она является сопутствующей и неотделима от основных. Поэтому практиковаться и сдавать экзамены в МРЭО ГИБДД все равно придется либо на легковом автомобиле, либо на полноценном мотоцикле.
Источник: https://www.RuDorogi.ru/articles/auto/category-b1-in-driver-license.html