Бесконтактное дтп — что это, оформление, выплаты по осаго, судебная практика

К бесконтактным дорожно-транспортным происшествиям относят ситуации, когда авто участников ДТП не контактируют друг с другом, а ущерб причинен не только одной из сторон, но и третьему лицу. Сложность определения вызвана непростой ситуацией, возникающей на дороге при бесконтактном ДТП.

Владелец первой машины нарушает правила и создает помехи для второго авто. Водитель второго авто, избегая столкновения, маневрирует и наносит ущерб своему имуществу и (или) имуществу третьего лица.

При этом виновная и пострадавшая стороны напрямую не контактируют, что усложняет классификацию происшествия.

Какие аварии относятся к бесконтактным?

Наиболее распространенные ситуации, провоцирующие бесконтактное ДТП, — это неожиданный выезд на главную дорогу, резкий поворот, выпадение грузов. Водитель старается избежать столкновения, маневрирует и врезается в соседний транспорт, отбойник, дерево. К такому виду относят и аварии, возникающие из-за пешеходов, выбегающих на трассу в неположенном месте.

Чтобы происшествие было квалифицировано как ДТП, необходимо наличие ущерба, причиненного пострадавшему авто или имуществу третьей стороны. В качестве третьего участника может выступать не только водитель автомобиля, но и частная компания, государственное учреждение, если его имуществу был причинен вред.

Например, вылетевший с трассы автомобиль врезается в придорожный магазин или остановку общественного транспорта.

Как правило, до расследования сотрудниками ГИБДД деталей аварии степень виновности сторон установить сложно.

Даже пострадавший водитель в результате экспертизы может оказаться частично виновным в ситуации на дороге, поскольку не соблюдал дистанцию или продолжал маневр вместо остановки машины.

Установить истину особенно сложно, если спровоцировавший аварию водитель скрылся, а номер его определить не удалось. В основу дальнейших разбирательств ляжет правильность оформления ДТП нарядом автоинспекции.

Особенности оформления

После остановки всех ТС, участвовавших в аварии, вызывают сотрудников ГИБДД, скорую (при необходимости). Догонять уехавшего виновника ДТП запрещается, также нельзя менять расположение машин и предметов. Упрощенное оформление происшествия (европротокол) исключается, поскольку не было взаимодействия транспортных средств.

Сотрудники автоинспекции обязаны учесть показания сторон и свидетелей (при наличии), съемку с видеорегистратора (подойдет не только прибор пострадавшей стороны, но и свидетелей), погодные условия, картину происшествия (расстояние между объектами, тормозной путь и др.).

Все данные фиксируются в протоколе, на основании которого выносится решение о виновности сторон, выдаются соответствующие документы (справки).

Бесконтактное ДТП - что это, оформление, выплаты по ОСАГО, судебная практика

Распространена практика, когда виновником аварии автоматически становится сторона, непосредственно причинившая ущерб. Задача водителя — максимально точно и ясно изложить инспектору причину своих действий, подкрепив слова показаниями свидетелей, видео- или фотосъемкой, очевидными фактами. Все это должно быть внесено в протокол.

Если одна из сторон с выводами автоинспекции не согласна, то это должно отражаться в документах (при подписании протокола изложить причины несогласия). В спорной ситуации необходима автотехническая экспертиза, которая может подтвердить, что пострадавшая сторона не могла избежать опасного маневра, спровоцированного виновником аварии.

Именно от этого решения зависят страховые выплаты по ОСАГО.

Полагаются ли страховые выплаты?

Однозначный ответ — да, если установлена виновная сторона. Именно страховая компания виновника аварии должна производить выплаты. Обязанность страховщика компенсировать ущерб при бесконтактном ДТП закреплена Верховным Судом (Бюллетень № 2 от 2015 г.).

Поскольку ОСАГО страхует ответственность автовладельца, а она возникает из-за причинения ущерба, то количество участников аварии и их взаимодействие принципиального значения не имеет. Стоит отметить, что прямые выплаты (от своей страховой компании) исключаются, поскольку в аварии пострадала третья сторона. Данное положение утверждено ВС 22.06.2016 г.

(обзор судебной практики, 2016 г.), поэтому оплачивать ущерб обязан страховщик виновника аварии.

Возмещение, которое страховая компания выплачивает крайне неохотно, будет напрямую зависеть от документов, оформленных сотрудниками автоинспекции. Только экспертиза, подтверждающая, что у пострадавшего не было возможности избежать столкновения (с транспортом или неподвижным объектом), является неоспоримым аргументом, который чаще всего заставляет страховые компании компенсировать убытки.

Для обращения к страховщикам необходимо выяснить, в какой компании застраховано ТС виновника аварии, написать заявление и приложить документы: схему ДТП, протокол с подписями сотрудников ГИБДД, справку с указанием виновной стороны. Только прямое указание на виновника в протоколе и подтверждающая этот факт справка убедят страхового агента в необходимости удовлетворить просьбу заявителя. В остальных случаях придется обращаться в суд с иском.

Несут ли водители административную ответственность?

При вынесении решения судьи часто руководствуются пунктом ПДД 10.1, нарушение которого сотрудник ГИБДД прописывает в протоколе при бесконтактной аварии.

Пункт правил определяет, что водитель ТС обязан управлять авто с учетом возможной опасности, груза, погоды, состояния дороги. При этом скорость машины должна быть такой, чтобы успеть затормозить и остановиться.

Возражать подобному определению достаточно сложно, поэтому больше шансов на успех имеют иски от пострадавших водителей, если в протоколе ДТП этот пункт не упоминается.

Существует судебная практика, при которой внесение данного пункта в протокол признается незаконным. Это Постановление ВС России по делу Чеснокова С. А. № 81-АД11-2 (от 26.05.11).

Несмотря на неудачи в районных и областных судах, пострадавший обратился в Верховный суд, где жалоба была удовлетворена частично — из материалов дела упоминание о пункте 10.1 исключено.

Особенность указанного пункта в том, что административное наказание за него не предусмотрено, поэтому сотрудники автоинспекции отказывают в возбуждении дела об административном правонарушении. При этом вменяют в вину нарушение пункта 10.1 пострадавшему, что противоречит закону.

Заключение

За последние годы количество обратившихся в суды водителей, которым отказывают в выплатах и обвиняют в нарушении правил при бесконтактном ДТП, увеличилось. Как следствие — выносятся судебные постановления, благодаря которым некоторые особенности бесконтактной аварии удается прояснить и наказать настоящего виновника, спровоцировавшего ДТП.

Источник: https://insur-portal.ru/dtp/beskontaktnoe-dtp

Бесконтактное ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО

В этой статье мы рассмотрим вопросы, касающиеся оформления и получения страховой выплаты в случае бесконтактного ДТП, а также исследуем его механизм и расскажем о видах.

Вы также найдете рекомендации участникам дорожно-транспортных происшествий о том, как правильно зафиксировать и оформить ДТП с бесконтактным механизмом, а также какими должны быть действия потерпевшего при спорах со страховой компанией о выплатах ОСАГО по страховым случаям – бесконтактным ДТП.

Какое ДТП является бесконтактным

Правила дорожного движения определяют дорожно-транспортное происшествие как событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Бесконтактное ДТП - что это, оформление, выплаты по ОСАГО, судебная практика

  • В бесконтактном ДТП всегда участвует одно или несколько транспортных средств.
  • При этом одному из них создается опасность для движения, которая запускает механизм дорожной аварии без физического взаимодействия с объектом (человеком, автомобилем, элементами инфраструктуры).
  • Вариантов такого типа дорожных ситуаций может быть несколько, но их следствием всегда является причинение вреда.
  • Опасное и противоправное поведение на дороге водителя, управляющего транспортным средством, пешехода, движущегося по проезжей части дороги, а иногда пассажира, неосмотрительно открывшего дверь автомобиля, «запускает» процесс ДТП.
  • Реагируя на опасность, другой участник дорожного движения, в целях предотвращения аварии, предпринимает меры, которые позволяют ему избежать контакта с источником опасности, но не предотвращают само ДТП.
  • В качестве примера такого типа происшествия может быть ситуация, в которой первый участник происшествия (нарушитель ПДД) своими противоправными действиями создает перманентную опасность для движения второго участника происшествия («первый потерпевший»), в результате чего последний, причиняет вред третьему лицу (условно «второй потерпевший»).
  • При этом действия нарушителя Правил дорожного движения являются первопричиной для возникновения и причинения вреда, обоим потерпевшим.
  • В такой конструкции первый потерпевший из-за действий виновника становится «заложником» созданной опасности и невольно причиняет вред второму потерпевшему.
  • Среди видов бесконтактных дорожно-транспортных происшествий выделяют:
  • наезд на препятствие (дерево, дорожный знак, световую опоры и пр.);
  • наезд на пешехода (движущегося или стоящего на дороге);
  • столкновение транспортных средств;
  • опрокидывание транспортного средства;
  • выпадение пассажира из транспортного средства;
  • падение на автомобиль груза, пешехода.

Разумеется, в сложных дорожных авариях возможны различные комбинации перечисленных видов взаимодействий.

Как получить возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП

Под механизмом дорожно-транспортного происшествия, в том числе и бесконтактного, понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных факторов, характеризующих причины и последствия ДТП.

Этот механизм позволяет определить все стадии дорожного инцидента. Механизм ДТП — это его «паспорт».

Механизм бесконтактного ДТП имеет присущую ему специфику, которую любят часто использовать страховые мошенники. Поэтому любой такой страховой случай всегда попадает в поле зрения службы безопасности страховых компаний, вызывая у страховщиков подозрения.

  1. Отказ в выплатах по ДТП с бесконтактным механизмом – это обычное явление в работе СК по ОСАГО и КАСКО.
  2. Потерпевшие, не согласные с таким решением страховщиков, вынуждены добиваться страховых выплат в судебном порядке.
  3. Для того, чтобы их усилия были не напрасными, а решение суда справедливым, важно доказать, что ущерб был причинен именно в результате наступления страхового случая – дорожно-транспортного происшествия и по вине нарушителя ПДД, создавшего основную опасность (первопричину аварии).

По правилам статьи 56 ГПК РФ истец должен доказать суду основания своих исковых требований. Без чёткого установления механизма бесконтактного ДТП и его анализа, выполнить требование указанной выше нормы невозможно.

Проанализируем механизм происшествия и его законные последствия на следующем примере.

Водитель т/с А., управляя технически исправным легковым автомобилем, при выполнении обгона большегрузного тягача — длинномера, двигавшегося в попутном с А. направлении, выехал на полосу, предназначенную для движения транспортных средств во встречном направлении, по которой двигался автомобиль под управлением водителя Б.

Не оценив дорожную ситуацию, а именно — расстояние до встречного автомобиля, водитель А., создал опасность для движения водителю Б. В соответствии с пунктом 10.1 ПДД РФ, во избежание столкновения с автомобилем под управлением водителя А., водитель Б.

вынужден был применить экстренное торможение и повернул рулевое колесо вправо.

В результате резкого торможения и предпринятого водителем Б. манёвра, его автомобиль выехал на обочину дороги и опрокинулся в кювет.

Все действия водителя Б., были направлены на предотвращение столкновения и избежание причинения вреда жизни и здоровью людей, также имущественного ущерба.

Прибывшие на место происшествия сотрудники ГИБДД после оформления ДТП и проведения дознания в группе разбора, пришли к выводу о вине водителя Б. в совершении опрокидывания транспортного средства.

Вина водителя А., не была доказана, так как он успел вернуться на свою полосу после обгона и столкновения не произошло.

Причиной опрокидывания автомобиля, по мнению сотрудников ДПС, явились действия водителя Б., предпринявшего маневр вправо. После обращения в страховую компанию водителю Б., было отказано в выплате страхового возмещения.

Фактическим потерпевшим в приведенном примере является водитель Б. Выводы сотрудников ГИБДД относительно причины происшествия, исключают возможность получения им выплаты по ОСАГО.

Почему такой оборот приняло дело?

Ответ на такой вопрос лежит в неправильном определении и оценке механизма рассматриваемого опрокидывания. Для устранения недостатков дознания, допущенных ГИБДД и опровержения ошибочных выводов о причине ДТП, потребуется назначение и проведение назначения специальных судебных экспертиз.

  • Подробности в статьях:
  • Трасологическая экспертиза ДТП
  • Автотехническая экспертиза ДТП

Установление экспертами отсутствия технической возможности у водителей А. и Б.

избежать столкновения транспортных средств путем снижения скорости, при точном и своевременном выполнении норм ПДД РФ, определение механизма бесконтактного ДТП и его анализ, позволит истцу – водителю Б.

, обосновать заявленные исковые требования, а суду, сделать вывод о наличии оснований, предусмотренных статьями 1064, 1079 ГК РФ и Законом РФ «Об ОСАГО», для привлечения ответчиков А. и страховой компании к гражданско-правовой ответственности.

Рекомендации по оформлению ДТП с бесконтактным механизмом

Правила дорожного движения в пунктах 2.6, 2.6.1 ПДД РФ в доступной форме повествуют о порядке действий при оформлении ДТП.

Подробности в статье:

Порядок и последовательность действий водителя при оформлении ДТП

Рассматриваемая категория аварий, в силу присущих ей особенностей, исключает использование водителями правил Европротокола, предусмотренных положениях статьи 11.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

  1. Фиксация события и документирование аварии должно осуществляться только с участием сотрудников полиции.
  2. Вне зависимости от тяжести последствий автоаварии, её участникам следует вызвать на место происшествия сотрудников ДПС ГИБДД.
  3. Настоятельно рекомендуем не приступать к составлению схемы дорожно-транспортного происшествия и не убирать транспортные средства с дороги до прибытия полиции.
  4. Не стоит заблуждаться относительно единства мнений при оценке водителями причин и обстоятельств дорожного инцидента.
Читайте также:  Омс и дмс - в чем разница, преимущества и недостатки

Как правило, от него не остаётся ни следа, и оно меняется на противоположность, как только водители приезжают в ГИБДД для составления документом о ДТП. При бесконтактном ДТП полноценно составить и документировать происшествие могут только сотрудники ДПС.

  • От водителей требуется только заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого вместе с документами, выданными ГИБДД, должен быть направлен в страховую компанию.
  • Отсутствие правильно заполненного и подписанного участниками ДТП извещения о страховом случае – ДТП, является основанием к отказу в выплате страхового возмещения по ОСАГО.
  • Особое внимание участников происшествия должно быть уделено поиску доказательств, содержащих сведения о механизме и обстоятельствах происшествия.
  • К таковым относятся: очевидцы аварии, записи камер наблюдения, установленных вблизи места происшествия, данные видеорегистраторов, полученные от водителей и очевидцев.

Эти источники подлежат безотлагательному приобщению к материалам дела. Для этого в письменной форме составляется ходатайство и подается на рассмотрение должностному лицу ГИБДД, осуществляющему производство по делу.

Статья 24.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливает: все ходатайства по делу подлежат обязательному и немедленному рассмотрению должностным лицом, осуществляющим производство.

  1. Отказ в удовлетворении ходатайства оформляется в виде процессуального документа – определения, копия которого выдается заявителю.
  2. По итогам рассмотрения дела в ГИБДД потерпевший участник бесконтактного дорожно-транспортного происшествия получает на руки процессуальные документы и предъявляет их с заявлением в страховую компанию.
  3. При несогласии с постановлениями и решениями по делу об административном правонарушении, участники происшествия вправе их обжаловать в порядке, рассмотренном в этой статье.

Что делать при отказе в выплате страхового возмещения

  • Основания и порядок, по которым производится возмещение страхового вреда, рассмотрены подобно здесь.
  • Страховщик может не признать бесконтактное ДТП как страховой случай и отказать потерпевшему в выплате страхового возмещения.
  • В таком случае потерпевшему нужно готовиться к судебной тяжбе.
  • Прежде чем обратиться в суд с иском к страховой компании, потерпевший обязан исполнить требования досудебной процедуры – составить мотивированную досудебную претензию и направить ее страховщику.

Правовое регулирование процедуры общения потерпевшего и страховщика по вопросам и спорам о возмещении вреда, урегулировано норами статьей 11,14.1,16.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Выполнение потерпевшим требований перечисленных норм является обязательным до обращения в суд с иском к страховой компании по ОСАГО.

Источник: https://dtp-avtostrahovanie.ru/strakhovaya-vyplata-po-osago-pri-beskontaktnom-dtp

Всё о бесконтактном ДТП: что это такое, кто виноват и как получить возмещение по ОСАГО + судебная практика

Среди множества аварий, ежедневно случающихся на дорогах, есть так называемые бесконтактные. Практически любое бесконтактное ДТП является сложным случаем, при котором, как правило, определить виновника, и, соответственно получить потерпевшему возмещение очень трудно. При этом виновнику может грозить лишение прав даже за незначительную аварию!

С вами Кулик Илья и сейчас я расскажу, опираясь в том числе на судебную практику, об особенностях бесконтактных аварий и как надо поступать, чтобы свести к минимуму возможные неприятные последствия. Поехали!

Бесконтактное ДТП: что это

Бесконтактная авария отличается от обычной тем, что не происходит непосредственное взаимодействие между автомобилями участников, но из-за помехи, созданной одним из них, транспортное средство второго получает повреждения, наносит ущерб третьим лицам.

Самый распространённый вариант – когда подрезают, резко поворачивают, внезапно выезжают на главную дорогу, из-за чего водитель, пытаясь уйти от столкновения, совершает манёвр и врезается в ограждение, дерево, другие автомашины и т. д. К бесконтактному ДТП относят падение груза. Виновником бесконтактного ДТП может стать и пешеход, внезапно выбежавший на дорогу.  Сложность этого вида аварии заключается в том, что:

  1. обычно уезжает с места аварии создавший помеху, то есть являющийся виновником;
  2. зачастую лица, проводящие разбор аварии, неправильно трактуют п. 10.1 ПДД, указывая, что в случае опасности нужно тормозить до остановки, а не объезжать препятствие. И таким образом, в бесконтактном ДТП появляется вина и пытавшегося избежать происшествия;
  3. можно переложить часть вины на потерпевшего, ведь правила предписывают двигаться со скоростью, позволяющей постоянно контролировать автомобиль. А также можно вспомнить и про дистанцию.

Что не является ДТП

Стоит отметить, что если в результате аварийной ситуации не был причинён вред людям или имуществу, то это не считается дорожно-транспортным происшествием, даже если водителю для избежания столкновения пришлось принимать экстренные меры, приведшие, скажем, к выезду с дороги.

Коварный пункт 10.1 и другие

Думаю, всем известен п. 10.1 ПДД, предписывающий при возникновении опасности для движения замедлиться вплоть до остановки, по которому большинство автоинспекторов устанавливает вину водителя, пытавшегося манёвром избежать столкновения.

Известный автоюрист Юрий Панченко выделяет:

  • опасную ситуацию, при которой можно безопасно избежать аварии как торможением, так и маневрированием, о чём прямо сказано в абзаце 24 пункта 1.2 ПДД;
  • возникновение опасности – когда избежать аварии возможно только при снижении скорости, чего и требует п. 10.1 ПДД;
  • аварийную ситуацию, когда торможение не может гарантировать избежания ДТП. И в такой ситуации именно манёвр поможет смягчить последствия или даже избежать столкновения.

Более того, п. 1.5 ПДД требует поступать так, чтобы не создавать опасности и не причинять вреда. То есть если при использовании торможения будет нанесён вред, а при манёвре нет, согласно этому пункту надо маневрировать.

Тормозить или маневрировать?

Однозначного ответа, что делать в аварийной ситуации нет. Да и невозможно заранее рассчитать, при каком именно сценарии ущерб окажется наименьшим. Поэтому действуйте по ситуации. Просто имейте в виду, что при торможении в своей полосе, приведшем к столкновению с создавшем помеху установить его виновность проще.

При бесконтактном ДТП сделать это сложнее, но при юридически правильном подходе возможно. В первую очередь надо помнить, что не всякое нарушение правил есть причина аварии. Например, Верховный Суд при рассмотрении дела N 16-КГ13-26 не усмотрел в нарушении потерпевшей ч. 2 п. 10.1 ПДД причины аварии, определив, что ответственность должен нести создавший помеху.

Как оформить

По официальному оформлению бесконтактные происшествия не отличаются от обычных. Поэтому вам необходимо выполнить все те же действия, что и в стандартной ситуации, то есть вызвать ГИБДД. Оформление Европротокола не положено – одним из условий для упрощённого оформления является непосредственное взаимодействие ТС.

Статья в тему: Как действовать при ДТП: подробная пошаговая инструкция + образцы объяснения и встречного иска + видеобонус: как отличить недобросовестных автоюристов

На что обратить внимание

В происшествиях, когда не было столкновения, как и во всех остальных неоднозначных авариях, хорошую службу окажут видеозаписи (в первую очередь регистраторов) и свидетельские показания. Поэтому уделите особое внимание поиску очевидцев, позаботьтесь, чтобы у вас было видео, зафиксировавших происшествие, особенно если виновник уехал.

Очень важно зафиксировать в документах настоящую причину ДТП, то есть манёвр или иное действие, совершённое в нарушение ПДД, автомобиля, который не пострадал, но вызвал аварию, и, соответственно, сам автомобиль нарушителя, а также на дорожные условия. Потому что очень часто по разным причинам оформляется будто бы водитель-потерпевший сам не справился с управлением, а спровоцировавший остаётся ни при чём.

Так что к заполнению документов сотрудниками аварии надо отнестись очень внимательно и не бояться высказать своё несогласие с описанием ими происшествия, так как иначе возместить за счёт виновника (его страховой компании) ущерб будет очень сложно.

Экспертиза

Неясность обстоятельств происшествия зачастую требует проведения автотехнической экспертизы, которая помогает выяснить, правильны ли были действия водителей, и что именно стало причиной происшествия.

Куда обращаться за страховым возмещением

Бесконтактные аварии являются случаем, покрываемым по ОСАГО. Поэтому получить возмещение по страховке вполне реально, если установлен виновник.

  • Статья в тему:
  • Как получить страховку по ОСАГО после ДТП: подробная пошаговая инструкция + если виновник скрылся, если вы пешеход и т. д
  • Но одно из требований для возможности прямого урегулирования убытков, то есть получения возмещения в своей страховой, является столкновение двух автомобилей, то есть контакт между ними.
  • Статья в тему: Прямое возмещение убытков по ОСАГО – что это, кому положено, как правильно оформить и какие бывают сложности

Поэтому при бесконтактных авариях получить возмещение можно только у страховщика виновника, в свою страховую обращаться не положено. Это официальное мнение РСА, и оно закреплено в судебной практике Верховным Судом. Об этом позже.

Лишают ли за это прав

Во-первых, водительских прав могут лишить в качестве наказания за совершение аварии, в которой пострадали люди. Лицо, по вине которого нанесён вред, понесёт ответственность независимо от того, участвовало оно непосредственно в столкновении или нет.

Статья в тему: Какое наказание понесёт виновник и как потерпевшему получить возмещение, если при ДТП причинён ущерб здоровью

Во-вторых, создавшим бесконтактное ДТП грозит лишение прав за покидание места происшествия, если они уедут. Если действия лица приводят к дорожному происшествию, он сразу становится его участником, даже если его имущество не повреждено, а значит он обязан выполнить все обязанности при ДТП, установленные Правилами. И должен понести наказания в случае их несоблюдения.

Статья в тему: Что грозит, если скрылся с места ДТП и в каких случаях наказания не будет

Всё это подтвердил Верховный Суд в своём постановлении по делу №78-АД15-4. Поэтому будьте внимательнее на дороге, и если получилось так, что из-за ваших действий возникла аварийная ситуация, убедитесь, что не произошло ДТП, иначе даже из-за незначительного ущерба можно лишиться прав.

Можно ли избежать наказания за покидание места аварии?

Пожалуй, единственный способ остаться с правами в такой ситуации – убедить судью, что вы действовали неумышленно, так как не знали, что произошло ДТП. Но сделать это достаточно трудно, и, пожалуй, без опытного адвоката не обойтись.

К слову, в упомянутом деле водитель не пытался сослаться на неумышленность деяния. Он лишь приводил аргументы о своей непричастности к аварии, пытаясь доказать, что раз его автомобиль не получил повреждения, то и участником аварии он не является, которые, конечно, были отвергнуты судом, так как противоречили показаниям свидетелей и второго участника происшествия.

Статья в тему: 4 способа как избежать ответственности за оставление места ДТП

Судебная практика

Так как по бесконтактным ДТП не раз были судебные разбирательства, сформировалось утверждённые судами условия, при которых человека, из-за которого возник ущерб, можно было признать виновным. Для возникновения ответственности за причинение вреда достаточно:

  • возникновение вреда;
  • противоправное действие причинителя вреда;
  • взаимосвязь между двумя предыдущими пунктами
  • вина причинившего вред (не требуется при причинении водителем вреда пешеходу, пассажиру и т. п.).

При соблюдении этих условий наступает обязанность возместить вред. Как вы можете заметить, ничего не сказано о способе взаимодействия причинителя вреда и потерпевшего (их имущества). Поэтому при бесконтактных ДТП вполне вероятно признание вины водителя, создавшего помеху.

Это закреплено всеми Высшими Судами. Например, определением Конституционного Суда №701-О, Определением Верховного Суда № 32-КГ14-20, постановлением Президиума ВАС № 1399/13. И этот список неполный.

Однако несоблюдение одного из этих условий является основанием для отказа в возмещении ущерба. Например, в аварии где не пострадавшая сторона невиновна в нарушении ПДД, ответственность за ущерб она нести не будет.

Всё то же самое относится и к пешеходам. Однако вред здоровью водитель будет возмещать даже виновному в аварии пешеходу.

Виноват ли уходивший от столкновения?

Этот вопрос со ссылкой на судебное решение я уже рассматривал в подзаголовке «Тормозить или маневрировать». Сейчас расскажу ещё об одном любопытном случае на эту тему. Он произошёл в Ульяновске и тоже рассматривался Верховным Судом (дело № 80-АД13-5).

Тоже ситуация типичная. Водитель Kia Rio Б. резким перестроением создал помеху для следовавшей за ним водительницы Honda Jazz Р.

, та совершила резкий манёвр, закончившийся столкновением с отбойником, в результате чего владелица Honda получила телесные повреждения средней тяжести. Верховный Суд однозначно решил, что раз налицо нарушение водителем KIA ПДД (п. 8.

1) и создание помехи для попутного транспорта, приведшего к аварии, то он виновен и в причинении средней тяжести вреда здоровью и должен понести за это наказание.

Но в дальнейшем гражданском производстве по иску о возмещении ущерба, предъявленный к причинителю вреда было определена вина Б. на 60%, а 40% вины легло на потерпевшую Р., каждый получил соответствующие его выплаты. Именно здесь Р. припомнили нарушение п. 10.1 ПДД.

Вообще, был шанс уменьшить вину или даже признать невиновной водителя Honda Jazz, сославшись на возникновение «аварийной ситуации», при которой торможение уже не помогло бы избежать происшествия. Почему не было это сделано, а также почему не подавалась апелляция на это решение, мне не известно.

Читайте также:  Взыскание утс по каско: процедура в деталях и и прецеденты из судебной практики

Что же в итоге?

Как итог можно сказать: сложившаяся судебная практика Верховного Суда признаёт виновником аварии водителя, создавшего помеху, однако, чтобы «победить» коварный пункт 10.1 Правил, требуется немало усилий и грамотная юридическая поддержка. И, конечно, многое зависит от региона и судьи, рассматривающего дело, и поведения участников.

Мне известен случай, когда ещё в 2012 году, до упомянутых решений Верховного Суда, создавшего помеху водителя признали виновным и его страховая компания оплатила ущерб, несмотря на то, что пытавшийся уйти от столкновения выехал на встречку. Дело было в Тульской области. Стоит отметить, что была видеозапись происшествия с регистратора и спровоцировавший аварию сразу признал свою вину.

Бесконтактное ДТП – страховой случай

Ущерб, причинённый в таких авариях, однозначно является страховым случаем. Верховный Суд РФ в бюллетене №2 2015 года утвердил, что страховым случаем является причинение вреда независимо от того было или нет прямое взаимодействие автомобилей между собой, правоотношения сторон от типа взаимодействия не изменяются.

Ведь возникает ответственность причинителя вреда, в чём мы убедились в предыдущем подзаголовке, которая страхуется по ОСАГО, следовательно, СК должна возмещать ущерб потерпевшему.

Прямое урегулирование убытков

Решение, что при бесконтактном ДТП прямое возмещение неприменимо, не раз выносилось в судах. И оно закреплено в обзоре судебной практики, утверждённой Президиумом Верховного Суда от 22 июня 2016 года, в пункте 13.

Поэтому ответ на вопрос «В какую страховую обращаться?» однозначен: в СК виновника. Так что, если страховщик виновника посылает вас в вашу страховую, знайте, что он неправ. Напомните ему про формулировку «взаимодействия (столкновения) ТС» в законе об ОСАГО, а также упомянутый обзор практики.

Думаю, после этого мнение СК, о том, кто должен платить, станет правильным. А если нет, подавайте досудебную претензию и иск в суд. Скорее всего, дело до этого не дойдёт, но на всякий случай знайте, правда – на вашей стороне.

Подведём итоги

  • бесконтактное ДТП – когда повреждения возникают без столкновения авто;
  • к нему применимы все положения Правил по обычным авариям;
  • обязателен вызов ГАИ;
  • является страховым случаем;
  • неприменимо прямое возмещение убытков, обращаться надо в страховую виновника.

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

Источник: https://kulikavto.ru/dtp/beskontaktnoe-dtp-kto-vinovat-i-mozhno-li-poluchit-vozmeshchenie-po-osago.html

Бесконтактное ДТП: оформление и судебная практика по выплатам ОСАГО

Время чтения: 6 минут

В России с 2003 года введено обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов (ОСАГО).

Однако, когда дело доходит до страховых выплат, компании-страховщики не слишком торопятся расставаться с деньгами, особенно если ДТП было бесконтактным, то есть столкновения с транспортом виновника аварии не произошло.

Узнаем как решаются споры, если произошло бесконтактное ДТП: судебная практика и ее нюансы.

Классификация видов ДТП

К дорожно-транспортным относятся происшествия на дорогах, в которых участвует хотя бы одно движущееся транспортное средство (ТС). Если ни одно ТС не двигалось, любое происшествие с транспортом к ДТП не относится.

Классификация дорожно-транспортных происшествий содержится в приложении 6 к инструкции по учету ДТП, введенной в действие Приказом №328 МВД РФ от 18.06.1996. Перечень ДТП включает:

  1. Столкновение. При этом происшествии сталкивается несколько транспортных средств.
  2. Опрокидывание – когда движущееся ТС опрокидывается.
  3. Наезды:
    • на стоящий транспорт – одно из транспортных средств стоит;
    • на препятствие – столкновение с неподвижным предметом, например, столбом.
    • на пешехода;
    • на велосипедиста;
    • на гужевой транспорт. Столкновение с транспортом, который двигают тягловые животные;
    • на животное. Любое животное, если оно не тянуло транспорт.
  4. Падение пассажира.
  5. Прочие виды дорожно-транспортных происшествий.

Из классификации видно, что интересующий нас вид дорожно-транспортного происшествия относится к прочим видам ДТП. Поговорим об этом подробнее.

Какое ДТП является бесконтактным

Всем известны случаи, когда действия одного из участников дорожного движения привели к повреждению транспорта, объектов инфраструктуры или ранению и гибели людей. При этом сами транспортные средства не столкнулись.

Обычно такие происшествия происходят из-за нарушения правил маневрирования одним из водителей.

Тогда другой участник движения, стремясь избежать столкновения, резко маневрирует и сталкивается с другими участниками движения, неподвижными объектами, вылетает с дороги или совершает наезд на людей и животных.

Именно такие происшествия, когда виноват водитель, непосредственно не участвовавший в повреждении транспорта, и называются бесконтактными. Так как транспортное средство виновника аварии в непосредственный контакт с другими машинами, окружающими предметами и людьми не вступало и обычно остается неповрежденным.

Какие действия должен предпринять водитель при бесконтактном ДТП

Вне зависимости от контактного или бесконтактного характера происшествия, действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях установлены Правилами дорожного движения и неизменны. В первоочередном порядке следует:

  1. Остановить транспортное средство или не двигаться с места, если транспорт стоял.
  2. Выставить знак аварийной остановки (не ближе 15 метров – в населенных пунктах и не ближе 30 – за городом).
  3. Проверить состояние других участников происшествия и принять меры для оказания помощи пострадавшим.
  4. Зафиксировать обстоятельства произошедшего происшествия. Хорошо, если в машине работал видеорегистратор. Используйте аудио и видеосъемку, старайтесь выявить и получить контакты свидетелей.
  5. Сообщить о происшествии в ГИБДД и ожидать прибытия их сотрудников.
  6. Освобождить проезд. Выполнять это требование до прибытия сотрудников ГИБДД следует только в случае, когда движение полностью перекрыто. Если проезд остался, дождитесь полицейских.

Обратите внимание! Автомобиль виновника бесконтактного происшествия остается исправным. Иногда водитель даже не замечает, что стал участником происшествия. По этим причинам виновник часто пытается скрыться. Преследовать его не нужно. В этом случае вы сами покинете место ДТП и совершите правонарушение. Фиксируйте номер и приметы машины. В дальнейшем ее водителя разыщут сотрудники полиции.

Оформление бесконтактного происшествия

В настоящее время, если в дорожно-транспортном происшествии не пострадали люди и участники ДТП имеют одинаковое мнение о причинах, обстоятельствах и виновнике происшествия, разрешается оформлять ДТП на основании европротокола. Однако в случае с бесконтактным ДТП это делать не рекомендуется.

Причина в том, что страховая компания может заподозрить попытку мошенничества. Судите сами: машина виновника ДТП не пострадала, тем не менее он заявляет, что страховщик обязан оплатить ремонт другой разбитой машины. Обстоятельства выглядят крайне подозрительно.

Поэтому мы рекомендуем бесконтактные ДТП оформлять только в стандартном порядке с вызовом сотрудников ГИБДД и составлением справки о ДТП по результатам проведенных на месте происшествия экспертиз.

Страховщики и так, скорее всего, будут стремиться избежать финансовых потерь. Не стоит облегчать им уклонение от выполнения обязательств.

От составленных представителями правоохранительных органов документов отмахнуться значительно сложнее.

Куда и как звонить при ДТП.

Получение возмещения ущерба при бесконтактном ДТП по ОСАГО

Определенные проблемы при получении страховых выплат возникают почти всегда – страховщик теряет деньги. Однако возмещение по ОСАГО при бесконтактном ДТП еще более проблематично.

По этому виду страхования платежи осуществляет страховая компания виновника происшествия в пользу пострадавшего или страховой компании пострадавшего, если он обратился за прямым возмещением ущерба. Страховщики часто пытаются найти различные отговорки.

Они не признают факт происшествия ДТП либо отказывают в выплатах на основании того, что заявитель выбрал ненадлежащего плательщика.

Сразу отметим: прямое урегулирование, то есть получение возмещения от своей страховой компании, в случае с бесконтактным ДТП невозможно. Причины этого мы раскроем в следующем разделе нашей статьи.

Судебная практика по делам о бесконтактных ДТП

Страховые компании – это коммерческие предприятия, существующие на разницу между суммой собранных страховых премий и суммой произведенных выплат. Естественно, каждая выплата сокращает доходы страховщика.

Поэтому, прежде чем заплатить, стражовщики тщательно изучают каждое происшествие. Если, как им кажется, они находят основания для отказа в производстве выплат, они именно так и поступают.

Если во внесудебном порядке убедить компанию произвести возмещение ущерба не удалось, единственный способ добиться справедливости – обращение в суд.

Суды при принятии своих решений учитывают решения иных судов, вынесенных по аналогичным делам. То есть, если подобно дело уже рассматривалось и решение суда по нему осталось без изменений, то и решение по новому делу будет таким же. Именно поэтому важно изучение судебной практики. В рамках этой статьи нас интересует удебная практика по бесконтактному ДТП. Рассмотрим несколько случаев.

В начале статьи мы рассказали о том, что основной причиной бесконтактных ДТП является неправильное маневрирование виновника и, вследствие этого, резкое изменение направления движения пострадавшим. Но это не единственный случай бесконтактных ДТП.

Широкую известность получил случай, когда водитель автомобиля MAN, маневрируя, сбил ветку дерева, а та, в свою очередь, упала на припаркованный автомобиль Opel и повредила его. Страховая компания отказалась проводить выплаты, ссылаясь на то, что ДТП как такового не было, а владелец Opel виноват сам, так как не учел опасность от низко нависающей ветки.

Суд с доводами страховщика не согласился. В его решении сказано, что причиной падения ветки и повреждение легкового автомобиля стали маневры автомобиля MAN, а бесконтактный характер происшествия не может служить поводом для отказа в выплатах по ОСАГО.

Часто бесконтактные происшествия происходят при падении груза с транспортных средств. Водитель автомобиля МАЗ, некто Бабаев, плохо закрепил груз, в результате чего он упал и был поврежден автомобиль Volvo XC60.

Страховщик не желал признавать этот случай ДТП и проводить выплаты. Суд постановил, что Бабаев нарушил требования п. 23.2 ПДД о том, что перед началом движения следует убедиться в качественном креплении груза и отсутствии опасности его падения.

Соответственно, имело место ДТП и выплаты по ОСАГО должны быть проведены.

Теперь расскажем почему прямое возмещение ущерба в своей страховой компании при бесконтактном ДТП невозможно.

По делу о бесконтактном происшествии по вине гражданки Ермоленко, которая неожиданно начала разворачиваться, в результате чего гражданин Сызранов резко выкрутил руль, вылетел с дороги, перевернулся и ударился машиной в дерево, суд первой инстанции принял решение в пользу пострадавшего по его иску к своей страховой компании из-за отказа проводить выплаты. Это решение было подтверждено и в апелляционной инстанции. Эти суды исходили из содержания п.3 ст.1079 ГК, устанавливающей, что взаимодействие при ДТП может быть не только физическим.

Однако Верховный суд России в исполнении исковых требований пострадавшего по этому делу отказал. Так как, в законе об ОСАГО четко указаны случаи, при которых производятся выплаты и там указано, что под взаимодействием понимается столкновение.

Обратите внимание! Отказ произошел потому, что пострадавший обратился с иском к ненадлежащему плательщику. Обращаться за возмещением ущерба следовало в страховую компанию виновника происшествия. То есть в случае с бесконтактным ДТП прямое возмещение невозможно.

Ответственность для виновников бесконтактных происшествий

Для того чтобы быть признанным виновным в чем-либо нужно обязательно нарушить закон. В случае в ДТП мы говорим о правилах дорожного движения.

Соответственно, виновник бесконтактного ДТП несет не только материальную ответственность, но и другие виды ответственности за нарушение законодательства.

В зависимости от тяжести последствий нарушения ответственность может наступить, как административная, так и уголовная.

Могут ли виновника такого ДТП лишить прав

Если нарушение правил дорожного движения, совершенное виновником бесконтактного ДТП, предусматривает возможность лишения права управлять транспортом, такое наказание может быть применено.

Читайте также:  Расчет размера утилизационного сбора - формула, пример, калькулятор

Наказание за оставление места происшествия

За оставление места ДТП российское законодательство предусматривает штраф в размере 1 тыс. рублей и лишение прав на срок от 1 года до полутора лет, а также административный арест на срок до 15 суток. Теоретически виновник происшествия может попытаться доказать в суде, что не знал о своем участии в происшествии, и избежать наказания. Однако шансы на это малы.

Заключение

Бесконтактное ДТП – это такое происшествие, при котором непосредственного соприкосновения транспорта виновника и пострадавшего не произошло. Однако это все равно ДТП, которое необходимо оформить соответствующим образом. За возмещением ущерба по ОСАГО следует обращаться в страховую компанию виновника происшествия.

Бесконтактное ДТП: Видео

Источник: https://1avtoyurist.ru/dtp/obshhaya-informaciya/beskontaktnoe-dtp.html

Верховный суд разъяснил, как получить компенсацию за бесконтактную аварию

К кому обращаться и кто должен компенсировать ущерб за пострадавшую в аварии машину, если столкновения не было?

Так называемые бесконтактные аварии происходят довольно часто. Один водитель не уступил другому дорогу или проехал на красный свет, разворачивался в неположенном месте. Другой, чтобы избежать столкновения, поворачивает, но улетает с дороги. Авария есть, контакта нет.

При этом у пострадавших в таких ситуациях водителей возникает масса проблем. Сначала им нужно доказать, что авария произошла по вине другого участника, а потом найти способ взыскать с него ущерб. С кого требовать возмещение ущерба, разъяснил в своем решении Верховный суд.

Страховщики обновили среднюю стоимость запчастей

Итак, некто Сызранов ехал по дороге, как вдруг перед ним начала разворот машина, которой управляла некая Ермоленко. Чтобы избежать столкновения, Сызранов резко крутанул руль, но не справился с управлением, слетел с дороги, перевернулся и врезался в дерево.

ГИБДД установила, что в аварии виновата Ермоленко. Тогда Сызранов обратился в свою страховую компанию за выплатой по прямому возмещению ущерба. Однако страховщик ему в этой выплате отказал, сославшись именно на то, что столкновения двух машин не было.

Сызранов подал в суд на компанию и выиграл его. Суд постановил взыскать со страховщика 370 тысяч рублей в качестве возмещения ущерба и 100 тысяч рублей в качестве штрафа.

Однако страховщик с таким решением не согласился и обратился в апелляционную инстанцию. Но апелляционный суд также встал на сторону пострадавшего и подтвердил решение нижестоящего суда.

Верховный суд разъяснил, кто платит пострадавшему за аварию машины, если столкновения не было

Тогда страховщик обратился в Верховный суд. И тот установил, что нижестоящие суды заблуждались в своих решениях.

Согласно пункту 3 статьи 1079 Гражданского кодекса, под взаимодействием источников повышенной опасности понимается не только столкновение транспортных средств, но и иные виды взаимодействия.

Даже если не было непосредственного контакта (столкновения) в ДТП, ответственность за причинение вреда все равно лежит на виновнике аварии. То есть решение об отказе в выплате страхового возмещения нельзя признать законным.

Именно на это ссылались суды нижних инстанций.

Однако согласно пункту 1 статьи 14 закона об ОСАГО потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда своему страховщику только в строго установленных случаях.

А именно, когда в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам.

При этом авария произошла в результате взаимодействия (столкновения) двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована по ОСАГО.

МВД предложило лишать прав за отказ от медосвидетельствования

В данной ситуации страховщик действительно не должен был оплачивать ущерб в соответсвтии с законом об ОСАГО. В этой ситуации Сызранов должен был предъявить требования к страховщику причинителя вреда — виновника ДТП.

Пострадавший при таком бесконтактном ДТП водитель, когда вина другого водителя доказана, без возмещения ущерба не останется. Но за выплатой он должен обращаться не к своему страховщику, а к страховщику виновника аварии.

Компетентно

Лев Воропаев, юрист

— Верховный суд трактует именно понятие взаимодействие (столкновение), приведенное в статье 14.1 закона об ОСАГО, как непосредственное взаимодействие двух транспортных средств (хотя нижестоящие суды со ссылкой на 1079-ю статью ГК РФ высказывали иную позицию).

А раз не было непосредственного соприкосновения двух транспортных средств при ДТП, значит, как указывает ВС, не выполняется одно из требований по прямому возмещению убытков (ПВУ) по ОСАГО (ст. 14.1).

А поэтому, как опять же заметил ВС, в силу статьи 12 закона об ОСАГО необходимо обратиться в страховую компанию виновника.

Источник: https://rg.ru/2017/05/29/verhovnyj-sud-raziasnil-kak-poluchit-kompensaciiu-za-beskontaktnuiu-avariiu.html

Бесконтактное ДТП: судебная практика, куда обращаться, ОСАГО, что делать

Некоторые ДТП называют странным словом — бесконтактные. Происходят они потому, что движущемуся по трассе автомобилю кто-то или что-то помешало, он среагировал, и при этом причинил вред другим участникам движения. Однако он не контактировал с непосредственной помехой. О том, что делать в такой ситуации и какие нюансы нужно учитывать, рассказано далее в обзоре.

Что такое бесконтактное ДТПОсобенности бесконтактного ДТПЧто делать при бесконтактном ДТПКуда обращатьсяКак оформить Необходимые документыВидео: Что делать для получения выплаты по страховкеСудебная практикаВыплаты по ОСАГОКак избежать ответственностиvar index=document.

getElementsByClassName ('index-post');if (index.length>0) {var contents=index [0].getElementsByClassName ('contents');if (contents.length>0) {contents=contents [0]; if (localStorage.getItem ('hide-contents') === '1') {contents.

className+=' hide-text'}}}

Что такое бесконтактное ДТП
Особенность бесконтактных аварий состоит в том, что непосредственный виновник ни с кем не сталкивается. Он просто создаёт помеху для другого участника, и из-за возникшей помехи сталкиваются 2 других участника движения. Среди причин, которые заставили виновника создать помеху, могут быть:

занос на скользкой дороге;резкое торможение;внезапный поворот впереди идущего ТС;нарушение ПДД;превышение скорости;потеря управления автомобилем.

Создать помеху может не только ТС, но и выбежавшее на дорогу животное, падение незакреплённого груза с движущегося впереди грузового транспорта, падение на трассу дерева и другие похожие причины. Автомобиль, стремящийся избежать аварийной ситуации из-за помехи, может столкнуться с третьим участником или неподвижным предметом: зданием, деревом, ограждением, путепроводом.

Важно! Не спешите с ремонтом авто после ДТП до тех пор, пока не будут решены все возникшие вопросы, в том числе по страховым выплатам.

Особенности бесконтактного ДТП
Основная особенность такого ДТП в том, что оно трудно доказуемо. Лицо, создавшее помеху, может продолжить движение, несмотря на созданную им ситуацию — при отсутствии записи на видеорегистраторе доказать его вину почти невозможно. Ещё одна особенность происшествия: если никто не пострадал и имущественного урона нет, то и происшествия как бы тоже не было.

Что делать при бесконтактном ДТП
Если вы попали в такую ситуацию, есть несколько моментов, которые нужно учесть. Прежде всего, необходимо вызвать полицию.

Независимо от того, насколько незначительна авария, важно задокументировать это ДТП — вам понадобятся документы для страхового возмещения или судебного иска.

Протокол ДТП будет содержать массу информации, которая может понадобиться вам позже.

Алгоритм действий водителя после происшествия:

Непосредственно после инцидента все участники аварии должны остановиться. Убирать авто или менять их положение до разрешения инспектора нельзя. Неподвижность поможет установить картину происшествия. Выйдите из автомобиля и проверьте себя на наличие травм. Из-за шока вы можете не заметить боль. Если получены сильные повреждения, одновременно с полицией нужно вызвать скорую. Каждый участник должен поставить аварийный знак. Сохраняйте спокойствие и не паникуйте. Чтобы минимизировать проблемы, связанные с инцидентом, вам потребуется как можно больше доказательств и информации. И вы с большей долей вероятности сможете её собрать, если будете вести себя спокойно и сдержанно. Пока едет экипаж ГИБДД, осмотритесь, поговорите со свидетелями, попросите их задержаться до приезда полиции. Сфотографируйте ситуацию на дороге. Фотографируйте всё, что может помочь вам, в том числе номерные знаки транспортных средств участников и свидетелей. Это поможет, если другая сторона будет отрицать или излагать факты иначе. Если виновник скрылся, запишите всё, что можете вспомнить. Вам понадобится регистрационный номер его автомобиля, марка, модель и цвет. Если все участники на месте, то полиции для составления протокола понадобятся их имена, адреса проживания, номера водительских удостоверений, контактные телефоны. Эти же данные позже понадобятся и страховой компании. Будет разумно переговорить со свидетелями. Если они подтвердят вашу версию происшедшего, это очень поможет. Запишите всю информацию, которая кажется вам важной: чем больше документальных доказательств, тем лучше для вас. Если стороны могут договориться об урегулировании инцидента, сделайте это до приезда полиции.

Следующее, что вам нужно сделать после аварии, — это обратиться за медицинской помощью. Даже если вам не больно или в состоянии стресса вы этого не ощущаете, важно провериться. И, к сожалению, возможны ситуации, когда документ об обращении в медицинское учреждение тоже будет важным доказательством в суде и других ситуациях. Поэтому травмы должны быть задокументированы.

Знаете ли вы? Самый быстрый в мире серийный легковой автомобиль Bugatti Veyron Super Sport развивает скорость 431 км/ч.

Куда обращаться

Если вы предвидите возникновение сложностей, то за имеющееся до приезда инспекторов время можно получить консультацию у знакомого юриста.

Тем, у кого в страховом полисе есть пункт «возмещение ущерба третьим лицам после ДТП», нужно позвонить страховой компании.

Обязательно соблюдайте ту последовательность действий, которая записана в вашем договоре — там может быть пункт об обязательном уведомлении страховой компании сразу же после ДТП.

Как оформить

Экипаж ГИБДД, прибыв на место происшествия, должен произвести осмотр места ДТП, опросить свидетелей, участников и составить протокол. Установить виновников на месте происшествия возможно, но не всегда правомерно. Это будет сделано в ходе дальнейшего расследования. Виновных должен определять суд на основании полученных показаний, результатов экспертиз и другой информации.

Особенности составления протокола:

Прежде всего помните, что ни вам, ни кому-либо другому, не запрещено говорить всё что угодно. Но лучше, если к словам будут приложены факты. Так, даже скрывшееся с места происшествия авто или собака, перебежавшая дорогу, не исчезают бесследно.

На месте инцидента могут остаться следы автомобильной краски, собачья шерсть, сломанные кусты, следы протектора и другие доказательства. Протокол с места ДТП будет основным доказательством по делу в суде. Поэтому ответьте на вопросы инспектора и можете ожидать в своей машине, пока составление протокола не будет закончено.

Если в вашем страховом договоре есть пункт об обязательном присутствии представителя страховой компании на месте ДТП, то помните, что он должен приехать раньше, чем инспектора закончат составление бумаг. До того как подписывать, поинтересуйтесь у представителя полиции, будут ли ещё дополнения.

Если да, то сначала полицейский должен полностью дописать документ, и только потом дать вам его для ознакомления. Проверьте правильность вписанных данных. Если вы с чем-то не согласны, в графе «Объяснение» впишите «Не согласен» и объясните кратко, почему.

Если есть доказательства, дописывайте: «Имеется запись регистратора, подтверждающая факт…». Поставив подпись, заберите копию протокола. Оригинал остаётся у инспекторов. Теперь вы можете продолжать движение.

Необходимые документы

На основании протокола должно быть вынесено постановление об административном правонарушении. Если виновник самоочевиден, то полицейские могут на месте составить данное постановление и выдать справки участникам ДТП. Но они способны трактовать ситуацию не верно, не в вашу пользу и т. д. Если вас не устраивает исход дела, то дальнейшее определение виновных относится к компетенции суда.

Помните, что протокол — это документ, в котором описывается происшествие сотрудниками ГИБДД. Он не может быть оспорен. Если его не подписать, это ни на что не повлияет — инспектор просто запишет, что вы отказались подписывать.

Поэтому обязательно внимательно читайте, выражайте в нём несогласие и только потом подписывайте. Оспорить через суд можно постановление, которое будет составлено после протокола. На это даётся 10 дней с момента его вынесения.

Если инспектора не составляют данный документ на месте — значит, из ГИБДД пришлют его по указанному вами адресу.

Видео: Что делать для получения выплаты по страховке

Судебная практика

Степень виновности в бесконтактном ДТП определять трудно.

У суда может быть недостаточно доказательств для того, чтобы точно установить истину, поэтому инспектора могут пойти по пути наименьшего сопротивления: возложить вину на самого пострадавшего, в соответствии с п.10.1 ПДД. Данный пункт обязует участников движения, в случае возникновения форс-мажора на дороге, замедлить движение и остановиться.

  • Рекомендуем для прочтения:
  • План действий при невыплате страхового полиса ОСАГО
  • Правила расчёта ОСАГО
  • Обращение в ОСАГО виновника ДТП
    Можно ли внести изменение в полис ОСАГО

Но п. 1.5 ПДД разъясняет, что в случае, если замедление и остановка никак не помогали бы избежать аварии, то водитель просто должен был выполнить те действия, которые зафиксированы в протоколе, тем самым избежав причинения участникам ещё большего вреда.

Доказать такую ситуацию самостоятельно сможет далеко не каждый водитель, поэтому разбор бесконтактного ДТП в суде требует наличия результатов экспертиз и грамотного автоюриста. Также помните, что ДТП данной категории чаще становятся категорией прецедентного права.

Результат их рассмотрения зависит от доказательной базы, умений юриста и информации о таких же ситуациях, решение по которым было принято в интересующем вас ключе.

Выплаты по ОСАГО

Правовое регулирование выплат осуществляется на основании норм ФЗ «Об ОСАГО», которые записаны в ст. 11, 14.4, 16.1.

Особенность ситуации состоит в том, что именно бесконтактные ДТП являются одной из основных статей, по которым орудуют страховые мошенники, поэтому страховые компании очень скептически относятся к подобным инцидентам. И сделают всё, чтобы доказать отсутствие страхового случая.

Чтобы доказать вину того, кто спровоцировал аварию, и отсутствие вины со стороны потерпевшего, понадобится трасологическая и автотехническая экспертизы ДТП. Независимо от того, делали ли её представители ГИБДД в ходе досудебного расследования, страховая компания будет проводить свою экспертизу.

Поэтому подумайте о хорошей доказательной базе в то время, когда находитесь на месте ДТП, и об услугах грамотных юристов — ведь вам придётся доказывать наступление страхового случая в суде против страховой компании. Сам порядок выплат и их сумма прописаны в вашем страховом договоре.

Если вам удастся доказать наступление страхового случая, то они будут осуществлены.

Как избежать ответственности

Чтобы было проще доказывать что-либо в судах, пострадавший может заказать проведение независимой экспертизы. Для этого необходимо обратиться в любую компанию, имеющую лицензию на проведение трасологической и автотехнической экспертиз. Порядок работы независимых экспертов регламентируется «Правилами проведения независимой технической экспертизы» утверждёнными Положением ЦБ РФ №433-П от 19.09.2014. Найдя такую компанию, ознакомьтесь с теми материалами экспертиз, с которыми им удалось выиграть суд. Это поможет вам убедиться в том, можете ли вы доверить им вести своё дело.

Независимая экспертиза обязательно проводится в присутствии всех участников ДТП, установленных протоколом ГИБДД, и представителя страховой компании. Уведомление о её проведении будет выслано им за 5 дней до проведения. Учитывая вышеизложенное, будьте внимательны на трассе.

В случае если ДТП произошло, ведите себя спокойно и уверенно. Помните, что всё решают доказательства и квалифицированные юристы, которые смогут их убедительно представить и интерпретировать.

К сожалению, бесконтактное ДТП — это одна из наиболее проблематичных для водителя ситуаций.

Источник: https://auto.rambler.ru/roadaccidents/42578229-beskontaktnoe-dtp-sudebnaya-praktika-kuda-obraschatsya-osago-chto-delat/

Ссылка на основную публикацию