Один из важнейших факторов, влияющих на размер страховой компенсации по договору ОСАГО, – техническое состояние автомобиля до момента аварии. Исходя из степени износа основных деталей, определяется коэффициент, корректирующий сумму выплаты по возмещению фактического ущерба владельцу. Рассмотрим методику расчета износа и особенности ее применения с учетом действующего закона.
Что такое расчет износа по ОСАГО
Износом авто по ОСАГО называют показатель, учитывающий фактический возраст машины в целом и отдельных ее деталей до момента ДТП с утратой качества. Учет данного фактора позволяет определить остаточный ресурс машины. Чем больше изношенность поврежденных деталей автомобиля, тем меньшую сумму компенсации получит владелец, если ущерб компенсируется денежной выплатой.
Изменения в законе по ОСАГО по поводу износа
Задача страхования ОСАГО – возмещение ущерба пострадавшим в ходе аварии, с учетом размера нанесенного урона. Наличие заключенного договора автогражданки – обязанность каждого водителя. В случае ДТП оплата расходов на ремонт машины и лечение пострадавших производится за счет страхового полиса нарушителя.
Компенсация за понесенный ущерб возможна двумя способами:
- страховой выплатой – при ее начислении фактор износа автомобиля важен для расчета суммы компенсации по ОСАГО;
- восстановительным ремонтом, проведенным в СТО по направлению страховой компании. В этом случае расходы компенсирует страховая компания, без учета амортизации машины. При проведении ремонта запрещено заменять поврежденные узлы запасными частями, бывшими в употреблении.
Поправки, внесенные в закон об ОСАГО в мае 2017 года, не коснулись методики расчета износа. Но ряд положений Федерального закона № 49-ФЗ изменили порядок компенсации ущерба, повлияв на учет амортизации при расчете выплаты по ОСАГО:
- за исключением отдельных ситуаций, водитель лишен права выбора формы возмещения ущерба по ОСАГО. Восстановление автомобиля производится в специальном СТО, отвечающем установленным требованиям, с выплатой стоимости ремонта страховой компанией;
- степень изношенности должна учитываться только при денежной форме возмещения ущерба, исключая проведение восстановительного ремонта, оплаченного страховщиком.
Учёт страховщиком степени износа при расчёте выплат по ОСАГО – основная причина уменьшения размера возмещения, причитающегося пострадавшей в ДТП стороне.
Раньше при выплате денежной компенсации водителю насчитывали сумму, уменьшенную с учетом степени износа поврежденных деталей. Теперь авто направляется на ремонт. Страховщику необходимо полностью возместить стоимость работ с учетом новых запчастей, установленных взамен поврежденных, вне зависимости от их состояния до аварии.
Порядок расчета определяется «Правилами страхования», утвержденными Центробанком РФ.
Кто и как проводит расчет
Обследование технического состояния машины после ДТП с учетом степени фактического износа до аварии – задача страховщика.
Страховая компания должна определить стоимость восстановления автомобиля по ОСАГО с последующей компенсацией ремонта или денежной выплатой владельцу.
Поэтому страховщику необходимо инициировать проведение экспертизы авто, определяющей:
- фактическое состояние ТС до момента аварии;
- перечень дефектов и повреждений, полученных в ходе ДТП.
Экспертиза проводится с участием владельца. Если клиент не согласен с выводами экспертов, привлеченных страховщиком, он может организовать независимое обследование.
Расчет уровня изношенности авто производится экспертами страховой организации, согласно утвержденной ЦБ РФ в сентябре 2014 года методике № 431-П. Процент определяется с учетом:
- паспортной даты начала эксплуатации машины;
- даты происшествия, зафиксированной документацией, составленной ГИБДД по итогам расследования ДТП;
- модели авто;
- пробега, исходя из данных одометра;
- уровня износа высоты шинного протектора, срока эксплуатации покрышек;
- качества ранее проведенного ремонта, при его наличии;
- технических особенностей элемента и прочих обстоятельств.
Перечисленные факторы принимаются в виде поправочных коэффициентов, учет которых влияет на расчетную величину в формуле.
Цены деталей по ОСАГО начисляются по справочнику РСА, единому для всех страховщиков.
Перечень деталей, не предусматривающих износа
Законодательно утвержден перечень элементов, не предполагающих расчет износа. Это конструктивные части, влияющие на безопасность автомобиля и людей. Расчет выплаты по ОСАГО производится без учета износа в обязательном порядке для следующих деталей:
- подушек безопасности;
- ремней безопасности, включая составные элементы их крепления;
- детских креплений;
- элементов системы тормозов – дисков, шкивов, накладок, деталей пневматической и гидравлической систем;
- составляющих рулевого управления – наконечника, тяги, рычагов, трубопроводов и пр.;
- сцепных устройств;
- системы сцепления.
Для остальных комплектующих при определении суммы денежной выплаты определение процента изношенности – обязательное условие.
Формула расчета износа для выплаты по ОСАГО
Для расчета уровня износа при выплате страховки применяется формула:
Ид = 100 × (1 – 2,72Δдс×Тд + Δдп×П), где
- Ид – показатель износа отдельной детали;
- Δдс – степень влияния срока службы элемента на его изношенность;
- Тд – продолжительность работы элемента;
- Δдп – степень влияния пробега автомобиля на изношенность элемента;
- П – величина пробега.
Для того, чтобы рассчитать износ по ОСАГО, можно воспользоваться онлайн-калькуляторами, которые можно найти на просторах Интернета, или формулой.
Коэффициенты принимаются из табличных приложений в методике. Фактические данные относительно пробега и срока эксплуатации авто и отдельных деталей берутся из технической документации машины и показаний одометра.
Также применяются коэффициенты дополнительной амортизации, с учетом:
- повышенной коррозии, не свойственной данному элементу;
- повреждений обшивки, превышающих по размеру десять процентов общей площади элемента;
- результатов недобросовестно проведенного ремонта;
- дефектов и повреждений покраски, превышающих десять процентов площади;
- частичной замены или восстановления материала элемента;
- дефектов стеклянных изделий с аналогичным допуском по площади повреждения;
- повреждений пластиковых узлов, не связанных с аварией.
Степень износа рассчитывается отдельно для каждой поврежденной детали. Затем определяется цена элемента. После суммирования стоимости поврежденных узлов, подлежащих замене, определяется общая сумма денежной выплаты.
Максимальная величина износа
Закон ограничивает степень износа пятьюдесятью процентами. Вне зависимости от фактического значения показателя, полученного в ходе расчета, если он превышает указанную величину, результат округляется до пятидесяти процентов.
Как проконтролировать страховую
Клиенту, попавшему в аварию и оформляющему денежную выплату по страховке ОСАГО, необходимо контролировать СК:
- продублировать расчет, согласно действующей методике, сравнив результат с представленным страховщиком. Детально изучить выданную страховой компанией документацию с калькуляцией проведенного расчета;
- проверить наличие всех фактических повреждений, с учетом скрытых, в составленном страховщиком перечне;
- убедиться в точности даты начала эксплуатации автомобиля. Этот момент не обязательно совпадает с датой производства техники, используемой СК, чтобы скорректировать размер соответствующего коэффициента в свою пользу;
- проверить примененные расценки на запчасти, использованные страховой компанией.
Клиенту помогут калькуляторы и справочные данные, предлагаемые тематическими сайтами и официальным порталом РСА.
При наличии обоснованных возражений следует направить претензию в адрес страховой компании. Владелец должен документально обосновать допущенные страховщиком нарушения, потребовав правильно рассчитать сумму выплаты. В случае отказа СК вопрос рассматривается в суде, с учетом справедливости приведенных аргументов.
Итог
Степень износа влияет на размер выплаты по ОСАГО, но только если речь идет о денежном возмещении ущерба. При выполнении восстановительного ремонта СК обязана полностью оплатить стоимость работ, с учетом установленных новых деталей взамен поврежденных.
Источник: https://avtojur.com/strahovanie/osago/raschet-iznosa
Как считать амортизацию основных средств и нематериальных активов | формула расчета нормы амортизации | пример расчета амортизации — Эльба
Основные средства и нематериальные активы — это имущество и нематериальные ценности организации, которое используется в её деятельности и способны приносить организации доход от владения ими и их использования в течение долгого периода времени — не менее 1 года (станки, инструмент, автомобили, недвижимость, патенты на изобретения, лицензионные или авторские права, товарные знаки и т.д).
Со временем станки устаревают, инструмент изнашивается, здания разрушаются, старые патенты заменяются на новые, более технологичные.
А если вы, например, захотите продать свой станок или здание, то возникает вопрос — а какова же его реальная стоимость с учетом активного использования? Не может же 3-летняя «Газель» стоить по цене новой.
Так мы приходим к необходимости учитывать износ основного средства (нематериального актива) или его обесценивание со временем. С учетом нам поможет амортизация.
Эльба подготовит бухотчётность для ООО. Сервис простой: вам не нужно знать проводки. Отчёты по налогам и за сотрудников тоже сформируются сами.
Что же такое амортизация?
Амортизация — это процесс периодического переноса начальной стоимости основного средства или нематериального актива на производственные, коммерческие или общехозяйственные расходы — в зависимости от того, как этот актив используется.
Есть несколько способов амортизации, но юрлицам на УСН, вероятно, стоит выбирать самый простой — линейный способ амортизации.
Линейный способ заключается в том, что в течение всего срока полезного использование основное средство или нематериальный актив списываются равными долями. Амортизацию начисляют ежемесячно, начиная со следующего месяца после введения имущества в эксплуатацию, и до тех пор, пока не амортизируют полностью первоначальную стоимость основного средства или нематериального актива.
Как мы можем посчитать амортизацию?
Как видно из формулы, необходимо будет определить первоначальную стоимость и срок полезного использования для расчета ежемесячной суммы амортизации. Если с суммой первоначальной стоимостью проблем нет, то определить срок использования — порой сложная задача.
Бухучет с Эльбой — это просто!
Определяем срок полезного использования
Для нематериального актива срок полезного использования устанавливает сама фирма. Это срок в течение которого НМА будет использоваться и тем самым приносить доход.
Для основных средств в бухгалтерском учете предприятие тоже может установить срок использования самостоятельно, но не лишним будет согласовать этот срок с уже разработанными нормами и классификаторами.
Поэтому для определения срока полезного использования мы рекомендуем воспользоваться классификатором основных средств по амортизационным группам, утвержденным Постановлением Правительства №1 от 01.01.2002.
Если основное средство относится к нескольким группам амортизации — выбор срока полезного использования рекомендуем делать из диапазона тех групп, к которым оно относится, исходя из предполагаемого времени эксплуатации объекта основных средств.
Таким образом, станет возможным получить сумму ежемесячной амортизации.
Если необходимо определить сумму амортизационных отчислений за период, например, на 01.01.2019, то следует сначала определиться с датой ввода в эксплуатацию, а затем посчитать, сколько ежемесячных сумм амортизации должно было быть произведено. Таким образом, можно ежемесячную сумму амортизации умножить на количество месяцев с момента ввода в эксплуатацию.
Пример расчета
Источник: https://e-kontur.ru/enquiry/130
Амортизационный износ в страховании
В процессе использования или производственного применения средств происходит их амортизация, определяемая естественным моральным или физическим износом объекта, оформленного под страховую защиту.
Она учитывается при определении страховой суммы, а также при проведении ремонтно-восстановительных работ и при ликвидации убытков. Амортизация интерпретируется бухгалтерской и налоговой концепцией, используемой для оценки потерь стоимости актива.
Она уменьшает его стоимость, что сказывается на размере компенсационных выплат.
Что представляет собой процесс?
Амортизация определяет износ объекта, в результате которого происходит потеря его стоимости. Она измеряется в денежном выражении и идентифицирует перенос стоимости имущества, с помощью которого осуществляется определение воздействия на произведенный товар.
К примеру, при оказании услуги при помощи оборудования, в ее стоимость будет включена потеря его собственником, обусловленная изношенностью в результате выполнения конкретной работы. Для амортизации характерно понятие нормы, выражаемой в процентах за годовой период.
Степень изношенности имущества в процессе использования определяется правовыми актами, регламентирующими норматив. С его помощью можно рассчитать сумму, которую необходимо перенести на результат труда.
Согласно договору страхования, возмещению подлежит причиненный вред в результате страхового случая, который интерпретируется как расходы страхователя на восстановление поврежденного имущества или на приобретение нового объекта, равноценного утраченному. При расчете величины выплаты страхового возмещения учитывается амортизационный износ.
Порядок его определения с учетом износа отдельных элементов не может быть отображен должным образом в договоре, чтобы изначально не ущемлять права страхователя. При отображении такого раздела в соглашении, величина компенсационной выплаты всегда будет меньше причиненного ущерба.
В результате такого решения, собственник объекта не сможет привести его в состояние, соответствующее параметрам, актуальным до наступления обстоятельств.
Учитывается ли при страховых выплатах?
Учет амортизации в расчетах страховых возмещений не имеет единого решения для всех страховщиков. Поскольку отсутствует законодательное регулирование этого вопроса, то каждая страховая компания устанавливает свои регламенты в сфере порядка проведения расчетных операций.
Вопрос учета амортизации актуален во всех страховых компаниях, предлагающих страховой продукт, ориентированный на покрытие рисков убытков при гибели застрахованного имущества.
В такой ситуации многие страховщики снижают выплату в свою пользу за счет учета амортизационного износа ликвидированного объекта.
Его определение актуально при проведении технической экспертизы.
К параметру можно отнести потерю стоимости объекта в результате изменения его технического состояния в процессе эксплуатации, что оказывает влияние на конструктивные, функциональные и эксплуатационные характеристики.
Причинами изменения свойств застрахованного объекта, которыми оперируют страховщики в своих доводах, являются изнашивание, усталостные разрушения, пластические деформации и изменения физико-химических свойств конструктивных элементов и материалов.
Как производится расчет?
На практике, во избежание споров сторон, износ объекта изначально учитывается в страховой сумме за счет занижения его покупной стоимости до его потенциальной цены, актуальной на начальную дату действия страхового договора.
В таком ракурсе, страховщик при наступлении страховых обстоятельств компенсирует страхователю стоимость его имущества, актуального на момент заключения договора.
Для проведения расчетных операции, учитываются методики, на основании которых производятся расчеты страховых тарифов.
Законом определено, что при заключении страхового договора, в обязанности страховщика входит согласование со страхователем порядка определения компенсационных выплат, относительно включения в него раздела амортизационного износа или проведения расчета без учета параметра. Отсутствие документального подтверждения, что у страхователя была возможность заключения договора без включения в выплату амортизации, является основанием для клиента требовать компенсацию в полном объеме.
Заключение
Таким образом, амортизационный износ подразумевает уменьшение стоимости имущества в процессе его использования. Включение в страховое соглашение условий о компенсации ущерба с учетом амортизации и износа объекта (узлов, частей и другого) не обусловлено ни одним нормативным актом о страховании. Тем не менее страховщики практикуют такие выплаты возмещения, особенно в автостраховании.
Источник: https://insur-portal.ru/dictionary/amortizacionnyy-iznos
Износ для выплаты ОСАГО: расчет коэфициента в 2019
При расчете компенсации при наступлении страхового случая ОСАГО учитывается износ элементов транспортного средства. Во время проведения экспертизы оценивается возраст транспорта, факт замены деталей. Полученная цифра напрямую зависит от итогового результата, который выведет эксперт и повлияет на сумму компенсации.
Что такое износ автомобиля и как он влияет на ОСАГО
Российское законодательство не определяет понятие “износ” для расчета стоимости ремонта или замены поврежденных частей автомобиля. Однако в нормативным акте Центробанка, служащему как дополнение к основному ФЗ № 40 об обязательном страховании авто, содержится правовая норма данного понятия.
Согласно акту, автогражданка действует по принципу выплаты компенсации владельцу авто, которое попало в ДТП, выплаты производит как страховая компания или сам виновник происшествия за счет своего полиса.
Страховая фирма оплачивает не только ремонт и восстановление, но и производит замену комплектующих транспорта. Но все авто в ДТП не новые на 100%. Раньше страховщики подсчитывали степень износа поврежденных деталей на момент столкновения. И выплата осуществлялась не по цене новой запчасти, а с учетом ее износа.
С мая 2017 года действую поправки в данной сфере подсчета износа и его влияния на ОСАГО. Это ФЗ № 49 “О внесении изменений в Федеральный закон об обязательном страховании гражданской ответственности ОСАГО владельцев транспортных средств”. Что привело к перерасчету и выплате компенсации без учета износа ТС и с ним в определенных ситуациях.
Что говорит закон о вопросах износа ТС по ОСАГО
Согласно Положению № 432 в 1 пункте 3.4 (о единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт) указано:
- размер компенсации на восстановление определяется с учетом изношенности комплектующих авто, которые подлежат замене.
Законодательная норма указывает на параметр изношенности авто как характеристику размера потери деталей авто от первоначально состояния. Расчет должен производится с целью определить потери и возместить их пострадавшему.
Расчет износа авто
Параметр изношенности авто рассчитывается несколькими способами:
- Страховой агент заказывает экспертизу и оценивает состояние авто.
- Владелец авто заказывает независимую экспертизу.
- Владелец авто, попавшего в ДТП, производит расчет на онлайн-калькуляторе.
Когда и кем производится расчет износа
Расчет износа проводится страховой компанией после наступления случая ДТП. Страховщик отправляет авто на экспертную оценку состояния транспорта, степени повреждений. Такую же экспертизу может заказать сам собственник транспортного средства, если не уверен в расчетах компании. После этой процедуры выбирается один из способов компенсации:
- денежная выплата;
- направление на ремонт.
Внимание. По факту ремонт может обойтись дороже, а разницу будет доплачивать сам водитель.
На какие детали износ не распространяется
Износ распространяется только на заменимые детали и запчасти. Если при ремонте детали можно восстановить, то выплату страховки производят без учета изношенности.
Но износ не начисляется на некоторые виды оборудования, список которых узаконен и идет дополнением в ФЗ № 40 (как приложение №7 от Банка РФ). К данным элементам относятся следующие:
- части подушек безопасности;
- крепления и ремни безопасности;
- гидравлическая система;
- сигнализация;
- пневматические тормоза;
- динамики и акустические установки;
- индикаторы неисправности тормозов;
- рулевой механизм;
- сцепное устройство и т.д.
В полном списке присутствует оборудование, при повреждении которого автомобиль требуется вывести из эксплуатации, а не восстанавливать.
Методика, формула и пошаговый порядок расчета с примером
На законодательном уровне принята единая методика расчета износа авто. Она используется страховыми компаниями и онлайн-калькуляторами. Формула расчеты выглядит следующим образом:
- Износ автомобиля по ОСАГО (деталей, узлов, агрегатов) рассчитывается по следующей формуле:
- где:
Ики — износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата) (процентов);
e – основание натуральных логарифмов (e ≈ 2,72); - ΔT – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего изделия (детали, узла, агрегата), его срока эксплуатации;
Tки– срок эксплуатации комплектующего изделия (детали, узла, агрегата);
ΔL – коэффициент, учитывающий влияние на износ комплектующего (детали, узла, агрегата) величины пробега транспортного средства с этим комплектующим изделием;
Lки – пробег транспортного средства на дату дорожно-транспортного происшествия.
- Значения коэффициентов ∆T и ∆L для различных категорий и марок транспортных средств приведены в приложении 5 к настоящей Методике подсчета.
- Например:
- Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705.
- Далее возводится основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получается = 0,75033809
- 1 — 0,75033809 = 0,2496619
- 100 х 0,2496619 = 25%
Износ равен 25%. Данный процент применим к любой детали авто.
Для онлайн-калькулятора (https://www.osa-spb.ru/kalkulyator-raschjota-iznosa-transportnogo-sredstva.html) используются следующие параметры (с примером):
- Дата эксплуатации – 12.12.2007.
Источник: https://strahovanie.guru/osago/deystviya-pri-dtp-po-osago/vyplaty-po-osago/iznos-v-osago.html
Что такое износ и как рассчитываются выплаты по ОСАГО с учетом амортизации? Действия при обмане страховщиками
Автомобиль попал в ДТП и пострадал? Сразу возникает вопрос – какая выплата положена по полису автогражданского страхования. В соответствии с ФЗ-40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 сумма компенсации зависит от расходов на восстановление транспортного средства в доаварийное состояние.
К таким затратам относятся ремонт, приобретение запчастей и материалов, необходимых для замены поврежденных. При этом стоимость «пострадавших» узлов оценивается с учетом их износа.
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (499) 703-38-65. Это быстро и бесплатно!
Скрыть содержание
Что это такое?
Износ деталей по автогражданке является естественным процессом, который происходит во время эксплуатации авто.
Важно! Размер амортизации влияет на сумму возмещения ущерба от ДТП, если оно является страховым случаем.
На естественный износ транспортного средства и его деталей влияет ряд факторов. К ним относятся:
- год выпуска, год введения авто в эксплуатацию (в некоторых случаях эти даты могут отличаться, к примеру, если в автосалоне был куплен новый автомобиль, выпущенный годом ранее);
- пробег;
- общее состояние покрышек, которые установлены на машину (срок эксплуатации, размер протектора и проч.).
Этот параметр учитывается только в том случае, когда требуется заменить определенный узел или деталь. Если поврежденные элементы можно восстановить, износ не учитывается. Чаще всего размер естественной амортизации составляет 8-15% от начальной стоимости автомобиля.
Расчет
В первую очередь необходимо разобраться, как действует автогражданка или ОСАГО. Данное страхование направлено на возмещение ущерба пострадавшей в ДТП стороне. Выплаты осуществляются за счет полиса виновника аварии. Поэтому ОСАГО является обязательным для всех владельцев транспортных средств.
Страховая компания компенсирует расходы на восстановление только тех узлов и агрегатов, которые пострадали при столкновении. При этом нужно помнить, что пострадавшее авто не было на 100% новым. Поэтому страховые выплаты рассчитываются не по стоимости новых частей, ас учетом их амортизации.
Кто выполняет?
Производить расчет износа авто по автогражданке может только независимый эксперт, с которым заключили договор страховщики. По этой причине многие владельцы транспортных средств жалуются на небольшие компенсации, не покрывающие все затраты на ремонт.
Чтобы избежать подобной ситуации, автовладельцам рекомендуется самостоятельно ознакомиться с методикой расчета амортизации.
Методика и формула
Для расчета износа по ОСАГО страховые компании применяют единую методику, утвержденную Положением Центрального Банка РФ от 19.09.2014, главными факторами которой являются:
- год выпуска транспортного средства;
- пробег;
- срок использования узла или детали (только в том случае, если по ним существует необходимая информация).
При определении размера компенсации основным показателем является год изготовления авто. Всего за год размер вероятной страховой компенсации может снизиться на 8-10%.
На сумму выплаты по покрышкам влияют такие характеристики:
- высота рисунка протектора у новой «резины»;
- высота рисунка протектора на момент аварии»;
- установленная нормативными документами высота рисунка.
Если в аварии пострадали новые шины, то при наличии документов, подтверждающих дату приобретения, можно получить компенсацию без амортизации по страховке.
В соответствии с существующей методикой износ рассчитывается по формуле:
Ики=100*(1-е-(∆TТки-∆LLки)), где
- Ики – амортизация комплектующего элемента транспортного средства (процентов);
- е – основание натурального логарифма (е ≈ 2,72);
- ∆T – коэффициент, который учитывает влияние на амортизацию узла или детали их возраста;
- Тки – возраст комплектующего элемента автомобиля (лет);
- ∆L – коэффициент, учитывающий воздействие на амортизацию комплектующей части общего пробега машины с этим элементом;
- Lки – пробег (тыс.км).
Значения коэффициентов ∆L и ∆T для разных типов транспорта указаны в приложении №5 к Единой методике расчета износа по ОСАГО.
Расчет для реального автомобиля
Разберем на наглядном примере, как рассчитывается амортизация по ОСАГО:
- авто марки – CHERY T11 TIGGO;
- дата выпуска – 2009;
- пробег – 85251 км;
- дата аварии – 18 июля 2015 г.
Для данной модели транспортного средства вышеназванные коэффициенты будут иметь следующие значения:
- е ≈ 2,72;
- ∆T = 0,057;
- Тки = 6 (лет);
- ∆L = 0,0029;
- Lки = 85,25 (тыс. км).
Подставляем их в исходную формулу и получаем, что Ики=44,52%. Это значит, что для расчета страховой суммы будет учитываться амортизация равная 44,52%
Какой максимальный процент амортизации по автогражданке?
Раньше максимальный размер амортизации по автогражданке составлял 80%, что составляло достаточно существенную сумму. К примеру, при стоимости транспортного средства 500 тыс. рублей, автовладелец может получить не более 100 тыс. рублей. Это не выгодно ни с точки зрения экономики, ни логики.
Поэтому в октябре 2014 года в законодательство, действующее в данном направлении, были внесены некоторые поправки. После вступления поправок в силу максимальный размер износа стал составлять 50%.
Важно! Данный размер амортизации закреплен законодательством, и любое отклонение может привести к серьезной административной ответственности.
При этом комплектующие изделия, существенно влияющие на безопасность движения и жизнь людей, страховщики почти всегда оплачивают в полном объеме, независимо от износа и других факторов.
Детали и узлы, для которых нет учета амортизации
При расчете страховой выплаты амортизация учитывается на все узлы и детали транспорта, кроме тех, которые напрямую влияют на безопасное использование авто. Перечень деталей, для которых не учитывается износ по автогражданке, приведен в 7 приложении Постановления Центрального Банка РФ. К ним относятся:
- детские кресла, подушки и ремни безопасности;
- пневматика и гидравлика тормозов;
- элементы антиблокировки;
- тормозные колодки, диски, барабаны;
- индикаторы повреждения тормозов;
- пружины тормозных колодок и педалей;
- суппорты;
- элементы рулевого управления;
- отдельные узлы сцепления.
Выплата с учетом затрат на ремонт или покупку запчастей
Размер выплаты по ОСАГО зависит от затрат на осуществление ремонта, покупку материалов и запасных деталей. Рассчитывается стоимость необходимых запчастей с учетом амортизации по формуле:
РЗ=(k1*СД1*(1-И1/100)+…+ (kn*СДn*(1-Иn/100), где
- k – количество запчастей одного типа, которые требуется заменить;
- СД – стоимость одной детали;
- И – амортизация элемента.
- Количество комплектующих изделий, нуждающихся в замене, определяют независимые эксперты, а их стоимость регулируется специальными справочниками.
- Определяя стоимость запчасти, требуется учитывать регион регистрации автомобиля.
- Из формулы следует, что страховая выплата уменьшается за счет амортизации.
Например, в ДТП был поврежден бампер. Стоимость нового бампера 6 500 рублей, монтаж нового бампера обойдется в 2 000 рублей. Износ авто составляет 25%.
С учетом амортизации стоимость нового бампера составляет: 6 500 – 6 500/100*25 = 4 875 руб.
Размер страховой выплаты: 4 875+2 000 = 6 875 руб.
Полученная компенсация на 1 625 руб. меньше.
На первый взгляд сумма небольшая, но если в аварии пострадало больше элементов, а износ транспортного средства больше, то невыплаченная сумма может серьезно отразиться на финансовом состоянии автовладельца.
Что делать, если СК обманывает при оценке
Так как расчетом амортизации занимаются сотрудники страховой компании, заинтересованные в большей прибыли, то ее размер может быть серьезно завышен. Но не все автовладельцы знают, как поступить в такой ситуации и что нужно делать, чтобы получить все соответствующие выплаты в полном объеме. Если СК обманывает при оценке владельцу транспортного средства нужно действовать по такой схеме:
- провести повторную экспертизу у независимого эксперта, несвязанного со страховой компанией;
- подать исковое заявление в суд (на этом этапе рекомендуется обратиться за помощью к профессиональному автоюристу, который поможет правильно оформить пакет необходимых документов);
- дождаться решения суда.
При незначительном уменьшении страховой выплаты суд может принять решение в пользу СК.
Если такое произошло, то можно обратиться в вышестоящую инстанцию. По мнению специалистов, современная методика расчета компенсации по ОСАГО еще не совершенна и нуждается в доработке. Поэтому автовладельцам следует самостоятельно изучить схему расчета выплат и амортизации по ОСАГО. Это поможет в дальнейшем избежать конфликтных ситуаций с СК.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 703-38-65 (Москва)
Это быстро и бесплатно!
Источник: https://UrAvto.com/strahovanie/osago/iznos.html
Учет износа по КАСКО
Довольно часто при аварии или угоне автомобиля размер страхового возмещения по КАСКО не покрывает в полном объеме причиненный ТС ущерб.
Причина происходящего в том, что при эксплуатации транспортное средство постепенно теряет свою стоимость из-за износа, что учитывается при расчете компенсации.
Действующим законодательством средняя величина износа определена на уровне 0,04%-0,05% за день эксплуатации (постановление правительства РФ № 361).
Как рассчитывается амортизация автомобиля?
Износ можно вычислить по формуле, указанной в Положении о методике определения расходов на восстановительные ремонтные работы по поврежденному ТС (№ 432 от 19.09.14).
Начисление износа выполняется только по деталям, требующим замены, и не учитывается при восстановлении детали. Расчет износа автомобилей и деталей должен производиться на момент страхового события, но не на дату оценки.
Показатель степени износа зависит:
- по составляющим от:
- срока эксплуатации детали (механизма);
- общего пробега ТС к моменту страховой ситуации;
- по шинам от:
- реальной высоты рисунка на протекторе (мм) и минимально допустимой по законодательству;
- срока эксплуатации шин (после 3 лет процент износа значительно возрастает).
Расчет (в %) металлических составляющих производится по формуле:
- ИЗН = 100 х (1 – Е (-4Тк / (20 + 4Тс)), где
- Е — основание логарифма натурального (примерно 2,72);
- Тк – период эксплуатации автомобильного кузова (лет);
- Тс — гарантия производителя АМТС от сквозной кузовной коррозии (лет).
Износ по шинам рассчитывается следующим образом:
- ИЗН = (Н1 – Н2) / (Н1 – Н3) х 100%, где
- Н1 — размер нового элемента (рисунка) шинного протектора (мм);
- Н2 — высота рисунка протектора реальная (мм);
- Н3 — минимальный размер протекторного рисунка, установленный законодательством РФ (мм).
Амортизация пластиковых элементов выводится следующим образом:
- ИЗН = 100 х (1 – Е -0,1 х П), где
- Е — основание логарифма натурального (порядка 2,72);
- П — возраст элемента, изготовленного из пластмассы (лет).
Расчет КАСКО выплаты с учетом износа можно выполнить с помощью специализированных сетевых сайтов, предлагающих онлайн-калькуляторы. Но полученное значение будет не совсем корректным, так как программой могут не учитываться многие параметры, принципиальные и убыточные для клиента, но не принятые к учету системой.
Выгодно ли КАСКО без износа?
Перед принятием решения о страховании автомобиля с учетом износа деталей или без учета следует сравнить примерную стоимость полисов и размер страховых выплат.
КАСКО без учета износа дороже КАСКО с износом на 10%-15%. К примеру, стоимость страховки с амортизацией составит порядка 75 тыс.руб. на автомобиль, оцененный в 500 тыс.руб. Подобный полис, но без амортизации, будет стоить 86,25 тыс.руб.
Усредненный годовой процент равен 6%. Сумма 11,25 тыс.руб. будет не дополучена клиентом (при ущербе в 187,5 тыс.руб.) в случае страхового происшествия. При проценте на момент ДТП в размере 10% КАСКО без амортизации окупится при ущербе в размере 112,5 тыс.руб.
Показатели зависят от установленного размера износа и времени ДТП (вначале, в конце или в середине срока действия страхового соглашения). В среднем полис без ущерба может окупиться в нескольких авариях со средним размером ущерба или в одном сильном ДТП. Поэтому страхование с износом больше подходит для опытных водителей.
Для подержанных автомобилей существует некоторая особенность страхования. Стоимость полиса по такому типу транспортных средств обычно выше, чем по новым аналогам. Но выше и процент износа. При покупке полиса без амортизации в случае страховой ситуации старые детали должны быть заменены на новые, что является выгодным обстоятельством для владельца ТС.
Одним из вариантов решения проблемы с износом по КАСКО служит ГАП-страхование, но в нем также присутствуют как плюсы, так и минусы для конкретных клиентов и ситуаций.
Когда возможна выплата без учета износа?
Выплата страхового покрытия по КАСКО с учетом износа в случае кражи автомобиля или его полной конструктивной гибели производится всеми страховщиками. Даже при оформленном договоре без учета амортизации в случае признания тотальной гибели ТС страховая организация рассчитывает износ.
Клиенту выплачивается страховая сумма без стоимости пригодных для дальнейшего использования остатков (если они передаются клиенту) и за минусом износа, рассчитанного по правилам страхования СК.
Усредненные амортизационные нормы по автомобилям составляют 1%-1,9% в месяц для новых ТС, для машин 2-летнего возраста – 15% в год, для автомобилей старше 2 лет – 10%-20% ежегодно.
Но законодательство РФ (Гражданский Кодекс РФ, закон о страховом деле) не содержит указаний на необходимость использования показателя износа при расчете страхового возмещения.
Более того, клиент имеет право претендовать на всю сумму (страховую), если предоставит официальный отказ в пользу СК от права на годные остатки ТС (ст.10 закона № 4015 в ред. от 25.12.2012).
Страховая структура не может отказать клиенту в его законном праве на такой выбор.
При выплате страховщиком неполной суммы возмещения (с учетом износа) при кражехищении или полной гибели автомобиля следует оспаривать подобное решение путем подачи искового заявления в суд.
Каждого участника дорожного движения, признанного виновным в ДТП, может коснуться необходимость возмещения убытков в порядке суброгации по КАСКО с учетом износа. Избежать этого можно при наличии договора добровольного страхования (ДАГО), который вступит в действие при недостатке страховых средств по другому полису.
При наличии самого незначительного шанса признания собственной невиновности в ДТП важно непременно им воспользоваться, что позволит избежать предъявления суброгации.
Если не удается избежать претензии, то следует попытаться минимизировать предъявляемую к оплате сумму, присутствуя при осмотре пострадавшего автомобиля (для пресечения указания в акте не относящихся к данному ДТП повреждений) и аккуратно передвигаясь по дорогам (с соблюдением ПДД).
Некоторые страховые организации переходят к практике возмещения ущерба путем выплаты по КАСКО без учета износа, не принимая во внимание амортизацию самого автомобиля или его элементов. Стоимость страховки на несколько процентов возрастает, но клиент может быть уверен в полной компенсации расходов по ущербу его ТС.
Источник: https://www.insurance-liability.ru/uchet-iznosa-po-kasko.html
Расчет выплаты по Осаго с учетом износа
Защищенный по «автогражданке» автовладелец, попавший в автокатастрофу и ставший потерпевшим, наверняка захочет взять как можно больше денег с виновника инцидента. Но как известно, если инициатор происшествия на дороге был также защищен полисом, то расплачиваться с потерпевшим будет не он, а его страховая контора.
На первый взгляд, все складывается хорошо, зная, что придется иметь дело с организацией, а не просто не ответственным человеком. Но СК занижают компенсацию, поскольку учитывают изношенность ТС. Поэтому давайте разберем подробнее, что это за параметр такой учет износа по ОСАГО: расчет процента износа авто с выплатами по страховке невиновным.
Выплаты по Осаго
Начнем с того, что еще в прошлом году в силу вступил закон, за счет которого выплата ОСАГО с учетом износа теперь уже в 2020, предназначается только определенным категориям потерпевших (пострадавших физически в результате автокатастрофы, при полном уничтожении ТС и т.д.).
Для остальных же автовладельцев величины износа по ОСАГО не учитываются, поскольку ТС автоматически отправляется в ремонт. Отправив на ремонт, СК оплачивает стоимость всех работ включая абсолютно новые запчасти и изнашивание запчастей роли не играет.
Если вы относитесь к категории невиновных в ДТП водителей которым полагается компенсация, то вам необходимо рассчитать износ автомобиля, попавшего в автокатастрофу. Износ по ОСАГО – это приоритетный параметр, который влияет на величину выплаты в дальнейшем.
Простыми словами, износ автомобиля – это процент который получается в результате подсчета возраста, пробега средства передвижения и других показателей. То есть, это своего рода изнашивание автомобиля, которое неминуемо происходит в процессе его эксплуатации.
Как рассчитывается износ автомобиля
В действующем законодательстве о защите автогражданской ответственности ОСАГО 2020 присутствуют специальные положения, которые регулируют порядок расчета страховых выплат, а именно определяют размер расходов на ремонт.
Страховые агенты и оценщики используют этот способ только для расчета выплат компенсаций пострадавшим. В зависимости от того сколько процентов получится в результате расчета, такое по размерам смогут получить возмещение невиновные водители.
В основной расчет износа автомобиля заложены такие данные как:
- Дата начала эксплуатации ТС (выпускной год автомобиля);
- Дата автокатастрофы;
- Категория авто и страна, в которой он производится;
- Автопробег (его величина на момент происшествия);
- Величина (высота) протектора покрышки.
Перед тем как рассчитать износ, указанные выше показатели переводят в специальные значения (коэффициенты). Для принятия нужного коэффициента используется таблица, в которой указаны транспортные средства по категориям.
Если используется формула для расчета, то применяются как коэффициенты применительно к сроку эксплуатации и автопробегу, а также их непосредственные величины (в годах и в тыс. км), которые перемножаются между собой.
К примеру, взяв пятилетнее Audi с автопробегом 33,5 тыс. км, мы можем посчитать износ пострадавшего ТС с помощью специальных калькуляторов. Калькуляторы, используя специальную формулу и значения, посчитали что износ будет равен ≈ 25%.
Каков максимальный процент износа машины по ОСАГО
Теперь вы знаете каким образом производится расчет износа по ОСАГО поврежденного автомобиля. Естественно, каждый пострадавший получающий возмещения с учетом износа получит не полную сумму. Как видно из примера, если коэффициент износа из указанных показателей автомобиля получился равным 25%, то скажем выплата будет равна именно этому значению.
То есть, если для расчетного автомобиля необходим бампер ценой 15 000 рублей, то, когда считается износ равный 25%, потерпевший получит лишь 11250 рублей. Естественно, владельцам абсолютного нового авто, которому пару месяцев от роду, интересно какой минимальный процент износа автомобиля по ОСАГО будет применим к ним. К радости обладателей новеньких авто, данный параметр будет равен нулю.
А вот максимальный процент считается немного иначе. Ведь известно, что изношенность зависит от возраста, и если, посчитав по формуле коэффициент получился равным 68% или более, то он все равно в последствие приравнивается к 50%. То есть, максимальное значение изношенности может быть равно не более 50%.
Методика и формула расчета
Как вы уже поняли калькуляторы ведут расчет по единой методике, установленной на законодательном уровне. Использовать калькулятор износа ОСАГО достаточно удобно, поскольку вам не нужно задумываться над тем как рассчитывается износ, вы просто указываете даты и числа и нажимаете кнопку рассчитать.
- Но если онлайн калькулятор Осаго износа у вас не внушает доверия, вы можете посчитать самостоятельно, какой будет сумма при выплате полиса гражданской ответственности ОСАГО при ДТП.
- Сама же формула расчета амортизации износа автомобиля выглядит так:
- Износ = 100 х (1 – е-х)
Х = Коэф. срока х Срок эксп. + Коэф. автопробега х Пробег
- Применяя формулу к соответствующим значениям, которые, мы указывали ранее, получим:
- Х = 0,042 (коэффициент срока эксплуатации) х 5 (непосредственная величина) + 0,0023 (коэффициент пробега) х 33,5 (непосредственная величина) = 0,28705
- Возводим основание логарифма е-х (равного ≈ 2,72) в степень, получившуюся выше и получаем = 0,75033809
- 1 — 0,75033809 = 0,2496619
- 100 х 0,2496619 = 25%
- Износ = 25%
- Далее посчитанный износ применяется к любой из нужных деталей и агрегатов для ремонта автомобиля.
На какие детали учитывается, на какие нет
Как известно, для восстановительного ремонта ТС может понадобится множество запасных частей, узлов и агрегатов, в том числе материалы для кузовных работ и т.д.
Безусловно, необходимо учитывать тот факт, что страховые компании не могут позволить себе оплачивать полноценную стоимость поврежденных деталей, поскольку на момент автокатастрофы авто могло быть уже не новым. Следовательно, рассчитывается процент, а именно износ деталей авто и выплачивается только частью от нужной суммы.
Несмотря на то, что при изношенности по ОСАГО с учетом коэффициентов потерпевшие получают не полные компенсации, есть некоторые детали, которые устанавливаются новыми по полной стоимости.
Итак, такими деталями при которых не учитывается износ являются:
- Приспособления, осуществляющие безопасность водителя: подушка, ремень, крепление для ребенка;
- Тормозная система и ее элементы;
- Агрегаты, отвечающие за рулевое управление.
Таким образом, если для данных запчастей не определяется процент износа, то СК оплачивает их полноценную стоимость. Но стоит заметить, что детали без износа по ОСАГО, а точнее их стоимость может выйти за пределы максимальной суммы возмещения, выплачиваемой СК. В таком случае, невиновный водитель, которому восстанавливают авто будет вынужден доплачивать сам или обязать на это инициатора ДТП.
Выплата
Давайте вернемся к тому, что у размера страхового возмещения есть лимит.
Любые выплаты по ОСАГО с учетом износа или без, осуществляются только после того, как будет проведена оценка ущерба специалистами.
Естественно, в случае повреждения имущества потерпевшего вместе с телесными повреждениями (вред здоровью), страховая контора инициатора автокатастрофы обязана выплатить полную стоимость ремонта и лечения.
По ОСАГО выплаты производятся без учета транспортного налога. Количество расходов на материалы и запасные части ложится целиком на плечи СК. Если, учитывая расчет износа авто, выделяемая сумма компенсации не покрывает все ваши убытки, вы можете обратиться с жалобой к СК.
Если они будут иметь обоснованную причину в отказе, недостающую часть денег должен возместить виновник аварии в судебном порядке.
Как проконтролировать страховую
Всем известно, что ремонт автомобиля, особенно при замене полностью на новые автозапчасти, может обойтись в большую сумму. Если нет вреда причиненного здоровью водителя, то компенсацию ОСАГО выплачивают в натуральном эквиваленте.
Но часто получается, что договор обязательного страхования не приносит никакой выгоды, поскольку сумма, на которую эксперты оценивают ТС часто не соответствует действительности. И вот когда страховое возмещение недостаточно велико и приходится обращаться в суд.
Когда по ОСАГО заключен договор у страховщика появляется обязанность в проведении экспертизы и оценке урона, поврежденного авто. Оценщики, которые сотрудничают с СК стараются преуменьшить размеры инцидента, тем самым уменьшая размер компенсации.
Если наличие разницы между реальным повреждением и оцененным очевидно, то вы можете потребовать калькуляцию или же провести свою независимую экспертизу. Помните, что автострахование РСА и расчет стоимости запчастей ОСАГО ведется по единой методике.
Поэтому старайтесь проверять не только расчеты, но и сверять все даты, ведь неправильно вписанная дата начала эксплуатации может серьезно сказаться на размере компенсации.
Источник: https://InsureKind.com/osago/uchet-iznosa-po-osago-raschet-protsenta-iznosa-avto-s-vyplatami-po-strahovke
Как рассчитывается износ по ОСАГО в 2020 году?
Если после ДТП производится выплата, а не ремонт на СТОА, и требуется замена отдельных деталей автомобиля, то расчёт выплаты по «автогражданке» производится с учётом износа. Эта норма описана в пункте 4.15 Главы 4 Правил страхования, утверждённых Центробанком.
Такое положение дел возмущает многих автолюбителей, особенно владельцев сильно подержанного транспорта. Нередко страхового возмещения не хватает на полноценный ремонт автомобиля.
Например, стоимость подлежащего замене бампера составляет десять тысяч рублей, ремонтные работы обходятся ещё в три тысячи, а страховая компания выплачивает автовладельцу всего пять тысяч рублей.
После такой выплаты помимо возмущения появляется желание проверить справедливость расчёта экспертов.
Формула расчёта, его методика и применяемые коэффициенты регламентируются Положением Центробанка № 432-П от 19 сентября 2014 года. При определении степени амортизации конкретного автомобиля независимые эксперты учитывают в своих калькуляторах две позиции.
- Срок службы детали, выраженный в количестве лет эксплуатации.
- Пробег автомобиля на момент страхового случая.
Кроме того, в формуле используется специальный коэффициент, учитывающий влияние на амортизацию детали срока службы и пробега транспортного средства. Его значения указаны в Приложении № 5 к Положению Центробанка № 432-П.
Также в формуле могут быть применены коэффициенты дополнительной амортизации детали при наличии следующих факторов:
- повышенная коррозия, не свойственная детали;
- повреждения облицовки и кузова, занимающие больше десяти процентов площади детали и не относящиеся к страховому случаю;
- следы ремонтных работ, выполненных с нарушением технологии;
- дефекты ЛКП, занимающие больше десяти процентов площади детали;
- ремонтные вставки и врезки при восстановлении детали;
- трещины, сколы или потёртости стёкол, зеркал и световых приборов, занимающие больше десяти процентов их площади;
- повреждения неокрашенной пластиковой детали, если они не относятся к страховому случаю.
Есть в Положении Центробанка № 432-П и положительные для автовладельцев моменты. В частности, в Приложении № 7 приводится обширный перечень деталей, замена которых оплачивается без учёта износа. В их числе подушки и ремни безопасности, различные элементы системы торможения и рулевой системы.
В соответствии с пунктом 19 статьи 12 Федерального закона «Об ОСАГО» , максимальный размер износа детали в 2020 году не может превышать пятьдесят процентов от её рыночной стоимости.
То есть определённые границы амортизации всё-таки есть. Например, страховая компания не вправе выплачивать за бампер меньше пяти тысяч рублей, если аналогичная новая деталь стоит десять тысяч.
При этом среднерыночную стоимость конкретной детали можно проверить на сайте РСА .
Немаловажно помнить и о сохранности чеков на все заменяемые запчасти, например, когда за несколько дней или недель до ДТП автовладелец заменил какую-либо деталь.
Допустим, он не сохранил товарный или кассовый чек и акт выполненных работ с СТОА, проводившей замену запчасти. В дальнейшем эта деталь была повреждена в результате дорожной аварии.
Независимый эксперт и страховая компания сочтут такую деталь подержанной, а значит при расчёте возмещения к ней будут применены нормы износа.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно не только сохранять все документы после каждого ремонта транспортного средства, но и своевременно сообщить эксперту, что недавно была произведена замена поврежденной детали. Желательно уведомить об этом и страховую компанию, причём непременно в письменной форме.
Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_kak_rasschityvaetsya_iznos_po_osago